Что такое поэтическая речь в музыке кратко
Поэтическая речь
Смотреть что такое «Поэтическая речь» в других словарях:
поэтическая речь — см. художественная речь … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Речь — Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь
речь — 1) Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. Речь звучащая. Речь внутренняя. см. также язык. 2) Разновидность (обычно… … Словарь лингвистических терминов
речь художественная — (речь поэтическая), реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи в максимальной организованности и выразительно смысловой значимости каждого её элемента. Формируется в устном народном поэтическом творчестве при… … Энциклопедический словарь
РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — (речь поэтическая) реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи в максимальной организованности и выразительно смысловой значимости каждого ее элемента. Формируется в устном народном поэтическом творчестве при… … Большой Энциклопедический словарь
речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов
РЕЧЬ — действие по выражению своей мысли через артикулированный язык. Живая речь, устная или поэтическая, противостоит организованному, письменному, прозаическому или техническому языку. Платон определял мысль как внутреннюю речь; по мнению других… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
РЕЧЬ — действие по выражению своей мысли через артикулированный язык. Живая речь, устная или поэтическая, противостоит организованному, письменному, прозаическому или техническому языку. Платон определял мысль как внутреннюю речь; по мнению Эггера и… … Философский словарь
художественная речь — речь художественных произведений, реализация эстетической функции языка. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: поэтическая речь Антоним/коррелят: Язык художественной литературы Род … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Художественная речь — речь, реализующая эстетические функции языка. Художественная речь подразделяется на прозаическую и стихотворную. Художественная речь: формируется в устном народном творчестве; позволяет переносить признаки с предмета на предмет по сходству… … Финансовый словарь
Что такое поэтическая речь в музыке кратко
Два музыкальных посвящения
Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.
Обращение к музыкальному образу является новым уровнем рассмотрения интонационной природы музыкального искусства, единства содержания и формы музыкального произведения. Во время всех предшествующих занятий мы постоянно забегали вперёд по отношению к этой теме, которая позволяет вплотную подойти к обобщённому пониманию музыкального (шире — художественного) образа в разных жанрах искусства.
Как известно, художественный образ — это характерный для искусства способ и результат преобразования различных явлений, воплощённый в художественном произведении. Это субъективная картина объективного мира.
Выражая мысли и эмоции человека в звуковой форме, музыка служит средством общения людей и воздействия на их эмоциональное, психическое состояние.
Художественный образ воплощает отношение творца: композитора, художника, поэта и т.д.. к тому или иному жизненному явлению, пересоздаёт его, выявляя в нём существенное. Перед нами именно образ действительности, который требует работы нашего воображения, для того чтобы явление искусства ожило и соприкоснулось с жизнью. Художественный образ всегда связан с выражением человеческого идеала, соединяет действительность и идеал, устанавливая связи между ними. Выделенная качественная сторона явления лежит в основе внутренней формы художественного образа, порождая его многозначность, открывающую связи с другими образами и ценностным содержанием. При утрате живой связи формы с конкретными признаками явления художественный образ превращается в условный знак. Например, фрагмент музыкального произведения становится позывными радиостанции, звонком в сотовом телефоне, фоном в рекламе.
Музыка может раскрыть эмоционально-психологическое состояние человека, его характер.
Произведения русского композитора Михаила Ивановича Глинки помогут понять, что значит музыкальный образ, художественный образ в музыкальном произведении.
«Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости»
Подумай, что означает эпиграф русского композитора М.И.Глинки? Надеюсь, он настроит тебя на восприятие музыки, передающей тонкие душевные переживания.
Романс «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки (1804-1857) на стихи А.С.Пушкина (1799-1837) считается шедевром романсовой лирики, одним из лучших произведений начала XIX века. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга.
Выразительно прочитай стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Подбери к каждому из шести четверостиший названия, соответствующие их образно-смысловому содержанию, подумай, какая музыкальная форма может раскрыть поэтический образ стихотворения.
Познакомься с историей создания стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
А.Арефьев-Богаев. Анна Петровна Керн (портрет)
20-летний поэт впервые встретился с 19-летней Анной Керн в 1819 г. в Петербурге, в доме президента Петербургской Академии художеств. Сидя за ужином невдалеке от неё, он старался обратить на себя внимание. Когда Анна Керн садилась в экипаж, Пушкин вышел на крыльцо и долго провожал её взглядом.
Их вторая встреча произошла только через долгих шесть лет. В июне 1825 года, находясь в Михайловской ссылке, Пушкин часто бывал у родственников в селе Тригорское (недалеко от Пскова), где он и повстречал снова Анну Керн. В своих воспоминаниях она писала: «Мы сидели за обедом и смеялись…вдруг вошел Пушкин. Моя тётушка мне его представила. Он низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях. Я тоже не нашлась что-то ему сказать, и мы скоро заговорили».
Около месяца гостила Керн в Тригорском, встречаясь с Пушкиным почти ежедневно. Неожиданная, после 6-летнего перерыва встреча с Керн произвела на него неизгладимое впечатление. В душе поэта «настало пробуждение»-пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных «в глуши, во мраке заточенья» в изгнании. Но решающего объяснения между ними не произошло. Для Пушкина Анна Керн действительно была «мимолётным виденьем».
Утром, перед отъездом Анны Керн, Пушкин вручил ей подарок – только что вышедшую тогда первую главу «Евгения Онегина». Между неразрезанными страницами лежал листок с написанным ночью стихотворением…
Анна Керн знакомится с Глинкой уже после смерти А.С.Пушкина. Её настолько поразило творчество юного композитора, что она подарила ему листок с тем самым стихотворением Пушкина (с той перспективой, чтобы Глинка когда-то наложил на него свою музыку).
Портреты Александра Сергеевича Пушкина и Анны Петровны Керн, Михаила Ивановича Глинки и Екатерины Ермолаевны Керн воссоздают образы героев лирических произведений. Это своеобразная исповедь сердца композитора, как будто глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга, выраженная в музыкальных интонациях.
Послушай романс М. Глинки (в исполнении Н. Гедды). Ссылка ЗДЕСЬ
По возможности напой вместе с исполнителем мелодии каждой части. Это поможет тебе постичь музыкальный образ романса и определить трёхчастную форму, соответствующую содержанию стихотворения. Обрати внимание на отдельные элементы музыкальной речи, на то, как повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую долю. Пропев вслух или «про себя» фрагмент мелодии на слова «как мимолётное виденье» (возможно исполнение «внутренним голосом»), ты сможешь почувствовать выразительную роль синкопы.
Какие чувства пробуждает романс? Что привлекает в этом музыкальном сочинении? Как композитор передал смену чувств и переживаний? Какими выразительными средствами подчеркнул различные эмоциональные состояния этого поэтического высказывания?
Необходимо вспомнить о значении музыкальной формы в произведении. Музыкальная форма – «одежда», т.е. части из которых состоит музыкальное произведение, в нашем случае – романс «Я помню чудное мгновенье…» написан в трехчастной форме, что соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: воспоминания о первой встрече, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.
Композитор создаёт образ мимолётности: повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую долю.
Начинается романс Вступлением фортепиано, первая часть «Я помню чудное мгновенье..», Средняя часть (вторая – «Шли годы. Бурь порыв мятежный…»), Третья часть – реприза (повтор мелодии первой части – «Душе настало пробужденье…»), заключение – кода – вновь звучит фортепиано. Особенность музыкальной формы романса передаёт смысловую выразительность поэтической речи, её нюансы (тонкости, особенности): ритмические акценты, убедительные повторы («Как гений чистой красоты»), энергичный поступательный ритм среднего раздела («Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»). Здесь музыка речитативно-декламационная, суровая и тревожная. Своим контрастом она оттеняет заключительную часть, в которой прежняя средняя мелодия становится радостно- возбуждённой, а сопровождение – подвижным и трепетным.
Сочетание широкой мелодии и выразительной декламации отличает этот романс от других и является важнейшей чертой стиля Глинки.
Послушай романс ещё раз о ответь на вопросы:
Какие приёмы развития музыкального образа использовал Глинка в романсе – повтор, контраст, вариационность?
Какая форма романса раскрывает лирический образ стихотворения?
Какие функции выполняют в романсе вступление и заключение?
Послушай романс в нескольких исполнениях. Какая трактовка понравилась тебе больше и почему?
Как ты понимаешь высказывание А.С.Пушкина «Всё в ней гармония». Можно ли этот романс назвать вокальной поэмой?
Посмотри Видео о создании романса «Я помню чудное мгновенье. » М.И.Глинки
Что такое поэтическая речь в музыке кратко
Художественная речь существует в двух разновидностях: в прозе и в стихах. Слово «проза» произошло от латинского выражения prosa oratio, что. значит «прямо обращённая, обыкновенная речь». Прозаическая речь употребляется не только в художественной литературе, но и во всех других сферах речевого общения между людьми.
Термин «стих» греческого происхождения. Древнегреческое слово stichos первоначально означало «ряд», «строй», «порядок». Стихотворной называется речь, которая подчиняется особым законам ритма и звуковой организации. Внешним показателем стихотворной речи является ее деление на речевые отрезки, называемые стихами. Каждый стих при произношении отделяется от предыдущего и последующего стихов стихотворными паузами, а в письменном или печатном тексте каждый стих пишется в отдельную стихотворную строку.
Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слез!
Родитесь вы в минуты роковые
И бьетесь о сердца людские,
Приведенное стихотворение Н. А. Некрасова состоит из шести стихов, выделенных в шесть стихотворных строк.
Прозой чаще всего пишутся произведения, авторы которых стремятся к максимально правдивому и естественному выражению своих мыслей. Так, Л. Н. Толстой не любил стихов. Он говорил, что стихотворная форма стесняет выражение мысли и чувства писателя, поскольку он должен всегда помнить о размере и рифмах. Но, стесняя в какой-то мере свободу выражения авторского замысла, стихотворная речь, при умелом владении ею, делает мысль предельно выразительной и проникновенной. При всей своей нелюбви к поэзии Лев Толстой признавал, что стихами «можно выразить часто гораздо короче и сильнее то, что иначе так сказать нельзя». Мемуаристы вспоминают, что стихи Пушкина, Тютчева, Фета производили на Толстого сильнейшее впечатление. Однажды, слушая стихотворение Ф. Тютчева «Есть в светлости осенних вечеров», Л. Толстой был до того взволнован, что разрыдался.
Стихами, как правило, пишутся произведения, которые отличаются предельной концентрированностью мысли и повышенной эмоциональностью тона. Такие произведения составляют особый вид словесного искусства — поэзию. Поэзия — это искусство образного воспроизведения действительности в форме стихотворной, ритмизировано-музыкальной речи. В отличие от прозаиков, тяготеющих к спокойно-эпическому повествованию об окружающей их жизни, поэты воспроизводят действительность в форме взволнованного лирического переживания или рассказа, окрашенного личным чувством. И для этой цели больше подходит именно стихотворная речь, а не проза. Настоящие стихи, по словам Н. Тихонова, являются «сгустком поэтической энергии». «Поэтический язык, — писал В. Г, Короленко, — краткий, сжатый, картинный и музыкальный».
Чтобы понять причины повышенной смысловой и эмоциональной выразительности поэтической стихотворной речи, надо знать те особенности, которыми обладает речь, организованная по правилам стихосложения.
Первая особенность поэтической речи, определяемая ее членением на стихи, заключается в том, что в ней гораздо больше пауз, чем в прозаической речи, и темп чтения примерно в два раза медленней, чем темп чтения прозы.
На берегу пустынных волн|
Стоял он, (дум великих полн,||
И в даль глядел.| Пред ним широко|
Река неслася; |бедный челн|
По ней стремился одинокоЦ
В приведенном отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», кроме пяти смысловых пауз (отмечены тонкими вертикальными чертами), имеется пять стихотворных пауз (отмечены жирными вертикальными чертами), которые обязательно надо выдерживать при чтении стихов.
Повышенная смысловая и эмоциональная насыщенность слова в стихах объясняется и тем, что слов в стихотворной строке гораздо меньше, чем в строке прозаической. Поэтому каждое слово в стихе приобретает особую значимость, весомость и образную силу.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Бочка по морю плывет.
В приведенном четверостишии из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина слов совсем немного, но каждый стих заключает в себе яркий художественный образ. Вот почему чтение стихов должно быть неторопливым, вдумчивым, выделяющим каждое слово и его смысловую наполненность. Торопливо-бездумное проговаривание стихов искажает их смысл, лишает поэтичности и художественной силы.
Третья важная особенность стихотворной речи заключается в ее ритмической организованности и размеренности. Стихотворная речь подчиняется четким законам ритма и стихотворных размеров.
Что такое ритм и какую роль играет он в жизни и искусстве?
В окружающем нас мире многие явления сменяют друг друга с известной равномерностью и повторяемостью. Периодически повторяются день и ночь, времена года, равномерно дыхание человека, работа его сердца и т. д. Равномерное чередование, повторение однородных, соизмеримых друг с другом единиц движения получило название ритма (от греч. rhytmos — соразмерность, стройность). Ритмичность является важным условием многих жизненных процессов: благодаря ритмичности деятельности сердца и легких эти органы могут работать без остановки многие годы. Ритм облегчает трудовые процессы. Вспомним, как слаженны и равномерны движения гребцов на многовесельных лодках. Осознав упорядочивающее значение ритма в труде, люди с давних времен стали подчеркивать ритм трудовых движений трудовыми песнями. Такова, например, знаменитая песня волжских бурлаков и грузчиков «Дубинушка».
Благодаря своей упорядочивающей, организующей роли ритм получил художественно-эстетическое значение, стал неотъемлемым качеством таких искусств, как танец, музыка, поэзия. Стихотворная поэтическая речь ритмична. Поэтому она более музыкальна, чем проза, лучше запоминается, сильнее обычной речи воздействует на чувства читателей и слушателей.
Ритмичность стихотворной речи достигается прежде всего ее членением на стихи и разделяющие их паузы. Равномерное чередование стихов и пауз создает основной ритм стихотворной речи. Членение обычной речи, прозы на абзацы, предложения, фразы диктуется законами смысла. Членение стихотворной речи, кроме подчинения смыслу, логике высказывания, определяется еще и законами ритма заданного стихотворного размера.
Возьмем для примера отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава»:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Прозрачных тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.
Из приведенного отрывка видно, что членение’ стихотворной речи на предложения и стихи (стихотворные строки) подчинено разным правилам, и поэтому предложения и стихи могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Деление речи на предложения свободное. Так, в первом предложении — три слова, во втором и третьем — по два слова, в четвертом—шесть слов, в пятом — пять, а в шестом — целых шестнадцать. Членение речи на стихи более упорядочено, оно подчинено не смыслу высказывания, а определенному стихотворному размеру, проходящему нередко через все произведение. Так, в каждом стихе приведенного отрывка восемь или девять слогов. Равновеликость стихов является главным условием ритмичности, равномерности стихотворной речи.
Стихотворный ритм сложно взаимодействует с ритмом, образуемым смысловым делением речи. При совпадении стихов и предложений (фраз) ритмичность стихотворной речи усиливается, поскольку стихотворные паузы в конце каждого стиха не ослабляются паузами смысловыми; наоборот, последние как бы присоединяются к ритмическим послестиховым паузам и делают их более заметными:
Ночь идет на мягких лапах,
Мальчик создан, чтобы плакать,
В тех случаях, когда предложения или фразы не умещаются в стихах и переносятся в следующие стихи, стихотворный ритм ослабляется, стихи приобретают более «прозаическое» звучание.
В последних числах сентября (Презренной прозой говоря)
В деревне скучно: грязь, ненастье,
Осенний ветер, мелкий снег,
Да вой волков. Но то-то счастье Охотнику1
В отъезжем поле он гарцует,
Везде находит свой ночлег,
Бранится, мокнет и пирует
В процитированном отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Граф Нулин» намеренная «прозаизация» поэтической речи достигнута и лексическими средствами (подбором «прозаизмов») и средствами синтаксиса; Длинные рас* ■ пространенные предложения, охватывающие несколько» стихов, обилие стихотворных переносов — все это при* глушает стихотворный ритм, приближает интонацию к прозаической речи.
Стихотворные переносы выступают не только (сак средство прозаизации поэтической речи, они также могут придавать ей повышенную эмоциональность и внутренний драматизм. В этих случаях несовпадение стихотворного ритма с ритмом обычного членения речи подчеркивает взволнованность говорящего. Такова, например, речь автора при описании Петра во время Полтавской битвы:
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь как божия гроза
Идет. Ему коня подводят.
В приведенном отрывке в пяти первых стихах четыре переноса. Несовпадение стихотворных и смысловых пауз ведет здесь к обилию остановок речи. Вместе с тем эти паузы (и смысловые и стихотворные) очень коротки, что хорошо соответствует быстрому темпу и взволнованной интонации данного речевого отрывка.
Ритм и интонация стихотворной речи во многом зависят от длины стихотворных строк. Чем короче стихотворные строчки, тем чаще перебиваются они стихотворными паузами и тем ощутимее стихотворный ритм. Поэтому в тех случаях, Когда поэтам надо высказать мысль и чувства, требующие неторопливого ритма и темпа, торжественной или спокойно-грустной интонации, они прибегают к стихотворным размерам, включающим большое количество слогов в стихе. Так, спокойно-торжественная по тону «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина написана II- и 9-СлОжными стихами:
Как ныне сбирается вещий Олег,
Отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
Короткие стихотворные строчки придают стихотворной речи более четкий ритм, убыстряют темп, лучше передают интонации бодрости, радости, непринужденной разговорности:
Ночной зефир Струит эфир.
Ритмичность стихотворной речи усиливается тем, что в пределах стихотворной строки чередование ударных и безударных слогов обычно подчинено определенному порядку, или стихотворному размеру. Каждый стихотворный размер образуется из определенного сочетания стоп, состоящих из двух или трех слогов.
Сочетание двух слогов с ударением на последнем слоге образует стопу, которая называется я м б о м. Условное обозначение ямба «v_/» (пора). Вот пример стихотворной строки, написанной «чистым» четырехстопным ямбом:
Пора, пора! рога трубят.
Сочетание двух слогов с ударением на первом слоге образует стрпу, называемую хореем (‘w). Вот стих, состоящий из четырех стоп хорея:
Мчатся тучи, вьются тучи.
Дактиль — трехсложная стопа с ударением на первом слоге (‘w^):
Тучки небесные, вечные странники,
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
В каждом стихе этого четверостишия по четыре стопы дактиля, следовательно, размер, которым написаны стихи — четырехстопный дактиль.
Амфибрахий — размер, в котором стопа, состоящая из трех слогов, имеет ударение на среднем слоге (w’w):
Последняя туча рассеянной бУри!
Однй ты несёшься по ясной лазури.
Эти стихи написаны четырехстопным амфибрахием.4
Анапест — стопа из трех слогов с ударением на последнем слоге (ч>чУ). Вот стихи А. Фета, написанные трехстопным анапестом:
Я тебё ничегб не скажу,
Я тебй не встревбжу ничуть,
И о тбм; что я мблча твержу,
Не решусь ни за чтб намекнуть.
Во всех приведенных примерах стихотворные размеры выдержаны с идеальной точностью. Но в стихотворной практике такое строгое следование избранным размерам не всегда наблюдается. Чтобы сделать речь более естественной и выразительной, поэты прибегают к самым разнообразным вариациям основных стихотворных размеров. Эти вариации создаются сочетанием различного количества стоп в стихе в пределах избранного размера, разными окончаниями конечных стоп в стихах, наличием внутри стиха сверхразмерных ударений или отсутствием ударений, требуемых размером, и рядом других элементов построения стихотворной речи.
Возьмем, к примеру, четверостишие из романа «Евгений Онегин»:
Высокой страсти не имея 1
Для звуков жизни не щадить.
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить. /
Но могут быть и такие стихи, в которых конечные стопы не имеют необходимого по размеру количества слогов. Подобные стопы называются усеченными. Приведенные стихи написаны двустопным дактилем, но последняя строка резко выделяется из остальных своим ритмическим рисунком, потому что вторая стопа в ней состоит всего лишь из одного ударного слога. Схематически эту строку можно изобразить так: /v^v^|,|.
Таким образом, если основной стихотворный (или метрический) размер произведения — это канва, то конкретный ритм, образуемый вариациями размера, — тот прихотливый узор, который создается живым звучанием поэтической речи, передающей малейшие оттенки мысли и чувства автора. Поэтому мы не ощущаем однообразия основного размера, даже если он проходит через большое произведение. (Например, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написан четырехстопным ямбом, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского —четырехстопным хореем.)
В баснях и стихотворных комедиях пользуются вольным ямбическим стихом. Количество стоп в каждой стихотворной строке вольного ямба не подчинено строгому порядку, поэтому строки могут резко отличаться друг от друга по длине, что ведет к снижению напевности басенного стиха, придает ему ритм и интонацию разговорной речи: Проказница Мартышка,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Разобранная нами система стихосложения, в которой соизмеримость стихов (а следовательно, и их ритмичность) достигается равенством слогов в каждом стихе и строгим порядком чередования ударных и безударных слогов, называется силлабо-тонической или слого-ударной (от греч. syllabe — слог, tonos — ударение).
Наряду с силлабо-тонической системой в русской Поэзий Применяется также тоническая система стихосложения, в которой соизмеримость и ритмичность стихов достигается одинаковым количеством ударений в каждом стихе, а равенство слогов в стихе и порядок чередования ударных и безударных слогов играют подчиненную роль или вообще не принимаются в расчет.
Тоническим (его еще называют акцентным) стихом широко пользовался В. Маяковский. Вот пример четырехударного тонического стиха из стихотворения В. Маяковского «Послание пролетарским поэтам»:
ются четыре ударения. Тонический характер своих стихов В. Маяковский подчеркивал графическими средствами, разделяя стих на несколько коротких стихотворных строк с одним-двумя ударениями. Подобное расположение стихов «лесенкой» усиливает смысловую и ритмическую роль отдельных слов и коротких словосочетаний в стихах Маяковского. Очень хорошо сказал об этом сам поэт в статье «Как делать стихи?»: «Раздел строчек часто диктуется. необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше конденсированное экономическое построение стиха часто заставляет выкидывать промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку, часто большую, чем между строками, то ритм оборвется. Вот почему я пишу:
в звезды врезываясь.
«Пустота» стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж. «Летите» стоит от-. дельно, дабы не было повелительного наклонения: «Летите в звезды», и т. д.»
У В. Маяковского и у многих современных поэтов встречаются также свободные стихи. Они еще больше, чем тонические, приближаются к ритму и интонациям разговорной речи, Основным ритмообразующим моментом в таких стихах является членение речи на стихи и разделяющие их паузы, а прочие элементы, образующие ритм стихотворной речи, играют подчиненную роль:
Она пришла с мороза,
Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов,
И совсем неуважительной к занятиям Болтовней.
В приведенных стихах А. Блока нет рифм, что еще больше подчеркивает их свободное построение. Однако в большинстве стихотворных произведений рифма составляет очень важный компонент стихотворной речи. Обычно рифмой называют созвучие окончаний двух, трех или нескольких стихов. Но рифма как звуковая перекличка может быть и в начале стихов и в их середине (так называемая внутренняя рифма). Возьмем для примера строфу из стихотворения А. Блока:
Черяый ворон в сумраке с нежном,
Черный бархат на смуглых плечах.
Томный голос пением нежным
Мне поет о южных ночах.
В этом четверостишии рифмуются не только концы стихов, но и их начала.
Рифма играет прежде всего музыкально-ритмическую роль, повышая звучность и мелодичность стихотворной речи. Но она выполняет в стихах и важную смысловую роль. «Рифма, — писал В. Маяковский, — возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе». Слова, стоящие в конце стихов и скрепленные рифмой-созвучием, приобретают особую силу и выразительность. Большой мастер стихотворной речи В. Маяковский, делясь своим опытом с молодыми поэтами, говорил: «Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало».
У больших поэтов рифма, как и другие элементы стиха, никогда не является самоцелью. Оригинальность и звучность рифм у них не подавляют смыслового содержания стихов. Поэтому поэты-классики от Пушкина до Маяковского наряду с усиленными поисками оригинальных полнозвучных рифм широко пользовались рифмами, получившими распространение в творчестве их предше-> ственников и современников. ч’
В русской классической поэзии, как правило, встречаются точные рифмы, образуемые полным совпадением рифмующихся звуков: стулья — улья, городков — Петушков, безумный — шумный. В современной поэзии наряду с точными рифмами все чаще употребляются приблизительные рифмы, в которых звуки совпадают не полностью; бёрега— Америка, выев — роговые, исстари — мистеры.
По месту ударений в окончаниях стихов различают мужские рифмы, когда последний слог в стихе ударный (беда — куда), женские — рифмы с ударением на предпоследнем слоге (прйвил — заставил) и дактилические, когда рифмующиеся слова оканчиваются двумя безударными слогами (лёсенка— пёсенка). Чем ближе к концу стиха конечное ударение, тем резче переход от стиха к паузе и четче стихотворный ритм. Поэтому наибольшую четкость и энергию стихотворному ритму придают мужские рифмы. Ярким примером большой выразительности стиха, достигнутой наряду с другими элементами смежными мужскими рифмами, является стихотворная речь поэмы Л1. Ю. Лермонтова «Мцыри», в1 которой мужские рифмы падают, как «удар меча» (В. Белинский), звучат, как «стук заключенного в стену своего каземата» (И. Тургенев).
Ритмичность и упорядоченность стихотворной речи часто усиливается членением стихотворного произведения на строфы. Строфой называется сочетание двух или более стихов, объединенных особой рифмовкой и особой интонацией и образующих единое ритмическое целое. Равномерное чередование строф создает своеобразный ритм стихотворной речи.
Чаще других строф в поэзии встречается четверостишие, в котором первая строка рифмуется с третьей, а вторая —с четвертой» Такая рифмовка называется сте р е* крестной:
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом.
Что ищет он з стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
В поэзии применяются и более сложные строфические построения. Так, А. С. Пушкин для своего романа «Евгений Онегин» создал особую строфу, состоящую из 14 строк: первое четверостишие в этой строфе с перекрестной рифмовкой, второе — с парными рифмами, третье— с охватывающей, или опоясывающей, рифмовкой, а в заключение двустишие с парным созвучием. Если! условно первую рифму обозначить знаком аа, а вторую— 66 и т. д., то схема «онегинской» строфы будет абпбввггдееджж:
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпад только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре.
Сорок веселых на двсре И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром,