Что такое полеты в строительстве
С 1 июля 2021 отменили согласование строительства ижс с аэропортами Росавиации, до установления приаэродромной территории – поправки 191-ФЗ
Согласование с аэропортом – головная боль при постановке на кадастровый учет жилых домов. Когда дом попадает на приаэродромную территорию, Росреестр приостанавливает регистрацию недвижимости до получения согласования с Росавиацией. Из-за сложности согласования с Росавиацией часто регистрацию дома забрасывают на полпути.
С 1 июля 2021 года вступил в силу 191-ФЗ и согласования с аэропортами при строительстве на землях ИЖС, ЛПХ и садоводства получать не нужно. Но это только для тех аэропортов, на которых пока не установлен 7я подзона приаэродромной территории и не прописаны новые ограничения. Кому не надо получать согласование с аэропортами при строительстве и на какой срок отменены согласования?
Кому согласование на строительство дома получать не нужно
Новый закон от 11.06.2021 № 191-ФЗ о согласовании строительства с аэропортами вступил в силу 01 июля 2021 года. Статья 12 закона гласит:
«…при строительстве на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, строительства гаражей для собственных нужд – согласование с аэропортами и санитарно-эпидемиологическое заключение НЕ ТРЕБУЕТСЯ до тех пор, пока не будут установлены в надлежащем порядке приаэродромные территории».
Когда приаэродромные территории установят, ограничения по использованию земель и согласования строительства с аэропортами возобновятся.
Таким образом, если ваш земельный участок предназначен для ЛПХ, ИЖС, садоводства или для строительства гаражей, и он находится на приаэродромной территории, проект которой не утвержден должным образом – согласования строительства домов, бань, гаражей и прочей бытовой недвижимости с аэродромами и аэропортами получать не нужно.
Эти поблажки приняты для того, чтобы дать возможность гражданам зарегистрировать свою недвижимость по дачной амнистии в упрощенном порядке, следовательно у властей увеличивается шанс пополнить казну за счет налоговых платежей.
Приаэродромная территория с 1 по 6 подзону и 7 подзона
Воздушный кодекс РФ (ст.47) делит приаэродромную территрию на 7 подзон:
В основном все частные строения приходится согласовывать, так как они попадают в седьмую подзону.
Ограничения установлены не только для создания безопасности полетов, но и в целях заботы о здоровье граждан.
Строительство в седьмой подзоне требует согласования с аэропортами и получения санэпидемзаключения.
Приаэродромная территория – правила установления
На сегодняшний день приаэродромная территория официально установлена далеко не во всех аэропортах. Проекты решений есть, однако не все они утверждены официально, поскольку не прошли сложную процедуру согласования с федеральными и местными органами власти.
Так, аэропорты Внуково и Шереметьево 17.04.2021 года (Приказы Росавиации 394-П и 395-П) официально установили приаэродромную территорию с 1 по 6 зону подзону. 7 подзона пока находится в виде проектного решения. Аэропорт Домодедово подзоны не утвердил.
Аэропорт Ярославль, Минеральные воды официально установили все семь подзон.
Если ваш земельный участок подпадает в приаэродромную территорию – уточняйте о необходимости согласования в местном муниципалитете. Возможно, в конкретном случае, с 01.07.2021 согласование не требуется.
Справочно:
Решение об установлении приаэродромной территории принимается в отношении аэродромов:
(Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1460)
Сроки установления приаэродромной территории
191-ФЗ также внес поправки касательно сроков установления приаэродромной территории. Согласно ст.3 закона приаэродромная территория должна быть установлена до 1 января 2025 года.
Пока приаэродромная территория не установлена, у дачников и частников появился шанс поставить дом на кадастровый учет без согласования.
Согласование строительства с аэропортами Домодедово, Внуково, Шереметьево и Черное по Московской области с 01.07.2021
Официальный ответ с портала государственных и муниципальных услуг по Московской области от 08.07.2021:
«Согласно положений Федерального закона от 11.06.2021 № 191-ФЗ (вступившего в силу с 01.07.2021) получать согласование строительства (реконструкции) объекта с Центральным МТУ Росавиации и получать санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Московской области НЕ ТРЕБУЕТСЯ для объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, гаражей для собственных нужд граждан, расположенных на земельных участках с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», «для ведения садоводства», «для индивидуального жилищного строительства», «для дачного хозяйства».
Чем быстрее, тем лучше
Не стоит затягивать с регистрацией домов и гаражей. Согласно 191-ФЗ «после установления приаэродромных территорий, использование земельных участков и строительство новых объектов недвижимости осуществляются в соответствии с установленными ограничениями».
Власти облегчили строительство жилья в шумовых зонах «Шереметьево» и «Внуково»
Для аэропортов «Внуково» и «Шереметьево» еще в мае и июне соответственно были установлены приаэродромные территории (ПАТ) из шести подзон (вместо положенных семи) – об этом, как стало известно «Ведомостям», говорится в письме замминистра транспорта, руководителя Росавиации Александра Нерадько, направленном в правительства Москвы и Московской области 29 июня 2020 г. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердил человек, близкий к одной из сторон переписки.
ПАТ – это земли, использование которых ограничено в зависимости от подзоны. В седьмой подзоне запрещено строительство жилья и социальных объектов из-за недопустимого для здоровья людей уровня шума, но может быть разрешено строительство коммерческой недвижимости, офисов или складов. Седьмые подзоны самые большие, без них размеры ПАТ сокращаются в несколько раз, а иногда и на порядок. Важно при этом, что не вошедшие в ПАТ земли выводятся из-под контроля Роспотребнадзора и Росавиации.
Согласно принятому в августе 2017 г. федеральному закону все аэропорты должны были в течение года разработать проекты ПАТ в составе семи подзон, согласовать их с соответствующими региональными правительствами и утвердить в Росавиации. Но ни год спустя, как требовал закон, ни в начале 2020 г. ПАТ не были установлены ни для одного крупного аэропорта, включая три московских.
«Аэропорты, в том числе московские, рассчитали ПАТ с учетом санитарных норм по допустимому уровню шумового воздействия. Благодаря седьмым подзонам ПАТ получились большими, что не устроило строительную отрасль и региональные власти», – объяснял «Ведомостям» директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин. Власти и застройщики заинтересованы в минимальных размерах ПАТ, чтобы застраивать не вошедшие в них территории, аэропорты настаивали на максимальных размерах – особенно с учетом росшей до COVID-19 интенсивности полетов. Так, «Домодедово» разработал ПАТ на 298 000 га, «Внуково» – на 184 000 га, «Шереметьево» – на 160 000 га, рассказывали «Ведомостям» сотрудники аэропортов.
Правительство позволит строить жилье ближе к аэропортам
Возникла патовая ситуация. Летом 2019 г. Минтранс с целью выполнить закон предложил такое решение: разрешить для скорости устанавливать ПАТ из шести подзон, а седьмую, спорную, не торопясь, устанавливать до 2025 г. Все московские аэропорты и Международная ассоциация аэропортов тогда выступили против. Пока ПАТ не установлена, застройку в радиусе 30 км от аэродрома, согласно закону, согласует Росавиация. Этот регулятор оценивает, не мешает ли стройка безопасности полетов, ему также надо представить заключение Роспотребнадзора, что на участке застройки уровень шума не превышает допустимый. А если установить ПАТ, то необходимость любого согласования с Росавиацией и Роспотребнадзором отпадает, говорят сотрудники трех аэропортов. Если сделать ПАТ из шести подзон, то будущая седьмая подзона (в которой теоретически нельзя строить жилье из-за шума) также выпадет из-под регулирования и к моменту определения ПАТ может быть застроена, объясняли они свои опасения.
Так и произошло: в связи с установлением ПАТ «Шереметьево» и «Внуково» «согласование размещения объектов в отношении указанных аэродромов Росавиацией не осуществляется», сообщает Нерадько в письме московским и областным чиновником. При этом Нерадько рекомендует до установления седьмой подзоны выдавать разрешения на строительство только при положительном заключении Роспотребнадзора. Раньше такое заключение было не рекомендуемым, а обязательным, указывают сотрудники двух аэропортов. «После установления ПАТ необходимость согласования строительства с Росавиацией с предоставлением положительного заключения Роспотребнадзора формально исчезает. Для исключения произвольной жилой и социальной застройки разработан законопроект, предусматривающий выдачу разрешений на строительство только при наличии заключения Роспотребнадзора», – говорит представитель «Шереметьево». Представители Росавиации, Роспотребнадзора и «Внуково» на запросы не ответили.
Без седьмой подзоны ПАТ «Внуково» и «Шереметьево» сократились на десятки и даже сотни тысяч гектаров, говорят сотрудники двух аэропортов. На установку ПАТ из шести подзон «Внуково» и «Шереметьево» пошли под давлением чиновников – такое решение в прошлом году поддержал тогдашний вице-премьер Максим Акимов, поясняют их сотрудники. «Домодедово», территории вокруг которого наименее застроены и который может пострадать сильнее других, если исчезнет регулирование Росавиации и Роспотребнадзора, этому активно сопротивляется, поясняют собеседники «Ведомостей». Представитель «Домодедово» на запрос в воскресенье не ответил.
«Установление ПАТ в купированном формате без 7 подзоны, прежде всего, негативно повлияет на качество жизни населения близлежащих территорий. Оборудование аэродрома и полёты воздушных судов оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду: шум, электромагнитные излучения, загрязняющие вещества в атмосферном воздухе. Сейчас уже 88 других аэродромов гражданской авиации установили ПАТ в составе семи подзон»,- говорит представитель «Домодедово».
По его словам, состав подзон ПАТ был разработан с учетом всех особенностей деятельности воздушного транспорта. Согласование и размещения объектов на ПАТ без учета данных особенностей создает риски для безопасности полетов, благополучия и здоровья жителей, функционированию аэродрома, отметил представитель «Домодедово».
Хочу построить коттедж рядом с аэродромом. Нужно ли согласие Росавиации?
Я хочу построить коттедж рядом с аэропортом Внуково. Соседи сказали, что строительство надо согласовывать с Росавиацией. Пытался найти информацию в интернете, но так и не смог разобраться.
Одни юристы пишут, что согласование не надо, а другие — что надо. Некоторые пишут, что согласие надо получать у начальника аэропорта, другие — что у собственника аэродрома, третьи — что у министерства промышленности. Кто прав?
Было бы здорово, если бы вы разобрались в ситуации и осветили ее подробнее.
О строительстве частного дома вам точно потребуется уведомить местную администрацию: все процедуры и формальности описаны в ст. 51 и 51.1 градостроительного кодекса. В этих статьях ничего не сказано о согласовании с Росавиацией, поэтому многие юристы думают, что и не нужно с ними ничего согласовывать, но все не так просто.
Иногда нормы одного закона противоречат нормам другого, давайте разберем все по порядку.
Что такое приаэродромная территория
С использованием территорий вокруг аэродромов много разных нюансов. Например, около аэродрома вообще нельзя устанавливать мусорки: они приманивают птиц, которые могут мешать полетам самолетов. С другой стороны, шум от самолетов вредит здоровью людей, поэтому строить частный дом впритык к аэродрому тоже нельзя.
Такие территории с особым порядком использования называются приаэродромными.
Чтобы узнать, что земельный участок находится на приаэродромной территории, надо заказать выписку из ЕГРН в МФЦ или через сайт госуслуг. Если участок находится на приаэродромной территории, об этом будет указано в графе «Особые отметки» выписки:
Также приаэродромные территории указываются на сайтах госорганов. Если аэродром гражданский, ищите информацию о нем на сайте Росавиации, если военный — на сайте Минобороны. Еще есть аэродромы авиазаводов и научных лабораторий, их приаэродромные территории указывают на сайте министерства промышленности.
Раньше действовало общее правило: приаэродромной территорией признавали зону взлета и посадки самолетов, а также земли в радиусе 30 км от аэродрома.
Теперь границы приаэродромных территорий разделили на семь зон. Правила использования земель уточняются для каждого аэродрома в зависимости от его характеристик.
В 1 и 2 зоне можно размещать только объекты инфраструктуры аэродрома: здание аэропорта, взлетно-посадочные полосы, командно-диспетчерский пункт, перрон и места стоянок самолетов.
В 3 зоне действуют ограничения высоты объектов, при этом у каждого аэродрома свои ограничения. Как правило, обязательно согласовывают здания выше 50 м, но могут быть и другие тонкости.
В 4 и 5 зонах нельзя размещать объекты, создающие помехи навигации самолетов или угрожающие безопасности аэродрома: линии связи и электропередач, теле- и радиостанции, устройства сжигания газов и другие взрывоопасные объекты.
Если учитывать ваш случай, то ограничения на стройку частных жилых домов есть в 3 и 7 зоне. Строить в 3 зоне можно, если высота дома не мешает полетам, а в 7 зоне — если полеты не вредят здоровью жильцов. Жить впритык к аэродрому может быть опасно: шум от самолетов увеличивает риск инсульта, электромагнитное излучение провоцирует головные боли и проблемы с сердцем, а выбросы вредных веществ вызывают болезни горла и легких.
Кто согласовывает строительство
В воздушном кодексе была статья 46, по которой согласовывать строительство нужно было с собственником аэропорта. У многих собственников был общий бизнес с крупными застройщиками, поэтому статью отменили, чтобы ею не злоупотребляли.
Сейчас правительство поручило аэродромам разработать четкие правила, что и где можно строить на их приаэродромных территориях. Этот процесс только начался, например аэродром Внуково сообщил, что еще готовит соответствующий проект.
У большинства аэродромов есть предварительная информация о необходимой им приаэродромной территории. При принятии итогового решения эта территория может увеличиться или, наоборот, уменьшиться.
До того как будет принято итоговое решение, строительство надо согласовывать с органом, в ведомстве которого находится аэродром. Если у нас гражданские аэродромы — согласовывать надо с Росавиацией, если военные аэродромы — с Минобороны, а если аэродромы экспериментальной авиации — с Минпромом.
Росавиация разработала порядок согласования. Это бесплатно. Если не получить такое согласование, то суды признают строительство незаконным. Расскажу, что бывает, на примерах.
Один житель Воронежа хотел построить дом на своем участке недалеко от аэродрома. Он собрал все документы, за исключением согласия Росавиации. Но без этого согласия местная администрация отказалась признавать строительство дома законным.
Гражданин пошел в суд и сначала выиграл его. По мнению суда первой инстанции, в градостроительном кодексе ничего не сказано о согласии Росавиации и, значит, его получать не надо. Вышестоящий Воронежский областной суд согласился с таким решением.
Оба суда поправил Верховный суд: требования воздушного законодательства тоже должны учитываться местными администрациями при рассмотрении документов на строительство. Поэтому проект надо согласовывать и с Росавиацией.
Если вам затягивают согласование или необоснованно отказывают, можно обратиться в суд. Так, одной строительной фирме удалось выиграть суд с администрацией Архангельска.
Когда строительство не надо согласовывать
В теории после принятия итогового решения о приаэродромной территории все должно быть проще и понятнее. Будет решено, где можно свободно строить дома, где их в принципе нельзя строить, а где можно, но не выше определенной высоты и этажности. Следовательно, и дополнительно согласовывать с инстанциями не потребуется.
На практике все еще возникают проблемы: приказы об установлении приаэродромных территорий публикуются без какой-либо конкретики, а вся информация содержится в приложениях к приказам, которых нет в открытом доступе.
По некоторым аэродромам уже появились разъяснения, в каких случаях не надо согласовывать строительство дома. Например, в Пермском крае есть аэродром Большое Савино, в приаэродромной зоне которого запрещено только строительство свалок, ферм, скотобоен и других объектов, где бывает много птиц.
Местная администрация сообщила, что обычные жилые дома строить в приаэродромной зоне можно и дополнительных согласований не требуется.
Если аэродром перестал функционировать и исключен из реестров аэродромов гражданской или экспериментальной авиации, то согласовывать с инстанциями ничего не нужно.
Вот еще пример. Житель Ростовской области хотел построить дом на приаэродромной территории. Он не получил согласия Росавиации, и местная администрация признала стройку незаконной. Но суд решил иначе: аэродром уже не работал, а значит, и согласие Росавиации получать не требовалось.
Что делать в вашей ситуации
Я советую поступить так:
У нас есть еще материалы, которые могут пригодиться при строительстве дома:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Приаэродромная территория (ПАТ) – требования к размещению капитальных объектов и частных жилых домов с 1 июля 2021 года
Установление приаэродромных территорий – объективная необходимость
Обеспечение безопасности полётов воздушных судов, их взлёта и посадки – государственное требование. Оно, как аксиома, не требует доказательств и ни у кого не вызывает никаких сомнений.
Задача по реализации такого требования в современный период времени проработана в деталях. Одни из них связаны с формированием территорий аэродромов с учётом полос воздушных подходов самолётов к наземным гаваням. Да и взлетают «железные птицы» не вертикально из одной точки.
В любом случае для них требуется не только воздушное пространство, но и немалая земельная площадь, простирающаяся далеко за границы аэродрома.
Если же учесть негативные факторы:
то вопрос о том, должен или нет на приаэродромной территории действовать порядок, обеспечивающий безаварийность полётов, безопасность людей, проживающих или работающих в её пределах, имеет всем понятный логический ответ.
Этому вопросу, чрезвычайно важному во всех смыслах, государство уделяет серьёзное внимание:
В соответствии с ВК РФ (пункт 1 статьи 47) размещение в районе аэродрома:
должно быть согласовано с авиационными властями и Роспотребнадзором.
Если же «расшифровать» приведённые сведения ВК РФ, то, получится внушительный список того, что нельзя делать на ПАТ без разрешения Росавиации:
Как бы то ни было, но законодательство периодически корректируется. В последнее время в нём изменились отдельные положения, которые прежде были причиной появления проблем, связанных, к примеру:
Пример обновления законодательных норм – доработка ряда федеральных законов, выполненная на основе положений ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (№191-ФЗ от 11.06.2021).
Основными целями принятия данного закона стали:
С даты вступления ФЗ №191 в силу – 1 июля 2021 года:
Положения закона о новой застройке в ПАТ без согласований и заключений не вечные. Определён срок их применения. Он связан со временем формирования зонального состава ПАТ в полном объёме.
Рассмотрим, каким образом могут использоваться и застраиваться земельные участки, расположенные в границах ПАТ, какие изменения должны произойти с приаэродромными территориями, после которых «всё вернётся на круги своя».
Особенности приаэродромной территории
Задачи, решаемые при установлении ПАТ:
В соответствии с Правилами установления ПАТ (Постановление Правительства РФ №1460 от 02.12.2017) решение о её утверждении принимается различными ведомствами:
Границы ПАТ определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов (ПВП) на земную или водную поверхность.
Ранее ПАТ занимала территорию в радиусе 30 км. С 2017 года определение пределов ПАТ выполняется на основе расчётов. Соответственно, она может занимать меньшую площадь.
К примеру, на аэродроме Санкт-Петербург (Пулково):
При обосновании границ ПАТ учитываются:
ПАТ – одна из 28 зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Она должна отображаться в схеме территориального планирования субъектов РФ. Сведения об ограничениях в ПАТ подлежат внесению в ЕГРН.
ПАТ устанавливается вокруг каждого аэропорта. На землях, входящих в границы приаэдромной территории, действует особый режим, ограничивающий их использование и застройку.
В приаэродромной территории выполняется специальное «воздушно-градостроительное зонирование» в соответствии с требованиями ФЗ №191 и положениями статьи 47 ВК РФ:
Подзоны ПАТ различаются по жёсткости ограничений строительства капитальных объектов:
Чтобы понять, какие ограничения ПАТ установлены для ЗУ, достаточно заказать выписку из ЕГРН или градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Если в этих документах будет указано, что ЗУ расположен в такой-то подзоне ПАТ, то согласование строительства с Росавиацией станет обязательным, как и получение заключения Роспотребнадзора.
Подзоны приаэродромной территории
1. Первая подзона ПАТ
Устанавливается для размещения объектов, предназначенных:
Границы подзоны определяются по совокупным внешним границам ЗУ, предназначенных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, обеспечивающих авиационную деятельность на аэродроме.
Ограничения
Запрещается размещать объекты, не соответствующих функциональному назначению подзоны.
2. Вторая подзона ПАТ
Выделяется для размещения:
Границы подзоны определяются по совокупным внешним границам ЗУ, предназначенных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, обеспечивающих аэропортовую и авиационную деятельность на аэродроме.
Ограничения
Запрет на размещение объектов, не соответствующих функциональному назначению подзоны.
3. Третья подзона ПАТ
Устанавливается в границах полос воздушных подходов.
В пределах подзоны запрещается размещать объекты, высота которых превышает те ограничения, что установлены для ПАТ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В подзоне разрешается размещать капитальные объекты (в том числе жилые дома) – с соблюдением установленных ограничений по высоте строений.
Ограничения
В границах подзоны устанавливаются следующие ограничения:
Запрещается размещать объекты, функциональное назначение которых не требует их размещения вблизи ВПП, высота которых превышает:
Для каждой из перечисленных поверхностей устанавливаются ограничения по абсолютной максимальной высоте размещаемого объекта.
В случае, если ограничения в других подзонах, входящих в состав ПАТ аэродрома, устанавливают меньшую допустимую высоту, чем в 3 подзоне, то ограничения, требующие меньшую высоту застройки, имеют приоритет.
Ограничения, устанавливаемые в 3 подзоне, не ограничивают размещение объектов, функциональное назначение которых требует их размещения в 1 и 2 подзонах.
Приоритет у ограничений, требующих меньшую высоту застройки
4. Четвертая подзона ПАТ
Устанавливается по границам зон действия средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи:
В составе 4 подзоны выделяются:
Ограничения
В границах подзоны запрещается:
Ограничения, требующие меньшую высоту застройки, имеют приоритет.
Допускается
1. Ограничения, устанавливаемые в 4 подзоне, не ограничивают размещение:
2. Ограничения, устанавливаемые в 4 подзоне, не применяются в отношении ЗУ и/или расположенных на них объектов недвижимости, у которых:
не создают помех в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения.
5. Пятая подзона ПАТ
Устанавливается по границам опасных производственных объектов с учётом максимального радиуса зон поражения в случаях происшествий техногенного характера на опасных производственных объектах.
Ограничения
В границах зоны запрещается размещать:
Строительство ОКС и «бытовой недвижимости» возможно – с учётом установленных ограничений.
6. Шестая подзона ПАТ
Устанавливается по границам, удалённым на расстояние 15 км от контрольной точки аэродрома (КТА).
Ограничения
В границах подзоны запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц::
7. Седьмая подзона ПАТ
Седьмые подзоны в ПАТ занимают самые большие по площади территории. Без них размеры ПАТ были бы в несколько раз меньше.
7 подзона ПАТ – шумовая. Она накладывает ограничения на большие территории, попадающие в её пределы.
Цель создания 7 подзоны ПАТ – предотвращение негативного физического воздействия (несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям эквивалентного уровня звука, возникающего при полётах воздушных судов).
Граница седьмой подзоны выделяется по совокупности:
Границы подзоны определяются расчётным способом, учитывающим следующие факторы:
Ограничения
Ввиду ввиду превышения в 7 подзоне:
в ней запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей ПАТ с учётом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
В границах подзоны не допускается использование ЗУ для размещения:
Если химическое, физическое и/или биологическое воздействие объектов, в отношении которых установлены санитарно-защитные зоны, приводят к нарушению качества и безопасности средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями, то размещение таких объектов в 7 подзоне запрещается:
как и использования ЗУ в целях производства, хранения и переработки с/х продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.
Строительство в установленной 7 подзоне ПАТ
В границах установленной 7 подзоны ПАТ действует перечень ограничений использования ЗУ и объектов.
По причине недопустимого негативного воздействия уровня шума в 7 подзоне на здоровья людей установленные в ней ограничения определяют запреты на строительство/реконструкцию ОКС, на эксплуатацию отдельных видов ОКС.
Строительство капитальных объектов (в том числе «бытовой недвижимости») допускается при условии:
С одним из примеров решения об установлении ПАТ аэродрома гражданской авиации со всеми 7 подзонами, действующими в них ограничениями, влияющими на использование. застройку ЗУ, реконструкцию объектов можно ознакомиться по ссылке.
Строительство в неустановленной 7 подзоне ПАТ
К 2021 году приаэродромные территории в составе семи подзон установлены не для всех аэродромов. Не все из разработанных проектов ПАТ прошли процедуру согласования с федеральными и местными органами власти.
ПАТ признаётся установленной (утверждённой) до 1 июля 2021 года – в случаях выделения в её границах:
Если аэродромы введены в эксплуатацию до 1 июля 2021 года и до этой даты в их ПАТ не была выделена 7 подзона, то она подлежит установлению до 1 января 2025 года (пункт 1_1, пункт 8 статьи 4 ФЗ №191).
Если в ПАТ выделены (установлены) с 1 по 6 подзоны, то до момента установления 7 подзоны:
Дата 01.01.2025 – срок, после которого использование ЗУ, строительство частных жилых домов, реконструкция уже возведённых объектов «бытовой недвижимости», расположенных в пределах 7 подзоны ПАТ, потребует согласования с аэропортами и получения санэпидемзаключения.
Примечание
Согласование на размещение объекта строительства в приаэродромной территорию проводят:
Случаи неприменения ограничений, установленных в 7 подзоне ПАТ
Ограничения, установленные в 7 подзоне ПАТ, не применяются в случаях:
Для указанных случаев возмещение убытков гражданам и юридическим лицам в связи с установлением 7 подзоны ПАТ не предусмотрено (пункт 13 статьи 3 ФЗ №191).
В соответствии с положениями закона ФЗ №191, уделившим особое внимание требованиям к формированию 7 подзоны ПАТ, исключено большинство видов негативного воздействия, превышение показателей по которым служит основанием для запрещения размещения ОКС.
На этой основе в ВК РФ (пункт 3.2 статьи 47) были внесены уточнения:
В отношении формирования 7 подзоны ПАТ положения ФЗ №191 отрегулировали порядок согласования границ приаэродромной территории и её подзон:
Запрет на снос отдельных зданий и сооружений в конкретных случаях
В заключительной части ФЗ №191 изложено положение о конкретных случаях запрета на снос зданий, сооружений, не соответствующих ограничениям, установленным в подзонах ПАТ.
Запрет действует в ситуациях, при которых объекты:
Исключения
На самовольные постройки данная гарантия не распространяется.
Запрет на снос строений не применяется в отношении следующих объектов:
Возмещение убытков
Убытки, причинённые гражданам, юридическим лицам, публично-правовым образованиям при ограничении их прав на ЗУ и/или расположенные на них объекты недвижимости, возникшие по причине:
в связи с установленными на ПАТ ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности подлежат возмещению в соответствии:
Условие возмещения убытков – утверждённые мероприятия по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры воздушного транспорта в целях перспективного развития аэродрома, в том числе строительство, реконструкция взлётно-посадочных полос аэродрома, в следующих материалах:
Приаэродромная территория, включая 7 подзону ПАТ, устанавливается с учётом таких строительства, реконструкции.
Резюме о строительстве жилых домов в подзонах ПАТ
1. Строительство жилых домов в границах установленных подзон ПАТ:
2. Владельцы «бытовой недвижимости» (жилых и садовых домов, гаражей, погребов, бань, других хозяйственных построек), расположенной в границах ПАТ, смогут зарегистрировать права на неё по механизму «дачной амнистии».
До момента установления 7 подзоны ПАТ строительство объектов в этой подзоне разрешено:
Основная часть частных жилых домов попадает именно в 7 подзону ПАТ. Ранее, из-за сложности согласования с Росавиацией, регистрация дома, расположенного на ЗУ в этой подзоне, оставалась без финала. Отмена согласования строительства значительно упрощает оформление объектов, расположенных на ЗУ с разрешённым использованием:
3. Строительство «бытовой недвижимости» без согласований и заключений можно вести до 1 января 2025 года. Срок соответствует дате завершения процедур по установлению 7 подзоны ПАТ аэродромов/аэропортов, определённой ФЗ №191.
4. После установления ПАТ при использовании ЗУ и для возведения новых объектов недвижимости будет необходимо:
5. Установлен запрет на снос зданий и сооружений на участках ИЖС, ЛПХ, для садоводства, построенных до установления ПАТ, у которых параметры не соответствуют введённым ограничениям.
6. Существует возможность возмещения убытков граждан, юридических лиц и публично-правовых образований при строительстве сооружений аэродрома: