Что такое поэзия чистого искусства

Вопрос № 36. Поэзия «чистого искусства»: представители, темы, образный мир.

«Чистое искусство» (или «искусство для искусства», или «эстетическая критика»), направление в русской литературе и критике 50—60-х ХIХ в., которое характеризуется углубленным вниманием к духовно-эстетическим особенностям литературы как вида искусства, имеющим Божественный источник Добра, Любви и Красоты.

Традиционно это направление связывают с именами А. В. Дружинина, В. П. Боткина, П. В. Анненкова, С. С. Дудышкина. Из поэтов позиции «чистого искусства» разделяли А. А. Фет, А. Н. Майков, Н. Ф. Щербина. Главой школы был А. В. Дружинин. В своих литературных оценках критики разрабатывали не только понятия прекрасного, собственно эстетического, но и категории нравственно-философского, а подчас и социального порядка. У словосочетания «чистое искусство» был еще один смысл — «чистое» в значении совершенного, идеального, абсолютно художественного.

Чистое — это, прежде всего, духовно наполненное, сильное по способам самовыражения искусство. Позиция сторонников «чистого искусства» заключалась не в том, чтобы оторвать искусство от жизни, а в том, чтобы защитить его подлинно творческие принципы, поэтическое своеобразие и чистоту его идеалов. Они стремились не к изоляции от общественной жизни (это невозможно осуществить никому), а к творческой свободе во имя утверждения принципов совершенного идеала искусства, «чистого», значит, независимого от мелочных нужд и политических пристрастий. Напр., Боткин говорил об искусстве как искусстве, вкладывая в это выражение весь комплекс понятий, относящихся к свободному от социального заказа и совершенному по своему уровню творчеству. Эстетическое — только компонент, хотя и чрезвычайно важный, в системе представлений о подлинном искусстве. Анненков чаще, чем Боткин, выступал с критическими статьями. Ему принадлежит свыше двух десятков объемных статей и рецензий, фундаментальный труд «Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина» и, пожалуй, самые богатые в мемуаристике XIX в. «Литературные воспоминания». Важным пунктом в эстетических воззрениях Анненкова был вопрос о художественности искусства. Анненков не отрицает «влияния» искусства на общество, но считает это возможным при условии подлинной художественности. И выражение «чистое» означает здесь не изоляцию искусства от насущных запросов общественной жизни, а совершенство его качества, причем — не только по линии формы, но и содержания.

Дружинин основывал свои суждения об искусстве на трех, важнейших с точки зрения его эстетической системы положениях: 1) Искусство — высшая степень проявления человеческого духа, имеющего Божественный источник, в которой очень сложно и специфично сочетается «идеальное» и «реальное»; 2) Искусство имеет дело с общезначимым, раскрывая его, однако, через «внутренний» мир отдельного человека и даже «частности» посредством красоты, прекрасных (при наличии идеала) образов; 3) Стимулируя устремления человека к идеалу, искусство и литература не могут, однако, подчинить себя общественному прагматизму до такой степени, чтобы утратить свое главное преимущество — оставаться источником нравственного преображения, средством приобщения человека к высшим и вечным ценностям духовного бытия.

Особенности поэзии «чистого искусства»

-Поэзия намеков, догадок, умолчаний.

-Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.

-Искусство не должно быть связано с жизнью.

-Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.

-Это поэзия для избранных.

Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душев-ная теплота. Образность, нетрадиционностьсравнений,эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим на-строениям и чувствам. Певучесть и музыкальность.

Русская литература 50-х—60-х годов насчитывает несколько известных и ныне поэтов, составляющих плеяду жрецов чистого искусства. К ним относятся Тютчев, Алексей Толстой, Полонский, Майков и Фет. Все эти поэты в прошлом русской литературы восходят к Пушкину, который в большинстве своих юношеских стихотворений являлся теоретиком чистого искусства и указал впервые в русской литературе на значение поэта.

Поэзия — самоцель для поэта, необходимо спокойное созерцание, замкнувшись от суетного мира, и углубиться в исключительный мир индивидуальных переживаний. Поэт свободен, независим от внешних условий. Назначение его идти туда, куда влечет свободный ум. Свободное творчество есть подвиг поэта. И за этот благородный подвиг не нужно земных похвал. Не они определяют ценность поэзии. Есть высший суд, и ему только надлежит сказать, дать оценку поэзии, как сладкому звуку, как молитве. И этот высший суд внутри самого поэта. Так определит свободу творчества и индивидуальный мир поэта Пушкин в первый период своей творческой деятельности.

Чистая поэзия высока, священна, для нее чужды земные интересы как со всеми одобрениями, хвалебными гимнами, так и порицаниями, поручениями и требованиями полезного для них. Поэты — сторонники чистого искусства — сознательно пошли против усиленного течения своего времени. Это являлось сознательной реакцией против требований гражданского долга и против всех общественных требований. Поэтому темы их в большинстве светско-аристократически избранные. Поэзия избранного круга читателя. Отсюда преобладающая лирика любви, лирика природы, живой интерес и тяготение к классическим образцам, к античному миру (Майков А.Т.); поэзия мирового хаоса и мирового духа Тютчев; стремление ввысь, поэзия мгновения, непосредственного впечатления от видимого мира, мистическая любовь к природе и тайна мироздания.

Одновременно для всех этих поэтов типично полное равнодушие к господствовавшим в тогдашней общественной жизни революционным и либеральным тенденциям. Глубоко закономерен тот факт, что в их произведениях мы не найдем ни одной из популярных в 40—50-х гг. тем — обличение феодально-полицейского режима в различных его сторонах, борьба с крепостным правом, защита эмансипации женщин, проблема лишних людей и т. п. не интересуют этих поэтов, занятых так наз. «вечными» темами — любованием природой, изображением любви, подражанием древним и т. д.
У этих поэтов были в мировой поэзии свои учителя; в современной поэзии ими по преимуществу являлись немецкие романтики, близкие им по своему политическому и эстетическому пассеизму. В не меньшей мере поэтам «чистого искусства» была близка и античная литература, творчество Анакреона, Горация, Тибулла, Овидия.

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Поэзия чистого искусства (Литература XIX века)

Характерной особенностью «чистой» поэзии является передача чувств и эмоций, самовыражение, а не отражение реальной жизни общества. В произведениях не затрагиваются общественные проблемы, поэтому по-другому эту поэзию называют «искусством ради искусства». Многие стихотворения Фета, как и Тютчева, являются описанием природы. Например, произведение «Это утро, радость эта» всего лишь перечисляет то, что ассоциируется у автора с весной, это стихотворение как весенний пейзаж, за которым не видно самого лирического героя и поэта.

Тютчев много писал о природе, например, в стихотворении «Не то, что мните вы природа…» он представляет, что в каждой ее частичке есть своя душа. Природа, по его мнению, «не слепок, не бездушный лик», как ее видят многие люди. В других произведениях поэта с природой сравнивается человек, который не может жить в полной гармонии с ней, как, например, коршун в стихотворении «С поляны коршун поднялся».

Так же в стихотворениях «чистого искусства» как правило отсутствует сюжет. Так, в элегии Фета «Одним толчком согнать ладью живую» поэт пишет о назначении поэзии, самого же поэта он называет «избранным» певцом, который должен «шепнуть о том, пред чем язык немеет, усилить бой бестрепетных сердец».

Главным в произведениях «чистой» поэзии являются именно чувства автора, его настроение, которое он вкладывает в строки своих стихов. Не проблемы общества или интересные сюжеты лежат в основе стихотворений, у них нет задачи чему-либо научить читателя, они просто передают внутреннее состояние, какие-либо мысли или переживания поэта.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Эссе Моё понимание поэзии чистого искусства

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Моё понимание поэзии «чистого искусства» в лирике А.Фета и Ф.Тютчева

Для художника впечатление, вызвавшее

произведение, дороже самой вещи, вызвавшей

Поэзия чистого искусства… То искусство, когда направляющая мысль – эмоции, внутреннее состояние лирического героя, какой –то особый подтекст стиха. А они, эти произведения, не укладываются в рамки обычной лирики и её ведущих тем – любви, дружбы, природы… У поэтов «чистого искусства» главное – нести через своё творчество прекрасное, красивое, вечное. И никакой прозы жизни.

Так какова же лирика А. Фета и Ф. Тютчева, далёкая от социальных и политических проблем? Эти поэты чутко слушали и слышали малейшие душевные изменения, улавливали впечатления души и сердца. А. Фет – тончайший лирик и настойчивым консерватор одновременно. И всё это соединялось в стихах, рождающих чистейшие чувства, искренние мысли, страсти человеческие. Его поэзия облагораживала человека, заставляла духовно расти, обогащаться чувствами:

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

Или Ф. Тютчев. Для него главное – любовь и природа. Вот чем живёт человек. Остальное – шум и суета. Природа над всем и над всеми. А человек, связанный, конечно же, с ней, полностью подчинён ей:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Такое видение природы присуще только поэтам «чистого искусства».

Оба поэта отличались особой наблюдательностью, особым видением всего, что их окружало. А мерилом всех вещей являлся внутренний мир человека:

Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой — душа и мысль моя.

Ф. Тютчев и А. Фет были убеждены, что поэзия должна говорить о вечном – добре, любви, природе, чувствах, мечтах… Законы человеческого бытия для них неинтересны потому что они отягощает стих. А лирика должна лёгкая, чистая, воздушная как сама природа:

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Так что же такое поэзия А. Фета и Ф. Тютчева? Это гимн «шёпоту, робкому дыханию, трелям соловья». Это упоение любовью и любимой:

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!

Источник

Презентация «Поэзия чистого искусства»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Описание презентации по отдельным слайдам:

Особенности поэтического стиля поэтов «чистого искусства». А.А.Фет и Ф.И. Тютчев

Особенности поэзии «чистого искусства» ПРИЗНАКИ Поэзия намёков,догадок,умолчаний. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства,а «летучее» настроение поэта. Искусство не должно быть связано с жизнью. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. Это поэзия для избранных.

Основные темы поэзии «чистого искусства» ЛЮБОВЬ ПРИРОДА ИСКУССТВО Лирику отличает богатство от- тенков: неж- ность и душев- ная теплота. Образность,нетра-диционность сравнений,эпитетов;очеловечивание природы, Нахождение отзвука своим настроениям и чувствам. Певучесть и музыкальность

ЧТО СБЛИЖАЕТ ЭТИХ ПОЭТОВ? ПОЭТЫ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА» ПРИРОДА ЛЮБОВЬ ТАЙНЫ БЫТИЯ Единство эстетических воззрений и общность тематики Психологизм и тонкость чувств Изящество слога и отточенность языка Сверхчуткое художественное восприятие природы

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ? ПРИРОДА Трагическое единство человека и природы: человек стремится к слиянию с природой, но это невозможно Мимолетность и изменчивость природы и мира; ночь как время поэтического вдохновения ЖИЗНЬ – МИМОЛЕТНОЕ ВИДЕНИЕ МИГ – ЭТО УЖЕ ЖИЗНЬ

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ? ЛИРИКА ЛЮБВИ Денисьевский цикл Стихи, посвященные Марии Лазич Это тайна и высший дар Скоротечность счастья – «поединок роковой» Встреча заранее предопределяет разлуку – любовь – драма, трагедия Лирическое «преступление и наказание» Красота и гармония рождаются из преодоленного страдания

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета Тютчев Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия Фет Трагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета Тютчев Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни Фет Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета Тютчев Человеческое «я» по отношению к природе — не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы Фет Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета Тютчев Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов Фет Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета Тютчев Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего Фет Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке

Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом? Преклонение перед чистой красотой Нарочитая красивость. Даже банальность Постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный»

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Номер материала: ДБ-232281

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Время чтения: 1 минута

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Русский язык. Литература

Рубрики

Декабрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Ноя
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Top-5 за сегодня

Top-5 за всё время

Peклaмa

Поиск

Поэзия чистого искусства

Размещено 13.11.20 в рубрике 10 класс, Прочее

Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть фото Что такое поэзия чистого искусства. Смотреть картинку Что такое поэзия чистого искусства. Картинка про Что такое поэзия чистого искусства. Фото Что такое поэзия чистого искусства

Поэзия «чистого искусства»

А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, А.К. Толстой

Определение «чистое искусство» сложилось в русской критике как отрицательное в 40-50-х годах. Еще о Жуковском и Батюшкове так говорить было нельзя. Чувствовалась большая содержательность их поэзии, позитивные достоинства ее формы. Позднее, по недоразумению и в связи с назойливым подчеркиванием идеологического «консерватизма» Жуковского, это уничижительное определение расползлось и на него как на поэта.

В 40-50-х годах ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского. Оба поэта – Фет и Тютчев – были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали ее новую родословную. Их начинания были подхвачены А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым. Всю эту группу поэтов и принято называть «чистым искусством». К этому разряду обычно относят еще Н.Ф. Щербину и Л.А. Мея. Сами поэты этой группы ничего оскорбительного для себя в такой аттестации не видели и охотно с ней соглашались, искренне полагая, что поэзия выше скоропреходящих интересов, должна говорить о вечном свободно, без принуждения. У каждого из этих поэтов мы найдем декларации, подобные той, которую приведем из Аполлона Майкова:

О мысль поэта! ты вольна,

Как песня вольной гальционы!

В тебе самой твои законы,

Сама собою ты стройна!

Никакой теории над собой они не признавали, и тот же Майков открыто провозглашал это в стихотворении «Октава», получившем широчайшее признание как бесспорная аксиома:

Гармоний стиха божественные тайны

Не думай разгадать по книгам мудрецов.

Объединяясь на некоторых общих принципах, поэты «чистого искусства», однако, во многом различались между собой. Майков даже был одно время под влиянием Белинского и своей скромной поэмой «Машенька» (1845) внес определенный вклад в формирование «натуральной школы». Бестенденциозный Алексей Толстой был весьма зол и тенденциозен в своих выпадах против демократов из «Современника», предлагавших рецепты от социальных болезней (баллада «Пантелей – целитель»). Он написал едкую историю России в стихах, сатиру на чиновников («Сон Попова») и был соавтором литературной мистификации «Козьма Прутков».

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

А.А. Фет оказался трудным для объяснения явлением русской поэзии как для современной критики, так и для последующего литературоведения. Демократическая общественность осуждала его уход от злободневных социальных вопросов, за чрезмерно камерный характер его поэзии. Не улавливались тонкости его наблюдений и поэтического и художественного мастерства.

Он сложен и противоречив еще и в следующем отношении: чрезвычайно большой разрыв был между Фетом – тонким лириком и Шеншиным – человеком.

Фет дружит с великим князем Константином Константиновичем Романовым (криптоним: К. Р.), который тоже писал стихи и считал себя учеником Фета. Он доволен своей судьбой, ведет себя крайне эгоистично и утрачивает расположение даже самых ближайших друзей: Я.П. Полонского, Н.Н. Страхова и др. Многие помещичьи замашки его И.С. Тургенев называл «фетовским безобразничанием».

Фет позволял себе бравировать парадоксами: «Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует». «В нашем деле истинная чепуха и есть истинная правда». «Моя муза не лепечет ничего, кроме нелепостей». Поэтому-то Д.И. Писарев платил ему тем же и начисто в своих статьях перечеркивал хоть какое-нибудь значение Фета-стихотворца.

Фет так изобразил свои взаимоотношения с Л.Н. Толстым в 1891 году в письме к Константину Романову: «Беседа с могучим Толстым для меня всегда многозначительна, но, расходясь в самом корне мировоззрения, мы очень хорошо понимаем, что я, например, одет в черном и руки у меня в чернилах, а он в белом, и руки в мелу. Поэтому мы ухитряемся обнимать друг друга, не прикасаясь пальцами, марающими приятеля».

Тяжким грузом оставались такие его поэтические выпады, как: «Псевдопоэту» – против Некрасова, который ценил его, хвалил в печати за достойные стихотворения; выпад против народовольцев – «1 марта 1881 года»; против целого поколения – «К памятнику Пушкина» и даже целых народов, угнетенных в царской России. Пример – фетовская надпись на книжке стихотворений Тютчева:

Вот наш патент на благородство,

Его вручает нам поэт;

Здесь духа мощного господство,

Здесь утонченной жизни цвет.

В сыртах не встретишь Геликона,

На льдинах лавр не расцветет,

У чукчей нет Анакреона,

К зырянам Тютчев не придет.

Но муза, правду соблюдая,

Глядит: а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Первый сборник фетовских стихотворений «Лирический Пантеон» (1840) вызвал доброжелательный отзыв Белинского: «А г. Фет много обещает», «из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет», в числе его стихотворений «встречаются истинно поэтические».

В статье «Русские второстепенные поэты» (1850) Н.А. Некрасов назвал некоторые стихи уже позабытого к этому времени Фета «превосходными» – и тут же с нелицеприятной заинтересованностью как мастер мастеру указал, что встречаются и неудачные стихи, «недостаток довольно нередкий». На небрежность Фету будут указывать и самые искренние его друзья – Тургенев, Полонский, Страхов.

В 1856 году в связи с выходом очередного сборника стихов Фета Некрасов писал: «Читатели знают нашу любовь к таланту г. Фета и наше высокое мнение о поэтическом достоинстве его произведений. Смело можно сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет. Из этого не следует, чтобы мы равняли г. Фета с Пушкиным; но мы положительно утверждаем, что г. Фет в Доступной ему области поэзии такой же господин, как Пушкин в своей, более обширной и многосторонней области». В этом отзыве есть все: и личная «слабость» к поэту, и признание прав на очерченный им себе круг поэтических интересов, и указан масштаб: рядом с Пушкиным, сразу же вслед за ним!

Чернышевский отмечал «прекрасный лирический талант Фета»; сколько тонкого понимания «поэзии сердца»! В одном из писем Чернышевский даже подчеркнул, что поэзия без «тенденции» ему больше нравится. Это он писал Некрасову в 1856 году, и отклик его письма чувствуется в цитированном отзыве Некрасова о Фете.

Суровый враг «мотыльковой поэзии» М.Е. Салтыков-Щедрин писал, что большая часть стихотворений Фета «дышит самою искреннею свежестью», она «покоряет себе сердца читателей», романсы на стихи Фета «распевает чуть ли не вся Россия». И опять с трезвой точностью говорится о неровном качестве стихов, о том, что «тесен, однообразен и ограничен» мир Фета, хотя и мало кто сравнится с ним в «благоухающей свежести».

Добролюбов, говоря о Фете как о мастере «улавливать мимолетные впечатления», в сущности, ставил уже проблему импрессионизма Фета, до сих пор удовлетворительно никем из ученых не проясненную.

Вот рваная композиция, условные знаки движений любви, импрессионизм:

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

Не так уж просты и однозначны мнения о Фете таких его ценителей, как Л.Н. Толстой, Достоевский, Тютчев, Чайковский, Блок.

Фет много стихов посвятил Толстому, его жене Софье Андреевне и свояченице Т.А. Кузминской. Стихи Фета Толстой ценил очень высоко. И все же. Следовало бы помнить, чтой произошел между ними своего рода разрыв. В письмах Толстого к друзьям и к самому Фету то и дело обнаруживается несогласие с поэтом, критика его узкого эгоцентрического мира. Пессимистическую философию стихотворения «Никогда» (1879) Толстой решительно оспорил: «. Я бы не захотел опять в могилу. Для меня остаются еще мои отношения богу, т.е. отношения к той силе, которая меня произвела, меня тянула к себе и меня уничтожит или видоизменит».

Расчеты Фета с судьбой были короче; он упорно защищал свою концепцию:

Это уход не от хозяйственных и житейских забот богатеющего помещика, а от настоящих битв, «ваших» битв. «Что ты за существо – не понимаю. – писал Полонский Фету по поводу стихотворения «Какая грусть! Конец аллеи. » (1862). – Откуда у тебя берутся такие елейно чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношественно-благоговейные стихотворения. Какой Шопенгауэр, да и вообще какая философия объяснит тебе происхождение или психический процесс такого лирического настроения? Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому неведомый, и нам, грешным, невидимый человечек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный! Ты состарился, а он молод! Ты все отрицаешь, а он верит. Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из ее воплощений. » Даже Полонский, во многом близкий Фету поэт, не мог постигнуть этой двойственности! В письме Толстого к Боткину читаем: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов».

Есть три позиции в объяснении Фета. Первая: мы хотим знать только «хорошего» Фета, крупнейшего лирика, и ни до чего другого Фет и Шеншин, поэт и делец, и хотя Шеншин часто мешал Фету, эти помехи надо игнорировать как чисто эмпирические обстоятельства, как недоразумения частной жизни, будничную суету, не стоящую внимания. И, наконец, третья позиция: имеются диалектические связи между Фетом и Шеншиным, между благоухающим лириком и воинствующим консерватором. Нас должна интересовать диалектика связей между жизнью и убеждениями Фета, с одной стороны, и его «чистой» лирикой – с другой. Подлинную диалектику надо искать не в уродливых связях – соотношениях Фета с Шеншиным, величайшего лирика с корыстолюбивым помещиком – этот путь ложный и непродуктивный. Связи могут быть только между фетовским поэтическим миром и беспредельным миром общечеловеческой жизни, жизни природы, общества. Подлинная правда Фета сформулирована им самим в одной из статей 1867 года: «Только человек и только он один во всем мироздании чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая его природа? откуда все это? что такое он сам? откуда? куда? зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».

Можно ли всерьез принимать круг «обязательных» тем, очерчиваемых Фетом для своей поэзии, определенно с полемическим вызовом по адресу гражданской поэзии:

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

Только в мире и есть, что душистый

Милой головки убор.

Только в мире и есть этот чистый,

Влево бегущий пробор.

Фет проповедует не узость, а наблюдательность. Конечно, в мире есть не только это, но и это есть. Все существует для человека. Внутренний человек – мера всех вещей. Он вправе выбирать. Процитируем еще стихотворение «Добро и зло»:

Два мира властвуют от века,

Два равноправных бытия:

Один объемлет человека,

Другой – душа и мысль моя.

Пари, всезрящий и всесильный,

И с незапамятных высот

Добро и зло, как прах могильный,

В толпы людские отпадет.

Известный аристократизм мышления и снобизм – налицо. Но Фету хочется отстоять самоценное величие человеческого «я», и это важная проблема.

Фет – выше земного «добра и зла»: они отпадают «в толпы людские», а его сфера – «душа и мысль».

Здесь, кстати, и истоки и специфика «космичности» Фета. Линия, идущая от Фета, ведет к символистам. Это хорошо показал В.Я. Брюсов. Он писал: «Истинный смысл поэзии Фета – призыв к настоящей жизни, к великому опьянению мгновением. » Именно Брюсов спорил со снобизмом Фета, считавшего, что вдохновение и его плоды существуют не для всех. «Мы, напротив, полагаем, – писал Брюсов, – что вся цель земного развития человечества в том должна состоять, чтобы все и постоянно могли жить «в такой возбудительной атмосфере, чтобы она стала для человечества привычным воздухом» (из предисловия к третьему выпуску «Вечерних огней». – В.К.).

Фет не задается «космическими» проблемами человеческого бытия. Мир Фета – абсолютно посюсторонний, не касается ничего мистического, судеб мироздания. В земной жизни, в человеке отобрана своя сфера мимолетных впечатлений и чувствований. Этим своим «импрессионизмом» Фет и мог понравиться модернистам, символистам в конце XIX века.

Все критики самых различных направлений преклонялись перед его стихотворением «Диана», написанным в 50-х годах. Давно минула эпоха Жуковского и Батюшкова – эпоха стихотворений в антологическом роде, последним образцом которой, возможно, была пушкинская «Нереида» (1820). Дело не только в чудной пластике стиха, но и в том, что Диана, как позднее у Глеба Успенского луврская Венера Милосская, «выпрямляла» современного человека, напоминала ему, что мир может предстать перед ним как вечная красота. Нагая богиня, «каменная дева», видится «меж дерев над ясными водами». Весь эффект фетовского стихотворения в том, что на минуту померещилось, будто богиня ожила и двинулась.

+Не только для снобов и эстетов существует тончайшая работа поэта. Опосредованно его стихи оказывались связанными с борьбой за человека. Прочитывая некоторые стихи Фета, чувствуем их гармонию и красоту, гуманистическую сущность, всеохватность и вечную современность: «Я пришел к тебе с приветом!», «На заре ты ее не буди. »

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *