Что такое полевые исследования в географии определение кратко
Основные методы географических исследований – примеры и характеристика
География, как и любая другая наука, имеет свои методы исследований и источники информации. Под эти термином стоит понимать те способы и приемы, с помощью которых географы получают новые знания. Ученые анализируют известную им информацию, чтобы понять закономерности, связанные с географическими процессами и явлениями. Какие же методы выделяют в географии?
Метод наблюдения
Известен также как метод полевых исследований. Даже в наше время географы не только обрабатывают информацию на компьютерах, но и иногда путешествуют. Часто только на месте можно определить, где проходят культурные и языковые границы между группами населения, ведь они нередко не совпадают с границами политическими. Ученые снимают на камеру окружающую местность, фотографируют ее, записывают разговоры с местными жителями. Работа «в поле» помогает по-новому взглянуть на природу многих явлений и увидеть то, что до этого не заметил ни один другой исследователь.
Картографический метод
Здесь можно выделить две важных составляющих. С одной стороны, ученые анализируют уже составленные карты, ведь такой вид представления информации наиболее удобен для человека. С другой стороны, они создают собственные карты, на которых в наглядной форме отражают собранные ими сведения. На картах могут отображать расположение физических объектов, торговые маршруты и водные течения, распределение средних температур, рельеф местности, плотность населения и уровень его доходов, разбиение территорий на регионы по физическим, политическим или экономическим признакам и многое другое.
Статистический метод
Статистика – важнейший инструмент практически любой науки, и география исключением не является. Ученые собирают самую разную информацию о географических объектах, на например, численность населения стран и их площадь, скорость морских течений или движения материков. Уже на основе статистики могут быть составлены разнообразные карты, отражающие ее. Также статистическая информация может быть представлена в виде графиков, диаграмм, гистограмм или в другой форме.
Наконец, статистика дает исследователям методы обработки информации. В частности, можно определить корреляцию между какой-либо парой параметров. Например, статистика говорит, что в странах с низкой долей курящего населения выше средняя продолжительность жизни.
Исторический метод
Важно изучать не только статическую картину сегодняшнего мира, но и динамику её изменения. Для этого анализируются исторические данные. Например, можно сравнить изменение численности населения стран во времени или колебания среднегодовых температур. Подобный анализ помогает находить причины географических явлений.
Сравнительный метод
Ещё один общенаучный метод. Для нахождения закономерностей географам приходится сравнивать разные процессы между собой. Они ищут сходства и различия между географическими процессами и явлениями, классифицируют их. Например, сравнение вулканов помогло разбить их на щитовидные и купольные вулканы, стратовулканы, шлаковые конусы и сложные вулканы.
Метод районирования
Часто в географической литературе можно встретить такой прием, как разбиение единой территории на районы. Иногда это деление носит естественный характер (по границам материков или стран), но часто оно бывает условным (разбиение Евразии на Европу и Азию). Нередко территорию страны делят на экономические районы, а весь земной шар – на географические пояса (экваториальный, субэкваториальный, тропический, арктический и т.д.).
Метод дистанционных наблюдений
Метод моделирования
Построение моделей может считаться общенаучным методом исследований. В качества примера простейшей модели Земли можно привести глобус. Однако существуют и значительно более сложные имитационные модели. В 1972 году была создана имитационная модель «World 3», которая включала в себе около 150 уравнений и описывала взаимосвязь численности населения планеты, запасов природных невозобновимых и возобновимых ресурсов, уровня индустриализации человечества и другие величины. Данная модель показала, что экстенсивный рост экономики и населения может привести к исчерпанию ресурсов и голоду. Современные модели могут включать десятки тысяч переменных.
Метод географического прогноза
Тесно связан с методом моделирования. На основе разработанных теорий географических процессов и построенных моделей ученые могут предсказывать развитие событий. Простейший пример – это прогноз погоды на неделю. Но географы также предсказывают будущее на десятилетия и даже столетия вперед. Так, считается, что к 2050 году лед в Северном ледовитом океане в летние месяцы будет полностью таять.
Экономико-математический метод
Иногда из статистического метода выделяют экономико-математический, который связан с расчетом таких социоэкономических показателей, как валовый внутренний продукт, смертность и рождаемость, плотность населения, уровень миграции и эмиграции.
Геоинформационный метод
Этот метод также выделяют не всегда. К нему относят работы, связанные с сбором огромных массивов статистических сведений с помощью космических спутников и метеорологических станций.
Современные и традиционные методы географических исследований
Положение географии в системе наук таково, что она находится на пересечении самых разных областей знаний. Это и геология, и океанология, и этнография, и история, и экономика и прочие общественные науки. Однако у большинства людей эта наука в наибольшей степени ассоциируется с картами, из чего можно сделать вывод, что основной метод исследования в ней — картографический. Но это совсем не так. В этой статье рассмотрим традиционные методы географических исследований, а также методы, которые возникли в наше время на основе традиционных методов и новейших технологий.
Источники географических исследований
Чтобы открыть новые факты, исследователи используют сведения, открытые до них. Эти сведения описаны на носителях, которые служат источниками исследований.
Традиционно географ пользуется следующими источниками:
Карты и планы отличаются друг от друга разными масштабами. Класс крупномасштабных имеет масштаб 1:200 000 или более крупный, мелкомасштабных — 1:1 000 000 или более мелкий. Масштаб, заключающийся между двумя приведенными масштабами, считается средним. Планы содержат намного более подробную информацию, чем карты.
Как происходит исследование земли
Уже в самые древние времена возникло предположение, что форма Земли так или иначе связана с кругом. Сначала выдвигались гипотезы о том, что она представляет собой плоский круг, затем его место занял цилиндр, а вскоре стали высказываться мысли о шаре.
История изучения
Во втором тысячелетии до нашей эры из Древнего Египта шли экспедиции, доходившие до центра Африки и совершавшие плавания по Средиземному и Красному морям. В индийской книге «Махабхарата» содержится описание океанов, рек и гор. В Древнем Китае в IX-VIII веках до нашей эры составлялись карты земельных участков. Они использовались для выбора мест постройки крепостей. Там же, в Китае, в III веке до нашей эры появились тексты с описаниями различных земель и региональный атлас страны.
В Древней Греции появилась карта страны, окружающих ее территорий и морей. Карта имела форму круга, в центре которого была изображена Греция, а по соседству — остальная Европа, Азия и известная тогда часть Африки — Ливия. На карте были представлены две реки — Фазис и Нил, два моря — Средиземное и Черное, а по краям круга — океан. Составил карту древнегреческий философ Анаксимандр Милетский. Он предположил, что Земля имеет форму цилиндра, одну сторону которого он и изобразил на карте, а на другой стороне также живут люди.
Знаменитые ученые
Аристотель впервые выдвинул предположение о том, что Земля имеет форму шара. Кратет Малльский уже начал изучать Землю как шар и создал глобус как ее модель. Клавдий Птолемей в свое 8-томное сочинение «География» включил сведения о более чем 8000 географических названиях и координаты почти 400 точек земного шара. Эратосфен первым измерил дугу меридиана.
В средние века совершали путешествия и описывали сделанные в них открытия восточные ученые — Ибн Сина, Бируни, Ибн Баттута. Венецианский купец Марко Поло сделал важные открытия Восточной Азии. Афанасий Никитин, дошедший морским путем до Индии, описал ее природу и занятия населения.
В эпоху Великих географических открытий голландский мореплаватель Виллем Янсзон совершил открытие Австралии и Новой Зеландии, а британец Джеймс Кук — Гавайи и Большой Барьерный риф.
Михаил Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент. Позже было образовано Русское географическое общество, представители которого, Петр Семенов-Тян-Шанский, Николай Пржевальский и Николай Миклухо-Маклай, исследовали многие точки Евразии.
Американец Роберт Пири в 1909 году покорил Северный полюс, а норвежец Руал Амундсен в 1911 году — Южный полюс. Француз Жак Ив Кусто в 1960-х годах изобрел акваланг, с помощью которого можно изучать жизнь на самых глубоких водных впадинах.
Традиционные методы
Описываемые в этом параграфе методы применяются с древнейших времен. Однако на сегодняшний день они чаще используются в комплексе, дополняя друг друга. Так, и статистический, и исторический методы позволяют отследить закономерности в развитии тенденции или явления во времени. Оба они могут применяться в сочетании со сравнительным методом и в прогнозировании.
Наблюдение
Достигнув интересующего его географического объекта, исследователь наблюдает за происходящими на нем процессами. Как правило, результаты наблюдений бывают представлены в виде более или менее подробных описаний увиденного и услышанного. В течение последних нескольких веков исследователи не только выдают наборы географической информации, но и пытаются давать различные объяснения причин различных явлений и их особенностей.
Картографический
Информация, полученная в ходе наблюдений и описаний, систематизируется с помощью карт. По карте можно легко определить свое местоположение, а с помощью различных тематических карт — получить основные данные о рельефе, климате, народах, языках, народном хозяйстве, флоре и фауне всей Земли или отдельных ее участков. Пользуясь картами, можно установить некоторые закономерности и причинно-следственные связи между объектами и явлениями.
Статистический
Данные, которые были упомянуты в связи с предыдущим методом, обобщаются также в виде чисел, получаемых путем подсчетов. Эти данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков и в другом наглядном виде. Они подлежат дальнейшей обработке, в результате которой можно получить информацию о развитии определенных тенденций во времени, соотношениях изучаемых величин, различные индексы и другие численные показатели развития.
Исторический
Географические объекты часто изучаются, начиная с момента их возникновения или открытия до определенного моменты или до настоящего времени. Из отдельных исследований путем обобщения складывается история развития Земли и человечества.
Сравнительный
В ходе сравнений устанавливаются сходства и различия между объектами и происходящими на них явлениями, а также объясняются причины сходства или различия. Так, горный массив можно сравнивать с другим горным массивом, остров — с другим островом, климат Арктики — с климатом Антарктиды, город с городом и так далее. С помощью этого метода, опираясь на аналогии, можно прогнозировать различные процессы и явления во времени и пространстве.
Современные способы
Появление и развитие этих способов вызвано возникновением современных летательных и космических аппаратов, компьютеров и компьютерных систем, средств и методов моделирования.
Дистанционное исследование
Аэрокосмическое наблюдение позволяет с использованием летательных аппаратов составлять подробные карты Земли. С помощью этого метода можно обнаружить многие факты, важные для развития народного хозяйства и охраны природы.
Прогноз и моделирование
С использованием традиционных методов исследования, таких, как статистический, исторический и сравнительный, географическая наука все чаще выступает с прогнозами различных явлений и процессов, которыми сопровождается развитие человечества. Такие прогнозы особенно ценны тем, что помогают вовремя предупредить негативное воздействие жизнедеятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать другие проблемы.
Как для прогнозов, так и для решения других задач, служат географические модели. Наиболее простая из них — глобус. Создаются также модели отдельных географических объектов — горных массивов, рек и других водоемов, водных впадин, пустынь и других.
Геоинформационный
В современных исследованиях применяются ГИС. Этот термин означает географические информационные системы. Они представляют собой компьютерную технологию для анализа объектов и явлений и составления карт. В ней объединены базы данных, средства статистического анализа, визуализации и пространственного анализа. ГИС позволяют во много раз сократить время выполнения разнообразных исследовательских действий, для которых ранее зачастую требовались года.
Аэрокосмический
Применяется для проведения съемок земной поверхности с самолетов, вертолетов, воздушных шаров, космических кораблей, спутников и орбитальных станций. От просто дистанционного исследования отличается большей продолжительностью съемок, которые требуются для составления подробных карт и отслеживания состояния окружающей среды и ее изменений.
Другие средства
На традиционных и современных методах основаны целые комплексы мероприятий, которые позволяют изучать объекты, явления и процессы в тесной взаимосвязи со всей системой и на протяжении длительных периодов.
Экономико-математические
Применяются с использованием компьютеров и компьютерных систем, что позволяет за короткое время обрабатывать большие массивы данных.
В географии применяются в следующих областях исследований.
Для решения этих задач часто создаются масштабные информационные системы.
Метод географического районирования
Суть метода состоит в условном делении территории на части по какому-либо признаку или группе признаков. Связан еще с двумя понятиями: ареалирование и зонирование. Первое означает разделение на ареалы по одному признаку, например, виду почвы. Второе — разделение на зоны с различной интенсивностью или плотностью какого-либо признака. По результатам районирования выделенные части территорий разграничиваются контурами. Районирование применяется к самым разным признакам — особенностям ландшафта, отраслям народного хозяйства, климатическим условиям. В рамках этого метода одно и то же явление может исследоваться в разных специфических условиях.
Полевые исследования
Дополняет метод наблюдения сбором различных образцов в процессе посещения объектов исследования. Может вестись, в частности, сбор образцов почв, горных пород, растений, проб воды и прочих важных для исследования материалов.
Географический прогноз
В географической науке накоплено такое количество знаний и создана такая методология для решения проблем на пересечении естественных и социальных наук, что это позволяет делать комплексные и долгосрочные прогнозы. Научный прогноз является суждением о состоянии какого-либо явления в будущем, основанным на исследовании и сделанным с определенной вероятностью.
Наиболее часто географический прогноз делается в следующих двух направлениях:
Общим является то, что прогноз представляет собой заключительный этап некоторых, часто весьма продолжительных, исследований.
От длительности исследований косвенно зависит длительность прогноза.
По длительности географические прогнозы бывают:
Обычно чем дольше срок, тем больше вариантов прогноза, среди которых выделяют оптимистический и пессимистический различной степени.
Проблемы
Наиболее продолжительны дискуссии между сторонниками определения географии как естественной науки с одной стороны и социальной или историко-философской с другой. Ныне в России география объединена в одно отделение Академии наук вместе с физикой атмосферы и океанологией. С этим не хотят мириться сторонники экономического направления в географии. Они считают, что у нее больше общего с общественными науками.
Споры о классификации географии носят не только теоретический характер: от классификации зависит организация научных исследований и акценты, которые будут иметь эти исследования. А на выходе — качество выпускаемых по результатам научных изданий (справочников, словарей) и то, какие разделы будут или не будут в них представлены.
В США география еще раньше и дальше отошла от естественнонаучной направленности и сфокусировалась на социальных и культурных аспектах. Поскольку США играют важную роль не только в мировой политике и экономике, но и в научной сфере, этот процесс привел к тому, что во многие мировые географические издания не включаются разделы по океанологии, почвоведению и биогеографии.
Интересные факты
География, как и всякая наука, содержит много необычных или странных фактов.
Вот некоторые их них:
Видео
Продолжить обзор интересных фактов можно с помощью следующей видеоэкскурсии.
Что такое полевые исследования в географии определение кратко
Для полевых работ должно быть заранее приготовлено следующее оборудование:
1. Полевая книжка (желательно из миллиметровой бумаги, ею может служить общая тетрадь в клетку с жесткой обложкой) для записи наблюдений, составления разрезов, профилей, колонок, схем, зарисовок.
2. Барометр-анероид для определения относительных высот.
3. Горный компас для определения элементов залегания слоев горных пород, углов наклона поверхности и стран света (имеются компьютерные программы симуляции горного компаса для смартфонов).
4. Эклиметр для определения углов наклона поверхности. Им можно пользоваться также для определения относительных высот (существуют специальные программы эклиметров для смартфонов). Вместо горного компаса и эклиметра можно воспользоваться универсальным школьным угломером.
5. Горный (геологический) молоток (необходим в районах распространения твердых горных пород).
6. Саперная (штыковая) лопата.
7. Психрометр.
8. Анемометр.
9. Термометры для измерения температуры воздуха, почвы и воды.
10. Рулетка.
11. Складной метр или сантиметровая лента.
12. Планшет с компасом для глазомерной съемки.
13. Визирная линейка.
14. Гербарная папка и сетка.
15. Мешочки для образцов горных пород и почв.
16. Лупа.
17. Оберточная бумага (могут быть использованы старые газеты).
18. Белая плотная бумага для этикеток к образцам.
19. Веревка для определения ширины русла реки. В случае наличия можно пользоваться специальной лазерной линейкой или электронным навигатором.
20. Лотлинь (веревка с грузом на одном конце) для измерения глубины реки, озера, пруда, колодца. Эти функции выполняет эхолот.
21. Часы, с секундной стрелкой.
22. Фотоаппарат.
Методика полевого исследования
Полевой период в исследовании природных условий какой-либо территории является основным. Личные наблюдения в природе нельзя заменить ни самым полным изучением литературных источников, ни тщательным анализом картографических материалов. Умением наблюдать, анализировать и обобщать наблюдаемое в природе должен обладать каждый исследователь-географ.
Для ведения комплексных географических полевых исследований необходима крупномасштабная топографическая карта или аэрокосмический фотоснимок территории. Рекомендуется предварительно распечатать снимок из любой из существующих систем, например Google Земля, Яндекс карты, и т.п. Этот снимок составил основу рабочего плана района исследований.
На рабочий план наносят линии всех маршрутов исследования, обозначают на нем пункты (станции) наблюдения и условными знаками показывают положение отдельных характерных форм и деталей рельефа, места проявления тех или иных геоморфологических процессов и явлении (подмывание рекой берега, оползни, карст, суффозия, эоловые процессы, свежие эрозионные образования и т. п.), места естественных и искусственных геологических обнажений, колодцы, родники, а также границы растительных сообществ, геоморфологических и природно-территориальных комплексов. Дополнительно указывают все места отбора проб, сбора геологических и палеонтологических образцов, трассу прохождения геоморфологических профилей и т.п. Для того, чтобы не перегружать рабочий план информацией, можно заготовить несколько таких планов.
Во время составления плана местности методом глазомерной съемки необходимо одновременно знакомиться с окружающей природой территории, а также наметить маршруты предстоящего исследования, которые должны пересекать все наиболее характерные и типичные природные объекты данной местности: водоразделы и их склоны, долины рек, балки и овраги, озерные котловины, лесные массивы, луга, болота и т. п.
При частных (отраслевых) и комплексных физико-географических исследованиях чаще всего пользуются методом сплошного площадного изучения всей территории либо методом маршрутного исследования. Метод сплошного исследования обычно применяется при изучении небольших территорий.
При маршрутном методе исследования маршруты прокладывают, чтобы они местами пересекались, а пространства между ними легко просматривались. Это необходимо для установления границ между отдельными природными компонентами и природно-территориальными комплексами.
Часто при полевых исследованиях приходится определять относительные превышения, для чего нужен исправный, проверенный барометр-анероид или навигатор. В случае их отсутствия можно воспользоваться эклиметром.
Эклиметр служит для определения углов наклона поверхности и для приближенного нивелирования (определения относительных высот).
В частности, эклиметр Брандиса состоит из круглой коробки, в которой на горизонтальной оси свободно вращается плоский цилиндрический барабан с нанесенными на нем делениями в градусах от 0° до 60°: в одну сторону от нуля обозначены деления со знаком плюс ( + ), в другую – со знаком минус (-). К коробке наглухо прикреплена четырехгранная визирная трубка с металлическим волоском (нитью) в одном конце и щелью в другом, расположенными горизонтально и на одном уровне по отношению друг к другу. Барабан в коробке эклиметра под влиянием грузика (отвеса) удерживается всегда в одном положении – нулевая линия параллельна горизонтальной плоскости, как бы ни была наклонена визирная трубка.
Определение угла наклона производится путем визирования через щель и волосок (нить) какого-либо предмета, находящегося на такой же приблизительно высоте над уровнем земли, как и глаз наблюдателя. Например, для этой цели можно использовать второго участника наблюдений. Замечаем, на какую часть лица другого человека мы смотрим стоя друг напротив друга. Впоследствии визируем эклиметр на эту же часть лица и определяем угол наклона поверхности. Достигнув положения (путем приторможения фиксирующей кнопкой), когда барабан «успокоится», снимают показание угла наклона, совмещая нить визирной трубки с установившимся делением на корпусе барабана. Отсчет производится через окошко с лупой.
Простейший эклиметр можно изготовить самому из транспортира. Для этого в точке транспортира, которой этот прибор прикладывают к вершине измеряемого угла проделываем отверстие и закрепляем в нем нитку с небольшим грузом, так чтобы при горизонтальном положении длинной, ровной стороны транспортира нитка с грузом показывала бы 90 град. на транспортире. Теперь по верхней ровной стороне транспортира визируем какой-либо предмет, находящийся выше или ниже по склону. Ровная сторона транспортира отклониться от горизонтального положения, а нитка с грузом укажет, насколько это отклонение отличается от горизонтали. Так можно определить крутизну склона
Определив угол наклона между двумя точками, надо измерить рулеткой точное расстояние между ними. Затем по формуле h = ±αd/57, где h – разница в высоте между двумя точками, α – угол наклона в градусах, d – расстояние между началом и концом отрезка, 1/57 – постоянное число (константа).
Затем таким же образом определяется угол наклона и превышение между второй и третьей, третьей и четвертой точками и т. д. (рис. 1).
Общая высота склона будет равна сумме превышений между всеми точками. Высота каждой точки равна высоте предыдущей точки плюс ( + ) или минус (–) превышение.
Для определения относительных высот можно прибегнуть также к ватерпасовке, в том числе электронным ватерпасом.
Полевые наблюдения и порядок записи наблюдаемого
Всякое наблюдение должно быть документировано, т. е. записано в определенном порядке в полевую книжку. На обложке и на титульном листе книжки указывается фамилия, имя, отчество наблюдателя и его адрес. Здесь же пишется обращение (на случай утери книжки) с просьбой вернуть ее по указанному адресу.
Все записи, чертежи, зарисовки ведутся только простым карандашом, что бы текст не расплылся прим попадании на него воды. Записи ведут четко и только на правой стороне книжки. Левая используется для составления разрезов, схем, профилей, зарисовок и т. п.
Описание отдельных пунктов, схематические разрезы, профили, зарисовки являются фактическим материалом полевых наблюдений, поэтому следует перед началом систематических исследований поупражняться в их составлении.
Независимо от того, какой метод исследования будет избран (маршрутный или площадный), на каждом пункте (станции) наблюдения в книжке записывается его порядковый номер и подчеркивается снизу. Затем с возможной точностью определяется положение (адрес) этого пункта, записывается в полевую книжку и отмечается на карте (плане) точкой, обведенной кружочком, с тем же порядковым номером, что и в толевой книжке.
При измерений относительной высоты пункта с помощью барометра-анероида, в книжке записывается температура прибора с точностью до 0,1 градуса и давление с точностью до 0,1 мм. рт. ст. Затем называется объект наблюдения и дается подробная характеристика этого объекта.
Приступая к исследованию природных (физико-географических) условий той или иной территории, необходимо четко представлять, что они определяются сложным сочетанием различных природных компонентов: геологического строения, рельефа, климата, поверхностных и грунтовых вод, почвенного и растительного покрова и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом. Следовательно, путь к познанию природы любой территории лежит через всестороннее, глубокое изучение составляющих ее компонентов и взаимосвязей между ними. Только в результате такого изучения складывается представление, что природные компоненты не остаются повсеместно неизменными, они изменяются от места к месту и образуют друг с другом целый ряд своеобразных комбинаций, или сочетаний. В каждом таком природном сочетании наблюдаются свои (специфические особенности характера взаимосвязей и взаимозависимостей между составляющими его компонентами.
Таким образом, исследователь приходит к логическому выводу о необходимости выделения на территории специфических физико-географических единиц – природно-территориальных комплексов.
Полевое физико-географическое исследование обычно начинают с обхода всей территории с целью предварительного знакомства с ее ландшафтными особенностями (если это не было проделано в период составления плана методом глазомерной съемки). Затем приступают к всестороннему планомерному изучению природных компонентов и взаимосвязей между ними, определяющих эти ландшафтные особенности.
Следует усвоить, что природные компоненты изучают не последовательно друг за другом и не в отрыве друг от друга, а одновременно и комплексно. Все они образуют единую систему, находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Однако на местности природные компоненты редко бывают выражены везде одинаково четко, поэтому в каждом случае исследование должно начинаться с того элемента природы, который в данном месте выражен наиболее ярко. Это может быть тот или иной элемент рельефа, обнажение торных пород, участок естественной растительности, водный объект и т.п.
Но с чего бы ни было начато наблюдение, необходимо использовать все возможности для выяснения характера и других (компонентов природы, внешне слабо выраженных или совсем не выраженных в данном месте. Самый верный путь к этому – нахождение взаимосвязей и взаимозависимостей, объективно существующих в природе. Иногда они бывают резко выраженными, и непосредственно наблюдаемыми, иногда же о них можно судить по косвенным признакам.
Так, при исследовании рельефа, геологического строения, микроклимата, грунтовых вод и почвенного покрова местности часто приходится прибегать к такому надежному индикатору, как растительный покров. Многие растения обладают избирательной способностью по отношению к горным породам и почвам. Они чутко реагируют на изменения литологического состава горных пород, высоты и экспозиции склонов, глубины залегания и особенностей грунтовых вод, на степень увлажнения и т. п.
Для выяснения характера и происхождения той или иной отдельной формы или целого комплекса форм рельефа приходится прибегать к помощи геологии. Восстановить характер натурального (естественного) растительного покрова на сплошь распаханной поверхности можно, исследуя почвы и т. д.
Поэтому на маршруте необходимо внимательно следить за всеми изменениями в характере геологического строения, литологии горных пород, рельефа, увлажнения поверхности и за изменением почтенного и растительного покрова.
В процессе работы в поле все должно быть выяснено и понято. Возникающие вопросы о непонятных природных объектах и явлениях необходимо записать в полевую книжку с точным указанием места и времени наблюдаемого объекта или явления, подробно описать их, зарисовать, сфотографировать. Обязательно взять образцы горных пород, почв, собрать гербарий.
Особое внимание необходимо обратить на изучение геологического строения и рельефа, которые прямо или косвенно оказывают влияние на все другие природные компоненты и на хозяйственную деятельность человека.
Исследование рельефа и геологического строения обычно проводится одновременно. Невозможно выяснить строение и происхождение тех или иных форм рельефа и их сочетаний, не прибегая к помощи геологии, так же как при изучении геологического строения необходимо обращать внимание на характер рельефа окружающей местности, отдельных его форм и даже деталей, нередко раскрывающих особенности в залегании, строении и литологии слагающих ту или иную территорию горных пород.
При геолого-геоморфологических наблюдениях необходимо выяснить также, какие почвы и какая растительность приурочены к определенным формам рельефа и определенным видам отложений. Только такое, комплексное, исследование позволяет установить тесные взаимосвязи природных компонентов друг с другом.
Бабушкин И. Н. Комплексная полевая практика по физической географии / И. Н. Бабушкин. – Москва : Просвещение, 1972. – 104 с.