Что такое похвала глупости

ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ

Полезное

Смотреть что такое «ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ» в других словарях:

Похвала глупости — «Похвала глупости» (либо Похвальное слово Глупости, лат. … Википедия

«ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ» — сатирическое произведение Эразма (1511). Аллегория Глупости персонаж, изображающий женщину с бубенчиками в ушах, берет слово: Разум (ее противник), говорит она, не должен быть «таким самоуверенным», ведь разумность сперва ведет к состоянию… … Философский словарь

ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ, (Похвальное слово Глупости) — Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus ) одно из центральных произведений Эразма Роттердамского. Была написана в 1509, а издана в 1511. Всего было выпущено около 40 прижизненных изданий этой сатиры. П.Г. во многом обязана своим существованием… … История Философии: Энциклопедия

Эразм Роттердамский — Erasmus Roterodamus Порт … Википедия

Дезидерий Роттердамский — Ганс Гольбейн Младший, портрет Эразма Роттердамского, 1523 Эразм Роттердамский (Дезидерий) (лат. Desiderius Erasmus Roterodamus, нидерл. Gerrit Gerritszoon; 27 октября 1466?, Роттердам 12 июля 1536, Базель) один из наиболее выдающихся гуманистов … Википедия

Эпштейн Алоиз, врач — (Epstein) австрийский врач. Род. в 1849 г., изучал медицину в Праге и в 1880 г. сделался приват доцентом по детским болезням в пражском университете. Напечатал: Beitrag zur Kenntniss des systolischen Schädelgeräusches der Kinder (Прага, 1879);… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ — (Erasmus Roterodamus), Дезидерий, псевдоним Герхарда Герхардса (1469 1536) ученый гуманист, богослов и писатель. Проделал огромную просветительскую работу по изданию произведений греко лат. классики и отцов христианской церкви. Свою концепцию… … Философская энциклопедия

Эразм Роттердамский — и философия Христа Позиция Эразма Все помыслы гуманистов на протяжении эпохи Гуманизма и Ренессанса были исполнены жажды религиозного обновления. Как мы видели, само понятие Возрождение имело глубокие религиозные корни. Мы также видели, что… … Западная философия от истоков до наших дней

Список монет, выпущенных в 2011 году — В данной статье будет представлен перечень монет выпущенных в 2011 году Содержание 1 Январь 2 Февраль 3 Март 4 Апрель … Википедия

Источник

ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ, (Похвальное слово Глупости)

Полезное

Смотреть что такое «ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ, (Похвальное слово Глупости)» в других словарях:

ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ — ’ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ’ (либо ‘Похвальное слово Глупости’; ‘Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus’) одно из центральных произведений Эразма Роттердамского. Была написана в 1509, а издана в 1511. Всего было выпущено около 40 прижизненных изданий этой… … История Философии: Энциклопедия

Похвала глупости — «Похвала глупости» (либо Похвальное слово Глупости, лат. … Википедия

ИОАНН ДАМАСКИН — Прп. Иоанн Дамаскин. Икона. Нач. XIV в. (скит св. Анны на Афоне) Прп. Иоанн Дамаскин. Икона. Нач. XIV в. (скит св. Анны на Афоне) [греч. ᾿Ιωάννης ὁ Δαμασκήνος, ὁ Χρυσορρόας, лат. Ioannes Damascenus] (2 я пол. VII в., Дамаск до 754 г.), прп. (пам … Православная энциклопедия

Панегирик — (греческое panegyrikos, от panegyris «всенародное торжество») всякое чрезмерное, безоговорочное и некритическое восхваление. В истории литературы и главным образом ораторского искусства использование тех или иных словесных форм в целях… … Литературная энциклопедия

Панегирик — Греки заимствовали у египтян обычай говорить речи при погребении усопших и создали впоследствии из этого обычая особый род литературы и ораторского искусства. Уже во времена Солона такого рода речи при общественных похоронах произносились не кем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Панегирик — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Панегирик (от лат. Panegyrikus, др. греч. πανηγυρικος (от … Википедия

Панегирист — Панегирик (от лат. Panegyrikus, др. греч. πανηγυρικος (от др. греч. πανηγυρις) похвальная публичная речь): литературный жанр, представляющий собой речь, написанную по случаю чьей либо смерти (античность XVIII век). всякое восхваление в… … Википедия

Панегирик — Греки заимствовали у египтян обычай говорить речи припогребении усопших и создали впоследствии из этого обычая особый родлитературы и ораторского искусства. Уже во времена Солона такого родаречи при общественных похоронах произносились не кем… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Источник

Достойное чтиво для господ: Эразм Роттердамский, «Похвала глупости»

Что такое похвала глупости. Смотреть фото Что такое похвала глупости. Смотреть картинку Что такое похвала глупости. Картинка про Что такое похвала глупости. Фото Что такое похвала глупости

Есть разные формы увеселения, которые вы получаете от книг. Какие-то книги дают вам почти кинематографические переживания. Какие-то погружают в пучины разных эмоций, иногда даже неприятных, чтобы взбодриться, например. Некоторые вообще нужны только затем, чтобы потешить эго или получить ачивмент. Но есть книги, которые читаешь ради того, чтобы испытать нечто вроде дружеского чувства — словно общаешься с умным и остроумным товарищем, которого просто приятно послушать.

«Похвала глупости» Эразма Роттердамского — именно такая книга. Остроумная, дурацкая, легкая и короткая.

«Почему, например, Вакх вечно юн и кудряв? Да потому, что он кутила и пьяница, проводит жизнь свою в пирах, плясках, пении и играх и никогда не связывается с Палладой. До того чужды ему всякие помыслы о славе мудреца, что он радуется, когда ему служат со смехом и шутками».

Что такое похвала глупости. Смотреть фото Что такое похвала глупости. Смотреть картинку Что такое похвала глупости. Картинка про Что такое похвала глупости. Фото Что такое похвала глупости

Эразм был последним человеком, которого вы заподозрили бы в написании смешной, непочтительной и почти анархической книги. Он был богословом, считался гениальным схоластом и толкователем Библии, отирался при дворах императоров, которые считали его чудаковатым гением, и жил в XV веке.

Без знания контекста звучит так, словно дальше редакция Disgusting Men посоветует вам почитать тысячестраничный труд о феномене евхаристии в номинализме (не переживайте, мы тоже не знаем, что это такое). Но это не так.

«Похвалу глупости» великий интеллектуал Эразм Роттердамский написал для развлечения, пока добирался из Италии, в которой был в командировке, в Англию. Максимум, на который он рассчитывал — дать почитать ее своему закадычному другу — Томасу Мору (еще один гений, именно он придумал жанр утопии). По этой причине книга изобилует непочтительными размышлениями, забавным трепом и профессиональными шутками средневековых умников за триста.

Что такое похвала глупости. Смотреть фото Что такое похвала глупости. Смотреть картинку Что такое похвала глупости. Картинка про Что такое похвала глупости. Фото Что такое похвала глупости

«К дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают»

Сюжета как такового здесь нет. Вся книга — это обращение Мории, выдуманной Эразмом богини глупости, к смертным. В своем дурашливом послании покровительница дурошлепства склоняет читателей к тому, что она — самая влиятельная, добрая и адекватная богиня, которой достойно человечество. И доказывает она это весьма убедительно, ведь никакие Зевсы, Аполлоны и Гефесты не сделали для счастья людей столько, сколько Глупость.

Главная идея послания — Глупость делает людей терпимее друг другу, счастливее, удовлетвореннее, здоровее, краше и в целом лучше. Излишний ум же — причина уныния, скорби, дурных отношений с миром и прочего болезненного ницшеанства. Я не зря упомянул Ницше — некоторые идеи Эразма написаны так, словно нужны для того, чтобы поддеть этого усатого мыслителя и спародировать его. Тем страннее, что Ницше жил на четыреста лет позднее.

Что такое похвала глупости. Смотреть фото Что такое похвала глупости. Смотреть картинку Что такое похвала глупости. Картинка про Что такое похвала глупости. Фото Что такое похвала глупости

Итого основная мысль умещается в цитату:

«Но возвращаюсь снова к благополучию дураков. Прожив с великой приятностью жизнь, не отравленную страхом и предчувствием смерти, они переселяются прямо в Поля Елисейские [то есть Рай] дабы забавлять там своими шутками скучающие души праведных.

А теперь сравним жребий какого угодно мудреца с участью глупого шута.

Впрочем, не все ли равно, когда он умрет — ведь он и не жил вовсе! Вот вам образ совершенного мудреца!».

Что такое похвала глупости. Смотреть фото Что такое похвала глупости. Смотреть картинку Что такое похвала глупости. Картинка про Что такое похвала глупости. Фото Что такое похвала глупости

«Похвала глупости» — это ловкая литературная игра, издевка и при этом очень умно выстроенная ловушка для читателя. Сначала кажется, что каждое слово здесь стоит понимать от обратного, как насмешку над идиотами. Потом вдруг становится понятно, что прячась за заведомо глупыми словами Эразм высказал и многие свои мысли. Подчас они настолько остры и опасны, что забываешь о давности лет и думаешь: «Эй-эй полегче, людей сжигали и за меньшие шуточки!».

Местами же богиня Глупости говорит вещи на грани добра и зла, настоящие философские парадоксы. Становится непонятно — сарказм это, реальные мысли или приглашение подумать над сложнейшими моральными дилеммами.

Проще говоря, Эразм болтает с вами, балагурит, подмигивает и тычет в бок локтем безостановочно хохоча. А потом вы вдруг понимаете: умному, по-настоящему умному человеку не зазорно паясничать и обезьянничать. Но вести себя как дурак и при этом не потерять лицо — это привилегия лишь по-настоящему состоявшихся умов.

Что такое похвала глупости. Смотреть фото Что такое похвала глупости. Смотреть картинку Что такое похвала глупости. Картинка про Что такое похвала глупости. Фото Что такое похвала глупости

«Вовремя глупым умей притвориться — всех будешь мудрее»

В общем и целом, Эразм Роттердамский считает, что глупых людей одинаковое количество среди всех слоев. Больше половины крестьян — непроходимые тупицы, но и больше половины профессоров или королей — тоже. Просто интеллект вторых и статус третьих создают иллюзию, что это не так.

«А посему будьте здравы, рукоплещите, живите, пейте, достославные сопричастники таинств Мории» — завершает книгу Эразм. И сразу хочется сделать какую-нибудь несусветную глупость во славу богини.

Источник

Л. Пинский. Эразм и его «Похвала глупости»

Л. Пинский.
ЭРАЗМ И ЕГО «ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ»

Его политическая мысль, воспитанная на традициях античного свободолюбия, проникнута отвращением ко всяким формам тирании, и в этом отвращении легко узнается Эразм из Роттердама, питомец городской культуры. «Христианский государь» Эразма появился в том же 1516 году, что и «Утопия» Т.Мора, и через два года после того, как Макиавелли закончил своего «Князя». Это три основных памятника социально-политической мысли эпохи, однако весь дух трактата Эразма прямо противоположен концепции Макиавелли. Эразм требует от своего государя, чтобы он правил не как самовольный хозяин, а как слуга народа, и рассчитывал на любовь, а не на страх, ибо страх перед наказанием не уменьшает числа преступлений. Воли монарха не достаточно, чтобы закон стал законом. В век нескончаемых войн Эразм, возведенный в ранг «советника империи» Карлом V (для которого он и написал своего «Христианского Государя»), не устает бороться за мир между государствами Европы. Его антивоенная «Жалоба Мира» была в свое время запрещена Сорбонной, но в наши годы появилась в новых переводах на французский и английский язык.

Со слов самого Эразма мы знаем, как возникла у него идея «Похвалы Глупости».

Летом 1509 года он покинул Италию, где провел три года, и направился в Англию, куда его приглашали друзья, так как им казалось, что в связи с восшествием на престол короля Генриха VIII открываются широкие перспективы для расцвета наук.

Эразму уже исполнилось сорок лет. Два издания его «Поговорок», трактат «Руководство христианскому воину», переводы древних трагедий доставили ему европейскую известность, но его материальное положение оставалось по-прежнему шатким (пенсии, которые он получал от двух меценатов, выплачивались крайне нерегулярно). Однако скитания по городам Фландрии, Франции и Англии и в особенности годы пребывания в Италии расширили его кругозор и освободили от педантизма кабинетной учености, присущего раннему германскому гуманизму. Он не только изучил рукописи богатых итальянских книгохранилищ, но и увидел жалкую изнанку пышной культуры Италии начала XVI века. Гуманисту Эразму приходилось то и дело менять свое местопребывание, спасаясь от междоусобиц, раздиравших Италию, от соперничества городов и тиранов, от войн папы с вторгшимися в Италию французами. В Болонье, например, он был свидетелем того, как воинственный папа Юлий II, в военных доспехах, сопровождаемый кардиналами, въезжал в город после победы над противником через брешь в стене (подражая римским цезарям), и это зрелище, столь неподобающее сану наместника Христа, вызвало у Эразма скорбь и отвращение. Впоследствии он недвусмысленно зафиксировал эту сцену в своей «Похвале Глупости» в конце главы о верховных первосвященниках.

уже читала «Поговорки», вышедшие за год до этого новым расширенным изданием в знаменитой типографии Альда Мануция в Венеции.

В центре этой «дурачествующей литературы» как ее наиболее значительное произведение в лукиановской форме стоит книга Эразма. Не только содержанием, но и манерой освещения она передает колорит своего времени и его угол зрения на жизнь.

поэтическим чувственным блеском всему человеку» [Там же].

Жизнь не терпит никакой односторонности. Поэтому рассудочному «мудрецу»-доктринеру, схоласту, начетчику, который жаждет все подогнать под бумажные нормы и везде суется с одним и тем же мерилом, нет места ни на пиру, ни в любовном разговоре, ни за прилавком. Веселье, наслаждение, практика житейских дел имеют свои особые законы, его критерии там непригодны. Ему остается лишь самоубийство (гл. XXXI). Односторонность отвлеченного принципа убивает все живое, ибо не мирится с многообразием жизни.

и его тенденция. Меняется разительным образом и самый тон панегирика. Глупость забывает свою роль, и вместо того чтобы восхвалять себя и своих слуг, она начинает возмущаться служителями Мории, разоблачать и бичевать. Юмор переходит в сатиру.

Предмет первой части это «общечеловеческие» состояния:

Сохранилась старая гравюра XVI века, изображающая Лютера и Гуттена несущими ковчег религиозного раскола, а впереди них Эразма, танцем открывающего шествие. Она верно определяет роль Эразма в подготовке дела Лютера. Крылатое выражение, пущенное в ход кельнскими богословами, гласило:

«Похвала Глупости» стоит, таким образом, у конца недифференцированного этапа Возрождения и на пороге реформации.

В чем смысл этой кульминационной «коды» панегирика Мории? Она явно отличается от предшествующих глав, где Глупость приводит в свою пользу все свидетельства древних и бездну цитат из священного писания, толкуя их вкось и вкривь и не брезгая порой самыми дешевыми софизмами. В тех главах явно пародируется схоластика «лукавых толкователей слов священного писания», и они прямо примыкают к разделу о теологах и монахах. Наоборот, в заключительных главах нет почти никаких цитат, тон здесь, по-видимому, вполне серьезный и развиваемые положения выдержаны в духе ортодоксального благочестия, мы как бы возвращаемся к положительному тону и прославлению «неразумия» первой части речи. Но ирония «божественной Мории», пожалуй, более тонка, чем сатира Мории-Раэума и юмор Мории-Природы. Недаром она сбивает с толку новейших исследователей Эразма, которые усматривают здесь настоящее прославление мистицизма.

Ближе их к истине те непредубежденные читатели, которые видели в этих главах «слишком вольный» и даже «кощунственный дух». Нет сомнения, что автор «Похвального слова» не был атеистом, в чем его обвиняли фанатики обоих лагерей христианства. Субъективно он был скорее благочестивым верующим. Впоследствии он даже выражал сожаление, что закончил свою сатиру слишком тонкой и двусмысленной иронией, направленной против теологов, как лукавых толкователей. Но, как сказал Гейне по поводу «Дон-Кихота» Сервантеса, перо гения мудрее самого гения и увлекает его дальше пределов, поставленных им самим своей мысли. Эразм утверждал, что в «Похвальном слове» излагается та же доктрина, что и в более раннем назидательном «Руководстве христианскому воину». Однако идейный вождь контрреформации, основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола недаром жаловался, что чтение в молодости этого руководства ослабляло его религиозное рвение и охлаждало пыл его веры. И Лютер, с другой стороны, имел право хотя бы на основании этих заключительных глав не доверять благочестию Эразма, которого он называл <королем двусмысленности". Мысль Эразма, как и автора "Утопии" (также далекого от атеизма), проникнутая широкой терпимостью, граничащей с равнодушием в вопросах религиозных, оказывала плохую услугу церкви, стоявшей на пороге великого раскола. Заключительные главы "Похвального слова", где Глупость отождествлена с духом христианской веры, свидетельствуют, что в европейском обществе наряду с католиками и протестантами, наряду с Лойолой и Лютером, складывалась третья партия, гуманистическая партия "осторожных" умов (Эразм, Рабле, Монтень), враждебных всякому религиозному фанатизму. И именно этой, пока еще слабой партии "сомневающихся", партии свободомыслящих, опирающейся на природу и разум и отстаивающей свободу совести в момент высшего накала религиозных страстей, исторически принадлежало будущее.

Позиции Эразма в последний период его жизни оказались поэтому намного ниже пафоса его бессмертной сатиры. Вернее, он сделал из своей философии «удобный» вывод: мудрец, наблюдая «комедию жизни», не должен «быть мудрее, чем э1’0 подобает смертному», и лучше «вежливо заблуждаться заодно с толпой», чем быть сумасбродом и нарушать ее законы, рискуя покоем, если не самой жизнью (гл. XXIX). Он избегал «одностороннего» вмешательства, не желая принимать участив в распрях «глупцов»-фанатиков. Но «всесторонняя» мудрость этой наблюдательской позиции есть синоним ее ограниченной односторонности, ибо что может быть одностороннее точки зрения, исключающей из жизни действие, то есть участие в жизни? Эразм оказался в положении осмеянного им самим в первой части речи Мории бесстрастного мудреца-стоика, высокомерного по отношению ко всяким живым интересам. Выступления крестьянских масс и городских низов да арену истории «с красным знаменем в руках и с требованием общности имущества на устах» (Энгельс) [Маркс и Энгельс, Сочинения, т. XIV, М.-Л. 1931, стр. 475] и были в этот период высшим выражением социальных «страстей» эпохи и тех принципов «природы» и «разума», которые с такой смелостью защищал Эразм в «Похвале Глупости», а его друг Т. Мор в «Утопии». Это была настоящая борьба народных масс за «всестороннее развитие», за право человека на радости жизни, против норм и предрассудков средневекового царства Глупости.

Однако между гуманистами (даже такими, как Т.Мор) и народными движениями эпохи, идейно им созвучными, практически лежала целая пропасть. Даже будучи прямыми защитниками народных интересов, гуманисты редко связывали спою судьбу с «плебейско-мюнцеровской» оппозицией, не доверяя «непросвещенным» массам и возлагая надежды на реформы сверху, хотя именно в этой оппозиции и выступала стихийная мудрость истории. Поэтому ограниченность их позиции сказывалась как раз в момент высшего подъема революционной волны. Эразм, например, порицал Лютера за его призывы «бить, душить, колоть» восставших крестьян, «как бешеных собак». Он одобрял попытку базельской буржуазии выступить в роли арбитра между князьями и крестьянами. Но дальше этого его мирный гуманизм не шел.

Источник

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
(1469 – 1536 гг.)

Эразм Роттердамский – один из самых ярких представителей движения гуманизма. В борьбе со схоластикой он выдвинул новое понимание задач и способов философствования, внес заметный вклад в возрождение античных ценностей. Эразм Роттердамский отстаивал право человека на радость, счастье, свободу, главным условием которых он считал нравственную жизнь. Проблема нравственности стала главной в его философии религии, политики и обыденной человеческой жизни.

Эразм Роттердамский критиковал (часто в форме сатирического осмеяния) схоластическую философию за ее отрыв от жизни, человека, природы, культуры. Философия, по его мнению, должна помогать людям решать многочисленные проблемы их реальной жизни. Вместо этого «доктора величавые, доктора изощренные, доктора изощреннейшие» предлагают «невежественной толпе» «силлогизмы, конклюзии, короллярии, суппозиции», а также такое множество направлений философии, «что легче выбраться из лабиринта, чем из сетей реалистов, номиналистов, томистов, альбертистов, оккамистов, скотистов и прочих».

Еще в юности Эразм Роттердамский составлял для своих учеников пособия в жанре обыденных разговоров с целью научить их изящно мыслить, говорить и писать, а также правильно вести себя в разных житейских ситуациях. Эти диалоги он пополнял до конца своей жизни. Так возникла книга «Разговоры запросто».

Ему было присуще живое чувство глубокой взаимосвязи различных сторон жизни, поэтому он не любил жестких граней и четких формул. Мысль не может ограничиться одной стороной действительности, она всегда незавершенна, открыта и разрастается в целую энциклопедию жизни. Исходя из того, что всякое категорическое суждение содержит в себе зародыш глупости, он просил не приписывать автору мнений его героев.

Эразм Роттердамский и Похвала Глупости

Книга «Похвала Глупости» написана в жанре сатиры. В ней Глупость хвалит сама себя в самых разнообразных жизненных ситуациях. В одних случаях похвала выступает сатирической формой обвинения глупости, а в других критикой так называемой «мудрости», и тогда глупость оборачивается мудростью, а «мудрость» глупостью.

В некоторых случаях под Глупостью подразумевается то, что противоположно разуму, а именно, чувства. Но без чувств не бывает ни наслаждения, ни счастья, ни жизни.

Вторая часть книги – обвинение глупости в разных слоях общества, начиная от простого народа до высших кругов знати. Эразм Роттердамский обличает порочных государей, разлагающих все общество, выступает против войны – одного из самых тяжких и позорных проявлений Глупости. За несколько лет до «Утопии» Т.Мора он увидел разрушающее, деморализирующее воздействие собственничества на тогдашнее общество.

Его сатирический бич с особой силой разил церковнослужителей, монахов, схоластов.

Эразм Роттердамский и критика церкви

Эразм Роттердамский выступил с критикой католической церкви. Он считает, что обрядно-догматическая сторона католицизма заглушила главное в христианстве – его нравственный смысл. Он был присущ раннему христианству, которое не противостояло античной культуре, а являлось ее продолжением. Программа, так называемой, «философии Христа» была сформулирована еще молодым писателем в «Оружии христианского воина», где Священное писание трактуется, в первую очередь, как нравственное учение.

Критика Эразмом католицизма оказалась плодотворной почвой для развития идей Реформации, недаром, говорили, что Лютер высидел яйцо, которое снес Эразм.

Но через некоторое время обнаружилось принципиальное противоречие между мировоззрением Лютера и Эразма, протестантизмом и гуманизмом. Эразма насторожила, а затем оттолкнула фанатичность, жесткая догматичность Лютера и бесчеловечность учения о несвободе воли.

Через два года после «Государя» Макиавелли, в 1516 году Эразм Роттердамский написал сочинение под названием «Воспитание христианского государя», где выступил с совершенно противоположных философских позиций. Идеальный государь не может быть безнравственным; Эразм Роттердамский представил его как честного, справедливого, миролюбивого слугу народа. По мнению автора, государю следует рассчитывать не на страх, а на любовь народа. Страх не уменьшит преступлений. Только любовь ведет к свободному подчинению закону. Тогда же Эразм Роттердамский написал антивоенный трактат «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного».

Эразм Роттердамский и значение его философии

Общечеловеческое содержание произведений Эразма Роттердамского делает их современными и в наши дни.

Он продолжает учить нас ценить жизнь, уметь радоваться, соблюдать меру во всем, быть миролюбивыми, терпимыми, снисходительными, уважать свободу другого человека, одним словом, быть ЧЕЛОВЕЧНЫМИ.

Он продолжает бороться против односторонности, категоричности, бескомпромиссности, догматизма, формализма, фанатизма, жестокости, тирании, высокомерия, невежества, войны – одним словом, ГЛУПОСТИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *