Что такое поэт теург

Теург

Полезное

Смотреть что такое «Теург» в других словарях:

ТЕУРГ — (греч., theurgos, от слова Theos бог, и ergon дело). Духовидец, заклинатель духов, чудотворец. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕУРГ греч. theurgos, от Theos. Бог, и ergon, дело. Чудесный врач … Словарь иностранных слов русского языка

ТЕУРГ — [тэург], теурга, муж. (рел.). Маг, занимающийся теургией. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

теург — сущ., кол во синонимов: 4 • духовидец (11) • маг (22) • феург (1) • … Словарь синонимов

теургія — іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

теург — а, ч. Маг, що займається теургією … Український тлумачний словник

Теург — м. Маг, владеющий теургией. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

теург — теург, теурги, теурга, теургов, теургу, теургам, теурга, теургов, теургом, теургами, теурге, теургах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

теург — те ург, а … Русский орфографический словарь

теург — (2 м); мн. теу/рги, Р. теу/ргов … Орфографический словарь русского языка

теургія — ї, ж. Вид магії, що виникла в сиву давнину в країнах Сходу й за допомогою якої вважалося можливим підкоряти своїй волі дії богів і духів … Український тлумачний словник

Источник

Что такое поэт теург

ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА – одна из самобытных категорий.

Что такое поэт теург. Смотреть фото Что такое поэт теург. Смотреть картинку Что такое поэт теург. Картинка про Что такое поэт теург. Фото Что такое поэт теург

ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА – одна из самобытных категорий эстетики русского символизма. В древности понятием «теургия» обозначалось сакрально-мистериальное общение с миром богов в процессе особых ритуальных действ. В.С.Соловьев осмыслил теургию как древнее «субстанциальное единство творчества, поглощенного мистикой», суть которого в единении земного и небесного начал в сакральном творчестве. Особо он выделил современный этап теургии, который обозначил как «свободная теургия» или «цельное творчество». Его сущность он усматривал в сознательном мистическом «общении с высшим миром путем внутренней творческой деятельности», которая основывается на органическом единстве главных составляющих творчества: мистики, «изящного искусства» и «технического художества» (Собр. соч., т. 1. СПб., с. 286). Это понимание теургии и теургического творчества нашло активный отклик как в среде символистов, так и у многих русских религиозных мыслителей нач. 20 в. Вяч.Иванов особо акцентировал внимание на мысли Соловьева о том, что искусство будущего должно вступить в новую свободную связь с религией, когда художники (теурги) сами будут сознательно управлять «земными воплощениями» религиозной идеи. Согласно Иванову, теурги, носители божественного откровения, – истинные мифотворцы, в высшем смысле символисты, а теургия – «действие, отмеченное печатью божественного Имени» (Собр. соч., т. 2. Брюссель, 1974, с. 646); в полном смысле слова она еще не реализована, но именно к ней стремятся символисты в своей деятельности.

Большое внимание теургии, как высшему этапу творчества – самой жизни с помощью божественной энергии Софии и самого первого Символа – уделял А.Белый. «Стремление к теургии» он усматривал в мудрости Ницше, а формулу Вл.Соловьева – «Соединение вершин символизма как искусства с мистикой» – расценивал как наиболее точное определение сути теургии (Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма, т. 2. М., 1994, с. 218). Человеческое творчество на высшем его этапе состоит, в терминологии Белого, из трех восходящих «актов». Первый акт – создание мира искусств. Второй – «созидание себя по образу и подобию мира», т.е. совершенствование самого себя, которое вершится в острой борьбе со своим косным «Я», со «стражем порога», не пускающим личность в царство свободы. Здесь происходит трагический разлад личности с самой собой, уход художника из искусства (отсюда сожжение «Мертвых душ» Гоголем, сумасшествие Ницше, безумие Врубеля, «глухое молчание Толстого»). Третий акт (грядущий) – вступление личностей в царство свободы и «новая связь безусловно свободных людей для создания общины жизни по образу и подобию новых имен, в нас тайно вписанных Духом» (там же, с. 465). Этот последний акт и соответствует в понимании Белого уровню теургического творчества (или бытия), основанного на духовной инспирации свыше.

Идея теургии получила развитие в книге Н.А.Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916): «Теургия – искусство, творящее иной мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее. Теургия преодолевает трагедию творчества, направляет творческую энергию на жизнь новую». В теургии кончаются всякое традиционное искусство и литература, всякое разделение творчества; в ней завершается традиционная культура, как дело рук человеческих, и начинается «сверхкультура», ибо «теургия есть действие человека совместно с Богом, – богодейство, богочеловеческое творчество» (Собр. соч., т. 2. Р., 1985, с. 283).

1. Бычков В.В. Эстетические пророчества русского символизма. – «Полигнозис», 1999, № 1, с. 98–104;

2. Он же. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica, т. 2. СПб.–M., 1999, с. 394–451.

Источник

Значение слова «теург»

Что такое поэт теург. Смотреть фото Что такое поэт теург. Смотреть картинку Что такое поэт теург. Картинка про Что такое поэт теург. Фото Что такое поэт теург

ТЕУ’РГ [тэ], а, м. (религ.). Маг, занимающийся теургией.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое поэт теург. Смотреть фото Что такое поэт теург. Смотреть картинку Что такое поэт теург. Картинка про Что такое поэт теург. Фото Что такое поэт теургПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова эпистолярный (прилагательное):

Синонимы к слову «теург&raquo

Предложения со словом «теург&raquo

Понятия, связанные со словом «теург»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «теург&raquo

– И верю, и не верю, – ответил теург.

Эти поэты верили в нераздельность жизни и искусства, а также в важность и возможность жизнетворчества – как на лично-художническом, так и на космическом уровне, что требовало от художника способности и желания быть теургом, т. е. воздействовать на мир при помощи связи своего искусства с высшей реальностью.

Молитва и созерцание, добавленные к аскетизму, являются лучшими средствами дисциплины, чтобы стать теургом, когда нет регулярных посвящений.

Синонимы к слову «теург&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Теург

Полезное

Смотреть что такое «Теург» в других словарях:

ТЕУРГ — (греч., theurgos, от слова Theos бог, и ergon дело). Духовидец, заклинатель духов, чудотворец. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕУРГ греч. theurgos, от Theos. Бог, и ergon, дело. Чудесный врач … Словарь иностранных слов русского языка

ТЕУРГ — [тэург], теурга, муж. (рел.). Маг, занимающийся теургией. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

теург — сущ., кол во синонимов: 4 • духовидец (11) • маг (22) • феург (1) • … Словарь синонимов

теургія — іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

теург — а, ч. Маг, що займається теургією … Український тлумачний словник

Теург — м. Маг, владеющий теургией. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

теург — теург, теурги, теурга, теургов, теургу, теургам, теурга, теургов, теургом, теургами, теурге, теургах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

теург — те ург, а … Русский орфографический словарь

теург — (2 м); мн. теу/рги, Р. теу/ргов … Орфографический словарь русского языка

теургія — ї, ж. Вид магії, що виникла в сиву давнину в країнах Сходу й за допомогою якої вважалося можливим підкоряти своїй волі дії богів і духів … Український тлумачний словник

Источник

Теургия

Термин теургия происходит от двух греческих слов, означающих «бог» и «деяние, работа». Соответственно, теургия – это «божественное деяние», каковым по природе своей является и любой другой религиозный ритуал. Теургией обычно называют особую традиционную практику неоплатонизма, сформировавшегося в основном после возникновения христианства. Она имеет два направления, у каждого был свой основоположник. Плотин – сторонник спокойных размышлений о природе богов: например, говорит он, человек может размышлять о протяженности Вселенной, а затем мысленно упразднить все границы[188]. Ямвлих, ученик Плотина, полагал, что для многих людей эта практика будет слишком сложной. По его мнению, человек проводит ритуал, чтобы перейти из материального мира – низшего из всех миров в неоплатонизме – в высший мир идей. Мир идей, по Ямвлиху, – это то, что я называю мифами, то есть сюжетами, организующими метафоры. Так, например, в нем есть идеальный человек, с которым мы себя постоянно сравниваем, и это сравнение является основой морали.

Ямвлиху мы во многом обязаны существованием нынешней западной мистериальной традиции. Его идеи проникли и в христианство. Ямвлих отстаивает ритуал определенного типа, в котором производятся манипуляции с символами божественных сил (физическими объектами), призванные воспроизвести некие архетипические мифологические истории. Так, традиционное жертвоприношение можно истолковать как «инсценировку» мифа об апофеозе – скажем, о самосожжении Геркулеса на костре. Теургист использует физический ритуал, чтобы загрузить свое сознание мифологическими идеями, выраженными в ритуальных действиях. К сожалению, у нас недостаточно информации о том, как выглядел эллинистический теургический ритуал[189]. Но его можно реконструировать на основе того, что мы видим в магических практиках, не относящихся к неоплатонической традиции. Один из примеров – теофагия, практика, работающая в мире мифов и метафор. Теофагия – это ритуализированное поедание бога в символическом или мистическом смысле. Это распространенный ритуал и, как нам кажется, у него не один источник, он возник независимо во многих местах. Возможно, генетически он связан с другим распространенным ритуалом – жертвоприношением. В жертвоприношении предмет (часто пищевая субстанция) ритуально уничтожается (зачастую сжигается) и передается нужному богу. Нередко в качестве жертвы выступают животные, так как они представляют определенную ценность. От сжигания животного до пикника на природе – один шаг, и во многих культурах жертвоприношения превратились именно в нечто подобное. Когда участники церемонии отведывают приготовленной пищи, жертвоприношение превращается в ритуал причастия, в котором боги и люди едят вместе. Тот факт, что не все жертвоприношения включают в себя причастие, может указывать на более позднее добавление данного обряда. Например, древние греки полностью сжигали пожертвование, так что это была искупительная жертва[190]. Причастие не есть теофагия – пища принадлежит богам и людям одновременно, но не отождествляется ни с теми, ни с другими.

Теофагия имеет место, когда верующий явно идентифицирует еду как бога или, по крайней мере, как символ бога. Например, в католическом причастии хлеб отождествляется с Христом: «Сие есть тело мое». В других видах причастия такое отождествление присутствует в различной степени. Например, в ритуале причастия, при котором присутствовал я, священнослужитель предлагал хлеб и вино, поясняя, что они напоминают нам о Тайной Вечере, но символизируют не личность божества, а сообщество, которое собралось во имя этого божества. Таким образом, мы ели абстрактную идею, а не бога. Среди других ритуалов теофагии можно назвать обряд народа йоруба, реконструированный и описанный Яном Фрайзом в книге «Визуальная магия». В этом ритуале жрец молится на чашу с жидкостью и призывает в нее своих богов, затем выпивает жидкость, впуская их внутрь[191].

Сама ритуальная практика может быть разной. Во многих культурах теофагия заключается лишь в обращенной к божеству просьбе войти в пищу, которая будет съедена. В других культурах она сопровождается длинными заклинаниями. В традиционном британском ведьмовстве, разновидности языческой магии, отличающейся от Викки, хлеб и вино «заговариваются» или посвящаются богу и богине соответственно. Они поглощаются и становятся частью верующего. В зависимости от применения ритуала это приобщение может протекать в виде причастия или полномасштабной теофагии[192]. Однако во всех ритуалах есть нечто общее: субстанция, которую собираются поглощать, вербально или символически отождествляется с божеством. Практикующий теофагию принимает пищу ритуальным, осмысленным способом.

Теофагия действует на всех уровнях: символа, кода, метафоры и мифа. Пища как символ соотносится с кодом поедания, связанного с идеями превращения и присвоения. Код способствует созданию метафоры «я есть бог» из метафоры «пища есть бог». И если в мифе о божестве присутствует какой-то элемент апофеоза, какой-то мостик между человеческим и божественным, как в случае с Христом или Дионисом, то метафора связывает нас с этим мифом. Верующий заимствует какое-то качество божества, переживая малый апофеоз. В практической магии цепочка другая: код модифицируют, чтобы изменить расстановку символов. Но эти две операции не так уж сильно разнятся, поскольку верующий без труда может использовать апофеоз для перестройки кодов, которые становятся ему подвластны.

Иногда бывает трудно сформулировать разницу между кодом и, например, метафорой или между метафорой и мифом. На практике границы между этими способами организации символов весьма расплывчаты. Мы можем свести довольно сложную структуру, о которой я рассказывал в данной главе, к трем уровням. Первый – уровень символов, где Х обозначает Y. Второй – уровень кода и метафоры, где мы узнаем, как интерпретировать символы. И третий – уровень мифа и сюжета, который дает нам понять, что означают данные интерпретации. Практикующему магу стоит помнить, что все эти уровни описывают способы организации и обработки информации и что воспринимаемый нами мир, которым мы пытаемся манипулировать при помощи магии, – не что иное, как история, которую материя рассказывает сознанию. Мы можем изменить ее сюжет, возразив материи посредством мифа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 9 Магическое повествование: метафора, миф, ритуал и теургия

Глава 9 Магическое повествование: метафора, миф, ритуал и теургия Итак, я изложил теорию, подчеркивающую важность языка и символизма в западной магии. Она не обладает научной достоверностью, но ведь любая магическая теория призвана открывать двери для новых идей и новых

К главе 9. Магическое повествование: метафора, миф, ритуал и теургия

К главе 9. Магическое повествование: метафора, миф, ритуал и теургия Идентифицируйте метафоры, определяющие ваше представление о магии. Посмотрите, есть ли в них формулировки со словом есть (от быть), особенно такие, которые кажутся безусловно правильными: например, «все

4. Теургия в тантрическом слиянии как частный случай магии

4. Теургия в тантрическом слиянии как частный случай магии Существует более глубокий и мирный способ достижения божественного состояния в сексуальном контакте, который также связан с гораздо более глубокими и важными трасмутациями энергий.Собственно, здесь мы можем

Книга третья ТЕУРГИЯ

Книга третья ТЕУРГИЯ I В это время Виола нашла случай заплатить за доброту, оказанную ей музыкантом, который принял ее к себе в дом после смерти отца и матери. Старый Бернарди выбрал трем своим сыновьям ту же карьеру, по которой шел сам, и все трое покинули Неаполь, чтобы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *