Что такое похоть очей
Как противостоять похоти очей?
Каждый день наш взгляд сталкивается с огромным количеством картин в жизни, которые далеко не всегда пробуждают в душе благие порывы. Церковь называет это похотью очей, с которой нужно бороться во имя спасения собственной души.
Что это такое
Термин «похоть» означает противоестественное желание, перечащее Закону Божьему, влекущее ко злу и греху. К понятию похоть можно отнести не только блудные страсти, как в большинстве своем думают люди. Сюда причисляются все стремления человека услаждаться греховными вещами.
Все в мире материальном есть грех, потому святые подвижники всегда стремились удалиться от мирской суеты, чтобы не грешить. И поскольку большую часть информации об окружающем мире люди воспринимают через органы зрения, то похоть очей, возможно, является одной из самых опасных.
О Божьих заповедях:
И тут некоторые могут возразить — зачем же тогда Господь дал глаза, если посредством их в человеке пробуждается похоть? Сами по себе глаза — не греховны. С их помощью человек может созерцать красоту природы, работать и спасать от опасности себя и других. Но многие сознательно обращают свой взор на то, что не угодно Богу, что отделяет людей от Него. Дьявол предлагает людям массу развлечений, глядя на которые человек начинает с вожделением желать насладиться ими.
Похоть порождает грех, а грех приводит к смерти. Современный человек, устремляя свой взор на окружающий мир, берет для себя из него много примеров для подражания. И как правило, эти примеры далеки от праведности.
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».
Эти слова должен взять на вооружение каждый христианин, поскольку все в этом мире временно, после смерти — вечность. И какой она будет для каждого — люди решают сами, поддаваясь или противостоя своим внутренним страстям. Вовремя отвернувшись от греховных картин, мы спасаем свою душу и даем себе шанс на спасение.
Как бороться
Лучшим средством в борьбе с похотью любой природы всегда являлась молитва. Человек, живущий по воле Божьей, всегда сумеет найти в себе силы для борьбы с греховными желаниями.
Сознательное ограждение себя от потока лишней информации извне также будет полезно. Лучше почитать духовную литературу вечером, нежели провести время за просмотром очередного фильма сомнительного содержания. Лучше поиграть с ребенком в развивающие игры, чем усадить его за просмотр телевизора и уйти в виртуальную реальность собственного смартфона.
Совет! Начиная новый день, лучше всего первым делом помолиться и попросить напутствия у Всевышнего. Все возможно с помощью Божьей!
Толкование
Согласно толкованию святителя Луки Крымского, похоть очей — это соблазн наших глаз. Глаза наши соблазняют нас срамными видениями и видениями той блистательной жизни, которой живут люди, далекие от Христа.
В этом толковании очень емко и ясно дано определение такому понятию, как похоть очей. Ее предмет — вещественные блага и всяческие услаждения, которые на самом деле способны загубить душу.
Каждый верующий христианин в силах совладать с собственными желаниями, но только с помощью Отца Небесного. Поэтому ежедневная молитва должна стать неотъемлемой частью жизни, как и посещение храма.
Гордость житейская
«Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». 1Иоан.2:16,17
Сегодня мы не будем много говорить о «похоти плоти» и «похоти очей», а поговорим больше о «гордости житейской». Скажу лишь два слова.
Похоть плоти – это когда человек стремится удовлетворить каждый свой импульс, каждое своё желание, без исключения. Про такого человека можно сказать: «глаза завидущие, руки загребущие».
Мода и реклама управляет плотскими желаниями людей, разжигая страсть к приобретению совсем ненужных, бесполезных или даже вредных товаров. Каждую неделю появляются все новые модели мобильных телефонов, хотя хороший аппарат может служить много лет. Мобильные телефоны перестали быть средством связи, теперь это – предмет гордости. IPhone выпустил телефон стоимостью 8 миллионов долларов, сделанный из розового золота, корпус усыпан 500-ми бриллиантами. Машина как средство передвижение стоит 10000 долларов, но производители машин давно перестали предлагать машины просто как средство передвижения, машина тоже стала предметом гордости.
Огромное распространение получают различные кредиты, нам предлагают потратить деньги ещё до того, как мы их заработали, с тем, чтобы мы удовлетворили свои: похоть очей, похоть плоти и гордость житейскую. Единственный выход из всего этого мракобесия – самодисциплина.
Но давайте подробнее остановимся на теме гордости.
В Википедии гордость определяется как положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства и собственной ценности. Что же в этом плохого?
Преп. Мун говорит о гордости так:
«Мы живем надеждой. В этом наша гордость. То же можно сказать и обо мне, преподобном Муне. Как вы думаете, чем я горжусь? Тем, что не боюсь ничего. На земле и на небе нет ничего, что испугало бы меня, потому что все мои усилия направлены на исполнение Божьей воли». Преп. Мун Сон Мён
С другой стороны, когда Иисус рассказывал о том, что человека оскверняет, а что не оскверняет, то в один ряд со всеми остальными грехами он поставил и гордость:
Каждое послание Апостола Павла начинается с того, что он говорит о себе как об Апостоле, Божием избраннике, и это тоже похоже на то, что он гордится своим положением.
Поэтому, видимо, гордость гордости рознь. И одно дело, когда Апостол Павел говорит, что он Апостол или Истинные Родители, говорят что они Истинные Родители, провозглашая тем самым свою ответственность перед Богом и другими людьми и совсем другое, когда мы начинаем подчёркивать свою позицию, совершенно забывая об ответственности.
«А вы знаете – я пастор! Именно я!» Такая гордость заставляет нас превозноситься над другими и, безусловно, разрушает нашу душу.
Стремление достичь авторитета и позиции является естественным, подспудно каждый человек желает взять на себя больше ответственности, получить больше возможностей, чтобы творить добро и заботиться о других. Мы хотим приносить радость другим и для этого быть авторитетными и уважаемыми, чтобы к нам прислушивались, а мы могли бы быть полезными как можно большему числу людей.
«Один настоятель монастыря молился и просил Бога показать самого смиренного монаха в монастыре. Бог откликнулся и показал самого смиренного монаха. Настоятель монастыря возмутился: «Как же так, это же самый большой матерщинник и богохульник во всём монастыре». Бог ответил: «Если бы он ежесекундно не боролся с самим собой, то уже давно поубивал бы вас всех».
Гордый человек всегда хорошо видит недостатки других, и очень плохо видит свои, зато очень хорошо видит свои достоинства и плохо замечает достоинства других. Гордый бизнесмен гордится своей деловой хваткой, тем, что смог подняться с самых низов и заработать себе состояние самостоятельно. Постепенно гордость приводит к тому, что он начинает пренебрегать людьми, которые не смогли достичь таких же успехов. Гордый учёный сыплет мудрёными витиеватыми фразами, гордится своим высоким IQ, какими-то невероятными достижениями или умениями, но при этом он совершенно лишен способности любить. «Как, вы не читали Библию в оригинале? Да как же вы после этого по свету белому ходите?» Однако, когда в доме прорывает трубу, даже Действительный Член Российской Академии Наук обращается к обычному, порой даже не слишком образованному сантехнику, а когда отвалится каблук – к сапожнику. Гордый сантехник может в свою очередь сказать: «Ты даже не можешь починить трубу, что ты за мужик после этого».
Такая гордость становится препятствием в общении между нами и Богом, между нами и другими людьми.
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Иаков.4:6
«Если бы люди не пали, а достигли совершенства, они образовали бы всемирную семью, напоминающую человеческое тело, все члены которого взаимосвязаны друг с другом и с Богом — их главой». Божественный Принцип
Более того, счастливым человек становится только в гармоничных взаимоотношениях и никак не в одиночку, сам по себе. Другие люди необходимы нам для нашего же собственного счастья.
Гордый человек не любит заниматься тем, что у него не получается, потому что можно «упасть в грязь лицом», а для гордого человека общественное мнение очень важно. Он очень болезненно переживает все свои ошибки, и при любой удобной возможности ищет оправдание своим неудачам. Если же нет возможности свалить свою вину на кого-нибудь ещё, то у гордого человека напрочь отпадает желание заниматься той деятельностью, которая у него не получается.
«Будьте осмотрительными в том, что произносят ваши уста, следите за тем, что попадается вам на глаза, а также за тем, какие слова достигают вашего слуха, и не ищите для себя оправданий». Преп. Мун Сон Мён
При изучении Слова Бога всегда нужно брать на заметку Слова, которые можно применить к себе. Только гордый человек использует Истину применительно к другим и требует от других больше, чем от себя самого. Когда мы указываем пальцем на других, в этот самый момент как минимум 3 других пальца указывают на нас самих. Значит, прежде чем обвинять кого-либо, необходимо трижды проверить себя самого.
«Божьи любовь, жизнь и истину можно обрести и усовершенствовать лишь на основе самообладания». Преп. Мун Сон Мён
Гордому человеку трудно говорить честно и от чистого сердца, так как другие могут понять его проблему и начать подсказывать пути к решению, а ему этого не хочется. У меня своя правда, у меня своя истина, у меня свой путь. Такой взгляд на вещи хорошо отражён в песне группы Louna, «Каждый может выбирать»
«Каждый вправе возражать,
Каждый вправе бить в ладоши,
Каждый вправе просто спать,
Но свои права знать должен!
Каждый вправе выбирать,
Каждый вправе быть свободным,
Каждый вправе выражать,
Все, что хочет, где угодно.
Каждый вправе быть плохим,
Каждый вправе быть хорошим,
Каждый вправе быть любым,
Но свои права знать должен!»
В книге Клайва Льюса, «Расторжение брака», очень хорошо показано, что с точки зрения Бога всем нам лучше бы поменьше бороться за свои права и требовать то, что нам полагается по праву.
В книге «Мои посмертные приключения» Юлия Вознесенская так описывает то, что говорил ей сатана:
«С самого твоего рождения ты отмечена мной. Я с любовью и тревогой следил за твоим развитием, заботился о тебе, хотя ты этого не могла заметить. Это я помог тебе взрастить самые прекрасные твои качества – гордость и чувство собственного достоинства, независимость суждений и непризнание авторитетов. Я любовался тем, как смело ты ломала любые рамки, если тебе навязывали их со стороны, я подталкивал тебя к свершению самых смелых твоих поступков. Я – единственный настоящий Властелин человеческого мира, так было и есть с самого появления человека на Земле. Но я еще и будущий властелин ВСЕГО мира! Уже сейчас мне принадлежат самые прекрасные его уголки, а скоро будет принадлежать все!»
Сатана, конечно, лжец и отец лжи, но, воспитывая в нас гордость, он делает самое главное: не позволяет нам смириться перед Богом, получить Его Силу и защиту, не позволяет прислушаться к другим людям, которые могли бы вовремя нас остановить и поддержать на пути жизни в вере.
Гордость, в конце концов, может привести, к тому, что человеку становиться так важно управлять и манипулировать людьми, что он уже не может думать ни о чём другом, кроме этого. Такому человеку не нужны деньги, он готов ходить в одной одежде всю жизнь, такой человек даже готов вести скромный и аскетический образ жизни, лишь бы упиваться своей властью. Ничто кроме власти не может его порадовать. Православная Церковь называет такое явление «сатанинской гордостью».
В повести «Отец Сергий», Лев Толстой описывает жизнь священника, который начал гордиться своими духовными дарами, что, в конце концов, и привело его к падению.
«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность». Притч.16:18
«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость». Притч.11:2
Никто не думает, что слегка задранный нос, лёгкое чувство собственного превосходства над другими или небольшое зазнайство будет стоить нам семьи, разрушенной духовности, потери нравственных ориентиров, банкротства и разрушения всех человеческих взаимоотношений, но гордость ведёт именно к этому.
Процесс деградации часто почти незаметен, поэтому, чтобы защитить свою семью, свою духовную жизнь, своё любимое дело и призвание, нам жизненно необходимо дисциплинировать себя и строить близкие отношения с другими людьми, которые могли бы поддержать нас и остановить в момент нашего зазнайства.
«Те, кто оправдывается, не смогут войти в Царство Небесное. Вас должны оправдывать другие. В Царстве Небесном вы не сможете гордиться своими достижениями. То, что вам казалось стопроцентным, с точки зрения Бога может составлять лишь один процент. Царство Бога начинается с абсолютной веры». Преп. Мун Сон Мён
Чтобы избежать гордости, даже оправдания должны исходить от других людей.
Итак, нам поможет избежать гордости самодисциплина, близкие отношения с другими верующими. Надо меньше «качать свои права» в поисках того, что мы заслужили по праву, и больше думать о Божьем проведении и своем участии в нём.
Светильник для тела есть око
Пастор Александр ШУМИЛИН (Кант, Кыргызстан)
Похоть очей – страстное желание увидеть что-либо греховное, запрещенное Богом, и страстное желание смотреть на что-либо, осуждаемое Богом.
Время, в которое мы живем, характеризуется глубоким падением нравов, человеческой морали. Люди стали «самолюбивы, … злоречивы, родителям непокорны, … нечестивы, … непримирительны, невоздержны, жестоки, не любящие добра …».1 Чем это вызвано? Причин много. Одна из них – множество примеров для подражания, которые человечество берет из окружающего мира, из средств массовой информации. Одного мальчика, убившего свою четырехлетнюю сестренку, спросили о том, что побудило его сделать это. На это он ответил, что видел подобное по телевизору.
Наибольшего эффекта эти худые примеры достигают благодаря нашему зрению. И это неудивительно! Статистика говорит, что через органы слуха человек запоминает 10-15% всей прослушанной информации, через зрение же – до 60% увиденного и более. Неслучайно Иисус Христос отметил очевидную истину: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»2 Душепопечительская практика имеет множество примеров жестокой борьбы христиан с греховными картинами, вошедшими в их сознание и подсознание еще до обращения к Богу.
Библия говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».3
К кому обращены эти слова?
К христианам. К какой категории христиан? Только ли к духовным младенцам? – Ко всем: и духовным младенцам, и отрокам, и юношам, и отцам. Эти слова относятся к каждому христианину. Бог призывает Своих последователей не любить этого греховного мира и того, что в нем: похоти очей, похоти плоти и гордости житейской. Все это, говорит апостол Иоанн, не от Бога. Все это – и греховный мир, и все, что в мире, – пройдет, то есть некогда (со смертью человека или в конце времени) прекратится, а вот праведники пребывают вечно.
Не любить похоти очей, похоти плоти, гордости житейской – это не просто быть равнодушным к ним. Это намного больше! Это – ненавидеть их!
В Псалме (96:10) мы читаем: «Любящие Господа, ненавидьте зло!»
Итак, апостол Иоанн призывает ненавидеть похоть очей.
Как диавол разделяет человека от его Создателя Словарь Даля дает следующее объяснение похоти: «Похоть – страстное желание чего-нибудь, запрещенного Богом. Похотничать – с удовольствием следовать грубым, чувственным страстям своим, плотскому вожделению».
Похоть очей – страстное желание увидеть что-либо греховное, запрещенное Богом, и страстное желание смотреть на что-либо, осуждаемое Богом. Сегодня сатана делает все, чтобы направить взоры человека на это греховное и тем самым отвлечь человека от Бога. Сегодня сатана делает все, чтобы пробудить в человеке греховные чувства и страсти и тем самым разделить его со своим Создателем.
Сегодня миллионы глаз устремлены в игровые автоматы. Человеку диавол предлагает множество различных игр и развлечений. Дети сегодня буквально заражены страстью к этим играм и развлечениям. Зачастую они даже обманывают своих родителей, выпрашивая деньги на одно, а тратя их на игры.
Сегодня миллионы глаз устремлены на многочисленную рекламу, пропагандирующую спиртное, сигареты и т. д. Сегодня миллионы глаз ежедневно устремляются на «живую» рекламу: глаза так и стремятся «посмаковать» полуобнаженные тела многочисленной публики. Современная мода способствует этому. Часто приходится наблюдать такую картину: люди оборачиваются и сопровождают взглядом симпатичных или не обремененных одеждой людей.
Сегодня миллионы людей смотрят на все это греховное похотливо, с завистью. Им хочется занять место героев фильмов. Хочется насладиться всеми «удовольствиями» мира.
Миллионы и миллиарды глаз!
И, к большому сожалению, среди них очень много глаз христиан! Не устремляем ли и мы свои взоры на все это нечистое?
Кто-то может сказать: «Но ведь Бог Сам дал мне глаза! Зачем меня винить в том, что я смотрю на все это?» Кто-то может обвинить в этом окружающий мир: люди, мол, виновны. Зачем ходят в таком виде? Зачем все это зло показывают по телевидению? Зачем делают такие рекламы?
Не следует винить Бога! Он дал нам глаза, которые сами по себе весьма хороши.4 Кто из нас хотел бы отказаться сегодня от них? Благодаря глазам мы можем созерцать окружающий нас мир (как восхищаемся мы творением Божиим, когда бываем с молодежью в горах). Благодаря глазам мы можем сегодня избежать многих бед. Благодаря глазам мы можем плодотворно трудиться. Благодаря глазам мы можем увидеть всю греховность этого мира! Да, мы встречаемся с этой греховностью, однако это не значит, что нам следует заигрывать с ней, смотреть не нее намеренно.
Оказывается, сердце, лукавое и испорченное, заставляет очи с вожделением и страстью смотреть на все непотребное. Не сердце физическое, но сердце духовное! Закон греха поселился в этом сердце после грехопадения человека и сделал его своим рабом, пленником. Апостол Павел описывает человека, желающего делать добро, но не имеющего для этого силы. В чем причина? В членах (в сердце) человека живет закон, противоборствующий закону ума, и он делает его пленником закона греховного.7 Этот закон часто называют ветхой, то есть старой, природой человека.8
Похоть (греч. ерйихмйб. – желание, влечение, страсть, жажда, прихоть, похоть, вожделение) – свойство греховной плотской природы, закона греховного. Она-то и является источником искушения. Она-то и дает человеку эту жажду смотреть на нечистоту.
В послании Иакова мы читаем: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».9 Похоть, живущая в человеке, тянется к греху и влечет за собой человека, обманывая его, обещая множество наслаждений, счастья и радости.
Грех увлекает и тянет за собой похоть, притягивает ее к себе так, как гвоздодер вытаскивает гвоздь, как магнит увлекает за собой металл, как приманка из червя – рыбу и как миловидность женщины – мужчину.10
Если он случайно увидел нечистоту и сразу же отвел глаза в сторону – это еще не грех. Но если он повторно, осознанно, с вожделением смотрит на нечистоту – это уже грех.12 Некто сказал: «Мы не можем запретить птицам летать над нашими головами, но мы можем запретить им свить гнездо на нашей голове».
Грех может повстречаться нам в жизни Однако нам не следует давать ему место в нашем сердце. Нам не следует поступать, как Анания и Сапфира. Мысль о том, чтобы обмануть апостолов, сначала только пришла к ним. Однако вместо того, чтобы гнать ее из головы, они приняли ее. Поэтому справедливы к ним слова: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу».13
Похоть очей очень тесно связана с похотью плоти. И это естественно: если через глаза грех вошел в сердце человека, то сердце воздействует и на его плоть.14 Плоть наша томится, мучается, так и тянется к греху: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел».15 И еще: «В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то: между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось, и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним спрятано».16
Как противостоять похоти очей?
Во-первых, молиться. Сам Господь сказал, что без Него человек не может делать ничего.17 Необходимо просить прощения за уже совершенный грех. Важно просить помощи и в моменты искушений. Ценно просить Божьей помощи всякий раз, когда мы открываем наши глаза и начинаем новый день.
Во-вторых, заботиться о правильной работе нашего ума и правильном использовании наших очей. «… и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».18 А в чем же воля Божья? В том, чтобы христиане не любили греховного мира, ни присущей ему похоти очей.19 Тот, кто неправильно использует данное ему зрение, не познал любовь Бога и не может рассчитывать на Его благоволение. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами».20 Заметьте, Бог обещает быть со Своими детьми и дать им Свой мир тогда, когда их жизнь чиста.
В квартире был черно-белый телевизор, который я часто смотрел по вечерам после работы. Однажды в нем пропало изображение. Поскольку он был старенький, ламповый, я с помощью паяльника смог и раз, и два устранить неполадки. Каждый раз я молился, обращая внимание Бога на то, что я – Его дитя, и просил помочь мне. Но этот «ящик» вновь и вновь ломался. И настал момент, когда мои познания и молитвы уже не помогли мне. Изображение пропало окончательно. Я немного успокоил себя тем, что смогу хотя бы слушать какие-то программы. Но однажды пропал и звук. И я взмолился вновь: «Господи, почему Ты не отвечаешь на мои молитвы»? Ответ пришел вскоре. «Обрати внимание на твои молитвы и работу с Библией, – услышал я ясный голос Божий. – Когда ты молишься, разные образы из увиденного в телевизоре встают перед тобой и являются помехой. Нет сосредоточенности, молитва всуе, размышление над Библией не идет». И тогда я осознал на себе водительство Божие.
В-третьих, думать о последствиях греха, причиной для которого могут послужить наши глаза. Если око наше худо, то все тело темно. Но Бог есть свет. И у Него нет ничего общего с тьмой. Бог и грех несовместимы.21 Беззакония разделяют человека с Богом, Который не слышит молитвы человека, находящегося во грехе. Я не раз прочувствовал на себе всю тяжесть такого состояния: мои молитвы были «не выше потолка». Важно помнить, что каждым моим грехом я всякий раз распинаю Христа.22
В-четвертых, усмирять и порабощать тело, в частности, глаза. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».23 А вот как Иов свидетельствует о своем противостоянии похоти очей: «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице».24
Как это выглядит практически: усмирять и порабощать глаза? Закрыть их или отворачивать от неугодного Богу, например, когда видишь рекламу или нехороший журнал на витрине.
В-пятых, убегать от греховных похотей. «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».25 Есть искушения, которым можно противостоять твердой верой. А есть искушения, от которых нужно убегать. В частности, это искушения, связанные с областью зрения. Практически – это уходить от искушений, от мест, служащих соблазном, и от общения с грешниками.26
Итак, Слово Божье настоятельно требует, чтобы народ Божий контролировал свою область зрения и не повергал бы себя во тьму.
Да благословит нас в этом Господь!
1 2Тим.3:1-5
2 Мф.6:22-23
3 1Ин.2:15-17
4 Быт.1
5 Мар.7:21-23
6 Иер.17:9
7 Рим.7:23
8 Еф.4:22
9 Иак.1:13-15
10 Пр.31:30
11 Рим.6:23
12 Мф.5:28
13 Деян. 5:3-4
14 Быт.3:6; Мф.5:28-30; 6:22-23
15 Быт. 3-6
16 И. Нав. 7-20
17 Ин.15:5
18 Рим12:2
19 1Ин.2:15-16
20 Фил. 4:8-9
21 Ис.59:1-2
22 Евр.6:4-6
23 1Кор.9:24-27
24 Иов 31:1
25 2Тим.2:22
26 Пс.1:1-2