Что такое поэтичность ландшафта картины

Поэзия ландшафта

Казалось бы, все складывалось просто и закономерно. Сын солдата лейб-гвардии Преображенского полка был зачислен в Императорскую Академию художеств пятилетним мальчуганом. Попал в класс ландшафтной живописи Семена Щедрина; по завершении полного курса обучения был отправлен для дальнейшего совершенствования мастерства в Италию. Представленная художником в качестве «отчета» серия итальянских пейзажей удостоилась высоких оценок в академической среде, и решением Совета академии Мартынову присвоили промежуточное звание – назначенный в академики. Впоследствии он станет академиком, затем советником академии, что откроет путь к получению заказов от Императорского Двора, но ни в малой степени не поспособствует продолжению академической карьеры. Должность преподавателя и связанная с ней финансовая стабильность останутся для Мартынова несбыточной мечтой.

Определяющими на протяжении всей творческой жизни художника являлись две темы – путешествие в Китай с дипломатическим посольством графа Головкина и Петербург с его окрестностями. Выставка Русского музея демонстрирует каждое из этих направлений, и, не ограничиваясь работами из своих хранилищ, организаторы расширяют визуальный ряд произведениями из коллекции Эрмитажа и альбомом «Монгольские типы» из частного собрания. Объединяющий семь десятков рисунков и акварелей, «монгольский» альбом экспонируется впервые, а его тематическая направленность хоть и акцентируется на обозначенной в названии теме, отнюдь ею не ограничивается.

«Живопись действует сильнее и приятнее на воображение и зрение, – утверждал художник, – если знаешь историю и отличный интерес представленного кистию предмета». Недюжинные литературные способности Мартынова проявились в изданном в 1819 году, по случаю празднования 60-летия китайского императора, альбоме офортов «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы Андрея Мартынова, советника Академии художеств». Каждая «картинка» сопровождается авторским комментарием – образным, эмоциональным, живым.

Одним из первых среди русских художников Мартынов увлекся литографией и открыл собственную литографскую мастерскую. В 1821–1822 годах увидели свет выполненные им серии «Виды Санкт-Петербурга и окрестностей», «Собрание русских костюмов» и «Новое собрание русских костюмов». Мартынов литографировал сам, используя собственные оригиналы, что отличало его работы от «коллективного» творчества, практикуемого другими художниками.

Петербург, запечатленный на листах Мартынова, гармоничен и романтичен. Предельную точность и достоверность изображения художник совмещает с сугубо личным восприятием Северной столицы, навеки «отпечатавшимся» в его литографиях…

Источник

Страница 288 — ГДЗ по Литературе для 6 класса Учебник Коровина, Полухина, Журавлев, Коровин. Часть 1

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали стихотворения о родной природе поэтов XIX века и размышления литературоведа о них. О каком из этих стихотворений вам хотелось бы высказать своё суждение? Какое из них хочется выучить наизусть, потому что оно передаёт ваше восприятие того или другого явления природы и связанного с ним настроения?

Наизусть хочется выучить стихотворении Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист…», потому что оно передаёт моё восприятие весны и связанного с ним настроения. Я очень люблю весну и также, как автор стихотворения, встречаю её с восторгом и радостью. С приходом весны хочется стать лучше, расцветать вместе с природой и радоваться жизни.

2. В стихотворении Е. А. Баратынского “Весна, весна! как воздух чист…” поэт подробно рассказывает о приметах наступающей весны (“воздух чист”, “ясен небосклон”, “шумят ручьи”, “жавронок поёт”). Поэт приветствует весну, которая будит и его собственные силы, веселит душу. Поэт возрождается вместе с природой. Какой литературный приём помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными?

Помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными с помощью литературного приема — олицетворения (перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия):

“Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несёт…”

Автор также использует в своем произведении метафоры: “На крыльях ветерка”, “Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!”

В стихотворении поэт использует много глаголов, что усиливает эффект движения, бурной жизни.

3. В стихотворении Баратынского “Чудный град порой сольётся…” говорится о видении и создании града из летучих облаков. Как вы это понимаете? Отчего исчезает видение города из облаков? Почему могут исчезнуть мечтания поэта?

В стихотворении Баратынского “Чудный град порой сольется…” город из летучих облаков разрушает ветер. Поэтической мечты исчезают от “дыханья посторонней суеты”. Таким образом поэт говорит, что поэтическое вдохновение очень мимолетное и хрупкое, оно может быть разрушено любой посторонней суетой, как город из облаков.

4. Найдите олицетворения и объясните их роль в стихотворении Полонского “По горам две хмурых тучи…”. Какие образы возникают при чтении стихотворения?

В стихотворении Полонского очень много олицетворений: тучи блуждали, на грудь скалы горючей сползали, но сошлись — не уступили; эхо резко засмеялось, скала протяжным стоном жалобно сказалась, вздохнула; тучи улеглись и обомлели…

Этот художественный прием позволяет живо представить картину. Мы видим образы не просто туч и скалы, а людей (матери и детей), которые спорят, переживают, страдают.

5. Стихотворение А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»—может быть, красивая пейзажная картинка, может быть, страшная сказка… О чём она? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Можно ли им верить?

Мне стихотворение А. К. Толстого “Где гнутся над омутом лозы…” представляется страшной сказкой. Прекрасные стрекозы и красота летней природы делают смысл историю еще ужасней. Стрекозы рассказывают маленькому ребенку о красоте природы, о том, как они его любят, предлагают посмотреть песчаное дно омута:

“Мы песенок знаем так много,

Мы так тебя любим давно!

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно. ”

Проект

Подготовьте поэтический вечер и выставку репродукций русских художников-пейзажистов «Родная природа». На вечере вы расскажете о поэтах и прочитаете их стихотворения. Подберите аудиозаписи музыкальных произведений, которые будут сопровождать выступления чтецов.

Можно использовать репродукции русских художников-пейзажистов:

Василия Поленова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Архипа Куинджи, Федора Алексеева, Аркадия Рылова и др.

Источник

Описание картины Левитана «Осенний день. Сокольники»

Прекрасное воспоминание об осенней красоте в природе запечатлено на одной из картин известного художника Исаака Левитана. Школьники с большим интересом рассматривают это полотно и интересуются историей создания. Поэтому стоит на уроках русского языка дать задание ученикам написать сочинение-описание картины Левитана «Осенний день. Сокольники».

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

История создания

Невероятная по замыслу и цветовой гамме картина «Осенний день. Сокольники» Левитаном была написана в 1879 году. Несмотря на то что это полотно принесло Исааку Ильичу признание его великого творчества, история создания этой картины связана с печальными событиями в жизни художника. Известно, что в этот год было вынесено решение, по которому евреям было запрещено жить в столице.

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Такое отношение к еврейскому народу было связано с тем, что народоволец Соловьёв совершил покушение на Александра Второго. Поэтому царская семья и её окружение требовали выселения из города «неблагонадёжных». Художник Левитан и его родственники тоже были вынуждены покинуть Москву и поселиться на даче в Салтыковке, а позже перебраться в Останкино, которое также находилось за городской чертой.

Каждый день Илья Левитан уходил бродить в парк Сокольников, где внимательно следил за природой, слушал шум ветра и всматривался в то, как меняется всё вокруг с наступлением осени. Известно, что примерно четыреста лет назад на месте этого парка был густой и непроходимый лес. В нём в шестнадцатом веке любил охотиться Иван Грозный.

Художественные особенности

Если внимательно и близко рассмотреть холст, то можно заметить, что художник использовал для написания крон деревьев и дороги размашистые мазки. Но ближе к центральной части полотна они сливаются в гладь, и такая размытость цветовой палитры придаёт всему пейзажу воздушность.

Ещё одной отличительной чертой этого полотна является его звукоизобразительность. При взгляде на холст кажется, что слышен осенний ветер и скрип высоких сосен, шуршание от одиноких шагов по тропинке и шорох опавших листьев. Все детали и элементы этого удивительного холста помогают создать цельную и лаконичную картину. Но при этом её эмоциональность очень высока.

Цветовая гамма

При написании в 5 классе сочинения «Осенний день» учитель и ребята обращают внимания и на красочную палитру, которую использует автор. Так, на полотне можно выделить следующие основные цвета и оттенки:

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

На холсте листва и трава жёлтого цвета, немного пожухлого. А вот сосны изображены тёмно-зелёного оттенка. Они кажутся даже мрачноватыми. А над всем этим осенним пейзажем плывут хмурые облака. Они помогают создать ощущение пасмурного дня.

Совсем иначе выглядит женская фигура. Лицо девушки печальное, а сама она одета в чёрный наряд. Тёмное небо с голубыми просветами немного смягчает этот одинокий образ прекрасной дамы.

Подготовка к письменной работе

На уроках русского языка в пятом классе школьникам предлагается написать сочинение по картине Исаака Левитана. Сначала проводится подготовительная работа, помогающая ученикам понять, о чём нужно писать в своём сочинении. Ребята должны будут составить план, который может быть таким:

А также нужно собрать сведения о художнике, чтобы написать первую часть работы.

Пример сочинения

Известный художник Левитан родился в еврейской семье. Он обучался в столичном училище живописи. Сам художник написал много картин, среди которых можно выделить следующие полотна:

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Работу над известной картиной художник Левитан начал писать в самый сложный период жизни, когда его вместе с семьёй выселили из Москвы. Тогда художнику было девятнадцать лет. Он скучал по любимому городу, и ностальгией навеян простой и невероятно чудесный пейзаж, который передаёт его настроение. Полотно «Осенний день. Сокольники» было написано на небольшом холсте в 1879 году.

Сюжет картины передаёт все краски осени. Невозможно оторвать глаз от дорожки, которая уходит вдаль. По краям её растут небольшие клёны. Листва, которая ещё не полностью опала, вся пожелтела. Клены выглядят беззащитными на фоне тёмных величественных сосен, которые растут чуть поодаль. Хмурое небо также давит своей массой.

Словно слышен шорох листьев, и зритель обращает внимание на центральную фигуру картины. По тропинке идёт прекрасная девушка в длинном чёрном платье. Одной рукой она придерживает подол, чтобы легче было ступать. Другая же рука пытается удержать волосы, развевающиеся на ветру. Она проходит мимо старой деревянной лавки, которая слегка наклонилась вперёд. В парке тихо и пустынно.

Тёмными красками талантливый художник Левитан выразил своё настроение. От полотна веет печалью, грустью и унынием. Эмоциональное состояние автора этого пейзажа затрагивает и мою душу, становится очень грустно.

Эмоциональное восприятие

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

В осенних красках, использованных художником, отражается тоска, душевная боль и одиночество. Необычное сочетание пейзажа и фигуры прекрасной девушки заставляет зрителя задуматься, что происходит в его жизни. Кажется, что такой пейзаж зритель видел совсем недавно. И в этом прелесть этого холста.

Не смог устоять перед этим полотном и Павел Третьяков, который купил эту картину для своей галереи. Это стало для художника счастливым случаем, так как он смог продолжить жить и творить в Москве. В настоящее время это удивительное полотно хранится в Третьяковской галерее в Москве. Этот холст является достоянием русской живописи, которое нужно ценить и беречь всем поколениям.

Источник

Все о дизайне

История и поэтика ландшафтного дизайна: Европа и Россия

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

В разгар дачного сезона, вашему вниманию предлагаю вторую статью на тему истории садово-паркового искусства в Европе и России. Как и прежде, вдохновлять нас будут поэтические строчки.

В Европе, к искусству создания сада было обращено самое пристальное внимание. Во времена великой эпохи Возрождения (Ренессанса) сады изобиловали оригинальными скульптурными ансамблями, причудливыми водоемами, изящными беседками.
Расцвет садово-паркового искусства начинается с Италии в XIV веке. Сад становится неким продолжением дворца, таким же роскошным и дорогим. К началу XVII в. итальянские барочные сады становятся еще более зрелищными и усложненными: с роскошными каскадами, фонтанами, скульптурными группами. Аллеи объединяются в сложнейшие анфилады с «зелеными залами», поражая воображение зрителей.

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Одним из самых великолепных итальянских садов считается сад, разбитый в XVI веке на вилле д’Эсте недалеко от Рима. Самым впечатляющим зрелищем были приводимые водой в движение механизмы (поющие птицы, ухающая сова), которые до нашего времени, к сожалению, не сохранились. Вдоль одной из поперечных дорожек, получившей название Аллея ста фонтанов, уступами размещались небольшие фонтаны и фонтанчики.

Из Италии барокко постепенно проникает во Францию. Там главным шедевром ландшафтной мысли становится сад дворца Версаль вблизи Парижа, созданный Андрэ ле Нотром для короля Людовика XIV. Почти сразу же версальский стиль становится образцом для подражания. Основы садово-паркового искусства, заложенные в Версале, образуют отдельный стиль – французский классицизм. Элегантность и чувство прекрасного вдохновляли Менотра, с 1661 по 1668 годы создававшего этот прообраз французского регулярного парка. Тянущийся почти на 6 км Большой Канал пересекается с Малым Каналом в центре парка. Строгая геометрическая основа аллей богато украшена живописными картинами: цветниками, фонтанами и скульптурными группами.

И все мне снится день в Версале,
Тропинка в парке между туй,
Прозрачный холод синей дали,
Безмолвье мраморных статуй…
(М. Волошин)

В начале XIX в., следуя новым веяниям английской культуры, возникает викторианский сад с симметричными посадками однолетних растений. Все детали викторианского сада подчиняются расположенным в нем цветникам. Из нововведений стоит отметить газоны и бордюры из однолетних травянистых растений.

В ходе XIX века городская культура начинает доминировать над «искусством сада» как такового. Следуя данным тенденциям, американский архитектор Фредерик Лоу Олмстед создает серию уникальных городских парков. Среди которых можно выделить Центральный Парк в Нью-Йорке, Проспект Парк в Бруклине и парковую систему в Бостоне, так называемое «Изумрудное ожерелье».

Центральный Парк обнимет странной тишиной,
На 57-ой последним экипажем
Простится осень, уступив зиме скупой
На время место в бесконечном Вернисаже.
(Ольга Таранюк)

Теперь обратимся к садам и паркам России.

В XVII в. в России входят в моду увеселительные, или так-называемые «красные» сады. В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Не менее знаменит Измайловский сад в Москве: со зверинцем, ботаническим садом, лабиринтом, многочисленными водоемами и даже виноградниками. Притягателен был и Нескучный сад. Раскинувшийся на высоком берегу Москвы-реки, он был прекрасным местом для отдыха и прогулок.

Нескучное, отколь с чертогами, с церквами
Великая Москва лежит перед глазами
С Кремлём, возвышенным во образе венца;
Пред взорами Москва – и нет Москве конца.
(Александр Воейков)

При Петре I русское садово-парковое строительство ориентируется на классические каноны регулярного сада. Яркими примерами служат Петродворец, Стрельня, Ориенбаум и знаменитое Царское село – «город муз», прославляемый поэтами. По словам Анны Ахматовой, там «столько лир повешено на ветки».

С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?
(А. С. Пушкин «Воспоминания в Царском Селе»)

В центре города Санкт-Петербурга находятся самые известные парки России – Летний сад и Михайловский сад, Александровский сад, а также Екатерининский, Юсуповский и Таврический сады. Некоторые парки в создавались специально для научных целей. Например, парк Лесотехнической академии или сад Бенуа.

Таврический сад является одним из самых старых в городе на Неве. Он был разбит в конце XVIII в. возле Таврического дворца. В проект вошли пруды, каналы, насыпные холмы, создающие ощущение естественного ландшафта.

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Любопытный факт, до XIX веков в России не существовало понятия «дизайнер» или «архитектор», профессия называлась «устроитель садов и парков». Известная цитата отражает суть этой творческой деятельности: «если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии». Согласитесь, что это высказывание кажется очень современным и актуальным. Создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урабанизационными формами и природой – вот первоочередные задачи ландшафтного дизайна.
В XX веке ландшафтное искусство следует веяниям технического и культурного прогресса, подчиняясь тенденциям постмодернистской эпохи. Новые технологии сподвигают на новые творческие поиски. Однако, хочется завершить наше поэтическое путешествие в историю садов и парков словами великого Жака Делиля:

О, как бы я хотел, чтоб вся моя страна
В Эдем, в единый сад была превращена!

Мечтаете ли о собственном приусадебном хозяйстве или уже обустраиваете свой сад? Что бы вы из идей ландшафтного дизайна хотели бы воплотить в собственном саду?

Автор выражает благодарность Марине Пановой (*mari) за идею цикла статей, посвященных ландшафтному дизайну, за неоценимый вклад и помощь в подборе уникального материала, а также мудрые советы при составлении данной статьи.

Источник

Что такое поэтичность ландшафта картины

Искусство рассказывает о красоте Земли.

Пейзаж в музыке, литературе, живописи.

А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани

которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Благодаря произведениям искусства — литературным, музыкальным, живописным — природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.

Пейзаж (франц. paysage — вид, изображение какой-либо местности) — это жанр, посвященный изображению природы. В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.

Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись

Истории развития пейзажа в русской живописи

Венецианов и его ученики первые обратились в своем творчестве к русскому пейзажу.

Под голубыми небесами,

Блестя на солнце снег лежит.

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин. («Зимнее утро»)

Слайд 1 «Зима» Никифор Крылов. (1802-1831)

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Свою картину «Зима» Никифор Крылов написал в 1827 году. Это был первый русский зимний пейзаж.

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

В 1871 году Саврасов создал свой знаменитый шедевр — картину “Грачи прилетели” (Третьяковская галерея, Москва). Он писал ее с натуры в деревне Молвитино Костромской губернии. Художник любил изображать весну, и в этой картине сумел тонко и убедительно показать ее первые признаки: потемневший мартовский снег, талую воду, пропитанный весенней влагой воздух, небо, покрытое темными облаками, птиц, суетящихся над своими гнездами. Каждая деталь пейзажа выражает острое чувство ожидания весны. Вероятно, поэтому картина так полюбилась русскому зрителю, суровой и долгой зимой с нетерпением ожидающему прихода весны и ее первых вестников — грачей.

Картина, показанная на передвижной художественной выставке, привлекла внимание многих. Известный историк искусства Александр Бенуа назвал ее путеводной звездой для целого поколения мастеров пейзажа XIX века. И.Н. Крамской, увидевший полотно на выставке, отозвался о нем так: “Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов… и Шишкин. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в ”Грачах“”.

Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа — нежная, задумчивая, трогательная! Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Пейзаж Ивана Ивановича Шишкина «На севере диком…» написан в 1891 году на мотив стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна». Работа выполнена на холсте маслом. Данное произведение хранится в Киевском музее русского искусства. На полотне мы видим сосну, которая стоит на краю обрыва и в любой момент готова упасть под тяжестью снега, который хлопьями облепил её ветки-руки. Верхушка сосны похожа на голову орла, который вот-вот сорвётся, взмахнёт крыльями и с облегчением освободится от непосильной тяжести. Хмурое темно-синее небо пронизано тревогой. Середина сосны ближе к стволу похожа на скелет, который лишился своей плоти-листвы на время зимы. Данная работа пропитана духом одиночества и холода.

Прочитай стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко»

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картиныЧто такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Современники называли Шишкина “патриархом леса”, и эти слова очень точно передавали отношение художника к природе и искусству. Лес, который живописец любил самозабвенно, стал главным героем его картин. Шишкин не просто писал природу: он, как ученый, исследовал ее. Своим ученикам мастер не уставал повторять: “В изучении натуры никогда нельзя ставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне и что больше учиться не надо”. Шишкин первым из русских живописцев XIX столетия понял всю важность и значимость натурных этюдов. Он прекрасно знал лес, строение каждого дерева и растения.

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Картина «Берёзовая роща» (1879 г.). На пер­вом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них — силуэты ку­стов и деревьев, а вокруг — изумрудная зелень болота с прогалиной, полной тёмной воды.

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Современник А.Саврасова и И.Шишкина, он привнес в пейзаж волшебство света. Мир природы на его полотнах подобен сказочным чертогам, где человека посещают прекрасные и вечные мечты.

Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое

небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз, они скромны и точны, подобно Чеховским рассказам. Так мало нот и так много музыки. Великий поэт природы Левитан, до конца почувствовал неизъяснимую прелесть русского пейзажа, и в картинах своих сумел передать любовь к Родине, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности.

Настроением радости отмечено и полотно “Свежий ветер. Волга” (1895, Третьяковская галерея, Москва). Вольный ветер покрывает воду легкой рябью, наполняет паруса, гонит по небу легкие облака. С помощью звучных, свежих красок мастер передает ослепительную белизну парохода и чуть позолоченных солнцем облаков, яркую голубизну неба и реки.

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

В “Тихой обители” художнику удалось свежо и эмоционально показать обобщенный образ природы. Этот же мотив храма, отраженного в спокойной и прозрачной речной воде, Левитан повторил в картине “Вечерний звон” (1892, Третьяковская галерея, Москва).

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Левитан признан одним из самых тонких и проникновенных пейзажистов. С творчеством Левитана в русскую живопись вошло понятие «пейзажа настроения». Умение объективно передать красоту природы во всем многообразии ее изменчивых проявлений и одновременно через пейзаж выразить состояние человеческой души, ее тончайших переживаний были драгоценными качествами дарования художника. Пронизанная ликующим настроением картина «Золотая осень» – это своеобразный прощальный гимн последнему цветению природы: необыкновенной яркости красок, «горению» золота берез, многоцветию покрова земли. Написанный с блистательным мастерством, пейзаж отличается сложным цветовым решением, разнообразием живописной поверхности, на которой выделяются фактурные красочные мазки.

Вероятно, именно о картинах “Золотая осень” и “Свежий ветер. Волга” Грабарь писал: “…Они вселяли бодрость и веру в нас, они заражали и поднимали. Хотелось жить и работать”.

Но таких жизнеутверждающих и радостных пейзажей у Левитана немного.

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Тихой грустью проникнуто полотно “Весна. Большая вода” (1897, Третьяковская галерея, Москва). Очень гармоничен колорит картины. С помощью тончайших цветовых нюансов художник передает свежую прелесть наступающей весны. Неярким солнечным светом пронизаны тонкие стволы деревьев. Их хрупкость и грациозность подчеркивают четкие отражения в воде. Эта эмоциональная и проникновенная картина природы передает всю глубину человеческих чувств и переживаний. О присутствии человека напоминает одинокая лодка у берега и скромные крестьянские домики на горизонте.

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Раскрывается философский склад и драматический внутренний мир художника, его размышления о бренности человеческого бытия перед лицом вечности.

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Чудный день, пройдут века,

Так же будут в вечном строе

Течь и искрится река,

И поля дышать на зное.

Прочитай слова русского поэта И. Бунина.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Как ты понимаешь слова русского поэта И. Бунина?

Высказывание французского писателя А. де Сент Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

Задание: о бъяснить смысл?

Записать в творческую тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от какого-либо природного явления, которое поразило тебя своей красотой.

Подбери музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников. Какие художественные ассоциации возникают в твоем воображении?

Послушай музыкальные произведения:

Необходимо проанализировать, сопоставить с литературным текстом и картинами художников.

Прочитай вслух два литературных сочинения, написанные в XX в., найди интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях.

Все в тающей дымке

Все в тающей дымке:

Здесь краски не ярки

Здесь медленны реки,

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Чтоб вдруг отразили

Всю прелесть застенчивой

Солнечно – росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

И опять расширится душа: елки, березки, — и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

* Какие мысли поэта и писателя, раскрывающие тайны родной русской природы, помогают почувствовать ее красоту? Выделите в этих текстах важные для вас ключевые слова.

• Какие произведения живописи ассоциируются у вас с этими литературными образами?

Подберите репродукции пейзажей русских художников, созвучные им.

Подготовь компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуй свой выбор художественных произведений.

Представь себя звукорежиссером, подберите знакомые тебе музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.

Послушай музыкальные произведения:

Ответь на вопрос: Какое из этих музыкальных произведений озвучивает стихотворение о природе Ф.Тютчева?

Вспомни уроки музыки. Послушай ещё раз музыку Валерия Гаврилина. Созвучна ли она картинам И.Левитана?

Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной классики — «Времена года» — цикл концертов итальянского композитора XVIII

в. Антонио Вивальди (1678—1741) и цикл фортепианных пьес русского

композитора XIX в. Петра Ильича Чайковского (1840—1893). Оба сочинения относятся к программной музыке: имеют названия и сопровождаются поэтическими строками — сонетами самого композитора в концертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.

А.Вивальди «Времена года» для струнного оркестра.

ВЕСНА (La Primavera) Слушать ЗДЕСЬ

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

ЛЕТО (L’Estate ) Слушать ЗДЕСЬ

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.

Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

ОСЕНЬ (L’Autunno) Слушать ЗДЕСЬ

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.

ЗИМА (L’Inverno) Слушать ЗДЕСЬ

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.»
А.С.Пушкин

«Песня жаворонка». Март Слушать
«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны»
А.Н.Майков

«Осенняя песнь». Октябрь:
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят. «

«На тройке». Ноябрь:
«Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.»
Н.А.Некрасов

«Святки». Декабрь:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали.»
В.А.Жуковский

«Подснежник». Апрель Слушать
«Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином. «
А.Н.Майков

«Белые ночи». Май Слушать
«Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!»
А.А.Фет

«Баркарола». Июнь Слушать
«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять»
А.Н.Плещеев

«Песнь косаря». Июль:
«Раззудись, плечо Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!»
А.В.Кольцов

«Жатва». Август:
«Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.»
А.В.Кольцов

«Охота». Сентябрь:
«Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.»
А.С.Пушкин

В русских пейзажах-настроениях —стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть фото Что такое поэтичность ландшафта картины. Смотреть картинку Что такое поэтичность ландшафта картины. Картинка про Что такое поэтичность ландшафта картины. Фото Что такое поэтичность ландшафта картины

Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана

«Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок,

• Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?

Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия. Только в России может быть настоящий пейзажист.

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?

• Что привлекает композиторов и художников в русской природе?

Выполнить задание по выбору

• Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

• Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?

• Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

• Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?

• Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры.

Музыкальные произведения: П.И.Чайковский цикл фортепианных пьес «Времена года»; А.Вивальди. Концерт для струнных инструментов «Времена года»; (фрагменты).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *