Что такое покаяние определение

Покаяние, каяться

I. ПЕРЕВОД

Слово «каяться», которым в Синод. пер. передается ряд евр. и греч. слов [евр. шув, «обратиться», «возвратиться», нахам, «сожалеть о чем-либо», «раскаиваться в чем-либо» и греч. метаноэйн, «изменять образ мыслей» ] часто трактуется только в значении греч. метаноэйн – «изменять образ мыслей». Однако подобное толкование слишком односторонне. Греч. слово метанойа («покаяние») в своем значении восходит к ВЗ, передавая смысловое содержание евр. слова шув (хотя в Септуагинте шув передается как эпистрэфэйн – «оборачиваться», «возвращаться»). Слово шув имеет более широкое значение, чем просто «духовный процесс изменения взглядов». Оно относится к существу человека и обозначает его полное обращение к Яхве. Это выражается в повиновении Божьей воле, в доверии к Господу, в отказе от помощи других богов и людей (в частн., от вступления в воен. коалиции с язычниками), в недопущении злых и богопротивных поступков. Все это присутствует и в новозаветном понятии «П.», которое существенно обедняется, когда его сводят к значению слова метанойа.

II. КТО ПРИВОДИТ К ПОКАЯНИЮ

III. ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЯНИЯ

П. и обращение начинаются с отказа от самооправдания и, возможно, даже с отказа человека от своей предыдущей жизни. Это может сопровождаться внешними проявлениями: постом ( Иоил. 2:12 ; Ион. 3:5 ), плачем ( Мф. 26:75 ; Лк. 7:37 ), разрыванием одежд ( 3Цар. 21:27 ; 1Езд. 9:3 ), облачением в траур ( Ион. 3:5 ) и биением себя в грудь ( Лк. 18:13 ). Пророки во все времена выступали против внешнего П., не сопровождавшегося искренним обращением. Иoиль призывает вместо разрывания одежд «раздирать» сердца ( Иоил. 2:12 ), а Иоанн Креститель предостерегает от внешнего притворства, оставляющего в забвении «достойный плод покаяния» ( Мф. 3:7 ). Истинное П., начинающееся с признания собств. вины ( Иов. 42:6 ), ведет к совершению праведных поступков ( Деян. 26:20 ), включая отказ от прежнего образа жизни ( Рим. 6:1 ).

IV. ПОКАЯНИЕ И НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ

П. тесно связано с верой, возрождением и крещением ( Мк. 1:15 ; Лк. 24:47 ; Деян. 2:38 ). Именно эту связь имел, вероятно, в виду автор Послания к Евреям, когда писал о возможности покаяться лишь единожды ( Евр. 6:4–6 ; ср. Евр. 12:17 ). Т.о., несмотря на безграничность Божьей милости, возможность к П. имеет свои пределы. Человек кается однажды, как однажды принес Себя в жертву Христос ( Евр. 7:27 ; Евр. 9:12 ; Евр. 10:10 ). Сознат. совершение тяжкого греха может сделать П. невозможным, т.к. истинное П. включает не только признание вины, но и отказ от греховных поступков. Отказ покаяться приводит к ожесточению человека (ср. Рим. 9:18 ). После Второго пришествия Иисуса П. станет невозможным. Именно поэтому в Сир. 18:22 звучит призыв не откладывать обращение и П. до смертного одра (что было обычным явлением в древней Церкви). Наряду с П. как поступком, совершаемым лишь однажды на пути обращения к Богу, существует повседневное П., каждый раз заново подтверждающее уже совершенное однажды: «умерли со Христом» ( Рим. 6:8 ), «умер однажды» ( Рим. 6:10 ), но, несмотря на это, необходимо «почитать себя мертвыми» ( Рим. 6:11 ). Решение обратиться не принимается каждый раз заново, но постоянно подтверждается и укрепляется.

V. ПРОПОВЕДИ О ПОКАЯНИИ В БИБЛИИ

В Библии содержится множество проповедей о П. Главными проповедниками П. в ВЗ были Иеремия ( Иер. 2:1 ; Иер. 3:1 ), ( Ам. 5 ), Иона ( Ион. 5 ), а в НЗ – Иоанн Креститель ( Мф. 3:1 ). Эту традицию продолжил Иисус, а ап. Петр ввел ее в древней Церкви (см. Деян. 2:14.37 ). В проповеди о П. человеку указываются пути Господни ( Ис. 55:7 ; Иер. 25:5 ) и обличаются его собственные «злые пути», ведущие к несправедливости ( Ам. 3:10 ) и в конечном итоге – к смерти ( Иер. 21:8 ). Эта проповедь отнюдь не призвана повергнуть слушателя в отчаяние, она открывает ему путь спасения ( Ам. 9:11 ; Лк. 3:18 ). В этом и заключается ее отличие от предсказаний грядущих бед. Следствием истинной проповеди П. является обращение грешника, принятие им Евангелия ( Мк. 1:15 ) и прощение грехов ( Лк. 24:47 ; Деян. 5 и др.). Церковь по повелению Христа возлагает на себя миссию проповедовать П. всему человечеству ( Лк. 24:47 ; Деян. 17:30 ). ⇒ Обращение, обратить, обратиться.

Источник

Что есть покаяние, а что таковым не является

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. (Лк. 15,17-20)

Что такое покаяние определение. Смотреть фото Что такое покаяние определение. Смотреть картинку Что такое покаяние определение. Картинка про Что такое покаяние определение. Фото Что такое покаяние определение
Архимандрит Нектарий (Антонопулос)

Отцы Церкви называют покаяние «вторым Крещением», «обновлением Крещения». Через Таинство Крещения мы входим в Церковь, вступаем на путь, ведущий к Царствию Божию. Благодаря второму Крещению – покаянию – человек может слезами раскаяния омыться от греха, восстать от своего падения, исцелиться от ран и продолжить путь к Богу. К сожалению, немногие знают, что есть покаяние, каков его глубочайший смысл, в чем нужно каяться.

Покаяние не является некой юридической процедурой, которая освобождает человека от ощущения вины. Это не формальная исповедь, которую человек зачастую позволяет себе перед великими праздниками. Путь, пройденный блудным сыном, свидетельствует совсем об ином.

Само слово «покаяние»[1] означает кардинальное изменение человеческого существа, его возрождение, изменение образа мыслей, перемену жизни, отрицание греха всем сердцем. Другими словами, мы должны осознать всем своим существом, что путь греха, по которому мы шли, ведет к погибели. Нам нужно понять, что мы оказались в каком-то болоте, далеко от родного дома. Нам следует остановиться и сказать себе: «Куда мы идем? Это же безумие! У нашего Отца роскошный дворец, где все радует глаз, а мы сидим в трясине!» Мы должны найти в себе решимость вернуться в отцовский дом, в объятия Бога Отца и своих собратьев.

Для того, чтобы покаяние было истинным, нужно, чтобы оно совершилось на деле. Священномученик Косма Этолийский[2] говорит: «Даже если тебя простили все духовники, патриархи, архиереи и весь мир, ты все равно не будешь прощен, если не покаешься на деле». То есть если мы не удалимся от греха и не изменим свою жизнь, наше покаяние не будет истинным. Оно даже не является покаянием в полном смысле слова.

Многие люди с готовностью подходят к духовнику, удрученные тяжестью психологических и других проблем. Они исповедуются со слезами и дают обещания, что больше не вернутся к греху, что изменят свою жизнь и т.д. Но насколько глубоко такого рода покаяние? Оно не должно ограничиваться взрывом эмоций. Требуется время, труд, навык в добродетели и борьба с грехом при содействии благодати Божией. При этом покаяние осуществляется подспудно, тайным образом, в душе человека. Подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит… (Мк. 4,26-28).

Как мы уже сказали, покаяние невозможно без благодати Божией. Человек, пребывая во тьме греха, не понимая, насколько прекрасна жизнь в Боге, не может ощутить разницы между греховной жизнью мира и святой жизнью Церкви. Только когда благодать Божия всеет в его сердце семя Божественной любви, он сможет увидеть свою духовную несостоятельность. Солнечный свет, проникая в темную комнату, освещает все. Так и благодать Божия открывает нам опустошенность наших душ, обнажает наши страсти, наши грехи. Потому святые так усиленно просили Бога: «Даруй мне покаяние всецелое». Истинное покаяние – безопасный путь, ведущий в Царствие Божие.

Что такое исповедь

Если покаяние, то есть чувство раскаяния и неприятия греха, является как бы вступлением в Таинство, то исповедь, а именно исповедание грехов перед духовником, – это само Таинство. Как по поводу покаяния, так и по поводу исповеди существуют некоторые заблуждения.

Например, многие считают, что исповедь – это нечто вроде беседы, в которой обсуждаются наши грехи. Какое, однако, отношение имеет это к Таинству Покаяния? Если мы попытаемся проанализировать, что подвигает многих из нас к исповеди, то выяснится, что одни при этом стремятся получить некое облегчение от чувства вины; других гонит к священнику страх перед «наказанием» от Бога; третьи приходят не с целью, собственно, покаяться, а только для того, чтобы потом причаститься. Однако все это имеет слишком отдаленное отношение, или вовсе не имеет, к исповеди и покаянию.

Можно привести и другой образ. Подобно тому как больной человек показывает свои язвы врачу, описывает свою боль, беспокойство, ничего не скрывая, так же и мы поступаем на исповеди. Мы обнажаем свою душу, открываем свои ссадины, ушибы, признаем поставленный нам диагноз. Если ничего этого не происходит, то мы уйдем, не имея шансов когда-либо исцелиться. Язвы увеличатся, разложение и гниение будет прогрессировать, заражение основательно подорвет наше здоровье и приведет к смерти[3].

Из всего этого следует, что не Богу нужна наша исповедь, а мы нуждаемся в ней. Не нужно думать, что, исповедуясь, мы как бы оказываем некую услугу Богу. Все совсем не так, однако Он, как попечительный Отец, терпеливо, с неиссякаемой любовью ждет нашего обращения.

В этой связи стоит отметить, что если в западных христианских вероисповеданиях на исповеди, формальной и законнической, духовник и кающийся разделены друг от друга некоей ширмой, то в Православной Церкви исповедь осуществляется в непосредственном общении с духовенством, она возможна под духовным руководством, при личных контактах между духовным отцом и его чадами. Надо сказать, что многие исповедуются по обстоятельствам, там, где найдут духовника, и всякий раз у разных священников. Однако следует помнить, что здесь происходит то же самое, что и при телесных болезнях. Если каждый раз менять врача, то и лечение не может быть полноценным. Наш духовник – это единственный, кто знает «историю болезни», наши прежние прегрешения, особенности течения заболевания, – он один может нам эффективно помочь.

Другие люди приспособились, как говорят, иметь «две двери». У них есть постоянный духовник, но когда совершается что-то особо тяжкое, от стыда они избегают исповедоваться своему батюшке и идут к кому-то другому. Такое поведение, конечно, является ребячеством и насмешкой над Таинством. Оно показывает, насколько мы далеки от истинного покаяния.

Итак, необходимо стремиться к тому, чтобы иметь одного духовника, тогда наш путь будет безопаснее. Конечно, бывают ситуации, когда приходится менять священника. Но на это нужно решаться с большой осторожностью, рассудительностью, а главное, после внимательного исследования внутренних причин, побуждающих к подобной перемене.

[1] «Покаяние» (греч.) – полное изменение существа.

[2] Сщмч. Косма (1714-1779; пам. 11/24 авг.) – один из духовных вождей Греции периода османского ига; родом из области Этолия, окончил Афонскую духовную семинарию, пострижен в монастыре Филофей. Будучи рукоположен во пресвитера, вел активную проповедническую деятельность, за которую принял мученическую кончину. В 1961 г. канонизирован Элладской Православной Церковью.

Источник

Покаяние

Покая́ние (от греч. μετάνοια (мета­нойя) — пере­мена созна­ния, пере­осмыс­ле­ние, про­зре­ние; в сербск. пре­умљење) —

1) глу­бо­кое рас­ка­я­ние, сокру­ше­ние о грехах, харак­те­ри­зу­е­мое печа­лью и скор­бью, вызван­ной уязв­ле­нием сове­сти, но глав­ное, живым ощу­ще­нием раз­лу­че­ния с Богом; сопро­вож­да­е­мое твер­дым жела­нием очи­ще­ния, пре­об­ра­же­ния жизни; упо­ва­нием и надеж­дой на Гос­пода. В широ­ком смысле под пока­я­нием под­ра­зу­ме­ва­ется фун­да­мен­таль­ная пере­мена в жизни: от про­из­вольно-гре­хов­ной, само­лю­би­вой и само­до­ста­точ­ной – к жизни по запо­ве­дям Божиим, в любви и стрем­ле­нии к Богу.

2) Таин­ство Церкви, в кото­ром, по искрен­нем испо­ве­да­нии грехов перед лицом свя­щен­ника, греш­ник по мило­сер­дию Божию силой Боже­ствен­ной бла­го­дати осво­бож­да­ется от гре­хов­ной нечи­стоты.

Пока­я­ние – изме­не­ние внут­рен­ней и внеш­ней жизни чело­века, заклю­ча­ю­ще­еся в реши­тель­ном отвер­же­нии греха и стрем­ле­нии про­во­дить жизнь в согла­сии со все­свя­той волей Бога.

Пока­я­ние начи­на­ется с изме­не­ния чело­ве­че­ского ума, отвра­ща­ю­ще­гося от греха и жела­ю­щего соеди­ниться с Богом. Пока­я­ние всегда есть умо­пе­ре­мена, то есть пере­мена одного направ­ле­ния ума на другое. За изме­не­нием ума сле­дует изме­не­ние сердца, кото­рому Бог дает опытно познать Свою бла­го­дат­ную любовь и свя­тость. Позна­ние любви и свя­то­сти Божьей дает силы чело­веку не повто­рять грех и про­ти­во­сто­ять его дей­ствиям. В тоже время, бла­го­дат­ное вку­ше­ние Боже­ствен­ной любви и свя­то­сти тре­бует от чело­века нема­лого подвига для ее удер­жа­ния в своей душе. В этом подвиге Бог испы­ты­вает сво­бод­ное наме­ре­ние чело­века отри­нуть грех и вечно пре­бы­вать с Ним.

Сле­до­ва­ние Боже­ствен­ным запо­ве­дям встре­чает сопро­тив­ле­ние пад­шего чело­ве­че­ского есте­ства, отчего пока­я­ние нераз­рывно свя­зано с напря­же­нием воли в дви­же­нии от греха к Богу или подвиж­ни­че­ством. В подвиж­ни­че­стве от чело­века тре­бу­ется искрен­нее жела­ние пре­одо­леть грех, а от Бога пода­ется бла­го­дать для его пре­одо­ле­ния. Пока­ян­ный подвиг – дело всей жизни чело­века, поскольку чело­век всю жизнь должен стре­миться к соеди­не­нию с Богом и осво­бож­де­нию от греха.

Для отпу­ще­ния соде­ян­ных грехов Цер­ко­вью уста­нов­лено Таин­ство Пока­я­ния (Испо­ведь), тре­бу­ю­щего искрен­него рас­ка­я­ния чело­века в совер­шен­ном грехе и реши­мо­сти не повто­рять его с помо­щью Бога. Пока­я­ние – это обли­че­ние своего греха, это реши­мость не повто­рять его в даль­ней­шем.

Мы грешим против Бога, против ближ­него и против самих себя. Грешим делами, сло­вами и даже мыс­лями. «Нет чело­века, кото­рый пожи­вет на земле и не согре­шит», гово­рится в заупо­кой­ной молитве. Но нет и такого греха, кото­рый не про­ща­ется Богом при нашем пока­я­нии. Ради спа­се­ния греш­ни­ков Бог стал чело­ве­ком, был распят и вос­крес из мерт­вых.

Явно испо­ведь при­ни­мает свя­щен­ник, а неви­димо – Сам Гос­подь, давший пас­ты­рям Церкви отпус­кать грехи. «Гос­подь и Бог наш Иисус Хри­стос, бла­го­да­тию и щед­ро­тами Своего чело­ве­ко­лю­бия, да про­стит тебе вся пре­гре­ше­ния твоя, и я, недо­стой­ный иерей, вла­стью Его, мне данною, прощаю и раз­ре­шаю тебя от всех грехов твоих», – сви­де­тель­ствует свя­щен­ник.

Каждая испо­ведь — сту­пень

В раз­ре­ши­тель­ной молитве, кото­рую свя­щен­ник читает над каждым чело­ве­ком инди­ви­ду­ально, есть такие слова: «При­мири и соедини его Святей Твоей Церкви… подаждь ему образ пока­я­ния…» То есть время для пока­я­ния вроде уже кон­чи­лось, вроде чело­век испо­ве­дался, а просит Гос­пода, чтобы подал ему образ пока­я­ния. А почему? Потому, как гово­рят святые отцы, что, когда чело­век входит в темную ком­нату, он вна­чале не видит ничего, а потом глаза отды­хают, он начи­нает раз­ли­чать круп­ные пред­меты, потом более мелкие, а если осве­тить ком­нату, то он будет еще более подробно всё видеть – от испо­веди к испо­веди чело­век духовно про­зре­вает.

Каждая испо­ведь – есть сту­пень для сле­ду­ю­щего этапа. Гос­подь потом ещё откры­вает, ещё, по частям. Сна­чала – самое глав­ное, замет­ное, потом меньше, меньше, меньше, даже до слов иногда вспо­ми­на­ется то, как чело­век согре­шил. Это и есть тот труд пока­ян­ный, кото­рый совер­шает чело­век, ста­ра­ю­щийся изба­виться от грехов.

Чем истин­ное хри­сти­ан­ское пока­я­ние отли­ча­ется от меха­ни­че­ского пере­чис­ле­ния грехов?

Отно­ше­ние к пока­я­нию как к меха­ни­че­скому дей­ствию осво­бож­де­ния от гнёта греха стро­ится на ложной, грубо-юри­ди­че­ской интер­пре­та­ции учения о Спа­се­нии и под­ра­зу­ме­вает, в каче­стве глав­ного усло­вия, необ­хо­ди­мость меха­ни­че­ского пере­чис­ле­ния грехов. Сооб­разно этой идее, самое важное — озву­чить грехи перед свя­щен­ни­ком; тот в свою оче­редь помо­лится, а Бог, будучи бес­ко­нечно мило­серд­ным, непре­менно отклик­нется и про­стит.

В дей­стви­тель­но­сти же основа пока­я­ния должна лежать не только в осо­зна­нии вины, но и в твер­дом жела­нии внут­рен­него очи­ще­ния, изме­не­ния жизни, иско­ре­не­ния гре­хов­ных жела­ний, гре­хов­ных стра­стей. Плодом пока­я­ния должны быть не только слёзы сожа­ле­ния о грехе, но и добрые дела. Без такого стрем­ле­ния невоз­можно упо­доб­ле­ние Богу, соеди­не­ние с Ним и обо­же­ние. Если чело­век, каясь о грехах, имеет в виду выше­ска­зан­ное, Бог помо­гает ему, укреп­ляет духов­ные силы, утвер­ждает в добре.

По мере воз­рас­та­ния в пра­вед­но­сти чело­век начи­нает заме­чать в себе и сокру­шаться даже и о таких помыс­лах, мыслях, поступ­ках, о кото­рых раньше не заду­мы­вался (в плане нрав­ствен­ной оценки) или же вовсе не считал их гре­хами. Чем чище и совер­шен­нее ста­но­вится чело­век, тем выше ста­но­вится и его спо­соб­ность к долж­ному вос­при­я­тию бла­го­дати, тем выше радость от обще­ния с Богом и выше спо­соб­ность жить по зако­нам Цар­ства святых.

Меха­ни­че­ское пока­я­ние сви­де­тель­ствует о непо­ни­ма­нии чело­ве­ком соб­ствен­ной гре­хов­но­сти. И если оно посто­янно сопро­вож­да­ется неже­ла­нием каю­ще­гося отка­зы­ваться от греха, неже­ла­нием рабо­тать над собой, в этом может усмат­ри­ваться злое упор­ство, грубое пре­не­бре­же­ние Божьим зако­ном: мол, пони­маю, что согре­шаю, но исправ­ляться, увы, не желаю.

По этой при­чине спут­ни­ком меха­ни­че­ского пока­я­ния нередко высту­пает само­оправ­да­ние и обви­не­ние ближ­них. Хри­сти­ан­ское же пока­я­ние тре­бует при­зна­ния и осмыс­ле­ния соб­ствен­ной вины и не под­ра­зу­ме­вает пере­бра­сы­ва­ния личной ответ­ствен­но­сти на других.

Чем пока­я­ние отли­ча­ется от рас­ка­я­ния?

В оби­ходе, как пра­вило, отож­деств­ля­ются сов­ме­сти­мые, но отнюдь не сино­ни­мич­ные тер­мины — пока­я­ние и рас­ка­я­ние. Если судить по про­изо­шед­шему с Иудой (см. Мф.27:3–5 ), рас­ка­я­ние может быть и без пока­я­ния, т. е. бес­по­лез­ным, а то и поги­бель­ным. Несмотря на свое созву­чие в рус­ском языке, в тексте Свя­щен­ного Писа­ния этим тер­ми­нам соот­вет­ствуют раз­но­ко­рен­ные слова μετάνοια (мета­нойя) и μεταμέλεια (мета­ме­лия). Слово μετανοέω (мета­ноэо) значит «пере­ме­нять свой образ мыслей», изме­нять виде­ние, пони­ма­ние смысла жизни и ее цен­но­стей. А эти­мо­ло­гия слова μεταμέλεια (мета­ме­лия) (μέλομαι, меломэ — забо­титься) ука­зы­вает на изме­не­ние пред­мета заботы, устрем­ле­ний, попе­че­ний. Пока­я­ние в отли­чие от рас­ка­я­ния пред­по­ла­гает именно глу­бин­ное пере­осмыс­ле­ние всего в корне, пере­мену не только пред­мета стрем­ле­ний, забот, но каче­ствен­ную пере­мену самого ума.

Воз­можно ли пока­я­ние после смерти?

Пока­я­ние как сред­ство очи­ще­ния чело­века от скверны греха, сред­ство вос­ста­нов­ле­ния лич­ност­ных отно­ше­ний с Богом воз­можно для чело­века только в рамках земной жизни. Земная Цер­ковь предо­став­ляет ему для этого все необ­хо­ди­мые бла­го­дат­ные дары.

В ад же чело­век попа­дает в том случае, если не уде­ляет спа­се­нию долж­ного вни­ма­ния или даже прямо про­ти­вится Божьему Про­мыслу о спа­се­нии. Соб­ственно, поэтому ад и ста­но­вится его посмерт­ным при­ста­ни­щем до дня Страш­ного Суда, как зако­но­мер­ный итог доб­ро­вольно выбран­ного им жиз­нен­ного пути.

Несмотря на то, что в аду нет места пока­я­нию (изме­не­нию жизни в соот­вет­ствии с Божьими Запо­ве­дями), там есть рас­ка­я­ние (сожа­ле­ние о совер­шён­ном грехе), и причём очень мучи­тель­ное. Однако рас­ка­я­ние греш­ника в аду — в отли­чие от пока­я­ния пра­вед­ника, сожа­ле­ю­щего о совер­шен­ном грехе прежде всего как о пре­граде к обще­нию с Богом, часто обу­слов­ли­ва­ется ужасом поло­же­ния и сожа­ле­нием об утрате земных благ, а его отно­ше­ние к Богу часто сопро­вож­да­ется оже­сто­че­нием.

Это душев­ное состо­я­ние можно оха­рак­те­ри­зо­вать так: рас­ка­я­ние есть — а любви к Богу нет, и жела­ния жить по зако­нам святых — тоже нет. Полу­ча­ется, что даже если бы он, пре­бы­вая в таком состо­я­нии, и был пере­ве­ден в Цар­ство святых, разве он радо­вался бы там той же радо­стью, кото­рую испы­ты­вают святые? Если Бог ему не нужен, а запо­веди чужды или, что хуже, нена­вистны, что ему делать в Раю?

Соб­ственно рас­по­ло­жен­ность души к аду или Раю без­оши­бочно выяв­ля­ется уже и на част­ном суде. Стало быть, невоз­мож­ность пока­я­ния за гробом нельзя сво­дить к гру­бому юри­дизму, мол греш­ник и рад бы при­не­сти пока­я­ние, да Бог не доз­во­ляет: греш­ник сам запи­рает для себя двери к пока­я­нию, двери к Цар­ству Небес­ному, ещё на земле.

Спра­вед­ливо ли опре­де­лять для чело­века участь в веч­но­сти на осно­ва­нии крат­кой земной жизни?

Грехи имеют свой­ство пере­рас­тать в стра­сти, а добрые дела — в доб­ро­де­тели. Вре­мени земной жизни чело­века вполне доста­точно для того, чтобы духовно опре­де­литься по отно­ше­нию к Богу, при­об­щиться к Его благой воле или вос­про­ти­виться ей, избрать спа­се­ние или поги­бель.

Воз­можно ли пока­я­ние для неве­ру­ю­щих?

Одна при­хо­жанка в неко­то­ром недо­уме­нии рас­ска­зы­вает: “Я никак не могу бро­сить курить. И молюсь, и испо­ве­ду­юсь, и помощи Божией прошу, а никак грех куре­ния побе­дить не могу. А вот мой кол­лега, чело­век вообще неве­ру­ю­щий, поду­мал, что куре­ние это плохо, взял и бросил. Значит, он побе­дил грех, а в книгах мы читаем, и в про­по­ве­дях отцы гово­рят, что без помощи Божией, без молитвы побе­дить грех невоз­можно”.
Дей­стви­тельно, так бывает, можно при­ве­сти и мно­же­ство других при­ме­ров, как пра­во­слав­ный чело­век не может спра­виться, напри­мер, со зло­упо­треб­ле­нием алко­го­лем, а другой чело­век, просто жела­ю­щий вести здо­ро­вый образ жизни, и про Бога не думает, на испо­веди не кается, а взял и бросил. Но ведь грех — это не просто кон­крет­ный посту­пок или наша при­вычка, но — это состо­я­ние нашей души, это то, что отде­ляет нас от Бога. В прин­ципе, грех у нас один: он в том, что мы отпали от Бога — и потому, что носим печать пер­во­род­ного греха, и в резуль­тате своих соб­ствен­ных грехов. Мы не можем видеть Бога, с Богом общаться, у нас и потреб­но­сти нет Его видеть, — вот это и есть грех. А все кон­крет­ные про­яв­ле­ния — курил чело­век, или еще что-то делал — это только част­но­сти. Можно не курить, не гра­бить банк, не воро­вать, и при этом быть дале­ким от Бога.
Исходя из такого пони­ма­ния, очи­ще­ние от греха, пока­я­ние — это пере­мена образа мыш­ле­ния, образа жизни. Это вообще — другая жизнь: чело­век жил вне Бога, вся жизнь его была без Бога, он не думал о грехах, а сейчас он пока­ялся, отрекся, пере­ме­нился, начал жить для Бога, для соеди­не­ния с Ним.
cвя­щен­ник Нико­лай Лызлов

Грехи наши и паде­ния были видимы миру, но наше пока­я­ние было дове­домо и зримо только одному Гос­поду Богу.
игумен Фео­до­сий

Пока­я­ние всегда при­лично всем греш­ни­кам и пра­вед­ни­кам, жела­ю­щим улу­чить спа­се­ние. И нет пре­дела усо­вер­ше­нию, потому что совер­шен­ство и самых совер­шен­ных под­линно несо­вер­шенно. Посему-то пока­я­ние до самой смерти не опре­де­ля­ется ни вре­ме­нем, ни делами.
прп. Исаак Сирин

Источник

Таинство Покаяния: богословские аспекты

высо­ко­прео­свя­щен­ный Евге­ний, архи­епи­скоп Верей­ский

Пока­я­ние: содер­жа­ние поня­тия

Слово «пока­я­ние» про­ис­хо­дит от гла­гола, исход­ное зна­че­ние кото­рого «пони­маю впо­след­ствии, изме­няю свое мнение». В Ветхом Завете соот­вет­ству­ю­щее слово про­ис­хо­дит от еврей­ского гла­гола, озна­ча­ю­щего «воз­вра­щаться», т. е. отка­заться от греха и устре­миться к Богу (ср.: Иер.18:11 ). В Новом Завете термин сохра­няет зна­че­ние нрав­ствен­ного воз­вра­ще­ния. Но в духе ново­за­вет­ного учения пока­я­ние ока­зы­ва­ется уже необ­хо­ди­мым усло­вием для дости­же­ния Цар­ствия Божия: «Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное» ( Мф.4:17 ). В свя­то­оте­че­ской пись­мен­но­сти появ­ля­ется целая гамма тол­ко­ва­ний и вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щих опре­де­ле­ний поня­тия «пока­я­ние». Согласно Кли­менту Алек­сан­дрий­скому, пока­я­ние — это исце­ле­ние1, согласно прп. Иоанну Лествич­нику, оно — «при­ми­ре­ние с Богом», «созна­тель­ное очи­ще­ние», «доб­ро­воль­ное пре­тер­пе­ва­ние всех скор­бей»2, согласно прп. Симеону Новому Бого­слову — «созна­тель­ная борьба с самим собой»3. В бого­слов­ских кате­го­риях, выра­бо­тан­ных в сред­не­ви­зан­тий­ской пат­ри­стике, пока­я­ние каса­ется не при­род­ной «воли», а «жела­ния, выбора, про­из­во­ле­ния»; не самой «при­роды», а «спо­со­бов» или «обра­зов» ее бытия. Прп. Максим Испо­вед­ник писал: «Достой­ные пока­я­ния пове­лел ему сотво­рить плоды. То есть изме­нить внеш­ние образы согласно скры­тому рас­по­ло­же­нию сердца»4.

Таково вообще зна­че­ние слова «пока­я­ние». Но в сакра­мен­то­ло­гии под Пока­я­нием как назва­нием таин­ства под­ра­зу­ме­ва­ется особое цер­ков­ное дей­ствие — испо­ведь греш­ника и совер­ше­ние опре­де­лен­ного чина свя­щен­но­слу­жи­те­лем. Так, блж. Симеон Солун­ский писал, что Пока­я­ние — это «одно из таинств»5.

Опре­де­ле­ния

В соот­вет­ствии с загла­вием, в насто­я­щем докладе будут затро­нуты именно бого­слов­ские аспекты таин­ства Пока­я­ния. Суще­ствует мно­же­ство спе­ци­аль­ных вопро­сов, каса­ю­щихся исто­ри­че­ского ста­нов­ле­ния совре­мен­ного чино­по­сле­до­ва­ния этого таин­ства, его свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ний, допол­ня­ю­щих и обо­га­ща­ю­щих одно другое, а также кано­ни­че­ских аспек­тов (вклю­чая слож­ный вопрос о пока­ян­ной дис­ци­плине), — но все это пред­по­ла­га­ется отра­зить в отдель­ных сооб­ще­ниях, нас же в данном случае инте­ре­сует док­три­наль­ная сто­рона темы.

Тра­ди­ци­онно таин­ство Пока­я­ния рас­смат­ри­ва­ется как одно из семи таинств Церкви. Напом­ним его крат­кие опре­де­ле­ния:

«Пока­я­ние есть таин­ство, в кото­ром испо­ве­ду­ю­щий грехи свои, при види­мом изъ­яв­ле­нии про­ще­ния от свя­щен­ника, неви­димо раз­ре­ша­ется от грехов Самим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом»16.

«Таин­ство Пока­я­ния есть Бого­учре­жден­ный обычай, в нем Бог через иерея про­щает совер­шен­ные после Кре­ще­ния тем, кто искренно кается и испо­ве­дает их свя­щен­нику»7.

Струк­тура таин­ства

Рас­смот­рим состав­ля­ю­щие эле­менты таин­ства Пока­я­ния. В дог­ма­ти­че­ских бого­слов­ских систе­мах было при­нято отдельно рас­смат­ри­вать т. н. неви­ди­мую и види­мую сто­роны таинств. В Пока­я­нии т. н. неви­ди­мая сто­рона таин­ства вклю­чает, с одной сто­роны, рас­ка­я­ние хри­сти­а­нина в своих грехах, а с другой — про­ще­ние этих грехов Богом. Види­мая же сто­рона состоит, во-первых, в устном испо­ве­да­нии грехов перед свя­щен­ни­ком и, во-вторых, в раз­ре­ше­нии грехов каю­ще­гося со сто­роны свя­щен­ника.

Поэтому схе­ма­ти­че­ски струк­туру таин­ства можно пред­ста­вить сле­ду­ю­щим обра­зом:

(1) Рас­ка­я­ние — (2) Испо­ве­да­ние — (3) Раз­ре­ше­ние — (4) Про­ще­ние.

Оста­но­вимся подроб­нее на каждом из этих пунк­тов.

Таким обра­зом, таин­ство Пока­я­ния имеет целью удо­сто­ве­рить как искрен­нее рас­ка­я­ние хри­сти­а­нина в совер­шен­ных им грехах, так и непре­лож­ность про­ще­ния, даро­ван­ного каю­ще­муся Самим Богом. Рас­ка­я­ние явля­ется доста­точ­ным усло­вием для при­ня­тия про­ще­ния от Бога.

Бого­слов­ские аспекты

Теперь обра­тимся к основ­ным бого­слов­ским аспек­там таин­ства.

Необ­хо­ди­мость таин­ства Пока­я­ния

В таин­стве Кре­ще­ния, кото­рое явля­ется таин­ством вступ­ле­ния в Цер­ковь, дару­ется полное про­ще­ние всех грехов. Однако Кре­ще­ние не уни­что­жает гре­хов­ную повре­жден­ность чело­ве­че­ской при­роды, а потому и после Кре­ще­ния чело­век про­дол­жает совер­шать грехи, кото­рые отчуж­дают его от Бога и пути спа­се­ния, то есть от цер­ков­ного обще­ния. Поэтому в Церкви суще­ствует необ­хо­ди­мость осо­бого таин­ства для очи­ще­ния чело­века от посто­янно совер­ша­е­мых им грехов. По этой при­чине таин­ство Пока­я­ния име­ну­ется «Вторым Кре­ще­нием», или «Кре­ще­нием сле­зами», а также Таин­ством при­ми­ре­ния — при­ми­ре­ния с Богом и Его Цер­ко­вью.

Про­ще­ние грехов через Цер­ковь

Таин­ство Пока­я­ния явля­ется таин­ством осво­бож­де­ния чело­века от гре­хов­ного плена и воз­вра­ще­ния в состо­я­ние оправ­дан­но­сти и Бого­усы­нов­ле­ния.

О необ­хо­ди­мо­сти про­ще­ния грехов как осо­бого деяния гово­рил Сам Гос­подь Иисус Хри­стос во время Своего зем­ного слу­же­ния. Более того, Он запо­ве­дал и пору­чил совер­шать про­ще­ние грехов Своим апо­сто­лам, дав им для этого особую власть:

«Истинно говорю вам: что вы свя­жете на земле, то будет свя­зано на небе; и что раз­ре­шите на земле, то будет раз­ре­шено на небе» ( Мф.18:18 ).

Также и после Своего вос­кре­се­ния из мерт­вых, явив­шись Две­на­дцати, Гос­подь сказал им:

«Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посы­лаю вас. Сказав это, дунул, и гово­рит им: при­мите Духа Свя­таго. Кому про­стите грехи, тому про­стятся; на ком оста­вите, на том оста­нутся» ( Ин.20:21–23 ).

В клас­си­че­ских дог­ма­ти­че­ских систе­мах именно эти два еван­гель­ских рече­ния счи­та­ются уста­нов­ле­нием таин­ства Пока­я­ния.

Власть «вязать и решить», о кото­рой гово­рится в Еван­ге­лии, дана апо­сто­лам не каж­дому инди­ви­ду­ально, но всем вместе — во-первых, как пред­став­ля­ю­щим пер­во­на­чаль­ную Цер­ковь и, во-вторых, как осно­ва­те­лям и пред­сто­я­те­лям мест­ных Церк­вей. Об этом сви­де­тель­ствуют слова Гос­пода Иисуса Христа, ска­зан­ные пер­во­вер­хов­ному апо­столу Петру, главе Две­на­дцати:

«Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют ее; и дам тебе ключи Цар­ства Небес­ного: и что свя­жешь на земле, то будет свя­зано на небе­сах, и что раз­ре­шишь на земле, то будет раз­ре­шено на небе­сах» ( Мф. 16:19–20 ).

Апо­стол Петр здесь пред­стает как осно­ва­ние Церкви Хри­сто­вой, явля­ю­щей на земле Цар­ство Небес­ное. Соот­вет­ственно, все пре­ем­ники апо­стола Петра и других апо­сто­лов, то есть епи­скопы Церкви, вос­при­ни­мают эту власть «вязать и решить», дей­ствуя от имени Церкви как ее пред­сто­я­тели мест­ных Церк­вей.

С рас­про­стра­не­нием Церкви и умно­же­нием ее членов епи­скопы пере­дали право при­ни­мать пока­я­ние и раз­ре­шать каю­щихся от грехов также и пре­сви­те­рам, то есть руко­по­ло­жен­ным свя­щен­ни­кам, кото­рые совер­шают в Церкви бого­слу­же­ния и все таин­ства, кроме таин­ства Свя­щен­ства.

Таким обра­зом, в таин­стве Пока­я­ния пред­сто­я­тель (епи­скоп или пре­сви­тер) дей­ствует по пору­че­нию Самого Христа, Главы Церкви, сви­де­тель­ствуя об искрен­но­сти пока­я­ния, при­но­си­мого хри­сти­а­ни­ном, и при­ми­ряя его с Богом и Цер­ко­вью. В част­но­сти, свя­щен­ник допус­кает испо­ве­ду­ю­щего свои грехи к цер­ков­ному обще­нию, то есть уча­стию в Евха­ри­стии. Итак, таин­ство Пока­я­ния — как и другие таин­ства — имеет своей целью уча­стие в Евха­ри­стии.

Таин­ство Пока­я­ния и Евха­ри­стия

Таин­ство Пока­я­ния при­но­сит не только про­ще­ние, но и исце­ле­ние, совер­ша­е­мое дей­ствием бла­го­дати Божией, и потому в нем про­ис­хо­дит также и освя­ще­ние чело­века. Посто­ян­ным источ­ни­ком пре­и­зобиль­ного освя­ще­ния через соеди­не­ние со Хри­стом явля­ется в Церкви Святая Евха­ри­стия. Таин­ство Пока­я­ния тесно свя­зано с Евха­ри­стией, поскольку упразд­няет грех как пре­пят­ствие для при­ня­тия Тела и Крови Хри­сто­вых.

В то же время при­ня­тие хри­сти­а­ни­ном Святых Таин, согласно вере Церкви, выра­жен­ной в литур­ги­че­ских текстах, совер­ша­ется во остав­ле­ние грехов и в жизнь вечную. Поэтому таин­ство Евха­ри­стии явля­ется для веру­ю­щего запе­чат­ле­нием пока­я­ния, при­не­сен­ного на испо­веди.

Однако само по себе уча­стие в таин­стве Пока­я­ния не явля­ется доста­точ­ным осно­ва­нием для того, чтобы при­сту­пить к Святым Тайнам. Совер­ше­ние тяжких грехов тре­бует иногда про­дол­жи­тель­ной под­го­товки к При­ча­ще­нию.

Про­ще­ние грехов и Домо­стро­и­тель­ство спа­се­ния

Все цер­ков­ные таин­ства имеют своим осно­ва­нием Домо­стро­и­тель­ство спа­се­ния, совер­шен­ное Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом, и совер­ша­ются с целью сооб­щать его плоды членам Церкви Хри­сто­вой.

Кровь Хри­стова — Кровь Нового Завета, изли­ян­ная на Кресте, — есть источ­ник про­ще­ния грехов, пода­ва­е­мого в таин­стве пока­я­ния, а также в других таин­ствах: в Кре­ще­нии, в Евха­ри­сти­че­ском соеди­не­нии со Хри­стом, в таин­стве Еле­освя­ще­ния.

Гос­подь даро­вал апо­сто­лам и их пре­ем­ни­кам в Церкви власть про­щать грехи, ибо Он доб­ро­вольно принес иску­пи­тель­ную жертву за чело­ве­че­ский род и совер­шил дело при­ми­ре­ния с Богом всех, кто стре­мится к спа­се­нию и обре­те­нию вечной жизни.

Пока­я­ние и духов­ное руко­вод­ство

Когда мы гово­рим именно о таин­стве Пока­я­ния, сле­дует иметь в виду также и сле­ду­ю­щее. После при­ня­тия испо­веди и раз­ре­ше­ния от грехов свя­щен­ник может накла­ды­вать на каю­ще­гося епи­ти­мию. Однако епи­ти­мия как тако­вая не входит в состав таин­ства Пока­я­ния. Ибо, согласно пра­во­слав­ному пони­ма­нию, она явля­ется не нака­за­нием за совер­шен­ные грехи, а педа­го­ги­че­ским и испра­ви­тель­ным сред­ством, спо­соб­ству­ю­щим труду пока­я­ния и, соот­вет­ственно, осво­бож­де­нию чело­века от гре­хов­ных склон­но­стей, побуж­да­ю­щих его к повто­ре­нию греха.

В этой связи повто­рим: все, что каса­ется пока­ян­ной дис­ци­плины, отно­сится не к сакра­мен­то­ло­гии, а к сфере кано­ни­че­ского права.

Далее. Суще­ствует одно­вре­менно раз­ли­чие и связь между испо­ве­дью и духов­ным руко­вод­ством. Само по себе испо­ве­да­ние грехов как неотъ­ем­ле­мая часть таин­ства Пока­я­ния не пред­по­ла­гает духов­ных сове­тов и настав­ле­ний. В таин­стве свя­щен­ник должен прежде всего помочь каю­ще­муся выявить и глу­боко осо­знать свои грехи, чтобы очи­стить душу пока­я­нием, кото­рое с готов­но­стью при­ни­мает мило­серд­ный Гос­подь, по бла­го­дати дару­ю­щий про­ще­ние и духов­ное исце­ле­ние.

В то же время, духов­ник, име­ю­щий дело с непо­вто­ри­мой чело­ве­че­ской душой, при­зван не только отно­ситься к ней со вни­ма­нием и осто­рож­но­стью, но и осу­ществ­лять душе­по­пе­че­ние, руко­во­дить хри­сти­а­ни­ном на его духов­ном пути в Церкви. При этом сле­дует пом­нить, что само по себе духов­ное руко­вод­ство имеет вполне само­сто­я­тель­ное зна­че­ние и не огра­ни­чи­ва­ется при­ня­тием испо­веди.

Бого­слов­ские аспекты цер­ковно-прак­ти­че­ских вопро­сов

Здесь мы пере­хо­дим к цер­ковно-прак­ти­че­ским вопро­сам, свя­зан­ным с бого­сло­вием таин­ства Пока­я­ния.

Один из таких вопро­сов — вопрос о совер­ши­теле таин­ства пока­я­ния от лица Церкви. В Рус­ской Церкви право при­ни­мать испо­ведь имеет любой свя­щен­ник. В гре­че­ских Церк­вах испо­ведь при­ни­мают лишь особо назна­чен­ные и при­няв­шие спе­ци­аль­ную хиро­те­сию от архи­ерея духов­ники.

Иногда свя­щен­ника, при­ни­ма­ю­щего сакра­мен­таль­ную (то есть тай­но­со­вер­ши­тель­ную) испо­ведь, назы­вают учи­те­лем, врачом и судией. В то же время, как нам напо­ми­нает свт. Иоанн Зла­то­уст, испо­вед­ник — не столько судья, сколько именно врач:

«Здесь вра­чеб­ница, а не суди­лище, где тре­бу­ется не (столько) ответ­ствен­ность за грехи, сколько пода­ется остав­ле­ние грехов… Ибо там, где милость, там нет испы­та­ния, где милость, там судии не вос­се­дают…»8.

О том же гово­рится и в слове к каю­ще­муся из Чина испо­веди: «понеже бо пришел еси во вра­чеб­ницу, да не неис­це­лен оты­деши».

Однако учи­тель­ство явля­ется важной состав­ля­ю­щей вра­че­ва­ния души, а потому при­ни­ма­ю­щий испо­ведь свя­щен­ник должен обла­дать как личным духов­ным опытом, так и зна­нием чело­ве­че­ских душ, а также особым «педа­го­ги­че­ским» даром или искус­ством. Иными сло­вами, если власть «вязать и решить» и, соот­вет­ственно, при­ни­мать сакра­мен­таль­ную испо­ведь имеют все свя­щен­ники (епи­скопы и пре­сви­теры), это не значит, что рас­по­ря­же­ние этой вла­стью не может быть огра­ни­чено из пас­тыр­ских сооб­ра­же­ний.

Другой цер­ковно-прак­ти­че­ский вопрос связан с прак­ти­кой т.н. общей испо­веди. С силу исто­ри­че­ских и иных причин (недо­ста­ток свя­щен­ни­ков, внеш­ние огра­ни­че­ния цер­ков­ной дея­тель­но­сти) в опре­де­лен­ные пери­оды это явле­ние было рас­про­стра­нено и счи­та­лось вполне допу­сти­мым. Его можно также счи­тать оправ­дан­ным в исклю­чи­тель­ных слу­чаях9. Однако с бого­слов­ской точки зрения, таин­ство Пока­я­ния всегда пред­по­ла­гает устное испо­ве­да­ние грехов в обще­нии со свя­щен­ни­ком-духов­ни­ком.

В то же время суще­ствует и другой, тесно свя­зан­ный с преды­ду­щим, цер­ковно-прак­ти­че­ский вопрос, име­ю­щий бого­слов­ский аспект: соот­но­ше­ние таин­ства Пока­я­ния и таин­ства При­ча­ще­ния за Боже­ствен­ной литур­гией.

Поскольку это два разных таин­ства, между ними нет необ­хо­ди­мой связи. Если между ними и суще­ствует бого­слов­ская связь (о чем было ска­зано выше), тем не менее оче­видно, что воз­можна, а иногда и необ­хо­дима сакра­мен­таль­ная испо­ведь, за кото­рой не сле­дует При­ча­ще­ние. Слож­нее отве­тить на вопрос: верно ли обрат­ное — то есть должно ли уча­стие в Евха­ри­стии обя­за­тельно пред­ва­ряться таин­ством Пока­я­ния, или, иначе говоря, сакра­мен­таль­ным раз­ре­ше­нием от грехов? Из этого вопроса выте­кает еще один: как известно, в чине Боже­ствен­ной литур­гии есть целый ряд молит­во­сло­вий, име­ю­щих своим содер­жа­нием просьбу о раз­ре­ше­нии от грехов ради достой­ного При­ча­ще­ния 10; так каков статус этих молит­во­сло­вий в срав­не­нии с сакра­мен­таль­ной испо­ве­дью? Несо­мненно, эти вопросы тре­буют даль­ней­шего серьез­ного исто­рико-литур­ги­че­ского, бого­слов­ского и кано­ни­че­ского изу­че­ния.

С этими вопро­сами свя­зана и еще одна про­блема бого­слов­ско-литур­ги­че­ского харак­тера — про­блема т. н. «раз­ре­ши­тель­ной фор­мулы». Как известно, согласно при­ня­тому ныне в нашей Церкви Чину испо­веди свя­щен­ник про­из­но­сит эту фор­мулу от соб­ствен­ного лица: «Аз… прощаю и раз­ре­шаю тя от всех грехов твоих». Такая фор­мула соот­вет­ствует сред­не­ве­ко­вой като­ли­че­ской док­трине о совер­ше­нии таинств in persona Christi11. Однако воз­ни­кает вопрос: насколько выте­ка­ю­щая из этой док­трины фор­мула — несмотря на более чем трех­ве­ко­вую прак­тику ее исполь­зо­ва­ния — соот­вет­ствует пра­во­слав­ному пони­ма­нию таин­ства? Сле­дует иметь в виду, что раз­ре­ши­тель­ная молитва сла­вян­ского Треб­ника не входит в состав гре­че­ского Евхо­ло­гия12

Как этот, так и другие спе­ци­аль­ные, а также соб­ственно цер­ковно-прак­ти­че­ские вопросы тре­буют осо­бого обсуж­де­ния. В насто­я­щем докладе они лишь обо­зна­чены, так как, несо­мненно, имеют и бого­слов­ский аспект.

Чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно при­вле­кать знания ком­пе­тент­ных ученых, а также опыт­ных духов­ни­ков. Но при обсуж­де­нии этих вопро­сов и в среде спе­ци­а­ли­стов, и в среде свя­щен­ни­ков-пас­ты­рей сле­дует всегда иметь в виду дог­ма­ти­че­ское учение Церкви о Святых Таин­ствах.

Доклад под­го­тов­лен Мос­ков­ской Духов­ной ака­де­мией
сов­местно с Сино­даль­ной Бого­слов­ской комис­сией

При­ме­ча­ния:

3 Слово нрав­ствен­ное. 10.

4 О бого­сло­вии. Сот­ница 1. 23.

6 Про­стран­ный хри­сти­ан­ский Кати­хи­зис Пра­во­слав­ной кафо­ли­че­ской восточ­ной Церкви / [Сост. свт. Фила­рет (Дроз­дов)]. М., 2006. С. 81.

7 Ἀνδρούτσας Χρ. Δογματικὴ τῆς Ὀρθοδόξου ἀνατολικῆς Ἐκκλησίας. Ἀθῆναι, 1956 2 Σ. 376.

9 Напри­мер, обще­из­вестна прак­тика св. прав. Иоанна Крон­штадт­ского, когда общая испо­ведь иногда при­ни­мала черты пуб­лич­ной испо­веди, напо­ми­ная обычаи древ­ней Церкви

10 Соот­вет­ству­ю­щие про­ше­ния про­си­тель­ных екте­ний; молитва «Ослаби, остави, прости…», чита­е­мая свя­щен­но­слу­жи­те­лями в начале литур­гии и перед При­ча­ще­нием (при­ме­ча­тельно, что в иеру­са­лим­ском чине Боже­ствен­ной литур­гии, нося­щем имя ап. Иакова, эта молитва встав­лена прямо в ана­фору), неко­то­рые другие молит­во­сло­вия и даже молитва Гос­подня «Отче наш», кото­рая — как пока­зал Р. Тафт — была вклю­чена в чин литур­гии именно в каче­стве экви­ва­лента раз­ре­ши­тель­ной молитвы.

11 Из этой же док­трины выте­кает, напри­мер, и учение об уста­но­ви­тель­ных словах как фор­муле освя­ще­ния Святых Даров.

12 Можно также отме­тить, что древ­ней раз­ре­ши­тель­ной молит­вой на Востоке явля­ется молитва «Ослаби, остави, прости…», широко извест­ная и сейчас. Она, в част­но­сти, входит в состав второй молитвы испо­веди по совре­мен­ному сла­вян­скому Треб­нику — и именно эта молитва часто упо­треб­ля­ется в гре­че­ской прак­тике в каче­стве раз­ре­ши­тель­ной.

V Меж­ду­на­род­ная бого­слов­ская кон­фе­рен­ция Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви «Пра­во­слав­ное учение о Цер­ков­ных Таин­ствах» Москва, 13–16 ноября 2007.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *