Что такое показательный мягкий знак
Разделительный мягкий знак
Роль мягкого знака в русском языке
Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.
Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова
Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.
Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.
Разделительный мягкий знак
В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.
Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.
Правила написания слов с мягким знаком
Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.
Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.
Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.
Правила написания слов с разделительным мягким знаком
Методические советы учителям
Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.
В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:
Задания для закрепления темы
Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.
«Два столбца»
Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.
Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.
Правила употребления мягкого знака
В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? Расскажем о важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи и правилах употребления.
Мягкий знак Ь, ь – это одна из двух букв русского алфавита, 30‑я по счету, которая не передает никакого звука. Служит она для того, чтобы на письме обозначать мягкость согласных. Так уж сложилось в системе русского языка, что все согласные можно разделить на мягкие и твердые.
Роль одной буквы
Мягкий знак – одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) – что-то среднее между Е и И.
В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова – просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень – пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.
Правописание мягкого знака Ь состоит в соблюдении 4 групп правил:
1) разделительный мягкий знак: правописание;
2) употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных;
3) мягкий знак после шипящих;
4) мягкий знак в некоторых падежных и глагольных формах.
Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).
А может быть разделительным.
Разделительный мягкий знак
Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа].
Давайте рассмотрим примеры:
Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е – [й’э], ё – ]й’о], ю – [й’у], я – [й’а].
В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу.
Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!
Разделительный мягкий знак пишется:
Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.
Обозначение мягкости согласных
Мягкий знак после шипящих
После шипящих мягкий знак пишется:
Остальные случаи
Мягкий знак употребляется:
Примечания:
(1) Обратите внимание на употребление в повелительном наклонении форм глагола, имеющего только две формы: форму 1 ‑го лица ед. числа — ляг и форму 2‑го лицами, ч. — лягте.
(2) Существует вариантное написание следующих числительных: секстиллион, квадриллион, квинтиллион, септиллион и др.
(3) Заметьте: существительные дочь, кость и плеть в творительном падеже мн. ч. имеют окончание -ями (дочерями, костями, плетями), а устаревшие формы (дочерьми, костьми, плетьми) в современном языке можно встретить только во фразеологизмах (лечь костьми, бить плетьми).
(4) Запомните: если окончанию -ня предшествует буква л, то после неё пишите мягкий знак: купальня, колокольня, гладильня, коптильня и др.
(5) Запомните написание наречий: точь-в-точь и просторечного допрежь.
(6) Отличайте написание суффиксов -ть-(ся) и др, инфинитива от суффикса -т-(ся) формы 3‑га лица настоящего времени. Сравните: Она хочет учиться в консерватории. Она там учится?
(7) Обратите внимание на правописание следующих слов: то бишь (то есть, а именно), туш (музыкальное приветствие) и тушь (краска), тоньше и тончайший, нянька и нянчить.
(8) Обратите внимание на особенность написания слова любовь. Нарицательное существительное любовь в косвенных падежах теряет гласную букву о: нет любви, к любви, о любви. Собственное имя Любовь сохраняет эту гласную во всех формах: Молодой Блок проводил много времени у Любови Дмитриевны Менделеевой.
В словах иноязычного происхождения
Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».
Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.
Приведем примеры таких слов:
Таким образом, мягкий знак пишется также в некоторых заимствованных словах перед О (медальон, почтальон и т.п.).
Разделительный мягкий знак
Мягкий знак— это буква, которая указывает на мягкость согласного звука, но сама звука не имеет. Например, в словах сосулька, восемь, банька мягкий знак на письме обозначает, что согласные звуки [л′], [м′], [н′] будут мягкими.
Разделительный мягкий знак называется так потому, что отделяет при произношении согласный звук от следующего за ним гласного. Прочитайте вслух пары слов и обратите внимание, как произносятся выделенные слоги:
В этих парах слогов одинаковые согласные и одинаковые гласные, но наличие разделительного мягкого знака влияет на их произношение. Слоги без мягкого знака произносятся более слитно. Все дело в том, что гласные после разделительного мягкого знака обозначают по два звука вместо одного:
Разделительный мягкий знак встречается не перед любыми гласными, а только перед е, ё, ю, я, и. Также в виде исключения он может встречаться в заимствованных словах перед буквой о: бульон, почтальон.
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
В какой части слова пишется разделительный мягкий знак
В слове разделительный мягкий знак может находиться в корне или после него, но никогда — после приставки.
После приставки, которая оканчивается на согласный, и перед гласными е, ё, ю, я, и пишется разделительный твердый знак.
Приведем примеры слов с разделительным мягким знаком в разных частях слова:
2. Между корнем и суффиксом:
3. Между корнем и окончанием слова:
4. Между суффиксом и окончанием
Русский язык в онлайн-школе Skysmart — это увлекательные уроки на интерактивной платформе с примерами из современных текстов.
Слова-исключения с разделительным мягким знаком
В исконно русских слова разделительный мягкий знак встречается только перед гласными е, ё, ю, я, и. Но в иноязычных словах (особенно французских) он может стоять перед буквой о:
Как избежать ошибки в слове с разделительным мягким знаком
Чтобы писать слова с разделительным мягким знаком правильно, нужно уметь разбирать слово по составу и знать слова-исключения. Запомните простой порядок действий, чтобы определить, когда писать мягкий, а когда твердый разделительный знак.
Посмотрите, какая гласная стоит после согласной. Разделительный мягкий знак встречается только перед гласными е, ё, ю, я, и. А также перед о в заимствованных словах-исключениях.
Разберите слово по составу. Если приставка оканчивается на согласную букву, а за ней следует е, ё, ю, я или и — пишем твердый знак. В корне и после него — мягкий.
Урок обучения грамоте. Тема «Буква Ь – показатель мягкости согласных звуков». 1-й класс
Класс: 1
Цели урока:
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник, прописи учащихся, карточки.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Программное обеспечение: «Microsoft Office PowerPoint».
Программа: УМК «Школа 2100».
Ход урока
1. Орг.момент.
— У нас сегодня необычный урок обучения грамоте. На уроке у нас гости- давайте поздороваемся с ними. Повернитесь, ребята к нашим гостям, поприветствуйте их, развернитесь и тихонько садитесь.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Сообщение темы, цели урока.
— Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв. Живёт в Букваре известный фокусник.
Как его зовут? Догадайтесь.
Доскажите словечки и узнаете тему нашего урока:
— Учитывая тему нашего урока, поставим перед собой цели нашей работы:
3. Изучение нового материала.
Различение звуков. Игра «Твёрдый-мягкий».
— Молодцы. А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились мягко? (Мягкий знак)
Знакомство с новой буквой.
— Вот она буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь.
— Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
— На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей.)
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Чтение с доски.
— Сейчас мы будем учиться читать буквосочетания с новой буквой по заданиям.
На доске буквосочетания.
Задание 1: прочитать буквосочетания тихо.
Задание 2: прочитать буквосочетания громко.
— Да, мягкий знак – настоящий фокусник. В чём же заключался его фокус? Как произносили буквосочетания? (Мягко)
Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.
— Но это ещё не все фокусы мягкого знака. Внимание на доску.
— На доске схемы двух слов.
— Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твёрдый, другой мягкий).
— Послушайте загадку и догадайтесь, какое слово спряталось в первой схеме.
Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (мел)
(На доске над схемой учитель выставляет буквы.)
— Какую букву надо поставить во втором слове, чтобы последний звук произносился мягко?
(Поставить букву мягкий знак).
— Какие фокусы и превращения вы заметили?
(Заменили твёрдый на мягкий изменилось звучание слова и смысл).
— Что обозначает слово «мел»?
Придумайте предложение. Я пишу мелом на доске.
Что обозначает слово «мель»?
Мель – мелководное место в реке, водоёме.
Придумайте предложение. Мы плыли по реке на лодке и попали на мель.
— Что ещё заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).
Работа по учебнику
— В нашем Букваре тоже есть слова, с которыми поработал наш фокусник мягкий знак.
— Откройте учебник на стр. 154.
— Сейчас мы будем учиться читать слова 1 столбика с новой буквой – ь.
Найдите его в учебники. Приготовьте карандаши.
Чтение вполголоса.
— Учимся читать, слушая свой голос.
— По ходу чтения карандашом отметьте непонятные слова для вас.
Словарная работа.
— Какие слова непонятны?
— Ну, что же обратимся за помощью к нашему фокуснику мягкому знаку. Внимание на экран.
(Объяснение значений слов.)
МОЛ – примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты порта от морских волн.
МОЛЬ – маленькая бабочка, гусеницы, которая является вредителем меха, шерсти, хлебных зёрен, растений.
УГОЛ – в геометрии плоская фигура, образованная лучами, исходящими из одной точки. Угол комнаты.
УГОЛЬ – ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. Каменный уголь.
БЫЛ – слово в русском языке, употребляется для обозначения действия в прошедшем времени.
БЫЛЬ – то, что было в действительности, действительное происшествие.
ПЫЛ – сильный жар от огня. Пирожки с пылу, с жару.
ПЫЛЬ – мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь.
КОН – место, куда в игре надо попасть при броске.
КОНЬ – непарнокопытное животное семейства лошадиных.
ФИЗМИНУТКА.
— А теперь давайте отдохнём. Встали все.
— Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.
Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.
Если нравится тебе, то делай так…
(Два щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…
(Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так…
(Два хлопка над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…
(Два притопа ногами).
Пальчиковая гимнастика.
Мы ладони сложим вместе,
Словно их сцепили тестом.
Начинаем опускать, только, чур, не разжимать.
(Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья).
Письмо в прописях.
— Вернёмся к поставленной цели урока. Что мы уже сделали?
— А что предстоит ещё сделать?
— Давайте научимся писать нашего фокусника в прописи. Откройте прописи на странице 35. Проговорим стихотворение.
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу,
Я друзья скрывать не стану,
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
а) Сравнение написания буквы ь с буквой ы: общие элементы, разные.
б) Учитель показывает на доске, дети в воздухе прописывают:
Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так…
— Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал прямой.
— Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.
г) Работа над соединениями.
— Посмотрите на 3 строку и скажите как соединяется ь с буквами?
(Нижним соединением или петлёй – поворотом в середине буквы.)
Учитель показывает одно соединение, дети пишут в воздухе ь с нижним соединением, а затем в прописи.
Учитель показывает одно соединение с петлёй, дети прописывают в воздухе, а потом в прописи все остальные.
Обозначение мягкости согласных звуков гласными.
— Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях. Кто же поставит хвастунишку фокусника на место?
— Некоторые жители нашего Букваря стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был ЛУК, стал ЛЮК, был МАЛ, стал МЯЛ».
Так гласные поставили хвастунишку на место.
— Кто поставил хвастунишку на место?
(Гласные, которые обозначают мягкость согласных на письме).
Письмо слов с печатного образца по заданию.
— Сейчас мы будем учиться писать слова с мягким знаком, но по заданию.
— Прочитайте слова в прописях вполголоса.
— Найдите слово, которое обозначает крупную дикую или домашнюю водоплавающую птицу с длинной шеей. (Гусь.) Запишите. Проверьте на экране.
— Найдите слово и запишите, которое обозначает крупное парнокопытное животное с ветвистыми рогами. (Олень). Проверьте на экране.
— Крупное парнокопытное животное с широкими уплощёнными рогами. (Лось). Проверьте на экране.
— Найдите слово и запишите, обозначающее мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь. (Пыль).
— Дикое или домашнее непарнокопытное животное. (Конь). Проверьте на экране.
— Ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. (Уголь). Проверьте на экране.
— ТО, что было в действительности, действительное происшествие. (Быль).
Проверьте на экране.
— Слово, обозначающее отсутствие желание трудиться, склонность к безделью. (Лень). Проверьте на экране.
— Подчеркните во всех словах, которые вы написали мягкий знак.
— Где находится он? (В конце слова).
Игра «Спрячь ь в середину».
— Давайте сыграем с вами в игру и попробуем наш мягкий знак спрятать в середину, Что получиться из этого?
Вывод: мягкий знак может стоять в середине и в конце слова.
— А в начале слова? (Нет, так как не имеет заглавной буквы).
— Запишите слова, подчеркните мягкий знак в середине слова.
Работа с предложением.
— А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова. (звук читается мягко)
Игор_ поймал на реч_ке пят_ окун_ков.
Вставить, пропущенный мягкий знак. Объяснить.
— Скажите, где вы напишите мягкий знак? Почему?
— А в каком слове вы мягкий знак писать не будете? Почему? (речке).
Учителем организуется проверка, на экране появляется предложение и ученики проверяют.
Записать в прописи, проговаривая шёпотом каждое слово предложения.
Итог урока.
Поднимите руку, кому понравилось знакомство с известным фокусником, который живёт в стране волшебных букв. Что понравилось?
Что нового узнали на уроке?
Оценка урока.
— Посмотрите на Пушистиков. У них разное настроение. Выберите себе Пушистика, у которого такое же настроение как у каждого из Вас.
Учитель показывает на экране Пушистика, а дети поднимают руку, если его выбрали.
Рефлексия.
— Кто хочет объяснить, почему выбрал того или другого Пушистика.
— С чем связано такое ваше настроение на уроке?
— Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали. Порадовали меня, гостей, и на родительском собрании я вас всех похвалю, за то, что вы так хорошо работали. Мамам и папам будет очень приятно. Спасибо всем.Урок закончен.
Список литературы.
1.11. Употребление букв Ь и Ъ
В русском языке нет двух разновидностей букв для обозначения твёрдых согласных и мягких согласных. На письме парные твёрдые и мягкие согласные обозначаются одной и той же буквой (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы).
Для обозначения на письме мягкого согласного в русском языке есть специальная буква ь (мягкий знак, или «ерь»).
Ср.: стол – столь, банка – банька.
Ь не пишется в сочетаниях | Примеры |
---|---|
-чк- | Бо чк а, ре чк а, пе чк а. |
-чн- | Коне чн ый, серде чн ый |
-нч- | Ве нч ик, ня нч ить. |
-нщ- | Ба нщ ик, каме нщ ик. |
-рщ- | Фона рщ ик, сва рщ ик. |
-рч- | Испо рч енный. |
-ст- | Мо ст ик, хво ст ик. |
-нт- | Ви нт ик, ба нт ик. |
-щн- | Помо щн ик. |
1.11.2. Употребление Ь для обозначения грамматических форм
Мягкий знак, или ерь ( ь ), может употребляться как показатель определённой грамматической формы.
1.11.3. Употребление разделительных Ь и Ъ
Как отмечалось, разделительные ъ и ь сигнализируют о наличии в слове звука [ j ] (после согласной буквы и перед гласными буквами е, ё, ю, я ).
1. Разделительный Ъ пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:
после приставки, оканчивающейся на согласную;
В ъ езд, пред ъ юбилейный, об ъ явить, об ъ ём.
в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх- ;
Двухъ ярусный, трёхъ ярусный.
Адъ ютант, дизъ юнкция, инъ екция, интеръ екция, конъ юнкция, контръ ярус, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, панъ европейский.
2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!).
Ср.: платье, дьяк. Исключение – фельд ъ егерь.
3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.
Ср.: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).
6) В слове из ъ ян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять.
2. Разделительный Ь пишется в следующих случаях:
Бульон [бул’jо́н], синьор [син’jо́р], миньон [мин’jо́н].