Что такое подвижность внимания
Переключение и подвижность внимания
Переключение внимания —это способность быстро и точно переходить от одних действий к другим, от одной деятельности к другой.
Не нужно смешивать сознательное, целенаправленное переключение внимания с отвлекаемостью, а также переключение внимания с непроизвольным вниманием. Легкая отвлекаемость характеризует недостаточную устойчивость внимания. При переключении внимания мы всегда ставим определенные задачи или же оно диктуется видом действий или деятельности.
Физиологической основой переключения внимания является торможение существующего очага возбуждения и формирование нового. Это позволяет сделать вывод, что переключение внимания зависит от подвижности нервных процессов — быстроты смены возбуждения и торможения, а также от особенностей объектов и характера деятельности.
Способность легко, своевременно,, точно переключить внимание имеет большое значение в ряде профессий, особенно в спортивной деятельности у представителей таких видов спорта, как игры и единоборства.
Подвижность внимания выражается в закономерной периодической смене объектов, на которые оно обращено. Внимание чрезвычайно динамично и подвижно. Даже тогда, когда человек поглощен выполнением какой-либо деятельности, его внимание все время переходит от одного объекта к другому, оно не может долго задерживаться на каком-либо одном объекте.
Подвижность (динамичность) внимания хорошо иллюстрируется так называемыми двойственными изображениями. Если с напряженным вниманием смотреть на 2, последовательно, через определенные промежутки времени (1—4 с), можно видеть в одном случае то вазу, то профиль, в другом—то лестницу, то карниз. Эта смена объектов и есть колебание внимания.
Колебание внимания следует отличать от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости внимания характеризуется Периодическим повышением или понижением его концентраций, в то время как колебание внимания возможно при самой высокой его устойчивости.
Распределением внимания называется направленность внимания одновременно на несколько объектов или на выполнение двух или более действий. Например, студент слушает и одновременно записывает лекцию; вратарь во время футбольного матча следит одновременно за многими находящимися в поле его зрения игроками, подмечает их действия и т. п. Распределение внимания является необходимым условием успеха во многих видах деятельности, по самой своей структуре требующих одновременного выполнения разнородных операций, действий (диспетчер, летчик, шофер, токарь, хоккеист, боксер и т. п.).
Физиологической основой распределения внимания являются нервные процессы, одновременно протекающие в функционально различных участках коры большого мозга. Например, когда студент слушает и записывает лекцию, одновременно функционируют его слуховые, ассоциативные и моторные центры (движение руки при записи).
Распределение внимания требует от человека значительно ббльших усилий и затрат нервной энергии, чем другие свойства внимания. Для развития способности к распределению внимания необходимо в совершенстве владеть приемами, действиями, операциями (навыками), на которые распределяется внимание.
В результате этого происходят и существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Главным образом в том, что, выработав бытовые стереотипы, ученые пользовались каждым случаем, чтобы вывести из сознания контроль за их исполнением или своевременным переключением на другую программу и тем самым освободить поле внимания для решения.
Расстройства внимания
Расстройства внимания – это патопсихологические симптомы нарушения направленности и избирательности психической деятельности. Сужение внимания проявляется неспособностью воспринимать информацию из разных источников, неустойчивость внимания – снижением концентрации, повышенной отвлекаемостью на раздражители, недостаточная переключаемость – трудностями произвольного перемещения концентрации с одного объекта (явления) на другой. Диагностика проводится с помощью беседы, наблюдения и специфических патопсихологических проб. При лечении используются медикаменты, психокоррекция и физиотерапия.
МКБ-10
Общие сведения
Внимание обеспечивает активность и целенаправленность всей познавательной деятельности. Его расстройства зачастую становятся основой для ухудшения других психических функций – мнестических, мыслительных, волевых. Ослабление внимания сопровождается ухудшением всех видов деятельности, ориентировки и адаптации к окружающей среде. Сложно определить точные эпидемиологические показатели расстройств внимания, так как легкие временные симптомы возникают у каждого человека при переутомлении, соматических заболеваниях. Умеренные и относительно стойкие проявления диагностируются у дошкольников, младших школьников (3-10%), а также у пожилых людей в связи с естественными инволютивными изменениями и возрастными заболеваниями ЦНС (12-17%).
Причины
На продуктивность функций направленного внимания влияют внешние и внутренние факторы: образ жизни, состояние здоровья, склонность к различным заболеваниям, общие адаптационные возможности организма, переживание стрессовых ситуаций и психологических травм. К наиболее распространенным причинам нарушений внимания относят:
Патогенез
Аттентивные расстройства бывают модально-неспецифическими, когда нарушаются все виды и уровни внимания, и модально-специфическими, проявляющимися в одной сфере – зрительной, слуховой, моторной или тактильной. При модально-неспецифических симптомах возможны три варианта патогенеза. Первый – поражение или дисфункция области продолговатого и среднего мозга. При этом формируется быстрая истощаемость, недостаток объема и концентрации внимания. Следующий вариант представлен нарушением работы диэнцефальных структур и лимбической системы. Симптомы более грубые, сосредоточенность и концентрация неустойчивы.
Третий механизм – поражение медиобазальных отделов лобных и височных зон. Снижаются функции произвольного внимания, непроизвольное становится патологически усиленным (легкая отвлекаемость). У людей со специфическими расстройствами возникают трудности осознания стимулов одной модальности при двойном предъявлении (два зрительных образа, два звука, два прикосновения). Зрительное, слуховое, чувствительное или моторное невнимание основано на нарушении работы соответствующих корковых анализаторных мозговых систем, реже патологически измененным является функционирование подкорковых отделов.
Классификация
Внимание – сознательное выделение одних объектов (явлений) и одновременное отвлечение от других, менее значимых. Согласно этому определению аттентивные функции классифицируются на активные, которые реализуются произвольно, и пассивные, обусловленные не целенаправленностью человека, а внешними свойствами стимулов. При расстройствах происходит ухудшение активного внимания, а непроизвольные операции снижаются, остаются прежними либо усиливаются. Выделяют следующие нарушения:
Симптомы расстройств внимания
Наиболее распространенное нарушение внимания – чрезмерная истощаемость. Расстройство возникает при соматических болезнях, физических и умственных нагрузках, легких неврологических органических дисфункциях. Выражается снижением способности длительно фокусироваться на деятельности из-за повышенной утомляемости. У больных даже после непродолжительного периода напряжения возникает усталость, они начинают отвлекаться, теряют интерес к основному занятию. Часты жалобы на ощущение тяжести в голове, потребность в отдыхе, сонливость, неусидчивость.
При невротических расстройствах, органических заболеваниях мозга нередко происходит сокращение объема внимания. Больные не могут удерживать и целенаправленно оперировать несколькими объектами (темами, представлениями). Им сложно дается многокомпонентная деятельность, при ее выполнении часто упускаются важные требования и условия, не принимаются в расчет меняющиеся обстоятельства. Пациенты выглядят рассеянными, забывчивыми, при беседе «теряют» мысль, которую только что хотели высказать. Сознание удерживает от 1 до 3-4 единиц информации (при норме 7-10 единиц).
У детей и при поражении лобных зон коры мозга наблюдается преобладание пассивного внимания над активным. Клинически такой феномен выражается высокой отвлекаемостью, недостаточной наблюдательностью, неустойчивостью и недостаточной глубиной концентрации. Больные не могут удерживать активное внимание на произвольной деятельности, не завершают начатое, отвлекаясь на более интенсивные стимулы – громкий звук, свет, движение. Они невнимательно слушают вопросы, отвечают невпопад, переспрашивают, соскальзывают с ведущей темы беседы на случайные, но более интересные для них ассоциации (рассказывают о ситуациях из жизни, просмотренных фильмах). При грубой отвлекаемости, характерной для маниакальных состояний, полностью утрачивается способность к сосредоточению, внимание расплывается на побочные стимулы, не задерживаясь ни на одном из них.
У пациентов с эпилепсией и иными органическими патологиями определяется тугоподвижность и инертность внимания. Ключевой признак – снижение возможности переключать концентрацию с действия либо объекта. Больные инертны в своих установках, «застревают» на одной теме беседы, долго и подробно описывая ее в мелочах. Им трудно сменить цели, задачи, планы. Окружающие оценивают их как занудных, прилипчивых. В крайней степени инертность проявляется персеверативным повторением слов, фраз, действий.
Нарушение направленности внимания развивается при ипохондрии, депрессии, психотравме, шизофрении. Пациенты сконцентрированы на определенных явлениях, другие стороны жизни игнорируются. Вариантом искажения является патологическая рефлексия, при которой больные поглощены самоанализом, размышлениями о смысле жизни, отношениях с людьми. Они ведут дневники, подробно описывают переживания, пытаясь понять себя. Вне поля внимания остаются бытовые аспекты, семейные отношения.
При ипохондрическом синдроме происходит фиксация на состоянии здоровья, самочувствии, болезненных ощущениях. Внимание депрессивных пациентов сосредоточено на негативных переживаниях из прошлого и тревожном пессимистичном ожидании будущего. Изменение внимания шизофренических больных характеризуется рассеянностью, фокусировкой на второстепенных и латентных деталях происходящего. Окружающим оно кажется необычным, чудаковатым, своеобразным. Например, при общении они пересчитывают предметы на столе, рассматривают рисунок обоев, отвлекаясь от содержания беседы.
Осложнения
Расстройства внимания ухудшают способность пациентов выполнять сложную деятельность, связанную с умственными и физическими нагрузками, планированием, контролем, составлением прогноза. Легкие нарушения негативно сказываются на решении профессиональных задач, качестве учебы школьников и студентов. При грубых расстройствах утрачивается навык ведения беседы, ориентировки в пространстве. Больные оказываются дезадаптированными на социальном и бытовом уровне, нуждаются в уходе со стороны членов семьи. Своевременная диагностика и лечение заболеваний, провоцирующих нарушение активности и целенаправленности внимания, позволяет избежать развития грубых дефектов, улучшить адаптацию пациентов.
Диагностика
Пациенты с расстройствами внимания обследуются врачами-неврологами и психиатрами. Сложности диагностики связаны с недостаточной способностью больных к переключению, быстрой утомляемостью, избирательной фиксацией на одних аспектах исследования и игнорировании других. Рассеянность, забывчивость, частичная утрата коммуникативного навыка вследствие нарушения внимательности должны быть дифференцированы от общей интеллектуальной недостаточности. С этой целью проводится опрос и комплексное патопсихологическое тестирование когнитивной сферы. При подозрении на неврологическое заболевание назначается неврологический осмотр и инструментальные обследования головного мозга. Непосредственно расстройства внимания изучаются следующими методами:
Лечение расстройств внимания
Тактика терапии определяется основным заболеванием, спровоцировавшим ухудшение внимания. В ряде случаев удается восстановить функцию, устранив этиологический фактор – астению, депрессию, последствия черепно-мозговой травмы, приступы эпилепсии. При большинстве патологий показаны следующие виды терапевтического воздействия:
Прогноз и профилактика
Легкие и умеренные расстройства внимания при правильно подобранной медикаментозной терапии и активной психокоррекции имеют благоприятный прогноз. При тяжелых нарушениях исход полностью зависит от характера течения ведущей болезни. Профилактика основывается на поддержании соматического и психического здоровья, отказе от курения и употребления алкоголя, предупреждении утомления. Необходимо рационально распределять нагрузку в течение дня, чередуя периоды работы и отдыха. При наличии факторов риска по развитию неврологических и психических заболеваний нужно регулярно проходить профилактическую диагностику.
Внимание: функции и виды. Психология личности.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Пять основных свойств внимания:
Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.
Функции внимания:
Виды внимания
Основные виды внимания:
Особенности психологии внимания:
1. Избирательность
В поле нашего зрения и слуха попадают только те вещи, которые имеют в данный момент существенное значение. При этом игнорируется масса ненужной информации, поступающей как из внешнего, так и из нашего внутреннего мира. Такая избирательность психологии внимания способствует качеству выполняемой нами работы.
2. Устойчивость
Человек способен часами удерживать свое внимание на одном уровне. Неустойчивым оно может быть у людей, страдающих психическими расстройствами, перевозбужденных, переутомленных или физически ослабленных. Но даже в этих случаях индивид может сохранять внимание продолжительное время, если стимулом к занятию является неослабевающий интерес.
3. Концентрация
Человек способен ограничивать свое внимание, сосредоточивая его на чем-то одном. В это время остальные предметы для него могут просто не существовать. Хотя не исключен и параллельный контроль над происходящим вокруг.
4. Переключаемость
Перевод внимания с одного предмета или вида деятельности на другой – важное условие расслабления и восстановления организма. Он может быть быстрым или медленным, произвольным или непреднамеренным.
5. Распределение
Человек способен в большей или меньшей мере рассредоточивать свое внимание сразу между несколькими предметами или делами. Особо преуспел в этом деле Юлий Цезарь: он мог одновременно наблюдать за боем гладиаторов, писать деловое письмо и разговаривать с приближенными.
6. Объем
Формы расстройств внимания:
2. Уменьшение объема внимания;
Гипо- и апрозекксия – невозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания.
Внимание — свойства и особенности
Происходящее вокруг человека постоянно влияет на его сенсорную систему, но не все раздражители она отражает одинаково точно. Человек, увлеченный беседой с другом, игрой или работой, другим важным для него занятием, может не замечать происходящего вокруг. Четко воспринимается и осознается только то, что происходит в поле зрения, все же остальное отступает на второй план. Внимание — это именно то, что обеспечивает осознавание процесса, на котором сосредоточен человек.
Что такое внимание
Вниманием называют восприятие, избирательно направленное на конкретный объект, который вызывает повышенную заинтересованность. Это обязательное условие овладения новыми знаниями, навыками, выполнения любой задачи. Внимание, как психическая структура, придает осознанный характер деятельности человека, стимулирует и регулирует ее.
Действовать — значит быть внимательным к объектам деятельности. Напряжение во время осуществления какой-либо деятельности всегда связано с напряжением внимания. Оно служит внутренним условием психической активности, благодаря которой раздражители, воспринимаемые органами чувств, отражаются в сознании субъекта, а каждый акт целенаправленной деятельности становится осознаваемым.
Внимание — психологическое явление, тесно связанное с природным приспособлением организма к выживанию во внешней среде, ориентировочными рефлексами. Они проявляются в более четких установках на максимально ясное восприятие значимых для человека явлений.
Физиология внимания более сложная. Большое значение в возникновении сосредоточенности принадлежит ретикулярной формации. Это сеткообразное образование в головном мозге, усиливающее значимые внешние сигналы, пропускает их в кору мозга и загаживает менее значимые. Это способствует отсеву стимулов, достигающих зоны осознания.
Разная активность человека актуализируют разные виды внимания — непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.
Произвольное внимание связано с сосредоточенностью сознания человека на объекте-раздражителе. Этот вид внимания актуализируется именно потому, что сам объект или его особенности привлекают, а часто заставляют полностью сосредоточиться на них. Раздражители отличаются внезапностью, выразительностью, большой интенсивностью, новизной, контрастом, выделением на определенном фоне, подвижностью в пространстве. Например, раздражителем может быть грохот проходящего поезда, который заставляет повернуть голову в сторону железной дороги всех, кто находится рядом и слышит его, или звук низко летящего самолета.
Такая сосредоточенность является проявлением первой, эволюционно и онтогенетически наиболее ранней формы внимания.
Произвольное внимание — следующая, более совершенная форма психического процесса, присущая человеку. Оно осознанно направляется и регулируется индивидом, позволяет проявлять активность, определять цели, удерживать сосредоточенность на их достижении.
Человеку необходимо прикладывать усилия, чтобы сохранять сосредоточенность. Особенно, когда речь идет о новых, ранее незнакомых объектах или неинтересных, непривлекательных. Произвольное внимание тесно связано с волей, способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия.
Произвольное внимание возникает и развивается во взаимодействии с трудом и речью. Обладание ею позволяет индивиду осознать цель, сформировать собственное намерение быть внимательным, обеспечивает непрерывный контроль за действиями.
Оба вида внимания тесно связаны и могут стимулировать возникновение друг друга. Например, приступая к выполнению нового, сложного задания человеку приходится приложить максимум волевых усилий, чтобы сконцентрироваться на работе. Сначала это сложно, но постепенно человек углубляется в процесс выполнения задания. Включается непроизвольное внимание, поскольку работа захватывает и начинает быть интересной.
Такой вид внимания носит название вторично непроизвольного или постпроизвольного. Оно включает в себя как признаки произвольного (не требует больших волевых усилий), так и произвольного (сохраняет целенаправленность и предсказуемость). Переход произвольного внимания в пострпроизвльное делает работу менее напряженной и более эффективной.
В таблице приведены основные характеристики разных видов внимания.
вид внимания | условия возникновения | основные характеристики |
непроизвольное | действует сильный, контрастный или значимый раздражитель, вызывающий эмоциональную реакцию | непроизвольность, легкость возникновения, приключения |
произвольное | постановка задачи | направленность в соответствии с задачей, требует усилия воли, утомляет |
постпроизвольное | вхождения в деятельность и вызванный этим интерес | сохраняется целенаправленность, снимается напряжение |
Функции внимания
Многие ученые сравнивают внимание с линзой, которая в ясную погоду фокусирует солнечные лучи и поджигает дерево. Внимание же фокусирует умственные силы человека, направляет их на решение самых насущный в определенный момент задач. Именно сосредоточенность на объектах дает возможность видеть глубоко, ясно, и детально, успешно решать проблемные задания.
Кроме того, внимание выполняет и другие функции:
Если человек распыляется, задействует собственные когнитивные и продуктивные ресурсы одновременно не решение многих задач, у него остается мало сил, а результативность работы снижается. В то же время, последовательное сосредоточение внимания сначала на одном, затем на другом объекте позволяет добиться успеха.
Основные свойства внимания
В разных видах деятельности человеку приходится задействовать разные свойства внимания. Иногда необходима молниеносная точность в восприятии движений, в другом случае — длительная сосредоточенность на одном объекте или нескольких. Внимание человека обладает разными свойствами. Рассмотрим их подробно.
Устойчивость
Это свойство проявляется в способности длительно сохранять сосредоточенность на объекте. Характеризуется устойчивость тем временем, в течение которого у человека сохраняется целенаправленность, поэтому является обязательным условием доведения любой задачи до конца. Стимулируют устойчивость такие факторы:
интерес и связь объекта с интересами субъекта, его потребностями;
личностные особенности субъекта.
Способность сохранять устойчивое внимание зависит также от силы нервных процессов, характера деятельности, присущих человеку привычек и умения работать
Отвлечение
Свойство переключать внимание на объекты, не имеющие отношения к поставленной задаче, противоположно стойкости. Чем она меньше, тем чаще и легче человек отвлекается от основного задания, тем сильнее снижается продуктивность его деятельности. Отвлекающими факторами могут быть резкие и сильные, внезапные и динамические раздражители, вызывающие ряд эмоциональных реакций.
Преодолеть склонность отвлекаться можно, тренируясь выполнять задания в не совсем благоприятной для этого обстановке.
Колебание
Еще одно свойство, тесно связанное со стойкостью внимания. Его проявление заметно по тому, как в процессе выполнения какой-либо задачи внимание человека периодически становится более или менее интенсивным.
В естественных условиях колебания практически незаметны, но когда нужно сосредоточиться на мелких объектах, то колебания происходят часто — через каждые 2-5 секунд и заставляют человека невольно отвлекаться. В условиях, когда человеку приходится удерживать внимание на грани возможностей, колебания происходят еще чаще и быстро истощают энергетический потенциал нервной системы.
Основная причина колебаний — необходимость восстановления работоспособности корковых структур и снижение их напряженности. На колебания влияет сила нервной системы, условия, содержание, длительность и напряженность выполняемого задания.
Зная о колебании, необходимо планировать смену деятельности, перерывы в работе, избегать дублирования и автоматизации процессов, чтобы избежать негативных последствий.
Концентрация
Концентрация — это интенсивность сосредоточенности на определенном объекте. Чем сильнее сосредоточенность, тем активнее тормозится действие побочных раздражителей, тем более целенаправленной и продуктивной становится деятельность. Концентрация проявляется тем, что внимание поглощается одним объектом.
Показатель интенсивности концентрации — устойчивость к препятствиям, невозможность отвлечь внимание с предмета деятельности на посторонние раздражители.
Переключаемость
Осознанное перенесение внимания с одного объекта на другой называют переключением. Оно затруднено при высокой концентрации и облегчается при наличии связей между содержанием предыдущей и следующей деятельности, интереса к следующей деятельности. Облегчает переключение внимания привычка к этому, а также понимание важности следующего задания.
Способность переключать внимание дает возможность быстро реагировать на изменяющиеся условия, переходить к новому виду деятельности.
Распределение
Распределение внимания актуализируется при необходимости выполнять одновременно несколько действий или сохранять сосредоточенность на нескольких объектах. Чтобы распределение было эффективным необходимо, чтобы алгоритм выполнения хотя бы одного действия был отточен до автоматизма.
Объем
Объем внимания характеризуется тем количеством объектов, которые человек способен воспринимать и осознавать одновременно. Нормативно за 0,1 секунды человек может воспринять от 4 до 6 объектов, не связанных между собой.
Теории внимания
Множество выдающихся ученых изучали феномен внимания и разработали собственные теории.
Одной из первых и популярных стала рефлекторная теория внимания, разработанная Сеченовым, Павловым и Ухтомским. Она связывает факторы, которые вызывают развитие внимания с влиянием внешней среды. Раздражители действуют на рецепторы, импульсы передаются в головной мозг человека, вызывают ориентировочные рефлексы и активизируют приспособительные реакции. Они изменяют протекание процессов в коре больших полушарий и формируют очаг оптимального возбуждения (формулировка Павлова) или доминанту (по Ухтомскому). Параллельно возникает торможение в других участках коры.
Теодюль Рибо связывал внимание с эмоциями и считал, что они и являются фактором, на фоне которого формируется сосредоточенность. В этом состоянии происходят определенные физиологические изменения — активизируется кровообращение, возникают сосудистые и моторные реакции. Сосредоточенность сопровождается движением всех частей тела, это способствует поддержанию внимания.
По теории Гальперина, внимание — это психологический акт, направленный на содержание образа или мысли. Внимание контролирует содержание и является неотъемлемым элементом ориентировочной и исследовательской деятельности. Одновременно с тем внимание — это не отдельный процесс, оно всегда направлено на то, что появляется в результате других процессов, способствует формированию и совершенствованию умственной деятельности.
Теория Бродбента трактует внимание, как процесс фильтрации поступающих из внешней среды стимулов. Объем данных, на которых человек способен сосредоточиться, зависит от пропускной способности канала, через который происходит восприятие.
Теория Рибо и Ланге отводит важную роль движениям. Ученые считают их внешним проявлением и фактором формирования внимания.
Энтони и Диана Дойч считают, что информация изначально проходит обработку оперативной памятью, а только потом происходит ее отбор. Поскольку объем памяти не безграничен, то в ней остается только часть информации. Уже ей присваивается статус важной или неважной.
Гоноболин, Страхов, Добрынин, Милерян считают, что внимание прямо связано с деятельностью, в ней внимание существует и ею поддерживается. По мнению ученых, быть внимательным — значит проявлять активность в отношении конкретных объектов.
Изучением внимания занимались и другие ученые. Достойны изучения теории Льва Выготского, Уильяма Джеймса, Дмитрия Узнадзе и других исследователей.
Особенности внимания
В обыденной жизни, в работе человек может находиться в состоянии внимания, невнимания и рассеянности. Степень внимательности — врожденное свойство, которое в течение жизни может совершенствоваться в зависимости от потребности, обстоятельств и опыта.
У внимательного человека преобладает произвольное и послепроизвольное внимание, у него имеется цель, хорошо развита воля, он понимает, к чему стремится. Невнимательный человек не может сосредоточиться на предмете, понять суть событий или вещей. У рассеянного человека степень внимания находится на середине континуума между вниманием и невниманием. Действия рассеянного отличаются поверхностной направленностью и неспособностью сосредоточиться на конкретном объекте.
Внимательность и невнимательность отражаются на всех сферах деятельности человека. Внимательность необходима для чувственного и рационального отображения действительности, выстраивания мыслей в логический ряд. Невнимательность в каждом случае связана с неумением фокусироваться и удерживать сосредоточенность. Это приводит к трудностям в когнитивной сфере — нарушается последовательность, логичность и доказательность суждений, мысли отвлекаются эмоциональными реакциями.