Что такое показатель mat
Что в финансовой системе означает YTD
Чтобы отслеживать котировки акций, их динамику и прогнозировать ценовые движения, а также осуществлять финансовую отчетность к компании, необходимо рассчитывать и выбирать временные интервалы. Для расчетов финансисты используют специальные временные промежутки по конкретным датам или периодам, например, ежемесячные, ежеквартальные или полугодовые отчеты.
Часто используют динамически изменяющийся временной интервал, который берет свое начало отсчета с первого января текущего года. Данный интервал носит название YEAR TO DATE или сокращенно YTD. Рассмотрим поподробнее, что это такое и как применяется.
Определение и назначение YTD
Year to Date начинает отсчет с начала года и продолжается по настоящее время. Т.е. его правая временная граница изменяется. YTD используется во многих финансовых контекстах, главным образом для записи результатов деятельности в период между датой (эта дата исключается, т.к. сегодняшний день не является полным) и началом года.
В контексте финансов с начала года в финансовых ведомостях часто приводится подробная информация о результатах деятельности компании. Предоставление текущих результатов с начала года, а также результатов с начала года за один или несколько прошлых лет на одну и ту же дату позволяет владельцам, менеджерам, инвесторам и другим заинтересованным сторонам сравнивать текущие результаты компании с результатами прошлых периодов. Подоходный налог работников может быть основан на общей прибыли в налоговом году на сегодняшний день.
Примеры использования YTD
YTD описывает возвращение показателей относительно данного года. Например: с начала года доходность акций составляет 8%. Это означает, что с 1 января текущего года на сегодняшний день акции выросли на 8%.
Сравнение показателей с начала года может ввести в заблуждение, если год только начался или не определена дата контроля. Показатели с начала года более чувствительны к ранним изменениям, чем к поздним.
Пример: для расчета текущего выставления накладной для компании итоговые накладные за каждый предыдущий месяц текущего года добавляются к итоговым накладным за текущий месяц на сегодняшний день.
Пример по продажам
Допустим, компания А торгует товаром бренда Б. анализируется ежемесячное количество проданного товара в течение двух лет. С помощью рассчитанного показателя YTD можно оценить силу тренда и роста или падения спроса на товар. Пример приведен в таблице.
Продажи по месяцам | 2017, штук | 2018, штук | 2017 YTD, штук | 2018 YTD, штук | Рост относительно прошлого года, % |
Январь | 50 000 | 60 000 | 50 000 | 60 000 | 20% |
Февраль | 45 000 | 55 000 | 95 000 | 115 000 | 21% |
Март | 45 000 | 65 000 | 140 000 | 180 000 | 28% |
Апрель | 55 000 | 65 000 | 195 000 | 245 000 | 26% |
Май | 50 000 | 60 000 | 245 000 | 305 000 | 24% |
Июнь | 55 000 | 70 000 | 300 000 | 375 000 | 25% |
Июль | 60 000 | 75 000 | 360 000 | 450 000 | 25% |
Август | 55 000 | 65 000 | 415 000 | 515 000 | 24% |
Сентябрь | 65 000 | 75 000 | 480 000 | 590 000 | 23% |
Октябрь | 60 000 | 75 000 | 540 000 | 665 000 | 23% |
Ноябрь | 60 000 | 80 000 | 600 000 | 745 000 | 24% |
Декабрь | 70 000 | 85 000 | 670 000 | 830 000 | 24% |
Из данного примера видно, что минимальный рост наблюдался в начале 2019 года (20-21%), а максимальный рост в марте – 28%. Средний рост YTD по сравнению с предыдущим годом составил 24%. Поэтому с помощью YTD можно корректировать план, наблюдать на его выполнением, анализировать спрос и предложение и возможное количество товара, которое понадобится на следующий год.
Пример по акциям
С помощью YTD можно исследовать поведении цен на акции.
Продажи по месяцам | 2017, рост/падение | 2017 YTD, штук |
Январь | 1% | 1% |
Февраль | 2% | 3% |
Март | -1% | 2% |
Апрель | 2% | 4% |
Май | 2% | 6% |
Июнь | -6% | 0% |
Июль | -8% | -8% |
Август | 4% | -4% |
Сентябрь | 3% | -1% |
Октябрь | 3% | 2% |
Ноябрь | -1% | 1% |
Декабрь | 6% | 7% |
Таким образом, YTD может показать ежемесячную динамику цен на акции, а также годовой рост или снижение стоимости.
Заключение
Year to Date позволяет:
EBITDA и другие МАТы
Эпиграф: В презентации анализа результатов продаж бренд-менеджер использовал МАТы…
Эта статья для тех медицинских представителей, которые не всегда понимают, о чем говорят менеджеры, когда рассказывают о результатах работы. И для менеджеров, которые думают, что их все понимают…
Очень хорошо помню свои ощущения, когда впервые смотрел такую презентацию. В аудиторию вчерашних врачей и провизоров лился поток терминов, который внушал сомнения, что докладчик говорит по-русски:
Мы оперируем на стагнирующем рынке… На этом графике вы видите динамику первичных продаж в МАТах… Маркет шер падает в деньгах и, особенно, в упаковках… Прескрайберы слишком часто выбирают наших компетиторов, и консьюмеры не получают бенефитс… Мы связываем это с падением шер-оф-войс вследствие неэффективной работы сейлс-форса…
Стало понятно, почему обязательное условие для работы продакт-менеджера – знание английского языка.
Вот только далеко не всегда достаточно выучить английский. Надо при этом еще и русский не забыть.
В общем, начинаем составлять
русско-русский словарь медицинского представителя.
русско-русский словарь менеджера.
Для медицинского представителя объясним некоторые понятия, а для менеджеров предложим варианты более понятных слов.
Начнем с продаж в МАТах.
MAT (эм-эй-ти) – это аббревиатура от английского Moving Annual Total. Плавающая годовая сумма. То есть, продажи в МАТах – это сумма продаж за последние 12 месяцев от выбранного месяца. Проще понять на примере: MAT за март 2014 – это сумма продаж с апреля 2013 по март 2014 включительно; MAT за апрель 2014 – это сумма продаж с мая 2013 по апрель 2014 включительно. То есть, добавили продажи нового месяца и вычли продажи самого «старого». Зачем это нужно – тема для отдельного разговора.
YTD (Year-to-date) – сумма продаж с начала года до выбранного месяца включительно. То есть YTD за март 2014 – это сумма продаж с января по март (3 месяца). А YTD за апрель 2014 – это сумма продаж с января по апрель (4 месяца). И так далее до декабря, где MAT и YTD встретятся и будут одинаковыми – 12 месяцев с января по декабрь одного года.
По аналогии с YTD есть еще QTD (Quarter-to-date) и MTD (Month-to-date) – периоды от первого дня квартала и от первого дня месяца соответственно. Используются реже.
Мы сейчас говорили о продажах, но на самом деле понятия MAT, YTD, QTD, MTD – это период, то есть время. Считать за это время можно не только продажи. А, например, долю рынка:
MS (Market Share) – произносится, как «маркет шер/шеа/шеар», кому как кажется более похоже на английское произношение. По-русски – доля рынка. Характеризует положение компании или препарата среди конкурентов. Измеряется в процентах. Например, если объем продаж всех фармкомпаний на территории 1000000 долларов, а ваш объем продаж на той же территории 15000 долларов, то ваша доля рынка на этой территории = (150000/1000000)*100%=1,5%.
Рынок в этом случае – понятие растяжимое. Предположим, в вашей компании есть цефтриаксон. Можно сравнивать его только с цефтриаксонами других компаний – это будет его доля на рынке цефтриаксонов. Можно смотреть долю рынка среди всех цефалоспоринов, всех антибиотиков и т.д. Считать можно в деньгах или упаковках.
И в зависимости от периода, который выбран, может быть MS в MAT, YTD, QTD, месяц. Более подробно в следующих статьях. Сейчас только одну мысль: «Бренд можно считать успешным, если он растет быстрее рынка и быстрее конкурентов. И, соответственно, доля рынка бренда растет»
Следующий показатель очень интересный:
Share of Voice (SoV) – доля голосов, произносится приблизительно как «шер оф войс». Если быть точнее, то это один показатель, а два. И не доля голосов, а доля воспоминаний. Первый показатель – SoV Promotion, а второй — SoV Prescription. Воспоминания врача о промоции препарата и о назначении препарата.
Определяют эти показатели компании, которые занимаются исследованиями рынка. Приходит их представитель к врачам и спрашивает: «С какими препаратами к вам за последний месяц приходили медицинские представители?» И врачи начинают вспоминать… А потом эти данные собираются вместе и оказывается, что чаще всего врачи вспоминают «препарат А фармкомпании Б». Значит у компании Б самые запоминающиеся медпредставители. И препарат А у врачей первый на уме, а значит будет и первый «на языке», то есть в рецепте. Только необязательно, потому что врачу задают еще один вопрос: «А какие препараты вы назначали за последние 2 недели?» Врачи отвечают, данные подсчитываются, и оказывается, что назначают они чаще всего «препарат В компании Г». А это значит, что медпредставители фармкомпании Г самые эффективные. Как-то так… Очень интересны возможные сочетания SoV Promotion и SoV Prescription. Но трактовка полученных данных – это тоже тема отдельного разговора.
А теперь коротко пройдемся по другим терминам из «речи менеджера»:
Стагнирующий рынок (от слова стагнация, лат. stagnum — стоячая вода) – рынок, который не растет. Расчитывать на рост продаж препарата можно только за счет конкурентов.
Первичные продажи (Sell-in, отгрузки) – это то, что компания-производитель (поставщик) продала (отгрузила) дистрибьюторам.
Вторичные продажи (Sell-out, продажи) – это то, что дистрибьюторы продали аптекам (или больницам)
Прескрайберы (англ. to prescribe – прописывать)– те, кто прописывают препарат. То есть врачи (или провизоры).
Компетитор – (англ.) конкурент
Консьюмер – (англ.) потребитель, в нашм случае — пациент
Бенефитс – (англ.) преимущества
Сейлс-форс – (англ.) отдел продаж (то же, что и филд-форс — «полевая» служба, внешняя служба)
Теперь можете вернуться к началу статьи и перевести речь менеджера с русского на русский.
Те же, кто дочитал до конца, смогут узнать, что такое EBITDA.
EBITDA (сокращенно. от англ. Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — аналитический показатель, равный объёму прибыли до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам.
То есть, сколько бы у нашей фармкомпании могло бы быть денег, если бы мы не платили налоги, по кредитам и не тратились на ремонт оборудования. Вот это была бы прибыль!
Во-первых, показатель имеет очень слабое отношение к работе медпредставителя, это относится к показателям работы компании в целом. Так что EBITDA лично вам не грозит.
Во-вторых, показатель очень теоретический и сомнительный в плане реальной оценки финансовой успешности компании.
На сегодня всё. Продолжение следует. Есть еще много русских слов, которые требуют перевода на русский.
17 современных метрик анализа продаж
17 современных метрик анализа продаж
Менеджер проектов в инвестиционной компании «Русский стартап». Специалист в сфере стратегии, инвестиционного и управленческого анализа. Закончил МГУ и ВШЭ, первый профессиональный опыт приобрел в УК «Рослокомотив», затем совершенствовал его в течение 8 лет в департаменте финансов АО «Московская биржа». Имеет более 18 лет опыта реализации проектов в производственной, финансовой сферах, образовании, девелопменте и управлении недвижимостью.
Для анализа продаж разработано много метрик, но мы предлагаем остановиться на 17 показателях, широко применяющихся в современных отраслях экономики – мобильной и интернет-коммерции.
В мире конкурируют два отношения к коммерции:
И вот те вторые, самые успешные команды, всегда много внимания уделяют работе с информацией, как источником успехов, или, как модно говорить, «новой нефтью».
Аналитика продаж – это сбор и анализ данных о продажах, позволяющий моделировать и прогнозировать результаты и будущие возможности, принимать управленческие решения, мотивировать коммерческие подразделения и менеджеров.
В какой-то момент аналитика переходит к расчету метрик – показателей, которые содержат синтез обработанной информации об анализируемом объекте и могут дать пищу для размышлений и управленческих решений. Для анализа продаж разработано много метрик, но предлагаем остановиться на 17 показателях, широко применяющихся в современных отраслях экономики – мобильной и интернет-коммерции.
Годовой рост дохода от продаж является более важным для отслеживания состояния компании, особенно для компаний, которые продают программное обеспечение, как сервис (SaaS-модель).
Прирост продаж
Если бизнес не растет, он умирает.
Прирост продаж – показатель эффективности, который измеряет увеличение (или уменьшение) вашего дохода от продаж в течение месяца. Это одна из самых важных метрик, которую используют практически все и всегда. Однако возможны разночтения в отношении этого показателя в зависимости от контекста. Так, рост продаж может быть связан не с ростом бизнеса или эффективности продаж, а с сезонностью, временной конъюнктурой или другими факторами. Например, сейчас мы можем наблюдать рост продаж защитных масок из-за коронавируса.
Формула расчета проста:
Где ΔS – прирост продаж,
Sn-1 – продажи за период, предшествующий отчетному,
Sn – продажи за отчетный период.
Использование ежемесячного роста продаж в качестве ключевого показателя эффективности продаж даст практические идеи, которые можно использовать для оптимизации процессов, стратегий и приоритетов продукта на малом временном горизонте.
Годовой рост дохода от продаж является более важным для отслеживания состояния компании, особенно для компаний, которые продают программное обеспечение, как сервис (SaaS-модель). А вот для большинства стартапов – это слишком долго. Мониторя ежемесячный рост продаж, стартап получает метрику продаж, которую теперь можно использовать сразу, а не через 12 месяцев.
Число звонков и е-мэйлов на менеджера
Чтобы создать мощную воронку продаж, нужно понять, чем заняты продавцы, какие усилия они предпринимают, чтобы привлечь новых клиентов. Информацию об этом даст подсчет числа людей, с которыми продавцы контактируют.
Число звонков / е-мэйлов на менеджера – метрика, фиксирующая число звонков и электронных писем, которые команда продаж совершает в течение отчетного периода. Эта метрика говорит не только о том, насколько активны продавцы или агенты, но может показать недостатки самой воронки продаж.
Например, используя критерий 30/30/50 для электронной рассылки и звонков по «холодной» базе (имеется в виду критерий – открытия (дозвоны) / доля ответивших (заинтересовавшихся) / конверсия в продажи), вы можете начать разбирать воронку продаж сверху вниз и выяснить, где нужно настроить и оптимизировать свою стратегию. Если из каждой сотни звонков вы не получаете 30 дозвонов, из каждых 100 дозвонов не получаете 30 заинтересовавшихся предлагаемой услугой и из 100 таких «разогретых» контактов не получаете 50 сделок – что-то не так, либо скрипты работают плохо, либо ценностное предложение хромает, либо база телефонов мало соответствует вашей целевой аудитории.
Если приоритетом для команды продаж является увеличение скорости охвата, следует приобрести CRM, интегрированную с офисной АТС и со встроенным предиктивным дозвоном, благодаря чему менеджеры не будут слушать гудки в течение 45 секунд, а спустя 2 секунды после того, как положили трубку, получают новый дозвон. Соответственно за меньшее время – получат большее число контактов с целевой аудиторией и донесут до нее свое предложение.
Руководители, отвечающие за продажи, используют эту метрику для отслеживания деятельности команды, а сами менеджеры могут применять ее в качестве показателя эффективности своих личных продаж.
Не имеет значения, сколько звонков или электронных писем делают торговые агенты или менеджеры, если никто не заинтересован в том, что они продают. Если продуктом никто не заинтересовался, то проблема не в менеджерах.
Созданные возможности продаж
Не имеет значения, сколько звонков или электронных писем делают торговые агенты или менеджеры, если никто не заинтересован в том, что они продают. Если продуктом никто не заинтересовался, то проблема не в менеджерах.
Соответствующая метрика – созданные возможности продаж – фиксирует заинтересованных клиентов, до которых «достучались» менеджеры. Этот показатель позволяет спрогнозировать будущие продажи и ранжировать возможности, исходя из их ценности и вероятности реализации. На этом этапе выясняется, соответствует ли контакт из «холодной» базы профилю вашего идеального клиента, попал ли он в воронку и готов ли двинуться по ней дальше к сделке.
Формула проста – число потенциальных продаж инициированных за отчетный или планируемый период:
SOC = ∑Customers p t,
Где SOC – созданные возможности продаж (Sales opportunities created),
Customers p – потенциальные покупатели – те, кому позвонил менеджер и кто заинтересовался сделанным ему предложением;
t – отчетный период.
Отслеживать созданные возможности продаж очень важно, особенно если цикл до сделки длинный. Показатель дает бесценную информацию об эффективности всего процесса продаж:
Эта метрика помогает оценивать эффективность процесса продаж, воронки, а также прогнозировать выручку.
Количество пробных запусков и установленных триал-версий
Не всегда клиент приобретает продукт, увидев рекламу, описание или оферту. Часто, чтобы купить, надо попробовать. Это особая форма продаж принятая, например, в SaaS-модели бизнеса. При таком варианте значительную часть усилий по продвижению берет на себя сам продукт.
Отслеживание пробных запусков и установок позволяет оценивать работу команды коммерсантов, чем больше – тем лучше, тем больше «теплых» клиентов на следующем шаге к продаже, тем больше информации от потенциальных клиентов.
Лидов, которые так далеко «опускаются вниз» по воронке, гораздо легче довести до финальной сделки, чем просто заинтересовавшихся рекламой или перешедших на лэндинг-страницу. Мониторинг того, как эта метрика меняется от месяца к месяцу, является мощным способом отслеживать работоспособность вашей воронки продаж.
Конверсия улучшает понимание идеального клиента – для кого лучше всего подходит продвигаемое ценностное предложение.
Конверсия лидов в сделки
Эта метрика отвечает на один из самых важных для менеджеров коммерческих отделов вопросов: сколько лидов преобразуется в продажи?
Формула: Conv = Sales / Leads,
Где Conv – конверсия;
Sales – количество завершенных сделок;
Leads – число потенциальных покупателей, лидов.
Анализ этого показателя важен для оценки эффективности всей команды продаж. Более того, конверсия дает понимание схемы привлечения клиентов. Можно пройти путь клиента от сделки в обратном направлении, чтобы отследить, откуда пришли клиенты, и что было сделано «правильно» для того, чтобы их получить. Полученную информацию можно и нужно использовать для получения новых клиентов из новых лидов или, использовав тех, кого «потеряли» на предыдущих уровнях воронки продаж.
Конверсия улучшает понимание идеального клиента – для кого лучше всего подходит продвигаемое ценностное предложение. А на основе этого знания, двигаясь в обратную сторону по воронке, можно разбираться, как лучше преподносить ценностное предложение такому клиенту, как улучшить воронку и где «водятся» эти клиенты?
Закрытая сделка – один из лучших источников данных о продажах. Эта метрика показывает, какие методы контактов с потенциальными клиентами наиболее эффективны для генерирования продаж.
Структура продаж
Закрытая сделка – один из лучших источников данных о продажах. Эта метрика показывает, какие методы контактов с потенциальными клиентами наиболее эффективны для генерирования продаж. Например, для какого контакта больше шансов закрыть сделку – для холодного звонка, почтовой рассылки или для личной встречи?
Также важно понимать, какой контакт наиболее эффективен. Первое впечатление – самый сильный фактор для принятия решения, ведь «у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». Если к потенциальному клиенту впервые обратились посредством «кривого» в плане дизайна и текста электронного письма, изменить первое впечатление другим письмом или звонком уже вряд ли получится.
Предоставляя менеджерам информацию о том, какой метод контакта с целевой аудиторией с наибольшей вероятностью приведет к продаже, можно с самого начала процесса «направить их в правильную колею».
Среднее время конверсии
Сколько времени требуется потенциальному клиенту, чтобы завершить цикл от лида к закрытию сделки? Такую информацию предоставляет метрика – среднее время конверсии. Для ее расчета фиксируется время, затраченное каждым лидом на заключение сделки. На основе этих данных и данных по числу сделок рассчитывается среднее.
где ATC – среднее время конверсии,
T – суммарное время, потраченное на реализацию всех сделок;
Customers – общее число клиентов, закрывших сделку.
Этот показатель дает представление о производительности воронки продаж, появляется возможность принимать более эффективные решения о том, сколько усилий стоит вкладывать в реализацию возможности.
Время – это деньги. Если подписка на какую-то услугу стоит 9 долларов в месяц, а на закрытие сделки уходит более 6 недель, продавец наверняка терпит убытки от такой сделки.
Если рассматривать этот показатель в связке с другими метриками продаж (такими как конверсия и продажи в разрезе контактов), то он дает четкое представление о воронке и о том, какой из ее вариантов ведет к достижению поставленных целей.
Директора по продажам могут использовать эту метрику для прогнозирования дохода.
Стоимость привлечения клиента (CAC)
Во сколько обходится привлечение одного клиента? Эту информацию дает известный показатель юнит-экономики – стоимость привлечения клиента (Customer acquisition cost – CAC). Эта метрика отслеживает все затраты, связанные с привлечением нового клиента (как в продажах, так и в маркетинге).
Например, предполагается использовать рекламу в сети Вконтакте, чтобы привлечь клиентов на свой лэндинг, продающий подписку. Если реклама стоит 150 рублей за лид и приводит к продаже подписки 500 рублей в месяц – это отличная сделка. Однако, если предположить, что продавец нанял персонал, который занимается продажами и продвижением, а среднее время конверсии 60 дней, расчет усложнится. Следует отнести все затраты понесенные за период конверсии (например, заработная плата маркетинговой команды и деньги, потраченные на рекламу) на сделки, закрытые за этот период, это и будет реальная правильная оценка САС. Таким образом, формула CAC выглядит следующим образом:
CAC = Costs / Customers,
где Costs – сумма всех издержек, относящихся на процесс продаж (реклама, зарплата менеджеров и т.п.),
Customers – общее число клиентов, закрывших сделку.
Почему так важно отслеживать затраты на привлечение клиентов (CAC)? Далеко не каждая компания может работать себе в убыток в течение многих лет подряд, как, например, это делают Uber и Tesla в расчете на захват рынка и дальнейший рост стоимости или что-то подобное. Вместо этого большинству компаний следует заботиться о том, чтобы каждая заключаемая сделка была прибыльной. Также одним из наиболее эффективных способов увеличения прибыли от продаж является снижение затрат. Анализируя эту метрику, появляется возможность определить, на что именно тратить время и усилия в стремлении увеличить прибыль.
100% гарантии провала дает сделка, на которую тратится больше, чем зарабатывается!
Ценность клиента – это сумма дохода, получаемая с момента, когда он первый раз оплачивает услугу, до момента, когда он по какой-то причине перестает платить.
Ценность клиента (LTV)
Данный показатель показывает сумму прибыли, которую принесет клиент за все время пользования и оплаты сервиса, другими словами, сумму дохода, получаемую в среднем от клиента с момента, когда он первый раз оплачивает услугу, до момента, когда он по какой-то причине перестает платить. Например, для онлайн игр LTV – это сумма платежей: регулярных – за подписку и не регулярных – за товары внутри игры, мерч и т.п., которые пользователь будет делать до тех пор, пока игра ему не надоест, или он не перестанет в нее играть. Устоявшегося русского варианта для этого термина нет, поэтому широкое распространение имеет использование английской аббревиатуры LTV – Lifetime value, дословно – пожизненная стоимость.
В большинстве случаев нас интересует средний показатель, поэтому формула расчета такова:
Где SalesLT – все платежи, сделанные каждым учтенным клиентом, в течение срока жизни клиента (Lifetime),
CustomersLT – общее число учтенных для целей расчета клиентов.
Как и у стоимости привлечения клиентов, расчет LTV не прост. Число клиентов и оплаты – это не статические величины, а потоки и поэтому результаты расчетов будут сильно меняться. Существуют различные модели, используемые для расчета, которые требуют наличия достаточно большого объема выборки, чтобы сделать точные оценки и прогнозы.
LTV позволяет предсказать будущий доход и прибыль вашей компании. Появляется возможность сопоставить доходы от клиента с расходами на его приобретение – LTV с CAC, оценить потребность в клиентах для достижения поставленных целей и влияние оттока клиентов.
Растущий LTV означает, что у компании все хорошо. В то время как снижение LTV означает, что необходимо принимать срочные управленческие решения.
Ежемесячная периодическая выручка (MRR)
Для компаний, которые работают на рынке по модели SaaS, нет более важной метрики, чем ежемесячная периодическая выручка (MRR). Упрощенно этот показатель рассчитывается как число платежеспособных клиентов, умноженное на средний размер чека.
MRR = Customers х ARPU,
Где Customers – общее число платящих клиентов,
ARPU – средняя выручка на одного пользователя.
В реальности расчет усложняется из-за появления новых клиентов, апгрейда существующих подписок и оттока клиентов. Для корректной оценки метрики, необходимо будет рассчитать несколько видов MRR:
Учитывая указанное выше, полный MRR рассчитывается по формуле:
MRRnew – MRR новый, ежемесячная регулярная выручка от новых пользователей,
MRRexp – MRR расширенный, ежемесячная регулярная выручка от апгрейда подписки,
MRRchurn – MRR выпадающий, потерянная ежемесячная регулярная выручка.
Современные отделы продаж, особенно SaaS-сервисов должны знать, за счет чего растет их выручка. Например, если запускается новая стратегия продаж и MRR при этом снижается, важно знать из-за чего.
Стоимость сделок в работе дает оценку «наилучшего сценария» и информацию о соответствии вероятности достижения планов по продажам.
Стоимость сделок в работе (Pipeline value)
Данная метрика суммирует стоимость всех сделок, находящихся «в работе» у отдела продаж, тех сделок, которые с разной степенью вероятности могут состояться. Метрика показывает ожидаемый доход от всех возможных продаж. Этот показатель дает оценку «наилучшего сценария» и информацию о соответствии вероятности достижения планов по продажам:
Формула проста – сумма выручки от всех сделок, которые планируются к завершению в прогнозируемый период:
где PLV – стоимость (сумма выручки) по всем сделкам в работе (Pipeline Value),
Цели по продажам
Этот показатель эффективности продаж сравнивает закрытые сделки с поставленными целями за различные периоды времени и является отличным способом мотивировать менеджеров.
Специфической формулы здесь быть не может, это вариант план/факт анализа результатов деятельности менеджера. Можно измерить в процентах от плана.
Однако здесь важны психологические факторы. Если менеджер систематически не достигает поставленных целей, это не мотивация, а путь к профессиональному выгоранию и падению самооценки. Цели должны быть достижимы и по возможности учитывать индивидуальные особенности менеджеров.
Исторические данные по этой метрике позволят выбирать реалистичные цели для менеджеров и команды, а также отслеживать прогресс.
География продаж
Углубляясь в анализ данных о продажах, можно выяснить еще много полезных вещей, например, откуда пришли покупатели. Можно сформировать метрику продаж по каждому региону присутствия. Для онлайн и мобильных проектов можно по IP определять географию лидов, пробных запусков и загрузок триал-версий. Эта метрика отслеживает продажи по конкретным регионам, чтобы сказать вам, какие рынки наиболее восприимчивы и ценны.
Каждый удачный массовый запуск продаж начинался с понимания идеального клиента, целевой аудитории. Пониманию целевой аудитории также поможет срез продаж по регионам. Кроме того, информация по географии продаж поможет понять какие рекламные компании, менеджеры, заточенные под конкретные регионы, сработали лучше или хуже.
Средний чек
Есть много рычагов, которые вы можете использовать, чтобы увеличить доход. Но один из самых эффективных – продавать больше каждому клиенту. Средний чек дает информацию о средних тратах клиента на покупку и в динамике показывает, как меняется эта величина, если растет – это хорошо, падает – плохо, сигнал о необходимости срочных мер. Кроме падения среднего размера чека, решение о дополнительных усилиях на рост продаж – это повод искать меры стимулирования клиентов тратить больше, делать дополнительные продажи, предлагать более гибкие тарифные планы.
AOV = Revenue / Sales,
где AOV – средний чек, от английского Average Order Value,
Sales – число сделок за период.
Увеличение стоимости каждой покупки способствует эффективному умножению результатов усилий по продажам. Кроме того, высокая средняя стоимость покупки компенсирует высокую стоимость привлечения клиента CAC, поскольку есть возможность тратить больше, чтобы приобрести более ценного клиента.
Средняя маржа
Показатели выручки – наиболее важные метрики для менеджеров по продажам, так как они могут влиять на них напрямую. Но для развития бизнеса в целом важнее показатели прибыли.
Средняя маржа показывает среднюю прибыль, полученную по всем продуктам, услугам, пакетам и каналам продаж. Формула расчета такая:
где APM – средняя маржа, от английского Average profit margin,
Costs – издержки на производство продукции или услуги,
Sales – количество сделок (для услуг) или количество проданных единиц товара.
Продажа продукта на миллион долларов, затраты на производство, продвижение, продажу и обслуживание которого, выше, чем продажная цена, не являются жизнеспособной бизнес-моделью. Понимая и отслеживая среднюю маржу, можно определить, какие продукты или предложения действительно лучше всего подходят для желаемого результата – роста прибыли.
Значение средней маржи становится особенно важным, когда продается несколько различных продуктов, используются динамические модели ценообразования или, если менеджеры по продажам могут самостоятельно предоставлять скидки (в этом случае менеджеры по продажам смотрят, чтобы скидка не делала продажу не выгодной).
Маржинальность можно отслеживать также в разрезе отдельных подразделений, менеджеров и регионов.
Для коммерческих отделов бизнесов, работающих по модели SaaS, продажи – это не только привлечение новых клиентов, но и их удержание.
Удержание и отток клиентов
Для коммерческих отделов бизнесов, работающих по модели SaaS, продажи – это не только привлечение новых клиентов, но и их удержание. Выручку формируют как новые клиенты, так и те, кто продлевает подписку на сервис – чем дольше они работают с сервисом, тем больше мы получим дохода на одного привлеченного клиента, тем выше разница между CAC и LTV. Важно не терять своих клиентов как можно дольше.
Существует множество способов измерения оттока (чистый отток, валовой отток, ежемесячные подписки и т. д.), и это еще один из тех ключевых показателей эффективности продаж, который трудно определить. Тем не менее, самый простой способ оценивать отток – это:
Поддержание и развитие своей клиентской базы – залог успеха и устойчивости бизнеса. Факт – привлечь нового клиента стоит от 5 до 25 раз больше, чем удержать имеющегося.
Выручка по продуктам
Как только бизнес выходит за рамки продажи одного продукта или услуги, обязательно появляются такие продукты, которые работают лучше (или хуже), чем остальные.
Выручка по продуктам позволит ранжировать продукты по выручке и оценить, какие из них хорошо продаются.
где Pn – средняя цена продукта n,
Qn – количество проданных единиц продукта n или количество клиентов,
Sn – выручка от продаж продукта n.
Важно помнить, что выручка не определяет доход, и высокие продажи какой-то ассортиментной позиции, обусловленные низкой ценой, могут контрастировать со слабой позицией в ранжировании по полученному доходу.
Отслеживая эффективность продукта в динамике, можно получить представление о качестве стратегии продаж, изменениях рынка и адекватности ценностного предложения. Чтобы эффективно использовать этот показатель, необходимо обязательно учитывать контекст. Падение продаж могут вызвать, не только усилия менеджмента, но и:
Продуктивность менеджеров по продажам и рейтинги
Успешность продаж зависит от успеха каждого конкретного менеджера по продажам и отдела продаж в целом. Поэтому необходимо оценивать отдельных менеджеров, региональные команды сразу по нескольким показателем, ввести элемент соревновательности, рейтингования. Кроме соревновательного эффекта, значение имеет наглядность и сравнимость своего результата с успехами коллег. Отслеживая производительность менеджеров, создаются прозрачные условия, в том числе и денежной мотивации.
Как это может выглядеть? Вспомните, например, Хогвартс и песочные часы с разноцветными камнями, обозначавшими очки в пользу каждого из волшебных факультетов. Вы можете собрать подобный дашборд из описанных выше 17 показателей для отдельных менеджеров, подразделений или регионов.
Вышеперечисленные метрики и показатели успешно применяют многие компании, но это не значит, что они универсальны и применимы для всех бизнесов. Реальность намного сложнее – следует хорошо знать свой бизнес, понимать его закономерности и выбирать те метрики, которые вы считаете адекватными вашей бизнес-модели. Большое число метрик может не только затруднять понимание ситуации, но и становится настолько трудо- и время затратным, что плюсы от их всеобъемлющей универсальности уступят минусам от запаздывания в предоставлении, сложностях в анализе и стоимости на ведение такого учета.