Что такое поисковая активность

1.4. Выученная беспомощность и поисковая активность

1.4. Выученная беспомощность и поисковая активность

Автор теории выученной беспомощности М. Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когда человеку кажется, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить. Если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации (т. е. генерализуются), то, значит, налицо выученная беспомощность. Очень непродолжительной истории неконтролируемости окружающего мира достаточно для того, чтобы выученная беспомощность начала жить как бы своей собственной жизнью, стала сама управлять поведением человека.

На основе проведенных экспериментов М. Селигман сделал вывод, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а именно опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя (Ромек, 2002).

Именно опытом неконтролируемости событий объясняется тот факт, что относительно позитивных последствий М. Селигман получил схожие результаты. Интенсивное поощрение, возникающее вне зависимости от действий испытуемых, точно так же, как и наказание, приводит к потере инициативы и способности к конкурентной борьбе.

Итак, беспомощность у человека вызывается неконтролируемостью и непредсказуемостью событий внешнего мира. Уже в раннем детстве — в младенческом возрасте человек учится контролю над внешним миром. Помешать этому процессу могут три обстоятельства:

? полное отсутствие последствий (депривация);

? асинхронность, или отсутствие видимой связи между действиями и их последствиями.

Однообразие последствий. Чтобы избежать пессимизма и беспомощности, человек как минимум должен видеть последствия. И они должны быть разными. Ребенок, который в ответ на разное (хорошее и плохое) поведение получает совершенно одинаковые (безразлично — приятные или неприятные) реакции, точно так же теряет ориентиры для управления собственной активностью, как и ребенок, вообще никакой обратной связи не получающий.

Есть еще одна форма беспомощности, возникающей по причине однообразия последствий. Ребенок или взрослый, который, совершая разные — хорошие и плохие, добрые или злые — поступки, знает, что все равно его родители (или его статус) защитят его от неприятностей, оказывается беспомощным в такой же степени, как и тот, кто наталкивается на массивную критику, что бы он ни делал.

В реальной жизни беспомощность возникает тогда, когда человек (ребенок), пытающийся решить некоторую поведенческую проблему, не находит никакой системы в том, как реагируют окружающие на его действия, и никто ему не помогает обнаружить эту систему.

Дальнейшие исследования внесли ряд уточнений в понимание процесса возникновения выученной беспомощности. Как выяснилось, результат выучения зависит не только от того, что человек убеждается в своей неспособности повлиять на данную ситуацию, решить конкретную задачу, но и от сформировавшихся в прошлом опыте ожиданий. Очень многое определяется тем, считает ли человек данную задачу нерешаемой вообще или он полагает, что она не по силам только ему. Выученная беспомощность развивается только в последнем случае. Человек может признать, что задача имеет решение, но оно доступно только тем, кто имеет специальную подготовку. Такая внутренняя позиция, как показывают проведенные исследования, не приводит к обучению беспомощности. Это обучение осуществляется, когда человек знает, что поставленная перед ним задача может быть решена такими же, как он (Христенко, 2005).

Выраженность выученной беспомощности и степень ее распространения на различные виды деятельности в настоящем и будущем определяется сочетанием психологических установок. Наиболее тяжелые последствия связаны с установками, при которых причина беспомощности приписывается человеком своим личным качествам, воспринимающимся как неизменные и влияющие на все формы жизнедеятельности.

Кроме того, один человек может считать, что он терпит неудачу только здесь и только сейчас, а другой может предполагать, что неудачи будут преследовать его в дальнейшем, причем не только в этой конкретной деятельности, но и в другой.

Таким образом, обучение беспомощности происходит при наличии нескольких факторов:

? индивид не имеет предшествующего опыта решения сложных задач;

? у индивида сформирован недостаточный уровень потребности в поиске;

? индивид считает, что с данной задачей справится любой, равный ему (по физическим, психологическим и др. данным) человек, но не он сам;

? индивид длительное время сталкивается с ситуациями, когда он не видит четкой взаимосвязи между своими действиями и их последствиями.

Тесно связанная с представлениями М. Селигмана и его коллег концепция поисковой активности (Ротенберг, Аршавский, 1984) позволяет более объемно представить проблему, связанную с влиянием выученной беспомощности на формирование виктимности. Под поисковой понимается активность, направленная на изменение внешнего или внутреннего плана ситуации при отсутствии определенного прогноза результатов деятельности в ней, но при постоянном их учете. Такое определение подразумевает, во-первых, широкий круг личностных факторов, обусловливающих устойчивость человека к отрицательным воздействиям внешней среды (в отличие от концепции выученной беспомощности, учитывающей в основном лишь особенности атрибутивного стиля), а, во-вторых, предполагает, что человек, переживающий состояние стресса, является не относительно пассивным объектом воздействия внешних условий (каким он представляется с точки зрения концепции выученной беспомощности), но активным субъектом, реорганизующим или пытающимся реорганизовать дискомфортную ситуацию так, чтобы она стала приемлема для него. Поисковая активность является общим, неспецифическим фактором, влияющим на резистентность организма к вредным воздействиям внешней среды. Напротив, отказ от поиска является неспецифической и универсальной предпосылкой к развитию самых разнообразных форм патологии.

Иными словами, поисковой активностью называется деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности. Человек запрограммирован природой на гибкое поисковое поведение в меняющемся динамичном мире как самой природы, так и социальных отношений. В реальности стопроцентный прогноз конечных результатов блокирует поисковую активность, превращая жизнь в набор автоматизированных действий, отражающих искусственно выстроенную ситуацию. В то же время в процессе поискового поведения не только конечные, но и промежуточные его результаты должны учитываться, оцениваться и использоваться для коррекции поведения, которое без этого окажется недостаточно гибким и в конечном счете — малоэффективным.

Антиподом поисковой активности является отказ от поиска. У человека он проявляется разнообразно: сюда относятся депрессия, невротическая тревога, переживание апатии, беспомощности, безнадежности, которые часто предшествуют развитию различных заболеваний. Чем более высокой поисковой активностью характеризуется человек в его обычном состоянии, тем тяжелее переносится его отказ. Состояние отказа от поиска резко отрицательно сказывается на результатах любой деятельности. Возникнув в конкретной ситуации, оно, как и выученная беспомощность, имеет тенденцию «захватывать» поведение в целом, потому что если даже ощущения безнадежности и депрессии явились реакцией на какую-то конкретную неудачу, они способны парализовать активность в любом другом направлении. Снижение поисковой активности обусловливает возникновение новых неудач и формирует замкнутый круг, вырваться из которого можно, если в неудачах возникает просвет или внезапно случается событие, требующее полной мобилизации для спасения собственной жизни или жизни близких.

Также понятно, почему неизменные и легкие удачи снижают устойчивость к выученной беспомощности — ведь при этом формируется 100 %-й положительный прогноз, отпадает необходимость в поисковой активности, и она детренируется. Понятно также, почему постоянные поражения, преследующие с раннего детства, способствуют выученной беспомощности — при этом формируется неизменный отрицательный прогноз и обесценивается поисковая активность. Напротив, чередование побед и поражений, как это обычно происходит в жизни, формирует неопределенный прогноз и ощущение зависимости результатов от собственных усилий, что способствует тренировке поисковой активности и «иммунизирует» к выученной беспомощности.

Отказ от поисковой активности формируется на ранних этапах развития индивида, потому что каждый человек в младенчестве получает неизбежный опыт пассивного, зависимого поведения; его собственные физиологические и психологические возможности для поискового поведения еще не сформировались, они формируются только постепенно и при активной поддержке родителей. Если же эта стимулирующая поддержка, позволяющая преодолеть исходный страх перед поиском, выражена недостаточно, то пассивная позиция закрепляется и в будущем при каждой очередной сложности способствует поведению отказа, капитуляции.

Выученная беспомощность и отказ от поисковой активности приводят к тому, что человек, попав в ситуацию жертвы, практически ничего не предпринимает для изменения этой сложившейся ситуации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Заученная беспомощность

Заученная беспомощность Это явление случайно открыли американцы Д. Овеймайер и М. Селигмен в ходе традиционных исследований научения, которые ведутся на животных. Исследователи хотели научить собаку избегать опасности — удара током. Избежать её молено было только в

Беспомощность

Беспомощность Ходжи Викофф указывает (см. «Половые роли и семья»), что семья — это полигон для обучения ребенка игре в спасение, то есть беспомощности. Ребенку навязывают роль Жертвы, а роли Спасителя и Преследователя он усваивает на примере родителей.Из ребенка делают

ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ

ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ Циклотимическим подросткам присуща необычайно высокая поисковая активность. Ощущение свободы и простора действует на них опьяняюще. Приоткрывается дверь, и он входит в мир. «Меня манит земля, океаны ее огромны, острова бесчисленны…» (А.

§ 3. Следственно-поисковая деятельность в информационно-дефицитных ситуациях

§ 3. Следственно-поисковая деятельность в информационно-дефицитных ситуациях В ограниченной исходной информации следователь изыскивает стартовые возможности для развития познавательного поиска. Первоначальные следственные и оперативно-розыскные действия

11.4. Выученная беспомощность

11.4. Выученная беспомощность Феномен выученной беспомощности связан с пассивным, неадаптивным поведением человека. Выученная беспомощность – это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т. е. независимости результата от

10.3. Выученная беспомощность

10.3. Выученная беспомощность Феномен выученной беспомощности связан с пассивным, неадаптивным поведением человека. Выученная беспомощность — это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т. е. независимости результата от

Поисковая активность, сон и устойчивость организма

Поисковая активность, сон и устойчивость организма Пришлю вам сборник. Вы подождите. Пришлю нескоро, не обессудьте. Но вы с собой его не носите, В нагрудный карман его не суйте. А вы поставьте его на полку, Да так, чтоб был он не сразу найден, И вы его не открывайте долго, Как

Поисковая активность, здоровье и психонейроиммунология

Поисковая активность, здоровье и психонейроиммунология Закон равновесия мною нарушен, За полное счастье возмездия жду. Но долго душа не имела отдушин, Теперь на нее не накинешь узду. Так жаждущий тащит ведро из колодца: Он видит, как светлые брызги летят, Боится до слез,

Поисковая активность и социальная патология

Поисковая активность и социальная патология Ничтожества непогрешимы. Я спорить с ними не берусь. Их карликовые вершины Намного выше, чем Эльбрус. Они спокойны и упрямы, И добродетельна их месть. Для них лишь те достойны рамок, Кто в эти рамки может влезть. В предыдущих

Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания

Глава 3. Что такое выученная беспомощность?

Глава 3. Что такое выученная беспомощность? Владелец компании не мог понять, что происходит с его топ-менеджерами: «Ничего не хотят делать! Инициативы — ноль! КПД — ноль! Их как будто подменили…» Принимать решения самостоятельно не могут — ждут отмашки сверху. Сажают

Как усваивают беспомощность

Как усваивают беспомощность Наблюдая за поведением животных в заданных условиях, психологи ввели такое понятие, как «усвоенная беспомощность». Животные были поставлены в неблагоприятные условия. Более того, все возможные варианты побега от тяжелой жизни заканчивались

Выученная беспомощность

Выученная беспомощность В предыдущих главах мы уже говорили о преимуществах осознанности: как она помогает снимать стресс, выходить за рамки парадигмы, принимать мудрые решения. Ее недостаток состоит в том, что, помогая понять содержимое нашего сознания, осознанность

Источник

Поисковая активность

Концепция поисковой активности была создана В. В. Ротенбергом в творческом содружестве с В. В. Аршавским. Она является обобщением результатов проведённых ими исследований. Эта концепция связывает в единую систему представлений устойчивость организма к стрессу и заболеваниям (психическим и психосоматическим), поведение человека и высших животных, функцию быстрого сна и сновидений, роль мозговых катехоламинов, функциональную роль правого и левого полушария в восприятии мира, формировании «образа Я» и механизмах памяти. Это наиболее интегральная из всех современных психофизиологических концепций и она позволяет по-новому и в едином контексте взглянуть на многие актуальные проблемы медицины, психологии и физиологии и устранить целый ряд противоречий и парадоксов. Концепция носит философско-мировоззренческий характер. Основные ее положения были сформулированы между 1971 и 1980 гг., но многие конкретные аспекты были разработаны позже.

Основные положения концепции:

1. «Поисковая активность – это активность, направленная на изменение ситуации (или изменение отношения к ней) без определенного прогноза результатов, но при постоянном их учете. Сам процесс поисковой активности независимо от результата повышает резистентность и стрессоустойчивость организма.

2. Отказ от поиска создает предпосылки для снижения стрессоустойчивости и развития заболеваний.

3. Быстрый (парадоксальный) сон способствует восстановлению поисковой активности (по крайней мере на уровне психической деятельности в сновидениях) и компенсирует состояние отказа от поиска.

4. Поведение в бодрствовании, включающее выраженную поисковую активность, снижает потребность организма в быстром сне, тогда как отказ от поиска повышает потребность организма в этой фазе сна (В. С. Ротенберг. Образ «Я» и поведение. / Ротенберг. В. С. – Иерусалим: «МАХАНАИМ», 2000).

Источник

Преодоление беспомощности. Поисковая активность

На противоположном полюсе от выученной беспомощности находятся способность к активному действию и исследованию ситуации (поисковая активность) и самостоятельность. Они играют решающую роль в адаптации и сохранении здоровья.

Поисковая активность — форма поведения человека (или животного) в условиях неопределённости, когда индивид не имеет уверенности, будут ли результаты его активности успешными или нет. Однако он способен адекватно оценивать промежуточный результат на пути к конечной цели и менять своё поведение. Противоположным поиску является стереотипное поведение, когда цепочка действий, будучи запущена, выполняется уже без отслеживания внешних и внутренних изменений, т.к. их результат может быть спрогнозирован с большой вероятностью.

Поисковая активность имеет тенденцию к саморазвитию и поддержанию себя самой по закону положительной обратной связи: при поисковой активности восстанавливаются те химические вещества в мозгу, которые необходимы для продолжения этой активности. Например, творчество — типичный образец поисковой активности, и мозг, расходуя энергию в творческом процессе, не требует дополнительной стимуляции. Он как бы находится на самообеспечении.

Поисковая активность — это форма инстинктивного поведения, которая существует у нас с рождения, и в процессе воспитания или развивается или блокируется. При подавлении поисковой активности нарушается естественный «исследовательский» путь от проб и ошибок через инсайт к новому, творчески созданному решению.

Выделяют сферы наиболее частого подавления поиска у ребёнка. Последствия этого не проходят бесследно, и выработанная в детстве личностная беспомощность остаётся и в зрелом возрасте. Для того чтобы восстановить свою естественную способность к поиску, необходимо выявить те сферы, в которых она была у нас подавлена.

С младенчества в силу культурных стереотипов родители подавляют поисковую активность ребёнка в еде: кормят вначале по часам, потом в соответствии с правилами питания заставляют употреблять «полезные» продукты и т.д. Как следствие, у многих взрослых имеется негативная реакция на эти продукты. Когда дома мама заботливо кладёт еду в тарелку, ребёнок съедает не столько, сколько хочет, а сколько положили, «чтобы мама не обиделась», «продукты не пропадали», потому что «тарелки должны остаться чистыми». В результате подавления нарушается способность понимать, в какой еде нуждается наше тело.

Также с самого раннего возраста ребёнка пеленают, ограничивают его территорию кроваткой или манежем. Последствие этого — формирование двигательной беспомощности, которое появляется в состоянии под названием «лень». Лень — результат обучения через негативное подкрепление («нельзя», «не трогай», «не подходи»). Маленькому ребёнку не бывает лень играть, активно двигаться, гулять, в отличие от детей более старшего возраста, когда беспомощность уже сформирована.

В 3–5 лет — в период освоения физического мира у ребёнка — возникает потребность всё делать самому, что, естественно, он делает не так, как «правильно», а экспериментируя и совершая ошибки. Взрослые или запрещают самостоятельные действия, или прерывают их прежде, чем ребёнок достигнет успеха, или дают сделать только то, в чём удача абсолютно гарантирована.

Если же поисковая активность ребёнка прерывается родителем сильно и резко, например, криком, то некоторое время после этого ребёнок находится в изменённом состоянии сознания — в лёгком трансе. Это состояние характеризуется некритичностью восприятия реальности. Родитель, произносящий растерянному ребёнку в этот момент своё нравоучение, играет роль гипнотизёра, внушающего «формулу беспомощности». Например: «Ты никогда не научишься делать это!», «Вечно ты всё портишь!». Эти формулы (их принято называть «родительскими посланиями») работают многие годы, как самореализующееся пророчество, пребывая вне критики и осмысления. И, вырастая, человек продолжает искренне считать, что «он вечно всё забывает», «он глупее других», «ему нельзя доверять технику» и т.п. и ведёт себя соответствующим образом.

Этот период у большинства детей проходит в детском саду и младших классах школы. Чтобы научиться управлять своим временем, также нужен эксперимент, путь проб и ошибок. Но родители и педагоги могут предлагать традиционный способ управления временем — режим дня, который определяет регламент для активности, типа движений ребёнка («время спать», «время бегать», «время спокойных игр» и пр.). К сожалению, это не учит ребёнка самого управлять своим временем, в зависимости от того, в чем нуждается его организм в эту минуту / час, а формирует беспомощность в данной сфере. Примеры беспомощности в отношении управления временем: постоянные опоздания, например, когда каждое утро не хватает пяти минут, чтобы собраться (даже если человек встанет на час раньше), неэффективное планирование (на день планируется столько дел, которые с трудом можно выполнить за три).

Очень часто ограничения касаются поисковой активности в социальной жизни ребёнка, исследований допустимого поведения с родными, знакомыми и посторонними людьми. Родители или другие важные для ребёнка взрослые могут подавлять его социальные эксперименты разными способами: запрещать ему проявлять инициативу в общении — «Не мешай взрослым«, игнорировать его чувства — «Ну что тебе ещё надо?!», требовать безусловного подчинения — «Делай, как тебе сказано», принимать за ребёнка решения, с кем ему дружить — «Не води его к нам домой, он из неблагополучной семьи», и многими другими. В результате у ребёнка появляются проблемы в отношениях с окружающими — нарушение психологических границ, неумение договариваться, разрешать конфликты, обращаться за поддержкой, страх неодобрения, враждебность, отсутствие эмпатии, холодность, отказ от близости, авторитарность, дискриминация, принятие роли жертвы и т.д. Возникающая в этом случае беспомощность обычно сопровождается тяжёлыми состояниями — депрессией, постоянной тревогой, регулярными вспышками агрессии, безнадёжностью, эмоциональной зависимостью и пр.

12 шагов для преодоления выученной беспомощности

Независимо от того, как проявляется у человека выученная беспомощность, можно выделить общие рекомендации, как выйти из этого состояния и переключиться на новые жизненные стратегии. К этим шагам относятся:

Источник

Поисковая активность, стресс и дистресс, адаптация

Концепция поисковой активности и адаптации по B.C. Ротенбергу – В.В. Аршавскому Неоднократно и разными исследователями наблюдались две группы факторов: «Первая группа фактов основывается на наблюдениях врачей за поведением людей, их подверженностью различным заболеваниям во время экстремальных, критических ситуаций, массовых катастроф, войны, блокады. Во время войн падает процент психосоматических заболеваний (язва двенадцатиперстной кишки, гипертония). Далее, в экстремальных условиях повышается устойчивость к инфекционным заболеваниям, например, у борющихся с эпидемиями врачей; у матерей, которые являются единственными кормильцами детей.

Поисковая активность и социальная патология http://rjews.net/v_rotenberg/6.htm

Ротенберг В.С., психофизиолог, доктор медицинских наук, Аршавский В. В.

Поисковая активность и адаптация// Москва, изд. Наука, 1984 г.

В книге систематически излагается новая биологическая концепция. Суть ее в том, что широко понимаемая поисковая активность повышает устойчивость организма к стрессу и разнообразным вредным воздействиям, тогда как отказ от поиска является важной неспецифической предпосылкой к развитию многих заболеваний. Показана роль быстрого сна и сновидений в компенсации состояния отказа от поиска и восстановлении поисковой активности. Предложено новое понимание смысла функциональной церебральной асимметрии и обсуждается особая роль правополушарного мышления в адаптации в период бодрствования и сна. Предлагаются новые трактовки механизмов творчества, а также механизмов развития ряда заболеваний.http://vikent.ru/enc/2602/

ПРИРОДА ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ.

Является ли потребность в поиске врожденной или приобретенной? Безусловно, определенные биологические предпосылки для ее возникновения существуют, коль скоро она обнаруживается у животных, принадлежащих к разным видам, стоящих на разных ступенях развития. Биологическая роль этой потребности для человека очевидна: она является как бы пружиной, движущей силой саморазвития и самосовершенствования каждого индивида, делая его активным соучастником прогресса всей популяции. Возникает как бы положительная обратная связь между уровнем и темпом развития мозга: чем сложнее и совершеннее становится ЦНС, тем интенсивнее она развивается и совершенствуется. Одним из механизмов, обеспечивающих такое ускорение, является поисковая активность: чтобы она успешно реализовалась в сложном мире и не приводила индивида к гибели, мозг должен обладать большими разносторонними возможностями в усвоении, реорганизации и извлечении информации из памяти, в регуляции усложняющегося поведения. Таким образом, поисковая активность способствует развитию НС, а последняя, в свою очередь, стимулирует поиск. Однако общебиологическое значение потребности в поиске и ее биологическая природа отнюдь не противоречат тому обстоятельству, что эта потребность у разных субъектов развита в разной степени. Объясняется это тем, что при рождении индивид обладает только предпосылками к развитию этой потребности, а окончательно она формируется лишь в процессе индивидуального развития и социального общения, благодаря постоянному контакту с родителями и другими взрослыми. А если среди них будут доминировать те, кто склонен отказываться от поиска, то потребность в поиске не будет формироваться и у новых поколений и развернется цепная реакция отказа.

АКТИВНОСТЬ И ПАССИВНОСТЬ

систематические наблюдения позволили установить, что именно при активно-оборонительном поведении уменьшается тяжесть болезненных процессов. Напротив, при пассивно-оборонительном поведении все формы патологии прогрессируют и нередко завершаются гибелью животных.

поисковая активность, деятельность по преодолению подобных ситуаций. Однако при «бол

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *