Что такое поэтические строки 3 класс
Проект «Рифма и поэтические строки»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация на тему : Рифма и поэтические строки. Выполнил: ученик 2«б» класса. Большаков Семен.
Рубашка-ромашка Бабочка-Лампочка Камышь-Мышь
Весна. Стали дождиком метели, На дворе звенят капели. На реке растаял лед. Воробей из лужи пьет.
Снегопад Тихий-тихий снегопад Все вокруг белым-бело, Я снежинкам очень рад, Ведь от них везде светло.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Детская презентация, в которой ребенок учится составлять рифмы и писать рифмованные строки на разные темы. Этот проект можно использовать на обобщающих уроках по теме «Поэтические строки». Дети учатся создавать свои первые стихи на темы, которые им интересны.
Стали дождиком метели,
На дворе звенят капели.
На реке растаял лед.
Воробей из лужи пьет
Номер материала: ДБ-561250
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по программе «Школа России». Тема: «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1″»
Класс: 3
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цели урока: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способностей детей; развитие коммуникативных навыков.
Задачи урока:
Планируемые результаты:
Форма работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах
Оборудование: карточки с заданиями, презентация, музыкальное сопровождение «П.И.Чайковский «Времена года», Э.Григ «Утро»; А.Вивальди «Времена года», рисунки детей.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок
— Прозвенел звонок, а это значит, что начинается урок.
— Представьте себе, что в ваших ладошках лежит что-то родное, доброе, мягкое. Почувствуйте, как оно согревает ваши руки, тело, душу. Оно заряжает вас энергией и улучшает настроение. Вот с этим позитивным настроением мы и начнём урок.
2. Сообщение темы и целей урока
— Послушайте замечательную музыку А.Вивальди и посмотрите картины природы, подумайте, какая у нас сегодня тема урока. (слушание музыки, просмотр слайдов).
Работа в парах (карточки)
Тема урока________________(дети формулируют самастоятельно)
На доске: (эпиграф урока).
— Ребята, мы закончили чтение стихов из первой поэтической тетради. И сегодня мы подведём итог по изученному разделу «Поэтическая тетрадь №1» (Слайд №)
3. Актуализация знаний
— Вспомним, какие средства выразительности используют поэты, чтобы написать такие красивые стихи:
Работа в группах. (каждая группа получает задание)
Группа ____1___
Определите средства выразительности:
Группа ____2____
Определите средства выразительности:
Группа __3___
Группа___4____
Группа _5__
Группа__6__
4. Обобщение, закрепление изученного
— Совершим небольшое путешествие по станциям, проверим ваши знания по изученной теме. На пути нам нужно сделать несколько остановок. В пути пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.
— Усаживайтесь поудобнее. Итак, в путь!
Станция «Выбирай-ка» (слайд 3)
— Вам нужно выбрать тех авторов, творчество которых мы не изучали в этом разделе. (слайд)
— Станция «Узнавай-ка» (слайд №4)
Соотнесите фамилию автора, портрет.
На доске появляются портреты и карточки с фамилиями и именами.
— Итак, вы узнали писателей, молодцы, а сейчас отправимся дальше.
Станция «Называй-ка»
Назвать автора и стихотворение (слайд №9)
— А теперь давайте соотнесём автора и его произведение (слайд №10-11)
Станция «Угадай-ка» (слайд №12)
— О каком времени года идёт речь?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
грохочет в небе голубом.
Весна (Тютчев Ф.И.«Весенняя гроза»)
Выразительное чтение стихотворения. (Звучит музыка А.Вивальди)
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Лето (Фет А.А. «Зреет рожь…»)
Выразительное чтение стихотворения.(Звучит музыка П.И.Чайковского)
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело
Видно есть мороз
Зима (Суриков И.З.«Зима»)
Выразительное чтение стихотворения. (Звучит музыка П.И.Чайковского)
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Осень (Тютчев Ф.И. «Листья»)
— Какое время года сейчас? (осень) Соответствуют строки стихотворения с тем, какая сейчас погода? Кто прочтёт нам это стихотворение? (Звучит музыка П.И.Чайковского)
5. Физминутка
Станция «Поиграй-ка» Игра «ДА-НЕТ» (слайд №15-16)
(Дети на листочках записывают ответы.)
1. Тютчева зовут Фёдор Иванович?
2. Автор стихотворения «Весенняя гроза» Фет А.А.?
3. Никитина зовут Иван Саввич?
4. Автор стихотворения «Встреча зимы» Никитин И.С.?
5. Автор стихотворения «Зима» Тютчев И.Ф?
6. Автор стихотворения «Листья» Тютчев И.Ф?
7. Фета зовут Афанасий Андреевич?
8. Стихотворение «Степь» написал Суриков И.З.?
Работа в парах. (слайд №17)
Обмениваются листочками, проверяют ответы игры «ДА-НЕТ», подсчитывают кол-во правильных ответов.
Станция «Добавляй-ка» Доскажи словечко (слайд №18)
Вода-молода, вода-водопровод, вода-билиберда, вода-рука, вода-борода, вода-нога, вода-года, вода-вот это да!
— Попробуйте восстановить текст стихотворения по рифмам.
— Вспомните, из какого стихотворения эти строки, кто их автор.
— Найдите рифмы в одном из прочитанных отрывков стихотворений.
Их тощая зелень (слайд №18)
Как иглы ……. (ежа)
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не …….. (свежа)
Тютчев Ф.И. «Листья»
— Давайте прочтём получившееся стихотворение.
Словарная работа.
— Как вы понимаете значение слова «тощая»?
В полдень дождь перестал, (слайд №19)
И, что белый …(пушок)
На осеннюю грязь
Начал падать … (снежок)
Никитин И.С. «Встреча зимы»
Но меж тем уж село (слайд №20)
Солнышко …(давно)
Поднялася вьюга,
На небе … (темно)
Суриков И.З.«Детство»
Учащиеся находят рифмующиеся слова, а затем зачитывают их классу.
— Что такое рифма?
— В переводе с греческого слово «рифма» означает «соразмерность».
6. Итог урока. Оценки. Рефлексия. Дом. задание
— Мы обобщили ваши знания по разделу «Поэтическая тетрадь №1».
— С произведениями, каких поэтов мы с вами работали на уроке?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Мне сегодня тоже понравилось, как вы работали, а особенно…
— Мы завершаем наше путешествие, и в качестве дом задания, я хотела бы посоветовать вам, познакомиться с другими произведениями этих поэтов. Прочитав их, вы убедитесь еще раз, что
Урок по литературному чтению «Чудеса и тайны поэтических строк» 3 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методическая разработка занятия на тему:
«Чудеса и тайны поэтических строк»
1) Выявить Детей, способных к литературному творчеству;
2) Развить умение определять размер, находить рифму, определять ритм стихосло.жения;
З) Учить выделять главное в тексте, соотносить слово и понятие, распознавать виды предложений и правильно их произносить;
4) Развивать образное мышление учащихся;
5) Способствовать осознанию нравственных ценностей и формировать устойчивые ценностные ориентации на основе стихов русских поэтов и собственного сочинительства.
6) Воспитывать вкус к художественному слову, развивать речь и мышление учащихся.
1. МОбШШЗУЮЩИЙ этап.
— Догадайтесь, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии:
Ты на земле своя, родная.
Может, ягода иная И посмотрит СВЫСОКа.
Да зато ты всех алее
И вкусна на вкус любой, И никто не пожалеет,
Что нагнулся за тобой!
— Грамматическая арифметика поможет вам угадать это растение:
Земля + н + ик + а = ягода (Земляника)
2. Работа над рифмой.
Дидактический материал Х21
И тройной листочек. Земляничка, земляничка —
-Все строчки стихотворения перепутались и вы должны их собрать так, чтобы получилось стихотворение. Дети выполняют задание и получается стихотворение:
Земляничка, земляничкаКрасненькая невеличка, Беленький цветочек
И тройной листочек. ( В.Малков)
— Что необходимо для того, чтобы получилось стихотворение? (рифма)
З. Работа над шиюстрированием стихотворения.
— Чтобы узнать какие краски надо взять для того, чтобы нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению мы познакомимся с «Азбукой красок», где каждой букве соответствует определенный цвет:
— Выпишите гласные из четверостишия и определите какие цвета будут главными в этом стихотворении. ( зеленый, красный, коричневый, желтый)
Нарисуйте красками иллюстрацию к данному стихотворению.
4.Работа над выразительностью. Дидактический материал У22.
Земляничина у пня Прошептала:
Оглянулась и потом
Притаилась под листом.
Солнца луч ее нашел,
Закричал: «Нехорошо! Обманула! Ай — ай — ай!
Покраснела ягода и сказала:
— Вам понравились стихи?
Почему стихотворение вызвало у вас улыбку?
— Какая главная мысль стихотворения?
— Назовите способ рифмования. (парный)
Чтение стихотворения с показом всех действий с использованием жестов и мимики. Повторное чтение в лицах (автор, солнечный луч, земляничка).
4. Работа над загадкой.
На тоненькой ножке.
Тот и рад поклониться.
Родная землица. (Земляника.)
— С чем сравнивают землянику?
— Почему ее так называют?
— Подберите родственные слова.
— Прочитайте предложения — загадки. Какие признаки «земляники» были положены в основу загадок?
1) На лесной полянке красуется Татьянка — алый сарафан, белые крапинки. 2) Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко.
— Придумайте свою загадку о землянике.
5. Работа над предложением.
1) Под кустик загляни-ка! В укромном уголке алеет земляника на тонком стебельке. (В. Рождественский)
2) Земляника любит расти на лесной вырубке, в светлом месте.
Определите, какие из предложений составляют стихотворную речь?
— Как бы вы расположили слова этого предложения по стихотворным строчкам?
— Ребята, а хотите сами посочинять? Давайте поиграем в литературную игру, самую распространенную, а называется она буриме.
Это рифмование по опорным словам, на которые должна заканчиваться стихотворная строчка:
( стебельки огоньки пеньки ) *Самостоятельная работа в группах.
— Сегодня мы с вами открывали чудеса и тайны поэтических строк.
— Можно поэзию назвать чудом?
— Чудо — это то, что нас окружает; это сама жизнь со множеством открытий; это радости и огорчения; это смех и слезы; это то, что мы вместе. Успехов вам в литературном творчестве и пусть у вас всегда будет хорошее настроение.
— оранжевый — выражает радость, веселье;
— желтый — соответствует светлому, приятному настроению;
— зеленый — спокойному состоянию;
— синий — грустному, неуверенному состоянию;
Из лепестков, которые дети берут из коробочки, на доске составляется цветикмногоцветик, т. е. определяется эмоциональное состояние детей на занятии.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
«Описание материала:
«Занимательно – познавательный материал урока подобран для развития поэтического воображения учащихся с учетом их возрастных особенностей.
«Красной нитью проходит через весь урок слово «земляника» и весь материал (загадки, ребусы, стихи) основывается на описании этого растения.
«Урок способствует осознанию учащимися красоты и музыкальности поэтических строк. Словотворчество самих учащихся способствует развитию у них любви к поэзии и родному языку. Сравнивая и анализируя поэтические строки, учащиеся глубже познают мир поэзии.
Общая информация
Похожие материалы
Игра для младших школьников «Найди животное»
Сказка по окружающему миру «Волшебница Вода»
Презентация для начальных классов «Паралимпийские игры»
Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Повторение»
Конспект урока для 1 класса «Здоровый образ жизни»
Программа факультативного курса по математике и русскому языку для 2 класса
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5438395 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Занятие «Чудеса и тайны поэтических строк»
Дидактический материал:
Ход занятия
Песня на стихи А.Киняевой, муз. Р.Воротникова «Чудо» (1 куплет и припев).
Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Евгеньевна.
В: Скажите, ребята, кому знакома эта песня?
О: Эту песню написал наш урайский композитор Рудольф Воротников на стихи ученицы 7 класса школы – гимназии Анастасии Киняевой.
В: Ребята, а кто из вас пробовал писать стихи? Прочтите. У вас сегодня есть прекрасная возможность поместить свои стихи и рассказы в газету «Литературный альманах» (по одному экземпляру на стол) по адресу, указанному на карточке № 3 (дидактический материал).
В: Каждый из вас, ребята, чрезвычайно талантлив. Можно я буду вас называть юными дарованиями?
Педагог: (Способ стимулирования, поощрения) Самая активная группа получит I-ый сборник стихов литературного объединения «Юность». А поскольку мы работаем со стихотворением, тема занятия: «Чудеса и тайны поэтических строк» (створки доски раскрываются).
В: Вы готовы открывать чудеса и тайны поэтических строк?
В: Что же есть такое в стихотворении, что отличает его от прозаического произведения – прозы, т.е. рассказа, сказки, повести?
В: А какие вы знаете размеры стихосложения?
О: Ямб, хорей (2-х сл.), дактиль, амфибрахий, анапест (з-х сл.).
Дидактический материал № 2
В: Итак, каким размером написано стихотворение?
О: Хореем (2-х сложный размер стихосложения).
Определение способа рифмования.
В: Давайте вполголоса прочтем вместе четверостишье. Окончание каких строк одинаково звучит? (Работа с доской)
В: Какой это способ рифмования?
В: А какие, вы знаете еще способы рифмования?
О: Перекрестный, кольцевой или опоясывающий.
Вывод: Итак, какие мы с вами узнали первые тайны поэтических строк?
Педагог: Давайте проверим, как вы сумеете определить размер стихотворения. Есть интересная игра «Подскажи словечко» (по книге детской поэтессы Елены Мироновой “Стихи для маленьких детей”).
В: Какой способ рифмования в этом стихотворении? (Парный).
В: А каким размером оно написано?
Хореем /_? _/ 2-х сложным способом рифмования.
В: Назовите размер стихосложения?
В: А каким же способом рифмования оно написано?
Педагог: Ребята вам понравились стихи? Хотите еще поиграть?
Давайте поиграем, а отвечать на вопросы будем по плану на доске; начиная с цифры 2.
1) прочесть выразительно;
2) о чем это стихотворение? (тема стихотворения);
3) какая главная мысль?
4) назвать способ рифмования.
5) определить размер стихосложения.
Педагог: Вы готовы? Слушайте, ребята новое стихотворение!
О ком это стихотворение? (О комаре)
Главная мысль: защитить себя от комара.
2. Угадайте название стихотворения.
«Кап – кап…» – капает водичка.
Кто испачкал мне так личико?
Это кашка – замарашка,
А не девочка Наташка.
Есть я вовсе не хотела –
Я за маму с папой ела.
Вы, друзья, теперь не стойте –
Сами мне лицо и мойте!
В: Как бы вы назвали стихотворение?
О: Наташка – замарашка.
В: Значит, какая главная мысль в этом стихотворении?
О: Девочка не любит умываться
В: О ком стихотворение?
Размер – /__? __/ хорей
В: А как бы вы назвали стихотворение?
В: О ком это стихотворение?
(о бледнолицем, об индейце, о мальчике).
Главная мысль – не любит мыло и мочалку.
Рифма парная и перекрестная
В: Какие еще тайны поэтических строк мы сейчас с вами определяли?
О: О чем стихотворение, главная мысль стихотворения?
В: А хотите сами посочинять? Давайте поиграем еще в одну литературную игру, а называется она “буриме”.
Педагог: “Буриме” – это рифмование по опорным словам, на которые должна заканчиваться стихотворная строчка:
В: Что такое буриме?
О: Игра в рифмы по опорным словам.
Дидактический материал № 3
В: Что же получилось?
Прочитайте выразительно, напишите на цветной бумаге и прикрепите на доску.
Вывод: Итак, юные дарования, я вас поздравляю. Вы написали первые стишки.
В: В какие литературные игры мы играли?
О: «Угадай словечко», «Буриме».
Педагог: А теперь прочтите внимательно тексты, ребята, и скажите, как использовали эти слова для рифмования русские поэты Иван Никитин, Афанасий Фет, Фёдор Тютчев? Прочтите внимательно и посмотрите на доску.
В: Какой пункт плана мы еще не использовали в ответе?
О: Прочесть выразительно.
Б) Анализ стихов по плану
I группа: Какое животное выбрали?
В: Прочтите, что получилось?
Педагог: Напишите аккуратно на цветной бумаге и прикрепите на доску.
Вывод: По вашим стихам ребята становится ясно, что вы очень любите своих животных. Молодцы! Мы должны о них заботиться, они доверяют нам. Дома вы можете продолжить свое стихотворение или написать новое. Можно написать рассказ на любую тему и принести по указанному адресу на карточке № 3.
Стихотворение о собаке Алеши Иванова (может прочесть любой, кому оно понравилось).
Появился пекинес
И не понарошку.
Друг – собачка Пекинес,
А зовут Антошкой
Неразлучны целый день –
Все одни игралки.
А уроки делать лень –
Только из-под палки.
Все вверх дном перевернем:
Коврики, паласы;
Под кровать играть нырнем,
Прихватив колбасы.
Стал сырое мясо есть.
Братец мой, Антошка.
И уже на теле шерсть
Подросла немножко.
В школу я, а пес скулит –
Хоть бери с собою!
Итоги: Какая же группа была самая активная? А кто был самый-самый способный к литературному творчеству? (сборники стихов в подарок).
Мы сегодня с вами открывали чудеса и тайны поэтических строк.
А где же чудеса? Можно поэзию назвать чудом?
Чудо – это то, что нас окружат.
Педагог: Давайте, ребята, разучим песенку “Чудо” Насти Киняевой, текст у вас перед глазками (дидактический материал).
II куплет и припев песни «Чудо».
Спасибо вам, ребята за урок! Я рада была с вами познакомиться и жду вас в гости на занятия литературным творчеством.
(Детям на память подарки, сувениры, книги).