Что такое поисковая машина поисковый движок
Поисковая машина
Поисковая машина (поиско́вый движо́к) — комплекс программ, предназначенный для поиска информации. Обычно является частью поисковой системы.
Основными критериями качества работы поисковой машины являются релевантность (степень соответствия запроса и найденного, т.е. уместность результата), полнота индекса, учёт морфологии языка.
Содержание
Классификация
По области поиска (условно)
Локальные
Предназначены для поиска информации по какой-либо части всемирной сети, например по одному или нескольким сайтам, либо по локальной сети.
Глобальные
Поисковый запрос
Исходной информацией для поиска является поисковый запрос.
Функции
Поисковые машины выполняют несколько функций:
Поиск ссылок
Поиск ссылок на страницы и другие документы сайтов.
Автоматический
Поисковая машина ищет ссылки со страниц сайтов.
Ручной режим
Пользователи сами добавляют в базу данных поисковой машины ссылки на страницы своих сайтов
Индексация документов сайтов
Извлечение из документов информации, важной для поиска, преобразование этой информации в формат, удобный для поисковой машины и сохранение этой информации в базу данных поисковой машины
Поиск по базе данных проиндексированных документов
Может состоять из нескольких этапов
Нахождение документов, соответствующих поисковому запросу
Ранжирование документов в соответствии с их релевантностью поисковым запросам
Кластеризация документов
Примечания
См. также
Ask.com (Ask Jeeves, механизм Teoma) • Blekko • Cuil (закрыт) • DuckDuckGo • Exalead • Gigablast • Google • Bing (Live Search/MSN Search) • Yahoo! Search (Inktomi • AltaVista • Alltheweb) • Яндекс
AskNet.ru • Brainboost • Clusty • Dogpile • FarSEER • exactus.ru • Excite • HotBot • Info.com • Ixquick • Krozilo • Mamma • Metacrawler • MetaLib • Нигма • Myriad Search • SideStep • Surfwax • Turbo10 • WebCrawler • GlobalFileSearch
DataparkSearch • Egothor • Gonzui • Grub • Ht://dig • locust • Isearch • Lucene • Lemur Toolkit & Indri Search Engine • mnoGoSearch • Namazu • Nutch • OpenFTS • Sciencenet (научная, на технологии YaCy) • Wikia Search • Sphinx • SWISH-E • Terrier Search Engine • Xapian • YaCy • Zettair
AGAKIDS (Россия) • Ask Kids (Великобритания) • Frag Finn (Германия) • Kids AOL (США) • Kids Yahoo! (США) • Quintura Дети (Россия) • Семейный Яндекс (Россия) • Гогуль (Россия)
Полезное
Смотреть что такое «Поисковая машина» в других словарях:
Поисковая машина — (searching engine): веб сервер, проводящий индексацию веб страниц на доступных серверах (например, Yandex). Источник: ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ. ТРЕБОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ. ГОСТ Р 52872 2007 (утв. Приказом Ростехрегулирования от… … Официальная терминология
поисковая машина — Веб сервер, проводящий индексацию веб страниц на доступных серверах (например, Yandex). [ГОСТ Р 52872 2007] Тематики информационные технологии в целом EN searching engine … Справочник технического переводчика
Поисковая система — в Интернет специальный веб сайт, на котором пользователь по заданному запросу может получить ссылки на сайты, соответствующие этому запросу. Поисковая система состоит из трех компонент: 1 поискового робота; 2 индекса системы; и 3 программы,… … Финансовый словарь
Поисковая метамашина — в Internet поисковая машина, которая: отсылает запрос на поиск в несколько поисковых систем; и генерирует из полученных ответов сводку (на одной странице). По английски: Meta search engine Синонимы: Мета гусеница Синонимы английские: Metacrawler… … Финансовый словарь
Поисковая система — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Поисковая система программно аппаратный комплекс с веб интерфейсом, предоставляющий возможност … Википедия
Поисковая система — – (англ. search engine, синонимы: искалка, поисковый сервер, поисковая машина) – Инструмент для поиска информации в Интернете. Как правило, работа поисковой машины состоит из двух этапов. Специальная программа (поисковый робот, автомат, агент,… … Энциклопедический словарь СМИ
Апорт (поисковая система) — У этого термина существуют и другие значения, см. Апорт. Апорт … Википедия
Интернет-поисковая система — Поисковая система веб сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp серверах, товары в… … Википедия
Интернет-поисковая служба — Поисковая система веб сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp серверах, товары в… … Википедия
Информационно-поисковая система — Поисковая система веб сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp серверах, товары в… … Википедия
Поисковая машина
Поисковая машина (поиско́вый движо́к) — комплекс программ, предназначенный для поиска информации. Обычно является частью поисковой системы.
Содержание
Классификация
По области поиска(условно)
Локальные
Глобальные
Предназначены для поиска информации по всей сети Интернет либо по значительной её части. Представителями таких поисковых машин являются поисковые машины поисковых систем Google, Yahoo и т. д.
Поисковые машины осуществляют поиск информации различного типа, например текстов, видео, изображений, географических объектов, персональных данных и др.
Пока наиболее распространённым является именно поиск по текстовым документам. Такими документами могут быть web-страницы, документы в формате doc, rtf, txt и др.
Поиск по изображениям, видео, звукам более сложен с технологической точки зрения, поэтому массово не реализован. Такие системы, как, например, Яндекс.Картинки, на момент написания статьи искали не по самим изображениям, а по альтернативным текстам, соответствующим этим изображениям.
Поисковый запрос
Функции
Поисковые машины выполняют несколько функций:
Поиск ссылок
На страницы и другие документы сайтов
Автоматически
Поисковая машина ищет ссылки со страниц сайтов.
Ручной режим
Пользователи сами добавляют в базу данных поисковой машины ссылки на страницы своих сайтов
Индексация документов сайтов
Извлечение из документов информации, важной для поиска, преобразование этой информации в формат, удобный для поисковой машины и сохранение этой информации в базу данных поисковой машины
Поиск по базе данных проиндексированных документов
Может состоять из нескольких этапов
Нахождение документов, соответствующих поисковому запросу
Ранжирование документов в соответствии с их релевантностью поисковым запросам
Кластеризация документов
Примеры
Примечания
См. также
Ссылки
Выделить Поисковая машина и найти в:
Поисковая машина
Поисковая машина (движок) – это программная часть поисковой системы, которая используется для сбора, обработки и представления данных пользователю. Именно эта часть составляет основу поисковых систем, которая отличает одну систему от другой.
Поисковая машина состоит из трех основных элементов, которые в совокупности с аппаратной частью и интерфейсом пользователя ПС делают возможной ее работу.
Поисковый робот. Также может называться ботом, пауком или краулером. Его задача – постоянно обходить все известные ему сайты в поисках ссылок на новые, еще неизвестные ему страницы. Проверяя таким образом Всемирную Паутину, робот выполняет две важнейшие функции: вносит в кеш поисковой системы вновь созданные веб-документы, а также регистрирует и переносит на сервера ПС изменения на уже известных ему страницах. Он фиксирует также элементы, необходимые для корректного ранжирования сайтов – в частности, обратные ссылки и ссылки внутри одного сайта. Существует разновидность паука, которую обычно называют «быстробот» – это робот, обходящий ограниченное количество быстро обновляющихся сайтов (к примеру новостных), чтобы поисковая система показывала в выдаче самые свежие документы.
Алгоритм ранжирования. Алгоритм ранжирования – это формула, которая учитывает огромное количество параметров запроса и известных поисковой системе сайтов с тем, чтобы формировать максимально полезную пользователю органическую выдачу в зависимости от его интересов. В современных поисковых машинах алгоритм является самообучающимся – то есть он способен учитывать изменяющиеся факторы и самостоятельно присваивать им больший или меньший вес.
Поисковые машины
Введение
Одним из основных способов найти информацию в Internet являются поисковые машины. Поисковые машины каждый день «ползают» по Сети: они посещают веб-страницы и заносят их в гигантские базы данных. Это позволяет пользователю набрать некоторые ключевые слова, нажать «submit» и увидеть, какие страницы удовлетворяют его запросу.
Понимание того как работают поисковые машины просто необходимо вебмастерам. Для них жизненно важна правильная с точки зрения поисковых машин структура документов и всего сервера или сайта. Без этого документы будут недостаточно часто появляться в ответ на запросы пользователей к поисковой машине или даже вовсе могут быть не проиндексированы.
Вебмастера желают повысить рейтинг своих страниц и это понятно: ведь на любой запрос к поисковой машине могут быть выданы сотни и тысячи отвечающих ему ссылок на документы. В большинстве случаев только 10 первых ссылок обладают достаточной релевантностью к запросу.
Естественно, хочется, чтобы документ оказался в первой десятке, поскольку большинство пользователей редко просматривает следующие за первой десяткой ссылки. Иными словами, если ссылка на документ будет одиннадцатой, то это также плохо, как если бы ее не было вовсе.
Основные поисковые машины
Какие из сотен поисковых машин действительно важны для вебмастера? Ну, разумеется, широко известные и часто используемые. Но при этом следует учесть ту аудиторию, на которую рассчитан Ваш сервер. Например, если Ваш сервер содержит узкоспециальную информацию о новейших методах доения коров, то вряд ли Вам стоит уповать на поисковые системы общего назначения. В этом случае я посоветовал бы обменяться ссылками с Вашими коллегами, которые занимаются сходными вопросами 🙂 Итак, для начала определимся с терминологией.
Существует два вида информационных баз данных о веб-страницах: поисковые машины и каталоги.
Поисковые машины: (spiders, crawlers) постоянно исследуют Сеть с целью пополнения своих баз данных документов. Обычно это не требует никаких усилий со стороны человека. Примером может быть поисковая система Altavista.
Для поисковых систем довольно важна конструкция каждого документа. Большое значение имеют title, meta-таги и содержимое страницы.
Каталоги: в отличие от поисковых машин в каталог информация заносится по инициативе человека. Добавляемая страница должна быть жестко привязана к принятым в каталоге категориям. Примером каталога может служить Yahoo. Конструкция страниц значения не имеет. Далее речь пойдет в основном о поисковых машинах.
Система открыта в декабре 1995. Принадлежит компании DEC. С 1996 года сотрудничает с Yahoo.
Запущенная в конце 1995 года, система быстро развивалась. В июле 1996 куплена Magellan, в сентябре 1996 — приобретена WebCrawler. Однако, оба используют ее отдельно друг от друга. Возможно в будущем они будут работать вместе.
Существует в этой системе и каталог — Excite Reviews. Попасть в этот каталог — удача, поскольку далеко не все сайты туда заносятся. Однако информация из этого каталога не используется поисковой машиной по умолчанию, зато есть возможность проверить ее после просмотра результатов поиска.
Запущена в мае 1996. Принадлежит компании Wired. Базируется на технологии поисковой машины Berkeley Inktomi.
Запущена чуть раньше 1995 года, широко известна, прекрасно ищет и легко доступна. В настоящее время «Ultrasmart/Ultraseek» содержит порядка 50 миллионов URL.
Опция для поиска по умолчанию Ultrasmart. В этом случае поиск производится по обоим каталогам. При опции Ultraseek результаты запроса выдаются без дополнительной информации. Поистине новая поисковая технология также позволяет облегчить поиски и множество других особенностей, которые Вы можете прочитать об InfoSeek. Существует отдельный от поисковой машины каталог InfoSeek Select.
Примерно с мая 1994 года работает одна из старейших поисковых систем Lycos. Широко известная и часто используемая. В ее состав входит поисковая машина Point (работает с 1995 года) и каталог A2Z (работает с февраля 1996 года).
Система OpenText появилась чуть раньше 1995 года. С июня 1996 года стала партнерствовать с Yahoo. Постепенно теряет свои позиции и вскоре перестанет входить в число основных поисковых систем.
Открыта 20 апреля 1994 года как исследовательский проект Вашингтонского Университета. В марте 1995 года была приобретена компанией America Online Существует каталог WebCrawler Select.
Старейший каталог Yahoo был запущен в начале 1994 года. Широко известен, часто используем и наиболее уважаем. В марте 1996 запущен еще один каталог Yahoo — Yahooligans для детей. Появляются все новые и новые региональные и top-каталоги Yahoo.
Поскольку Yahoo основан на подписке пользователей, в нем может не быть некоторых сайтов. Если поиск по Yahoo не дал подходящих результатов, пользователи могут воспользоваться поисковой машиной. Это делается очень просто. Когда делается запрос к Yahoo, каталог переправляет его к любой из основных поисковых машин. Первыми ссылками в списке удовлетворяющих запросу адресов идут адреса из каталога, а затем идут адреса, полученные от поисковых машин, в частности от Altavista.
Особенности поисковых машин
Каждая поисковая машина обладает рядом особенностей. Эти особенности следует учитывать при изготовлении своих страниц.
Тип поисковой машины
«Полнотекстовые» поисковые машины индексируют каждое слово на веб-странице, исключая лишь некоторые стоп-слова. «Абстрактные» поисковые машины создают некий экстракт каждой страницы.
Для вебмастеров полнотекстовые машины полезней, поскольку любое слово, встречающееся на веб-странице, подвергается анализу при определении его релевантности к запросам пользователей. Однако для абстрактных поисковых машин может случиться, что страницы проиндексированы лучше, чем для полнотекстовых. Это может исходить от алгоритма экстрагирования, например по частоте употребления в странице одних и тех же слов.
Размер поисковой машины определяется количеством проиндексированных страниц. Например, в поисковой машине с большим размером могут быть проиндексированы почти все ваши страницы, при среднем объеме ваш сервер может быть частично проиндексирован, а при малом объеме ваши страницы могут вообще не попасть в каталоги поисковой машины.
Дата индексирования документа
Некоторые поисковые машины показывают дату, когда был проиндексирован тот или иной документ. Это помогает пользователю понять, какой «свежести» ссылку выдает поисковая система. Другие оставляют пользователям только догадываться об этом.
Указанные (submitted) страницы
В идеале поисковые машины должны найти любые страницы любого сервера в результате прохода по ссылкам. Реальная картина выглядит по-другому. Станицы серверов гораздо раньше появляются в индексах поисковых систем, если их прямо указать (Add URL).
Не указанные (non-submitted) страницы
Если хотя бы одна страница сервера указана, то поисковые машины обязательно найдут следующие страницы по ссылкам из указанной. Однако на это требуется больше времени. Некоторые машины сразу индексируют весь сервер, но большинство все-таки, записав указанную страницу в индекс, оставляют индексирование сервера на будущее.
Этот параметр относится только к не указанным страницам. Он показывает сколько страниц после указанной будет индексировать поисковая система.
Большинство крупных машин не имеют ограничений по глубине индексирования. На практике же это не совсем так. Вот несколько причин, по которым могут быть проиндексированы не все страницы:
Если поисковый робот не умеет работать с фреймовыми структурами, то многие структуры с фреймами будут упущены при индексировании.
Тут примерно та же проблема, что и с фреймовыми структурами серверов.
Защищенные паролями директории и сервера
Некоторые поисковые машины могут индексировать такие сервера, если им указать Username и Password. Зачем это нужно? Чтобы пользователи видели, что есть на Вашем сервере. Это позволяет как минимум узнать, что такая информация есть, и, быть может, они тогда подпишутся на Вашу информацию.
Частота появления ссылок
Основные поисковые машины могут определить популярность документа по тому, как часто на него ссылаются из других мест Сети. Некоторые машины на основании таких данных «делают вывод» стоит или не стоит тратить время на индексирование такого документа.
Способность к обучению
Если сервер обновляется часто, то поисковая машина чаще будет его реиндексировать, если редко — реже.
Показывает, какими средствами можно управлять той или иной поисковой машиной. Все крупные поисковые машины руководствуются предписаниями файла robots.txt. Некоторые также поддерживают контроль с помощью META-тагов из самих индексируемых документов.
Некоторые сайты перенаправляют посетителей с одного сервера на другой, и этот параметр показывает какой URL будет связан с вашими документами. Это важно, поскольку, если поисковая машина не отрабатывает перенаправление, то могут возникнуть проблемы с несуществующими файлами.
Некоторые поисковые машины не включают определенные слова в свои индексы или могут не включать эти слова в запросы пользователей. Такими словами обычно считаются предлоги или просто очень часто использующиеся слова. А не включают их ради экономии места на носителях. Например, Altavista игнорирует слово web и для запросов типа web developer будут выданы ссылки только по второму слову. Существуют способы избежать подобного.
Влияние на алгоритм определения релевантности
Поисковые машины обязательно используют расположение и частоту повторения ключевых слов в документе. Однако, дополнительные механизмы увеличения степени релевантности для каждой машины различны. Этот параметр показывает, какие именно механизмы существуют для той или иной машины.
Все крупные поисковые системы «не любят», когда какой-либо сайт пытается повысить свой рейтинг путем, например, многократного указания себя через Add URL или многократного упоминания одного и того же ключевого слова и т. д. В большинстве случаев подобные действия (spamming, stacking) караются, и рейтинг сайта наоборот падает.
По идее, все поисковые машины должны учитывать метаданные при индексации страниц, однако на практике не все это делают.
Этот параметр показывает как поисковые машины генерируют заголовки ссылок для пользователя в ответ на его запрос.
Этот параметр показывает как поисковые машины генерируют описания ссылок для пользователя в ответ на его запрос.
Проверка статуса URL
Очень полезная для вебмастера черта поисковой машины — можно ли проверить насколько глубоко проиндексирован его сервер и есть ли он вообще в индексе поисковой машины.
Поисковые машины
Как правило, основной частью поисковой системы является поиско́вая маши́на (поиско́вый движо́к) — комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы. Основными критериями качества работы поисковой машины являются релевантность(степень соответствия запроса и найденного, то есть уместность результата), полнота базы, учёт морфологии языка. Индексация информации осуществляется специальными поисковыми роботами. В последнее время появился новый тип поисковых движков, основанных на технологии
Улучшение поиска — это одна из приоритетных задач сегодняшнего Интернета (см. про основные проблемы в работе поисковых систем в Глубокая паутина).
По данным компании Net Applications [1] в декабре 2007 года рыночная доля распределялась:
По данным аналитической компании comScore все поисковые сайты в декабре 2007 года обработали 66 млрд 221 млн поисковых запросов. [2] [3] Яндекс попал в статистику и находится на 9-ом месте. Таблица сравнения поисковых систем: http://s41.radikal.ru/i091/0906/93/eabbd5e9414e.bmp
Содержание
История
Одним из первых инструментов поиска в интернете (до WWW) был Archie.
Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», уже не существующий индекс, который создавал «World Wide Web Wanderer» — бот, разработанный Мэтью Грэем (англ. Matthew Gray ) из Массачусетского технологического института в 1993. Также в 1993 году появилась поисковая система «Aliweb», работающая до сих пор. Первой полнотекстовой (т. н. «crawler-based», то есть индексирующей ресурсы при помощи робота) поисковой системой стала «WebCrawler», запущенная в 1994. В отличие от своих предшественников, она позволяла пользователям искать по любым ключевым словам на любой веб-странице — с тех пор это стало стандартом во всех основных поисковых системах. Кроме того, это был первый поисковик, о котором было известно в широких кругах. В 1994 был запущен «
Вскоре появилось множество других конкурирующих поисковых машин, таких как «Excite», «Infoseek», «Inktomi», «Northern Light» и «интернет-каталогами, такими, как «Yahoo!». Позже каталоги соединились или добавили к себе поисковые машины, чтобы увеличить функциональность. В 1996 году русскоязычным пользователям интернета стало доступно морфологическое расширение к поисковой машине Altavista и оригинальные российские поисковые машины Aport. 23 сентября 1997 была открыта поисковая машина Яндекс.
В последнее время завоёвывает всё большую популярность практика применения методов кластерного анализа и метапоиска. Из международных машин такого плана наибольшую известность получила «Clusty» компании Vivísimo. В 2005 году на российских просторах при поддержке МГУ запущен поисковик кластеризацию. В 2006 году открылась российская метамашина [4] с визуальной кластеризацией.
Помимо поисковых машин для Всемирной паутины, существовали и поисковики для других протоколов, такие как Archie для поиска по анонимным Gopher.