Что такое поэтическая интонация

Поэтическая интонация

Фрагменты из книги «Мастерство поэта».

Не надо обладать особым слухом, чтобы различить, что слова в стихе читаются (произносятся) по-разному. То, что мы называем поэтической интонацией, есть свойственное и вообще всякой человеческой речи выделение одних слов на фоне других для привлечения к ним особого внимания. Достигается это ударениями, повышением тона речи или, напротив, его понижением, изменением темпа (убыстрение, замедление), что в свою очередь вызывает разное размещение пауз, особую окраску звуков (тембр).

Если ударение, паузы, темп как-то еще можно «изобразить» в самом тексте, то мелодика, а особенно тембр едва ли подвластны письменной речи.

А между тем роль интонации в поэзии чрезвычайно велика. Вот стихотворение А. Твардовского «Признание». «Я не пишу давно ни строчки про малый срок весны любой», «про дым, и пух цветенья краткий», «про беглый век земных красот», «про цвет рябиновый заката»,

Про то, что мир мне все больней,

Прекрасный и невиноватый

В утрате собственной моей;

Что доля мне теперь иная,

Иной, чем в юности, удел, –

Не говорю, не сочиняю.

Должно быть – что ж? – Помолодел!

Недаром чьими-то устами

Уж было сказано давно

О том, что молодость с годами

Приходит. То-то и оно.

Обратите внимание на роль переноса в предпоследней строке. Слово «приходит» ставится веско, выделяется. А тем не менее хочется перечитать: не опечатка ли? Ведь, очевидно, молодость проходит, наступает возраст, когда человек как бы смиряется с тем, что реку времени не перегородишь? Но нет! В том-то и суть поэтической логики, которая не всегда совпадает с логикой «утилитарной», что вывод здесь иной, глубинный: та молодость, которая приходит с годами, то чувство полноты жизни, которое приходит на смену торопливой жадности к ней… есть зрелость. О зрелости души стихи эти. Но в стихотворении не было бы той непростой диалектики живого, непосредственного чувства: так-то оно так, зрелость-это неплохо. Но ведь и молодость-то не воротишь. Интонация вздоха 1 («То-то и оно») великолепно передает этот тонкий оттенок: мол, увы, это не совсем так, молодость не приходит, а все-таки проходит.

Представьте, что не было бы интонации, оттеняющей обратный смысл слов, а мысль эта была бы высказана прямо, в лоб. Содержание стихотворения не то что проиграло бы, а попросту стало бы иным – пессимистическим холодом повеяло бы на читателя. А так благодаря тонкому мастерству поэта рождение нового качества – зрелости – сопровождает свойственная этой зрелости мужественная улыбка-светлая, умная, печальная. Но – и гордая…

Это подчеркивание, выделение слов, нужных для выражения мысли стиха, отличается от бытового, разговорного интонирования фразы. На первый взгляд это не заметно.

– Миша ты пойдешь в школу? (Или не пойдешь?)

– Миша, ты пойдешь в шкапу! (Не думай, что я разрешу пропустить занятия.)

– Миша, ты пойдешь в школу? (Может быть, я пойду?)

– Миша, ты пойдешь в школу? (Или в Кино?)

– Миша, ты пойдешь в школу. (А не в кино.)

Все это разные оттенки интонации, которые в обычной речи меняют смысл. В поэзии это, так сказать, только начало. Только элементарное смысловое обоснование интонации.

Ее значение в поэзии неизмеримо шире. В общей форме роль интонации в стихе сводится к тому, что она связывает воедино идею в образно-ритмическом развертывании темы. Акценты падают на содержательные моменты, олицетворяющие, символизирующие главную мысль.

Однако – именно в общей форме! Было бы грубейшей ошибкой полагать, что есть в стихе какие-то главные, «идейные», и не главные, «безыдейные», слова или элементы поэтической речи. Упаси бог, как говорится! Идея воплощается всей суммой художественных средств. Все средства участвуют в реализации идеи.

Основное, о чем еще не раз придется вспомнить, – форма стиха органична. Стих – единство многих сложных факторов. Здесь же речь идет о том, что намечается связь интонации с точным, удачно выбранным эпитетом, с верно вынесенным в рифму знаменательным словом, с естественным дыханием стиха, когда цезура (пауза внутри строки) приходится там, где она имеет и смысловое и ритмическое обоснование и т. п.

Иначе говоря, интонация стиха – один из многих элементов формы. Но главное, на что хотелось бы обратить внимание, – интонация тоже участвует в реализации идеи в образах и ритмах поэзии. Эта связь интонации с идейным смыслом видна, в частности, в том, что, не зная целого, нельзя верно прочитать часть. Интонацию строки, даже строфы угадываешь тогда, когда знаешь общую мысль произведения.

О принципах произнесения стихового слова речь будет идти особо. Здесь же хочется отметить: не случайно бывает, что чтец, весьма внимательно фразирующий частности и срывающий аплодисменты эффектными жестами, оказывается весьма далеким от верного донесения идеи в целом.

Ты отошла, и я в пустыне

К песку горячему приник (курсив наш. – В. О.).

Так как «отойти» – значит и «умереть» (церковнославянский лексический ряд) и «уйти» (русский), то начало стихотворения- до тех пор, пока не установится ассоциация с церковнославянской лексической окраской, – неясно. А следовательно, интонация начала стиха не может быть построена в единственно верном ключе, по крайней мере до пятой-шестой строк:

Сын Человеческий не знает,

Где приклонить ему главу, –

это первый намек на то, что речь шла выше о смерти.

Итак, интонация – выделение слов в соответствии с данной Мыслью. Но объективно ли звучание стиха? Да, в идеале это так. Автором заложенное интонационное определение существует. Маяковский методом разбивки строк пытался закрепить, поддержать объективное звучание стиха. До него в поэзии это делалось иначе, не так активно и не в графическом выражении.

Б. Эйхенбаум в работе «Мелодика стиха» рассматривает мелодическое строение поэтического синтаксиса.

Интонация в стихе приобретает особый характер, отступая от обыкновенной смысловой, – говорит он. Это отражается и на синтаксисе. Синтаксическая инверсия в русской практической речи почти не ощущается, – так свободна у нас расстановка слов; в речи поэтической же благодаря, тому, что речь обусловлена рамками ритмических членений, расположение слов резко ощутимо. Нарушение привычного порядка слов, образно говоря, как бы увеличено в размерах, проступает отчетливее.

Я думаю, расхождение мелодии стиха и «мелодии» синтаксиса нестиховой речи объясняется тем, что нестиховая речь внеритмична, произвольна по темпу, произвольно слитна в произнесении, а речь стиховая как бы «растянута», размечена во времени. Стих – это речь размеренная, где внутреннее предчувствие логического ударения испытывает своеобразное упругое противодействие со стороны мелодии, построенной ритмом и интонацией напева (размер). Иными словами: вне стиха интонация речи подчинена только смыслу и чувству. В стихе же еще и мелодии.

Интонация стиха в самых «наиразговорных» сочинениях мелодична. Лишь люди, лишенные слуха, могут говорить о немузыкальности Маяковского. Именно стих Маяковского предельно музыкален, так как ритмически богат. Только музыкальность Маяковского иная. Ведь нервные, угловатые, прерывистые ритмы С. Прокофьева не менее музыкальны, чем уравновешенные «классические симфонии».

Так новый поэтический синтаксис вызвал особую интонацию. Волевая и контрастная, она расширила и масштаб ритма. Чередование ударных слогов ямбов или хореев, дактилей или анапестов, более или менее упорядоченное в стихе классическом, заменилось у Маяковского сложным ритмическим рисунком.

О Маяковском так много говорилось как о риторе и так часто его поэзию противопоставляли напевности классической метрики, что на примере стиха Маяковского, казалось бы, наиболее удобно обосновать точку зрения на стих как на явление сугубо языковое, речевое.

Однако это неверно. «Распев», интонационный период, сохраняется и у Маяковского. Это ощутимо прежде всего на слух. Только «матрицей»»распева» является у Маяковского не размер, а ритмический период. Не метр, а ритмические пропорции ведут «распев» интонации. Может быть, поэтому поэт и говорил, что вначале рождается у него некий музыкальный гул, а слова рождаются из этого ритмического гула.

Когда стих стал отделяться от музыки, лишь меньшинство продолжало видеть его музыкальную природу, большинство же считало, что стих – явление риторики. Но стих – не то и не другое. Стих – явление музыкально-речевое.

И сама риторика в стихах оставалась на музыкальных основах (вплоть и включительно – Маяковский), а самая «музыкальнейшая» из поэзии – поэзия Жуковского – достигалась разве не усилиями риторического синтаксиса:

Чем опять душа полна?

Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось,

(«Весеннее чувство», 1816)

Представьте пловца в шторм. Смельчак подрезает волны и с трудом продвигается вперед, на отливе волны он уже стремительно несется силой засасывающей его инерции, но вот новый вал вбирает пловца и, если он не успел нырнуть, поднимает на свой гребень… Секунда – и ослабевший пловец отброшен далеко назад к берегу. Вот он еще пытается встать на ноги, но тщетно – он попал в самую опасную зону, – его будет волочить взад и вперед сила, которая называется в физике «сложением волн»…

Нечто подобное испытывает в стихе слово:

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво;

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты…

Торжественная, раздумчивая интонация задана первой строкой – отчетливо равномерной, где слова протяжные (служенье, не терпит) как бы оттеняются чередованием за ними идущих кратких, отрывистых (муз суеты). Так как слово «суеты» вынесено в рифму, «мужская» ударность еще более акцентирует, как бы убыстряет его произношение. Трехмерность первой строки (по структуре своей пятистопного ямба) усугубляет словораздел:

Служенье муз / не терпит / суеты.

По логике метра ударение просится на первый слог – суеты, но по смыслу и по месту в строке (рифма) в слове как бы дважды акцентирован последний слог. Отсюда кульминация строки, естественно возникшая на слоге не тёр, не может также естественно разрядиться, успокоиться, так как слово «суеты» оказывается двуударным в стихе.

Убыстрение в его произношении, выше отмеченное, как бы «стягивает» слоги к рифме, «гонит» их вперед, а кульминационное ударение тер задерживает ритм, сливая последующий слог пит со слогом су; Маяковский бы написал:

И этим избежал бы «учебного», метрического прочтения: Служень емуз нетер питсу еты.

Нетрудно заметить, что наибольшее неудобство испытывает в строке слово «суеты», разорванность которого объяснена выше двуударностью логического (и рифменного), с одной стороны, и метрического-с другой, ударений.

Преодолевается разорванность эта не чем иным, как интонационным выделением значимых смысловых отрезков, в том числе и слова«суеты», а не стопы ямба – «еты».

Но подчеркнутое выделение хотя бы одного слова в метрической системе ямба решительно меняет саму структуру метра. В данном случае получается:

Служень емуз нетёр пит суеты —

то есть фактически так:

два ямба, цезура, амфибрахий, анапест.

Но и первые два слова ведь читаются фактически не так, а:

пиррихий и ямб. Или в крайнем случае так:

Служенье (пауза) муз —

амфибрахий и ямб, безударный слог которого занят паузой.

Иначе говоря, интонация в строке рождает «возмущение» ритма, которое как бы перекомпоновывает метр.

Интонация в стихе сопровождается акцентировкой эмоциональных пауз, удлинением ударяемого гласного. Все это не может не изменить метра, так как речь идет теперь не только о высоте тона, но и единовременно о его долготе.

Впрочем, об «изменении» метра можно говорить лишь условно. Сейчас важно не это: интонация вскрывает ритм стиха, обнаруживает его.

Этот пример говорит также о том, что метр – категория условная – не оказывает заметного влияния на сам характер произнесения стихов, на их реально-смысловое звучание. Внутри одной строки, взятой отдельно, а до известной степени и внутри строфы, и на протяжении всего стихотворения – возможны многоразличные комбинации темпа речи, паузировки, акцентов. Метр держит за полы только слабого поэта. Очень слабого – даже за шиворот. Сильное дарование выявляет себя в интонации, всегда индивидуальной. Богатство живой интонации, выражающей определенное лицо лирического героя, соответствует богатству ритмики.

Противоречие между интонацией и инерцией метра – одно из наглядных подтверждений ограниченности дарования. Мы «не замечаем» его там, где поэт – подлинно поэт.

В поэзии речь в чем-то приближается к стихии музыки. И самое трудное для понимания закономерностей стиха то, что некоторые из закономерностей музыки в косвенной форме продолжают оказывать на стихотворную речь свое воздействие.

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Источник

14. Интонация. Переносы. Напевный и говорной стих

В прошлый раз мы с вами начали разговор об астрофических стихах – стихах без четкого деления на строфы, и об их разновидности – строфоидах, где свободно чередуются разные формы рифмовки катрена (перекрестная, охватная) с включениями двустиший с парной рифмовкой. Именно так – в едином стихотворном размере, но без единообразия строф пишутся эпистолы – письма и монологи в стихах.

Сегодня я хочу продолжить разговор об особенностях структур стихов и рассказать о некоторых приемах письма, которые характерны для эпистол и для астрофических стихов, но очень часто используются и в лирических стихах со сформированными строфами. Речь пойдет о ПЕРЕНОСЕ. Более подробно о Переносе можно почитать в работе В.Е. Холшевникова «Мысль, вооруженная рифмами».

Но вернемся к нашей теме – к стихотворениям, записанным строками. Стихи, по сравнению с прозаическим текстом, всегда несут музыку – по особому (благодаря ритмической основе) звучат, и их звучание зрительно передается разбивкой текста на строки. Эта разбивка – не просто случайная прихоть автора, у которого заканчивается бумага или место на экране, а его продуманная цель. И эта цель – не удивить читателя своей модной «продвинутостью», а передача содержания с помощью интонации прочтения. При метрической записи в стихотворной форме (по строкам) слово, оказавшееся в конце строки, независимо от того, закончилось ли в конце этой строки предложение или нет, по смыслу выделяется, приобретает особую значительность. На фоне такой привычной нормы заканчивать стихотворную строку концом предложения, сильно ощущаются ПЕРЕНОСЫ (иногда употребляют французский термин enjambement) — перенесение части предложения в следующий стих.

…Раз он спал
У невской пристани. Дни лета
Клонились к осени. Дышал
Ненастный ветер…

При переносах всегда возникают внутристиховые паузы. Если они стоят в середине стиха без наличия рифмующегося слова и возникли за счет обычного конца предложения («И жив ли тот? И та жива ли?»), то эти паузы делят стих на части, стих становится еще более мерным. Но чем ближе они к краю стиха, тем больше разрушается привычная связь слов в предложении.

Функции переносов и внутристиховых пауз многообразны. Они могут превращать стихотворение в прозу, передавать ощущение задумчивого размышления, живого диалога, подчеркнуть важные для поэта слова и строчки, обозначить место перелома в развитии лирической темы, выделить концовку. Отсюда видно, что внутристиховые паузы и переносы (или, наоборот, их отсутствие) — важное средство создания определенной интонации стихотворной речи.

В заключение нашего долгого разговора на тему «Все о строфе» я хочу сказать несколько слов о разновидностях стихов по их интонации.

Во множестве видов стихотворной интонации можно выделить два основных, между которыми, как обычно, располагаются формы переходные. Это — стих НАПЕВНЫЙ и стих ГОВОРНОЙ.

Что характеризует стихотворения НАПЕВНЫЕ, о которых говорят, что они так и просятся на музыку, и на которые сочинено множество песен и романсов? Кроме лирической темы — особая композиция. Прежде всего — тенденция к симметричности строфической композиции (примеры приведены выше), особенно в форме песни, в которой строфа замкнута (в конце стоит точка), каждый стих завершен, переносы отсутствуют, строфа делится на подобные ритмико-интонационные периоды или имеет припев или кольцевое строение. При этом тематическое членение совпадает со строфическим.

ГОВОРНОЙ стих имеет много форм — от торжественного ораторского стиха до разговорного. Его характеризует прежде всего лексика: торжественно-патетическая в ораторском стихе, обычная литературная в повествовательном, фамильярная в разговорном. В последних двух нередки переносы. Говорной стих часто нестрофичен, в некоторых жанрах употребителен вольный стих. Для повествовательного и разговорного стиха драм, поэм, больших лирических стихотворений типичен 5-стопный ямб, белый, с переносами.

Как уже говорилось, основа стихотворной речи — ритмическая повторность в размере, рифмовке, строфе. Сильным средством выразительности в говорном стихе может быть нарушение повторности, ритмический перебой на всех уровнях стиха.

Рассмотрим строфические перебои. Если стихотворение состоит из строф одной модели, например 4-стишие абаб или абба, а последняя строфа неожиданно изменяется (абба или абаб), то два последних стиха выделяют концовку — композиционную вершину стихотворения, разрешение темы. Сильнее выделяет концовку неожиданное изменение длины последнего стиха.

Стихи – это, прежде всего, душа автора, это поднятая им тема, особый, отличный от языка прозы, поэтический и авторский язык, это чистый стиль – для каждого жанра написания свой – с разной степенью допустимости использования редкой или разговорной лексики.

Сборник «Все о строфе» считаю законченным. Хотелось бы, чтобы он оказался кому-то полезным.

С уважением и любовью, ваш Чайник по жизни, Алкора.

Источник

Урок на тему «Поэтические интонации»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок внеклассного чтения в 6 классе.

Тема: «Секреты поэзии. Поэтические интонации».

Цели урока: обобщить знания учащихся о поэтической речи, продолжить изучение литературоведческих терминов, познакомиться с ритмом, учить понимать настроение, мысли поэтов; развивать в детях эмоционально-чувствительного отношения к поэзии, к слову, развивать познавательные способности учащихся, их интеллект, творческие способности и кругозор; воспитывать чувство прекрасного, потребность в чтении поэзии, прививать любовь к ней.

Оборудование: презентация, аудиозапись.

Что такое поэтическая интонация. Смотреть фото Что такое поэтическая интонация. Смотреть картинку Что такое поэтическая интонация. Картинка про Что такое поэтическая интонация. Фото Что такое поэтическая интонация

II. Подготовка к восприятию.

У : Давайте вспомним, какое у вас было домашнее задание?

Д: Выучить детские стихи и прочитать их с определенным чувством: ужаса, восторга, удивления, грусти, обиды, сожаления и т. д.

У : Как вы думаете, а связано ли это задание с темой сегодняшнего урока? Давайте подумаем, о чем пойдет речь.

Д: Мы будем говорить о поэзии и поэтических интонациях.

III . Сообщение темы урока.

– Сегодня мы отправимся в мир поэзии, вспомним о ее секретах.

— Так что же такое поэзия? (Стихи).

Поэзия зимнего утра.

Поэзия зимнего леса.

Поэзия родной природы.

Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами.

Поэзия – красота, прелесть чего-либо.

– В мире поэзии слова встают в определённый строй, и мы слышим прекрасные поэтические творения.

– Прочтите слова, чётко выговаривая звуки.

Шум, лес, гам, всплеск.

– Похожи ли эти слова на стихи? Почему? (Они складываются, оканчиваются одинаково).

– Это один из признаков стихотворений. Как он называется? (Рифма).

– Все ли слова мы произносим одинаково?

– А как этот признак называется в стихотворении? (Интонация).

«Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки».

– А сейчас попробуйте сказать эту скороговорку, произнося её восторженно, с радостью.

– А теперь произнести с удивлением?

– А попробуйте с ужасом?

– А теперь произнести с огорчением.

– Скажите, что нам помогает вложить особый смысл в стихотворение? (Интонация).

– Значит, верно выбранная поэтическая интонация сможет раскрыть идею стихотворения. Мы можем с уверенностью сказать, для чего она написано.

V . Интонационная разминка.

1. прочитайте чистоговорку с вопросительной интонацией.

2. прочитайте чистоговорку с восклицательной интонацией.

Но- но- но – светит солнышко в окно.

Уть- уть- уть- внимательным ты будь.

Ать- ать –ать – будешь верно отвечать.

VI . Проверка домашнего задания. Декламация разученных стихотворений.

VII . Работа с литературоведческими терминами.

– А теперь отгадайте загадку.

«Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь». (Жук).

– Какой звук вам помог отгадать эту загадку? ( ж ).

— Какое впечатление производит на слушающего звук речи?

– Если в стихотворении часто повторяется один и тот же звук, то можно услышать, как воет ветер, кричат птицы и многое другое. Этим средством часто пользуются поэты, и называется это звукопись.

— А какие звуковые фонетические термины вы знаете? (Аллитерацию и ассонанс).

Звукопись — это сгущенная повторяемость похожих звуков в стихе.
Звуковые повторы придают особую музыкальность поэтическому тексту.
Звуки — это символы.
Используя звукопись, поэт может показать шум автострады, плеск и журчание воды, шелест и шуршание листы, громыхание военного снаряжения или грозовой стихии…

Вот в грозном океане гибнет
Несчастной жертвой катерок,
Вот гром ударил по рябине,
Грозя скрутить ее в комок.

В этом четверостишии грохотание разбушевавшейся стихии передает звуковой ряд (стечение нескольких звуков):
«гр — р — р — гр — р — р — гр — р».

Тренинг
Обнаружьте звуки, обозначающие грозовые раскаты грома и покажите их звуковой ряд:
«… — … — … — …»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф. Тютчев)

VIII. Музыкальная физкультминутка.

IX . Работа со стихотворным текстом после чтения (творческое задание)

– Что нужно уметь, чтобы написать стихотворение? (Складывать стихи, то есть рифмовать слова)

— Что такое рифма? (Рифма — это краесогласие. Рифмуются слова, у которых созвучны ударные слоги и все последующие).

— Давайте вспомним, какие рифмы бывают. (Опоясывающие, парные и перекрёстны)

Задание1 : В стихотворении переставлены строчки четверостишия, исправьте и отметьте, как рифма у вас получилась.

Хорошо нам с кашалотом

Так проходит год за годом
В банке у меня растёт.
Вместе с этим бегемотом
Нам с тобой победный гол
Поиграем мы в футбол
Кашалот забьёт в ворота

Проверяются результаты работы. Каждая группа читает составленную строфу.

Задание 2 : Подберите слова, рифмующиеся с друг с другом, и напишите четверостишие.

Снежинки – …
Перинки– …
Мороз – …
Нос – …

– А сейчас попробуйте прочитать свое четверостишие, произнося с грустью.

– А теперь произнести с радостью?

– А попробуйте с обидой?

– А теперь произнести с негодованием.

– Скажите, что нам вновь помогло вам вложить особый смысл в стихотворение? (Интонация).

X . Изучение нового материала.

— Ребята, слышали ли что-нибудь про ритм в стихотворении?

Ритм задает каждому отдельному стихотворению свойственную только ему интонацию, определяет динамику, мелодику. Ритм может быть плавным, размеренным:

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
(М. Лермонтов)

Ритм может быть и рывкообразным, сбивчивым, ломаным:
Закрой их, любимая! Запорошит!
Вся степь, как до грехопаденья:
Вся — миром объята, вся — как парашют,
Вся — дымящее виденье!
(Б. Пастернак)

А может быть стремительным, легким, быстрым ритмом:
По оврагам,
По задворкам,
Смётом здравым,
Оком зорким,
По лазуркам —
Закоулкам,
Вздохом спёртым,
Сердцем гулким —
Дружок, не спохватывайся!
Клубочек, разматывайся!
(М. Цветаева)

Тренинг: попробуйте сочинить стихотворение, передающее скорость движения и с условием, чтобы все строчки были односложными.

XI . Подведение итога урока.

У : Какие секреты поэзии вы вспомнили сегодня на уроке?

Д: Поэтическую интонацию, рифму, звукопись.

У : Что узнали нового?

У : Вам понравились упражнения на сегодняшнем уроке? Скажите, какое мастерство они развивают? (Актерское)

— А кому это интересно из вас?

У: Подумайте, какую из трёх шляп вам удалось примерять на уроке чаще? Почему?

Какую из шляп примеряли с большим удовольствием? Почему?

XIII . Домашнее задание и выставление оценок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *