Что такое полифония в музыке 6 класс
Конспект на тему: «Полифония и ее разновидности»
В данной работе использовался материал С. Скребкова «Полифония и полифонические формы»
Просмотр содержимого документа
«Конспект на тему: «Полифония и ее разновидности»»
Полифония- это такой вид многоголосной музыки, в котором каждый из голосов обладает мелодической самостоятельностью. Говоря образно, полифония — это ансамбль мелодий. Для полифоничности изложения необходимо, чтобы каждый из голосов пел самостоятельную мелодию. Это означает, что если бы он прозвучал один, без участия других голосов, то его мелодия была бы воспринята слушателем как осмысленная художественно- выразительная музыка. Но почему же он не звучит без других голосов? Потому что полифоническое сочетание нескольких самостоятельных мелодий заключает в себе высокий художественный интерес. Одна мелодия оттеняет другую, они взаимно обогащают друг друга.
Разновидности полифонического изложения
Полифония имеет три основные разновидности:
Это такой вид полифонии, при которой все голоса поют (или исполняются на инструментах) одну и ту же мелодию, но в более или менее различных вариантах одновременно. В русской народной хоровой песне эти мелодические варианты народные певцы называют подголосками, откуда и произошло наименование данного типа полифонии. Подголосочные мелодии — это звучащие все новые и новые мелодические вариации «на тему». Верхние голоса часто «расходятся» с нижними то в терцию, то в квинту. Эти «расхождения» в терцию и последующие слияния в унисон представляют собой типичнейшие явления для подголосочной полифонии и русской народной песни. Подголосочная полифония широко используется и в профессиональной музыке, особенно русских композиторов- от Глинки до Прокофьева включительно.
Этот тип полифонии подразумевает сочетание одновременно разных мелодий. Иногда эти мелодии образуют между собой определенный художественный контраст, в этом случае подобную полифонию можно назвать контрастной. Превосходным примером может служить пьеса «Два еврея» из «Картинок с выставки» Мусоргского.
Что такое «имитация» в музыке? Вообще говоря, имитация — это значит подражание. В музыке же это есть повторение темы в другом голосе, сейчас же после ее звучания в первом голосе. В имитационной полифонии одна и та же тема повторяется во все голосах в разное время. Заметим, что продолжение мелодии в первом голосе, сопутствующее появлению темы во втором голосе, называется противосложением. Если во втором голосе имитируется не только тема, но и ее продолжение, то в этом случае имитация называется каноном. Яркий пример двухголосного канона- дуэт Ленского и Онегина в сцене дуэли из оперы Чайковского «Евгений Онегин».
Особенно распространена в музыке так называемая тональная имитация, повторение темы дается вкинтой выше или чистой квартой ниже, чем звучала тема. И при этом в мелодии возникают некоторые изменения интервалов. Изменения эти вызываются заботой о том, чтобы повторение темы не слишком далеко ушло из главной тональности.
Теория музыки: музыкальное изложение, полифония, строгий стиль
Продолжая наши уроки по теории музыки, мы постепенно переходим к более сложному материалу. И сегодня мы с вами узнаем, что такое полифония, музыкальная ткань, и каким бывает музыкальное изложение.
Музыкальное изложение
Музыкальной тканью называют совокупность всех звуков музыкального произведения.
Характер этой музыкальной ткани называют фактурой, а так же музыкальным изложением или складом письма.
Музыкальное изложение может быть одноголосным и многоголосным.
Одноголосное музыкальное изложение разделяется на:
Многоголосное музыкальное изложение тоже имеет несколько видов:
1. Гомофония
Гомофония – состоит из главного мелодического голоса и других мелодически нейтральных голосов. Зачастую главный голос – верхний, но встречаются и другие варианты.
Гомофония может основываться на:
2. Гетерофония.
Еще может называться подголосочной или ветвистой полифонией. Чаще всего эту форму можно услышать в славянских народных песнях.
3. Полифония.
О полифонии мы поговорим далее и более подробно.
Полифония
Думаем, вам знакомо само слово “полифония”, и, возможно, вы имеете представление о том, что бы оно могло значить. Мы все помним всеобщий восторг, когда появились телефоны с полифонией, и мы наконец-то сменили плоские моно-мелодии на что-то более похожее на музыку.
Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов. Полифония является гармоническим слиянием нескольких самостоятельных мелодий воедино. В то время, как звучание нескольких голосов в речи станет хаосом, в музыке такое звучание создаст нечто прекрасное и ласкающее слух.
Полифония может быть:
1. Подголосочной. Образуется, когда одновременно звучит и основная мелодия, и ее вариации-подголоски. Обычно такой вид полифонии встречается в народной музыке.
2. Имитационной. Такая полифония разрабатывает одну и ту же тему, которая имитационно переходит из голоса в голос. На таком принципе основаны:
3. Контрастнотематической. В такой полифонии голоса производят самостоятельные темы, которые могут даже относиться к разным жанрам.
Упомянув выше о фуге и каноне, хотелось бы показать вам их более наглядно.
Канон Frère Jacques
Фуга до-минор, И.С. Бах
Мелодика строгого стиля
Стоит остановиться на строгом стиле. Строгое письмо – это стиль полифонической музыки эпохи Ренессанса (XIV-XVI ст.), который разрабатывался нидерландской, римской, венецианской, испанской и многими другими композиторскими школами. В большинстве случаев этот стиль был предназначен для хорового церковного пения а капелла (то есть пение без музыки), реже строгое письмо встречалось в светской музыке. Именно к строгому стилю относится имитационный вид полифонии.
Для характеристики звуковых явлений в теории музыки используются пространственные координаты:
Чтобы вам было проще понять разницу между свободным и строгим стилем, давайте разберем из различия:
Строгий стиль отличается:
Свободный стиль отличается:
Строение музыки в строгом стиле подчиняется определенным (и, конечно же, строгим) правилам.
1. Мелодию нужно начинать:
2. Заканчиваться мелодия должна на I ступени сильной доли.
3. Двигаясь, мелодия должна представлять собой интонационно-ритмическое развитие, которое происходит постепенно и может быть в виде:
4. Стоит часто задерживать мелодию на сильной доле и употреблять синкопы (смещение акцента с сильной доли на слабую).
5. Скачки нужно сочетать с плавным движением.
Как видите, правил достаточно много, а это только основные.
Строгий стиль имеет образ сосредоточения и созерцания. Музыка в данном стиле имеет уравновешенное звучание и совершенно лишена экспрессии, контрастов и любых других эмоций.
Вы можете услышать строгий стиль в хорале Баха “Aus tiefer Not”:
А так же влияние строгого стиля можно услышать в поздних произведениях Моцарта:
В XVII веке строгий стиль сменился свободным стилем, о котором мы упомянули выше. Но в XIX веке некоторые композиторы все еще использовали технику строгого стиля, чтобы придать старинный колорит и мистический оттенок своим произведениям. И, несмотря на то, что строгий стиль в современной музыке не услышать, он стал основателем существующих на сегодняшний день правил композиции, приемов и техник в музыке.
Конспект + презентация урока музыки в 6 классе: «Мир образов полифонической музыки»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Урок музыки в 6 классе.docx
Конспект урока музыки
в 6 классе: Мир образов полифонической музыки»
Учебник: Т. И.Науменко, В. В.Алеев.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: На материале урока раскрыть перед обучающимися красоту музыки Баха, Моцарта, Бетховена, Верди.
Закрепить у обучающихся понятие «полифоническая музыка».
Познакомить с творчеством Баха, Моцарта, Бетховена, Верди.
Развивать интерес к полифонической музыке, умение эмоционально откликаться на представленные на уроке произведения.
Воспитывать у ребят культуру слушателя.
Организационный момент. Повторение пройденного
Объяснение нового материала с участием обучающихся
Исполнение песни «Самый лучший день»
Подведение итогов урока
Начнем урок с повторения пройденного материала по теме Гармония.
Перед вами интерактивный кроссворд. СЛАЙД №1
Необходимо ответить на вопросы кроссворда. Открываем тетради и записываем ответы.
Проверяем работы: меняемся работами в парах, ставим оценки.
На прошлом уроке мы познакомились с новым музыкальным термином. Кто помнит, с каким?
ПОЛИФОНИЯ– это одна из самых ранних музыкальных форм. Давайте вспомним.
Термин ПОЛИФОНИЯ означает…
ПОЛИФОНИЯ – одновременное звучание нескольких голосов, подчиненных законам Гармонии.
С какой музыкальной областью связан термин ПОЛИФОНИЯ? Где впервые услышали полифоническую музыку, где и по сей день звучит полифоническая музыка?
Какой церковный музыкальный инструмент исполняет полифоническую музыку?
Ответ: Орган СЛАЙД №4
(звучит фоном Фуга И. С. Бах)
Своего расцвета полифоническая музыка достигла в средневековье, эпоху Возрождения, творчестве композиторов последующих веков.
Произведение какого композитора мы слушали на прошлом уроке, оно звучит и сейчас?
Творчество каких композиторов открывает перед нами двери в мир полифонической музыки?
Ответ: Творчество Баха, Бетховена
Чтобы определить тему сегодняшнего урока, давайте разделимся на 2 группы. Каждой группе приготовлена карточка с подсказками и буквы, из которых нужно сложить два слова из названия урока.
Давайте вместе поставим задачи, которые мы должны выполнить на уроке.
Большинство музыкальных произведений полифонической музыки отмечено сдержанностью чувств, вечному стремлению к Богу. Покой, свет, чувство нежной любви пронизывает произведения мастеров живописи, внутреннее убранство церквей и храмов.
Мастером огранной музыки поистине считается Иоганн Себастьян Бах.
СЛАЙД № 6 ИОГАНН СЕБАСТЬЯН Бах
О И. С. Бахе нам расскажет ____________
(Прослушивание Музыкального материала)
Какой образ нарисовала в вашем воображении токката Баха?
Перед вами ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ – великий композитор. Сообщение о нем подготовил _____________
Разнообразные полифонические произведения написаны В. Моцартом.
Главная мелодия – 1 голос переходит во второй, затем в третий. Все последующие голоса повторяются предельно точно, ИМИТИРУЯ первый голос. Такой музыкальный прием называется ИМИТАЦИЕЙ. (записать в тетради)
Что вы можете сказать о музыке Моцарта?
Какую музыку вы сейчас услышали? Чем отличается от канона «Слава солнцу, слава миру»?
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН – австрийский композитор, о нем расскажет __________
( видео) Лунная соната
Какие образы приоткрыла вам сегодня музыка великих композиторов?
Любую музыку можно передать будущему поколению, записав на бумагу. Сегодня вы прочитаете музыкальный отрывок из «Канона» Моцарта, записанного на языке музыки. Ваша задача – записать в тетради по порядку ноты, при помощи которых записана музыка.
(Выдаются карточки, информация на слайде)
Для самопроверки вам выдается карточка-ключ. Проверяйте свои работы и выставляйте оценку. Систему оценивания вы найдете в карточке-ключе.
(обучающиеся выставляют себе оценки)
На последнем уроке мы с вами разучивали песню. Как она называется?
Подводим итоги нашего урока. Музыку каких композиторах мы сегодня услышали? Как назывались эти музыкальные произведения? Какие образы передавали эти произведения?
Оценки за урок вы сегодня поставите сами: у вас в тетради 2 оценки за работы на уроке, итоговая оценка – среднее арифметическое этих оценок. Все помнят, как посчитать?
(ребята озвучивают свои оценки) Открываем дневники.
Домашнее задание записано на доске и в электронном журнале.
Всем спасибо. Молодцы. Урок окончен.
Выбранный для просмотра документ мир образов полифонической музыки.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Какие жизненные периоды древние греки характеризовали словом «гармония»? Как зовут бога в древнегреческой мифологии, дочерью которого была Гармония? Основное свойство музыки, которое выражает слово «гармония» Печальный, лирический лад в музыке. Единство противоположных начал: светлого и затемненного, печального и радостного, способность передавать оттенки человеческих чувств в музыке, все это … 4. 2. 1. 5. и р 1. м а е с 2. м н и р 4. н о м р а г я 5. и
ПОЛИФОНИЯ – склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких равноправных мелодий (голосов). Одна из самых ранних форм музыки Означает «МНОГОЗВУЧИЕ»
Мир образов полифонической музыки Задачи урока:
ТОККАТА ( прикосновение)– это полифоническая пьеса виртуозного характера
Диктант: запиши ноты из отрывка «Канон» Моцарта
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-643986
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок 4. Полифония и сведение музыки
Одним из наиболее сложных в теории музыки понятий является музыкальная полифония. Однако это и одна из важнейших категорий, без которой невозможно ни разобраться в оркестровой музыке, ни спеть красиво дуэтом сложную мелодию с полноценным музыкальным сопровождением, ни даже записать и свести простейший трек, где, помимо голоса, звучат гитара, бас и ударные.
Итак, давайте приступим.
Содержание:
План действий понятен, поэтому приступаем к работе!
Понятие полифонии
Термин «полифония» произошел от латинского polyphonia, где poly означает «много», а phonia переводится как «звук». Под полифонией подразумевается принцип сложения звуков (голосов и мелодий) на основе функционального равноправия.
Это так называемое многоголосие, т.е. одновременное звучание двух и более мелодий и/или голосов. Полифония подразумевает гармоническое слияние нескольких самостоятельных голосов и/или мелодий в единое музыкальное произведение.
Кроме того, одноименная дисциплина «Полифония» преподается в музыкальных учебных заведениях на факультетах и отделениях композиторского искусства и музыковедения.
Иноязычный термин polyphonia в русском языке не претерпел существенных трансформаций, кроме как написание кириллицей вместо латиницы. И, казалось бы, подчиняется правилу «как слышится, так и пишется». Нюанс в том, что слышится этот термин всем по-разному, и ударения тоже ставятся по-разному.
Так, в «Словаре церковнославянского и русского языка», изданном Императорской Академией Наук в 1847 году, предписывается ставить ударение на вторую «о» в слове «полифОния» и на вторую «и» в слове «полифонИческий» [Словарь, Т.3, 1847]. Вот как выглядит страничка в этом издании:
Начиная с середины 20 века и по сей день в русском языке мирно сосуществуют два варианта ударения: на последнюю «о» и на вторую букву «и». Так, в «Большой Советской Энциклопедии» предлагается ставить ударение на последнюю «о» [В. Фраенов, 2004]. Вот скриншот странички БСЭ:
В «Толковом словаре» под редакцией лингвиста Сергея Кузнецова в слове «полифония» подударной является вторая буква «и» [С. Кузнецов, 2000]. В слове «полифонИческий» ударение на букву «и», как и в более ранних изданиях:
Отметим, что «Google Переводчик» поддерживает последний вариант и если вы внесете слово «полифония» в колонку для перевода и нажмете значок динамика, то отчетливо услышите ударение на последней букве «и». Значок динамика обведен на картинке красным цветом:
Теперь, когда мы поняли, в целом, что такое полифония и как правильно произносить это слово, можно углубиться в тему.
Происхождение и развитие многоголосия
Многоголосие – достаточно сложное явление в музыке, и в разных культурах оно имеет свои особенности. Так, в странах Востока многоголосие изначально имело преимущественно инструментальную основу. Другим словами, там были распространены многострунные музыкальные инструменты, струнные ансамбли, струнное сопровождение пения. В странах Запада многоголосие было чаще вокальным. Это было хоровое пение, в том числе acapella (без музыкального сопровождения).
Развитие многоголосия в начальной стадии принято называть термином «гетерофония», т.е. разнозвучие. Так, еще в 7 веке была принята практика надстройки одного, двух и более голосов над звучанием хорала, т.е. богослужебного пения.
В эпоху Средневековья и Возрождения получил распространение мотет – многоголосый вокал. Это не был хорал плюс надстройка голосов в чистом виде. Это уже было более сложное вокальное произведение, хотя элементы хорала в нем очень заметны. В целом, мотет стал гибридной музыкальной формой, вобравшей в себя традиции церковного и светского пения.
Церковное пение тоже прогрессировало в техническом плане. Так, в Средневековье получила распространение так называемая католическая месса. Она строилась на чередовании сольных и хоровых партий. В целом в мессах и мотетах образца 15-16 столетий достаточно активно использовался весь арсенал многоголосия. Настроение создавалось за счет нарастания и убывания плотности звучания, разных сочетаний высоких и низких голосов, постепенного включения отдельных голосов или групп голосов.
Развивалось и исключительно светская певческая традиция. Так, в 16 веке набирает популярность такой песенный формат, как мандригал. Это двух- или трехголосое произведение, как правило, любовного лирического содержания. Зачатки этой песенной культуры появились еще в 14 столетии, но на тот момент не получили особого развития. Мадригалам 16-17 столетия присущи разнообразие ритмов, свобода голосоведения, применение модуляции (перехода в другую тональность в конце произведения).
Термин «ричекар» происходит от французского rechercher, что означает «поиск» (помните знаменитое Cherchez la femme?) и, применительно к музыке, может трактоваться по-разному. Изначально под термином подразумевался поиск интонации, позже – поиск и разработка мотивов. Наиболее известные формы ричекара – пьеса для клавира, произведение для инструментального или вокально-инструментального ансамбля.
Самый давний ричекар обнаружен в сборнике пьес, изданных в 1540 году в Венеции. Еще 4 пьесы для клавира найдены в сборнике произведений композитора Джироламо Каваццони, вышедшем в 1543 году. Наиболее известным считается 6-голосный ричекар из «Музыкального приношения» Баха, написанный великим гением уже в 18 столетии.
Отметим, что стили и мелодика вокальной полифонии уже в те годы были тесно связаны с текстом. Так, для лирических текстов свойственны распевы, а для коротких фраз – декламация. В принципе, развитие традиций многоголосья можно свести к двум полифоническим трендам.
Полифонические тренды Средневековья:
Строгое письмо (строгий стиль) – жесткая регламентация принципов мелодики и голосоведения на основе диатонических ладов. Применялось преимущественно в церковной музыке. | Свободное письмо (свободный стиль) – большая вариативность принципов построения мелодий и голосоведения, использование мажорного и минорного ладов. Применялось преимущественно в светской музыке. |
Информацию о ладах вы получили в предыдущем уроке, поэтому сейчас понимаете, о чем идет речь. Это самые общие сведения о развитии традиций многоголосия. Более подробно об истории становления многоголосия в разных культурах и полифонических трендах можно прочитать в специальной учебной литературе по курсу «Полифония» [Т. Мюллер, 1989]. Там же можно найти ноты к средневековым музыкальным произведениям и, если вам это интересно, разучить несколько вокальных и инструментальных партий. К слову, если вы пока не умеете петь, но хотели бы научиться, сделать первые шаги на пути к вокальному мастерству можно, изучив наш курс «Развитие голоса и речи».
Теперь самое время перейти к приемам полифонии с тем, чтобы более ясно понимать, как именно многоголосие складывается в единую мелодию.
Полифонические приемы
В любом учебном курсе полифонии можно встретить такой термин как контрапункт. Он происходит от латинского словосочетания punctum contra punctum, что означает «точка против точки». Или, применительно к музыке, «нота против ноты», «мелодия против мелодии».
Контрапункт означает способ соединения двух и более мелодических линий, вокальных или инструментальных, в музыкальное произведение. Условно говоря, можно считать, что понятия «контрапункт» и «полифонический прием», «полифоническая техника» – синонимы. Это никак не отменяет тот факт, что у термина «контрапункт» есть несколько разных значений. И теперь давайте рассмотрим несколько основных приемов полифонии.
Имитация
Имитация – это когда к начальному одноголосному звучанию через какое-то время присоединяется второй (имитирующий) голос, который повторяет ранее прозвучавший отрывок на той же самой или другой ноте. Схематически это выглядит следующим образом:
Уточним, что используемый на схеме термин «противосложение» – это голос, сопутствующий другому голосу в полифонической мелодии. Гармоническое созвучие достигается при помощи различных техник: дополнительный ритм, смена мелодического рисунка и т.д.
Каноническая имитация
Каноническая, она же непрерывная имитация – более сложный прием, при котором повторяется не только ранее прозвучавший отрывок, но и противосложение. Вот как это выглядит схематически:
Термином «звенья», который вы видите на схеме, как раз и обозначают повторяющиеся части канонической имитации. На вышеприведенной иллюстрации мы видим 3 элемента начального голоса, которые повторяет имитирующий голос. Значит, тут 3 звена.
Конечный и бесконечный канон
Конечный канон и бесконечный канон – это разновидности канонической имитации. Бесконечный канон предполагает возвращение первоначального материала в какой-то момент времени. Конечный канон таких возвратов не предполагает. На вышеприведенном рисунке представлен вариант конечного канона. А теперь посмотрим, как выглядит бесконечный канон, и поймем разницу:
Поясним, что под бесконечным каноном 1-го разряда подразумевается имитация с 2-мя звеньями, а под бесконечным каноном 2-го разряда – имитация с количеством звеньев от 3-х и более.
Простая секвенция
Простая секвенция – это перемещение полифонического элемента на другую высоту звука, при этом соотношение (интервал) между составными частями элемента не изменяется:
Так, на схеме буква «А» условно обозначает начальный голос, буква «В» обозначает имитирующий голос, а цифры 1 и 2 – первое и второе перемещение полифонического элемента.
Сложный контрапункт
Сложный контрапункт – это полифоническая техника, объединяющая множество полифонических приемов, которые позволяют генерировать из первоначальной полифонии новые мелодии путем либо изменения соотношения голосов, либо внесения изменений в мелодии, составляющие первоначальную полифонию.
Разновидности сложного контрапункта:
В зависимости от направления перестановки мелодических голосов различают вертикальные, горизонтальные и двойные (одновременно вертикальные и горизонтальные) подвижные контрапункты.
На самом деле, сложный контрапункт только называется «сложным». Если вы хорошо проработаете материал следующего урока по развитию музыкального слуха, вы без труда распознаете эту полифоническую технику на слух.
Это лишь некоторые наиболее простые для понимания начинающего музыканта полифонические приемы. Узнать больше об этих и других полифонических приемах вы можете из учебного пособия музыковеда, члена Союза композиторов России, член-корреспондента Петровской академии наук и искусств Валентины Осиповой «Полифония. Полифонические приемы» [В. Осипова, 2006].
После того как мы изучили некоторые приемы полифонии, нам будет проще разобраться в классификации видов полифонии.
Виды полифонии
Различают 4 основных вида полифонии. Каждый из видов основывается преимущественно на определенном типе полифонических приемов. Названия видов полифонии в большинстве случаев говорят сами за себя.
Какие бывают разновидности полифонии:
1 | Имитационная – вид полифонии, в котором разные голоса по очереди воспроизводят одну и ту же мелодию. Имитационная полифония включает в себя разные приемы имитации. |
2 | Подголосочная – вид полифонии, где одномоментно звучит основная мелодия и ее вариации, так называемые подголоски. У подголосков может быть разная степень выраженности и самостоятельности, но они обязательно подчиняются общей линии. |
3 | Контрастная (разнотемная) – вид полифонии, где в общем звучании объединяются разные и весьма контрастные голоса. Контраст подчеркивается разницей ритмов, акцентов, кульминаций, скорости движения отрывков мелодии и другими способами. В то же время, единство и гармоничность мелодии обеспечиваются общей тональностью и интонационными взаимосвязями. |
4 | Скрытая – вид полифонии, в котором одноголосная мелодическая линия как бы распадается на несколько других линий, для каждой из которых свойственны свои интонационные тяготения. |
Более подробно о каждой разновидности полифонии вы можете почитать в книге «Полифония. Полифонические приемы» [В. Осипова, 2006], так что оставляем это на ваше усмотрение. Мы же вплотную подошли к такой важной для каждого музыканта и композитора теме как сведение музыки.
Основы сведения музыки
Понятие «полифония» напрямую связано со сведением музыки и получением готового аудиотрека. Ранее мы узнали, что под полифонией подразумевается принцип сложения звуков (голосов и мелодий) на основе функционального равноправия. Это так называемое многоголосие, т.е. одновременное звучание двух и более мелодий и/или голосов. Полифония подразумевает гармоническое слияние нескольких самостоятельных голосов и/или мелодий в единое музыкальное произведение.
Собственно говоря, сведение музыки – это та же полифония, только на компьютере, а не на нотном стане. Сведение тоже предполагает взаимодействие минимум двух музыкальных линий – вокала и «минусовки» либо сопровождения музыкального инструмента. Если инструментов много, сведение превращается в организацию взаимодействия множества мелодических линий, каждая из которых может быть либо непрерывной на протяжении всего произведения, либо же появляться и периодически исчезать.
Если вы вернетесь чуть назад и посмотрите еще раз схематическое изображение полифонических приемов, то увидите много общего с интерфейсом большинства компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком. Точно так, как большинство полифонических приемов изображено по схеме «один голос – одна дорожка», в программах обработки звука для каждой мелодической линии предназначена отдельная дорожка. Вот как может выглядеть простейший вариант сведения двух дорожек в программе Sound Forge:
Соответственно, если нужно будет свести, к примеру, голос, электрогитару, бас-гитару, синтезатор и ударные, дорожек будет 5. А если нужно будет сделать студийную оркестровую запись, там уже будет несколько десятков дорожек из расчета по одной под каждый инструмент.
Процесс сведения музыки – это не просто следование нотной записи и точное расположение начала и окончания музыкальных линий относительно друг друга. Хотя и это непросто, если в записи много шестнадцатых, тридцать вторых и шестьдесят четвертых нот, в которые «попасть» сложнее, чем в целые.
Само собой, саунд-продюсер должен услышать и нейтрализовать вкрапления посторонних звуков, которые могут появиться даже при записи в хорошей студии, не говоря уже о записях, сделанных в домашних условиях или, наоборот, во время концертов. Хотя, концертная запись тоже может быть очень качественной.
В качестве примера можно привести концертный альбом HAARP британской рок-группы Muse. Запись была сделана на стадионе Wembley. Тогда с разницей в 1 день прошли 2 концерта группы: 16 и 17 июня. Интересно, что для аудиоверсии на CD взяли запись от 16 июня, а для видеоверсии на DVD использовали запись концерта, прошедшего 17 июня 2007 года:
В любом случае звукорежиссеру или саунд-продюсеру придется немало поработать, чтобы даже хорошо записанное сложное многоголосие превратилось в полноценное законченное произведение. Это воистину творческий процесс, в котором приходится учитывать массу нюансов. Но, как мы уже многократно убеждались, музыка описывается вполне конкретными исчисляемыми категориями – герцами, децибелами и т.д. И критерии качественного сведения трека тоже есть, причем там используются и объективные технические, и субъективные художественные понятия.
Критерии качественной аудиозаписи
Эти критерии разработала существовавшая во второй половине 20 века Международная организация телевидения и радиовещания (OIRT), и они известны как Протокол OIRT, а положения Протокола и сегодня берут за основу оценки качества аудиозаписей многие структуры. Рассмотрим вкратце, каким же критериям должна соответствовать качественная запись согласно этому Протоколу.
Обзор положений Протокола OIRT: