Что такое полифония гомофония

Основы музыкальной теории

Полифония и гомофония

Гомофония — типичное устройство классической музыки, ему противопоставлена многоголосая полифония. В этой части сравним эти два понятия.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Поговорим о разнице между полифонией и гомофонией и об основных полифонических формах.

🎧 Послушайте два примера и посмотрите на их визуализацию. В чем разница между ними?

Иоганн Штраус, вальс «На прекрасном голубом Дунае», 19 век

Иоганн Себастьян Бах, канон из «Музыкального приношения», 18 век

Мы видим два совершенно разных устройства музыкальной материи 👇

🍰 В первом случае — слоеный пирог, где на каждом уровне происходит своя работа: наверху — мелодия, наиболее содержательная, запоминающаяся, подвижная и гибкая. В середине пирога расположились голоса, которые не движутся по отдельности, а визуализированы в виде «стопок» из нескольких нот: это гармоническое заполнение, аккорды, помещенные под мелодией и аккомпанирующие ей. Если убрать мелодию, они будут звучать пустовато и неполноценно, как минусовая фонограмма в караоке. Наконец, низ пирога — это бас. Посмотрите на его партию: она максимально «неинтересная». Так же малоинтересно выглядит фундамент, на котором стоит красивое здание — но мы понимаем, что без него оно рухнет.

🎤 Такое устройство ткани называется гомофонией или гомофонно-гармоническим складом. Симфонии Моцарта, песни Брамса, хиты Коула Портера, Боба Дилана и Владимира Высоцкого — все это гомофония. Кажущаяся нам невероятно естественной система «мелодия + аккомпанемент и/или бас» пришла в музыку довольно поздно, с началом эпохи барокко в 17 веке.

🛣 Теперь вспомним второй пример. Мы видим совершенно другую систему: нет никакой мелодии, и никто никому не аккомпанирует. Три полноценных и равноправных голоса, как три автомобиля на трассе, движутся одновременно. Как и автомобили, они соблюдают целый ряд правил, чтобы такое движение было возможным без столкновений и аварий; тем не менее, каждый из голосов — полноценная «мелодия», сопряженная во времени с другими.

🎶 Такое устройство ткани называется полифонией (ударение на «о» и только туда!). Оно лет на пятьсот старше гомофонии; примитивные полифонические формы начали появляться в 11 веке. Полифония гораздо сложнее гомофонии по устройству, но на момент своего рождения она была естественным шагом для европейской музыки: привычное одноголосие как бы мультиплицировалось (похожим путем пошла в 15 веке русская церковно-певческая музыка).

🎼 Понадобилось несколько столетий, чтобы выработать представление о раздельных функциях: мелодии (горизонтали — помните движение верхнего голоса в примере с музыкой Штрауса?) и гармонии (вертикали — помните «стопки» нот, соединенных в аккорды, которые аккомпанировали в этом примере мелодии?).

📜 С приходом и воцарением гомофонного склада полифония, однако, не исчезла. Она начала восприниматься как жест в сторону старинной музыки или интеллектуальный фокус, но продолжала полноценно существовать. У Моцарта и Бетховена, Сен-Санса и Верди мы можем найти полифонические эпизоды или целые сочинения, всегда неслучайные и приковывающие внимание из-за солидного возраста и сложности этой техники; ни один композитор не может считаться профессионалом, не владея искусством контрапункта — т.е. создания полифонической ткани.

♾ Стоит отметить еще, что полифония и гомофония — лишь две разновидности того, что принято в музыке называть фактурой (т.е. устройства звуковой материи). На самом деле их гораздо больше — а уж 20 век с его фоническими находками и электронным звуком по части изобретения фактур превзошел все остальные. Но полифония и гомофония — два полюса, между которыми так или иначе располагаются эти звуковые миры: от русского фольклорного пения (особый вид полифонии) до рэпа (особый вид гомофонии).

Коротко поговорим о полифонических формах: они очень старые, очень влиятельные и невероятно интересные.

👥 Самая простая полифоническая форма — канон. Представьте нескольких людей, которые поют одну и ту же песенку, но вступают не одновременно, как при пении хором, а каскадом: один, затем спустя такт — второй, спустя такт — третий и т.д. Получается, что песенка образует многоголосие сама с собой; это и есть канон. Примерно так:

Французская народная песенка 18 века «Братец Яков» (иногда приписывается Жану-Филиппу Рамо)

👌 Элементарно? О, нет. Первый вступающий голос называется пропостой (ит. «предложение»), а имитирующие его голоса, которые вступают потом, — риспостами (ит. «ответ»). Риспоста может просто повторять за пропостой на определенном временном расстоянии, как в «Братце Якове». А может делать интересные вещи: проводить свою мелодию от другой ноты, петь ее вдвое медленнее или быстрее, а то и вовсе задом наперед.

♟ Каноны очень любили в эпоху Ренессанса, где эта ученая полифония превратилась в род интеллектуальной игры. Их снабжали заголовками-подсказками, которые служили чем-то вроде зашифрованной инструкции касательно правил исполнения канона.

🎯 Вот, например, работа полумифологического французского мастера 14 века, известного как Бод Кордье (фр. «арфист»). Канон записан на двух окружностях и снабжен свернутым в улитку стихотворением. Его первая строчка — «весь как по циркулю я сочинен» — продублирована в нотах там, где должна вступать риспоста. Ниже можно посмотреть, как это выглядит. Пропоста и риспоста тут идут «по большой окружности», а нижний голос — тенор — по малой.

Бод Кордье, канон «Tout par compas» (14 в.)

🐚 Эпоха барокко каноны тоже любила. В этом баховском каноне из великого сборника «Искусство фуги» риспоста повторяет за пропостой на расстоянии дуодецимы (так называется интервал между двумя нотами). Не пропустите момент, где они меняются местами!

Иоганн Себастьян Бах, «Искусство фуги», №13

✨ А тут риспоста тоже идеально повторяет текст пропосты — но только отраженный в горизонтальном зеркале и замедленный вдвое. Внимательно следите за чудесами голосоведения:

Источник

Презентация по музыке на тему «Монодия, гомофония, полифония»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Описание презентации по отдельным слайдам:

Монодия, гомофония, полифония 5 класс Гундарева Валентина Алексеевна, учитель музыки ГБОУ Гимназии №284 Кировского района СПБ

ФАКТУРА – в переводе с латинского означает «обработка», «строение».

МОНОДИЯ ( монодический склад ) – любое сольное или одноголосное хоровое пение без аккомпанемента. В переводе с греческого «песня одного певца».

МОНОДИЯ ( монодический склад ) сольное пение (мужской) хор в унисон знаменный распев григорианский хорал

ГОМОФОНИЯ (гомофонно-гармонический склад) – вид многоголосной фактуры, в которой один голос (мелодия) главенствует, а остальные голоса аккомпанируют.

ГОМОФОНИЯ (гомофонно-гармонический склад) – арии оратории кантаты инструментальная музыка сонаты симфонии

ПОЛИФОНИЯ (полифонический склад ) – вид многоголосной фактуры, основанной на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических голосов.

имитация – «подражание», повторение мелодии в другом голосе

ФУГА – форма музыкального полифонического произведения, основанная на поочерёдном проведении одной темы во всех голосах.

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Тема урока: «Монодия, гомофония, полифония».

Цель урока: развитие творческих способностей на уроке, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.

Задачи:

— раскрыть понятия «монодия», «гомофония» и «полифония»;

— знакомство с видами полифонии и жанрами полифонической музыки;

— закрепить понятие «фуга»;

развитие тембрового слуха и навыка полифонического слушания.

Тип урока: углубление, расширение и обобщение темы.

Номер материала: ДБ-659443

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования

Время чтения: 2 минуты

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%

Время чтения: 2 минуты

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Теория музыки: музыкальное изложение, полифония, строгий стиль

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Продолжая наши уроки по теории музыки, мы постепенно переходим к более сложному материалу. И сегодня мы с вами узнаем, что такое полифония, музыкальная ткань, и каким бывает музыкальное изложение.

Музыкальное изложение

Музыкальной тканью называют совокупность всех звуков музыкального произведения.

Характер этой музыкальной ткани называют фактурой, а так же музыкальным изложением или складом письма.

Музыкальное изложение может быть одноголосным и многоголосным.

Одноголосное музыкальное изложение разделяется на:

Многоголосное музыкальное изложение тоже имеет несколько видов:

1. Гомофония

Гомофония – состоит из главного мелодического голоса и других мелодически нейтральных голосов. Зачастую главный голос – верхний, но встречаются и другие варианты.

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Гомофония может основываться на:

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

2. Гетерофония.

Еще может называться подголосочной или ветвистой полифонией. Чаще всего эту форму можно услышать в славянских народных песнях.

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

3. Полифония.

О полифонии мы поговорим далее и более подробно.

Полифония

Думаем, вам знакомо само слово “полифония”, и, возможно, вы имеете представление о том, что бы оно могло значить. Мы все помним всеобщий восторг, когда появились телефоны с полифонией, и мы наконец-то сменили плоские моно-мелодии на что-то более похожее на музыку.

Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов. Полифония является гармоническим слиянием нескольких самостоятельных мелодий воедино. В то время, как звучание нескольких голосов в речи станет хаосом, в музыке такое звучание создаст нечто прекрасное и ласкающее слух.

Полифония может быть:

1. Подголосочной. Образуется, когда одновременно звучит и основная мелодия, и ее вариации-подголоски. Обычно такой вид полифонии встречается в народной музыке.

2. Имитационной. Такая полифония разрабатывает одну и ту же тему, которая имитационно переходит из голоса в голос. На таком принципе основаны:

3. Контрастнотематической. В такой полифонии голоса производят самостоятельные темы, которые могут даже относиться к разным жанрам.

Упомянув выше о фуге и каноне, хотелось бы показать вам их более наглядно.

Канон Frère Jacques

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Фуга до-минор, И.С. Бах

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Мелодика строгого стиля

Стоит остановиться на строгом стиле. Строгое письмо – это стиль полифонической музыки эпохи Ренессанса (XIV-XVI ст.), который разрабатывался нидерландской, римской, венецианской, испанской и многими другими композиторскими школами. В большинстве случаев этот стиль был предназначен для хорового церковного пения а капелла (то есть пение без музыки), реже строгое письмо встречалось в светской музыке. Именно к строгому стилю относится имитационный вид полифонии.

Для характеристики звуковых явлений в теории музыки используются пространственные координаты:

Чтобы вам было проще понять разницу между свободным и строгим стилем, давайте разберем из различия:

Строгий стиль отличается:

Свободный стиль отличается:

Строение музыки в строгом стиле подчиняется определенным (и, конечно же, строгим) правилам.

1. Мелодию нужно начинать:

2. Заканчиваться мелодия должна на I ступени сильной доли.

3. Двигаясь, мелодия должна представлять собой интонационно-ритмическое развитие, которое происходит постепенно и может быть в виде:

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

4. Стоит часто задерживать мелодию на сильной доле и употреблять синкопы (смещение акцента с сильной доли на слабую).

5. Скачки нужно сочетать с плавным движением.

Как видите, правил достаточно много, а это только основные.

Строгий стиль имеет образ сосредоточения и созерцания. Музыка в данном стиле имеет уравновешенное звучание и совершенно лишена экспрессии, контрастов и любых других эмоций.

Вы можете услышать строгий стиль в хорале Баха “Aus tiefer Not”:

А так же влияние строгого стиля можно услышать в поздних произведениях Моцарта:

В XVII веке строгий стиль сменился свободным стилем, о котором мы упомянули выше. Но в XIX веке некоторые композиторы все еще использовали технику строгого стиля, чтобы придать старинный колорит и мистический оттенок своим произведениям. И, несмотря на то, что строгий стиль в современной музыке не услышать, он стал основателем существующих на сегодняшний день правил композиции, приемов и техник в музыке.

Источник

Урок 4. Полифония и сведение музыки

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофонияОдним из наиболее сложных в теории музыки понятий является музыкальная полифония. Однако это и одна из важнейших категорий, без которой невозможно ни разобраться в оркестровой музыке, ни спеть красиво дуэтом сложную мелодию с полноценным музыкальным сопровождением, ни даже записать и свести простейший трек, где, помимо голоса, звучат гитара, бас и ударные.

Итак, давайте приступим.

Содержание:

План действий понятен, поэтому приступаем к работе!

Понятие полифонии

Термин «полифония» произошел от латинского polyphonia, где poly означает «много», а phonia переводится как «звук». Под полифонией подразумевается принцип сложения звуков (голосов и мелодий) на основе функционального равноправия.

Это так называемое многоголосие, т.е. одновременное звучание двух и более мелодий и/или голосов. Полифония подразумевает гармоническое слияние нескольких самостоятельных голосов и/или мелодий в единое музыкальное произведение.

Кроме того, одноименная дисциплина «Полифония» преподается в музыкальных учебных заведениях на факультетах и отделениях композиторского искусства и музыковедения.

Иноязычный термин polyphonia в русском языке не претерпел существенных трансформаций, кроме как написание кириллицей вместо латиницы. И, казалось бы, подчиняется правилу «как слышится, так и пишется». Нюанс в том, что слышится этот термин всем по-разному, и ударения тоже ставятся по-разному.

Так, в «Словаре церковнославянского и русского языка», изданном Императорской Академией Наук в 1847 году, предписывается ставить ударение на вторую «о» в слове «полифОния» и на вторую «и» в слове «полифонИческий» [Словарь, Т.3, 1847]. Вот как выглядит страничка в этом издании:

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Начиная с середины 20 века и по сей день в русском языке мирно сосуществуют два варианта ударения: на последнюю «о» и на вторую букву «и». Так, в «Большой Советской Энциклопедии» предлагается ставить ударение на последнюю «о» [В. Фраенов, 2004]. Вот скриншот странички БСЭ:

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

В «Толковом словаре» под редакцией лингвиста Сергея Кузнецова в слове «полифония» подударной является вторая буква «и» [С. Кузнецов, 2000]. В слове «полифонИческий» ударение на букву «и», как и в более ранних изданиях:

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Отметим, что «Google Переводчик» поддерживает последний вариант и если вы внесете слово «полифония» в колонку для перевода и нажмете значок динамика, то отчетливо услышите ударение на последней букве «и». Значок динамика обведен на картинке красным цветом:

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Теперь, когда мы поняли, в целом, что такое полифония и как правильно произносить это слово, можно углубиться в тему.

Происхождение и развитие многоголосия

Многоголосие – достаточно сложное явление в музыке, и в разных культурах оно имеет свои особенности. Так, в странах Востока многоголосие изначально имело преимущественно инструментальную основу. Другим словами, там были распространены многострунные музыкальные инструменты, струнные ансамбли, струнное сопровождение пения. В странах Запада многоголосие было чаще вокальным. Это было хоровое пение, в том числе acapella (без музыкального сопровождения).

Развитие многоголосия в начальной стадии принято называть термином «гетерофония», т.е. разнозвучие. Так, еще в 7 веке была принята практика надстройки одного, двух и более голосов над звучанием хорала, т.е. богослужебного пения.

В эпоху Средневековья и Возрождения получил распространение мотет – многоголосый вокал. Это не был хорал плюс надстройка голосов в чистом виде. Это уже было более сложное вокальное произведение, хотя элементы хорала в нем очень заметны. В целом, мотет стал гибридной музыкальной формой, вобравшей в себя традиции церковного и светского пения.

Церковное пение тоже прогрессировало в техническом плане. Так, в Средневековье получила распространение так называемая католическая месса. Она строилась на чередовании сольных и хоровых партий. В целом в мессах и мотетах образца 15-16 столетий достаточно активно использовался весь арсенал многоголосия. Настроение создавалось за счет нарастания и убывания плотности звучания, разных сочетаний высоких и низких голосов, постепенного включения отдельных голосов или групп голосов.

Развивалось и исключительно светская певческая традиция. Так, в 16 веке набирает популярность такой песенный формат, как мандригал. Это двух- или трехголосое произведение, как правило, любовного лирического содержания. Зачатки этой песенной культуры появились еще в 14 столетии, но на тот момент не получили особого развития. Мадригалам 16-17 столетия присущи разнообразие ритмов, свобода голосоведения, применение модуляции (перехода в другую тональность в конце произведения).

Термин «ричекар» происходит от французского rechercher, что означает «поиск» (помните знаменитое Cherchez la femme?) и, применительно к музыке, может трактоваться по-разному. Изначально под термином подразумевался поиск интонации, позже – поиск и разработка мотивов. Наиболее известные формы ричекара – пьеса для клавира, произведение для инструментального или вокально-инструментального ансамбля.

Самый давний ричекар обнаружен в сборнике пьес, изданных в 1540 году в Венеции. Еще 4 пьесы для клавира найдены в сборнике произведений композитора Джироламо Каваццони, вышедшем в 1543 году. Наиболее известным считается 6-голосный ричекар из «Музыкального приношения» Баха, написанный великим гением уже в 18 столетии.

Отметим, что стили и мелодика вокальной полифонии уже в те годы были тесно связаны с текстом. Так, для лирических текстов свойственны распевы, а для коротких фраз – декламация. В принципе, развитие традиций многоголосья можно свести к двум полифоническим трендам.

Полифонические тренды Средневековья:

Строгое письмо (строгий стиль) – жесткая регламентация принципов мелодики и голосоведения на основе диатонических ладов. Применялось преимущественно в церковной музыке.
Свободное письмо (свободный стиль) – большая вариативность принципов построения мелодий и голосоведения, использование мажорного и минорного ладов. Применялось преимущественно в светской музыке.

Информацию о ладах вы получили в предыдущем уроке, поэтому сейчас понимаете, о чем идет речь. Это самые общие сведения о развитии традиций многоголосия. Более подробно об истории становления многоголосия в разных культурах и полифонических трендах можно прочитать в специальной учебной литературе по курсу «Полифония» [Т. Мюллер, 1989]. Там же можно найти ноты к средневековым музыкальным произведениям и, если вам это интересно, разучить несколько вокальных и инструментальных партий. К слову, если вы пока не умеете петь, но хотели бы научиться, сделать первые шаги на пути к вокальному мастерству можно, изучив наш курс «Развитие голоса и речи».

Теперь самое время перейти к приемам полифонии с тем, чтобы более ясно понимать, как именно многоголосие складывается в единую мелодию.

Полифонические приемы

В любом учебном курсе полифонии можно встретить такой термин как контрапункт. Он происходит от латинского словосочетания punctum contra punctum, что означает «точка против точки». Или, применительно к музыке, «нота против ноты», «мелодия против мелодии».

Контрапункт означает способ соединения двух и более мелодических линий, вокальных или инструментальных, в музыкальное произведение. Условно говоря, можно считать, что понятия «контрапункт» и «полифонический прием», «полифоническая техника» – синонимы. Это никак не отменяет тот факт, что у термина «контрапункт» есть несколько разных значений. И теперь давайте рассмотрим несколько основных приемов полифонии.

Имитация

Имитация – это когда к начальному одноголосному звучанию через какое-то время присоединяется второй (имитирующий) голос, который повторяет ранее прозвучавший отрывок на той же самой или другой ноте. Схематически это выглядит следующим образом:

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Уточним, что используемый на схеме термин «противосложение» – это голос, сопутствующий другому голосу в полифонической мелодии. Гармоническое созвучие достигается при помощи различных техник: дополнительный ритм, смена мелодического рисунка и т.д.

Каноническая имитация

Каноническая, она же непрерывная имитация – более сложный прием, при котором повторяется не только ранее прозвучавший отрывок, но и противосложение. Вот как это выглядит схематически:

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Термином «звенья», который вы видите на схеме, как раз и обозначают повторяющиеся части канонической имитации. На вышеприведенной иллюстрации мы видим 3 элемента начального голоса, которые повторяет имитирующий голос. Значит, тут 3 звена.

Конечный и бесконечный канон

Конечный канон и бесконечный канон – это разновидности канонической имитации. Бесконечный канон предполагает возвращение первоначального материала в какой-то момент времени. Конечный канон таких возвратов не предполагает. На вышеприведенном рисунке представлен вариант конечного канона. А теперь посмотрим, как выглядит бесконечный канон, и поймем разницу:

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Поясним, что под бесконечным каноном 1-го разряда подразумевается имитация с 2-мя звеньями, а под бесконечным каноном 2-го разряда – имитация с количеством звеньев от 3-х и более.

Простая секвенция

Простая секвенция – это перемещение полифонического элемента на другую высоту звука, при этом соотношение (интервал) между составными частями элемента не изменяется:

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Так, на схеме буква «А» условно обозначает начальный голос, буква «В» обозначает имитирующий голос, а цифры 1 и 2 – первое и второе перемещение полифонического элемента.

Сложный контрапункт

Сложный контрапункт – это полифоническая техника, объединяющая множество полифонических приемов, которые позволяют генерировать из первоначальной полифонии новые мелодии путем либо изменения соотношения голосов, либо внесения изменений в мелодии, составляющие первоначальную полифонию.

Разновидности сложного контрапункта:

В зависимости от направления перестановки мелодических голосов различают вертикальные, горизонтальные и двойные (одновременно вертикальные и горизонтальные) подвижные контрапункты.

На самом деле, сложный контрапункт только называется «сложным». Если вы хорошо проработаете материал следующего урока по развитию музыкального слуха, вы без труда распознаете эту полифоническую технику на слух.

Это лишь некоторые наиболее простые для понимания начинающего музыканта полифонические приемы. Узнать больше об этих и других полифонических приемах вы можете из учебного пособия музыковеда, члена Союза композиторов России, член-корреспондента Петровской академии наук и искусств Валентины Осиповой «Полифония. Полифонические приемы» [В. Осипова, 2006].

После того как мы изучили некоторые приемы полифонии, нам будет проще разобраться в классификации видов полифонии.

Виды полифонии

Различают 4 основных вида полифонии. Каждый из видов основывается преимущественно на определенном типе полифонических приемов. Названия видов полифонии в большинстве случаев говорят сами за себя.

Какие бывают разновидности полифонии:

1Имитационная – вид полифонии, в котором разные голоса по очереди воспроизводят одну и ту же мелодию. Имитационная полифония включает в себя разные приемы имитации.
2Подголосочная – вид полифонии, где одномоментно звучит основная мелодия и ее вариации, так называемые подголоски. У подголосков может быть разная степень выраженности и самостоятельности, но они обязательно подчиняются общей линии.
3Контрастная (разнотемная) – вид полифонии, где в общем звучании объединяются разные и весьма контрастные голоса. Контраст подчеркивается разницей ритмов, акцентов, кульминаций, скорости движения отрывков мелодии и другими способами. В то же время, единство и гармоничность мелодии обеспечиваются общей тональностью и интонационными взаимосвязями.
4Скрытая – вид полифонии, в котором одноголосная мелодическая линия как бы распадается на несколько других линий, для каждой из которых свойственны свои интонационные тяготения.

Более подробно о каждой разновидности полифонии вы можете почитать в книге «Полифония. Полифонические приемы» [В. Осипова, 2006], так что оставляем это на ваше усмотрение. Мы же вплотную подошли к такой важной для каждого музыканта и композитора теме как сведение музыки.

Основы сведения музыки

Понятие «полифония» напрямую связано со сведением музыки и получением готового аудиотрека. Ранее мы узнали, что под полифонией подразумевается принцип сложения звуков (голосов и мелодий) на основе функционального равноправия. Это так называемое многоголосие, т.е. одновременное звучание двух и более мелодий и/или голосов. Полифония подразумевает гармоническое слияние нескольких самостоятельных голосов и/или мелодий в единое музыкальное произведение.

Собственно говоря, сведение музыки – это та же полифония, только на компьютере, а не на нотном стане. Сведение тоже предполагает взаимодействие минимум двух музыкальных линий – вокала и «минусовки» либо сопровождения музыкального инструмента. Если инструментов много, сведение превращается в организацию взаимодействия множества мелодических линий, каждая из которых может быть либо непрерывной на протяжении всего произведения, либо же появляться и периодически исчезать.

Если вы вернетесь чуть назад и посмотрите еще раз схематическое изображение полифонических приемов, то увидите много общего с интерфейсом большинства компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком. Точно так, как большинство полифонических приемов изображено по схеме «один голос – одна дорожка», в программах обработки звука для каждой мелодической линии предназначена отдельная дорожка. Вот как может выглядеть простейший вариант сведения двух дорожек в программе Sound Forge:

Что такое полифония гомофония. Смотреть фото Что такое полифония гомофония. Смотреть картинку Что такое полифония гомофония. Картинка про Что такое полифония гомофония. Фото Что такое полифония гомофония

Соответственно, если нужно будет свести, к примеру, голос, электрогитару, бас-гитару, синтезатор и ударные, дорожек будет 5. А если нужно будет сделать студийную оркестровую запись, там уже будет несколько десятков дорожек из расчета по одной под каждый инструмент.

Процесс сведения музыки – это не просто следование нотной записи и точное расположение начала и окончания музыкальных линий относительно друг друга. Хотя и это непросто, если в записи много шестнадцатых, тридцать вторых и шестьдесят четвертых нот, в которые «попасть» сложнее, чем в целые.

Само собой, саунд-продюсер должен услышать и нейтрализовать вкрапления посторонних звуков, которые могут появиться даже при записи в хорошей студии, не говоря уже о записях, сделанных в домашних условиях или, наоборот, во время концертов. Хотя, концертная запись тоже может быть очень качественной.

В качестве примера можно привести концертный альбом HAARP британской рок-группы Muse. Запись была сделана на стадионе Wembley. Тогда с разницей в 1 день прошли 2 концерта группы: 16 и 17 июня. Интересно, что для аудиоверсии на CD взяли запись от 16 июня, а для видеоверсии на DVD использовали запись концерта, прошедшего 17 июня 2007 года:

В любом случае звукорежиссеру или саунд-продюсеру придется немало поработать, чтобы даже хорошо записанное сложное многоголосие превратилось в полноценное законченное произведение. Это воистину творческий процесс, в котором приходится учитывать массу нюансов. Но, как мы уже многократно убеждались, музыка описывается вполне конкретными исчисляемыми категориями – герцами, децибелами и т.д. И критерии качественного сведения трека тоже есть, причем там используются и объективные технические, и субъективные художественные понятия.

Критерии качественной аудиозаписи

Эти критерии разработала существовавшая во второй половине 20 века Международная организация телевидения и радиовещания (OIRT), и они известны как Протокол OIRT, а положения Протокола и сегодня берут за основу оценки качества аудиозаписей многие структуры. Рассмотрим вкратце, каким же критериям должна соответствовать качественная запись согласно этому Протоколу.

Обзор положений Протокола OIRT:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *