Что такое подвоз избирателей

Подвоз избирателей как государственная услуга

Вопрос о голосовании избирателей, проживающих на значительном удалении от помещений для голосования, один из самых сложных при проведении выборов. Такие граждане не могут проголосовать на дому – они вполне мобильны. Не имеет смысла для них и процедура голосования по месту нахождения. Не могут они проголосовать и досрочно, ведь по закону они проживают не в труднодоступных местностях, хотя по факту само помещение для голосования для них является труднодоступным. В этой связи весьма актуальной становится задача превратить «подвоз избирателей» в регламентированную услугу по обеспечению избирательных прав граждан.

Обычно этот вопрос решался полулегальным голосованием на дому (если избиратель вообще принимал участие в выборах). Между тем, голосование вне помещения, процедура сложная для самих избирательных комиссий и одна из самых чувствительных в избирательном процессе с точки зрения потенциального нарушения установленных законом процедур.

Другая сторона медали – подвоз избирателей. Озаботиться, как избирателю добраться до помещения для голосования, власти не обязаны. А кандидатам, их представителем и лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц, в соответствии с действующим законодательством запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

Статистика прошлых выборов показывает, что до 20 процентов обращений граждан о возможных нарушениях были связаны с голосованием на дому и подвозом избирателей. Однако прямой запрет статьи закона не распространяется на организаторов выборов, органы власти и управления. Оказать гражданам дополнительную услугу – обеспечить маршруты транспорта до помещения для голосования и обратно – они могут, и в ряде регионов эта практика осуществлялась.
Но вопросы, связанные с агитацией на таких маршрутах и порядком движения, оставались не урегулированными.

Урегулировать подобную практику и придать ей организованный характер пытается ЦИК России, объявивший о разработке и скором принятии соответствующих методических рекомендаций. Пока заместитель председателя ЦИК России Николай Булаев озвучил только ряд положений:

«Национальный общественный мониторинг» будет следить за развитием ситуации. В случае реализации рекомендаций ЦИК на практике, НОМ возьмет под контроль решения о введении дополнительных маршрутов: любой «лишний» маршрут вне расписания будет являться основанием для проверки со стороны общественных наблюдателей. А в день голосования мы проверим не только удобство новой государственной услуги, но и соответствие ее реализации принципам, которые декларирует Центризбирком.

Источник

Как правильно довезти избирателей до участка для голосования

Вопрос обеспечения доступа к помещениям для голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, в которых не образуются избирательные участки, был предметом рассмотрения на двух заседаниях ЦИК России. Свои замечания к документу направляли региональные избирательные комиссии и эксперты. По итогам совместной работы были утверждены рекомендации по некоторым вопросам организации голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, при проведении выборов Президента РФ.

«Национальный общественный мониторинг» полагает, что в принятом ЦИК России документе остался не до конца урегулированным ряд вопросов.

Во-первых, документ рассматривает исключительно случай, когда «на территории населенного пункта не образован отдельный избирательный участок, а с населенным пунктом, в котором расположено помещение для голосования, осуществляется редкое, или нерегулярное пассажирское транспортное сообщение, или пассажирское транспортное сообщение отсутствует». То есть движение должно осуществляться к конкретному помещению для голосования, а в пределах одного населенного пункта организация маршрутов к избирательному участку (например, из отдаленных частей населенного пункта с отсутствующим или нерегулярным внутренним транспортным сообщением) организовываться не должна.

В то же время п.10 указывает, что рекомендации распространяются на организацию голосования избирателей, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы, расположенных за пределами населенных пунктов в отдаленных от помещения для голосования местностях. Не ясно, к каким именно участкам будут организованны маршруты в этом случае.

Во-вторых, дополнительные меры по предоставлению избирателям возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования и вернуться после голосования к месту проживания должны принимать органы местного самоуправления (п.2). В тоже время п.3 предусматривает, что «дополнительные меры по обеспечению оптимального функционирования общественного транспорта в день голосования» принимают государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения, их должностные лица, которые обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий.

Столь широкий перечень содержащихся в п.3 органов власти, лиц и организаций, задействованных в принятии решений, вызывает вопросы, связанные с увязкой принятия решений и их реализации. Полагаем, что органы местного самоуправления должны принять соответствующие решения, в которых будет четко прописан перечень организаций и лиц, обеспечивающих организацию работы в день голосования, в том числе с учетом положений п.5, определяющего, что привлекаться могут «государственные, муниципальные или частные автотранспортные предприятия, в том числе могут использоваться школьные автобусы».

В-третьих, меры по организации подвоза избирателей должны приниматься, «в том числе на основании обращений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии (п. 3). Расписание дополнительных рейсов (маршрутов) определяется совместно с избирательными комиссиями (п. 4), а при реализации необходимо учитывать установленный законом запрет в отношении определенного круга лиц предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей на избирательные участки для участия в голосовании (п.5).

Полагаем, что соответствующие решения органы местного самоуправления должны принимать не просто с учетом мнения избирательных комиссий, но и при наличии согласующей подписи либо визы их представителей. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации следует уполномочить на принятие таких решений территориальные избирательные комиссии.

В-четвертых, предусматривается, что «перевозка пассажиров может осуществляться с учетом утвержденных тарифов, или по сниженным (льготным) тарифам, или безвозмездно» (п.4). Однако ни в одном из пунктов, затрагивающем вопросы информирования избирателей об организации таких маршрутов, вопрос о стоимости проезда или его бесплатном характере не затронут.

Полагаем, что избирательные комиссии, на которые совместно с органами местного самоуправления возложено информирование избирателей, обязаны заблаговременно оповестить граждан и о платном или бесплатном характере организуемого проезда к месту голосования.

С полным текстом документа можно ознакомиться на сайте ЦИК России в приложении к постановлению № 141/1163-7.

Источник

Что такое подвоз избирателей

Что такое подвоз избирателей. Смотреть фото Что такое подвоз избирателей. Смотреть картинку Что такое подвоз избирателей. Картинка про Что такое подвоз избирателей. Фото Что такое подвоз избирателей

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое подвоз избирателей. Смотреть фото Что такое подвоз избирателей. Смотреть картинку Что такое подвоз избирателей. Картинка про Что такое подвоз избирателей. Фото Что такое подвоз избирателей

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое подвоз избирателей. Смотреть фото Что такое подвоз избирателей. Смотреть картинку Что такое подвоз избирателей. Картинка про Что такое подвоз избирателей. Фото Что такое подвоз избирателейОбзор документа

Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 14 февраля 2018 г. N 141/1163-7 «О Рекомендациях по некоторым вопросам организации голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, при проведении выборов Президента Российской Федерации»

В соответствии с подпунктом 3 статьи 19 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» с учетом подпункта «н» пункта 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2017 года N 1337 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Рекомендации по некоторым вопросам организации голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, при проведении выборов Президента Российской Федерации (прилагаются).

2. Направить настоящее постановление в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Э.А. Памфилова
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
М.В. Гришина

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 14 февраля 2018 г. N 141/1163-7

Рекомендации
по некоторым вопросам организации голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, при проведении выборов Президента Российской Федерации

1. Настоящие Рекомендации разработаны с целью обеспечения прибытия в день голосования в помещение для голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, где они включены в списки избирателей.

2. В случае если на территории населенного пункта не образован отдельный избирательный участок, а с населенным пунктом, в котором расположено помещение для голосования, осуществляется редкое, или нерегулярное пассажирское транспортное сообщение, или пассажирское транспортное сообщение отсутствует, органы местного самоуправления могут принять дополнительные меры по предоставлению избирателям, проживающим в таких населенных пунктах, возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования и вернуться после голосования к месту проживания.

3. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения, их должностные лица, которые в соответствии с пунктом 16 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, принимают дополнительные меры по обеспечению оптимального функционирования общественного транспорта в день голосования для избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, в том числе на основании обращений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии.

Расписание таких дополнительных рейсов (маршрутов) определяется совместно с избирательными комиссиями.

Перевозка пассажиров может осуществляться с учетом утвержденных тарифов, или по сниженным (льготным) тарифам, или безвозмездно.

5. Для организации дополнительных рейсов (маршрутов) могут привлекаться государственные, муниципальные или частные автотранспортные предприятия, в том числе могут использоваться школьные автобусы.

При этом необходимо учитывать установленный пунктом 16 статьи 69 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» в отношении определенного круга лиц запрет предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей на избирательные участки для участия в голосовании.

6. Территориальные и участковые избирательные комиссии совместно с органами местного самоуправления обеспечивают заблаговременное информирование избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, об организации дополнительного транспортного сообщения с населенным пунктом, в котором располагается помещение для голосования.

Информирование может осуществляться путем размещения соответствующей информации на сайте местной администрации, избирательной комиссии, в местах общего пользования, в том числе в местах отправления и прибытия транспортных средств регулярных маршрутов, опубликования в средствах массовой информации и (или) обнародования иными способами.

Указанное сообщение должно содержать информацию о цели дополнительного маршрута, адресах мест отправления и прибытия транспортного средства, расписании рейсов.

7. В транспортных средствах, осуществляющих дополнительное транспортное сообщение, запрещается проведение предвыборной агитации в любых формах, в том числе путем размещения агитационных материалов. Также запрещается размещение агитационных материалов на таких транспортных средствах. Вместе с тем допускается размещение в них материалов информационного характера (например, информации о месте и времени проведения голосования, расписания движения транспортного средства в день голосования и др.).

Рекомендуется оснастить транспортное средство, осуществляющее дополнительное транспортное сообщение, информационной табличкой, указывающей, что оно следует до помещения для голосования, с указанием номера избирательного участка. Указанную информационную табличку рекомендуется разместить на месте, визуально доступном при движении транспортного средства.

8. На информационном стенде в помещении для голосования избирательного участка, в границах которого находятся указанные населенные пункты, рекомендуется разместить информацию о населенных пунктах, между которыми в день голосования организовано дополнительное транспортное сообщение. В день голосования указанная информация доводится председателем участковой избирательной комиссии до сведения наблюдателей и иных лиц, присутствующих при проведении голосования.

9. При выполнении дополнительных маршрутов в транспортных средствах (при наличии свободных мест) могут присутствовать члены избирательных комиссий, а также иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования в день голосования.

10. Настоящие рекомендации распространяются на организацию голосования избирателей, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы, расположенных за пределами населенных пунктов в отдаленных от помещения для голосования местностях.

Обзор документа

Даны рекомендации по организации голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, при проведении выборов Президента РФ.

Речь идет об организации дополнительного транспортного сообщения. Применяются льготные тарифы или проезд не оплачивается вовсе.

В транспортных средствах запрещена предвыборная агитация в любых формах, в т. ч. путем размещения агитационных материалов.

На информационном стенде в помещении для голосования избирательного участка рекомендуется разместить информацию о населенных пунктах, между которыми в день голосования организовано дополнительное транспортное сообщение.

Источник

Подкуп / подвоз избирателей

Вниманию читателей: материал подготовлен в 2012 году, некоторые упоминаемые положения могли измениться.

Что такое подвоз избирателей. Смотреть фото Что такое подвоз избирателей. Смотреть картинку Что такое подвоз избирателей. Картинка про Что такое подвоз избирателей. Фото Что такое подвоз избирателей — По пути на избирательный участок я встретил человека, который предложил денежное вознаграждение за то, что я проголосую за одного из кандидатов (за одну из партий). Законно ли это?

Действия человека, сделавшего Вам такое предложение, квалифицируются как подкуп избирателей. Это не только запрещено законом, но и влечет административную, а в ряде случаев – уголовную ответственность. В связи с этим, Вам необходимо обратиться к сотруднику органов внутренних дел либо к председателю УИК, описав сложившуюся ситуацию, а при необходимости – подать письменное заявление в органы внутренних дел.

Подкуп избирателей является правонарушением. В связи с этим Вам необходимо обратиться в органы внутренних дел с максимально подробным описанием увиденной ситуации и участвующих в ней лиц (чем более подробно Вы опишите, тем больше вероятность того, что Ваша информация будет проверена и виновные будут привлечены к ответственности). Кроме того, Вы можете обратиться с заявлением в избирательную комиссию.

Что такое подвоз избирателей. Смотреть фото Что такое подвоз избирателей. Смотреть картинку Что такое подвоз избирателей. Картинка про Что такое подвоз избирателей. Фото Что такое подвоз избирателей — На мой участок подвозили людей. Должен ли я куда-то об этом сообщить?

Подвоз избирателей является нарушением закона только в том случае, если он осуществляется кандидатами, политическим партиям, их доверенными лицами, уполномоченными представителями, организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, а также иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций. В остальных случаях подвоз избирателей для участия в голосовании нарушением не является. В частности, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, не связанные с кандидатами, вправе осуществлять эту деятельность. Однако, в случае, если Вы не уверены в том, кто осуществляет подвоз избирателей, Вы вправе обратиться в органы внутренних дел с заявлением о проведении проверки и сообщить в участковую избирательную комиссию о возможном нарушении закона.

Законно исключительно в случае, если эти подарки, бесплатные билеты и скидки предоставляет не кандидат, политическая партия и организации, учрежденные ими, либо иные лица по их поручению, а также если получение указанных материальных благ не связано с волеизъявлением избирателей (т.е. не предоставляются при условии голосования за или против определенного кандидата, списка кандидатов). В случае, если указанные условия не соблюдаются, такие действия могут быть квалифицированы как подкуп избирателей.

Что такое подвоз избирателей. Смотреть фото Что такое подвоз избирателей. Смотреть картинку Что такое подвоз избирателей. Картинка про Что такое подвоз избирателей. Фото Что такое подвоз избирателей — В день голосования мне и моим друзьям предложили выехать в соседнюю территорию и проголосовать по открепительному удостоверению. Является ли это законным? Безусловно голосование по открепительным удостоверениям является законной процедурой, но вот выезд на другую территорию только для голосования безусловно является махинацией с результатами. Дело в том, что для представителей региональных групп на партийных выборах важно абсолютное количество голосов на округе и им выгодно вывозить своих избирателей с соседних территорий для голосования на своей территории. При получении открепительного удостоверения избирательная комиссия вправе проверить достаточность основания вами, заявленного в качестве предлога, для получения открепительного удостоверения. Комиссия вправе отказать вам в выдаче открепительного удостоверения, если вы не укажете уважительную причину отсутствия в день голосования.

Источник

О подвозе избирателей или про маленькие аппаратные хитрости

14 февраля ЦИК РФ принял Постановление «О Рекомендациях по некоторым вопросам организации голосования избирателей, проживающих в населенных пунктах, отдаленных от помещений для голосования, при проведении выборов Президента Российской Федерации».

Докладывая этот вопрос на заседании ЦИК, Сергей Никанорович Сироткин много раз упомянул мою фамилию. Это было связано с тем, что экспертно-консультационная группа, которую я возглавляю, действительно направляла в ЦИК проект такого постановления ЦИК. Впрочем, саму идею такого постановления мы позаимствовали у Николая Ивановича Булаева…Текст принятого Постановления с некоторой задержкой опубликован (чтобы немного порадовать ЦИК замечу, что при Элле Александровне с публикацией информации о работе ЦИК стало лучше).
Так вот, Сироткин говорил о том, что многие положения нашего проекта были учтены. Я бы выразился аккуратнее: некоторые положения нашего проекта совпали с положениями Постановления. Например, запрет на агитацию в транспортных средствах доставки избирателей и возможность присутствия в них наблюдателей.

Однако сравнение двух текстов – нашего и циковского – выявляет очень характерную мировоззренческую разницу и показывает того дьявола, который кроется в деталях. Это касается в первую очередь двух моментов.

Первое. Идея доставлять избирателей из отдаленных поселений на избирательные участки возникла не сама по себе, а в связи с массовым нарушением правил голосования вне помещения, наблюдающимся в центральной России, там, где много мелких поселений с плохим транспортным сообщением. В Тамбовской, Воронежской, Псковской, Ивановской, Нижегородской, Орловской, Липецкой, Рязанской областях и некоторых других регионах доля голосования вне помещения существенно превышает 10% от числа голосующих. Объясняется этот феномен «отловом» жителей отдаленных деревень путем их массового объезда и голосования в переносной ящик. Хотя по закону отдаленность и отсутствие транспортного сообщения не является достаточной причиной голосования вне помещения для голосования.
Обеспечение избирательного права жителей отдаленных поселений надо было решать в соответствии с законом. Предложение Булаева о введении дополнительных рейсов общественного транспорта или специальных рейсов общественного транспорта было вполне разумным. Однако одно дело написать просто, что «администрация вводит специальные рейсы», а другое дело написать о том, что эти специальные рейсы вводятся для того, чтобы предотвратить незаконное голосование вне помещения и определить, какие поселения нуждаются в таких рейсах.

Второе. Наш проект предусматривал, что инициатива по организации «дополнительных рейсов» будет исходить от избирательных комиссий, которые в соответствии с законом и являются единственными организаторами выборов. А Постановление ЦИК РФ отдает эту инициативу местным администрациям.

Постановление ЦИК РФ в том виде, в каком оно принято, вместо исходной идеи приблизить наш избирательный процесс к закону, просто передает часть полномочий избирательных комиссий администрации. А уж она, нет сомнений, постарается реализовать избирательные права по полной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *