Что такое подтишка фольклоре

Малые жанры фольклора

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Содержание

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка

Примеры

Вариант 1
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил? [1]

Вариант 2 (фигурирует в мультфильме «Песенка мышонка»):
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у.
Шуууу. (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели.

Прибаутка

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы

Дорога ложка к обеду.
Волка бояться в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь рыбу из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь, — соломки бы подстелил.
Мягко стелешь, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Заклички

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Скороговорка

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун.

Общая история

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

Ссылки

См. также

Примечания

Что такое подтишка фольклоре. Смотреть фото Что такое подтишка фольклоре. Смотреть картинку Что такое подтишка фольклоре. Картинка про Что такое подтишка фольклоре. Фото Что такое подтишка фольклоре

Что такое подтишка фольклоре. Смотреть фото Что такое подтишка фольклоре. Смотреть картинку Что такое подтишка фольклоре. Картинка про Что такое подтишка фольклоре. Фото Что такое подтишка фольклоре

Полезное

Смотреть что такое «Малые жанры фольклора» в других словарях:

Жанры поэзии Лермонтова — ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм. Ученич. лирика Л.… … Лермонтовская энциклопедия

Мелетинский, Елеазар Моисеевич — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Елеазар Мо … Википедия

Елеазар Моисеевич Мелетинский — (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1 Биография 2 Сочинения … Википедия

Елеазар Мелетинский — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский — Мелетинский, Елеазар Моисеевич Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической… … Википедия

Мелетинский, Елеазар — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский Е. — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский Е. М. — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский Елеазар Моисеевич — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Фольклор — (англ. folklore «народная мудрость») народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных… … Википедия

Источник

Что такое пестушка?

Что означает слово «пестушка»? Об одном из порождений материнского фольклора, его роли в развитии малыша, а также других жанрах поэзии пестования — речь в этой статье.

Что называют пестушкой

Пестушки — короткие стишки для самых маленьких. Их рассказывают в бодром ритме, сопровождая поглаживанием или ласковым прикосновением к малышу.

Что такое подтишка фольклоре. Смотреть фото Что такое подтишка фольклоре. Смотреть картинку Что такое подтишка фольклоре. Картинка про Что такое подтишка фольклоре. Фото Что такое подтишка фольклореИх приговаривают, помогая ребенку потягиваться после сна.

Пестушки, как и колыбельные, — направление материнского фольклора. Оно появилось как инструмент ухода за малышами. В основе лежит ласковое складное обращение к ребенку, которое веками создавали и развивали бабки да мамки, нянчившие детей. Об этом говорит название, произошедшее от слова «пестовать». Оно означает — растить, нянчить, лелеять, воспитывать. Поэтому воспитателей раньше называли «пестунами».

Роль пестушек в развитии ребенка

Особенность и важность пестушек состоит в том, что они всегда сопровождают движение.

Их приговаривают, помогая ребенку потягиваться после сна, акцентируя внимание на массаже ручек, ножек, спинки. Взрослые делают движения, которые малышу пока недоступны.

Для каждой части тела и момента жизни младенца создаются свои стишки, которые и нянчат, и развивают ребенка. Сочетая в себе игру и физическую активность, становятся первой зарядкой малыша. В атмосфере любви и заботы быстрее осваиваются движения, навыки общения, звуки и мелодика родного языка.

Что такое подтишка фольклоре. Смотреть фото Что такое подтишка фольклоре. Смотреть картинку Что такое подтишка фольклоре. Картинка про Что такое подтишка фольклоре. Фото Что такое подтишка фольклореНародная педагогика обрела легкую и доступную форму.

Кормление, купание, умывание проходят под мамин или бабушкин стишок, который учит различать «хорошо-плохо», закладывая фундамент морали.

Примеры пестушек

Придумано много забавных стихотворений обо всех частях тела, от пяток до макушки:

Что такое подтишка фольклоре. Смотреть фото Что такое подтишка фольклоре. Смотреть картинку Что такое подтишка фольклоре. Картинка про Что такое подтишка фольклоре. Фото Что такое подтишка фольклоре

Замечательные стишки про «плечики человечика»:

Что такое подтишка фольклоре. Смотреть фото Что такое подтишка фольклоре. Смотреть картинку Что такое подтишка фольклоре. Картинка про Что такое подтишка фольклоре. Фото Что такое подтишка фольклоре

Или такие, под которые противное одевание пройдет незаметно:

Что такое подтишка фольклоре. Смотреть фото Что такое подтишка фольклоре. Смотреть картинку Что такое подтишка фольклоре. Картинка про Что такое подтишка фольклоре. Фото Что такое подтишка фольклоре

Благодаря ненавязчивому шутливому общению малыш легко усваивает информацию, приспосабливается к окружающему миру, растет, узнавая новые жанры материнского фольклора: потешки, прибаутки, заклички, загадки, скороговорки. Все они неразрывно связаны, перетекая друг в друга в ходе развития народного творчества.

Что такое подтишка фольклоре. Смотреть фото Что такое подтишка фольклоре. Смотреть картинку Что такое подтишка фольклоре. Картинка про Что такое подтишка фольклоре. Фото Что такое подтишка фольклореПятки, розовые пятки, поиграем с мамой в прятки.

Вопросы и ответы

Кто такой пестунчик?

Так ласково называли подопечных пестунов, их питомцев-любимчиков.

Чем пестушка отличается от потешки?

«Подросшую» пестушку называют потешкой. Это — песенка-игра. Она тоже развлекает — «потешает». Но отличается тем, что предполагает ответ ребенка в виде действия.

Чем пестушка отличается от прибаутки?

Еще одна «родственница» пестушек и потешек — прибаутка, краткий переходный вариант сказки. Смешной диалог или рассказ отличается от пестушки обязательной сюжетной линией. Их рассказывают деткам постарше с познавательной целью.

Частный случай прибауток — небылицы: смешные невероятные истории.

Они интересны детям в том возрасте, когда уже можно понять явную несуразность ситуации.

К поэзии пестования относятся и заклички. Название происходит от слова «клич» и содержит призыв, просьбу к природе: идти дождику, светить солнышку.

Есть ли пестушки для взрослых?

После экскурса в историю, этот вопрос можно считать риторическим. Хотя почему нельзя в шутку пестить и немаленькие ручки-ножки? Или от большой любви: для матери дети — всегда дети.

Какие названия у самых популярных пестушек?

Воспоминания детства — «Сорока-ворона», «Петя-петушок», «Коза рогатая», «Ладушки».

Возможно, пестушки запомнились, чтобы легче было растить новое поколение пестунчиков?

Источник

Что такое:: малые жанры фольклора

Все мы в детстве любили отгадывать загадки, мамы пели нам колыбельные песни, все мы знаем русские пословицы и поговорки. Все это — малые жанры фольклора. Исследователи также относят к ним пестушки, частушки, потешки, прибаутки, пословицы и поговорки.

Что такое подтишка фольклоре. Смотреть фото Что такое подтишка фольклоре. Смотреть картинку Что такое подтишка фольклоре. Картинка про Что такое подтишка фольклоре. Фото Что такое подтишка фольклоре

Малые жанры фольклора — это небольшие по объему произведения. Некоторые исследователи дают им определение детский фольклор, поскольку такие произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Подробнее о каждом из них.

Пестушки

Пестушка — происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

Например, когда ребенок учится ходить, то ему приговаривают:

Потешка

Следующим жанром является потешка.

Что такое подтишка фольклоре. Смотреть фото Что такое подтишка фольклоре. Смотреть картинку Что такое подтишка фольклоре. Картинка про Что такое подтишка фольклоре. Фото Что такое подтишка фольклореПотешка — это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой — физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них: Ладушки,Сорока.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

Шуууу. (Домой) Полетели!

На головку сели! («Ладушки» запели)

Дальше (Домой) полетели.

Сорока!

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

— Зачем дров не пилил?

— Зачем воду не носил?

Прибаутка

Прибаутка (от слова баять — то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, веселая история, которая рассказывает мама своему ребенку,

Сова, совинька, сова,

Пословицы

Пословицы — малые формы народного поэтического творчества, облаченные в краткие изречения, несущие обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Семеро одного не ждут.

Сытый голодному не товарищ.

Игры

Что такое подтишка фольклоре. Смотреть фото Что такое подтишка фольклоре. Смотреть картинку Что такое подтишка фольклоре. Картинка про Что такое подтишка фольклоре. Фото Что такое подтишка фольклореДля игр были специальные песни.

Целовальные

Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодого парня и девушки).

Обрядовые

Такие песни были свойственны какому-либо обряду, празднику. Примером может быть масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнование на ловкость и силу).

Сезонные

Такие игры особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. К примеру игры «Согревалки». Ведущий показывает движения, а остальные повторяют. Такие же игры были, как и «ручеек» или «воротики».

Пример целовальной игры:

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

А восьмой Селезень,

Заклички

Следующий вид малого жанра фольклора — это заклички. Один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются.

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима наскучила,

Руки, ноги отморозила.

Считалки

Что такое подтишка фольклоре. Смотреть фото Что такое подтишка фольклоре. Смотреть картинку Что такое подтишка фольклоре. Картинка про Что такое подтишка фольклоре. Фото Что такое подтишка фольклореВ детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки — это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка — это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, кто выходит?

Скороговорки

Фраза, построенная на сочетании звуков, которая затрудняет произношение слов. Скороговорки еще называют чистоговорками. Очень часто их используют для развития дикции и речи. Скороговорки бывают рифмованными и не рифмованными.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадки

Что такое подтишка фольклоре. Смотреть фото Что такое подтишка фольклоре. Смотреть картинку Что такое подтишка фольклоре. Картинка про Что такое подтишка фольклоре. Фото Что такое подтишка фольклореРоль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт:

Загадка может представить собой и простое описание предмета, например, «Два конца-два кольца, а посередине гвоздик». Загадка сочетает в себе черты и народной забавы, и испытание на смекалку, и сообразительность.

Устное народное творчество существовало еще и в дописьменную эпоху. Произведения фольклора передавались устно. Запоминали их как правило со слуха. Малые жанры фольклора с самого рождения сопровождают нас, они способствуют развитию ребенка.

Источник

Малые жанры детского фольклора – что это?

Что такое подтишка фольклоре. Смотреть фото Что такое подтишка фольклоре. Смотреть картинку Что такое подтишка фольклоре. Картинка про Что такое подтишка фольклоре. Фото Что такое подтишка фольклоре

детского фольклора – что это?

Понятие «детский фольклор» вошло в науку сравнительно недавно. Однако новизна термина не связана с поздним происхождением этого вида фольклора. Глубокая древность многих произведений, относящихся к детскому фольклору, не подлежит сомнению.

Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп.

Говоря о детском фольклоре, надо, прежде всего, иметь в виду произведения устного народного творчества, специально предназначенные для детей и не входящие в «обычный» репертуар взрослых. Это означает, что из детского фольклора исключается все то, что не создано взрослыми для детей, хотя и может быть известно детям: некоторые любовные песни, частушки, солдатские песни, народные драматические сценки и пр. Отличительная черта произведений детского фольклора выражается в учете психологии и возрастных особенностей детей.

Сколь, однако, ни обширен круг произведений, созданных взрослыми для детей, это лишь часть детского фольклора. Другая его часть состоит из произведений, которые потеряли серьезное значение в жизни взрослых людей, и перешли к детям.

Наконец, в детском фольклоре есть и такие произведения, которые созданы самими детьми. Они возникали в играх и в быту детей. Такие произведения живут лишь в детской среде. Это детский фольклор в прямом смысле слова — творчество детей. Ему в особенности присущи черты, свойственные детям.

Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и игре.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

дает определение детскому фольклору как особенной области народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью.

Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Прибаутки, пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость. И печален жребий того, кому не дано ее испытать.

Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.

И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему.

Произведения первой группы открываются колыбельными песнями. Их назначение убаюкать, усыпить ребенка. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька». Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочны.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Спустя некоторое время ребенка начинают забавлять песенками и стишками, интересными, прежде всего своим содержанием,— это прибаутки. Фольклорная прибаутка – небольшое стихотворение из двух – четырех, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных определяющих чертах. Прибаутки содержат первые назидания: кисонька – мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого.

Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научится смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, предложений и предположений – стихия этих стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьезную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет.

Вторая группа, состоящая из произведений взрослых, ставших со временем детскими, включает в первую очередь заклички и приговорки. Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.

Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый.

Приговорки – интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием. Приговорка, построенная по принципу просьбы – пожелания, самым словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. Для каждого растения свое определение, свое ласковое слово, свое изображение ожидаемого урожая: матушка – репка, уродись, крепка; горох крупен и бел; бобы велики и круты и пр. Ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом – целительная профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе. Обращаясь к птицам, во время весеннего и осеннего перелета, ребенок учится, прежде всего, различать в повседневных буднях это удивительное природное явление, начинает воспринимать его как событие, подстраивает звуки своей речи под птичий щебет и крик.

Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не брать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.

Кричалки, веселки, звенелки, тараторки – новая ступень в познании ребенком мира. Теперь объектом его неосознанного внимания становится он сам. В быстро сменяющихся картинках жизни ребенка выражаются его переживания и эмоции: радость, счастье, восторг, упоение, удивление.

Кричалки – это эмоции и переживания ребенка, запечатленные в слове. Поэтическая форма кричалок обращена к детскому фольклору. Особенно роднит их с закличками уважительное отношение к главным событиям детской жизни: ежедневному обряду вставания, умывания, одевания и т. д., к священному для детей ритуалу игры. И в этом смысле они являются насущной необходимостью и потребностью ребенка.

Среди прочих жанров последней, третьей группы произведений можно назвать также жеребьевки, дразнилки, поддевки, пословицы и поговорки, загадки, а так же скороговорки, часть которых, хотя и создана взрослыми, но зато другая часть, несомненно, — творчество ребят.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Это особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы похожи и не похожи на афоризмы – мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица отличается от афоризма тем, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Эти первые поэтические произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает чувства ребенка, его речь. Это ценное средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

В книге « От двух до пяти» посвятил отдельную главу художественной и педагогической ценности нелепиц и перевертышей По его авторитетному мнению, ребенок воспринимает нелепые стихи именно как чепуху, небылицу, ни на минуту не сомневаясь, что в действительной жизни так не бывает. Когда ребенок прочно усвоил внешний облик предметов, признаки явлений, последовательность связей между ними, он позволяет себе произвольное обращение с тем, что уже стало достоянием его умственной жизни. Детская игра в перевертыши – это проверочное испытание на прочность знаний. Многие нелепицы начинаются с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных отклонений от общепризнанной и существующей нормы:

Курочка бычка родила,

Поросенок яичко снес…

Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он – то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Естественное возникновение этого чувства в игре – перевертыше является одним из ценных педагогических достоинств этого жанра.

Нелепицы, чепуха, небывальщина – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости.

К группе игрового фольклора следует относить все разновидности детских ролевых игр, игровые прелюдии (считалки, жеребьевки). Среди детей в наши дни считалка в большем почете, чем другие формы фольклора. Большинство известных детям считалок – книжного происхождения. И в детском исполнении они звучат как стихи, только веселые, «смешные». Дети так и относятся к ним, как к веселым стихам, зачастую смешивая со скороговорками, кричалками, потешками. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Корни считалок уходят в древность. Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами гаданий (выбор водящего посредством случая), с архаичной верой в число и с условной речью. Самый распространенный вид народной считалки предназначен непосредственно для расчета играющих.

Большая группа считалок указывает на тех, кто будет участником игры. Последний, оставшийся после расчета, водит. К этому же виду считалок относятся такие, где нет прямого словесного указания на водящего или выход из расчета. Его заменяет последнее выразительное слово. В этой группе особо выделяются бессмысленные считалки, с абсурдным сюжетом и звуко – и словосочетанием:

Жеребьёвки или «сговоры» определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к представителям от каждой группы и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьёвки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко?).

Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах – в дразнилках. Конечно, назойливое преследование с помощью дразнилок взрослого или маленького, привычка всех и вся передразнивать всегда встречала сопротивление. Но наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и без кулачной расправы. Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, выразить свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра и жизнь ребенка утрачивают вкус, справедливость.

Дразнилку роднит с кричалкой и считалкой громогласность, поскольку дразнилка чаще всего раздается вслед удирающему неприятелю. Ее эффект рассчитан на многократное надоедливое повторение одних и тех же рифмованных строчек. Дразнилка возникает как прибавление к имени ребенка рифмованного прозвища или созвучного слова (« Антошка – картошка», «Борис – барбарис»). Присоединение к повтору или прозвищу нескольких рифмованных строчек превращает прозвище в дразнилку. Содержание получившихся стишков чаще всего не имеет никакой связи с предметом спора и поводом, вызвавшим столкновение детей. Детская дразнилка в исключительных случаях, высмеивая и осуждая дурные наклонности и поступки ребенка, прямо называет его вором, трусом, лентяем, обжорой (« Вор – воришка, украл топоришко»).

Знание детьми народных дразнилок, умение ими пользоваться – не только профилактика душевного здоровья, способность выразить собственные отрицательные эмоции, но и хорошая подготовка к восприятию авторской сатирической поэзии. Литературные, авторские дразнилки – это сатира, откровенное осмеяние и разоблачение порока. Смешные, нелепые, удивительные ситуации, в которых изображены детские недостатки, интересны дошкольникам. Выразительные портреты нерях, ленивцев, упрямцев, хвастунишек, трусишек привлекают тем, что ребенок, узнавая порок, уверен, что сам – то он совсем не похож на этих героев. Но не менее увлекательной представляется игра, которую всякий раз затевает поэт с маленьким читателем, делая его как бы участником осмеяния, отдавая ему роль пересмешника, того, кто дразнит.

Загадки принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.

Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений. В русском фольклоре самый распространенный тип загадок – метафорический. В таких загадках предмет загадывания заменяется другим. Очень часто, если предмет загадывания бытовой, обыденный, загадка поэтизирует его – комар, например, превращается в царя птиц:

Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличие от «взрослой» загадки, которой посвящены десятки исследований, детская не стала предметом изучения [8, с.33].

Излюбленной словесной игрой детей остаётся скороговорка – веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Игра заключается не только в подборе труднопроизносимых звукосочетаний, но и в путанице, в постоянной перестановке звуков и созвучий, которые как бы бегут по фразе от начала к концу, повторяя друг друга и в чем-то меняясь.

Познакомившись со словесными играми – закличками, приговорками, перевертышами, дразнилками, считалками, загадками, которые являются в первую очередь играми – действиями, играми – движениями, открывается новая страница словесной игры – игры в слова и со словами. Теперь само слово во всех его формах, значениях и смыслах становится предметом игры, а сама игра вбирает в себя все приемы, все правила игр – действий со словом и превращается в игру ума, воображения, фантазии, звуковых и образных ассоциаций. Это поэтическая литературная игра, основанная на знании родного языка, его лексики, грамматики, семантики. В нее можно играть, когда на улице идет дождь, когда в доме нельзя шуметь или негде повернуться. Как всякие игры, словесная игра начинается с простых манипуляций со словом и постепенно переходит к его смысловым тайнам и глубинным языковым связям.

По словам «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *