Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова

Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова

Вслед за «Поэтом и гражданином», являвшимся своеоб­разным вступлением, в сборнике шли четыре раздела из тематически однородных и художественно тяготеющих друг к другу стихов: в первом — стихи о жизни народа, во втором — сатира на его недругов, в третьем — поэма «Саша», в четвертом — интимная лирика, стихи о дружбе и любви. Внутри каждого раздела стихи располагались в продуманной последовательности. Первый раздел сборника напоминал поэму о народе и его грядущих судьбах. Открывалась эта «поэма» стихотворением «В дороге», а завершалась «Школьником». Стихи перекликались друг с другом. Их объединял образ дороги, разговоры барина в первом стихотворении — с ямщиком, в последнем — с крестьянским мальчуганом.

Мы сочувствуем недоверию ямщика к господам, действительно погубившим его несчастную жену Грушу. Но сочувствие это сталкивается с глубоким невежеством ямщика: он с недоверием относится и к просвещению и в нем видит пустую господскую причуду:

На какой-то натрет все глядит Да читает какую-то книжку. Иногда страх меня, слышь ты, щемит, \ Что погубит она и сынишку: ) Учит грамоте, моет, стрижет.

И вот в заключение раздела снова тянется дорога — «небо, ельник и песок». Внешне она так же невесела и не­приветлива, как и в первом стихотворении. Но в народном сознании совершается между тем благотворный переворот:

Вижу я в котомке книжку. Так, учиться ты идешь.

Знаю: батька за сынишку Издержал последний грош.

Тянется дорога, и на наших глазах изменяется, светлеет крестьянская Русь. Пронизывающий стихи образ дороги приобретает у Некрасова не только бытовой, но и услов­ный, метафорический смысл: он усиливает ощущение пе­ремены в духовном мире крестьянина.

Некрасов-поэт очень чуток к тем изменениям, которые « совершаются в народной среде. В его стихах крестьянская жизнь изображается по-новому, не как у предшественни­ков и современников. На избранный Некрасовым сюжет существовало много стихов, в которых мчались удалые тройки, звенели колокольчики под дугой, звучали разгуль­ные песни ямщиков. В начале своего стихотворения «В до­роге» поэт именно об этом и напоминает читателю: Скучно! Скучно. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку.

Но сразу же, круто, решительно, он обрывает обычный и привычный в русской поэзии ход. Что поражает нас в этом стихотворении? Конечно же речь ямщика, начисто лишенная привычных народно-песенных интонаций. Ка­жется, будто голая проза бесцеремонно ворвалась в стихи. Какие же новые возможности открывает перед Некрасо­вым-поэтом такой необычный, «приземленный» подход к изображению народа?

Заметим: в народных песнях и в берущей от них нача­ло «дорожной» поэзии предшественников Некрасова речь, как правило, идет об «удалом ямщике», «добром молодце», «красной девице». Все, что с ними случается, приложимо к любому человеку из народа. Песня воспроизводит собы­тия и характеры общенационального значения и звучания. Некрасова же интересует в первую очередь личность крестья­нина. Общее в крестьянской жизни поэт изображает через индивидуальное, неповторимое. Каждый герой в лирике Некрасова — личность со своим характером и своей инди­видуальной судьбой. «Да, — сказал он однажды, — я уве­личил материал, обрабатывавшийся поэзией, личностями крестьян. Лермонтов, кажется, вышел бы на настоящую дорогу, то есть на мой путь, и, вероятно, с гораздо боль­шим талантом, чем я, но умер рано. Передо мной никог­да не изображенными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда!»

В первом разделе поэтического сборника 1856 года определились не только пути движения и роста народного самосознания, но и формы изображения народной жизни. Стихотворение «В дороге» — это начальный этап: здесь ли­рическое «я» Некрасова еще в значительной степени отстранено от сознания ямщика. Голос ямщика предостав­лен самому себе, голос автора — тоже. Но по мере того как в народной жизни поэту открывается высокое духовное со­держание, преодолевается лирическая разобщенность, тор­жествует поэтическое «многоголосье». Прислушаемся, как звучат те же голоса в стихотворении «Школьник»:

— Ну, пошел же, ради Бога! Небо, ельник и песок — Невеселая дорога. Эй! садись ко мне, дружок!

Чьи мы слышим слова? Русского дворянина, едущего по невеселому нашему проселку, или ямщика-крестьянина, понукающего усталых лошадей? По-видимому, и того и другого, два эти голоса слились в один.

В свое время Достоевский в речи о Пушкине говорил о «всемирной отзывчивости» русского национального поэта, умевшего чувствовать чужое как свое, проникаться духом иных национальных культур. Некрасов многое от Пушки­на унаследовал. Муза его удивительно прислушивается к народному миропониманию, к разным, подчас очень дале­ким от поэта, характерам людей. Это качество некрасов­ского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни, а в науке получило название поэти­ческого «многоголосья».

Именно благодаря этой отзывчивости Некрасову удалось схватить в емком поэтическом обобщении всю глубину и многосложность народного характера, всю амплитуду его колебаний, весь его широкий размах. На почве крестьян­ской жизни Некрасов совершил художественное открытие, которое на материале жизни и судьбы своих интеллекту­альных героев осуществил Достоевский. Таков, например, ревниво любимый Достоевским некрасовский «Влас»:

Брал с родного, брал с убогого, Слыл кощеем-мужиком; Нрава был крутого, строгого. Наконец и грянул гром!

Роздал Влас свое имение, Сам остался бос и гол И сбирать на построение Храма Божьего пошел.

Ф. М. Достоевский, возводя образ некрасовского Власа в общенародный и общенациональный символ, в «Дневни­ке писателя» утверждал: «Некрасов, создавая своего вели­кого Власа, как великий художник, не мог и вообразить его себе иначе, как в веригах, в покаянном скитальчестве. Черта эта в жизни народа нашего — историческая, на ко­торую невозможно не обратить внимания, даже и потому только, что ее нет более ни в одном европейском народе».

С этого стихотворения собственно и начинается то пре­клонение поэта перед народной правдой, которое ценил в нем Достоевский: «В служении сердцем своим и талантом своим народу он находил все свое очищение перед самим собой. Народ был настоящею внутреннею потребностью его не для одних стихов. В любви к нему он находил свое оправдание. Чувствами своими к народу он возвышал дух свой».

Источник

Что такое поэтическое «многоголосье»? Как в нём проявился новаторский характер поэзии Некрасова?

В 1:15 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «ЕГЭ (школьный)». Ваш вопрос звучал следующим образом: Что такое поэтическое «многоголосье»? Как в нём проявился новаторский характер поэзии Некрасова?

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова. Смотреть фото Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова. Смотреть картинку Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова. Картинка про Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова. Фото Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.

Источник

НЕКРАСОВСКОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ МНОГОГОЛОСИЕ

Народная некрасовская поэзия именно от этого времени (1861) определяется не только народными характерами, которых обычно не знает народная поэзия, но и началами единения, коллективности, которые она знает. Именно поэтому Некрасов так глубоко и органично воспринял принцип народного многоголосия.

Как теперь принято говорить, структурный принцип некрасовской многоголосной поэзии выходит именно к народной полифонии: «Народная музыка, в особенности русского народа, — свидетельствует специальная литература, — проникнута духом ансамбля, духом коллективности, несет в себе традиции многоголосия». Песенное некрасовское многоголосие от лета 1861 года восходит именно к народной полифонии, где разные голоса ведут одну мелодию.

Можно сказать сильнее и, так сказать, глубокомысленнее: в философско-нравственном смысле такая полифония предлагает некую идеальную модель общения: каждый сам по себе, но и все вместе. Голос автора в поэзии Некрасова — прежде всего опять-таки от лета 1861 года — сливается с голосами других, иногда многих и разных людей, но и сохраняет самостоятельность. Он может сходиться с голосом другого человека и расходиться с ним, не отделяясь окончательно, сохранять самость.

В стихотворении 1853 года «В деревне» почти демонстративная авторская отстраненность от плача старухи, рассказывающей о смерти сына, — не только художественный прием.

Умер, голубушка, умер, Касьяновна,

И не велел долго жить!

Плачет старуха. А мне что за дело?

Что и жалеть, коли нечем помочь.

Слабо мое изнуренное тело,

Время ко сну. Недолга моя ночь.

Она (старуха крестьянка) сама по себе со своим страданием. Он (поэт) сам по себе — со своим.

В стихотворении 1863 года «Орина, мать солдатская» уже в авторском вступлении есть интонация самой героини, все стихотворение написано в одном размере: с «длинными», дактилическими, не то плачевыми, не то песенными окончаниями:

Чуть живые в ночь осеннюю

Мы с охоты возвращаемся,

До ночлега прошлогоднего,

Слава Богу, добираемся.

«Вот и мы! Здорово, старая!

Что насупилась ты, кумушка!

Не о смерти ли задумалась?

Брось! Пустая это думушка.

Посетила ли кручинушка?

Молви — может, и размыкаю». —

И поведала Оринушка

Мне печаль свою великую.

«Восемь лет сынка не видела,

Жив ли, нет — не откликается,

Уж и свидеться не чаяла,

Вдруг сыночек возвращается.

А вот как выглядит самый конец стихотворения:

Прошептал: «Прощай, родимая!

Ты опять одна осталася. »

Я над Ваней наклонилася,

И погас он словно свеченька

Мало слов, а горя реченька,

Горя реченька, бездонная.

В последнем-то двустрочии, вроде бы даже и графически отделенном, автор и героиня прямо слились вместе — в один голос допели и доплакали.

Именно от этого времени вырабатывается у поэта абсолютный слух на народное слово. «Орина, мать солдатская, — вспоминает сестра поэта Анна, — сама ему рассказывала свою ужасную жизнь. Он говорил, что несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить».

Но дело в это время не только в боязни фальши бытовой, психологической, личной, но и в боязни фальши народной, музыкальной, общей. Слух одновременно разнонаправлен: обращен в себя, поэта-литератора, направлен к ней, крестьянке-героине, наконец, соотнесен с народной песней. Она, песня, с самого начала уже в эпиграфе зазвенела особым камертоном, проверяя на фальшь:

День-деньской моя печальница,

В ночь — ночная богомилица,

Векова моя сухотница.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 1008 | Нарушение авторских прав

Источник

Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова

НОВАТОРСКИЙ ХАРАКТЕР ЛИРИКИ НЕКРАСОВА. СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ.

У молодого поэта складывается свой стиль. Что такое стиль писателя? Слово это произошло от греческого stylos (стйлос), что означало: палочка для письма на дощечке, покрытой воском. Происхождение слова помогает понять и его смысл. У каждого писателя свое перо, свой художественный почерк, свой стиль, который можно узнать в любом его произведении.

Большой художник воистину и резко индивидуален, как говорил Горький, и стиль его неповторим. Но есть важнейшие принципы творчества, которые объединяют писателей в рамках одного литературного направления.Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова. Смотреть фото Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова. Смотреть картинку Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова. Картинка про Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова. Фото Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова

Некрасов вместе с Белинским укреплял позиции критическсого реализма в литературе и сам как поэт и прозаик был реалистом. Следовательно, Некрасову свойственны важнейшие черты, объединявшие всех мастеров критического реализма: изображение жизни в ее развитии, в реальной сложности и противоречивости, стремление к правде, к постижению закономерных (типических) процессов и явлений действительности, критика несправедливого социального устройства, художественное выражение передовых общественных идеалов своего времени, интересов своего народа.

Вместе с тем поэзия Некрасова обладает своими неповторимыми чертами.

Еще до Некрасова русская поэзия устами Пушкина и Лермонтова заявила о своем сочувствии крестьянству, о неразрывной связи любви к родине с любовью к русской деревне. Но только некрасовская поэзия поистине открыла читателю духовный мир русского крестьянства, выразила его чувства, стремления, идеалы.

Неослабевающий интерес поэта к жизни народа, к жизни страны во всех ее проявлениях привел к расширению тематики его лирики. В область поэзии включаются все стороны жизни. Вы уже могли заметить, что Некрасов говорит в своих поэтических произведениях о повседневных, непоэтических явлениях: о грязной и шумной петербургской улице, о крестьянке, которую под пьяную

Интонации живой устной речи влияют на характер стиха, на ритмическую структуру некрасовской лирики. Поэт широко разрабатывает трехсложные ритмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна, всегда поднимает острые вопросы общественного устройства и человеческих отношений, всегда проникнута гражданственностью.

Вот типичное для Некрасова стихотворение Перед дождем (1846):

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Полумрак на все ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой

Спущен верх, перёд закрыт;

Ямщику жандарм кричит.

Перед нами описание осенней природы и выражение чувств, которые она навевает. Но последнее четверостишие сразу переносит нас в мир человеческих отношений. И сама картина осени приобретает теперь иной характер: она усиливает чувство гражданской скорби. Мысль поэта постоянно устремлена к острейшим социальным проблемам. О чем бы он ни пи-

сал, гражданственность его позиции так или иначе сказывается.

И часто он делится с ней своими мыслями и чувствами, навеянными картинами деревенской жизни, связанными с темой народа и его страданий.

В лирику Некрасова врываются ораторская речь, политическая публицистика, сатира

В Современной оде (1845) поэт иронически прославляет добродетельного ловкача, который торгует всем на свете: и собственной совестью, и честью своей дочери. Некрасов избирает для стихотворения форму язвительной похвалы:

Украшают тебя добродетели,

До которых другим далеко,

— Уважаю тебя глубоко.

. Будешь ты чиновник с виду

Провожать тебя я выйду

Вчерашний день, часу в шестом,

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И Музе я сказал: Гляди!

Сестра твоя родная!

Уличная сцена, привычная для петербуржца, превращается под пером поэта в символ народного страдания, гордого терпения и гнева. И вместе с тем образ крестьянки воплощает духовную сущность некрасовской поэзии. Его Муза становится кровной сестрой народа.

Сторонники чистого искусства пытались убедить Некрасова в том, что поэзия заключается не в реальности, а в изящности как формы стиха, так и предмета стихотворения. Они поучали поэта: Брось воспевать любовь ямщиков, огородников и всю деревенщину. Однако поэт твердо стоял на своем: Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русских мужиков от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов я беру из их среды.

В правительственных кругах Некрасов стал считаться неблагонамеренным, опасным автором.

Источник

Новаторство поэзии Н.А. Некрасова

Традиции гражданской лирики поэтов-декабристов. Элементы «прозы жизни» в поэзии Н.А. Некрасова. Принципы эпического повествования в его лирике. Цикл петербургских стихов «О погоде». Функция автора в ролевой лирике, тематический диапазон его творчества.

РубрикаЛитература
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления26.05.2018
Размер файла95,8 K

Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова. Смотреть фото Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова. Смотреть картинку Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова. Картинка про Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова. Фото Что такое поэтическое многоголосье как в нем проявился новаторский характер поэзии некрасова

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Нет в тебе поэзии свободной,

писал он в 1858 году. Но в то же время он видит в этом стихе подлинное ощущение жизни, ее высшую правду, полноту переживания и целеустремленность чувства:

Нет в тебе творящего искусства.

Но кипит в тебе живая кровь.

Торжествует мстительное чувство,

Дорогая теплится любовь. (2; 201).

Здесь ключ к поэзии Некрасова. Его «суровый» и «неуклюжий» стих выражает внутреннюю правду, содержит в себе могучее поэтическое чувство, одушевляющее человека, прославляет «добрых» и «клеймит» «злодеев и глупцов». Это стих горячий, взволнованный, «облитый горечью и злостью», о котором говорит Лермонтов.

Новаторский характер поэзии Некрасова особенно остро воспринимали его современники, которым его стих казался слишком прозаическим, лишенным той красивости и гладкости, которая в их глазах являлась непременным условием поэтического. Даже для такого глубокого ценителя искусства, как Тургенев, стихи Некрасова были нередко неприемлемы своей «грубостью» и прозаичностью, о чем в минуты раздражения он резко высказывался.

Таким стихом с чередованием дактилической и мужской рифмы написаны не только «Коробейники», но и многие стихи и поэмы Некрасова. Так, например, стихотворение «Дума» написано полностью этими песенно-дактилическими рифмами:

Сторона наша убогая,

Выгнать некуда коровушку,

Проклинай житье мещанское

Да почесывай головушку.

Предшественником Некрасова в области «народно-песенного» стиха являлся Кольцов, но он не смог достичь того разнообразия и богатства размеров, рифм, интонаций, которыми отличается стих Некрасова.

Годы творчества Некрасова были временем торжества и господства прозы, тогда как в годы творчества Пушкина господствовала поэзия. Вся структура стихов Некрасова тесно связана с особенностями прозаических жанров.

Некрасов не противопоставлял поэзии «прозу» и тем более не «снижал» ее до уровня деловой прозы, публицистики. Вся эстетическая система Некрасова была поэтической, художественной, реалистической. Но реализм Некрасова имел особые специфические черты, отличавшие его стихи от поэзии его предшественников. У него на первом месте находились интересы народа. Его восприятие мира, его отношение к действительности определялись этой идейной позицией. Поэт «возвышал» те стороны, те явления жизни, которые до того не рассматривались как достояние поэзии, он выступал как певец народа, его горестей и радостей, видя поэтическое начало в правдивом изображении народной жизни. В то же время Некрасов решительно отбрасывал все внешнее, показное, приукрашивающее действительность, развенчивал мишурные и эфемерные социальные, моральные и эстетические ценности, установленные господствующими, привилегированными классами.

Некрасов не просто соединил «прозаизм» повествования с лирическим подтекстом. Он создал совершенно новую структуру поэтического, стихового изображения.

Поэтому не может быть и речи о каком-то «снижении» поэзии. Наоборот, поэт находит новую красоту в самой жизни, находит новые формы ее выражения, возникающие из изменившихся эстетических критериев.

Признание приоритета «жизни» над искусством отнюдь не означало отказа от «прекрасного» или от художественности формы. «Красота формы» остается для него, как и для Чернышевского, «необходимым качеством художественного произведения».

Поэзия и проза вовсе не противостоят друг другу. Мы нередко говорим о «поэтической прозе» и «прозаизации» стиха. Гоголь писал прозу, в которой ориентация на поэтические, стихотворные формы совершенно несомненна. Многие страницы романов Тургенева приближаются к его «стихотворениям в прозе», а последние написаны не стихами, а «прозой». В свою очередь, Некрасов переносит методы прозы в стихи, отнюдь не нарушая их поэтичности. Ведь самое перенесение принципов прозаического повествования (сюжетности, разговорной фразеологии и т. д.) еще не делает его стихи «прозаическими», они остаются, несмотря на это, поэзией, как это было и с пушкинским «Евгением Онегиным», наметившим развитие русского прозаического романа XIX века. Тем не менее самая художественная манера, стиль приобретают в них иное, новое качество.

Связь поэзии Некрасова с прозаической культурой его времени была глубоко плодотворна для расширения традиционных возможностей поэтических жанров, для углубления реализма в его творческом методе. Основным условием реалистического романа является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Методы прозы, появление русского социально-психологического романа Гончарова, Тургенева, JI. Толстого давали особенно совершенные и плодотворные образцы создания типических характеров.

Постепенно искусство портрета, типизации и в то же время раскрытия внутренней, психологической сущности характера человека в творчестве Некрасова углубляется, становится все более разнообразным. Дело не только в расширении самого круга образов, но и в росте реалистического мастерства, типической правдивости создаваемых «портретов». Некрасов преодолевает описательность, «дагерротипность», свойственную писателям «натуральной школы».

«Прозаизация» поэзии у Некрасова этим не ограничивалась. В самый стих он вносил обороты, интонации, фразеологию, словарь, свойственные прозаическим жанрам, в особенности писателям «натуральной школы», которые резкой языковой характеристикой подчеркивали социальные и профессиональные особенности своих персонажей.

Сколько, однако, ни близок к прозаической структуре стих Некрасова, он остается стихом не только потому, что поэт пользуется рифмой и придал ему метрическую форму (которая, естественно, не может быть нарушена), но и потому, что стих, его ритмическая закономерность и «теснота стихового ряда» семантическая сгущенность словесного выражения, создают иные возможности, чем в прозе.

В силу семантической сгущенности, ритмической организованности стиховой речи, выделенности строки рифмой каждый стих становится замкнутым единством. Характерно, что в некрасовском стихе особенно часто встречаются «переносы», выход за пределы стиховой строки. Например:

Так рассуждая, идут старики

Саше навстречу: в кустах у реки

Смирно присядут, подкрадутся ловко.

Реализм поэзии Некрасова проявляется как в самом творческом методе его в целом, так и в системе построения образа, в той конкретности и точности изобразительного рисунка, который отличает его как художника слова. Эта конкретность стиха Некрасова, ясность и простота его словесной ткани, отнюдь не означают упрощенности или безразличия к метафорической силе слова. Стихи Некрасова постоянно поражают замечательными находками, поразительным поэтическим мастерством, в котором точная, предметная сила слова сочетается с красочной выразительностью, с изобразительной яркостью. Так, в одном из стихотворений, «посвященных русским детям» («Накануне светлого праздника»), Некрасов перечисляет представителей разных профессий, мастеровых-ремесленников, точно и наглядно рисуя каждого из них буквально одной-двумя чертами («Накануне светлого праздника»):

Нос выпачкан охрой

И словно ландкарта

Вот пильщики; сайку

На плечах дрожат. (3; 113).

Некрасов не «опрозаичивал» поэзию, а возводил прозу в ранг поэзии. Это, однако, не «лирическая проза», столь характерная для тургеневской манеры, когда проза наделялась стиховыми, поэтическими особенностями (интонацией, ритмом, метафорическим строем образов). Нет, Некрасов делает именно прозаическую речь элементом поэзии. То, что у Пушкина являлось лишь отдельным «прозаизмом», подчеркивающим общую поэтическую систему его стиха, «прозаизация» стиха у Некрасова возводила самую прозу в ранг поэзии.

«Прозаизация» стиха у Некрасова отнюдь не упрощение и отказ от специфически стиховой выразительности, но новый принцип видения мира, осознание его в новых соотношениях. Ведь демократизация литературы, безграничное расширение самых рамок поэзии и «поэтического», ставшего теперь синонимом самой жизни, требовали и изменения поэтического метода, его сближения с жизнью, расширения границ материала, подлежащего ведению художника. Это расширение границ поэзии обусловило и обращение к принципам и приемам прозаического повествования, в большей степени освоившего к этому времени показ многообразия жизненных явлений.

В этом было значение и новаторский характер реформы поэзии, осуществленной Некрасовым, открытие им тех новых путей сближения поэзии и жизни, которые такое важное значение имели как для всего последующего развития русской поэзии, так и для поэзии реализма.

Новаторство Некрасова прокладывало широкую дорогу в будущее. Не говоря уже о непосредственном влиянии его на современных ему поэтов (Михайлова, Огарева, Добролюбова) и на поэтов революционного народничества, поэтические открытия Некрасова оказали большое воздействие даже на таких во многом ему далеких поэтов, как А. Блок, А. Белый. Но особенно велика роль Некрасова в развитии последующей русской поэзии. Некрасовская традиция неизменно противостояла формалистически-безыдейной поэзии. Нерасторжимая связь с жизнью, народность содержания и формы некрасовских стихов способствовали упрочению реализма в русской поэзии. Творчество Твардовского, Исаковского, Рыленкова, Яшина и других поэтов во многом отправлялось от тех художественных принципов, которые были осуществлены Некрасовым.

Исследование традиций русской поэзии в лирике Н.А. Некрасова показало, что его поэтическая система формировалась под непосредственным влиянием и художественным воздействием предшествующей русской поэзии: гражданской лирики поэтов-декабристов (К.Ф. Рылеева), поэзии А.С. Пушкина, М. Лермонтова, А. Кольцова. В контексте традиций ярче проявляются новаторские особенности поэзии Н. Некрасова: прозаизация его лирики, включение принципов эпического повествования.

ГЛАВА II. Специфика лирической системы Н.А. Некрасова

2.1 Функция автора в ролевой лирике Н.А. Некрасова

В разделе «Лирическая система» мы уже познакомились с понятием многоэлементной лирической системы. Напомним: многоэлементная лирическая система есть такая лирическая система, в которой авторское сознание выражается через выбор, сочетание и соотнесенность нескольких лирических форм.

Изучение многоэлементной лирической системы предполагает выделение элементов и характеристику структуры системы.

Под элементом лирической системы мы будем понимать совокупность стихотворений, объединяемых одной какой-либо формой выражения авторского сознания. Элемент выделяется по двум признакам: формальному и содержательному. Формальным признаком является наличие некоего субъекта речи, выражаемого через определенные личные местоимения и глагольные формы. Содержательным признаком является наличие некоего

мироотношения, связанного с данным субъектом речи.

Под структурой лирической системы мы будем понимать все многообразие отношений между элементами.

Примером многоэлементной лирической системы может служить лирика Некрасова.

Элементами лирики Некрасова являются:

1) стихотворения, объединяемые образом повествователя;

2) стихотворения, объединяемые образом лирического героя;

Выявим вначале элементы лирической системы Некрасова, а затем рассмотрим вопрос о ее структуре.

1. Повествователь в лирике близок к повествователю и личному повествователю в эпосе.

2. Герой ролевой лирики близок к рассказчику в таких эпических произведениях, где рассказчик является одновременно героем.

Наконец, третьим элементом лирической системы Некрасова являются ролевые стихотворения. Сущность ролевой лирики заключается в том, что автор в ней выступает не от своего лица, а от лица разных героев. Здесь используется лирический способ овладения эпическим материалом; автор дает слово героям, явно отличным от него. Он присутствует в стихотворениях, но скрыто, как бы растворившись в своих героях, слившись с ними.

К ролевым стихотворениям Некрасова относятся: «Пьяница», «Огородник», «Буря», «Дума», «Катерина», «Калистрат», «Песня». («Отпусти меня, родная. »), «Отрывок» («. Я сбросила мертвящие оковы. »). В них воспроизводится внутренний облик крестьян, городских бедняков и женщин-революционерок.

Таковы элементы лирической системы Некрасова. Каково же их соотношение? Иными словами, какова структура лирической системы Некрасова? Все три элемента объединяются эмоциональным тоном. В эмоциональном тоне лирики Некрасова соединились: чувство всеобъемлющей любви к людям труда и постоянное ощущение своей вины перед ними, ненависть к их врагам и скорбное понимание того, что дурной человек не аномалия, не урод, а порождение существующего миропорядка; мечта о революции, вера в то, что только она может решительно изменить весь уклад русской жизни, и горькое сознание отсутствия революционности в народных массах; преклонение перед подвигом революционера, представление о революционной деятельности как высшем призвании личности и убеждение в том, что судьба революционера трагична, что он идет на гибель; страстное стремление к счастью и отвращение к ложной мечтательности, спокойная мудрость человека, оставившего далеко позади стадию сентиментально-романтического протеста.

Специфичность функций каждого элемента явственно обнаруживается, когда мы обращаемся к «сквозным» проблемам, темам и мотивам, то есть к таким проблемам, темам и мотивам, которые проходят через все элементы лирической системы, но в каждом получают особую трактовку, связанную с субъектом речи, чей взгляд на действительность объединяет все стихотворения, образующие данный элемент. Рассмотрим в этом плане проблему революции, тему быта и мотив труда.

В ряде стихотворений повествователь рисует героичечкие образы революционеров («Н. Г. Чернышевский», «Пророк», «Памяти Добролюбова»), восхищается героическими характерами, выдвигает их как норму, призывает к непосредственному участию в революционной борьбе («Мать»). В стихотворениях же, воссоздающих образ лирического героя, та же проблематика выражена, в соответствии с особым складом его личности, по-другому: высокий идеал революционного служения утверждается не прямо, через образы революционеров, а путем самоосуждения человека, который мечтает о революционном подвиге, понимает все величие и благородство судьбы революционера, но не находит в себе сил, чтобы уйти «в стан погибающих за великое дело любви» («Рыцарь на час»).

Так, проходя через элементы лирической системы, кардинальнейшая для лирики Некрасова проблема героической борьбы раскрывает разные аспекты и грани сложного авторского мироотношения, определяемого сложностью самой действительности.

Демократический характер лирики Некрасова, пронизывающее ее чувство социальности обусловили обращение поэта к области повседневности, быта, каждодневной практики. Этот тематический комплекс также варьируется в элементах лирической системы.

Итак, образ автора в лирической системе Некрасова раскрывается через отбор, сочетание и соотношение нескольких элементов. Каждый из них воспроизводит одну какую-то грань авторского мироотношения; в полном же своем объеме это мироотношение выражается всеми элементами и их структурой.

2.2 Тематический диапазон в лирике Н.А. Некрасова

Таким образом, для поэзии Некрасова характерна «прозаизация», наличие элементов прозы. Эта особенность является отличным признаком поэзии Некрасова от предыдущей поэзии. И это же возвышает поэзию Некрасова как исключительно новое явление в русской поэзии, как новый этап ее развития.

2.2.1 Крестьянская тема в поэзии Н.А. Некрасова

· необычным является изображение внутреннего мира человека из

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *