Что такое поэзия в литературе 6 класс

Что такое поэзия? Эссе

Поэзия – жанр литературы, содержащий в своей основе стихотворные шедевры с идеальной образностью, достигнутой при гармоничном сочетании оригинальной формы и нового содержания с чувственной окраской.
Все остальные опыты со стихами – неудачи мастеров, область ученичества или попытки графоманов.

Поэзия – мир, созданный для духовного развития и обогащения творческой личности. Это единственная сокровищница литературного языка, которая позволяет через традицию наиболее полно и многогранно сохранять индивидуальность нации, народа.

*** Захотелось добавить (2014) высказывание Пушкина о том, что поэзией не
является. «Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств
и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и
недостатка слов для их выражения».

Осмелюсь дополнить Пушкина. Спустя 200 лет после его рождения появился и третий род: он происходит от необразованности и неграмотности. Видимо в те времена такие люди за перо не брались, их здравый смысл преобладал; да и поэты исчислялись единицами, а не тысячами. Впрочем истинных поэтов и сейчас можно перечесть на пальцах одной руки. А масштаба Пушкина – ни одного!

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Владимир Юденко. Современная русская поэзия.
http://www.proza.ru/2010/10/23/1152
2. Владимир Юденко. Современная поэзия в альманахе Стихи.ру
http://www.proza.ru/2010/10/07/650
3. Владимир Юденко. Современная русская проза.
http://www.stihi.ru/2011/05/05/8385
4. Владимир Юденко. Зачем нужна поэзия?
http://www.stihi.ru/2009/10/14/63
5. Владимир Юденко. Иван Бунин. Наше духовное наследие.
http://www.proza.ru/2010/09/28/770
6. Владимир Юденко. Основные способы влияния на культуру речи.
http://www.proza.ru/2010/03/06/113
7. Владимир Юденко. В Риге состоялся вечер поэзии.
http://www.proza.ru/2011/06/04/970
8. Владимир Юденко. Подборка философской лирики на ВИДЕО:
http://www.youtube.com/watch?
9. Владимир Юденко. Как оценить стихотворение?
http://www.proza.ru/2009/11/14/479
10. Владимир Юденко. Заметки о поэтической кухне и вдохновении.
Эссе. http://www.proza.ru/2010/08/25/1174
11. Владимир Юденко. Поэт года 2011. Литературный обзор.
http://www.proza.ru/2012/01/06/963
12. Владимир Юденко. Что такое вдохновенье?
http://www.proza.ru/2011/11/10/1976
13. Владимир Юденко. Какое стихотворение считать состоявшимся?
http://www.proza.ru/2013/11/15/102

v=C98Z1QIkBQE&feature=mfu_in_order&list=UL
*** Эта сноска открывается в рецензии (ниже).

Мастера (в отличие от подмастерьев) иногда достигают идеальной образности в созданных творениях.

Спустя почти десятилетие добавляю в статью стихотворение, которое вполне отвечает на поставленный в заголовке вопрос.

и,
будто призрачные гости
ушли, как ежики, в туман.
и нет ни жадности. ни злости.
и можно рухнуть на диван.

все растворилось в дымке гулкой,
свалилось в черную дыру.
лишь счастья
хрупкая фигурка
дрожит, не тая
на ветру.

© Copyright: Петр Люкшин, 2020

*** На фото: даю интервью Игорю Мейдену
(газета «Вести Сегодня»).

** Только на сайте «Книжное обозрение» это моё эссе
прочли 3401 человек.

*** А мою статью о творчестве Пастернака прочитало 2730 персон.
Это только на сайте «Литсовет».

Источник

ПОЭЗИЯ

Полезное

Смотреть что такое «ПОЭЗИЯ» в других словарях:

Поэзия — Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Поэзия Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда вследствие господс … Сводная энциклопедия афоризмов

поэзия — и, ж. poésie f., нем. Poesie <лат. poesis, гр. poiesis. 1. Словесное художественное творчество. БАС 1. Поэзия есть творческое воспроизведение действительности как возможности. Белинский Казаки повесть А. Кузьмича. Все поэты трубадуры знатный,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПОЭЗИЯ — [по], поэзии, мн. нет, жен. (греч. poiesis). 1. Искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество. «Пушкин был призван быть первым поэтом художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как прекрасный язык чувств.»… … Толковый словарь Ушакова

поэзия — См … Словарь синонимов

ПОЭЗИЯ — (греческое poiesis), 1) до середины 19 в. вся литература художественная (в отличие от нехудожественной). 2) Стихотворное произведение в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и… … Современная энциклопедия

ПОЭЗИЯ — (греч. poiesis) 1) до сер. 19 в. вся художественная литература в отличие от нехудожественной.2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (напр., лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья) … Большой Энциклопедический словарь

Поэзия — 1) вся художественная литература в отличие от нехудожественной; 2) стихотворные произведения в их сопоставимости с художественной прозой (напр. лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос). Поэзия и проза – два основных типа искусства… … Энциклопедия культурологии

Поэзия — (греческое poiesis), 1) до середины 19 в. вся литература художественная (в отличие от нехудожественной). 2) Стихотворное произведение в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

поэзия — ПОЭЗИЯ, стихосложение, стихотворство, стихотворчество, пренебр. стихоплетство, трад. поэт. пение, трад. поэт. песни, трад. поэт. песнопение, устар. версификаторство, устар. версификация, разг. рифмачество, разг. рифмоплетство ПОЭТИЧЕСКИЙ … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Поэзия — Поэзия ♦ Poésie Неразрывный и почти всегда таинственный союз музыки, смысла и истины в одном и том же тексте, в результате которого рождается чувство. Поэзия – истина в песне, трогающей сердца. Не следует путать поэзию со стихосложением и… … Философский словарь Спонвиля

Источник

Литература — школьникам. 6 класс. Словарь литературных терминов.

Аллего́рия (гр. allegoria, alios — иной и agoreuo — говорю) — иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты. Часто аллегория лежит в основе загадки: «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице», пословицы: «Чем дальше в лес, тем больше дров», басни.

Аллитера́ция (лат. littera — буква) — повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность: «По корням упругим топор застучал».

Амфибра́хий (гр. amphi — кругом, brachys — краткий) — трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов — безударный, ударный, безударный (— —́ —): «В песчаных степях аравийской земли…»

Ана́пест (гр. anapaistos — отражённый назад) — трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов — два безударных, ударный (— — —́): «Я такого угла не видал…»

Анекдо́т (гр. anecdotos — неизданный) — краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

Аннота́ция (лат. annotation — замечание) — краткая характеристика издания: рукописи, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.

Антите́за (гр. antithesis — противоречие, противоположение) — противопоставление образов, эпизодов, картин, слов. Антитеза помогает передать мысль и чувство, усиливает эмоциональность речи. Противопоставлены картины солнечного утра и вчерашнего вечера в стихотворении Пушкина «Зимнее утро».

Балла́да (прованс. ballar — плясать) — стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему. Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим (см., например, «Воздушный корабль» Лермонтова).

Ба́сня — краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишут в стихах, но бывают и прозаические басни.

Гекза́метр (гр. hexametros — шестимерник) — античный стихотворный размер. В русском стихотворении гекзаметром называют размер стиха, в строках которого шесть раз повторяется группа из первого ударного и двух безударных слогов (дактиль): «Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос». Этим размером русские поэты переводили поэмы Гомера.

Геро́й (литературный) — персонаж, действующее лицо, художественный образ человека в художественном произведении.

Гипе́рбола (гр. hyperbole — преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета: «И растёт ребёнок там не по дням, а по часам».

Да́ктиль (гр. dactilos — палец) — трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов — ударный и два безударных (—́ — — —): «Труд этот, Ваня, был страшно громаден…»

Ди́алог (гр. dialogos — разговор, беседа) — разговор двух или нескольких лиц. В пьесах, киносценариях диалог — основная форма раскрытия характеров. Диалог помогает показать человека в эпических произведениях, иногда встречается в лирических произведениях («Железная дорога» Н. А. Некрасова).

Драмати́ческое произведение, или драма (гр. drama — действие), — произведение, предназначенное для постановки на сцене. В драме характеры людей раскрываются в диалогах и монологах и непосредственно в действиях, поступках.

Жанр (фр. genre — род, вид) — вид художественных произведений: басня, повесть, рассказ и др.

Зага́дка — произведение устного народного творчества. В нём содержится иносказательное изображение предмета, по которому надо отгадать предмет: «Висит сито, не руками свито» (паутина).

Иде́я (гр. idea — идея) — основная мысль художественного произведения.

Инве́рсия (лат. inversio — перестановка) — необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи: «Эк, какую кучу снега напустил в очи сатана!»

Интона́ция (лат. intonare — громко произносить) — основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.

Иро́ния (гр. eironeia — притворство, насмешка) — выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение: «Он даёт знать, что само появление такого ученика — редчайший праздник для нашего класса и лично для него…»

Киносцена́рий (итал. scenario, лат. scaena — сцена) — литературно-драматическое произведение, по которому ставится кинофильм. В киносценарии есть авторские описания, диалоги и монологи героев, авторский текст, звучащий за кадром, и иногда — пояснительные надписи.

Коме́дия (гр. comoidia — песня весёлой толпы) — драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.

Компози́ция (лат. compositio — сложение, состав) — построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Леге́нда (лат. legenda — то, что должно быть прочитано) — произведение, созданное народной фантазией, где сочетаются реальное (историческое событие или лицо) и фантастическое («Легенда об Арионе»).

Лири́ческое произведение (гр. lyricos — поющийся под звуки лиры) — произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке. Наряду с лирическими существуют произведения эпические и драматические.

Мета́фора (гр. metaphora — перенос) — слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство. «Тенькает синица меж лесных кудрей» — кудрями названа листва, потому что она похожа на кудри человека. В нашей речи много метафор: шляпка гриба, ручка двери, узел связи.

Метони́мия (гр. metonymia — переименование) — слово или выражение, употреблённое вместо другого, потому что между обозначаемыми ими предметами есть связь (не сходство): «Не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» «Изорвать мундиры»— вместо «дать бой». «Помнит вся Россия»—помнят люди в России. В нашей речи много метонимий: съел целую тарелку, устал с дороги, читал Пушкина.

Ми́фы (гр. mythos — слово, предание, сказание) — сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифологические образы вошли в сокровищницу мировой культуры и активно используются в литературе и искусстве до нашего времени.

Моноло́г (гр. monos — один и logos — речь, слово) — речь одного человека в произведении. Монолог преобладает в лирических произведениях, употребляется в эпических — когда герой говорит сам с собой. В драматическом произведении это обстоятельное высказывание героя.

Нове́лла — малый прозаический жанр (разновидность рассказа). Новелла отличается строгостью композиции, остротой сюжета, отсутствием описательности.

Олицетворе́ние — изображение неживых предметов в виде живых существ: «вьюга злилась».

Описа́ние — словесное изображение картины (портрет героя, пейзаж, внутренний вид комнаты — интерьер и др.).

Пейза́ж (фр. paysage, от pays — страна, местность) — картина природы в художественном произведении.

Повествова́ние — рассказ о событиях, фактах, действиях, поступках героя.

По́весть — один из видов (жанров) эпических произведений. По охвату событий и героев повесть больше, чем рассказ, но меньше, чем роман.

Погово́рка — меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без вывода, без заключения: «лёгок на помине», «бить баклуши».

Портре́т (фр. portrait — изображение) — изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.

Посло́вица — краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль: «Век живи, век учись», «Без друга на сердце вьюга».

Поэ́зия (гр. poiesis, poieo — делаю, творю) — 1) стихотворные произведения. Это могут быть произведения лирические («Узник» А. С. Пушкина), эпические («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») и драматические (пьесы в стихах); 2) поэтичность: прекрасное, глубоко действующее на чувство.

Поэ́ма (гр. poiema — творение) — один из видов лиро- эпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).

При́тча — небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.

Проза (лат. prosa (oratio) — прямая, свободно движущаяся речь) — произведения нестихотворные.

Прозаи́ческая речь — речь, свободно движущаяся от предложения к предложению, нестихотворная. Но, как и стихотворная, это тоже художественная речь, в ней есть свой ритм и другие средства художественной выразительности.

Псевдони́м (гр. pseudonymos, от pseudos — вымысел, ложь и onoma — имя) — вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. Антоша Чехонте — один из псевдонимов Чехова.

Расска́з — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Расска́зчик — в литературном произведении образ человека, от лица которого ведётся повествование.

Ритм (гр. rhythmos — такт, соразмерность) — повторение однородных явлений через равные промежутки.

Ри́фма (гр. rhythmos — соразмерность) — созвучие окончаний стихотворных строк.

Рома́н (фр. roman — романский, романский язык; первоначально — повествование на романском языке) — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета.

Сати́ра (лат. satira — букв, смесь, всякая всячина) — высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.

Си́мвол (гр. symbolon — условный знак) — предмет, действие или слово, служащее условным обозначением какого-либо явления. Например, хлеб-соль — символ гостеприимства.

Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

Ска́зка — произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Различают сказки о животных, волшебные и бытовые. Кроме народных, есть сказки литературные, созданные писателями.

Сравне́ние — изображение одного предмета путём сравнения его с другим. У Гоголя «чёрт поджаривал… грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу».

Стих (гр. stichos — ряд, порядок, строй) — стихотворная строка, наименьшая единица деления стихотворных произведений. Слово «стихи» часто употребляется в значении «стихотворения».

Стихотворе́ние — небольшое произведение в стихах.

Стихотво́рная речь — в отличие от прозы речь ритмически упорядоченная, состоящая из сходно звучащих отрезков — строк, строф. Часто в стихах имеется рифма.

Строфа́ (гр. strophe — поворот) — группа строк (стихов), составляющая единство, с определённым, повторяющимся расположением рифм.

Сюже́т (фр. sujet — предмет, содержание) — последовательность и связь событий в художественном произведении.

Те́ма (гр. thema) — круг жизненных явлений, изображённых в произведении; то, о чём говорится в произведении.

У́стное наро́дное тво́рчество, или фольклор (англ. folk — народ, lore — мудрость), — словесное поэтическое творчество народа. Виды устного народного творчества: пословица, поговорка, загадка, песня, сказка, легенда и др. Наряду с устным народным творчеством существуют народная музыка, народный танец, резьба по дереву и другие виды народного творчества.

Фа́була (лат. fibula — басня, рассказ) — изображение событий в художественном произведении в их хронологической последовательности.

Фанта́стика (гр. phantastike — способность воображать) — мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением.

Фее́рия (фр. feerie; от fee — фея) — театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.

Хоре́й (гр. choreios, от choros — хор) — двусложный размер стиха. В строке хорея ударные слоги нечётные, безударные — чётные (—́ —): «Буря мглою небо кроет…»

Худо́жественная литерату́ра — один из видов искусства — искусство слова. Слово в художественной литературе — средство создания образа, оно служит для изображения явления, выражения чувства и мысли. Другие виды искусства — живопись, музыка, скульптура, кино и др.

Эпи́граф (гр. epigraphe — надпись) — краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Эпизо́д (гр. epeisodion — случай) — отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

Эпи́тет (гр. epitheton — приложение) — художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему: «Месяц величаво поднялся на небо…»

Эпи́ческое произведе́ние (гр. epos — слово, речь, рассказ) — произведение, в котором автор рассказывает о людях, об окружающем мире, о различных событиях. Виды эпических произведений — роман, повесть, рассказ, басня, сказка, притча и др. Кроме эпических, произведения бывают лирические и драматические.

Ю́мор (англ, humour — нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Смех помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. В отличие от сатиры юмор — смех весёлый, доброжелательный.

Ямб (гр. jambos, от названия музыкального инструмента) — двусложный размер стиха. В строке ямба ударные слоги чётные, безударные — нечётные (— —́): «Мороз и солнце; день чудесный. »

Источник

Что такое поэзия

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение понятия «поэзия»

Одним из самых древних видов художественного творчества является поэзия. Говоря о поэзии, мы подразумеваем такой способ организации художественной речи, отличительными особенностями которого будут являться рифма и ритм.

Под рифмой понимают сочетание звуков в окончании нескольких слов, под ритмом понимают равномерное повторение в тексте звуковых отрезков.

Поэзия ставит перед собой задачу в лирической форме отразить действительность окружающего мира.

Поэзия обладает рядом определенных свойств. Несмотря на множество поэтический авторов поэзия явление единичное, нельзя утверждать, что сколько поэтов столько и поэзий, несмотря на то, что каждое произведение является уникальным, субъективным и личностным.

Поэзия бессмертна по своей природе. Она появилась с того самого момента, как только человек осознал самого себя. Через поэзию человек познавал окружающую действительность.

Поэзия остается поэзией с тех самых древних времен до сегодняшних дней.

Поэзия чистый вид искусства. Поэты всегда очень кропотливо подходят к выбору слов и выразительных средств при описании действительности и персонажей.

Поэзия — это вид высокого искусства. Для поэзии важен высокий стиль, слог и лиричность. Отличительная черта поэтического искусства его возвышение над обыденностью.

Истоки поэзии

Поэзия развивалась несколькими этапами:

Готовые работы на аналогичную тему

Поэзия зародилась еще в глубокой древности. Изначально к ней прибегали, совершая племенные обряды и ритуалы. Следует отметить что изначально поэзия была неотделима от музыки, продолжалось это достаточно длительное время. У разных народов становление поэзии как вида искусства происходило по-разному: античная поэзия (которая включает в себя такие этапы как микенский, период героического эпоса, архаический – внедряется письменная форма, классический, эллинистический – расцвет поэзии, римский период). Средневековая поэзия была подвержена влиянию церкви, поэтические жанры практически не развивались.

В период эпохи Возрождения начинается развитие поэзии. Основными жанрами становятся поэма, поэтическая драматургия. Преобладает любовная и пасторальная тематика.

Поэзия классицизма формируется в 17 века. Основными ее формами являются ода и героическая поэма, комедия, сатира, басня, идиллия, преобладает рыцарская тематика.

Поэзия сентиментализма формируется в 18 веке. Главной целью автора является оказание влияние на чувства читателей.

В поэзии романтизма доминируют лирические баллады, поэмы. Художественный язык богат различными тропами, лирика развивается особо интенсивно.

Поэзия критического реализма ставила перед собой цель максимально правдоподобно описать окружающую действительность, характер героев, ситуации, образы, явления.

Характерными чертами поэзии декаданса считаются:

Декаданс имел следующие направления:

Поэзия модернизма характеризуется ассоциативностью и подсознательностью. Этот этап является переходным между декадансом и поэзией нового порядка.

Цель поэзии

Цель поэзии часто совпадает с общими целями культуры и искусства. С помощью поэтического текса писатель вместе с читателями находится в процессе поиска истины.

Для писателя и читателя в некоторых случаях цель поэзии может быть различной. Для поэта цель поэзии — это познание мира, других людей и познание самого себя.

Для читателя поэзия — это ключ к прекрасному, приобщение к красоте окружающего мира, высокому искусству.

Структура поэзии

Сегодня под поэзией в первую очередь понимают стихотворный текст, который имеет ряд отличительных элементов:

Порядок звуков в стихотворной речи носит название ритм. Этот прядок звуков имеет определённую систему стихосложения:

Под метром в поэзии понимают чередование сильных и слабых мест в стихе.

Стихотворный размер – это вариант метра, характерные элементы стихотворного размера включают в себя длину строки, цезуру, определенный характер окончания. Примеры стихотворного размера: брахиколон, хорей, ямб, логаэд, дактиль, амфибрахий, анапест и др.

Под рифмой понимают созвучное окончание строк. Существует несколько разновидностей рифм. По месту ударения в словах рифмы делятся на:

По точности созвучия и способам их создания рифмы подразделяются на:

Поэзия и современность

Создается впечатление что в современном месте нет места поэзии. От части этой действительно так новые технологии практически вытеснили поэзию из современного мира. Тем не менее поэзия никуда не исчезла. Она все также существует на фоне современных инноваций, интернета, кино и так далее. Каждый из нас когда-либо находил нечто прекрасное и притягательное в поэзии. Нельзя сказать, что поэзия статична, она претерпевает изменения, появляются новые веяния и стили, но поэзия все так же продолжает нести в себе глубокий смысл. Если внимательно посмотреть на окружающую нас действительность поэзия присутствует практически во всем что нас окружает: великолепная природа, трепетная любовь и другие яркие человеческие чувства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *