Что такое покаяние в исламе
Истинное покаяние должно быть именно таким!
Всевышний Аллах в Коране и через своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) сообщает своим рабам, что Он любит и прощает тех, кто кается в своих грехах. Покаяние подразумевает раскаяние в совершённом грехе, немедленный отказ от него и обращение к Всевышнему Аллаху с просьбой о прощении. Как обещает Всевышний Аллах, каждое истинное покаяние будет принято, и грех будет прощён.
Учёные говорят, что за каждый совершённый грех следует приносить покаяние, не откладывая. При этом, если прегрешение касается только (совершившего его) раба и Аллаха Всевышнего, и никого из людей оно никак не затронуло, то покаяние должно соответствовать трём условиям:
во-первых, человеку следует отказаться от совершения этого греха;
во-вторых, раскаяться, то есть выразить сожаление, что он совершил этот грех;
в-третьих, принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь.
Если хотя бы одно из вышеупомянутых условий не будет соблюдено, то покаяние не будет считаться действительным (в полной мере).
В том случае, когда грех так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно соответствовать уже четырём условиям, а именно — трём вышеупомянутым и ещё одному: согрешившему следует загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него. А если речь идёт о присвоенных или украденных деньгах, или иных материальных ценностях, то их следует вернуть владельцу. В случае невозможности вернуть конкретное присвоенное имущество необходимо полностью компенсировать пострадавшему его убытки.
Если же дело касается клеветы или любого иного греха, который в соответствии с установлениями Корана и Сунны подлежит обязательному наказанию (хадд), то виновному следует добровольно дать подвергнуть себя этому наказанию или испросить прощения у потерпевшего. Если же это связано с возведением хулы (высказывания о другом человеке в его отсутствие, слушать которые ему было бы неприятно), то виновному следует попросить прощения именно у потерпевшего. То есть следует сообщить ему лично о том, что говорилось за его спиной, и попросить у него прощения за это.
Покаяние следует приносить за все грехи без исключения.
Если же человек покается только за часть своих грехов, то его покаяние, по мнению учёных, придерживающихся истины, может считаться действительным, но при этом на нём остаются другие грехи, в которых он не покаялся. Следовательно, он должен будет принести покаяние и за остальные грехи, ибо на обязательность покаяния указывают и Коран, и Сунна, и единодушное мнение учёных (Иджма’).
Всевышний Аллах в Коране сказал:
يا أيها الذين آمنوا توبوا إلى اللّه توبة نصوحاً
«О те, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с истинным покаянием». (Сура «Ат-Тахрим», 8).
Обращайтесь с таким покаянием (тавба насух), которое смоет все предыдущие грехи и плохие деяния каявшегося, очистит его от всего того низменного и негативного, что было до покаяния.
‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:
قال عمر التوبة النصوح أن يتوب من الذنب، ثم لا يعود فيه أو لا يريد أن يعود فيه
«Истинное покаяние – это такое покаяние в грехах, после которого человек никогда потом не возвращается к ним, или у него даже не возникает такого желания».
Поэтому и учёные говорят: истинное покаяние это, во-первых, отказ от греховного поступка, который он совершает в данный момент; во-вторых, сожаление о том, что человек уже успел совершить; и в-третьих, твёрдое решение не совершать таких поступков в будущем. Если имеются какие-либо обязательства перед людьми, то следует выполнить и эти обязательства, ибо от Абдуллаха Ибн Масуда передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
وفي الحديث الصحيح: الندم توبة
«Раскаяние (сожаление) – это покаяние». (Имам Ахмад, Ибн Маджа)
Также передаётся, что Убаййа Ибн Кааба (да будет доволен им Аллах) спросили:
«Что же является искренним покаянием (тавба насух)?» Он ответил: «Я спрашивал про это Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он ответил:
سألت رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم عن ذلك فقال: هو الندم على الذنب حين يفرط منك فتستغفر اللّه بندامتك منه عند الحاضر ثم لا تعود إليه أبداً (أخرجه ابن أبي حاتم)
«Это раскаяние в грехе в то время, когда ты совершаешь его – ты просишь у Аллаха прощения за этот грех, сожалеешь о содеянном в настоящее время и никогда не совершишь подобного впредь». (Ибн Абу Хатам)
Исходя из всего вышеприведённого, возникает вопрос:
Является ли обязательным условием истинного покаяния и смывания всех предыдущих грехов отказ от греха, в котором он покаялся, до конца своей жизни, ибо в хадисе говорится: «Никогда не совершишь подобного впредь», или же достаточно твёрдого решения не возвращаться к этому греху в дальнейшем?
В ответ на это приводится следующий хадис:
من أحسن في الإسلام لم يؤاخذ بما عمل في الجاهلية، ومن أساء بالإسلام أُخذ بالأول والآخر
«Того, кто будет благочестивым (совершать благодеяния) после принятия Ислама, Аллах не накажет за его (плохие) деяния, совершённые им во время невежества (джахилии), то есть до принятия им Ислама. А того, кто будет неблагочестивым (будет совершать зло, плохие деяния) после принятия Ислама, Аллах накажет за это и за то, что было до принятия им Ислама». (Бухари)
Если таково решение относительно человека, принявшего Ислам, то более предпочтительным будет такое же решение относительно покаявшегося человека.
Любой грех, несмотря на величину, требует покаяния. Грех, в котором человек искренне раскаялся, обязательно будет прощен Всевышним Аллахом. Если же человек совершает плохие поступки и не раскаивается в них, то по воле Аллаха он непременно будет наказан как в этом Мире, так и в Ахирате (жизни вечной).
Покаяние – ключ к счастью
Лекция № 6. О покаянии
Сегодня наш урок будет посвящён покаянию. Покаяние в Исламе это то, что никогда не поздно сделать, а поздно лишь в том случае, если душа человека подступит к его гортани, только в этом состоянии человеку поздно каяться.
На протяжении всей своей сознательной жизни человеку никогда не поздно раскаяться в своих поступках, более того Всевышний Аллах ждёт этого человека с таким покаянием. Также на пути духовного роста, на пути к исправлению нафса, покаяние является первой стоянкой, первой ступенькой, стартом на этом великом пути. И если Всевышний Аллах подвиг вас на раскаяние, внушил вам мысли о раскаянии, то знайте, что это признак любви Всевышнего Аллах к вам. Всевышний Аллах в Коране сказал:
إن الله يحب التوابين ويحب المتطهرين
Смысл: «Поистине, Всевышний Аллах любит тех, которые часто раскаиваются и Аллах любит очищающихся».
То есть, Всевышний Аллах награждает кающихся, проявляет почтение к тем, кто раскаивается в грехах и очищается от скверны. Касательно этого аята также было сказано, что Аллах любит раскаивающихся за проступки и очищающихся от беспечности.
Мы много раз затрагивали такое понятие как беспечность. Что такое беспечность (гаф-ла)? Это состояние забвения, состояние забывчивости, когда ты не вспоминаешь о Всевышнем Аллахе. И беспечность – основа многих грехов. Потому что многие грехи совершаются именно тогда, когда человек теряет контроль, забывает о том, что Всевышний Аллах наблюдает. Поэтому в этом аяте было сказано, что Аллах любит кающихся в тяжких грехах и проступках и любит очищающихся от беспечности. Также Всевышний Аллах сказал в Коране:
وَمَن لَّمْ يَتُبْ فَأُولَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
Смысл: «А те, кто не раскается, воистину, они и есть притеснители».
Что значит притеснители? То есть притесняющие самих себя, поскольку выказывают ослушание Аллаху вместо покорности, и потому что они подвергают себя, свои души, тела наказанию от Всевышнего Аллаха за то, что ослушались его.
В книге «ат-Таъвилату ан-Наджмия» сказано: «А тот, кто не раскается в словах и поступках иблиса, а слова и поступки иблиса – это самовосхищение, тщеславие и призрение к другим. Если человек в этом не раскается, то он станет на ту же стезю, что и иблис, и станет из числа тех, кто заслуживает проклятие и отдаляется от милости Всевышнего Аллаха». Поскольку сказано в Коране:
الا لعنة الله على الظالمين
Смысл: «Воистину, проклятие Аллаха на притеснителях».
В этом аяте содержится ясное указание на то, что если человек отказывается от раскаяния, то он становится из числа притеснителей, он входит в ту же дверь, что и притеснители. И духовный рост должен предварять искреннее раскаяние во всём, во всех грехах: больших и малых. Прежде чем начать работать над собой, нужно совершить покаяние.
За каждым ослушанием Всевышнему Аллаху следуют явные и скрытые последствия греха. Что касается скрытых последствий грехов, то это жестокосердие, черствость, которая входит в сердце. Сердце становится чёрствым, жестоким, и душа человека становится непокорной ему, он не может совладать собой. Всякий грех, который человек совершает, оборачивается для него жестокосердием и упрямством его души. И сердце его, его грудь переполняют страсти. И в этом состоянии сердце не приемлет никаких наставлений, оно не смягчается для поминания Аллаха. Потому что сердце покрыто мраком, пеленой от совершённых грехов. И в этом состоянии человек начинает терять чувство сладости от совершения поклонения.
Человеку, старающемуся избежать греховного, поклонение Всевышнему Аллаху приносит удовольствие. А когда человек раз за разом совершает грехи, это пелена ложится на сердце, сердце черствеет и становится мрачным, он не испытывает никакого чувства сладости от совершения поклонения. От покорности Всевышнему Аллаху он не ощущает ровным счётом никакого удовольствия. И даже если в сердце возникают какие-либо вспышки, которые склоняют его к благому, он своими грехами гасит их, и страсть (хава) становится полновластным властелином его сердца.
Если бы за ослушание Всевышнего Аллаха не было ничего, кроме имени «ослушавшийся», то грешнику и этого было бы достаточно. От совершения грехов есть много последствий. Но давайте допустим, что никаких последствий нет, а есть только имя «ослушник», «грешник», этого достаточно.
Если человека, который проявляет покорность Всевышнему Аллаху, называют «мухсином», то есть «совершающим благое», то человека ослушавшегося называют «мусиъ», то есть «грешник», «отвернувшийся от Всевышнего Аллаха». Но это не единственная беда, которая настигает человека. Самое страшное, когда человек после совершения многократных грехов теряет чувство сладости от покорности и поклонения Всевышнему Аллаху, человек на определённом этапе начинает уже испытывать сладость, радость от совершения грехов. Это как болезнь, когда человек вследствие какой-то болезни начинает получать большое удовольствие от потребления того, к чему большинство людей испытывает отвращение.
Как это происходит? Человек сначала совершает проступок, и у каждого человека есть естественная «фитра», это естество, которое устроил Всевышний Аллах. Это естество тянется ко Всевышнему Аллаху и оно отторгается от греха. Но если человек совершает грех, проступок, он ощущает какую-то горечь, но если он превозмог, наплевал на эту горечь и не посчитался с этим чувством греховности, он начинает раз за разом совершать грехи, вследствие чего поклонение не приносит удовольствия, он находит удовольствие от совершения грехов, и это самое страшное. Как в случаях с обманом, человек сначала обманывает других, и ему уже не кажется, что он обманывает, человек настолько может завраться, что уже начинает верить в свою ложь.
Духовное сердце человека подобно деревцу, саженцу, который необходимо поливать, и поливать водою покорности Всевышнему Аллаху. И это дерево непременно даст плоды. Плодами духовного сердца является высокие состояния, которые человек ощущает от познания Всевышнего Аллаха, от поклонения, от поминания. Высокие состояния, которые его охватывает и есть плоды сердца.
Что является плодами глаз? Плодами глаз является взгляд. Самый лучший взгляд, это тот взгляд, из которого ты извлекаешь назидание. Взгляд, в котором ты замечаешь знамения Всевышнего Аллаха, это и есть плоды глаз.
Что является плодами ушей? Плодами ушей можно назвать прослушивание Корана, прослушивание назиданий, проповедей, добрых наставлений.
Плодами рук и плодами ног является устремлённость этих конечностей ко всему благому, к тому, что приносит благо, и тебе лично, и, конечно же, обществу. Но если сердце станет чёрствым, закаменеет, это будет сказываться на всех органах, таковыми станут и его глаза, и уши, и его конечности. От этого человека будет мало пользы ему самому и обществу.
Поэтому важный этап на пути к исправлению нафса – это подвергнуть свой нафс тщательному раскаянию за все грехи, и это первый шаг и самый важный момент на этом пути. И поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إن أخوف ما أخاف اتباع الهوى وطول الأمل
«Больше всего я боюсь для своей уммы того, что она начнет следовать своим страстям и предастся длительным мечтам и фантазиям».
فأما اتباع الهوى فيصد عن الحق
«Что касается следования страсти, то оно отвращает человека от истины».
وأما طول الأمل فينسي الآخرة
«Что касается длительных, долгих мечтаний, то они заставляют человека забывать о вечной жизни».
Это то, что хотели рассказать о раскаянии, так как мы с вами читаем книгу. Это не просто книга, это практическое руководство для нашего духовного роста. Можно сказать, что это ни книга, а учебник, в конце каждой главы учебника есть практические задания, стало бы неплохой традицией для нас всех после каждого занятия делать домашнее задание.
Домашним заданием после этого предлагаю сделать следующее – задумайтесь о том, что до сегодняшнего дня вы пребываете во благе, в мире, в состоянии здоровья Вспомните, как часто вы ослушались Всевышнего Аллаха, совершали грехи и при этом Аллах вас не наказывал и дал вам дожить до сегодняшних дней и вы пребываете во благе. Милость Всевышнего Аллаха опережает Его гнев. Но не злоупотребляйте милостью Всевышнего Аллаха, глубоко раскайтесь.
Это призыв и Вам, и мне, глубоко раскаяться за тяжкие грехи, и за проступки, попросите Всевышнего Аллаха с сегодняшнего дня прощения за то, что было совершено умышлено и неумышленно, зная или не зная. Всевышний Аллах простит вас обязательно, двери покаяния раскрыты до Судного дня, до того момента, пока солнце не встанет с запада, врата покаяния раскрыты, спешите туда войти и, иншаАллах, мы станем самыми счастливыми людьми и на этой земле, ив жизни вечной.
Покаяние – это милость Аллаха
Человек не безгрешен, безгрешны только пророки (мир им), поэтому каждый из нас должен остерегаться греха. Если человек случайно или по незнанию совершил запретное и сожалеет о содеянном, то не нужно впадать в отчаяние, ибо Аллах подарил нам возможность исправиться путём покаяния и оставления греха.
Каждому грешнику Всевышний дал возможность искренне попросить прощения. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Покаявшийся в совершении греха как будто и не совершил его» (ибн Маджах, Хайсам). Почти все повести из Корана начинаются со слов «именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире…» – это подчёркивает Его снисходительность ко всем и призывает нас взывать к Нему о прощении. Великие сподвижники Пророка (мир ему и благословение), такие как Умар сын аль-Хаттаба, Икрима сын Абу Джахля, Халид сын Валида и т. д. (да будет доволен ими Аллах), были сильнейшими врагами Аллаха и Пророка (мир ему и благословение), которые годами воевали против Ислама, но, покаявшись и приняв Ислам, стали праведными сподвижниками, а некоторым был обещан Рай ещё при жизни.
Из приведённых доводов следует вывод о том, что даже самый ярый грешник может искренне раскаяться перед Всевышним, ведь Аллах сказал в Коране: (смысл) «Аллах не прощает многобожие, но прощает любой другой грех кому пожелает» (из покаявшихся мусульман) (сура «ан-Ниса», аят 48). И без дополнительных комментариев этот аят ясно выражает смысл о милости Аллаха.
Праведные люди, такие как Хасан Хильми, Мухаммад Ариф и т. д., считали, что если даже самый грешный человек потеряет надежду на милость Аллаха – это неуважение по отношению к Господу Миров. Аллах в Коране сказал: «Скажи (Мухаммад): О рабы Аллаха, которые притеснили себя (неверием, многобожием, прелюбодеянием), не теряйте надежду на милость Аллаха, поистине Аллах прощает все грехи (тем, кто покаялся в своих грехах, и тем, кто от неверия придёт в Ислам), ибо Он Прощающий и Милостивый» (сура «Аз-Зумар», 53 аят).
Кто-то может подумать, что можно погрешить, а потом каяться. Такое мнение очень ошибочное по следующим причинам:
1. Покаяние должно быть с искренним сожалением о совершении запретного, а не по расчёту! Аллах в Коране сказал: (смысл) «О те, которые уверовали, просите прощения у Аллаха искренне » (сура «ат-Тахрим», аят 8).
2. Человек не может знать, когда он уйдёт из этой жизни: через секунду или через сто лет, успеет ли обратиться к Аллаху или не успеет. Ведь Всевышний в Коране сказал: «Каждая душа непременно вкусит смерть».
Как было указано, безгрешны только пророки (мир им и благословение), а это значит, что у любого другого человека бывают грехи, и их количество может быть равным количеству пены в море, а одним из лекарств от этого служит искреннее покаяние.
Дорогие братья и сёстры! Один человек передал, что слышал от Пророка (мир ему и благословение), как он сказал: «Кто покается в грехе до подступления души к горлу, Аллах прощает его» (Хатыб в книге «Тарих», № 317/8). Это значит, что у каждого человека на этом свете есть время до последней секунды этой жизни, чтобы оставить греховное и придти к нормальной жизни. А потому как мы не знаем, когда оборвётся наша жизнь, то давайте просить Господа миров о прощении наших грехов постоянно, как нас учил наш Пророк (мир ему и благословение). Да поможет нам Аллах в этом и примет наши покаяния! Амин!
Каемся и вновь совершаем грехи…
О покаянии
Каждый мусульманин обязан готовиться к смерти соответствующим образом, совершив как можно больше благих деяний, отдаляясь от деяний дурных и принося постоянно искреннее покаяние, в котором соблюдены все его условия.
Достоинства покаяния
Термин «покаяние» (тавба) в арабском языке означает «возвращение». Говорят: таба – при возвращении человека (таба – корень арабского слова тавба – покаяние). А в Шариате покаяние означает возвращение к Всевышнему Аллаху, от порицаемого Шариатом к одобряемому им. Покаяние является обязательным для каждого человека, согласно иджма‘ (Иджма‘ – единодушное мнение муджтахидов (мусульманских ученых, имеющих право выносить решения из Корана и Сунны)), поскольку оставление грехов – это постоянная обязанность. В покаянии – спасение раба от погибели и освобождение его от огня в обители вечности. О достоинстве покаяния говорится в несметных аятах и многочисленных хадисах.
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: Смысл: « О те, которые уверовали! Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием, т. е. не возвращайтесь больше к этому греху и не желайте его совершения » (сура«Ат-Тахрим», аят 8; «Тафсир Сави». Т. 4. С. 290), – а также: Смысл: « Воистину, Аллах любит, вознаграждает и возвеличивает кающихся в грехах и любит очищающихся от нечистот » (сура «Аль-Бакара», аят 222; «Тафсир аль-Джалалайн»).
В этом аяте кающиеся – это те, которые, как только от них исходит грех, тут же каются. А под словом «нечистоты» имеются в виду как внешние (грязь, наджаса и т. д.), так и внутренние (высокомерие, гордость, зависть и т. д.) отрицательные качества («Тафсир Сави». Т. 1. С. 144).
В благородных хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: « Покаявшийся в грехе подобен тому, кто и не совершал его »; « Кающийся – любимец Аллаха »; « Воистину, Аллах принимает покаяние раба Своего, пока тот не начнет издавать предсмертный хрип »; « Когда кается раб, Аллах принимает его покаяние и заставляет ангелов-писарей забыть записанное ими из числа его мерзких деяний и заставляет его органы забыть совершенные ими грехи, забыть его место на земле и его место на небе. Его приведут в Судный день, и ничто из творений не будет свидетельствовать против него ».
Некоторые ученые высказывались так: поистине, когда раб кается в грехах, все его прошлые грехи превращаются в добродетели, и этот смысл почерпнут из слов Всевышнего Аллаха:
Смысл: « Аллах заменяет их дурные деяния на благие » (сура «Аль-Фуркан», аят 70).
О кающихся есть много удивительных и знаменитых притч, мы же ограничимся приведением одной из них, при помощи которой поймем безграничность милости Всевышнего Аллаха и Его щедрость по отношению к Его грешным рабам, несмотря на их грешность и ослушание.
Приводится рассказ о том, что во времена пророка Мусы (мир ему) [1] жил человек, который не был тверд в покаянии. Каялся, а затем вновь грешил на протяжении 20 лет.
Всевышний ниспослал откровение Мусе (мир ему): «Скажи Моему рабу, что Я гневаюсь на него и не прощу ему грехи за то, что он ослушался Меня. Передай, что ему обеспечено Мое наказание».
Муса (мир ему) довел это послание до адресата, тот опечалился, его сердце запылало, и он убежал в пустыню, поднял голову к небу и сказал: «О мой Господь! Что это за послание, которое исчерпало кладовые Твоей милости? Или же навредило Тебе мое ослушание, или же оно превысило Твое прощение? И что за грех совершил Твой раб, который больше Твоего прощения, так, что Ты сказал: “Я не прощу тебя”. Как же Ты не простишь, в то время как щедрость – из Твоих изначальных свойств, а грех – из моих сотворенных свойств? Неужто мои свойства превзошли Твои свойства?
Так нет же, это невозможно. Поистине, врата Твои открыты для просящих, и прощение Твое – предмет надежд грешников. Если Ты изволишь мне отчаяться в Твоей милости, к чьим же вратам отправится Твой раб? О мой Аллах! Если милость Твоя исчерпалась и стало необходимо наказать меня, то водрузи на меня все грехи Твоих рабов во всех городах, чтобы я горел в Твоем огне, вместо остальных Твоих рабов».
Всевышний Аллах сказал Мусе (мир ему): « Иди и скажи Моему рабу: “Если твоих грехов было столько, что они заполнили бы небеса и землю, то Я простил их тебе, благодаря твоей прекрасной мольбе, обращенной ко Мне” ».
Вступление в покаяние – это прозрение сердца от дремоты забвения и видение рабом Аллаха своего плохого состояния и того, что его настигнет гнев Всевышнего, вспоминание того, что он не сможет вытерпеть адские мучения и все это приводит к покаянию.
Признаки покаяния – это оставление плохих товарищей, соучастников, при котором покаявшемуся дико находиться среди них, рождение любви к уединению, немногословность, оставление того, что не приносит пользы, увеличение поклонения, постоянное поминание Аллаха, плачущие глаза и печаль, многочисленные стоны и плач за драгоценное время, попусту проведенное в мерзостях и страстях, испрашивание снисхождения у Всевышнего днями и ночами.
Плоды покаяния – это становление любимцем Милостивого после того, как он был любимцем шайтана, превращение его плохих деяний в добродетели, ощущение наслаждения от поклонения и сладости обращения к Создателю, превращение отвергнутых поступков в принятые, возвращение света веры в его сердце, после того как оно было лишено света, прислушивание ангелов к благоуханию его поклонения, после того как они избегали его вони. Все это плоды искреннего покаяния. Какие же это щедрые плоды! Как велика милость Всевышнего к Его рабам, поскольку Он помогает им поклоняться, прощает кающемуся грехи шестидесяти лет и больше этого за один час! О, как велики эти милости, за которые невозможно отблагодарить! О, как величественны эти дары, за которые невозможно восхвалить Дарителя, безвозмездно дарующего рабов Своих!
Всевышний Аллах говорит (смысл): « Те, кто стал неверным, поклоняясь идолам, те, кто убивал людей без дозволения Шариата, и те, кто совершил прелюбодеяние, будут в вечном Аду ». Однако те, кто раскаялся и, приняв Ислам, отказался от идолопоклонничества, убийств и прелюбодеяния, являются людьми, чьи дурные деяния стали добрыми. Таким образом, зло тех, кто искренне раскаялся в совершенных злодеяниях, запишется для них добром. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: « Кающийся в грехах подобен тому, кто вовсе не совершал грехов ».
В другом достоверном хадисе, переданном Абу Зарром, сказано, что в Судный день на равнине ‘Арасат, когда каждый будет держать ответ за свои деяния, Всевышний Аллах повелит, чтобы Его рабу показали совершенные им малые грехи, отделив от них большие грехи. Тогда этому человеку будет предъявлен перечень его малых грехов, и у него спросят: «Совершал ли ты в такой-то день такой-то грех?». И человек покорится: «Да, мой Господь, – скажет он, – я совершил этот грех». Он будет очень бояться, что затем будет спрос и за большие грехи. Потом он услышит, что его плохие деяния записаны ему как хорошие. Допустим, какой-то человек, чья жизнь прошла в совершении грехов и в невежестве, услышал проповедь имама. Она произвела на него впечатление, и человек стал каяться в содеянном и искренне намереваться исполнить все свои долги перед Всевышним Аллахом и перед людьми. Если этот человек умрет с чистым раскаянием и искренним намерением, то милостью Аллаха все его плохие деяния будут записаны как хорошие. Даже чужие долги, которые остались за этим человеком, возместит Сам Всевышний Аллах, если на то будет воля Создателя!
Когда человек совершает грех в каком-то доме, то крыша этого дома просит Творца дать ей разрешение обрушиться на него. Если же человек совершает грех под открытым небом, тогда земля просит Аллаха дать ей возможность разверзнуться и поглотить этого человека. Всевышний в ответ требует от них оставить Его раба, ибо он может раскаяться в совершенном им грехе. Затем Всевышний Аллах говорит крыше или земле: «Если бы вы создали его, вы бы так не говорили».
У человека на каждом плече есть по ангелу. Тот ангел, что справа, записывает все хорошие деяния, сразу же, как они были совершены. Когда ангел слева собирается записывать совершенный человеком грех, ангел с правого плеча велит ему подождать. Если в течение шести часов человек раскается в содеянном, ему не будет записан этот грех, если же не раскается, тогда совершенное им плохое деяние записывается ему как один грех, в то время как хорошее записывается ему в десятикратном размере.
Условия покаяния
Что касается условий покаяния, которые дают надежду на то, что оно будет принято Всевышним Аллахом, но вовсе не гарантируют прощения грехов, то это следующие:
1) немедленное оставление грехов, если они совершаются в данное время или повторяются постоянно, и сожаление о содеянных ранее;
2) наличие крепкого намерения больше впредь не возвращаться к ним только ради Всевышнего Аллаха;
3) наличие крепкого намерения и начинание возмещения невыполненных своевременно намазов, постов, закята и т. п.
Если же этот грех связан с нарушением прав других людей, то еще необходимыми условиями являются:
4) наличие крепкого намерения и начинание возмещения нанесенного другим вреда (материального, морального и т. д.);
5) достижение довольства обиженных людей, на которых наговаривал (бухтан), злословил (гибат), притеснял (зульм) и т. д.
Если хоть одно из вышеперечисленных условий не будет соблюдено, покаяние не будет считаться искренним, даже если оно будет произнесено вслух (языком) или совершено мысленно (сердцем). Более того, как утверждают известные ученые-теологи аль-кади Хусайн и аль-кади Абу Таййиб Маварди, покаяние без соблюдения этих условий не считается полноценным, даже если оно совершено и языком, и сердцем.
Также Маварди сказал: « Покаяние в грехах, даже в малых, необходимо совершать безотлагательно. Оно является обязательным для каждого, а тот, кто будет откладывать покаяние на завтра, станет грешным от того, что отложил его ».
Шейх Иззуддин ибн Абд ас-Салам сказал: «Так его грех повторяется с каждым промежутком времени, достаточным для принесения покаяния в предыдущем грехе».
Аль-кади Абу Бакр аль-Бакилани утверждает: « Каждый раз, когда вспоминаешь о совершенном грехе, необходимо вновь покаяться в нем, даже если покаяние уже было совершено ». Если не поступать подобным образом, то впадешь в новый грех, за который также необходимо будет просить прощения у Всевышнего Аллаха.
Если человек знает обо всех своих грехах, то он обязан каяться в каждом из них по отдельности, ибо общее покаяние не считается достаточным. Это подтвердил и Заркаши.
Ибн Абд ас-Салам говорил: «Раскаиваясь, необходимо по возможности упоминать все грехи, а если это невозможно, то и не возлагается на человека невозможное».
Таким образом, грехи, за которые каются, относятся либо к долгам перед Всевышним Аллахом, либо же к правам людей.
Долги перед Всевышним Аллахом.
Что касается долгов перед Всевышним Аллахом, то в этом случае достаточно искреннего сожаления и оставления греха, однако в некоторых случаях недостаточно просто оставить грех, а необходимо также возмещение, например, молитвами и постами. В некоторых случаях нужно так же искупление, как при нарушении клятв и др.
Если совершенный человеком грех заключается в нарушении предписаний Аллаха (например, кто-либо находился в мечети в оскверненном состоянии (джунуб), вел мирские разговоры; прикасался к Корану без омовения; играл на запретных музыкальных инструментах; распивал алкогольные напитки, совершал прелюбодеяния) и не связан с нанесением вреда кому-либо, то необходимо раскаяться, выполнив все его условия. При этом вовсе не обязательно афишировать свои грехи, разоблачать себя и просить о наказании.
Грешник должен искренне раскаяться, просить у Всевышнего прощения, особенно в предрассветное время, и придерживаться праведного пути с большим усердием, старанием и смирением. Но если он осведомит о своих грехах имама и примет за это достойное наказание, то не будет в этом ничего плохого. Так поступил сподвижник Пророка Ма‘аз ибн Малик.
Дурные поступки, совершенные по отношению к животным (содомия, убийство, побои без причины, удары по морде, даже если есть причина, принуждение к непосильному труду, плохой уход и т. д.), прощаются только после искреннего покаяния и постоянной мольбы о прощении и плача.
Материальный ущерб.
Он может быть нанесен в результате воровства, насильственного захвата чужого имущества, мошенничества, изготовления и распространения подделок и суррогата, в т. ч. фальшивых денежных средств, порчи чужого имущества, взяточничества (ришват). Во всем этом нужно искренне покаяться и после просить прощения у хозяина, даже если был нанесен незначительный ущерб и даже если было это в детстве, т. е. до достижения совершеннолетнего возраста (материальный ущерб обязательно должны возмещать и дети). Если кто-то в этой жизни не добьется удовлетворения того человека, которому он нанес материальный ущерб (например, не отдаст долг), то ему придется сделать это на том свете (что, естественно, намного труднее). В случае смерти того, кому ты должен, возместить убыток нужно его наследникам. А если и наследников нет или невозможно их найти, отдай требуемое сильно нуждающемуся с тем намерением, чтобы Всевышний оставил его у Себя и вернул это имущество тому, кому ты должен, в Судный день. Можно также передать средства от имени Аллаха на общественно полезные нужды (например, строительство мечетей, больниц, дорог, проведение воды и т. п.) либо израсходовать их на своих бедных родителей или детей – это считается простительным. Но если и этого не будет сделано, то Всевышний поступит так, как Ему угодно: захочет – запишет на обиженного некоторые из хороших деяний обидевшего, захочет – запишет на обидевшего плохие деяния обиженного, захочет – примирит обиженного с обидчиком.
Что же касается возмещения материального ущерба, нанесенного иноверцу, сказано, что Всевышний может удовлетворить его облегчением мучений в Аду. Отсюда ясно, что наносить материальный или какой-либо другой ущерб иноверцам, которые не воюют с мусульманами, запрещается. Возместить его будет очень трудно на том свете.
Поэтому необходимо быть осторожными.
Моральный вред.
Он может быть причинен в результате поклепа (гибат), клеветы (бухтан), насмешки, лжесвидетельства, оскорбления и т. п. В этих случаях нужно раскаяться и просить прощения. Если кто-то оклеветал кого-то, он должен признать свою неправоту в присутствии тех людей, перед которыми он это говорил.
Нанесение телесных повреждений и убийство.
Если совершено убийство или нанесено увечье, в первую очередь необходимо раскаяться, затем отдать себя в руки попечителя раненого или убитого для мести. Он может простить преступника безвозмездно или взять с него соответствующий выкуп (дийат) в денежном или каком-то другом эквиваленте.
Данный грех требует раскаяния и испрашивания прощения. Если же существует опасность возникновения конфликтов, необходимо часто просить Аллаха о прощении, совершать дуа за обиженного и раздавать за него пожертвования.
Оскорбление религиозных чувств верующих.
Если кто-то безо всяких на то оснований публично обвинил кого-то в неверии или совершении греха, ему необходимо покаяться и удовлетворить того, кому он нанес обиду, признав сказанное ложью.
Во всех вышеперечисленных случаях человеку, не знающему точно, обидел он кого-то или нет, по мнению большинства ученых, достаточно просто попросить прощения (имам аль-Газали считает, что этого недостаточно).
В книге «Аль-Хуласат» говорится: «Если обидчик скажет обиженному: “Ты очисти меня от всех долгов, имеющихся на мне”, – а тот простит его, зная нанесенные им обиды, то обидчик станет чистым». По мнению Мухаммада, от материальных долгов в таком случае не освобождаются, а по мнению Абу Йусуфа – освобождаются. Просить прощения за неуточненные долги и обиды – это особенность мусульманской уммы (у предыдущих общин такого права не было).
Некий человек сказал, что у него есть долги перед другим человеком, но он не знает их количество и обращается к тому, кому должен: «Освободи меня от всех долгов перед тобой». Тот ответил: «Я тебя освобождаю». Относительно этого случая ан-Наср сказал: « Должник освобождается только от тех долгов, о которых помнит, и знает того, кому он должен ». Мухаммад ибн Салмат считает, что «должник освобождается от всех долгов». Абу Лайс говорит: «То решение, которое вынес ан-Наср, будет правильным на том свете, а то, что сказал Мухаммад о возмещении долга, верно на этом свете».
Если кто-либо скажет: «Я освобождаю всех моих должников от всех их долгов» или «мне никто из людей ничего не должен», – то этим все те, кто ему должен, не освобождаются полностью от ответственности за совершенные деяния.
Наилучшее решение для нас – это освобождение от долга других людей, особенно находящихся в трудном положении. Поэтому в хадисе говорится: «Того, кто отсрочит возврат долга человеку, находящемуся в трудном положении, или освободит его полностью от него, Аллах укроет под Своей тенью в тот день, когда не будет другой тени, кроме Его» («Барикат аль-махмудийа». Ч. 2. С. 230).
Таким образом, долги людей необходимо возвратить их обладателям, а если их нет в живых, то нужно раздать в качестве милостыни. А кто не находит пути освободиться от прав из-за его бедности, то для него прощение Всевышнего ожидаемо, и Его милость обильна. И сколько было Им возмещено долгов и заменено мерзостей добродетелями!
Необходимо совершать много благих поступков и просить прощения тому, кто причинил вред кому-либо из числа мусульман. Нельзя отчаиваться в милости Аллаха!
Поистине, если Всевышний принимает покаяние Своего раба, Он удовлетворяет того, кому он должен из кладовых Своей милости.
Ученый-богослов аш-Шабрамулси пишет: « Если на ком-то есть чужой долг или он притеснил кого-то и еще не попросил прощения за это, хотя имеет такую возможность, то его покаяние не принимается, пока он не возместит этот долг или попросит у него прощения. Однако если у него нет такой возможности, но все же он покаялся, имея твердое намерение возместить долги как только представится такая возможность, то тогда его покаяние принимается Всевышним ».
[1] Муса (мир ему) – один из самых великих пророков, которому было ниспослано Священное Писание – Тора (Таврат).
Мухаммад Омаров
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.