Что такое полезные связи
Как заводить полезные связи
![]()
автор статьи:
Алексей Бабушкин,
эксперт по нетворкингу,
бизнес-тренер
Что такое нетворкинг? Для многих это непонятный термин. А следовательно нет понимания его важности.
Это важный навык, применяя который можно решить массу вопросов как в бизнесе, так и в повседневной жизни. Каждый стремится заводить полезные знакомства, но не всякий контакт дает сразу желаемый результат. Разберемся в некоторых приемах и правилах, как сделать свой нетворкинг наиболее эффективным.
1. Определяйте свой подход
Можно выбрать один из двух путей приобретения новых знакомств. Каждый может выбрать ту или иную стратегию, исходя из своих целей и своего положения.
2. Укрепляйте связи
Когда возникают новые цели, проекты, появляется необходимость расширения круга общения. Знакомства с интересующими людьми расширяет вашу сеть, а вы направляете свои основные усилия на укрепление возникающих отношений.
Если вы заводите новые контакты, то с кем-то из ваших старых знакомств связи ослабляются. В этом нет ничего страшного. При необходимости, вы всегда сможете перенаправить свои усилия и освежить установленный контакт.
3. Ищите Хабов и ломов
В чем ценность хабов? Благодаря их широкому кругу знакомств, через них вы легко сможете найти нужный вам контакт. Поэтому, если среди ваших знакомых появится такой человек, то вопрос с расширением вашей сети решите гораздо проще.
4. Говорите, кто вам нужен
Когда вы заявляете, с кем хотите познакомиться, поиск такого человека значительно упрощается. Это может быть инвестор, бизнес-ангел, предприниматель, который ищет партнеров для проекта или квалифицированный специалист. А может вам требуется добросовестная няня или кто-то с кем вы можете за компанию покататься на лыжах или обсудить прочитанную книгу.
Вы не можете заранее знать весь спектр связей других людей. Но если в беседе поделитесь своим запросом, то вам вполне могут порекомендовать нужного человека.
Вы также можете размещать информацию о поиске нужных контактов на своей странице в соцсетях. Тогда искомый контакт может связаться с вами или вы получите рекомендацию от кого-нибудь из своих друзей и подписчиков.
5. Поддерживайте общение
Если постоянно знакомиться с людьми, то за довольно короткое время можно в разы увеличить число своих знакомств. Но если не предпринимать усилий для закрепления контакта, не уделять время развитию отношений, то такое знакомство будет не эффективным. Сложно расчитывать на помощь и поддержку, если уровень общения низок или дальше обмена визитками и добавления в соцсети дело не продвинулось.
Находите повод для общения со своими знакомыми. Предлагайте темы для обсуждения. Делитесь полезными ссылками и рекомендациями. Отмечайте и комментируйте посты друзей в соцсетях. Напоминайте о себе. Дарите подарки, делайте приятные презенты и говорите комплименты.
Алексей Бабушкин, эксперт по нетворкингу
© Данный материал авторский. При перепечатке или цитировании обязательно указание автора и активная, открытая для индексации гиперссылка на networking24.ru.
10 правил, как правильно заводить полезные знакомства
Полезные связи — великая сила, ведь благодаря им гораздо легче и быстрее получить желаемое. Без них не обойтись ни в бизнесе, ни в личной жизни. Недаром народная пословица гласит: «Не имей 100 рублей, а имей сто друзей».
Правда, нередко к людям, стремящимся обзавестись полезными связями, относятся осуждающе, подразумевая, что ради таких связей они готовы безжалостно пройтись по чужим головам. Да и некоторые художественные произведения, изучаемые нами в школе, лишь подтверждают эту мысль. Например, герой «Милого друга» Ги де Мопассана заводил полезные связи, играя на чужих чувствах и слабостях и ломая судьбы ради собственной карьеры.
Такое же мнение сложилось и о том, про кого говорят — «человек со связями». Подразумевается, что он должен быть ушлым, пробивным, корыстным, себе на уме, скользким и пр. Он может все достать «хоть из-под земли», свести с кем угодно и решить любую проблему.
В последнее годы, по мере развития бизнеса, отношение к людям со связями меняется в лучшую сторону. Все понимают, что полезные связи — это деловые связи, без которых — никуда. Например, по статистике 60–80% директоров, менеджеров, администраторов, руководителей находят себе работу благодаря личным связям.
Как говорят в Германии, связи мешают лишь тем, кто их не имеет.
«В начале карьеры было слово, которое замолвили где надо», — Борис Юзефович Крутиер.
Важны ли полезные связи для карьеры?
Согласно исследованиям крупной американской компании IBM, проведенным в 90-е годы прошлого века, 60% карьерного успеха зависит от личных связей. Эксперт компании по кадровым вопросам считает, что такая тенденция сохранилась и доныне. По его мнению, на одном профессионализме карьеру не построить. Чтобы сотрудник мог «расти», необходимо, чтобы о нем знали, его ценили и рассказывали о его успехах другим. Ведь можно сказать, что успеха, который остался никем не замеченным и не получил огласку, не существует.
Как легко завести полезные связи
1. Прежде всего нужно определиться, чего мы хотим
Например: поехать на работу за границу, сменить вид деятельности, добиться карьерного роста и пр. Исходя из этого разрабатывается дальнейшая стратегия. Нужно задать себе три вопроса: кто может мне помочь осуществить мои планы, где я могу познакомиться с нужными мне людьми и что я смогу им дать взамен?
2. Завязать знакомство с полезными людьми можно на курсах иностранных языков
Или на занятиях в спортивной секции, на выставке, книжном форуме, в поезде-самолете и просто в компании. Главное, представить себе, где «водятся» интересующие нас люди, чтобы пересечься с ними.
3. Используем интернет
Большим количеством полезных связей можно обзавестись благодаря интернету даже не выходя из дому. Множество групп, объединенных самыми разными интересами, которые созданы в соцсетях, предполагает большие возможности для выбора новых знакомых. Искусство завязывать новые знакомства и вести светскую беседу, к сожалению, подвластно не многим. Виртуальные же отношения позволяют человеку чувствовать себя свободно и располагают к общению. В дальнейшем виртуальные связи вполне могут перерасти в реальные.
4. Практика показывает, что нередко полезные связи завязываются совершенно случайно
В конце концов, все люди, которые нас окружают, в любой момент могут оказаться нашими новыми полезными знакомыми. Но «под лежачий камень и вода не течет», поэтому в любом случае важна личная инициатива. Тут можно вспомнить анекдот о верующем, который долго просил Господа помочь ему выиграть в лотерею и в конце концов обратился к нему с упреками, что тот не внемлет его мольбам. На что Господь ответил: «А ты купил хотя бы один лотерейный билет?».
5. Будьте опрятными
Никому не нравится знакомиться с людьми неухоженными и неряшливыми, даже если они могут оказаться полезными. Наша внешность — это наша визитная карточка.
Психологи считают, что человеку нужно всего лишь 7 секунд, чтобы оценить незнакомца и «вынести ему приговор» — кто он: возможный друг, конкурент или его можно проигнорировать. Это так называемое первое впечатление. Поэтому рассчитывая завязать полезное знакомство, а, как мы упоминали, оно может произойти когда угодно и где угодно, не следует пренебрегать своим внешним видом.
6. Никто не захочет поддерживать отношения с человеком, если он неинтересен
Многим, очевидно, приходилось встречать людей с весьма привлекательной внешностью, но бедным внутренним миром. И наоборот, людей с физическим недостатком, которые при этом являлись душой компании. Тот, кто обладает прекрасным чувством юмора, является хорошим рассказчиком и может поддержать непринужденную беседу, доброжелателен и отзывчив, всегда привлекает к себе людей, имеет большой круг знакомых и обладает полезными связями.
7. К выбору новых знакомств необходимо подходить избирательно
Многие люди, стремясь обзавестись как можно большим количеством полезных связей, слишком распыляются. Оказавшись на каком-либо мероприятии или презентации, они собирают визитки у кого только можно, но на другой день толком не могут вспомнить никого из их обладателей.
8. Стоит учитывать, что все новые знакомства легко забываются
Поэтому чтобы они оказались действительно полезными, их нужно поддерживать. А это, как известно, требует времени. Поэтому, рассчитывая на новые полезные связи, необходимо подумать, есть ли в них нужда и будут ли они стоить затраченного на их поддержание времени?
9. Однако нельзя и слишком сужать круг знакомых
Ведь, в конце концов, в полезных связях мы нуждаемся не только в деловой жизни, но и в частной. Поэтому не стоит сосредоточивать внимание только на людях одной с нами профессии. Те же полезные связи мы ищем, когда нам требуется стоматолог, парикмахер, сантехник, преподаватель.
Кстати, еще не так давно полезные связи называли «блатом» — «по блату» покупали мебель, устраивались на работу, поступали в институт, ложились в больницу. По сути, «блат» и являлся теми же полезными связями. Хотя, конечно же, данное слово несло в себе отрицательный заряд, поскольку подразумевал получение определенных благ не благодаря личным заслугам, а в обход других — «с черного хода».
10. Полезные связи необходимо налаживать заранее, еще до того, как они могут понадобиться
Причем важно, чтобы такое желание выражали обе стороны. Нельзя рассчитывать на то, что нам будут постоянно оказывать услуги в ответ на наши просьбы о помощи, а сами же мы будем уклоняться от каких-либо обязательств. То есть нельзя относиться к полезным связям потребительски, просто используя других людей для достижения своих целей. Как говорится, нужно не только брать, но и отдавать: «Долг платежом красен».
Но не следует и перегибать палку — оказав кому-то услугу, тут же намекать человеку, что неплохо бы было «расплатиться»: «Ты — мне, я — тебе!».
Говоря о пользе полезных связей, скорее, можно вспомнить слова римского императора и философа Марка Аврелия:
«Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней…».
Как заводить полезные связи?
Какой навык является ключевым для начинающего руководителя? А вот и не то, что вы подумали, – в первую очередь он должен уметь заводить полезные связи. Вы спросите, зачем тратить силы и время на пустые хлопоты? Ответ прост: или вы обрастаете нужными знакомствами, или вас ожидают сплошные неудачи. Какими бывают полезные связи и как правильно их заводить, расскажет статья из нового номера «HBR-Россия».
Как правило, поднимаются по карьерной лестнице люди, которые хорошо знают свое дело и умеют добиваться результатов от подчиненных. Когда же в один прекрасный момент они выходят за пределы своего отдела и сталкиваются с проблемами бизнеса в целом, то не сразу понимают, что важнее всего не освоить методы системного анализа, а научиться налаживать связи и поддерживать отношения. Встречи с людьми, которые заинтересованы в их проектах или могут принять участие в них в будущем, — не пустая трата времени, отвлекающая от «настоящего дела», а самая что ни на есть главная работа, суть их новых обязанностей.
Большинство новоиспеченных начальников считают выстраивание связей с «нужными» людьми делом малопочтенным, мол, в лучшем случае такое общение — это внешне самый пристойный способ использовать человека в своих интересах. Неудивительно, что лишь единицы легко заводят знакомства, — большинству новичков непросто преодолеть это предубеждение. Но ведь деваться некуда: либо человек обзаводится полезными связями, либо его ожидают сплошные неудачи: его или не продвинут на руководящую должность, или он не будет ей соответствовать.
Наблюдая за тем, как руководители берутся за выполнение этой пугающей их задачи, мы поняли, что есть три вида социальных сетей: рабочие, личные и стратегические. Первые помогают в текущих делах, вторые нужны для личностного развития, третьи — чтобы выходить на новые направления бизнеса и на людей, которых хорошо бы привлечь к новым проектам.
Рабочие связи
Руководители должны поддерживать хорошие деловые отношения со всеми, от кого в какой-то мере зависят результаты работы, — это и есть их рабочая социальная сеть. Многие могут похвастаться огромным числом деловых знакомств, ведь в рабочую сеть попадают не только подчиненные и начальники, но и коллеги по цеху, авторитетные сотрудники, которые могут заблокировать или, наоборот, поддержать проект; клиенты и др. Людям, работающим вместе, нужно притереться друг другу — и тогда между ними появится взаимное доверие. Задача эта не так проста, как кажется, но хотя бы понятно, с кем надо «дружить». В свою сеть нужно включать всех, кто может выполнять работу и кто нужен для успеха дела, — критерий, определяющий принадлежность к рабочей сети, совершенно однозначен.
Ошибка большинства руководителей — во всем полагаться на людей, с которыми они изо дня в день работают плечом к плечу. С ними хорошо решать конкретные задачи, но не прокладывать стратегический курс. Ведь даже неформальные рабочие отношения завязаны на краткосрочные цели. Потенциал рабочей сети зависит от взаимопонимания и взаимного доверия ее членов. Но любые, даже самые крепкие рабочие отношения вряд ли помогут менеджеру выйти на новый уровень — ведь эти контакты ориентированы на нынешние проблемы.
Личные связи
Когда новоиспеченный руководитель наконец понимает, что зацикленность на своем отделе до добра не доведет, он начинает искать близких по духу людей на стороне. И тут ему становится ясно, сколь несовершенны его представления о бизнесе и неразвиты социальные навыки, в частности, что он мало чего знает о других профессиональных сферах. Из-за этого ему трудно найти общий язык с людьми, с которыми он не связан ежедневной работой. Нужно обязательно расширять свой кругозор, для этого стоит вступить в профессиональную ассоциацию или клуб, например. Именно так и формируется сеть личных знакомств.
Многие менеджеры недоумевают: зачем тратить драгоценное время на всю эту суету, раз прямого отношения к работе она не имеет? Все просто: новые люди могут вас кому-то отрекомендовать, открыть перед вами новые горизонты, чему-то научить и помочь советом. Благодаря личным знакомым человек не только развивается сам, но и обрастает стратегическими связями.
Чаще всего друзей мы заводим вне работы: мы ищем тех, с кем у нас есть что-то общее. А уже они могут связать нас с нужными людьми, и в этом смысле личные социальные сети обладают немалым потенциалом. А ценность наших контактов определяется тем, через сколько человек мы можем выйти на того, кто нам нужен.
Стратегические связи
Когда молодого руководителя, прежде управлявшего небольшим отделом, назначают на более высокую должность, ему приходится перестраиваться — учиться думать стратегически. Какую лепту в общее дело внесет лично он, во многом зависит от того, как он выстроит отношения с другими руководителями и какое место займет в стратегической сети с ее разветвленной системой связей и обмена информацией.
Оказывать влияние на множество разных — с точки зрения профессии, положения, опыта, целей и мотивации — людей может тот, кто предлагает идеи для всей компании, а не только для своего отдела. Чтобы «продавать» эти идеи руководству и добиваться своего, нужно вступать в коалиции и нажимать на все доступные рычаги.
Настоящий лидер отличается от заурядного руководителя тем, что знает, куда идти, и умеет собрать под свои знамена нужных людей. Перетянуть на свою сторону влиятельных сотрудников, окружить себя преданными последователями, нутром чувствовать обстановку, сводить между собой нужных людей — все это неотъемлемая часть его работы. Но не каждый новичок понимает это. По мере карьерного роста кто-то, осознавая свою усиливающуюся зависимость от других, старается и других сделать зависимыми от себя.
Люди, виртуозно налаживающие стратегические связи, не просто воздействуют на свое окружение, но активно формируют его: отбирают и переводят на ключевые должности своих подчиненных, находят новые источники финансирования, при приеме на работу оказывают протекцию нужным людям и даже производят перестановки в советах директоров ради преуспевания бизнеса. Молодому руководителю непросто обзаводиться стратегическими связями — это отнимает много времени и сил, а его и так едва хватает. Но возмездие за подобную близорукость настигает в самый неподходящий момент — когда в работе их подразделения происходит сбой. Тут-то им и надо призвать помощь извне, но они, как правило, пытаются самостоятельно спасти положение, и понятно, что во время аврала им совсем не до «праздного» общения. Фокус в том, чтобы не замыкаться в своей рабочей сети, а постепенно добавлять новые звенья и превращать ее в стратегическую.
Просто делайте это
Отношения с людьми нужно холить и лелеять, иначе они зачахнут. Это настоящая работа, иногда довольно тяжелая. Что же делать, чтобы она приносила и удовольствие, и пользу? Измените свои установки. Часто руководители отмахиваются от проблемы: «У меня и так дел по горло». Кто-то считает, что выезжать за счет знакомств неприлично. Как бы то ни было, если начинающий руководитель не понимает, что выстраивание отношений с людьми — один из ключевых моментов новой работы, он не уделяет этому достаточно времени и сил и, значит, рубит сук, на котором сидит. Умение завязывать и поддерживать связи, относясь к людям с уважением, а не манипулируя ими словно пешками в своей игре, — вопрос здравого смысла и интуиции. Многому можно научиться, присматриваясь и прислушиваясь к тем, кто особенно одарен этим талантом.
Налаживайте связи в организации через «внешних» знакомых. Завязать стратегически важные знакомства совсем не просто, ведь не всегда есть «естественный» повод для общения с человеком из другого отдела, если он к тому же занимает более высокое, чем вы, положение. Когда нет общей задачи или предлога для встреч, создайте их сами.
Не жалейте время на общение. Если молодой руководитель не научится передавать часть своих обязанностей подчиненным, он всегда найдет уважительную причину, чтобы увильнуть от общения, официального и неформального, с коллегами из других подразделений, ведь действительно это отнимает время у работы. Но чем реже мы тренируемся в каком-то деле, тем хуже оно нам дается. Так образуется порочный круг.
Постоянно обновляйте свои связи. Если вы создали большую базу данных деловых знакомств, постоянно пополняете свою телефонную книжку, это еще не значит, что у вас есть разветвленная социальная сеть. Многие начинают именно с этого, но дальше дело стопорится — поддерживать знакомство по телефону оказывается трудно. Поэтому большинство спохватывается, только когда гром грянет и нужный человек понадобится, что называется, позарез. А вот виртуозы общения действуют иначе. Они хватаются за любую возможность напомнить о себе, получить или дать совет знакомым.
Чтобы снять хороший урожай, нужно неустанно возделывать почву. То же самое и в отношениях с людьми. О нас не забывают, пока мы на виду и на слуху. Не бойтесь лишний раз попросить о небольшом одолжении, сами проявите инициативу — сведите между собой людей, которые, на ваш взгляд, могут пригодиться друг другу. Делайте хоть что-нибудь — не важно, что именно. Главное, не давайте заржаветь вашим связям, заставьте людей поверить, что знакомство с вами полезно им.
Чтобы создать надежную социальную сеть, нужно не столько уметь, сколько хотеть этим заниматься. Когда первые усилия не приносят быстрых результатов, у многих опускаются руки. Затем следует поспешный вывод: эта работа — не для них. Но на самом деле тут не нужны особые врожденные таланты, необязательно быть и сверхобщительным экстравертом. Это — навык, и он нарабатывается постоянной тренировкой.
Нельзя стать настоящим лидером, не выходя за пределы своей рабочей сети. Подающему надежды руководителю предстоит сплести собственную стратегическую сеть, включить в нее людей, которые не имеют отношения к его профессии или бизнесу и не работают в его компании. Такой переход — от работы по специальности, приносящей быстрые практические плоды, к столь эфемерной деятельности, как общение, — мало кому дается легко. Приходится переосмысливать свои задачи и выстраивать отношения в соответствии со своим новым статусом. Молодому руководителю предстоит осознать, что в новой роли он просто обязан формировать широкий круг знакомств, а значит, этой работе он должен посвятить столько времени и сил, сколько нужно, чтобы получить отдачу.
Полезные связи: найти и не потерять
У вас может быть все, что нужно для начала карьеры: мотивация, знания, море позитивной энергии и даже стартовый капитал. Но если вы решите забраться на свой Эверест в одиночку, это отнимет очень много сил и времени. А можно упростить себе задачу: попросить совета у инсайдера, проконсультироваться с отраслевым экспертом или получить рекомендации от коллег из смежного отдела. Только для этого нужно знать всех этих людей. Мы расскажем, где их найти, как познакомиться и, самое главное, как превратить новые контакты в эффективный инструмент, который поможет вам в карьере.
Выходите к людям
Поиск и укрепление деловых контактов — это процесс, называемый нетворкингом. Суть его состоит в том, чтобы выстраивать долгосрочные отношения с людьми, а также конвертировать количество новых знакомств в качество. Чтобы это приносило плоды, нетворкингом нужно заниматься систематически. Посещайте семинары, конференции, питчинги стартап-проектов, мастер-классы, бизнес-игры. Если формат предполагает общение между участниками — отлично, если нет — у вас в любом случае будет возможность в перерыве поговорить с интересными людьми.
Кажется, что это очень простой совет, но на самом деле сделать нетворкинг частью своей жизни довольно трудно. Если вы не привыкли общаться с незнакомыми людьми, поначалу вам будет неловко. Поэтому умение поддерживать в себе настрой на общение с окружающими — основа нетворкинга. Не забывайте и о силе слабых связей — старайтесь быть в курсе занятий ваших знакомых.
Учитесь знакомиться
Чтобы завести разговор с незнакомцем, существует small talk — искусство светской беседы. Оно помогает налаживать полезные связи и не допускать неловких пауз при общении. Как и любой навык, умение вести small talk мало кому дается с рождения — этому нужно учиться на практике. Вот несколько простых правил, которые вам помогут:
Напоминайте о себе
Чтобы конвертировать новое знакомство в актив, к которому вы сможете обратиться в случае необходимости, нужно, чтобы собеседник не забыл о вашем существовании сразу после окончания разговора. Для этого стоит предпринять следующие шаги:
Сохраняйте и приумножайте
Приобрести контакты полезного человека проще, чем поддерживать постоянную связь с ним. К тому же спустя три года после знакомства вы вряд ли вспомните, кто такой Иван Петрович, если за все это время ни разу так и не пообщались с ним. Так что не советуем надеяться на память. Если хотите в любой момент найти нужный e-mail или понять, откуда у вас взялась чья-то визитка, создайте четкую систему хранения.
Заведите файл в формате Excel с колонками: Ф. И. О., дата рождения, e-mail, телефон, город, компания, должность, компетенция и так далее. Делайте цветовые пометки о компетенции человека: синий — pr-менеджер, зеленый — рекрутер и так далее. Когда поедете на встречу в другой регион, просто отсортируйте контакты по городу и сразу поймете, с кем сможете встретиться в этот раз.
Более продвинутым пользователям рекомендуем освоить специальные CRM-системы. Они позволяют не только хранить данные о контактах, но и анализировать их, а также добавлять различные элементы: фото, аудиозаписи разговоров, переписку, заметки и стикеры. Все данные CRM хранятся в облаке, поэтому вы будете иметь к ним доступ с любого устройства.
Вне зависимости от того, какие технологии вы используете, самое главное — приучить себя систематически добавлять новые контакты. Иначе рано или поздно они превратятся в бесполезную груду визиток. И не торопитесь что-то удалять из своей базы: даже если человек больше не работает в интересующей вас компании, у него остались полезные связи. Следовательно, он может стать вашим консультантом или проводником к новым знакомствам.
Станьте полезным
Если вы интроверт или просто не знаете, где искать нужных людей, есть альтернативный способ завести полезные связи. Расскажите о себе онлайн: создайте сайт-визитку, заведите блог или подкаст. Отредактируйте ваш профиль в соцсетях так, чтобы он отображал не только ваши личные интересы, но и профессиональные достижения. Рассказывайте, над чем вы сейчас работаете, делитесь планами и полезной информацией по своей теме. Создавая интересный контент для окружающих, вы повышаете собственную значимость как в социальном, так и в карьерном плане. В таком случае начинает работать правило «подобное к подобному». Вам уже не придется тратить много сил на поиск нужных контактов — люди сами захотят общаться и работать с вами.
Что почитать о нетворкинге:
Получите карьерную поддержку
Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.
Подписаться на карьерную рассылку
Подписывайтесь на рассылку и получайте карьерные советы — от выбора индустрии и компании до лайфхаков по самоорганизации и развитию коммуникативных навыков.