Что такое поговорки проект
Проект ученицы 4 класса «Пословицы и поговорки»
ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»
Автор : Дорожкина Мария
Класс: 4 класс
Научиться объяснять смысл пословиц и поговорок.
Изучить пословицы и поговорки, в которых встречаются глаголы 2-го лица единственного числа
1. Изучить сборники пословиц и поговорок
2. Подобрать пословицы и поговорки, в которых встречаются глаголы 2-лица единственного числа
3. Записать, подобранные пословицы и поговорки
4. Выбрать пословицу, по которой можно составить рассказ
5. Записать рассказ
6. Оформить проект
7. Представить проект в классе
Ни в каком другом языковом явлении дух народа не выражен более сильно, чем в пословицах и поговорках. Поэтому при изучении любого иностранного языка для того, чтобы его почувствовать, рекомендуют учить не только времена и глаголы, но народный фольклор, пословицы и поговорки. А уж знать и использовать русские поговорки должен каждый, кто любит русский язык и понимает всю его красоту. Поговорки, пословицы живут в языке по нескольку сотен лет и не стареют. В них выражена самобытность и мудрость русского народа, его традиции, характер, история.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИС ГЛАГОЛАМИ ВО 2-М ЛИЦЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА:
1. Что посеешь, то и пожнёшь.
2. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
3. Что напишешь пером, того не вырубишь топором.
4. Кашу маслом не испортишь.
5. Ласковым словом и камень растопишь.
6. С кем поведёшься, от того и наберёшься.
7. Старого воробья на мякине не проведёшь.
8. Тише едешь – дальше будешь.
9. Шила в мешке не утаишь.
10. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
ОБЪЯСНЕНИЕ СМЫСЛА ПОСЛОВИЦ:
Что посеешь, то и пожнёшь.
Смысл этой пословицы заключается в том, что если ты отдаешь добро, то получаешь тоже добро. Или, наоборот, на зло отвечают злом.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу.
Что напишешь пером, того не вырубишь топором.
Если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь. Так говорят, когда придают большое значение документу, тому, что написано.
Кашу маслом не испортишь.
Полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много. Говорится, когда кто-то высказывает сомнение по поводу чрезмерного количества чего-либо хорошего, полезного.
Ласковым словом и камень растопишь.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
От человека, с которым общаешься, дружишь, с которым часто встречаешься, невольно перенимаешь его взгляды, привычки, начинаешь подражать ему.
Старого воробья на мякине не проведёшь.
Опытного человека не обманешь, не перехитришь.
Тише едешь – дальше будешь.
Если делаешь всё без суеты, без торопливости, скорее достигнешь желаемых результатов. Говорится шутливо в оправдание кажущейся медлительности или как совет работать без спешки, суеты, если хочешь хорошо сделать дело.
Шила в мешке не утаишь.
Иносказательно пословица употребляется, когда кто-то пытаетсяскрыть очевидное, то, что само себя обнаруживает.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.
Без труда не вынешь рыбку из пруда
Живёт на свете один мальчик. В общем – то очень неплохой мальчик, только немного ленивый. Как его зовут, мы говорить не будем, чтобы он не обиделся.
Любое дело наш герой старался сделать побыстрее, вот и выходило всё кое – как. Уроки он готовил неаккуратно, посуду мыл не очень хорошо, даже рисовать не старался. И вот приближался очень радостный день – день рождения мамы нашего мальчика. Он захотел сделать открытку для мамы и взялся за дело. Через пять минут открытка была готова. Случайно проходивший мимо папа увидел этот сюрприз для мамы.Он сказал: «Я думаю, что тебе стоит вложить больше труда и старания в этот подарок». Мальчик немного подумал и начал делать новую открытку. В этот раз он не спешил, всё делал очень тщательно и аккуратно. Как обрадовалась мама подарку!С тех пор наш мальчик понял: «Без труда не вынешь рыбку из пруда. И с тех пор вкладывал старание в любое дело.
Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки» Схема конспекта занятия. Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор Возраст детей: 10-11 лет Тема занятия: «Малые жанры.
Загадки, пословицы, поговорки, приметы, стихи, потешки о птицах Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 «Богатырь» города Курчатова Курской области Картотека.
Логопедический фольклор «Пословицы и поговорки» Логопедический фольклор. Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения.
Пословицы и поговорки как средство умственного воспитания дошкольников Развитие ребенка Существуют различные средства и технологии умственного воспитания для детей. Одним из эффективных и простых способов является.
Пословицы и поговорки о семье Когда нет семьи, так и дома нет. Люблю своих детей, но внуки милей. На что и клад, когда в семье лад. Нет друга супротив родного брата.
Пословицы и поговорки по лексическим темам, в том числе с учетом регионального компонента: казачьи пословицы и поговорки Месяц Неделя Тема недели Пословицы и поговорки по лексическим темам Пословицы и поговорки (казачьи) Сентябрь 1-2 Мониторинг. День знаний.
Пословицы и поговорки про растения Пословицы и поговорки про растения. • Растенье — земли украшенье. • Зеленая ограда — живая отрада. • Зеленый наряд радует взгляд. • Сломить.
Презентация «Пословицы и поговорки о труде» Слайд №1 Пословица – это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт. Слайд №2 Поговорка – образное.
Творческий проект ученицы 8 класса «Вышивка лентами» Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» Пролетарского района Ростова-на-Дону Вышивка лентами Декоративно-прикладное.
Что такое поговорки проект
Исследовательские работы и проекты
Проект на тему «Пословицы и поговорки»
В готовой исследовательской работе по литературе «Пословицы и поговорки» ученицей 6 класса была поставлена цель доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи, они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.
Подробнее о работе:
В индивидуальном проекте по литературе «Пословицы и поговорки» автор выдвигает гипотезу, что если изучить пословицы и поговорки, то существует вероятность обогатить свою речь, чувства, изменить отношение к окружающему миру. Ученица 6 класса изучает историю происхождения пословиц и поговорок, систематизирует их по значению.
Исследовательский проект на тему «Пословицы и поговорки» содержит определение пословиц и поговорок с точки зрения фольклорного жанра, а также планирование внеклассных мероприятий для учащихся 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов школы, направленных на ознакомление учащихся с пословицами и поговорками, обогащение их словарного запаса и расширение кругозора.
Оглавление
Введение
1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.
2. Возникновение пословиц и поговорок.
3. Отличие пословиц от поговорок.
4. Анализ пословиц и поговорок.
5. Внеклассное мероприятие по пословицам и поговоркам.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Позже я узнала, что это пословицы-самый распространенный жанр русского фольклора.
На уроке русского языка мы создавали проект « Пословицы и поговорки». Меня очень заинтересовала эта тема, я решила продолжить изучения этого вопроса, выполнив исследовательскую работу «Пословица недаром молвится».
Актуальность исследования: современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.
Цель: доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи; они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.
Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.
Проект Пословицы и поговорки
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 СЕЛО ТРОИЦКОЕ НАНАЙСКОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Проект по теме «Устное народное творчество»
«Пословицы и поговорки»
Проект «Пословицы и поговорки».
Предмет : Литературное чтение.
Тип проекта : творческий, коллективная работа.
Планируемый результат : учащиеся создают презентацию о пословицах и поговорках.
Цели и задачи проекта:
Ввести понятие « исследовательская деятельность», познакомить с некоторыми методами, формами и способами научного исследования.
Создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования.
Формирование мотивации исследовательской деятельности.
Формирование творческой активности.
Оборудование :ПК, книжки
Работа над проектом
Основные этапы работы:
1. Знакомство с идеями проекта
2. Формирование групп, распределение обязанностей.
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Работа в группах по сбору материала
— найти в учебниках,в дополнительной литературе, интернете с помощью учителя, родителей пословицы и поговорки
Привести примеры. Чем отличается пословица от поговорки?
3.Выбор формы представления результата
— оформление результатов работы.
— презентация и защита результатов работы.
Способы работы : сбор информации из различных источников; работа по смыслу пословиц; оформление копилки в альбом; выступление на конфереции.
Содержание проекта: По своему содержанию проект «Пословицы и поговорки » имеет два аспекта: учебный и научно-исследовательский. С одной стороны, его участники обогатятся знаниями о том, что такое пословица, поговорка, как они появились, что является их основой. Расширят представления о мире, о труде, об учебе, о дружбе что очень важно для интеллектуального и творческого развития детей младшего школьного возраста. С другой стороны, участники проекта, в результате поисковой, познавательной, исследовательской работы убедятся, что учиться – это значит трудиться. Приобретут навыки самостоятельной деятельности. Научатся презентовать полученные знания и опыт.
Результаты проекта: Результаты своих исследований участники проекта могут оформить в виде альбома или в электронном виде при помощи родителей.
Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы учителям при проведении уроков русского языка, литературного чтения и на внеурочных занятиях.
Итог проекта: развитие компетенций учащихся по разным направлениям предметного и метапредметного содержания:
Пословицы и поговорки пришли к нам из давних времен. Это богатые по мысли, короткие и простые изречения.
Пословицы и поговорки складывались народом, еще задолго до появления грамоты на Руси. Народ, еще не умея читать и писать, создавал свою устную школу. С помощью лучших пословиц и поговорок предавались заветные правила жизни от отцов к сыновьям и от дедов к внукам.
Их основой всегда являлся пример из жизни и подсказка правильного поступка для данной ситуации или указание на ошибочность решения.
Поэтому в пословицах и заключена вся мудрость народов, а также отражается взгляды народа на жизнь. В разговорах и в книгах старинные пословицы живут в нашем родном языке и сейчас. Они делают нашу речь остроумной и живой. Русские писатели и поэты, слушая народный разговор, записывали пословицы и поговорки, а потом использовали их в своих произведениях. Мы можем их увидеть в произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова и других наших замечательных писателей.
Они содержат в себе прямой совет и подсказывают как поступить в данной ситуации.
Пословица – это целое законченное предложение с глубоким смыслом.
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которые можно заменить другими словами.
помощь, которая обращается во вред.
Кот Базилио и лиса Алиса
оставили Буратино «с носом».
Пословицы и поговорки начинают
изучать уже с первых дней в школе:
они учат, советуют, предостерегают;
хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту;
высмеивают жадность, зависть, трусость, лень;
осуждают эгоизм, зло;
поощряют прилежание, благородство, упорство.
Все наши великие писатели и поэты учились на пословицах богатству языка и использовали их в своих произведениях.
Давайте вспомним, откуда эти пословицы и поговорки:
«….и осталась старуха у разбитого корыта. »
(«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
(«Путаница» К.И. Чуковский)
(«Лебедь, рак и щука» И.А. Крылов)
Ребята подобрали несколько пословиц, картинки и заменили некоторые слова на иллюстрации.
— Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?
Пословицы и поговорки
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Красна речь с поговоркой.
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
На всякого Егорку есть поговорка
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Своя земля и в горсти мила.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Без корня и полынь не растет.
Где сосна взросла, там и красна.
Глупа та птица, которой гнездо свое не свила
На чужой стороне и сокола зовут вороною.
На чужой стороне и весна не красна.
При солнышке тепло, при матери добро.
Нет такого дружка, как родная матушка.
На что и клад, коли в семье лад.
Братская любовь лучше каменных стен.
Птица рада весне, а младенец – матери.
Изба детьми весела.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Материнская ласка конца не знает.
Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
У милого дитяти много имен.
Бабушке – один только дедушка не внук.
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Не умеешь шить золотом, так бей молотом.
Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпение и труд всё перетрут.
Ремесло пить–есть не просит, а само кормит.
Не топор тешет, а плотник.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
По платью встречают, по уму провожают.
И сила уму уступает.
Умного пошли – одно слово скажи; дурака пошли – три скажи, да сам за ним поди.
У умной головы сто рук.
Ум хорошо, а два лучше.
Каков разум, таковы и речи.
В умной беседе – ума набираться, в глупой – свой потерять.
Из окна всего света не оглянешь.
Ученье – свет, а неученье тьма.
Корень учения горек, да плод сладок.
Учёный водит, а неучёный следом ходит.
Книги читай, а дела не забывай.
Повторение – мать учения.
На печи не храбрись, а в поле не трусь.
Хорошо медведя в окно дразнить.
Старый друг лучше новых двух.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.
Был я у друга, пил я воду – слаще меду.
Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.
Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
Учебный проект «Пословицы и поговорки»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Подготовила и провела учитель
начальных классов МБОУ ООШ с. Митягино
Лев-Толстовского района Липецкой области
Галина Алексеевна Аулова
Проект выполняется в течение двух недель и включает в себя учебные занятия в рамках школьного учебного плана по предмету литературное чтение (4-5 часов) и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания занятий (4-6часов).
Метод проектов, часто помогает не только сформировать определенный набор знаний, но и пробудить в детях стремление к самообразованию, реализации своих способностей.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Основными целями проекта являются:
Выявление и развитие доминантных способностей каждого ребенка.
Активизация познавательной деятельности и создание мотивационной среды
Формирование навыков самообразования.
Формирование практических навыков работы на компьютере.
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения
Тема проекта: Народные пословицы, поговорки.
Возрастная категория учащихся: 3 класс.
Основополагающий вопрос и проблемный вопрос учебной темы:
Зачем нам сегодня нужны пословицы?
Можно ли всегда доверять пословицам?
Дидактические цели проекта:
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице, умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни и наоборот, овладение некоторым запасом пословиц, выработка умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.
Научить кратко излагать свои мысли, устно и письменно.
Выяснить что такое пословицы? Чем пословица отличается от поговорки? Откуда они взялись?
Кто их сочиняет? Какие бывают пословицы? Чему они учат?
Выбор тем индивидуальных исследований учащихся
Любимые пословицы родителей.
Какие пословицы нравятся нашим учителям.
Выдвижение гипотез решения проблем:
Мы предположили, что у пословиц есть ответ на все случаи жизни.
Творческое название проекта: Пословица недаром молвится.
2 этап – организация деятельности
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
Сходить в библиотеку
Хорошо подумать самому
Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
Самостоятельная работа учащихся.
Прочитали материал по теме в учебнике
Воспользовались научно-популярной литературой
3 этап – осуществление деятельности
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
4 этап – презентация
Защита полученных результатов и выводов
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
В ходе работы над проектом ребята узнали
Что такое пословица?
Жанр фольклора (устного народного творчества).
Краткое изречение с поучительным смыслом.
Чем пословица отличается от поговорки?
ПОСЛОВИЦА – законченная мысль.
ПОГОВОРКА – образное, яркое выражение, в ней нет законченной мысли.
Узнали любимые пословицы родителей, друзей, учителей школы.
При обсуждении полученных данных выяснили, что невозможно говорить по-русски, не зная пословиц. Даже не говоря всей пословицы, мы понимаем, о чём речь.
Не имей сто рублей…
Решили, что не всегда можно доверять пословицам, ведь встречаются и такие как:
Хорошо бы орать, да рук не марать. Всех дел не переделаешь. У Бога дней впереди много: наработаемся. И даже хорошо знакомая всем пословица “Век живи, век учись… заканчивается словами … дураком помрешь.”
Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.
Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.
Внешняя оценка проекта прошла на школьной научно-практической конференции по основам проектной деятельности “Ключи к успеху”.
Советский энциклопедический словарь.
Краткий словарь литературоведческих терминов.
В. Даль «Пословицы русского народа» М., «Худ. литература», 1989.
Е. Ю. Нещименко «Русские пословицы и поговорки»
Ход урока
I . Вступительное слово учителя.
У кого есть ответ на все случаи жизни – и когда у тебя горе, и когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит пословица. Родились пословицы и поговорки в глубокой древности, наверное, вскоре после того, как люди овладели речью, развили речь. И некоторые напоминают об очень давних временах. В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа. Подобно всем произведениям фольклора, пословицы и поговорки тоже не остаются неизменными. Переходя из уст в уста, они переосмысляются, появляются в ином виде.
— Сегодня у нас заключительный урок по теме «Пословицы и поговорки».
Чтение пословицы на доске: “Без труда не вытащишь и рыбки из пруда”. Прямое значение ее отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата – поймать рыбку:
1) раздобыть и отладить снасть – удочку;
2) заготовить червей, приманку;
3) дойти до реки, найти рыбное место;
4) насадить на крючок червяка, следить за поплавком;
5) умело закинуть удочку;
6) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;
7) снять рыбу с крючка и опустить ее в ведро с водой.
Переносный смысл пословиц уясняется детьми также при соотнесении той или иной пословицы с содержанием прочитанных текстов
К какому рассказу Н. Носова применима пословица “Поспешишь – людей насмешишь” (“На горке”), точнее, к тому решению, которое поспешил принять Котька Чижов, когда ничего лучшего не придумал, как посыпать ледяную горку песком, чтобы можно было побыстрее прокатиться?
Предлагается детям тематические подборки пословиц; их нужно еще раз самостоятельно прочитать. Затем устраивается своеобразное соревнование: один из учеников читает начало выбранной им пословицы (например, “Человек без Родины. ”), а другой ученик заканчивает ее (“. что соловей без песни”). Определяется, к какой теме относится пословица. Наконец, учитель ставит вопрос всему классу о том, в каком случае будет уместно употребление данной пословицы.
В гостях хорошо,… а дома лучше.
Готовь сани летом, …а телегу зимой.
За двумя зайцами погонишься, … ни одного не поймаешь.
Под лежачий камень… вода не течёт.
Слово не воробей:… вылетит – не поймаешь.
Ласковое слово,… что весенний день.
Маленькое дело… лучше большого безделья.
Делу – время,… а потехе – час.
Труд кормит,… а лень портит.
2. «Ответь пословицей»
В какой пословице говорится о том, что дорогу можно найти и в неизвестной местности? (Язык до Киева доведёт.)
Что говорят о человеке, который очень хорошо выполняет свою работу?()
Что говорят о чрезмерно любопытном человеке, который постоянно вмешивается в разговоры других людей? (Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.)
Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а кто-то вам помог? (Одна голова – хорошо, а две лучше.)
Если в какой-то трудной ситуации ваш друг не пришёл вам на помощь, какую пословицу вы вспомните? (Друг познаётся в беде.)
Что скажут родители, если сын или дочь взялись за несколько дел сразу и ни одно не довели до конца? (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)
Какую пословицу можно применить к человеку, который не знает, куда себя деть от безделья? (Долог день до вечера, коли делать нечего.)
3. «Шутка наборщика». Попробуй расшифровать эту пословицу.
Б/ Показ рисунков, в которых дети отразили содержание понравившейся пословицы ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и мн. др.
Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.