Что такое подушевое финансирование в образовании
Что такое подушевое финансирование в образовании
Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
1. Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
4. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.
5. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования.
Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 467 «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 467
«О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования»
С изменениями и дополнениями от:
11 октября 2014 г., 26 июня 2015 г.
В соответствии с абзацем девятым подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Министерству образования и науки Российской Федерации:
учитывать при подготовке методики необходимость применения повышающих коэффициентов к нормативным затратам на оказание государственных услуг, предусмотренных методикой, в отношении инженерных, медицинских и естественно-научных специальностей и направлений подготовки, образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования, а также необходимость решения задачи, предусмотренной абзацем шестым подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
исходить из необходимости применения методики к правоотношениям, возникающим при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете, начиная с федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;
представить до 31 декабря 2013 г. в Правительство Российской Федерации предложения о поэтапном переходе от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных учреждений высшего профессионального образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки.
ГАРАНТ:
См. Методику по поэтапному переходу от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки, утвержденную распоряжением Минобрнауки России от 17 декабря 2014 г. N Р-225
2. Федеральным органам государственной власти (государственным органам), федеральным государственным учреждениям, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования, до 1 октября 2013 г. привести нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества подведомственных им федеральных государственных учреждений, в соответствие с методикой.
Положения настоящего пункта в части определения нормативных затрат на оказание государственных услуг в соответствии с методикой применяются к правоотношениям, возникающим при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете, начиная с федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
3. Главным распорядителям средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные государственные учреждения высшего профессионального образования, и федеральным государственным учреждениям высшего профессионального образования, являющимся главными распорядителями средств федерального бюджета, рассчитать объем нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки в отношении контингента, принятого на 1-й курс обучения в 2013 году, в соответствии с методикой и представить до 30 ноября 2013 г. исходные данные, использованные для расчета указанного объема затрат, и результаты такого расчета в Министерство образования и науки Российской Федерации для проведения анализа.
4. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственных учреждений высшего профессионального образования, руководствоваться методикой при разработке и утверждении порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества государственных образовательных учреждений.
Председатель Правительства
Российской Федерации
3 июня 2013 г. N 467
Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 467)
С изменениями и дополнениями от:
11 октября 2014 г., 26 июня 2015 г.
1. Утратил силу с 1 января 2016 г.
Информация об изменениях:
2. Утратил силу с 1 января 2016 г.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ о мерах по реализации госполитики в области образования и науки предусмотрен переход к нормативно-подушевому финансированию программ высшего образования.
В рамках работы по обеспечению перехода Минобрнауки России поручено утвердить методику определения нормативных затрат на реализацию имеющих госаккредитацию программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки. В частности, она должна учитывать необходимость применения повышающих коэффициентов к затратам в отношении инженерных, медицинских и естественно-научных специальностей и направлений. Это должно быть сделано в 2-месячный срок.
Также Министерству поручено до 31.12.2013 внести в Правительство РФ предложения о поэтапном переходе от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных для отдельных вузов, к соотношениям численности преподавателей и студентов вузов по специальностям и направлениям подготовки.
Методика будет применяться начиная с разработки федерального бюджета на 2015-2017 гг.
Федеральным органам власти и учреждениям, осуществляющим функции и полномочия учредителя госвузов, нужно привести свои акты в соответствие с методикой до 01.10.2013.
Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 467 «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 7 июня 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. N 23 ст. 2924
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 г. N 640
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. N 1042
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений
«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 7
О нормативно-подушевом финансировании в сфере образования речь идет уже довольно давно. Финансирование образовательных учреждений дошкольного, основного и среднего общего образования уже в основном осуществляется по такому принципу. Учреждения же высшего профессионального образования находятся в процессе перехода на нормативно-подушевое финансирование. Что является основой данной системы, какие цели и принципы она призвана реализовывать и как это должно отразиться на деятельности учреждений, рассмотрим в статье.
В рамках реализации комплексных мер по модернизации системы образования в Российской Федерации начиная с 2008 г. осуществлен переход на новую систему оплаты труда педагогических работников и реализуются меры по переходу образовательных учреждений всех без исключения уровней на систему нормативно-подушевого финансирования.
Учреждения же высшего профессионального образования осуществляют переход на нормативно-подушевое финансирование только в настоящее время. Соответствующие нормативно-правовые акты были приняты в 2013 и 2014 гг.:
Определение нормативно-подушевого финансирования
Что собой представляет нормативно-подушевое финансирование? Это финансирование образовательной организации в расчете на одного обучающегося: утвержденный норматив стоимости обучения на одного обучающегося умножается на их количество. Данная мера направлена на повышение эффективности бюджетного финансирования и качества образовательной услуги общего образования в сочетании с недопущением снижения фактически сложившегося финансирования отдельных образовательных учреждений.
Региональный подушевой норматив финансового обеспечения должен учитываться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением. Осуществление бюджетным и (или) автономным учреждением приносящей доход деятельности не может влечь за собой снижения нормативов финансового обеспечения этого учреждения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.
Рассмотрим основные особенности нормативного подушевого финансирования дошкольного, школьного и профессионального образования.
Нормативно-подушевое финансирование дошкольных образовательных учреждений
Региональный норматив финансирования должен учитывать следующие расходы на год (п. 1.4 Письма N 03-2782):
Муниципальный уровень нормативного финансирования (п. 2.2 Письма N 03-2782) является дополнением к региональному уровню. За счет его осуществляются текущие (расходы на питание воспитанников, коммунальные услуги и пр.) и капитальные расходы образовательного учреждения на год. Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования по соответствующим статьям расходов (в том числе нормативы финансирования коммунальных расходов и финансирования прочих расходов).
Следует обратить внимание, что при расчете данных нормативов не могут учитываться расходы:
Согласно п. 2.4 Письма N 03-2782 при определении общего объема средств, выделяемых каждому муниципальному образовательному учреждению, могут вводиться поправочные коэффициенты, учитывающие объективные условия осуществляемой деятельности.
Уровень образовательного учреждения. На данном уровне реализуется принцип нормативного подушевого финансирования непосредственно в образовательном учреждении. Он заключается в самостоятельности учреждения при определении доли расходов в общем объеме средств на оплату труда работников и расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса, а также при определении конкретных направлений материально-технического обеспечения и оснащения воспитательно-образовательного процесса и обеспечения функционирования учреждения (п. 3.1 Письма N 03-2782). Объем выделенных учреждению средств оно самостоятельно распределяет по статьям расходов.
Учредителям дошкольных образовательных организаций при разработке методики расчета нормативов затрат, используемых при определении объемов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание услуг, следует руководствоваться Методикой расчета нормативов затрат на оказание услуги по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных (муниципальных) образовательных организациях. Она приведена в Письме Минобрнауки России от 01.10.2013 N 08-1408.
Нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
Нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного и среднего общего образования, осуществляется в соответствии с Модельной методикой. Она также имеет три уровня расчета нормативов:
На данных уровнях реализуются те же принципы и порядок осуществления расчетов финансового обеспечения общеобразовательных учреждений, что и для рассмотренных нами выше дошкольных образовательных учреждений.
Нормативно-подушевое финансирование учреждений профессионального образования
Во исполнение положений Постановления N 467 Минобрнауки России разработаны Методика N 638 и Порядок N 1405. В связи с разработкой и принятием Порядка N 1405 Порядок N 2070 утрачивает силу.
Переход на нормативно-подушевое финансирование учреждений профессионального образования поможет поставить их в относительно равные финансовые условия. В рамках данного процесса необходимо оптимизировать численность преподавателей и студентов. Для этого необходимо перейти от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными актами для отдельных образовательных учреждений, к такому соотношению, которое определено по специальностям и направлениям подготовки.
Методикой N 638 установлены правила и порядок расчета нормативных затрат, понятийный аппарат, а также полномочия органов исполнительной власти (государственных органов) в части определения нормативных затрат. Она разработана с целью методического обеспечения перехода к нормативно-подушевому финансированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования и должна учитываться учредителями при формировании государственных заданий учреждениям.
Согласно п. 6 Методики N 638 базовые нормативные затраты на оказание государственной услуги по специальностям и направлениям подготовки включают в себя нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, и нормативные затраты на общехозяйственные нужды.
В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие расходы (п. 7 Методики N 638):
В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды учитываются следующие расходы (п. 8 Методики N 638):
В соответствии с п. 9 Методики N 638 базовые нормативные затраты определяются по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки. Стоимостные группы формируются на основе следующих параметров (п. 10 Методики N 638):
Перечень стоимостных групп специальностей и направлений подготовки формируется на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов с учетом экспертных оценок и приоритетов государственной политики в сфере высшего образования на текущий момент времени (п. 11 Методики N 638).
Для стоимостной группы специальностей и направлений подготовки, предусматривающей минимальный размер базовых нормативных затрат, их значения рассчитываются на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных нормативов, санитарных норм и правил. При их отсутствии расчет производится экспертным методом с учетом объема средств федерального бюджета, предусмотренного на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета и бюджетной росписью главных распорядителей средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период (п. 12 Методики N 638).
Базовые нормативные затраты в отношении стоимостных групп специальностей и направлений подготовки определяются путем увеличения отдельных составляющих базовых нормативных затрат в зависимости от параметров формирования стоимостной группы специальностей и направлений подготовки (п. 13 Методики N 638).
К отдельным составляющим базовых нормативных затрат применяются корректирующие коэффициенты, отражающие особенности реализации образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки и/или объективные характеристики групп образовательных организаций, которые оказывают влияние на величину составляющих нормативных затрат, а также отражающие корректировку затрат по формам обучения, формам реализации образовательных программ, по используемым образовательным технологиям.
Согласно Приложению к Методике N 638 к таким объективным характеристикам групп образовательных учреждений, оказывающим влияние на величину составляющих нормативных затрат, относятся:
Заключение
Что такое подушевое финансирование в образовании
Школы и другие образовательные организации финансируются на основе принципов нормативно подушевого финансирования. За каждым учеником, который приходит в школу, следуют деньги. Чем больше в школе учащихся, тем больше размер фонда материального обеспечения школы и тем больше формируется фонд оплаты труда педагогов.
На какие нужды школа получает финансирование
Подушевой норматив финансирования образовательной организации устанавливается в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. N 1040.
Благодаря подушевому финансированию школа получает финансирование без разбивки по статьям расходов, и вольна самостоятельно распоряжаться имеющимися средствами. Из выделяемых бюджетом средств школа самостоятельно оплачивает коммунальные расходы, расходы на приобретение оборудования, текущий ремонт, привлечение сторонних исполнителей (например, охрана и клининг), повышение квалификации учителей, мебель и вс прочие многочисленные регулярные и непредвиденные расходы.
Подразумеваются, что школа несет определенные затраты, которые должны быть учтены при расчете норматива финансирования. Поэтому считается, что подушевого финансирование должно хватать школе на покрытие следующих текущих расходов:
Сам норматив утверждается актами органов государственной власти субъекта РФ, поэтому в разных регионах нормативы могут различаться.
От чего зависит размер норматива затрат на одного школьника
нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг для общеобразовательных организаций определяются в расчете на одного школьника по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС с учетом:
Особенности финансирования малокомплектных школ
Финансирование малокомплектных школ имеет особенность. Финансирование малокомплектных школ включает затраты на осуществление образовательной деятельности, которые не зависят от количества обучающихся. Это дает возможность школе оставаться на плаву (оплачивать коммунальные расходы, содержать имущественный комплекс и т.п.) несмотря на относительно небольшое количество учащихся.
Что такое подушевое финансирование в образовании
Мы размещаем статью о причинах катастрофического дефицита расходных материалов, пособий и оборудования в российских школах. Смысл ее прост: в большинстве регионов деньги на оборудование либо не заложены в подушевое финансирование, либо заложена символическая сумма. Этот факт стал очевиден благодаря исследованию ВШЭ, проведенному еще в 2016 году. Казалось бы, знаменитый университет, авторитетная организация. Прошло три года, но воз и ныне там. В детсадах просят родителей покупать карандаши и пластилин (но никому об этом не рассказывать), а в школах учителя сами заправляют картриджи и приносят свою бумагу. Что делать? Педагоги, родители, профсоюзы должны требовать от региональных властей нормальных нормативов. Иначе ничего никогда не изменится.
Я тут намедни «похвастался» закупками нового оборудования в школе и получил разумеется комментарий от коллеги, это мог быть абсолютно любой учитель из любой школы абсолютного большинства регионов нашей страны.
И ведь взаправду, многие учителя используют свои ноутбуки для работы в ШКОЛЕ, покупают те же картриджи для принтеров в ШКОЛЕ, и вообще тратят свои деньги из своих небольших зарплат для того чтобы обеспечить себе комфортный учебный процесс.
Почему же школа не покупает необходимое оборудование? Неужели нет денег? А почему нет денег? Вы не задавались таким вопросом?
Ведь если директор говорит что нет денег, то вряд ли он лукавит, наверное и в отделе образования понимают что денег нет, но конкретно где, на каком этапе образуется эта сентенция «НЕТ ДЕНЕГ»? Ведь федеральный центр что-то присылает регионам, трансферты там всякие, неужели ничего для этого не запланировано?
Ну как же это так? Ведь школа работает годы и туда что-то требуется покупать для обеспечения учебного процесса. Правильно?
Я с удовольствием прочитал его и получил в общем то удивительный вывод из которого ясно почему во многих регионах происходит постоянное и хроническое недофинансирование.
Учёные исследовали вообще то принципы нормативно-подушевого финансирования (НПФ) (об этом я напишу ещё публикацию).
Итак НПФ определяет бюджет школы и сопутствующие расходы на школу, зарплаты и покупки на содержание школы, так вот оказывается исходя из данных ВШЭ, этот самый норматив рассчитывается во многих регионах формально и даже фиктивно.
Формально, это значит необоснованно, или по простому от балды.
На 23 странице этого издания кроется ответ на то, а почему же нет денег на закупку оборудования в школах, это так называемые потребности в средствах обучения:
«Проведенная оценка удельной стоимости необходимых средств обучения в расчете на одного обучающегося в год свидетельствует о значительном занижении касающихся ее нормативов практически во всех субъектах Российской Федерации. В качестве исключений могут быть приведены подходы к определению нормативов, используемые в Сахалинской области (8 000 рублей в год), а также в Ханты-Мансийском автономном округе (4 406 рублей в год) и Камчатском крае (4 034 рубля в год). В данных регионах «недофинансирование» не носит столь существенного характера.»
Итак в трёх регионах только запланированы затраты на средства обучения в более менее приличном объёме считая на одного учащегося.
«В остальных субъектах в нормативах учитывается не более четверти необходимых расходов на приобретение средств обучения, причем в отдельных субъектах данная часть расходов практически не финансируется. Так, например, норматив расходов на приобретение средств обучения школами в Ивановской области составляет всего 186 рублей на учащегося в год, а аналогичный норматив для детских садов в Республике Марий Эл — только лишь 50 рублей в год на воспитанника. В Республике Башкортостан и Тверской области рассматриваемые расходы вовсе не включаются в норматив.»
От 0 до 186 рублей в год на 1 учащегося запланировано покупок средств обучения во многих регионах.
Комментарии как говорится излишни.
Но самое удивительное это то, что нет взаимосвязи например того же норматива финансирования в регионе и того как вообще туго или нет с деньгами в этом регионе.
Нам же как говорят: «зарплаты разные в разных регионах, потому что доходы в регионах разные». Правильно? Вон даже на сайте минпроса об этом есть отдельный вопрос о чём я и написал (вопрос №2).
Ан нет, нет ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ корреляции причины и следствия:
Таким образом мы приходим к парадоксальному выводу, денег нет не потому что их нет, а потому что их не запланировали, точнее не захотели запланировать. Их попросту зажали в регионах региональные элиты.