Что такое полезность товара
Общая и предельная полезность
Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.
Полезность (utility) — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.
Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.
Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.
Различают две формы полезности: общую и предельную.
Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.
Предельная полезность (marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.
Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.
Из определения предельной полезности вытекает формулировка закона убывающей предельной полезности, который гласит:
По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
Этот закон обычно называют первым законом Госсена (по имени немецкого экономиста Германа Госсена впервые определившего идею убывающей предельной полезности в 1854 г.)
Предельная полезность и закон убывающей предельной полезности. Примеры
Что такое общая и предельная полезность
Зачем нужна теория предельной полезности
Теория предельной полезности возникла в XIX веке как альтернатива трудовой теории стоимости. Трудовая теория объясняет ценность товара вложенным в его создание трудом. Теория предельной полезности предлагает иной взгляд: покупателю не важно, сколько сил в него вложено. Покупателю важно, какую пользу получит от товара он сам. Это субъективная оценка, но именно на ее основе принимается решение о покупке.
Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов. Это и есть главный вопрос экономики как науки.
Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса на уровне микроэкономики.
Закон убывающей предельной полезности
Закон убывающей предельной полезности гласит, что с ростом потребления блага общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но скорость роста замедляется. То есть каждая новая единица блага приносит меньше удовлетворения, чем предыдущая.
Из закона убывающей предельной полезности следует, что продавцу придется снижать цену, чтобы убедить покупателя приобрести больше конкретного продукта. Именно поэтому в магазинах проводят акции «три по цене двух», а стиральный порошок в большой упаковке оказывается дешевле, чем такое же количество порошка в маленьких пачках.
В каких случаях закон убывающей предельной полезности не работает
Закон убывающей предельной полезности нельзя использовать с неоднородными единицами. Например, сравнивать предельную полезность большого и маленького яблока, вкусной и невкусной котлеты.
Полезность, стоимость, цена
Вы будете перенаправлены на Автор24
Товар и такие его свойства, как полезность, стоимость и цена, являются одними из основных категорий в экономической теории. Под товаром понимают блага, которые создаются не для личного потребления, а для продажи или обмена. Современный рынок рассматривает как товар продукцию всех отраслей промышленности, услуги, информацию, ресурсы, труд, интеллектуальную собственность, деньги и пр.
Благо становится товаром в том случае, когда оно имеет следующие свойства:
Каждый товар продается по определенной цене, которая формируется под влияние многих факторов, среди которых полезность и стоимость будут ключевыми.
Полезность товара
Под полезностью понимают способность товара удовлетворять потребность человека. Полезность – это субъективное понятие, индивидуально оцениваемое каждым потребителем в зависимости от его потребностей. Так, для филателиста редкая почтовая марка будет характеризоваться высокой полезностью, а для несведущего человека – это всего лишь клочок бумаги.
Полезность не всегда будет объективно полезной для человека. К примеру, табак вредит здоровью, однако он обладает полезностью для курильщика.
Различают общую и предельную полезности. Общая – это суммарная полезность, получаемая от потребления всех единиц блага. Она растет пропорционально объему потребления до определенного уровня, затем темпы ее роста снижаются.
Предельная полезность представляет собой полезность, получаемую при потреблении дополнительной (предельной) единицы блага. Существует закон убывающей предельной полезности, который гласит, что при потреблении новых единиц блага предельная полезность сокращается. К примеру, для человека, испытывающего жажду, третий выпитый стакан воды будет обладать меньшей полезностью, чем второй, а второй – меньшей, чем первый.
Готовые работы на аналогичную тему
Чем больше единиц товара есть у человека, тем меньшую ценность они для него представляют. Здесь мы подходим к определению второго свойства товара, которое неразрывно связано с полезностью – его стоимости, или ценности. Полезность товара является предпосылкой обретения им меновой стоимости.
Стоимость товара
Меновая стоимость позволяет в определенных пропорциях обменивать один товар на другой. Стоимость как экономическая категория всегда находилась под пристальным вниманием экономистов, которые выдвинули несколько теорий ее формирования, среди них:
«Отец» экономической теории А. Смит считал, что стоимость равна труду, который затрачивается на производство товара, рассчитываемой как зарплата, а также прибыли и ренте. Его взгляды разделял Д. Рикардо, а затем далее развивал К. Маркс.
Трудовая теория сводится к тому, что при расчете стоимости во внимание берется общественно необходимые затраты труда, которые определяются усредненными условиями производства, интенсивности труда и умениями работников. Работодатели, которые могут сократить затраты труда, например, путем использования передовых технологий, оказываются в выигрыше.
Теория предельной полезности была выдвинута представителями австрийской экономической школы, и сегодня ее придерживаются ведущие западные экономисты. Она основана на таких понятиях, как полезность и редкость товара.
Эта теория подразумевает, что стоимость товара определяется их предельной полезностью. В рамках теории выделяют:
В работе «Богатство народов» А. Смит писал о парадоксе стоимости, который заключается в том, что необходимая для жизни вода имеет меньшую стоимость по сравнению с алмазами, приносящими намного меньше пользы.
Позднее экономисты объяснили этот парадокс тем, что стоимость блага определяется полезностью дополнительной (предельной) единицы блага, потребляемой обществом. Вода имеет низкую стоимость, поскольку ее запасы неограниченны, чего нельзя сказать об алмазах.
Связь стоимости и цены товара
Классическая экономическая теория определяет цену как денежное выражение стоимости. Поскольку товар продается на рынке с множеством контрагентов и находится под влиянием многих факторов, его цена зависит от:
Цена не всегда равна стоимости товара, а может превышать ее или, напротив, быть ниже.
Неоклассическая теория, основоположником которой является А. Маршалл, утверждает, что цена определяется в зависимости от:
Рынок заставляет продавца и покупателя идти на компромисс, то есть устанавливает предельно приемлемые цены для обеих сторон. Маршал утверждал, что принципы «конечной полезности» и «издержек производства» можно сравнить с лезвиями ножниц.
Механизм формирования цен регулирует производство, устанавливая, что выгодно, а что невыгодно для общества. В результате рыночных колебаний цен производители вынуждены снижать затраты на изготовление, что стимулирует развитие новых технологий. Это приводит к ускорению технического прогресса и устранению производителей, которые не могут вести эффективное хозяйствование.
Таким образом, цена, стоимость и полезность товара находятся в тесной взаимосвязи и определяют взаимоотношения между всеми участниками рыночных отношений.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 06 04 2021
Понятие полезности. Общая и предельная полезность
Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами. Но для того чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце XIX в. экономисты приняли полезность.
Потребление – это процесс использования продукта с целью удовлетворения потребностей. Целью потребления является полезность.
Полезность – удовлетворение, которое потребитель получает от потребления товаров или услуг или от какой-либо деятельности.
Было принято, что при заданных ценах покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами и представлениями.
Очевидно, что определяемая таким образом полезность имеет сугубо личностный, субъективный или индивидуальный характер.
Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.
Полезность (utility) – это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.
Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.
Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.
Теория субъективной полезности опирается на следующие основные предположения:
1. Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.
2. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (предельная полезность), меньше полезности предыдущей единицы.
Различают две формы полезности: общую и предельную.
Общая полезность (total utility) (TU) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля рис. 26.1.
Рисунок 26.1 – График отображения общей полезности
Предельная полезность (MU) представляет собой дополнительную полезность, извлекаемую потребителем из добавочной единицы конкретной продукции.
Общая полезность определяется как сумма полезности, которую получает потребитель от потребления данного количества товара в течение определенного периода времени. Total Utility = TU = f(Q, предпочтения)
Полезность повышается только до определенного уровня потребления товаров, (максимальное значение составляет 27 утилей), затем снижается при дополнительном потреблении единиц товаров.
Предельная полезность удовлетворение, получаемое от потребления дополнительной единицы блага рис. 26.2.
Рисунок 26.2 – График отображения предельной полезности
Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.
Например, если индивид, съев две порции мороженого, ест третью, то общая полезность увеличится, а если он съест и четвертую, то она будет продолжать расти. Однако предельная (приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления третьей порции.
Общая полезность (TU), как следует из ее названия, характеризует суммарную полезность некоторого количества единиц определенного блага. Механизм формирования данного показателя может быть представлен в виде функции общей полезности TUΣ ф-ла 26.1:
(26.1)
где f — символ функции; U — уровень полезности; QX, QY — количество товаров Х и Y, потребленных за определенный период. В данную функцию можно включить любое количество переменных. Эта функция демонстрирует, что полезность, получаемая человеком, зависит только от количества потребляемых благ. Различают предельную и совокупную полезность блага.
Совокупная полезность определяется суммированием показателей предельной полезности и рассчитывается следующим образом ф-ла 26.2:
(26.2)
где TU — совокупная полезность; MU — предельная полезность.
где TU1 и TU2 — первоначальная и новая величина совокупной полезности; Q1 и Q2 — первоначальное и новое количество блага.
Предельная полезность определяется как отношение изменения величины совокупной полезности к изменению количества потребленного блага ф-лы 26.3, 26.4:
(26.3)
Предельная полезность (MU) представляет собой прирост общей полезности i-го блага в результате увеличения потребления его на одну единицу ф-ла 26.5:
MUi = TUi(Qi + 1) – TUi(Qi), (26.5)
где TUi(Qi) – общая полезность Q единиц i-ro блага;
TUi(Qi+l) – общая полезность Q+1 единиц i-ro блага.
ΔQi – увеличение объема потребления i-ro блага на одну единицу.
Пример. Предположим, потребитель читает журналы и слушает музыку, записанную на диски. Ниже приведена таблица 26.1, которая показывает полезность, которую потребитель получает от потребления различного количества журналов и дисков.
Таблица 26.1 – Полезность, которую потребитель получает от потребления различного количества журналов и дисков
Количество | Полезность журналов (ютил) | Полезность дисков (ютил) |
Цена журнала – 1,5 ден. ед., а цена диска – 7,5 ден. ед. Обычно потребитель покупает 2 диска и 10 журналов.
Необходимо определить:
1. Сколько денег тратит потребитель на покупку этого количества дисков и журналов?
2. Какую полезность получает потребитель от этой комбинации товаров?
3. Какова предельная полезность, которую получает потребитель от потребления кассет и дисков? Каково отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров?
4. Максимизирует ли потребитель полезность?
5. Какую полезность получает потребитель, если весь свой бюджет он будет тратить на покупку дисков?
6. При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной?
Решение задачи:
Рассчитываем, сколько денег тратит потребитель на покупку этого количества дисков и журналов: 2*7,5+10*1,5=30 ден. ед.
Два диска приносят 630 ютил, десять журналов – 371 ютил, итого – 1001 ютил.
Для расчета предельной полезности, которую получает потребитель от потребления кассет и дисков, заполняем таблицу, в которой рассчитываем отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров табл. 26.2, 26.3:
Таблица 26.2 – Отношение предельной полезности к цене для журналов
Количество | Полезность журналов (ютил) | Предельная полезность журналов | Отношение предельной полезности к цене журналов |
— | — | ||
111-60=51 | 51/1,5=34 | ||
156-111=45 | 45/1,5=30 | ||
196-156=40 | 40/1,5=26,7 | ||
232-196=36 | 36/1,5=24 | ||
265-232=33 | 33/1,5=22 | ||
295-265=30 | 30/1,5=20 | ||
322-295=27 | 27/1,5=18 | ||
347-322=25 | 25/1,5=16,7 | ||
371-347=24 | 24/1,5=16 |
Таблица 26.3 – Отношение предельной полезности к цене для дисков
Количество | Полезность дисков (ютил) | Предельная полезность дисков | Отношение предельной полезности к цене дисков |
— | — | ||
630-360=270 | 270/7,5=36 | ||
810-630=180 | 180/7,5=24 | ||
945-810=135 | 135/7,5=18 | ||
1050-945=105 | 105/7,5=14 | ||
1140-1050=90 | 90/7,5=12 | ||
1215-1140=75 | 75/7,5=10 | ||
1275-1215=60 | 60/7,5=8 | ||
1320-1275=45 | 45/7,5=6 | ||
1350-1320=30 | 30/7,5=4 |
Если потребитель приобретет два диска и десять журналов, он не сможет максимизировать свою полезность, поскольку не будет соблюдаться условие максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу совпадают. А в данном случае: 36>16, т.е. правило не соблюдается.
Если весь свой бюджет потребитель будет тратить на покупку дисков, то купит 4 диска, которые дадут 945 ютил полезности.
Полезность окажется максимальной при покупке следующей комбинации товаров: 3 диска и 5 журналов. При этом соблюдается правило максимизации полезности, речь о котором шла выше: 24=24.
Полезность — что это такое
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В сегодняшней статье поговорим о таком экономическом термине как полезность. Вы узнаете что это такое простыми словами и в чем основная суть полезности. Также познакомитесь с такими понятиями как обычная полезность, количественная полезность, общая и предельная полезности. Обо всем этом далее в статье.
Содержание статьи:
Что такое полезность?
Полезность — это термин в экономике, который означает полное удовлетворение, полученное от потребления товара или услуги. Экономические теории, основанные на рациональном выборе, обычно предполагают, что потребители будут стремиться максимизировать свою полезность. Важно понимать экономическую полезность товара или услуги, поскольку она напрямую влияет на спрос и, следовательно, на цену этого товара или услуги. На практике полезность потребителя невозможно измерить и определить количественно. Однако некоторые экономисты считают, что они могут косвенно оценить полезность экономического товара или услуги, используя различные модели.
Суть полезности
Определение полезности в экономике происходит от концепции полезности. Экономический товар приносит пользу в той степени, в которой он полезен для удовлетворения нужд или потребностей потребителя. Различные школы отличаются в том, как моделировать экономическую полезность и измерять полезность товара или услуги. Полезность в экономике впервые была придумана известным швейцарским математиком XVIII века Даниэлем Бернулли. С тех пор экономическая теория развивалась, что привело к появлению различных типов экономической полезности.
Ординалисткая (порядковая ) полезность
Ранние экономисты испанской схоластической традиции 1300-х и 1400-х годов описывали экономическую ценность товаров как проистекающую непосредственно из этого свойства полезности и основывали свои теории цен и денежных обменов. Эта концепция полезности не была количественной, а была качественной характеристикой экономического блага. Более поздние экономисты, особенно представители австрийской школы, развили эту идею в ординалистскую (порядковую/объективную) теорию полезности или идею о том, что индивиды могут упорядочивать или оценивать полезность различных дискретных единиц экономических благ.
Австрийский экономист Карл Менгер в своем открытии, известном как маргинальная революция, использовал этот тип структуры, чтобы помочь ему разрешить парадокс алмаз-вода, который раздражал многих прежних экономистов. Поскольку первые доступные единицы любого экономического блага будут использоваться для наиболее ценных целей, а последующие единицы — для менее ценных видов использования, эта порядковая теория полезности полезна для объяснения закона убывающей предельной полезности и фундаментальных экономических законов спроса и предложения.
Кардиналистская (количественная) полезность
Для Бернулли и других экономистов полезность моделируется как количественное (субъективное) или кардинальное свойство экономических благ, которые потребляет человек. Чтобы помочь в этом количественном измерении удовлетворенности, экономисты принимают единицу, известную как «утилита», для представления количества психологического удовлетворения, которое определенный товар или услуга создает для подгруппы людей в различных ситуациях. Концепция измеримой полезности позволяет рассматривать экономическую теорию и отношения с помощью математических символов и расчетов.
Однако он отделяет теорию экономической полезности от реальных наблюдений и опыта, поскольку «полезности» на самом деле нельзя наблюдать, измерять или сравнивать между различными экономическими благами или между людьми.
Если, например, человек считает, что кусок пиццы дает 10 утилит, а порция макарон дает 12 утилит, этот человек будет знать, что съесть макароны будет более полезным. Производители пиццы и макаронных изделий, зная, что средняя порция макаронных изделий дает два дополнительных продукта, поможет им установить цену на макароны немного выше, чем на пиццу.
Кроме того, полезность может уменьшаться по мере увеличения количества потребляемых продуктов или услуг. Первый кусок пиццы может принести 10 утилит, но по мере того, как будет потреблено больше пиццы, утилиты могут уменьшиться по мере того, как люди насытятся. Этот процесс поможет потребителям понять, как максимизировать их полезность, распределяя деньги между несколькими типами товаров и услуг, а также поможет компаниям понять, как структурировать многоуровневое ценообразование.
Экономическую полезность можно оценить, наблюдая за выбором потребителя между аналогичными товарами. Однако измерение полезности становится сложной задачей, поскольку между вариантами появляется все больше переменных или различий.
Определение общей полезности
Если полезность в экономике количественна и измерима, общая полезность (TU) определяется как сумма удовлетворения, которое человек может получить от потребления всех единиц определенного продукта или услуги. Используя приведенный выше пример, если человек может съесть только три ломтика пиццы, и первый кусок потребленной пиццы дает десять утилит, второй кусок потребленной пиццы дает восемь утилит, а третий ломтик дает две утилиты, общая полезность пиццы будет быть двадцать утилит.
Определение предельной полезности
Предельная полезность (MU) определяется как дополнительная полезность, полученная от потребления одной дополнительной единицы товара или услуги или дополнительного (порядкового) использования, которое человек имеет для дополнительной единицы. Используя тот же пример, если экономическая полезность первого ломтика пиццы составляет десять утилит, а полезность второго ломтика — восемь утилит, MU поедания второго ломтика составляет восемь утилит. Если полезность третьего слайса равна двум утилитам, MU поедания этого третьего слайса составляет две утилиты. С точки зрения обычной полезности, человек может съесть первый кусок пиццы, поделиться вторым с соседом по комнате, сохранить третий кусок на завтрак и использовать четвертый как сэндвич.
Резюме
А на этом сегодня все про полезность в экономике. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!