Что такое погост кижи
Кижи (Кижский погост), Россия
Кижский погост (Kizhi Pogost) находится на острове Кижи, Онежского озера (республика Карелия, Россия). Кижи (Kizhi) — это всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой (до нашего времени ограда не дошла, но была воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере бревенчатых оград погостов по проекту академика, архитектора Александра Викторовича Ополовникова).
Кижи воспринимаются многими россиянами, и особенно жителями Карелии как «настоящее восьмое чудо света», которое поистине является уникальным художественным достижением. Две многоглавые церкви и колокольня в единой ограде не только необычно спроектированы и идеально пропорциональны, но и находятся в совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.
Кижи, за время своего существования, обросли многочисленными преданиями и легендами. Эти места издавна населяли финские народы. Есть мнение что когда-то на этом месте существовало языческое капище, так как на языке населяющих эти места вепсов слово «кижи» означает «место игрищ». По другому мнению место названо с вепсского слова kiz (kidz) — «мох (растущий на дне водоёмов)».
Известно, что Кижский погост уже в XV веке был центром большого округа, в который входило 130 деревень с 687 дворами на окрестных островах и на Заонежском полуострове. К этому времени, судя по писцовым книгам дьяка Андрея Плещеева, на погосте уже стояли деревянные церкви, предшественники существующих построек.
Церковь Преображения Господня была построена в 1714 году и считается самым знаменитым и выдающемся сооружением ансамбля.
Эта церковь возведена на месте старой (существует предание, что в 1613 году, когда на Заонежье обрушилась волна шведских набегов, кижанам пришлось обороняться в сгоревшей церкви), сгоревшей от удара молнии.. Настоящие имена создателей церкви Преображения Господня неизвестны.
По одной из легенд, эта церковь была построена одним топором (изначально без гвоздей) плотником Нестором. После строительства Нестор выбросил топор в озеро, чтобы никто не смог повторить такую же величественную постройку. Высота церкви — 37 метров. Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 г.) в Вологодской области.
6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви. Иконостас четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века.
Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.
Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она в 1764 году (более древняя сгорела в 1694 году). Высота церкви — 27 м, общая длина — 32 м, ширина — 8,7 м.
Шатровая колокольня была построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году.
В XVII веке, предприниматель из Новгорода Семён Гаврилов начал в этих местах создавать металлургическое производство в заводском масштабе. Найдя медную руду, он в 1660 году строил плавильный завод. В 1669 году начинания Гаврилова было продолжено датскими горнозаводчиками Марселисом и Бутенатом, у которых было уже три завода (два в Шунгье и один в Кижах). К концу XVII века в Кижском погосте прибавилось ещё 2 новых завода.
Заводы строились первоначально как медеплавильные, но вследствие убыточности их переводили на производство железа. Крестьяне относились к строительству и работе заводов крайне враждебно, ввиду масштабного отвода заводчикам земельных участков и лесных угодий под разработку богатых рудами недр, введения для крестьян обязательной работы на заводах, подрыва кустарной добычи и обработки железа, и за принуждение к работам силой не желающих работать на заводах местных жителей. Поэтому неоднократно возникали восстания, которые жестоко подавлялись властями.
Для многих Кижский погост того времени стал известен в XVII веке и за счет продажи на Тихвинской ярмарке прежде всего ножей, именуемых «кижскими».
С XIX это место стало популярным среди русской интеллигенции. В 1867 году, в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи посетил академик архитектуры Лев Владимирович Даль. По личному завещанию в 1885 году в Кижах был похоронен сказитель былин Трофим Григорьевич Рябинин. В начале XX века в Кижи ездили многие художники и архитекторы, которые хотели воочию увидеть старинные памятники.
На острове Кижи побывали художники Иван Яковлевич Билибин (в 1904 году), Игорь Эммануилович Грабарь (в 1909 году), архитектор Михаил Витольдович Красовский (в 1916 году). Кижи становятся известными в Российской империи: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста
.
В наше время, 1 января 1966 года на Кижском погосте был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других районов республики Карелии.
В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия Юнеско, а в 1993 году Указом Президента России музей под открытым небом был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Все храмы, находящиеся на территории музея-заповедника «Кижи», находятся в составе Спасо-Кижского Патриаршего подворья.
Погост Кижи
Погост Кижи * | |
---|---|
Kizhi Pogost** | |
Всемирное наследие ЮНЕСКО | |
Страна | |
Тип | Культурный |
Критерии | i, iv, v |
Ссылка | 544 |
Регион*** | Европа и Северная Америка |
Координаты | (62°04’01» N, 35°13’26» E) |
История включения | |
Включение | 1990 (14 сессия) Ки́жи́ (карельск. Kiži ) — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных строений: церквей, часовен, домов, хозяйственных построек. Некоторые из этих строений были построены на месте, другие привезены сюда из других мест. По одной из легенд, Преображенская церковь построена без гвоздей одним топором, который потом мастер выбросил в озеро. На острове также расположены несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района (до 2004 года административно относился к городу Петрозаводску). В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 г. Указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. СодержаниеНазваниеШироко распространено название острова с ударением на второй слог, во многих словарях указан именно такой вариант, однако в Карелии традиционно используется ударение на первый слог (это связано с особенностями карельского и финского языков). ДостопримечательностиАрхитектурный Ансамбль Кижского Погоста включен в Список Всемирного Наследия по критериям I, IV и V. — Критерий I: Воспринимаемый жителями Карелии как «Настоящее восьмое чудо света» Архитектурный ансамбль Кижского Погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся с совершенной гармонии с окружающим ландшафтом. — Критерий IV: Из пяти сохранившихся погостов на крайнем северо-западе советской территории, Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселенных районов средневековых и пост-средневековых православных поселений, где проповедникам приходилось справляться с проблемой широко разбросанных христианских общин и суровым климатом. Доступный по суше или морю погост объединял религиозные здания, которые временами могли использоваться для других целей; например, нартекс или неф использовался как трапезная или зал собраний. Другой аналогичной постройкой, вдохновленной теми же принципами является скандинавская бочарная церковь (stavkirke). Церковь Преображения ГосподняПамятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 г.) в Вологодской области. Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. По своему типу храм — «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров. Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тесом в начале 19 века, главки покрыты луженым железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х гг. под руководством архитектора А.В.Опловникова. Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: 2-я половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко 2-ой половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные. Покровская церковьЭтот храм «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи. Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви? Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом. Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом. Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви. Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная. С XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее. Помещение собственно церковное, где служились церковные службы, отличается более высоким потолком. Иконостас Покровской церкви — тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым. Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 50-е годы XX в. Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви. Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором все же внешний облик. Первоначальный иконостас Покровского храма утрачен. Существующий ныне сделан при реставрации в 1950-е годы из заонежских икон XVII — начала XVIII веков, особо среди них выделяется икона «Чудо о Флоре и Лавре». Шатровая колокольняКолокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была ‘скрыта за ветхостью’ в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни ‘в связи с невозможностью утвердить восьмерик её’. В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра. В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница. Композиция колокольни решена по традиционной схеме — ‘четверик на восьмерике’, с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен ‘в лапу’ сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый. Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленные площадки крылец. С запада и востока устроены фальшивые арочные порталы, подобные входным. Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с четырьмя отверстиями посередине доски. Подзоры простые дощатые без резьбы. Деревянная оградаДо наших времён не дошла, воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере деревянных укреплений. Церковь Воскрешения ЛазаряПредание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Монастырь был основан Лазарем «по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного». Церковь посвящена событию, описанному в книге Нового Завета от Иоанна «о болезни, смерти и воскрешении Лазаря из Вифании». Чудо воскрешения Лазаря из мёртвых Иисус совершил накануне Пасхи Иудейской, укрепив этим веру многих людей в свою силу. Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 — 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев. В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI—XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери. Посеребрённый временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви. У храма нет фундамента (как и у Преображенской церкви), сруб стоит на огромных валунах. Часовня Михаила АрхангелаЧасовня перевезена на о. Кижи из деревни Леликозеро в 1961 году, где она стояла на небольшом возвышении на открытой местности. Она была лишена обычного для северных часовен окружения из елей и, очевидно, поэтому зодчий позаботился о её самостоятельной живописности. Постройка относится к развитому типу клетской часовни на подклете с трёхчастной композицией. В плане сооружение представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольную пристройку сеней. На запад часовня смотрит сдвоенным окошком. Крыша над восточным, самым высоким срубом, тоже сдвоенная: одна кровля выходит из-под другой, неожиданно удивляя изобретательностью зодчего. Над сенями — изящная шатровая колокольня с двумя широкими поясами. Она увенчана лёгким гранёным шатром. Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин — кисти. Красный тес кровли имеет окончания в форме усечённых пик. В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина. В часовне сохранилось потолочное перекрытие — «небо», в центральном круге которого — икона Христа Вседержителя, а в сегментах — 12 трапециевидных клиньев — праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв. Восьмикрылая ветряная мельницаПостроена в 1928 году. Реставрированна в 1976-м году Часовни «Кижского ожерелья»В «Кижское ожерелье» входят часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово («Виговка») на вершине Нарьиной горы (XVII—XVIII век), часовня Кирика и Иулиты (XIX век), часовня Петра и Павла в деревне Волкостров (XVIII век), часовня Знамения Богородицы (2-я пол. XVIII века), часовня в честь иконы «Богородица Пресвятая Всех Скорбящих Радость» в деревне Еглово (XVIII век), часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы, находящаяся на месте прежней деревни Подъельники (XIX век). Что такое погост кижиКижи – один из 1369 островов в северо-восточной части Онежского озера, являющийся визитной карточкой Карелии. Расположенный в 68 км от Петрозаводска, он входит в число важнейших культурных достопримечательностей России. Места здесь удивительно красивы, лабиринт из сотен живописных островов и заливов гармонично сплетен в уникальный природный ландшафт. Скалы с растущими на них соснами, причудливые в своей извилистости линии берегов, играющие цветами самой разнообразной растительности луга – всё это делает Кижи действительно красивым и неповторимым местом. Сэкономь на путешествии!Видео: Остров КижиОсновные моментыОстров Кижи, длина которого около 5,5 км, а ширина достигает 1,4 км, является музеем под открытым небом – одним из самых крупных и известных в стране музеев-заповедников, а также природным и историко-культурным комплексом. Здесь представлены образцы крестьянской культуры Русского Севера, особо ценные с точки зрения общего культурного наследия народов России. Создававшиеся в русских, карельских и вепсских деревнях домашняя утварь, иконы, не говоря уже о различных постройках, признанных впоследствии памятниками архитектуры, собраны на этом небольшом клочке суши. Архитектурный облик Кижей составляют сооружения, созданные из природных материалов: сосны, ели, осины. Причём, все они, в том числе церкви и срубы домов, возведены в традиционном для Руси стиле – без единого гвоздя. Уникальность расположенного в Кижах историко-архитектурного комплекса еще и в том, что столь большое количество ярчайших образцов русского деревянного зодчества в северных районах нашей страны не встретить больше нигде. Посмотреть на эту красоту, восхититься мастерством ее создателей в Кижи приезжают десятки тысяч туристов со всего мира. Если быть более точным, ежегодно музей-заповедник посещает свыше 160 тысяч человек. Особенный интерес вызывает его главная доминанта – Кижский погост XVIII века, состоящий из нескольких деревянных церквей. Еще в 90-х годах прошлого века он был включён в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Музейный комплекс «Кижи» представляет собой современный культурный центр, экскурсионное обслуживание в нём проводится, помимо русского, еще на семи языках. И мы не сомневаемся, что знакомство с этими местами никого не оставит равнодушным и запомнится на всю жизнь. История КижейОсвоение этих северных краев началось в IX-XI веках славянами-новгородцами, которые, собственно, и являются предками современных кижан. В те далекие времена эти места заселяли прибалтийско-финские племена. Названия деревень Конда, Кургеницы, Лахта, Корба и других, расположенных неподалеку от Кижей, являются «живым» напоминанием о некогда существовавших старинных карельских поселениях. Многие столетия подряд на землях современной Карелии происходило срастание славянской и финноязычной культур. В связи с этим появление в Заонежье архитектурного ансамбля Кижского погоста вряд ли можно назвать случайностью: нет никакого сомнения в том, что его предопределил высокий духовный потенциал этих двух культур. Музыковеды, исследовавшие русские былины тех времен, находят в них так называемую веппскую мелострофу – особый напев, который не спутать ни с каким другим. И это тоже подтверждает, насколько глубоко две, казалось бы, разноязычные культуры взаимно проникли друг в друга. Еще одна особенность исторического прошлого Кижей – язычество. Древние постройки в этой местности и обнаруженные археологические артефакты говорят о том, что здесь проводились языческие празднования и обряды. Кстати, название острова в переводе с местного наречия означает «игрища», что тоже может указывать на дохристианские традиции его населения. Вторая версия происхождения названия острова проистекает от карельского слова «кииджи», что переводится как «водный мох». Это растение действительно встречается в центральной части острова, на болоте, и в прошлом крестьяне утепляли им срубные постройки. Влияние Новгорода, частью которого остров был в XI-XV веках, потеснило языческие традиции и привело к христианизации северного края. И, что интересно, не только небольшие часовни, но и церкви возводились на тех участках, где прежде были древние капища – то есть места в языческих храмах, на которых устанавливали изображавшие богов статуи (капи). Землями в окрестностях Кижей владели восемь крупных новгородских бояр, в том числе и небезызвестная Марфа Борецкая. С усилением Московского государства, остров, как и все новгородские владения, в 1478 году вошел в его состав. По этому случаю было сделано описание новых земель, внесенное в так называемые «Писцовые книги». Однако самое первое письменное упоминание о «погосте Спасском в Кижах» было найдено только в 1563 году. Из еще одной «Писцовой книги», датированной 1582 годом, мы узнаём, что на острове Кижи на тот момент было целых 12 деревень. Его жители, помимо рыболовства, занимались земледелием. В этом же источнике упоминаются ранние кижские храмы, например, Покрова Святой Богородицы, Преображения Спасова и некоторые другие, но до наших дней, к сожалению, они не дошли. В XVII веке с легкой руки известного новгородского предпринимателя Семена Гаврилова началось промышленное освоение острова. В 1696 году он открыл в Кижах металлургический завод по плавлению медной руды. В скором времени промышленник построил еще два производства. Но местные крестьяне к такому освоению своих территорий отнеслись крайне враждебно. Они не могли смириться с тем, что земли, в том числе и лесные угодья, отдавались под разработку рудодобывающих участков. Не могло им понравиться и принуждение к работам на заводах Гаврилова. Простой люд, как мог, сопротивлялся – доходило даже до вооружённых протестов. Однако они жестоко подавлялись, и в качестве наказания одних бунтарей ссылали на каторжные работы, других приговаривали к физическим наказаниям, третьих отдавали в рекруты. Добрая слава о старинных памятниках, об их неповторимой красоте со временем разнеслась по всей Руси. Чтобы увидеть своими глазами эти чудеса деревянного зодчества, в Кижи приезжало много людей, хотя, конечно, такого понятия, как туризм, еще не существовало. В начале прошлого века на остров наведывались даже многие художники и архитекторы. Среди них были Иван Билибин, Михаил Красовский, Игорь Грабарь. Картину одного из них, Иегошуа Шлуглейта, она называлась «На далеком севере», приобрёл сам император Николай II. Виды Кижского погоста нередко изображали и на почтовых открытках того времени. Несмотря на то, что расположенные на острове шедевры архитектуры давно признавались как гениальные творения, официального статуса памятника истории и культуры у Кижского погоста не было. Получил он его только после Октябрьской революции, в 1920 году. Спустя четыре года постановлением ЦИК и Совнаркома РСФСР все церкви передавались в пользовании верующим, причём на бесплатной основе. Так продолжалось до 1936 года, пока власти не решили закрыть для богослужений одну из них – Преображенскую, мотивировав это необходимостью обеспечить надлежащую охрану. Покровская же церковь продолжала действовать. В 1939 году перечень охраняемых государством революционных, культурных и архитектурных памятников на территории Карельской АССР был пополнен кижскими церквями, и их рекомендовали для включения в аналогичный общесоюзный список. Создание архитектурного музея-заповедника «Кижи», его становление прервала Великая Отечественная война. На территорию острова зашли финские войска и оккупировали его. На линии фронта, проходившей по западному побережью Большого Климецкого острова, неприятель возвел оборонительные укрепления. Однако справедливости ради следует отметить, что финны приняли меры по охране находящихся здесь исторических и архитектурных памятников. Правда, это не была забота о сбережении советского культурного наследия. Командование врага исходило из того, что оккупированные земли впоследствии должны войти в состав так называемой «Великой Финляндии», гипотетически включавшей в себя районы, населенные преимущественно финноязычными народами. А это была очень большая территория, простиравшаяся от Ботнического залива до Урала. После войны работы по созданию на острове архитектурного музея под открытым небом сразу же возобновились. Уже в августе 1945 года Комитет по делам архитектуры Совнаркома СССР, согласовав все формальности с правительством Карело-Финской ССР (была в составе Советского Союза в 1940-1956 годах и такая, шестнадцатая по счету республика), направил в регион научную экспедицию. Ее возглавил известный архитектор А. Н. Буйнов. Перед ней была поставлена цель полномасштабного обследования имеющихся здесь памятников архитектуры. Реставрационные работы в кижских церквах стартовали уже в 1949 году. К ним были привлечены местные плотники, знавшие секреты старинных мастеров народной архитектуры. Руководил реставрационными работами московский архитектор А. В. Ополовников. Начало 1950-х годов ознаменовалось вывозом на Кижи деревянных построек из других регионов, а именно различных домов, бань, мельниц и других сооружений. Самой известной из привезенных конструкций стала церковь Воскрешения Лазаря. Кроме того, Кижский погост стал основой для формирования здесь музея искусства, где сохранились дошедшие до наших дней старинные артефакты. Официальное открытие музея-заповедника «Кижи» как государственного историко-культурного учреждения состоялось в 1966 году. Через три года музейное учреждение стало многопрофильным, ему присвоили первую категорию. Одновременно с расширением его территории увеличилось количество работников, решались вопросы улучшения как условий труда, так и быта. 25 работавших на тот момент сотрудников были рассредоточены по таким отделам, как научно-исследовательский, древнерусской живописи, фондов, массовой работы. Кроме того, при музее имелись научная библиотека и административно-хозяйственный отдел. 70-е годы прошлого века можно назвать золотым периодом в истории музея-заповедника «Кижи». В это десятилетие работа по формированию музейной экспозиции велась наиболее активно. Продолжались собирательская деятельность, реставрация памятников, расширялась экспозиционно-выставочная работа, также был создан Заонежский сектор музея. Так, в 1971 году отреставрировали дом Яковлева, через два года установили у него два амбарных помещения, баню и ригу, завершив тем самым формирование усадьбы пряжинского карела, ставшей вторым экспозиционным сектором музея. В 1975 году экспозицию дополнили еще несколькими хозяйственными постройками, а также привезли и установили дом крестьянина Щепина. И, наконец, в 1990 году уже полностью сформированный архитектурный ансамбль Кижского погоста включили, как мы отметили в самом начале, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ещё через три года музей «Кижи» внесли в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Он является единственным в нашей стране архитектурным ансамблем, созданным по принципу «многоглавие рядом с многоглавием». Достопримечательности острова КижиСамым значительным экспедиционным участком музея-заповедника «Кижи» является архитектурный ансамбль Кижского погоста. Именно он – уникальный, неповторимый в своей красоте, воплотивший в себе талант и мастерство зодчих Русского Севера – делает этот остров посреди Онежского озера действительно особенным местом. Это не просто памятник деревянной архитектуры, охраняемый российским государством и на общемировом уровне. Это возможность, словно на машине времени, в мгновение ока оказаться в прошлом. Архитектурный комплекс, расположенный в южной части острова Кижи и являющийся сердцем всего музея-заповедника, объединяет в себе две церкви – двадцатидвухглавую Преображенскую, она считается летней, и десятиглавую Покровскую (она зимняя) – и колокольню. Возведенная вокруг храмов бревенчатая ограда отделяет церковные земли с кладбищем от раскинувшихся неподалеку крестьянских полей. Окружает исторические здания Кижского погоста мощная стена, возведённая не в старину, как многие думают, а относительно недавно – в 50-е годы прошлого столетия. Это 300-метровое сооружение на посетителей музея обычно производит неизгладимое впечатление, при этом органично вписываясь в панораму главных достопримечательностей острова. Церковь Преображения Господня – настоящая жемчужина Кижей, колоритное деревянное сооружение, впечатляющее своим особенным великолепием и сегодня. Даже не верится, что его построили без использования гвоздей и других креплений и исключительно при помощи топора – другие инструменты при этом не использовались. Больше того: названный храм возводился еще в 1714 году, а его высота соответствует современному 11-этажному дому (37 метров). Как мастерам удалось создать такую красоту? Все, кто видел эту церковь «вживую», подмечают многие детали, которые порой незаметны даже на самых качественных фотографиях, и потому не перестают удивляться такому чуду. Не меньше впечатляет четырехъярусный иконостас: резной работы, покрытый позолотой, он состоит из 102 икон, датируемых XVII-XVIII веками. Сохранились свидетельства, что Преображенскую церковь в Кижах построили по образцу храма Покрова Пресвятой Богородицы, находящейся в Вологодской области. Спустя полстолетия на острове Кижи появилась Покровская церковь, которая также является ярким и уникальным образцом русского деревянного зодчества. Даже самые сложные элементы в архитектуре храма выполнялись только при помощи топора. Основание культового сооружения мастера вырубили из сосны, а купола изготовили из осины. Выбор последней объясняется, по-видимому, тем, что ее древесина легко поддается обработке и не дает трещин. И что самое удивительное и примечательное, с течением времени осиновая поверхность становится зеркальной. Еще одна не перестающая удивлять достопримечательность острова Кижи находится между двумя упомянутыми церквями – это 30-метровая шатровая колокольня Кижского погоста. Ее еще называют «голосом Кижей», и вполне заслуженно. Возведенная в 1874 году, она не только гармонично вписалась в архитектуру погоста, но и по сей день радует красивейшей мелодией колокольных перезвонов. Насладиться ими можно, например, на проводимом здесь фестивале, в котором принимают участие лучшие звонари нашей страны. Выше мы уже сказали о том, что в свое время на остров из разных регионов Карелии были свезены уникальные деревянные постройки. Одна из них – церковь Воскрешения Лазаря, доставленная сюда в 1959 году. Ее возраст доподлинно не установлен, однако предание гласит, что сооружение – очень простое, напоминающее обычную избу – воздвиг сам преподобный Лазарь, основавший Муромский монастырь и умерший в 105-летнем возрасте в 1391 году. Но деревянный храм вызывает интерес не только своим возрастом, а и тем фактом, что здесь происходят настоящие чудеса – он исцеляет от всевозможных недугов. В 1961 году на остров Кижи из деревни Леликозеро привезли часовню Михаила Архангела, построенную еще в начале XVIII столетия. Увидеть это уникальное сооружение с оригинальным деревянным фасадом можно в самом центре музейной экспозиции. Благодаря стараниям реставраторов и сотрудников музея, часовня предстаёт перед посетителями в своем подлинном интерьере. Главными достопримечательностями самой часовни являются ее двухъярусный тягловый иконостас и так называемое «небо», в центре которого находится икона Спаса Вседержителя. Оказавшись в Кижах, конечно же, стоит посмотреть и дом крестьянина Ошевнева, который обязательно включают во все экскурсионные программы. Это просторное здание, тоже деревянное, носит имя представителя зажиточного крестьянского рода, известность к которому пришла еще в конце XVII века. Дом примечателен тем, что соответствует суровому климату Заонежья, совмещая в себе не только жилые, но не хозяйственные помещения. Благодаря этому крестьяне могли выполнять всю домашнюю работу, фактически не покидая пределы сооружения. Изначально оно находилось в деревне Ошевнево, на соседнем Большом Климецком острове. Его перевезли на Кижи в 1951 году. В завершение не можем не упомянуть восьмикрылую Кижскую ветряную мельницу, построенную в 1928 году в стиле «мельница-столбовка». У нее предельно простой вид: квадратной формы высокий сруб, изготовленный из толстенных досок. На первом этаже мельницы до сих пор сохранилось специальное устройство, предназначенное для помола, и большой ящик для хранения муки (ларь). Музейные фонды КижейКижи – один из крупнейших в нашей стране музеев под открытым небом, однако в его золотом фонде не только памятники зодчества. В коллекции музея насчитывается свыше 50 тысяч различных экспонатов, среди которых образцы древнерусской и современной живописи, иконы, старинные рукописи и книги, письменные и фотодокументы. Но это еще не всё: в результате многочисленных научных экспедиций по селам Карелии, за последние полвека были собраны различные предметы быта и уникальные археологические находки. Все они тоже нашли свое место в фондах музея. На остров Кижи приезжают не только обычные туристы, которым хотелось бы посмотреть на местные красоты и подышать чистым озерным воздухом. Среди них очень много историков, деятелей культуры и этнографов – причём как профессионалов, так и любителей. Этим творческим людям очень интересно соприкоснуться, что называется, с живой историей – переступить порог настоящего деревенского дома, посмотреть на поделки местных ремесленников, больше узнать об их орудиях труда. Особенный восторг у ценителей прекрасного вызывают необычные образцы посуды и другой кухонной утвари русских северян, карелов и вепсов, их одежда, украшения и детские игрушки. К сказанному добавим, что музейные фонды включают в себя несколько построек, расположенных вне острова, в 10-20 км от него, а также ряд исторических зданий в карельской столице Петрозаводске. Все они объединены в сектор «Кижское ожерелье», включающий в себя несколько часовен: Спаса Нерукотворного из деревни Вигово XVII-XVIII веков (она находится на вершине Нарьиной горы), Кирика и Иулиты (XIX век), Знамения Богородицы (вторая половина XVIII века), Петра и Павла в деревне Волкостров (XVIII век). В их числе также часовни в честь иконы «Богородица Пресвятая всех скорбящих радосте» в деревне Еглово (XVIII век) и Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы, которая находится на месте старинного поселения Подъельники (XIX век). Пляжи в районе КижейОнежское озеро – это, конечно, не Средиземное море и не Индийский океан, славящиеся своими теплыми пляжами. В этом северном и довольно холодном водоеме могут себе позволить купаться лишь очень подготовленные люди, и то в ограниченный период времени – в июле и первой половине августа. Да и то, если выдаются по-настоящему солнечные дни. Если в момент вашего пребывания в Кижах погода благоприятствует пляжному отдыху, не спешите раздеваться и прыгать в воду. Дело в том, что на острове купание запрещено, ведь это же музей под открытым небом. Некоторым исключением из этого правила является район малонаселенной деревеньки Ямка, где помимо местных жителей проживают работающие посезонно волонтеры и сотрудники музея. Купание же без ограничений разрешено на соседних островах и полуостровах. В распоряжении любителей пляжного отдыха длинные песчаные пляжи и практически безлюдные бухты, привлекающие своей спокойной атмосферой и даже некоей умиротворенностью. Что привезти на памятьНа острове Кижи, недалеко от пристани имеется свой сувенирный магазин. Ассортимент здесь, как говорится, стандартный: тематические книги и календари, фотоальбомы и путеводители, кружки и магниты. Особенно популярны среди туристов различные модели для сборки. Купив такой бумажный, деревянный или картонный «конструктор», дома своими руками можно изготовить объемные миниатюры местных достопримечательностей. Из вариантов попроще можно присмотреть пазлы, из которых легко складывается весь Кижский погост или, например, отдельно Преображенская церковь. Памятными «северными» сувенирами торгуют не только в магазине. Местные мастера и мастерицы делают их прямо на дому, поэтому во время знакомства с достопримечательностями Кижей вы можете своими глазами увидеть, как они изготавливают куклы-обереги, деревянные игрушки, традиционный текстиль с заонежской вышивкой. Если что-то понравится, вы можете тут же это купить, прямо с рук. Еще одним традиционным кижским сувениром можно обзавестись совершенно бесплатно, просто гуляя по берегу. Имеется в виду шунгит или «аспидный камень». Кусочки этой докембрийской горной породы, занимающей промежуточное положение между графитом и антрацитами, можно найти и в озерной воде. Тем, кто располагает достаточным временем, а еще и желанием привезти домой много гостинцев и подарков, лучше заранее, перед приездом в эти края, присмотреться к ассортименту и ценам в Петрозаводске. Дело в том, что многие карельские сувениры в столице республики стоят даже намного дешевле, чем в туристических Кижах. Туристам на заметкуАдминистративно музей-заповедник относится к Медвежьегорскому району Республики Карелия и в его ведении находится весь остров Кижи. Учреждение открыто для посещения круглый год. С мая по октябрь включительно музей работает с 8:00 до 20:00, с ноября по апрель – с 9:00-10:00 до 16:00-17:00. Вход в музей платный, один взрослый билет обойдется вам в 500 рублей (если другие расценки не оговорены в заранее купленной экскурсии). Студенты и пенсионеры платят, соответственно, 200 и 300 руб. Возможность бесплатного входа на остров предоставляется только детям до 16 лет. Экскурсии с трансфером на Кижи стоят дороже: 3350 руб. для взрослых. Дети до 12 лет также едут платно, стоимость такого билета – 1850 руб. Если вы заказываете аудиогид на иностранном языке, придется доплатить еще 500 рублей. Есть возможность заказа дополнительной экскурсионной программы прямо на месте. Ее продолжительность обычно варьируется от 10 минут до 3 часов. Разброс цен соответствующий: от 200 до 1000 рублей с человека. Как добратьсяПрямое авиасообщение с Кижами отсутствует, поэтому сначала нужно оказаться в Петрозаводске. Многим туристам удобнее добираться в столицу Карелии самолетом: рейсы из Москвы осуществляются несколько раз в неделю, воздушные суда обслуживает местный аэропорт «Бесовец», расположенный в одноименной деревне. Между обоими городами наложено и регулярное железнодорожное и автобусное сообщение. По прибытии в Петрозаводск к вашим услугам пассажирские суда компании «Русский Север», которая отправляет в Кижи каждый день по четыре теплохода. Взрослый билет обойдется в 1425 руб., и то только в одну сторону. Детские билеты стоят вполовину меньше. По пятницам и воскресеньям в вечернее время через остров Кижи ходят так называемые «социальные» теплоходы, билеты на которые стоят всего 860 руб. Рейсы осуществляют «Рыбинские пассажирские перевозки». Здесь стоит отметить, что на расписание теплоходов и в целом на их движение влияют погодные условия. В межсезонье, то есть когда навигация отсутствует, сообщение с Кижами по воде приостанавливается. В этот период до острова можно добраться на вертолетах Ми-8, вылет из аэропорта Пески. Стоимость билета примерно 800 рублей в одну сторону.
|