Что такое поколение альфа
Поколение Альфа: дети, которые уничтожат наш мир или сделают его совершенным?
Цикл эволюции, основанный на теории поколений, завершился на зумерах в 2010 году. На смену им пришли Альфы. Вместе с нейропсихологом разбираемся, чем новое поколение отличается от предыдущих, почему Альфы лучше разбираются в гаджетах, чем в эмоциях людей, и как эти дети изменят наш мир, когда вырастут.
Никто из поколения Альфа не сможет прочитать этот текст. Дело не в их возрастной осознанности, а в том, что они лишены способности воспринимать текстовую информацию таких объемов. Так что этот текст для их бабушек и дедушек — бэби-бумеров, иксов и миллениалов мам и пап — и чуть-чуть для зумеров братьев и сестер. То есть для людей, способных мир создавать и менять, а не только жить в предложенных цифровых условиях.
Альфы, рожденные после 2010 года, — это действительно новые люди, со своими уникальными чертами и задачами. Удивляет то, что последователи теории поколений Нейла Хоува и Уильяма Штрауса, решили не продолжать следование греческому алфавиту, к которому обратились, «пометив» поколения с 1967 по 2010 годы рождения литерами Х, У и Z, а завершить цикл эволюции. И после 2010 года обнулили отсчет и вернулись к Альфе. Так неужели дети А призваны положить начало «концу света»? Или, быть может, создать «новый свет»? Над этими вопросами, а также над плюсами и минусами Альф размышляет наш эксперт, нейропсихолог Ирина Хвингия.
Поколение потребителей с низкой социальной жизнеспособностью
Поколение Альфа сегодня принято идеализировать: это они рождаются с гаджетом в руках и начинают «говорить» на цифровом языке едва ли не с пеленок; это им создавать симбиоз с искусственным интеллектом, осваивать полную цифровизацию и жить на скоростях и возможностях компьютерного разума — за ними вся мощь очень ощутимо грядущего нового мира. Это да. Но давайте подумаем, кто создал этот «новый мир»?
Вот последний пример — Илон Маск, который намерен в ходе чипирования слить искусственный интеллект с человеческим и делает на этом пути определенные шаги. Рожден в 1971 году и принадлежит к поколению Х (читайте также: «7 удивительных изобретений Илона Маска, изменивших мир»). Собственно все достижения науки и техники, составляющие реальность Альф, придумали иксы и игреки (1967-2000) и продолжают модернизировать зумеры (2000 — 2010). Люди, которые умеют жить и быть эффективными без электричества, компьютеров, интернета и центрального отопления. Жизнеспособные. Репродуктивные. Продуктивные. И их сегодняшняя миссия сделать такими же новых людей А.
Поколение Альфа — самые необычные дети
Если следовать теории поколений, то современные дети относятся к поколению Альфа. Этот термин еще не считается официально устоявшимся, а предложил его использовать австралийский ученый и социолог Марк МакКриндл и обозначать им тех, чей год рождения приходится на 2010-2025 гг.
По словам ученого, в научной среде обычно, когда заканчиваются латинские буквы, переходят к использованию греческого алфавита, а не возвращаются к началу латинского: «В конце концов, они — первое поколение, полностью родившееся в XXI веке, и поэтому являются началом чего-то нового, а не возвращением к старому».
По мнению МакКриндла, представители поколения Альфа станут самыми богатыми, технологически развитыми и самыми образованными в истории человечества, а еще будут дольше учиться, позже начнут зарабатывать и будут дольше жить с родителями.
Еще ученый называет это поколение «поколением стекла», потому что общаться с внешним миром они будут преимущественно через экраны.
Чем же характеризуются современные Альфа-дети?
Они — поколение digital natives
«Цифровые аборигены». В отличие от нас, digital immigrants — «цифровых иммигрантов», пришедших в этот мир из времен без высоких технологий, они с самого раннего детства погружены в цифровую среду. Они окружены информационными технологиями, девайсами, различными умными устройствами, Интернетом, социальными сетями и онлайн-общением. О том, что можно жить как-то по-другому, они могут узнать только из рассказов родителей.
Это активные интернет-пользователи
По данным британского агентства Ofcom, каждый пятый Альфа-ребенок в возрасте 3-4 лет имеет планшет, а в возрасте 5-7 лет — почти каждый второй. А минимальные навыки использования планшета дети приобретают вообще уже к 2-м годам.
Дети становятся активными и самостоятельными потребителями digital-контента — мультфильмов, видео, игр, социальных сетей и пр. Под влиянием всего этого формируются их ценности и предпочтения.
Важно еще и то, что дети не просто потребляют контент, но и сами создают его новые типы или трансформируют уже существующие (например, форматы анпакинг, когда игрушки распаковываются на камеру, или let’s play, когда дети записывают, как они играют в компьютерные игры, а потом выкладывают это как видеоблог).
Для них важны персонализация и индивидуальный подход
Представители поколения Альфа имеют личные гаджеты, сами выбирают, что им смотреть в Интернете, ведут собственную страницу в социальной сети, где формируют индивидуальную ленту в соответствии со своими предпочтениями, знают, что умный алгоритм всегда подскажет, что еще посмотреть, исходя из истории предыдущих просмотров, и покажет рекламу, соответствующую их интересам.
Границы между реальным и виртуальным мирами для них стираются
Дети поколения Альфа рождаются в эру цифровых технологий, что заставляет их быстро интегрироваться в онлайн-среду. У них формируется омниканальность жизни — они не видят особой разницы между реальным и виртуальным мирами, способны беспрепятственно перемещаться из одного в другой и воспринимают информацию одинаково как в реальности, так и с экранов гаджетов.
У них формируется новый уровень коммуникации с родителями
Современные дети — это в основном дети миллениалов, которые придерживаются принципа осознанного родительства, выбирают либеральную модель воспитания, чувствуют громадную ответственность за судьбу своего ребенка, стараются посвятить ему как можно больше времени (в 3 раза больше, чем, к примеру, в 70-х годах прошлого века, по данным New York Times) и вести с детьми диалог.
Кроме того, родители советуются с детьми в вопросах использования цифровых технологий и прислушиваются к их мнению. А еще часто оказывается, что у родителей и детей немало общих интересов — они вместе играют в онлайн-игры, ведут страницы в социальных сетях, создают digital-контент. Таким образом формируются семейные привычки производства и потребления контента, что в итоге положительно влияет на взаимоотношения.
У них наблюдается снижение концентрации внимания
Длительность концентрации внимания у детей поколения Альфа составляет 1 секунду, тогда как, например, у представителей Z-поколения — 8 секунд.
Дети сегодня потребляют информацию по 10 часов в день, и их мозг приспосабливается справляться с таким объемом информационной нагрузки. 1 секунда сегодня — это то время, за которое ребенок способен понять, интересен ему контент или нет.
Они станут самым образованным и эрудированным поколением
Многие исследователи считают, что поколение Альфа станет самым образованным и эрудированным поколением, ведь благодаря цифровым устройствам и Интернету у них есть практически неограниченный доступ к огромному объему информации, что дает возможность самообучения.
Это, правда, может сказаться на их способность к запоминанию больших объемов информации, но повысит уровень понимания того, где информацию искать, как ее верифицировать и использовать.
А еще, по прогнозам аналитиков, именно при этом поколении утратится ценность высшего образования, и многие Альфа-дети не будут его получать. Мир стремительно меняется, исчезает множество профессий, а какие станут актуальными в будущем, еще не совсем понятно. Поэтому уже сейчас отпадает необходимость выбирать специализацию и тратить на обучение не менее 5 лет.
Поколению Альфа, скорее всего, придется постоянно учиться и по необходимости оперативно переучиваться. По прогнозам МакКриндла, Альфы смогут поработать в 5 сферах деятельности и сменить 17 работодателей за всю жизнь.
Многое из этого пока только прогнозы, и мы не можем с полной уверенностью говорить, каким будет это поколение. Но большинство ученых и исследователей сходятся во одном — это будут самые необычные дети за всю историю человечества.
Разница поколений: какие они — Generation Z и идущие следом «альфы»?
Термин «поколение Z» предложили наряду с определением «поколение Родины» (от англ. Homeland Generation) американские исследователи Уильям Штраус и Нил Хау. Они сформулировали теорию поколений.
Сейчас ими принято считать тех, кто родился:
с 2005 года по настоящее время — по Штраусу-Хау;
с конца 1990-х до начала 2000-х — согласно словарю Merriam-Webster;
с 1997 по 2012 год — по трактовке исследовательского центра Pew;
с 2003 и до 2024 года — согласно данным российской компании RuGenerations;
а также тех, кто повзрослеет ко второй декаде XXI века, — согласно Оксфордскому словарю английского языка.
Некоторые другие названия: «центениалы» (от англ. centennial — столетие), iGeneration (iGen) по аналогии с iPhone (предложила психолог Джин Твенге), digital natives (от англ. — цифровые аборигены), «зеты» и «зумеры».
«Поколение Альфа» — один из вариантов обозначения генерации, следующей после «центениалов». Термин предложен австралийским ученым Марком МакКриндлом. По его определению, «альфа» — это дети, родившиеся после 2010 года.
О «зетах» психологи и маркетологи говорят довольно часто, но что собой представляют дети следующего за ними поколения, на самом деле неизвестно. Почему?
«Зеты» в моральном и психологическом плане уже почти сформировались — их можно изучать с точки зрения поведения и привычек. Но «альфа»-детям сейчас не больше десяти лет. Поэтому говорить об их чертах характера можно лишь в обобщенном виде.
У «альф» пока нет и общепринятого определения: вариант, предложенный МакКриндлом, еще не устоялся.
Неясно, кого считать «зетами» и «альфами»: поколения, согласно разным исследователям, измеряются интервалами в 5–10 лет или 15–20 лет.
Самая известная и широко используемая теория поколений Уильяма Штрауса и Нила Хау была разработана на основе поколенческих циклов англо-американской истории. Поэтому переносить ее реалии других государств нужно с поправками: например, вероятно, надо сдвинуть временные границы и изменить отличительные черты.
Жестких границ, отделяющих одно поколение от другого, не существует в принципе, отмечают в своей книге «Четвертое превращение» вышеупомянутые исследователи.
Демографические факторы и отдельные характеристики личности обычно не учитываются при анализе.
И все же ключевые явления в мире, влияющие на всех людей и позволяющие прослеживать общие черты у поколений, существуют.
Кто такие центениалы?
Социологи посвящают им исследования, медиа берут у них интервью. О них рассказывают на научных и практических конференциях, за их внимание борются маркетологи и HR-отделы компаний.
Отношение к технологиям и общение
Это люди, которые не представляют себя без интернета, смартфона и социальных сетей. Они домоседы, проводят много времени под присмотром родителей и не торопятся от них съезжать, меньше встречаются с друзьями и реже ходят на свидания.
Отношение к своему здоровью
«Зумеры» больше обращают внимание на здоровье, меньше склонны к курению и употреблению алкоголя. По исследованию некоммерческой организации Hope Lab и фонда Well Being Trust, почти две трети подростков и молодых людей используют мобильные ЗОЖ-приложения.
Потребление информации
И хотя считается, что современные подростки многозадачны и могут, например, слушать музыку, просматривать Instagram и делать домашнее задание одновременно, это не совсем так: в итоге внимание рассеивается, а информация усваивается гораздо сложнее. Кроме того, заучивание и запоминание у них не в приоритете, ведь вся информация есть в интернете. На первый план выходят навыки ее поиска и верификации.
«Наше восприятие любых явлений — клиповое. Картинки убедительнее текста. Чем короче текст, тем лучше. Сложное отсекается. Нам трудно долго на чем-то фокусироваться».
— Представитель «зетов» Иван Сурвилло
Отношение к учебе и работе
Теперь, когда есть полезные онлайн-курсы, не всегда очевиден выбор в пользу традиционного вуза. Но при этом современная молодежь нацелена на получение действительно полезных знаний и на успешную карьеру, которую, кстати, не всегда связывает с офисом, ведь работать удаленно бывает комфортнее, учитывая свойственные нынешней молодежи индивидуализм и обостренное чувство справедливости.
Несмотря на внешний инфантилизм, задумываться о карьере представители «зетов» стараются раньше: для них очень важно найти возможность для самореализации. Просто им труднее становиться самостоятельными и выбирать путь в постоянно меняющемся мире.
77% представителей поколения Z ожидают, что при поиске работы им придется столкнуться с большими трудностями, чем миллениалам, а также работать усерднее, чем предыдущим поколениям.
— По данным консалтинговой фирмы Robert Half
Кроме того, они более требовательны при выборе будущей компании. Среди приоритетов «зумеров» — собственный бизнес, который они иногда начинают строить еще в школе с помощью соцсетей. Кумиров при этом у них нет, ведь сейчас на YouTube каждый подросток может стать знаменитым, если создаст интересный контент.
Психология и страхи
Среди их основных страхов, по словам доктора психологических наук Тимофея Нестика, на первом месте экологические вызовы, за ними идет коррупция, а проблемы в экономике — в конце списка.
«При всем своем прагматизме молодежь острее переживает тревожные новости, более склонна верить в приближение глобальной катастрофы»,
— Тимофей Нестик в интервью «Российской газете».
Кроме того, подростки очень трепетно относятся к вопросу безопасности и плохо приспособлены к неопределенности. Свою роль здесь сыграло то, что они растут во времена финансовых кризисов, терроризма, стрельбы в школах и колоссального развития технологий.
Они чаще страдают от тревожности и депрессии, что в немалой степени провоцируется большим количеством времени, проведенным в Сети. Психолог Джин Твенге определила взаимосвязь между использованием смартфонов и настроением. Кроме того, известен факт негативного влияния яркого света от экранов на засыпание — как следствие, подрастающее поколение чаще страдает бессонницей и в целом плохо высыпается. Интересно, что даже сами подростки осознают свою зависимость: 60% респондентов компании Pew в возрасте 13–17 лет указали на то, что слишком много времени проводят с телефоном в руках, причем девять из десяти подростков называют это серьезной проблемой.
Отношение к вере
Противоречива информация по поводу отношения молодых людей к вопросу веры. Так, Джин Твенге в своей книге «Поколение I: Почему поколение интернета растет менее бунтарским, более терпимым, менее счастливым — и совершенно неподготовленным к жизни» утверждает, что в 2016 году каждый третий молодой человек в США в возрасте от 18 до 24 лет не верил в Бога. При этом российские исследователи приводят иные данные.
«На этапе экономического кризиса, который идет сейчас, всегда неясно, что хорошо, что плохо. Все меняется. Поэтому на этом этапе обостряется ценность религии»,
— основатель RuGenerations Евгения Шамис в разговоре с Esquire. По ее словам, вера позволяет молодым людям чувствовать себя более стабильно.
Что еще?
При этом многие социологи сходятся во мнении, что подрастающее поколение проявляет намного большую толерантность, чем предшественники, ведет себя осознаннее в отношениях и осторожно подходит к институту брака. Кроме того, они рациональны в финансовых вопросах, не стремятся садиться за руль, отлично разбираются в тенденциях моды, а также являются активными потребителями «умных» товаров, упрощающих жизнь.
Кто такие «альфа»-дети?
На пятки центениалам начинают наступать дети нового поколения, на которых ученые обращают пока менее пристальное внимание, чем на предшественников. И зря: несмотря на юный возраст, «альфы» уже довольно активно влияют на своих родителей и мир вокруг.
Это люди, родившиеся примерно после 2010 года: вышеупомянутый исследователь Марк МакКриндл предложил назвать их поколением «альфа». Почему? Все просто: латинский алфавит кончился, в науке в таком случае принято переходить к греческому. Это имеет и некий символический подтекст: новый алфавит, новая буква, новое начало. Ученый дает им и другое определение — «поколение стекла».
«Альфы» являются участником непреднамеренного глобального эксперимента. Им с самого младшего возраста вместо пустышек, аниматоров и обучающих книжек предлагают смотреть в экраны».
— Марк МакКриндл в интервью The New York Times.
В мире еженедельно рождаются более 2,5 млн «альфа»-детей
Когда родятся последние представители поколения (примерно в 2025-м), их будет почти 2 млрд. Что нам ждать от них? Можно строить только общие предположения, однако уже сейчас понятно, что влияние технологий на их жизнь будет колоссальным. Они будут расти, взаимодействуя с искусственным интеллектом, роботами, «умными» игрушками.
Большое значение в их формировании будут играть социальные сети
Для «зетов» Facebook или Snapchat — это инструмент, для «альф» — образ жизни. Подрастающие дети будут иметь «цифровой след», прежде чем даже поймут, что это за термин. У них уже сейчас есть аккаунты в Instagram, которые ведут их родителями. Запускаются YouTube-каналы «альфа»-детей, которые имеют большое влияние на сверстников. При этом дети уже сейчас обеспокоены чрезмерным документированием родителями их жизни в интернете, и не без оснований: здесь встают на первый план вопросы репутации и кибербезопасности. Как пишет The Guardian, новому поколению свойственно умение обнаруживать fake news и более осознанное и рациональное использование времени, проведенного в Сети.
«Альфы» будут функционировать в мире, где все подобрано специально под них — от новостных лент до набора услуг.
Поскольку они, с большей вероятностью, будут единственными детьми в семьях, поколение «альфа» имеет больше шансов вырасти эгоистичным и ожидающим мгновенного достижения желаемого. Они активно влияют на родителей в вопросе приобретения вещей, а также имеют достаточно карманных денег, чтобы совершать самостоятельные покупки, что уже сейчас становится предметом для размышлений среди маркетологов.
Поколение «альфа» является самым материально обеспеченным, технологически подкованным и образованным на сегодняшний день.
Им потребуются интерактивные персонализированные программы и методы обучения, потому что изменятся и образование как таковое, и восприятие информации людьми. Судя по мировым трендам, большой процент детей перейдет на онлайн-обучение. У них еще раньше, чем у «зумеров», будут формироваться четкие посылы, к чему нужно стремиться: это наука, технологии. Профессор Университета Крэнфилда Джо Неллис отмечает, что поколение «альфа» займется работой, которой еще не существует.
Ожидаемая продолжительность их жизни вырастет
Они будут еще больше следить за здоровьем, переживать по поводу глобальных проблем и вопросов, связанных с экологией. Кроме того, «альфы» уже сейчас активно интересуются вопросами полетов в космос.
86% детей в возрасте от 8 до 12 лет заинтересованы в его освоении. Почти все респонденты из Китая (97%), США (88%) и Великобритании (87%) предполагают, что в будущем человек отправится на Марс. Однако тот же опрос показал, что сегодняшние дети в три раза чаще стремятся стать YouTube-блогерами (29%), чем астронавтами (11%), что может говорить о том, что они пока в достаточной степени не осознают влияния космических путешествий на повседневную жизнь.
Кто дальше?
Марк МакКриндл ждет на смену «альфам» детей поколений Бета и Гамма, но так далеко пока заглядывать никто не решается. Несмотря на то что теория поколений подвергается периодической критике, а четких рамок в этом вопросе не существует, модели активно применяются футурологами, социологами, специалистами по рекламе, HR-менеджерами, да и обычными родителями для получения представления о молодых людях, выявления общих черт, а также для общих прогнозов и анализа изменений будущего. И совсем скоро мы их будем наблюдать в режиме реального времени.
Искусственное деление?
Несмотря на то что поколенческие модели активно применяются в футурологии и социологии, в бизнесе и воспитании детей, все подобные теории периодически подвергаются критике.
«Люди принимают информацию о различных поколениях с такой серьезностью, как будто действительно верят, что человечество массово размножается раз в 20 лет. Люди верят в разницу поколений так свято, как в гороскопы, хоть и то, и другое никак не подтверждено наукой. И так же, как и в случае с астрологией, поколенческие стереотипы действительно влияют на жизнь других только из-за того, как много людей в них верят».
Ей вторит психолог Сент-Луисского университета Корт Рудольф: «Когда вы начинаете изучать поколенческие отличия, то просто не находите никаких научных подтверждений того, что они существуют. Вся эта история про поколения — совершенная глупость».
Это, конечно, не значит, что совсем не нужно обращать внимание на отличительные черты, к примеру бабушек, дедушек и их внуков, но подходить к теориям поколений надо осторожно. Как говорят специалисты, это не более чем гороскоп. Он может позабавить, дать ориентир или пищу для размышлений, однако относиться к этой информации чрезмерно серьезно не стоит.
Generation «A»: инструкция к применению и обучению первого технологического поколения
«Конфликт отцов и детей вечный», — раздраженно скажут противники теории поколений. Это правда, но есть нюансы. В них мы и разберемся. Вероятно, впервые в истории человечества мы находимся в ситуации, когда люди предыдущих поколений — X (1965–1979 годов рождения), миллениалы (1981–1995) и Z (1996–2010) — так хорошо осведомлены о своих особенностях, осознают себя именно как группу с определенными паттернами поведения, ценностями и взглядами на жизнь и понимают, что воспитывают новых людей. Безусловно, вопрос отцов и детей всегда волновал общество, но воспринимался скорее с позиции «сверху вниз», где младшим нужно было бунтовать, а старшим — максимально сохранять устои, нормы и правила. В современном мире, благодаря интернету и доступности большого количества информации, исследований и мнений, взрослые наконец осознают неизбежность различий между поколениями и относятся к ним с уважением и ответственностью. А если еще не относятся, то технологический прогресс, благодаря которому их дети действительно живут в новой реальности по другим законам, их заставит.
Термин «поколение альфа» был придуман Марком Маккриндлом, австралийским демографом и исследователем. Рожденные после 2010 года — года выпуска первого iPad — растут в домах, где Siri и «Алиса» могут ответить на любой вопрос. Они учатся в школе на интерактивных поверхностях, и, возможно, им больше никогда не понадобится сдавать экзамен на получение водительских прав из-за достижений в области технологий автономных транспортных средств. Как общаться с альфами, чему мы их можем научить и от чего их стоит огородить? Инструкция по применению к первому технологическому поколению от основателя Монтессори-центра SAMI Натальи Макеновой.
Согласно исследованию Маккриндла (Generation next: Meet Gen Z and the Alphas), более 2,5 млн человек во всем мире рождается каждую неделю, а это означает, что к 2025 году представителей поколения альфа может быть около 2 млрд. Ожидается, что эти люди станут самыми образованными из всех предыдущих поколений.
В чем сила и слабость альфы?
Главная особенность этих детей — технологичность. Они не знают, каким был мир без телефона, интернета и гаджетов, без возможности оказаться на связи в любой момент и получить ответ на свой вопрос в ту же минуту. Скорость обратной связи и развития технологий, в которых живет поколение альфа, поражает. И это их сила и слабость одновременно. Возможности — такие, как персонализация, доступность и мобильность, которые дает им современный мир, — с одной стороны, безграничны, а с другой — непостоянны. Мы видим: как только происходит какой-то сбой в системных процессах, эти дети впадают в ступор, не понимая, что делать дальше.
Другая их отличительная черта — наличие так называемого бесшовного мира. Это отсутствие разницы между условными составляющими реального и виртуального пространства. Они могут легко перемещаться между мирами, выстраивать и поддерживать общение между континентами, в разных часовых поясах и на разных языках, не чувствуя себя при этом перегруженными. Исходя из этого, нужно понимать, что, когда взрослый говорит ребенку «ты слишком много сидишь в интернете», для альфы это звучит как «ты слишком долго гуляешь на улице» или «ты слишком много разговариваешь с друзьями». Находиться в интернете для них — естественная и базовая потребность.
Что они делают в интернете?
Если они проводят большую часть жизни онлайн, у родителей возникает важный вопрос: а чем они там занимаются? Чтобы ответить на этот вопрос, киностудия «Союзмультфильм» провела большое исследование детской интернет-культуры совместно с insights-консалтингом Signal by ONY. Команда изучила различные площадки (YouTube, Twitch, VK, Like, TikTok), просмотрела больше 100 российских и зарубежных мультфильмов и провела семиотический анализ собранных материалов. Результаты были эксклюзивно опубликованы в онлайн-версии Forbes Life в декабре 2019 года. Согласно исследованию Университета Айовы, к двум годам 90% современных детей обладают минимальными навыками использования планшета. Каждый пятый из поколения альфа имеет планшет в возрасте 3–4 лет, почти каждый второй — в возрасте 5–7 лет, по данным Ofcom. В основном гаджеты используются для видеоигр, просмотра мультфильмов и смешных видео. Это значит, что современные дети обладают большой долей самостоятельности при выборе контента. В «детском интернете» ки, челленджи, анпакинги, DIY, ситкомы и стримы. Дети трансформируют старые форматы, изобретая новые типы контента. Например, они не просто играют в компьютерные игры, а используют формат let’s play (пользователь записывает свое прохождение игры и выкладывает видеоблогом). Поколение альфа и младшие Z выбирают абсурдно-юмористический контент, даже если в нем совсем мало смысла. По данным Ofcom, смешные ролики — второй по популярности тип видео (53%) среди пользователей в возрасте от пяти до восьми лет. Яркий пример — российский блогер HiMan, число подписчиков которого превышает 11 млн. Популярность бессмысленного с точки зрения миллениалов контента — драйвер быстрого роста таких соцсетей, как TikTok и Like App (аналог первого). «Столкновение» нескольких вселенных — часть жизни нового поколения детей. Они легко сочетают героев из разных мультфильмов, видеоигр или мемов и создают с их помощью новую историю. Для современных детей у форматов нет границ — они свободно перетекают друг в друга, рождая странные коллаборации. Производители контента начинают учитывать этот тренд. На смену камерной реальности «Ледникового периода» с собственными законами времени и вселенной Marvel, где каждый персонаж изначально находился в индивидуальном мире, приходят мультфильмы вроде «Ральф против интернета», где все персонажи Диснея (от «Звездных войн» до мультфильмов про принцесс) встречаются в одном сюжете. Исследования говорят о том, что семейные привычки медиапотребления постепенно становятся отличительной чертой современного воспитания. Это может быть спровоцировано тем, что, по данным Ofcom, родители и дети часто имеют одинаковые предпочтения. В результате исследования руководство «Союзмультфильма» пришло к выводу, что большинство российских мультфильмов не работает на территории новой детской культуры. В интернете эта культура гораздо более свободная и искренняя.
Не агрессивные и толерантные
Поколение альфа растет в атмосфере уважения своих и чужих границ, высокой толерантности и персонализации окружающего мира. Из-за этого дети менее агрессивны, чем все предыдущие поколения. Это дети, которые не умеют ценить мир и мирное небо над головой. Просто потому, что
не знают, что может быть по-другому. Они не жили в военное время и не ощущали ни разу всепоглощающего страха за свою безопасность на том уровне, который переживали предыдущие поколения. У этого есть обратная сторона — они более ранимы. Представителей поколения альфа легко уколоть и обидеть, ведь у них нет сильных психологических защит, потому что они не натренированы на борьбу.
Альфа — сомневающееся поколение. Они постоянно готовы проверять и задавать вопросы. Это дети, которые легко могут отличить фальшь от правды. У них нет конкретного авторитетного источника знаний, которому можно доверять безоговорочно. Их не испугать бабайкой и страшилками о том, что если съесть снег, то заболеешь ангиной. Они сами прочитают о важности вакцинации и найдут ответы на любые вопросы, начиная с того, как поменять стержень в шариковой ручке, до законов термодинамики.
Как учить этих детей?
Сегодня нет достоверных исследований, которые бы показали, что дети, которые сидят в телефоне больше трех часов в сутки, отстают по каким-либо параметрам в развитии. Тем не менее стоит научить поколение альфа использовать технологии максимально продуктивно. Эти дети имеют возможность учиться не только на собственном опыте, но и при помощи выстраивания коммуникаций с другими культурами. Они могут виртуально посетить крупнейшие музеи мира и послушать лекции гениев современности. Это стоит поощрять.
С другой стороны, обучение должно быть разносторонним и помогать ребенку осваивать и реальный мир тоже. Дети должны уметь о себе позаботиться. Грубо говоря, при какой-то условной катастрофе выживут те, кто без интернета знает, как разводить огонь и как отличить ядовитое растение от съедобного. Получается, что умения, которые нашему поколению кажутся совершенно естественными, например навыки самообслуживания, связанные с базовыми бытовыми и жизненными потребностями, для поколения альфа становятся вещами, которым необходимо целенаправленно учиться. Им нужно научиться одеваться, готовить себе еду, завязывать шнурки, справляться со скукой, находиться в тишине. Потому что в мире, в котором они будут жить, это, вполне возможно, будет отдано на аутсорс искусственному интеллекту, а постоянная подпитка мозга новыми развлечениями и впечатлениями не даст возможности научиться быть наедине с собой.
Еще одна особенность поколения альфа, влияющая на обучение, — ценность репутации и моральных норм, которыми они руководствуются. В их мире, особенно виртуальном, зачастую агрессивно пропагандируют успех, высокие идеалы, экологические манифесты, заботу о себе, психологическую гигиену. Все это порождает тревожность и повышенную чувствительность к своей репутации, желание социального одобрения и разделения взглядов.
С одной стороны, мы видим, что эти дети способны на значительные поступки, ведь многие уже сейчас озабочены проблемами глобального потепления и экологии, бедности, экономического неравенства. А с другой — мы сталкиваемся с тем, что они становятся более ведомыми, зависимыми от оценок, лайков и внешней поддержки. Это поколение, которое подсело на похвалу и рейтинги и на то, чтобы быть лучше, выше, сильнее каждую секунду. Дети видят, как легко можно набрать обороты и стать популярным и значимым, а потом все потерять, потому что появился новый герой, за которым уже не поспеть.
Кроме того, быстрый и легкий доступ к информации создает иллюзию того, что если информация найдена, значит, ты ею овладел. Но на деле для правильного применения, понимания, анализа и обработки знаний нужно проделать долгую и монотонную работу. Именно поэтому сегодня стоит уделять внимание образованию детей.
Современные взрослые не знают, к какому миру готовить поколение альфа, поэтому пытаются дать все и сразу: на дополнительных курсах дети изучают пять иностранных языков, в Монтессори-классах осваивают навыки глажки утюгом и выращивания помидоров, а в школе программируют на Python.
Борис Машковцев, директор киностудии «Союзмультфильм»
«В нашем детстве показ мультфильма был событием, а фильмы делились лишь на взрослые и детские. Теперь ребенок с двух лет погружается в необъятное медиапространство. Дети поколения альфа развиваются очень быстро, меняются их вкусы и вопросы, на которые они ищут ответы. Гигантский массив информации неизбежно начинает структурироваться: мы делаем мультфильмы на возраст от 2 до 4 лет, от 4 до 6 и так далее. Современный ребенок воспринимает любимого героя не как творческое произведение, а как друга, соотносит себя с ним и хочет общаться с ним постоянно. Герои шагнули с экрана и стали частью материального мира через игрушки, принты, этикетки на продуктах. Но их ограничили в праве на приключения. Персонажам-детям нельзя все то же, что и их юным зрителям: быть на улице без взрослых, подвергать себя риску, хватать острые предметы. Современный ребенок очень буквально воспринимает вымысел, а авторитет родителей не всегда выше влияния любимого сериала. Границы между реальностью и виртуальностью становятся все менее очевидными».
Ольга Фогельсон, соосновательница программы «Учитель для России»