Что такое подушечка 4 класс литературное чтение
Эпитет
Всего получено оценок: 180.
Всего получено оценок: 180.
Многие поэты и писатели в своих произведениях используют эпитеты. В данной статье, которая может помочь при подготовке к уроку литературного чтения в 4 классе, рассмотрим, что такое эпитеты, с какой целью они используются в произведениях.
Понятие
Эпитет – образное, красочное, выразительное определение, в основе которого лежит скрытое сравнение.
Особенности
Эпитет – это слово, которое способно нарисовать в воображении читателя определенный образ, обращающий внимание на отличительные черты явления.
Как правило, эпитетом служат имена прилагательные.
Эпитеты используются в переносном значении, тем самым отличаясь от простого определения слова.
Образность и выразительность – основные характеристики эпитета.
Роль в произведении
В художественных произведениях поэты и писатели пользуются эпитетами для того, чтобы акцентировать внимание на каком-либо явлении, сделать высказывание более выразительным и эмоциональным. С помощью эпитетов авторы произведений также выражают свое отношение к изображаемому явлению.
Примеры
В произведениях можно встретить огромное количество эпитетов: нежная роза, волшебная зима, золотистое яблоко, хрустальный день, красная девица, свежая прелесть, печальный ветер и др.
Рис. 1. Примеры эпитетов
Что мы узнали?
Эпитет – это троп; образное, красочное, выразительное определение, в основе которого лежит скрытое сравнение (например, золотистое яблоко, печальный ветер). С помощью эпитетов, которые используются в переносном значении, писатели и поэты рисуют в воображении читателей определенный образ, способный передать отличительные черты явления. Основными свойствами эпитета являются образность и выразительность. В произведениях эпитеты помогают акцентировать внимание на каком-либо явлении, сделать высказывание более выразительным и эмоциональным, выразить авторское отношение к изображаемому явлению.
Проверим себя стр. 215
Какие сказки Одоевского и Гаршина ты читал раньше?
Сказки Владимира Одоевского:
Сказки Всеволода Гаршина:
«Сказание о гордом Агее»
Знакомы ли тебе другие произведения Аксакова и Бажова? Составь список, запиши его в «Рабочую тетрадь».
Все эти авторы очень интересно пишут произведения.
Они занимательные не только для детей, но и для взрослых.
Кроме того, они очень поучительные.
Произведения «Каменный цветок», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка» и «Хозяйка медной горы» написал Павел Бажов.
Это лишь малая часть всех сказок и рассказов этого писателя.
Однако все они наполнены мудростью и жизненным опытом.
Из произведений Сергея Аксакова мне известна лишь сказка «Аленький цветочек».
2. Объясни своими словами, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной сказки? Приведи примеры.
Литературная и народная сказка очень схожи между собой.
Однако, в то же время, имеют существенные отличия.
Первое, и самое главное, что в литературной сказке есть автор.
Он, как правило, единственный.
В народной сказке, как видно из названия, автором является народ, то есть несколько авторов.
Такой вид фольклора передавался из уст в уста на протяжении многих десятилетий и поколений.
В литературной сказке возможно заимствование из народной, но автор вносит свои коррективы, может менять сюжет и героев на своё усмотрение.
А также обычной сказке присущи устойчивые выражения и образы.
В то время как в литературной, автор иногда и не использует их.
3. Как ты думаешь, сказки из данного раздела близки народным сказкам или отличаются от них?
В этом разделе все сказки очень похожи на народные.
В них есть стандартные герои и сюжеты.
Например, три дочери и отец.
А также много выражений из народных сказок.
Такие, как: «жили-были…», «скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается…», «за тридевять земель» и так далее.
Однако у всех этих произведений есть один автор.
Именно он решает, чем дополнить сказку, что добавить или убрать.
У некоторых произведений из этого блока не совсем стандартный сюжет.
Сказки от народа зачастую имеют чёткую фабулу.
Эти произведения, напечатанные в сборниках, то есть это уже не фольклор.
4. Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения? Приведи примеры.
Авторы сказок часто используют такой художественный приём как олицетворение.
Это помогает ещё больше раскрыть героев и объясняет читателям его внутренний мир.
В этих произведениях также присутствуют олицетворения.
Например, жаба и роза.
Они не только живые, автор наделил их способностью чувствовать и переживать.
А в сказке «Городок в табакерке» Одоевский оживил каждый колокольчик, молоточки, валик и пружину.
Все они умеют разговаривать и двигаться.
5. Представь, что писатель не использовал этот приём. Как изменилось бы его произведение? Смогли бы мы назвать его сказкой?
Без этого не было бы сюжета.
А без этих героев сказку нельзя назвать сказкой.
Это был бы просто нереалистичный рассказ.
Было бы тяжело понять, почему ведут себя так те или иные персонажи.
Чем они руководствуются и о чём думают.
Через олицетворение автор раскрывает сущность героев.
6. Как ты понимаешь, что такое повествование? Найди в энциклопедии определение этого понятия. Сравни его с данным.
Повествование — связанный рассказ о каких-нибудь событиях, о чём-то совершившемся.
Я полностью согласен с этим определение.
В рассказе автор повествует, то есть рассказывает о чём-то.
То есть повествование равно рассказу.
Этот случай описывается, уже произошёл, и описывается автором.
Здесь важно не пренебрегать хронологией, а следовать ей.
Урок чтения с презентацией на тему «Эпитеты»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc
Конспект урока развития речи 4 класс
Разработала: учитель МКОУ «Подсосенская СОШ»
Майорова Ольга Александровна
Цели: уметь находить эпитеты в художественных произведениях, пользоваться эпитетами в описании картин, развивать внимательность и наблюдательность, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
1.Объяснение нового материала
Чтение стихотворения А.Толстого учителем
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет . (слайд 2)
— Какое чувство вызывает это стихотворение?
— Благодаря каким словам мы наглядно увидели картину и прониклись веселым настроением? (благодаря красивым словам, прилагательным)
— Попробуйте прочитать стихотворение без прилагательных. Обратите внимание и задумайтесь над тем, что лес, оказывается, может быть не только зеленым, а…… (юным), а дым, не только серым, но и ….(зеленым)
Такие слова называются эпитетами.
Игра: Эпитеты . Я называю эпитеты. Вы по ним должны догадаться: о каком предмете идет речь (называется признак, свойство, качество)
жгучее, теплое, живое, живое, яркое, лучистое ( только солнце лучистое) (слайд 3)
большой, темно-серый, толстоногий, толстокожий, хоботоносный ( слон)
сладкий, рассыпчатый, спелый, полосатый , сахарный (арбуз)
могучий, богатый, удивительный , красивый (голос)
фиолетовый, светло-синий, мокрый, мягкий, хрустящий , искристый ( снег)
Вывод: эпитеты помогают увидеть свойства, признаки предмета. Именно они делают нашу речь живописной, без них речь бедна и невыразительна.
Спросите любого человека. Какая трава? (зеленая) Снег? (белый) Ночь? Он ответит: «Трава зеленая, снег белый, а ночь темная». – А всегда ли снег белый? Конечно, нет.
-Что такое эпитеты? (Как можно сказать красивее)
Эпитет – это художественное определение предмета или явления. В художественных произведениях эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. (слайд 4)
2. Работа по карточкам, в паре.
— Найдите в стихотворениях эпитеты, выделите волнистой чертой.
1) Сквозь волнистые туманы
На печальные поляны
Льет печально свет она.
2) Что, дремучий лес,
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
4) Пусть каждый день и каждый час
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет.
5) Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня…
6) На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
— Какие эпитеты употреблены? Отчитывается каждая пара.
3. Работа с иллюстрациями. Работа в группе.
— Составьте текст, используя эпитеты и слова, словосочетания (лексика пространственной перспективы),
(Молодой, сказочный, необыкновенный, тихий, спокойный, золотой, чудный, )
По сторонам….(слайд 5 ) отчитывается каждая группа
Авторы картин показывают необыкновенную красоту природы в любое время года.
4. Итог урока : — Что называется эпитетами? Для чего они служат? (слайд 6)
5. Домашнее задание : сочинить четверостишие о любимом времени года, используя эпитеты. (слайд 7)
Спасибо за урок! Молодцы! (слайд 8)
Выбранный для просмотра документ Презентация1 (2).ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
4 класс Урок развития речи Учитель МБОУ «Подсосенская СОШ» Майорова Ольга Александровна
Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет.
милая, ненаглядная, красивая, любимая жгучее, теплое, живое, яркое, лучистое (только солнце лучистое) большой, темно-серый, толстоногий, толстокожий, хоботоносный (слон) сладкий, рассыпчатый, спелый, полосатый, сахарный (арбуз) серый, маленький, остроносый, колючий (еж) могучий, богатый, удивительный, красивый (голос) фиолетовый, светло-синий, мокрый, мягкий, хрустящий, искристый (снег) (мама)
Эпитет – это художественное определение предмета или явления. В художественных произведениях эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.
Передо мной….. На переднем плане…. Среди….. Далеко….. По сторонам…. Составьте текст, используя эпитеты и слова, словосочетания (лексика пространственной перспективы), (Молодой, сказочный, необыкновенный, тихий, спокойный, золотой, чудный, )
сочинить четверостишие о любимом времени года, используя эпитеты. Домашнее задание:
Спасибо за урок! Молодцы!
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-554598
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое подушечка 4 класс литературное чтение
1. Какие произведения вы прочитали: стихи, рассказы, сказки, притчи? Что вы узнали из них? О чём с вами говорили писатели, какими мыслями делились с вами?
2. Вспомните, что такое рассказ. Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.
Рассказ — это небольшое прозаическое произведение (обычно несколько страниц), сюжет которого однолинеен, в произведении описывается одно событие или происшествие, в котором участвует небольшое количество героев. Стихотворение, в отличие от рассказа, не имеет сюжета, так как это лирическое произведение, в нём есть рифма, ритм и стихотворный размер. От сказки рассказ отличается тем, что он основан на реальных событиях (пусть даже переосмысленных автором) или на событиях, которые могли бы происходить в реальности, изложение в рассказе правдивое и последовательное. Сказка — это выдумка, в ней присутствует волшебство.
3. Обсудите с друзьями, что значит жить по совести. Верны ли следующие утверждения? Совесть — это чувство ответственности за свой поступок перед людьми. Нравственность — это духовные и душевные качества человека; правила, которые определяют его поведение.
4. Кто из героев живёт по совести, любит друг друга? Какие произведения об этом вы уже читали?
Тимур и его команда, мальчик из рассказа «Заброшенная дорога», мама и бабушка в рассказе Пивоваровой.
5. Перескажите сначала близко к тексту, потом кратко, содержание отрывка из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Для этого разбейте текст на части, выделите главную мысль каждой части, составьте план.
План:
1. Идеи для вечера самодеятельности
2. Фанерная голова великана
3. Мальчики решили играть коня
4. Лика сшила костюм лошади
5. Мальчики предупредили Ваню о лошади
6. Лошадь на сцене
7. Выговор Володи
8. Двойки
6. Обсудите с друзьями смысл высказываний. Свои мысли и поступки испытывайте совестью. Живите в мире со всеми и любите всех. Не делайте никому зла и прощайте обиды.
Нужно жить по совести, не делая никому зла, чтобы оставить после себя только хорошее.
7. Напишите о том, как вам удалось простить какую-то обиду.
Однажды у меня пропала любимая книжка. Мне долго не удавалось ее найти. Оказалось, что мой младший брат спрятал ее под диван. Я был очень рад, когда книга нашлась. Но оказалось, что у нее разорвано несколько страниц. Братик признался, что это сделал он, и я на него очень обиделся. Но мама сказала, что он еще маленький, и случайно порвал книжку, а потом испугался, что я буду зол на него, и спрятал. Тогда я простил братика, ведь, действительно, он еще маленький, и он мой брат!
8. Выберите любой отрывок из рассказа Ю. Нагибина и прочитайте его выразительно. Оцените чтение друг друга. Прежде чем вы будете обсуждать, подумайте о важности вежливой формы общения. Вспомните, как общался герой рассказа с мальчиком. Голос у него был вежливый, мягкий, терпеливый.
Что такое подушечка 4 класс литературное чтение
1. Можно ли по заглавию предположить, о чём сказка Аксакова? Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки», «Чудище-юдище»?
По заглавию «Аленький цветочек» можно предположить, что сказка будет о нежном волшебном цветочке. Название «Алый цветок» звучит зловеще, название «Сестры» не отражает сюжета сказки, названия «Подарки» и «Чудище-юдище» тоже не подходят.
2. Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?
3. Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?
Младшая сестра смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства, потому что она была доброй, заботливой и скромной. Она вызвалась спасти от злой участи своего отца, смогла разглядеть в чудище добрую душу.
4. Раздели сказку на части, озаглавь их. Подумай, как расскажет историю об аленьком цветочке младшая дочь.
1. Отъезд отца и просьбы дочерей
2. Поиск подарков
3. Договор с чудищем
4. Возвращение купца домой
5. Младшая дочь в замке у чудища
6. Жизнь чудища
7. Приезд в гости к отцу
8. Коварный замысел сестер
9. Настенька возвращается к чудищу
7. Снятие заклятья
Пересказ от лица младшей дочери:
Когда батюшка снова поехал за товаром, я попросила его привезти мне аленький цветочек, краше которого нет на белом свете. Этот цветочек привиделся мне во сне. Вернулся батюшка в печали. Я стала расспрашивать, что случилось. Ответил батюшка, что должен он вернуться к чудищу, у которого сорвал аленький цветочек. Но по моей вине должен страдать отец, и я отправилась вместо него к чудищу. Чудище встретило меня приветливо. Сначала я боялась его жуткого вида и голоса, но потом поняла, что его не нужно опасаться, стал он мне другом сердечным. Но соскучилась по батюшке, отпросилась повидать его, но велело чудище вернуться к назначенному часу. Дома радуюсь встрече с отцом и сестрами, но что-то не спокойно на сердце. Оказывается, сестры перевели часы, чтобы я опоздала. Не смогло чудище меня дождаться. Но любовь моя разбила проклятье, и превратился друг мой сердечный в прекрасного принца. Стали мы жить долго и счастливо.
5. Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему? Запиши в «Рабочую тетрадь».
Сказку Аксакова можно назвать волшебной, потому что в ней происходит волшебство (превращения, чудесные перемещения с помощью кольца), есть волшебные предметы (зеркальце, колечко, аленький цветочек).
6. Что хотел сказать автор? Обсудите с другом.
7. Составь текст, в котором ты советуешь своему другу прочитать эту сказку. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
На днях я прочитал сказку Аксакова «Аленький цветочек». Она произвела на меня огромное впечатление. Девушка не побоялась огромного чудища и своей добротой спасла его от злых чар. Это прекрасная волшебная сказка. Я советую тебе ее прочитать.