Что такое подвоз избирателей
Подвоз избирателей как государственная услуга
Вопрос о голосовании избирателей, проживающих на значительном удалении от помещений для голосования, один из самых сложных при проведении выборов. Такие граждане не могут проголосовать на дому – они вполне мобильны. Не имеет смысла для них и процедура голосования по месту нахождения. Не могут они проголосовать и досрочно, ведь по закону они проживают не в труднодоступных местностях, хотя по факту само помещение для голосования для них является труднодоступным. В этой связи весьма актуальной становится задача превратить «подвоз избирателей» в регламентированную услугу по обеспечению избирательных прав граждан.
Обычно этот вопрос решался полулегальным голосованием на дому (если избиратель вообще принимал участие в выборах). Между тем, голосование вне помещения, процедура сложная для самих избирательных комиссий и одна из самых чувствительных в избирательном процессе с точки зрения потенциального нарушения установленных законом процедур.
Другая сторона медали – подвоз избирателей. Озаботиться, как избирателю добраться до помещения для голосования, власти не обязаны. А кандидатам, их представителем и лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц, в соответствии с действующим законодательством запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.
Статистика прошлых выборов показывает, что до 20 процентов обращений граждан о возможных нарушениях были связаны с голосованием на дому и подвозом избирателей. Однако прямой запрет статьи закона не распространяется на организаторов выборов, органы власти и управления. Оказать гражданам дополнительную услугу – обеспечить маршруты транспорта до помещения для голосования и обратно – они могут, и в ряде регионов эта практика осуществлялась.
Но вопросы, связанные с агитацией на таких маршрутах и порядком движения, оставались не урегулированными.
Урегулировать подобную практику и придать ей организованный характер пытается ЦИК России, объявивший о разработке и скором принятии соответствующих методических рекомендаций. Пока заместитель председателя ЦИК России Николай Булаев озвучил только ряд положений:
«Национальный общественный мониторинг» будет следить за развитием ситуации. В случае реализации рекомендаций ЦИК на практике, НОМ возьмет под контроль решения о введении дополнительных маршрутов: любой «лишний» маршрут вне расписания будет являться основанием для проверки со стороны общественных наблюдателей. А в день голосования мы проверим не только удобство новой государственной услуги, но и соответствие ее реализации принципам, которые декларирует Центризбирком.
Как правильно довезти избирателей до участка для голосования
Вопрос обеспечения доступа к помещениям для голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, в которых не образуются избирательные участки, был предметом рассмотрения на двух заседаниях ЦИК России. Свои замечания к документу направляли региональные избирательные комиссии и эксперты. По итогам совместной работы были утверждены рекомендации по некоторым вопросам организации голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, при проведении выборов Президента РФ.
«Национальный общественный мониторинг» полагает, что в принятом ЦИК России документе остался не до конца урегулированным ряд вопросов.
Во-первых, документ рассматривает исключительно случай, когда «на территории населенного пункта не образован отдельный избирательный участок, а с населенным пунктом, в котором расположено помещение для голосования, осуществляется редкое, или нерегулярное пассажирское транспортное сообщение, или пассажирское транспортное сообщение отсутствует». То есть движение должно осуществляться к конкретному помещению для голосования, а в пределах одного населенного пункта организация маршрутов к избирательному участку (например, из отдаленных частей населенного пункта с отсутствующим или нерегулярным внутренним транспортным сообщением) организовываться не должна.
В то же время п.10 указывает, что рекомендации распространяются на организацию голосования избирателей, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы, расположенных за пределами населенных пунктов в отдаленных от помещения для голосования местностях. Не ясно, к каким именно участкам будут организованны маршруты в этом случае.
Во-вторых, дополнительные меры по предоставлению избирателям возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования и вернуться после голосования к месту проживания должны принимать органы местного самоуправления (п.2). В тоже время п.3 предусматривает, что «дополнительные меры по обеспечению оптимального функционирования общественного транспорта в день голосования» принимают государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения, их должностные лица, которые обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий.
Столь широкий перечень содержащихся в п.3 органов власти, лиц и организаций, задействованных в принятии решений, вызывает вопросы, связанные с увязкой принятия решений и их реализации. Полагаем, что органы местного самоуправления должны принять соответствующие решения, в которых будет четко прописан перечень организаций и лиц, обеспечивающих организацию работы в день голосования, в том числе с учетом положений п.5, определяющего, что привлекаться могут «государственные, муниципальные или частные автотранспортные предприятия, в том числе могут использоваться школьные автобусы».
В-третьих, меры по организации подвоза избирателей должны приниматься, «в том числе на основании обращений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии (п. 3). Расписание дополнительных рейсов (маршрутов) определяется совместно с избирательными комиссиями (п. 4), а при реализации необходимо учитывать установленный законом запрет в отношении определенного круга лиц предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей на избирательные участки для участия в голосовании (п.5).
Полагаем, что соответствующие решения органы местного самоуправления должны принимать не просто с учетом мнения избирательных комиссий, но и при наличии согласующей подписи либо визы их представителей. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации следует уполномочить на принятие таких решений территориальные избирательные комиссии.
В-четвертых, предусматривается, что «перевозка пассажиров может осуществляться с учетом утвержденных тарифов, или по сниженным (льготным) тарифам, или безвозмездно» (п.4). Однако ни в одном из пунктов, затрагивающем вопросы информирования избирателей об организации таких маршрутов, вопрос о стоимости проезда или его бесплатном характере не затронут.
Полагаем, что избирательные комиссии, на которые совместно с органами местного самоуправления возложено информирование избирателей, обязаны заблаговременно оповестить граждан и о платном или бесплатном характере организуемого проезда к месту голосования.
С полным текстом документа можно ознакомиться на сайте ЦИК России в приложении к постановлению № 141/1163-7.
Что такое подвоз избирателей
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 14 февраля 2018 г. N 141/1163-7 «О Рекомендациях по некоторым вопросам организации голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, при проведении выборов Президента Российской Федерации»
В соответствии с подпунктом 3 статьи 19 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» с учетом подпункта «н» пункта 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2017 года N 1337 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Рекомендации по некоторым вопросам организации голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, при проведении выборов Президента Российской Федерации (прилагаются).
2. Направить настоящее постановление в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации | Э.А. Памфилова |
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации | М.В. Гришина |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 14 февраля 2018 г. N 141/1163-7
Рекомендации
по некоторым вопросам организации голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, при проведении выборов Президента Российской Федерации
1. Настоящие Рекомендации разработаны с целью обеспечения прибытия в день голосования в помещение для голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, где они включены в списки избирателей.
2. В случае если на территории населенного пункта не образован отдельный избирательный участок, а с населенным пунктом, в котором расположено помещение для голосования, осуществляется редкое, или нерегулярное пассажирское транспортное сообщение, или пассажирское транспортное сообщение отсутствует, органы местного самоуправления могут принять дополнительные меры по предоставлению избирателям, проживающим в таких населенных пунктах, возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования и вернуться после голосования к месту проживания.
3. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения, их должностные лица, которые в соответствии с пунктом 16 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, принимают дополнительные меры по обеспечению оптимального функционирования общественного транспорта в день голосования для избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, в том числе на основании обращений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии.
Расписание таких дополнительных рейсов (маршрутов) определяется совместно с избирательными комиссиями.
Перевозка пассажиров может осуществляться с учетом утвержденных тарифов, или по сниженным (льготным) тарифам, или безвозмездно.
5. Для организации дополнительных рейсов (маршрутов) могут привлекаться государственные, муниципальные или частные автотранспортные предприятия, в том числе могут использоваться школьные автобусы.
При этом необходимо учитывать установленный пунктом 16 статьи 69 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» в отношении определенного круга лиц запрет предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей на избирательные участки для участия в голосовании.
6. Территориальные и участковые избирательные комиссии совместно с органами местного самоуправления обеспечивают заблаговременное информирование избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, об организации дополнительного транспортного сообщения с населенным пунктом, в котором располагается помещение для голосования.
Информирование может осуществляться путем размещения соответствующей информации на сайте местной администрации, избирательной комиссии, в местах общего пользования, в том числе в местах отправления и прибытия транспортных средств регулярных маршрутов, опубликования в средствах массовой информации и (или) обнародования иными способами.
Указанное сообщение должно содержать информацию о цели дополнительного маршрута, адресах мест отправления и прибытия транспортного средства, расписании рейсов.
7. В транспортных средствах, осуществляющих дополнительное транспортное сообщение, запрещается проведение предвыборной агитации в любых формах, в том числе путем размещения агитационных материалов. Также запрещается размещение агитационных материалов на таких транспортных средствах. Вместе с тем допускается размещение в них материалов информационного характера (например, информации о месте и времени проведения голосования, расписания движения транспортного средства в день голосования и др.).
Рекомендуется оснастить транспортное средство, осуществляющее дополнительное транспортное сообщение, информационной табличкой, указывающей, что оно следует до помещения для голосования, с указанием номера избирательного участка. Указанную информационную табличку рекомендуется разместить на месте, визуально доступном при движении транспортного средства.
8. На информационном стенде в помещении для голосования избирательного участка, в границах которого находятся указанные населенные пункты, рекомендуется разместить информацию о населенных пунктах, между которыми в день голосования организовано дополнительное транспортное сообщение. В день голосования указанная информация доводится председателем участковой избирательной комиссии до сведения наблюдателей и иных лиц, присутствующих при проведении голосования.
9. При выполнении дополнительных маршрутов в транспортных средствах (при наличии свободных мест) могут присутствовать члены избирательных комиссий, а также иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования в день голосования.
10. Настоящие рекомендации распространяются на организацию голосования избирателей, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы, расположенных за пределами населенных пунктов в отдаленных от помещения для голосования местностях.
Обзор документа
Даны рекомендации по организации голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, при проведении выборов Президента РФ.
Речь идет об организации дополнительного транспортного сообщения. Применяются льготные тарифы или проезд не оплачивается вовсе.
В транспортных средствах запрещена предвыборная агитация в любых формах, в т. ч. путем размещения агитационных материалов.
На информационном стенде в помещении для голосования избирательного участка рекомендуется разместить информацию о населенных пунктах, между которыми в день голосования организовано дополнительное транспортное сообщение.
Подкуп / подвоз избирателей
Вниманию читателей: материал подготовлен в 2012 году, некоторые упоминаемые положения могли измениться.
— По пути на избирательный участок я встретил человека, который предложил денежное вознаграждение за то, что я проголосую за одного из кандидатов (за одну из партий). Законно ли это?
Действия человека, сделавшего Вам такое предложение, квалифицируются как подкуп избирателей. Это не только запрещено законом, но и влечет административную, а в ряде случаев – уголовную ответственность. В связи с этим, Вам необходимо обратиться к сотруднику органов внутренних дел либо к председателю УИК, описав сложившуюся ситуацию, а при необходимости – подать письменное заявление в органы внутренних дел.
Подкуп избирателей является правонарушением. В связи с этим Вам необходимо обратиться в органы внутренних дел с максимально подробным описанием увиденной ситуации и участвующих в ней лиц (чем более подробно Вы опишите, тем больше вероятность того, что Ваша информация будет проверена и виновные будут привлечены к ответственности). Кроме того, Вы можете обратиться с заявлением в избирательную комиссию.
— На мой участок подвозили людей. Должен ли я куда-то об этом сообщить?
Подвоз избирателей является нарушением закона только в том случае, если он осуществляется кандидатами, политическим партиям, их доверенными лицами, уполномоченными представителями, организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, а также иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций. В остальных случаях подвоз избирателей для участия в голосовании нарушением не является. В частности, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, не связанные с кандидатами, вправе осуществлять эту деятельность. Однако, в случае, если Вы не уверены в том, кто осуществляет подвоз избирателей, Вы вправе обратиться в органы внутренних дел с заявлением о проведении проверки и сообщить в участковую избирательную комиссию о возможном нарушении закона.
Законно исключительно в случае, если эти подарки, бесплатные билеты и скидки предоставляет не кандидат, политическая партия и организации, учрежденные ими, либо иные лица по их поручению, а также если получение указанных материальных благ не связано с волеизъявлением избирателей (т.е. не предоставляются при условии голосования за или против определенного кандидата, списка кандидатов). В случае, если указанные условия не соблюдаются, такие действия могут быть квалифицированы как подкуп избирателей.
— В день голосования мне и моим друзьям предложили выехать в соседнюю территорию и проголосовать по открепительному удостоверению. Является ли это законным? Безусловно голосование по открепительным удостоверениям является законной процедурой, но вот выезд на другую территорию только для голосования безусловно является махинацией с результатами. Дело в том, что для представителей региональных групп на партийных выборах важно абсолютное количество голосов на округе и им выгодно вывозить своих избирателей с соседних территорий для голосования на своей территории. При получении открепительного удостоверения избирательная комиссия вправе проверить достаточность основания вами, заявленного в качестве предлога, для получения открепительного удостоверения. Комиссия вправе отказать вам в выдаче открепительного удостоверения, если вы не укажете уважительную причину отсутствия в день голосования.
О подвозе избирателей или про маленькие аппаратные хитрости
14 февраля ЦИК РФ принял Постановление «О Рекомендациях по некоторым вопросам организации голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, при проведении выборов Президента Российской Федерации».
Докладывая этот вопрос на заседании ЦИК, Сергей Никанорович Сироткин много раз упомянул мою фамилию. Это было связано с тем, что экспертно-консультационная группа, которую я возглавляю, действительно направляла в ЦИК проект такого постановления ЦИК. Впрочем, саму идею такого постановления мы позаимствовали у Николая Ивановича Булаева…Текст принятого Постановления с некоторой задержкой опубликован (чтобы немного порадовать ЦИК замечу, что при Элле Александровне с публикацией информации о работе ЦИК стало лучше).
Так вот, Сироткин говорил о том, что многие положения нашего проекта были учтены. Я бы выразился аккуратнее: некоторые положения нашего проекта совпали с положениями Постановления. Например, запрет на агитацию в транспортных средствах доставки избирателей и возможность присутствия в них наблюдателей.
Однако сравнение двух текстов – нашего и циковского – выявляет очень характерную мировоззренческую разницу и показывает того дьявола, который кроется в деталях. Это касается в первую очередь двух моментов.
Первое. Идея доставлять избирателей из отдаленных поселений на избирательные участки возникла не сама по себе, а в связи с массовым нарушением правил голосования вне помещения, наблюдающимся в центральной России, там, где много мелких поселений с плохим транспортным сообщением. В Тамбовской, Воронежской, Псковской, Ивановской, Нижегородской, Орловской, Липецкой, Рязанской областях и некоторых других регионах доля голосования вне помещения существенно превышает 10% от числа голосующих. Объясняется этот феномен «отловом» жителей отдаленных деревень путем их массового объезда и голосования в переносной ящик. Хотя по закону отдаленность и отсутствие транспортного сообщения не является достаточной причиной голосования вне помещения для голосования.
Обеспечение избирательного права жителей отдаленных поселений надо было решать в соответствии с законом. Предложение Булаева о введении дополнительных рейсов общественного транспорта или специальных рейсов общественного транспорта было вполне разумным. Однако одно дело написать просто, что «администрация вводит специальные рейсы», а другое дело написать о том, что эти специальные рейсы вводятся для того, чтобы предотвратить незаконное голосование вне помещения и определить, какие поселения нуждаются в таких рейсах.
Второе. Наш проект предусматривал, что инициатива по организации «дополнительных рейсов» будет исходить от избирательных комиссий, которые в соответствии с законом и являются единственными организаторами выборов. А Постановление ЦИК РФ отдает эту инициативу местным администрациям.
Постановление ЦИК РФ в том виде, в каком оно принято, вместо исходной идеи приблизить наш избирательный процесс к закону, просто передает часть полномочий избирательных комиссий администрации. А уж она, нет сомнений, постарается реализовать избирательные права по полной.