Что такое подтверждение квалификации
Что такое подтверждение квалификации
Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации
О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации, см. Федеральный закон от 28.11.2015 N 330-ФЗ.
1. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, выданных российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляется в целях обеспечения надлежащего признания юридической силы таких документов в иностранном государстве. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации путем проставления на них апостиля осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им Российской Федерацией полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
3. Порядок подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. За проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При подаче заявления о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации в форме электронного документа, предусмотренной частью 2 настоящей статьи, документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации может быть направлен заявителем в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Независимая оценка квалификаций
Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.
Основаниями для оценки являются профессиональные стандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда.
Независимость обеспечивается процедурами, независимыми от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации – при ведущей роли профессиональных объединений в контроле за оценкой.
Независимая оценка квалификации – это:
— Подтверждение соответствия квалификации соискателя профессиональному стандарту;
— Свидетельство о квалификации общероссийского образца;
— Единственная процедура подтверждения профессиональной квалификации, установленная законодательно;
— Прямой контроль объединений работодателей за проведением профессиональных экзаменов;
— Независимость оценки квалификаций от образовательных организаций, осуществляющих подготовку;
— Широкое применение информационных технологий.
Принципы независимой оценки:
— добровольность, доступность; открытость;
— компетентность оценки, подготовленные эксперты из реального сектора, единые процедуры, методики и оценочные средства;
— исключение конфликта интересов, дискриминации и принятия пристрастных решений;
— право соискателя на апелляцию, помощь в подготовке, конфиденциальность персональных данных;
— поддержка работодателей в оценке персонала.
Бенефициары независимой оценки:
Независимая оценка квалификации в отношении соискателя обеспечивает:
1) Возможность подтверждения и признания квалификации вне зависимости от способов ее получения
2) Продвижение в профессии
3) Повышение шансов на рост зарплаты, допуск к определённым видам работ
4) Расширение возможности трудоустройства
5) Целевой характер затрат времени и средств на профессиональное образование и обучение.
Независимая оценка квалификации в отношении работодателя обеспечивает:
1) Возможность подтвердить репутацию компании, доказав наличие квалифицированного персонала
2) Получение конкурентного преимущества в международных и российских торгах
3) Существенная экономия на подборе и обучении работников
4) Повышение эффективности внутренних процедур управления персоналом, трудовых отношений с работниками.
Независимая оценка квалификации в отношении органов государственной власти обеспечивает:
1) Обоснованность выделения бюджетных ресурсов на подготовку кадров
2) Формирование программ развития экономических кластеров с опорой на реальные данные о качестве трудовых ресурсов
3) Аргументированность распределения бюджетных средств и проведения закупок
4) Повышение инвестиционной привлекательности отдельных регионов и страны в целом
5) База для международного взаимодействия в сфере квалификаций и рынков труда
Независимая оценка квалификации в отношении образовательных организаций обеспечивает:
1) Подтверждение качества подготовки кадров по своим программам
2) Высокая репутация организации перед учредителями и контрольными органами
3) Обеспечение профессионально – общественной аккредитации своих программ
4) Рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, увеличение внебюджетных доходов
— Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций»
— Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»
— Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»»
— Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. № 676)
— Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
— Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»
— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 758н «Об утверждении примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий»
— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий»
— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 701н «Об утверждении положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»
— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»
— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 ноября 2016 г. № 601н «Об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации»
— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 декабря 2016 г. № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядка подачи такого заявления»
— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена»
— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 649н «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»
— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 2016 г. № 729н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации»
Участники системы независимой оценки квалификации:
— Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;
— Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
— Национальное агентство развития квалификаций;
— Советы по профессиональным квалификациям;
— Центры оценки квалификаций;
Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации:
— информационный ресурс для комплексной поддержки всех участников системы независимой оценки квалификаций;
— обеспечивает все процедуры оценки квалификаций;
— содержит всю необходимую информацию о квалификациях, центрах оценки, фактически выданных и действующих свидетельствах о квалификации;
— обеспечивает мониторинг и контроль за процессами оценки:
— дает возможность проверить подлинность документов о квалификации работодателям, службам подбора персонала и др.
С 1 января можно подтвердить квалификацию даже без диплома
Что стряслось?
Вступил в силу Федеральный закон о независимой оценке квалификации № 238-ФЗ. Каждый специалист по желанию может сдать экзамен и получить свидетельство на государственном уровне. Это свидетельство можно будет предъявить при трудоустройстве.
Теперь если вы, например, редактор СМИ или дизайнер полиграфии, но у вас нет диплома, то вы можете сдать экзамен и подтвердить свою квалификацию сертификатом. Правда, прислушиваться ли к этим сертификатам, решают сами работодатели.
Независимая оценка не распространяется на госслужащих.
Раньше всем было 💩 на ваш диплом, теперь еще и на свидетельство
Что это значит?
Государство придумало, как официально проверить профпригодность. Теперь любой человек может сдать экзамен на любую доступную профессию и получить оценку своего профессионального уровня.
Если экзамен сдан успешно, в течение 30 дней выдается свидетельство о квалификации. Если испытание провалено, выдается заключение с рекомендациями. Результаты экзамена можно обжаловать.
Информация о свидетельствах и сроках их действия будет публиковаться в общем доступе. Работодатели смогут проверить ее при приеме сотрудника на работу.
По закону экзамен на оценку квалификации добровольный. Компания может отправить сотрудников на проверку профпригодности только с их согласия. За экзамен платит тот, кому он нужен.
Кто за это отвечает?
Все контролирует агентство развития квалификаций. По отраслям создаются советы по профессиональным квалификациям. Они разрабатывают стандарты для разных профессий и решают, как оценивать специалистов на экзамене.
Экзамены проводят центры оценки квалификаций. Это организации, которые выбрал совет и утвердило агентство.
На момент, когда вы будете сдавать экзамен, у центра должна быть действующая аккредитация в нужном вам совете. При этом если у вас уже есть свидетельство, то оно будет действительно вне зависимости от того, что дальше будет с центром.
Я специалист. Что мне делать?
Ознакомьтесь с реестром профессиональных стандартов. Если в нем есть ваша профессия, найдите свой профстандарт. Изучите официальные требования к профессии, чтобы определить свое соответствие. Просто ради интереса.
Без шантажа, постели, унижений и без смс
Если вы все знаете и умеете, не откладывайте получение свидетельства. Оно станет преимуществом при поиске работы или поможет ее сохранить. Разумеется, оно не защищает от сокращений или офисных интриг — оно лишь подтверждает вашу квалификацию.
Если вам нужна дополнительная подготовка — займитесь обучением. Работодатель не имеет права требовать свидетельство, но может вежливо его попросить.
Если вы хотите сдать экзамен и получить свидетельство, найдите совет по профессиональным квалификациям в своей отрасли. Пока их 28, но список пополняется. Вас направят в центр оценки квалификации — там скажут, где сдавать экзамен и сколько он стоит.
А если я работодатель?
Если вы хотите проверить квалификацию сотрудников, составьте список с указанием должностей и численности. Он пригодится при оценке стоимости экзамена в Центре оценки квалификации. Найдите профессиональные стандарты по каждой специальности и раздайте сотрудникам. Получите их письменное согласие на независимую оценку уровня квалификации. Условие о прохождении экзамена можно включить в коллективный или трудовой договор. Расходы на независимую оценку учитываются при расчете налога на прибыль.
Если соискатель предъявляет свидетельство о квалификации, проверьте его в реестре. Например, на сайте Национального Агентства контроля сварки такой реестр в открытом доступе. А в Совете по профессиональным квалификациям в области издательского дела, полиграфического производства и распространения печатной продукции пока нет такого реестра.
Если вам нужна дополнительная информация — звоните по телефонам Советов по профессиональным квалификациям и спрашивайте.
А это вообще хорошо или плохо?
Для профессионалов это хорошо. Получить свидетельство будет легко. Документ даст дополнительные преимущества при устройстве на работу.
Это хорошо для работодателей. Появился порядок проверки профпригодности сотрудников, для которых нет обязательной аттестации.
Это очень хорошо для тех, у кого нет диплома по специальности. Теперь подтвердить квалификацию можно официально — свидетельством.
Это плохо для тех, кто надеется найти теплое местечко с купленным папой дипломом. И для тех, кто привык просиживать штаны на работе. Уволить на основании неудачного экзамена работодатель не может, но на заметку возьмет.
А как у других?
В Великобритании разработана система качества рабочей силы с национальными профессиональными стандартами и рамкой квалификаций. В Европе аналогичная система была утверждена Европарламентом еще в 2008 году. Большое внимание квалификационным стандартам уделяет Международная организация труда.
Независимая оценка квалификации: в каких случаях учреждениям ее проводить?
Автор: Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
С 1 июля 2019 года закончился переходный период, который предоставлялся работодателям для изменения действующих у них порядков оценки квалификации работников. Как следует из норм Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ, теперь подтверждать профессиональный уровень сотрудников нужно в независимых центрах оценки квалификации. В какой мере эти требования распространяются на учреждения? Будем разбираться.
Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации сотрудника или соискателя, претендующего на определенную работу, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ). Независимость подтверждения компетенций обеспечивается за счет того, что работника оценивает не его работодатель, а специализированный центр – посредством профессионального экзамена.
Сразу отметим, что оценка квалификации – процедура добровольная и для работников, и для работодателей (ст. 196 ТК РФ, Информация Минтруда РФ от 21.04.2017). Но сегодня в некоторых регионах уже существуют составленные органами власти планы по независимой оценке квалификации сотрудников государственных (муниципальных) учреждений, касающиеся как руководителей, так и иного персонала. Кроме того, до 1 января 2020 года учреждениям надо завершить реализацию планов по внедрению профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). А эти планы в числе прочего должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов. Контролировать данный процесс должны органы-учредители.
То есть учреждения, как и иные организации, вправе направлять своих сотрудников в центры оценки квалификаци и (ЦОК) – особенно если это совпадает с намерениями органов-учредителей. Но поступить так можно далеко не со всеми категориями персонала.
Как связаны профстандарты и оценка квалификации?
Оценка квалификации работников проводится на соответствие профессиональным стандартам, а значит, прежде чем начинать такую оценку, профстандарты в учреждении должны быть внедрены. Впрочем, применяя некоторые стандарты, учреждение все же не должно направлять соответствующих специалистов в ЦОК.
Как следует из положений ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ, квалификация должна подтверждаться в другом порядке, нежели путем профессионального экзамена в ЦОК, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в том числе связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В частности, в Трудовом кодексе упоминаются следующие категории специалистов, которые входят в штат многих государственных и муниципальных учреждений:
педагогические работники (гл. 52 ТК РФ);
научные работники, руководители научных организаций, их заместители (гл. 52.1 ТК РФ);
спортсмены и тренеры (гл. 54.1 ТК РФ);
медицинские работники (ст. 350 ТК РФ);
творческие работники средств массовой информации, театров, концертных и других театрально-зрелищных организаций (ст. 351 ТК РФ).
Компетенции этих работников должны проверяться на основании иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ. Например:
для педагогических работников актуальны Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 и от 30.03.2015 № 293;
для медицинских работников – Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказ Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н;
для тренеров – Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (порядок присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационные требования к их присвоению пока не утверждены – есть только проект приказа Минспорта).
Иными словами, в отношении многих работников, занятых в основной деятельности учреждений, нужно проводить существующие оценочные процедуры. Направлять этих специалистов в ЦОК не надо.
В большинстве случаев связь между профстандартами и оценкой квалификации будет такой. Основной персонал, который занят в профильной деятельности учреждения и в отношении которого введены обязательные для применения профстандарты, должен подтверждать свою квалификацию в специально установленном порядке. А административно-управленческий и вспомогательный персонал, в отношении которого действуют «рекомендательные» профстандарты, может проходить процедуру независимой оценки квалификации.
Где проходить оценку квалификации?
Если в плане учреждения по внедрению профстандартов есть стандарты, на соответствие которым можно проводить независимую оценку квалификации, и учреждение решило использовать данный механизм, реализовать это в некоторых случаях будет непросто. Ведь для прохождения работниками профессионального экзамена в ЦОК должны быть не только правовые основания, но и реальные условия – разработанные на основе профстандартов квалификации и действующие ЦОК (экзаменационные площадки).
Вся информация о квалификациях и положениях профстандартов, на соответствие которым проводится оценка, а также адреса ЦОК приведены на официальном сайте Национального агентства развития квалификаций (nok-nark.ru). Из размещенных данных следует, что квалификации утверждены в отношении далеко не всех должностей (прежде всего работа ведется по должностям производственного сектора), а ЦОК, в которых могут проверить свои компетенции именно специалисты учреждений, созданы далеко не во всех регионах.
Так, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не действует ни один ЦОК (это и понятно: в данных сферах используются другие оценочные процедуры, регламентированные законодательством). А в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано более 40 экзаменационных площадок в разных регионах.
Вот еще несколько примеров должностей, профессий, по которым квалификации утверждены.
Как видим, реальная возможность для прохождения сотрудниками оценки квалификации сегодня имеется не во всех регионах. ЦОК в первую очередь открываются в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных региональных центрах. И это обстоятельство тоже следует учесть руководителям учреждений при принятии решения об оценке компетенций своих сотрудников посредством профессионального экзамена.
Как направить работника на экзамен?
После того, как учреждение установило, что правовые условия, закрепленные законодательством и локальными актами, и реальные возможности для прохождения сотрудниками оценки их компетенций действительно существуют, можно начинать действовать.
В силу ст. 196 ТК РФ учреждение должно само определить необходимость направления своих сотрудников на профессиональный экзамен, но при этом соблюсти одно условие: получить их письменное согласие на прохождение оценочной процедуры. Направлять в ЦОК нужно в порядке, который определяется коллективным или трудовым договором, соглашениями.
То есть процедуру направления работника на профессиональный экзамен надо прописать во внутренних документах учреждения. Нелишне также разработать форму уведомления о таком направлении и предусмотреть в ней строку о согласии работника с подобным решением работодателя.
При направлении работника на профессиональный экзамен работодатель должен предоставить ему гарантии, установленные трудовым законодательством, – сохранить средний заработок за период прохождения оценки, а при направлении на экзамен в другую местность оплатить командировочные расходы.
Как подтверждается квалификация?
Как указано в ст. 4 Закона № 238-ФЗ, компетенция работника оценивается в форме профессионального экзамена – его проводит ЦОК (правила определены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 (далее – Правила № 1204)). Если работника направляет работодатель, расходы по оценке квалификации ложатся на него: учреждению нужно заключить с ЦОК договор о возмездном оказании услуг и оплатить эти услуги (п. 5, 6 Правил № 1204).
Затем начинает действовать работник. Он подает в ЦОК письменное заявление (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н и размещена на сайте nok-nark.ru), копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также другие документы, необходимые для прохождения профессионального экзамена, – информация об этом тоже выложена на названном сайте, на странице о конкретной квалификации. Подать комплект документов можно лично, через законного представителя или Интернет.
ЦОК в течение 10 календарных дней после получения документов должен проинформировать работника о результатах их рассмотрения и согласовать дату, место и время профессионального экзамена. Информирование осуществляется способом, указанным в заявлении работника (п. 9 Правил № 1204). Если экзамен проводится по направлению работодателя, ЦОК согласовывает с ним дату, место и время экзамена.
На экзамене используются оценочные средства, утвержденные для той или иной квалификации, – их тоже можно найти на сайте nok-nark.ru. Экзамен считается успешно пройденным, если работник достиг результата, соответствующего критериям оценки, определенного оценочными средствами (п. 14 Правил № 1204).
Если квалификация подтверждена, ЦОК в течение 30 дней выдает работнику свидетельство о квалификации (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н). В течение данного срока совет по профессиональным квалификациям проверяет, обрабатывает и осуществляет признание результатов оценки. Если же экзамен не пройден, ЦОК выдает заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для работника (форма утверждена названным выше приказом).
К сведению: применять процедуру независимой оценки квалификации можно прежде всего в отношении административно-управленческого и вспомогательного персонала. Но реальная возможность для этого сегодня имеется не во всех регионах.
Информируется о результатах и работодатель – если договор между ним и ЦОК предусматривает это. ЦОК должен направить работодателю копию в электронном виде – либо свидетельства о квалификации, либо заключения о прохождении профессионального экзамена (п. 18 Правил № 1204).
При несогласии с решением, принятым по итогам экзамена, работник или работодатель вправе подать письменную жалобу в вышестоящую инстанцию – апелляционную комиссию, созданную при совете по профессиональным квалификациям. На это тоже отведено 30 календарных дней с даты информирования работника о результатах экзамена (ч. 6 ст. 4 Закона № 238-ФЗ).
Что делать с результатами оценки?
По замыслу законодателей, полученное свидетельство о квалификации даст работнику дополнительное преимущество на рынке труда и у конкретного работодателя: последний может планировать профессиональную карьеру такого специалиста, включать его в кадровый резерв, организовывать обучение. В свою очередь, полученное работником заключение, подтверждающее факт неудовлетворительного прохождения экзамена, подскажет работодателю, в каких знаниях и умениях нуждается работник (Информация Минтруда РФ от 21.04.2017). Отметим, что работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с тем, что он не получил свидетельство о квалификации.
Срок действия свидетельства устанавливается советом по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития конкретного вида профессиональной деятельности (обновления применяемых в нем технологий, знаний и умений). Все сроки указаны на сайте nok-nark.ru. В частности, по квалификации «Руководитель физкультурно-спортивной организации, объединения» свидетельство будет действовать 4 года, по квалификации «Бухгалтер организации государственного сектора» – 3 года, а по квалификации «Экскурсовод» – 5 лет. Затем уровень компетенций потребуется подтверждать снова.
Заключение
Применять процедуру независимой оценки квалификации нужно не ко всем сотрудникам учреждений: часть из них по-прежнему должны оцениваться на основании отраслевого законодательства. Остальные же работники (прежде всего те, кто относится к административному и вспомогательному персоналу) по решению работодателя могут быть направлены в ЦОК на профессиональный экзамен – конечно, при фактическом наличии и территориальной доступности экзаменационных площадок.