Что такое полифония в синтезаторе
Что такое полифония? Какую роль она имеет для выбора синтезатора?
Отвечаю на вопросы читателей.
У слова «полифония» несколько значений.
Полифония переводится «много звуков».
Поли — много (сравните, поливитамины, политехнический, полиглот).
Фон — звук (сравните, микрофон, телефон, граммофон).
Первое значение, знакомое мне с детства: полифония (ударение на О) — это многоголосное произведение, в котором одновременно звучит несколько равноправных мелодий.
Сейчас музыка преимущественно гомофонно-гармоническая. Гомо — один, фон — звук, голос (мелодия). То есть, в современной музыке один голос, одна мелодия ведущая, а все остальные голоса её сопровождают, образуя аккомпанемент.
Но буквально 300 лет назад и раньше музыка была полифоническая. Музыкальное мышление было совершенно другим — горизонтальное. Музыканты слышали и мысленно следили за несколькими мелодиями одновременно!
Сейчас мышление вертикальное: слышим только одну мелодию, остальные голоса — «группа поддержки» — аккомпанемент.
Чтобы научиться такому горизонтальному мышлению обязательный пункт программы на всех ступенях обучения игре на фортепиано — это исполнение полифонических произведений: в первую очередь произведений И. С. Баха. Ну, и конечно, многих других композиторов, которые писали произведения полифонического склада.
А сейчас я слышу слово полифония, с ударением на И.
У синтезаторов есть функция, например, автоматического аккомпанемента. Стоит нажать всего одну клавишу, и будет звучать целый оркестр! И ударные, и гитара, и труба, и скрипки.
Есть у профессиональных инструментов возможность играть несколькими тембрами одновременно. Нажимаете одну клавишу, и звучат сразу фортепиано, скрипка, и флейта, например.
Стандартные параметры полифонии: 24, 32, 48, 64, 128, 256.
Показатель полифонии — это количество нот, которое может одновременно воспроизвести синтезатор. Чем выше число, тем лучше качество звучания, тем более естественные тембры акустических инструментов, и тем красивее тембры синтезированные.
Ниже, чем полифония 32, не покупайте. Чем больше, тем лучше.
Выберите инструмент в интернете, сравните цены. Потом идите в магазин и поиграйте на понравившихся инструментах. Послушайте звук. Выбирайте по качеству звучания.
Самые лучшие по качеству звука, по моему опыту, — инструменты фирмы KORG. Звук наиболее приближен к естественному звуку обычных акустических инструментов.
У инструментов фирмы Yamaha звук более электронный, менее естественный.
Желаю вам успешных покупок и радости от творчества!
Как правильно выбрать цифровое пианино?
Статья получилась довольно объёмной, но она в полной мере раскрывает ответ на вопрос. Всё разложено по полочкам и понятным языком. Будьте готовы к увлекательному чтению!
А в конце статьи Вас ждёт очень приятный бонус + чек-лист, руководствуясь которым Вы 100% выберете лучший для себя инструмент!
ЗВУКОВОЙ ПРОЦЕССОР И ПОЛИФОНИЯ
КОЛИЧЕСТВО НОТ ПОЛИФОНИИ
Остановимся на ключевом показателе в этом вопросе – полифонии. Применительно к характеристикам цифровых пианино, показатель полифонии определяет способность встроенного процессора одновременно воспроизводить то или иное количество звуковых волн, в совокупности определяющих качество и натуральность звучания инструмента.
Если вы уже занимались сравнением характеристик цифровых фортепиано, то наверняка заметили следующие кратные значения напротив значения полифонии: 32, 64, 128, 192, 256. Это то количество нот, которое процессор в силах воспроизвести в единый момент времени. При этом речь не о том, чтобы одновременно зажать 128 или 256 клавиш: клавиш в принципе не бывает больше 88!
Нажимая на одну клавишу с определённой силой и скоростью, процессор выдаёт нам некоторый порядок голосов. Зажимаем дополнительно демпферную педаль и количество «потребляемых» голосов увеличивается в геометрической прогрессии, чтобы создать эффект эха. Таким образом, даже при нажатии на одну клавишу процессор цифрового фортепиано может выдавать нам целый арсенал призвуков. 1 зажатая клавиша ≠ 1 нота полифонии.
А теперь представьте, что Вы играете сложную быструю композицию обеими руками, используя демпферную педаль, включив дополнительный эффект звучания концертного зала и функцию наложения двух тембров (скрипка и орган). «Расход» полифонии в таком случае бешеный. Тут даже 128-нотной (средней по рынку) полифонии будет недостаточно.
А что произойдёт если будет нехватка голосов полифонии?
Ваше фортепиано конечно не задымится и не взорвётся от возложенных на него задач. Просто часть голосов, которые не вписываются в диапазон возможностей процессора не будут воспроизведены. Данный инструмент не будет соответствовать Вашему уровню подготовки, придётся задуматься о чём-то более серьёзном.
256 нот полифонии – максимум на рынке цифровых фортепиано. Этого уровня достаточно даже для виртуозных профессионалов. Если вы совсем начинающий и только-только осваиваете азы классической фортепианной музыки, то Вам вполне хватит 48 или 64 голосной полифонии (меньше не рекомендуется) и уж тем более будет сложно отличить 128 от 256 нотной.
СОДЕРЖАНИЕ
Синтезатор
Монофонический
Дуофонический
Дуофонические синтезаторы, такие как ARP Odyssey и Formanta Polivoks, построенные в 1970-х и 1980-х годах соответственно, могут независимо воспроизводить две высоты звука за раз. Эти синтезаторы имеют как минимум два осциллятора, которыми можно управлять по отдельности, и дуофоническую клавиатуру, которая может генерировать два сигнала управляющего напряжения для самой низкой и самой высокой ноты. При одновременном нажатии двух или более клавиш будет слышна самая низкая и самая высокая нота. Когда нажата только одна клавиша, оба генератора назначаются одной ноте, возможно, с более сложным звуком.
Парафонический
Полифонический
Синтезаторы с октавным делителем
Родоначальник синтезатора с октавным делителем и электронных органов.
Использовалась технология делителя октав, аналогичная Novachord.
Полифоническая ансамблевая клавиатура состоит из одного синтезатора на клавишу (всего 60 синтезаторов) на основе октавного делителя.
Патчируемый полифонический синтезатор состоит из трех синтезаторов на клавишу (всего 144 синтезатора) на основе октавного делителя.
Синтезаторы, использующие голосовое выделение
Технология распределения голоса использовалась для присвоения нотам ограниченного количества голосов из 8 голосов для каждого руководства. На смену ему пришел портативный Yamaha CS-80 (1976), который имел успех и стал одним из самых популярных полифонических аналоговых синтезаторов.
В 1974 году E-mu разработала полифонические технологии, а в 1977 году выпустила полифоническую клавиатуру и секвенсор 4060.
Он был разработан в сотрудничестве с E-mu Systems.
LEO использовала полифоническую клавиатуру Армана Паскетты ( ок. 1975 г. ) для управления несколькими синтезаторами.
Один из самых популярных полифонических синтезаторов с памятью патчей, также использующий технологию E-mu.
Количество голосов
Один известный ранний полифонический синтезатор, Prophet 5, выпущенный в 1978 году, имел пятиголосную полифонию. Другой известный полифонический синтезатор, Yamaha CS-80, выпущенный в 1976 году, обладал восьмиголосной полифонией, как и Yamaha GX-1 с 18-голосной полифонией, выпущенный в 1973 году. Шестиголосая полифония была стандартной к середине 1980-х годов. С появлением цифровых синтезаторов 16-голосная полифония стала стандартом к концу 1980-х годов. 64-голосная полифония была распространена к середине 1990-х годов, а 128-нотная полифония появилась вскоре после этого. Есть несколько причин для создания такого большого количества одновременных заметок:
Обратите внимание на приоритет синтезатора
В синтезаторах обычно используются генераторы для генерации электрического сигнала, составляющего основу звука, часто с клавиатурой для запуска генераторов. Однако реализовать несколько генераторов, работающих независимо, непросто. Чтобы удвоить полифонию, необходимо не только удвоить количество осцилляторов, но и электроника должна также функционировать как переключатель, мгновенно соединяющий клавиши со свободными осцилляторами, реализуя алгоритм, который решает, какие ноты отключены, если максимальное количество нот уже звучит, когда нажимается дополнительная клавиша. Есть несколько способов реализовать это:
Современные синтезаторы и сэмплеры могут использовать дополнительные, множественные или настраиваемые пользователем критерии, чтобы решить, какие ноты звучат.
Прочие инструменты
Клавишные инструменты
Акустические клавишные инструменты
У некоторых клавикордов нет струны для каждой клавиши. Вместо этого у них будет одна струна, на которую будут воздействовать несколько разных клавиш. Из клавиш, которые имеют одну струну, одновременно может звучать только одна.
Электрические клавишные инструменты
Электрические органы, за некоторыми исключениями, состоят из двух частей: системы генерации звука и системы микширования. Система генерации звука может быть электронной (состоящей из осцилляторов и октавных делителей) или электромеханической (состоящей из тонколес и звукоснимателей), и она отправляет большое количество аудиовыходов на микшер. Стопы или ручки на органе изменяют сигнал, отправляемый системой генерации звука, а клавиатура включает и выключает каналы микшера. Включенные каналы слышны как ноты, соответствующие нажатым клавишам.
Струнные инструменты
Классические инструменты
Новые инструменты
Электрогитара, как и классическая гитара, полифонична, как и различные производные гитары (включая харпеджи и палку Чепмена ).
Духовые инструменты
Стандартная губная гармошка может легко воспроизводить сразу несколько нот.
Многокамерные окарины производятся во множестве разновидностей, включая двойные, тройные и четверные окарины, в которых используется несколько камер, чтобы расширить ограниченный диапазон окарины, но также позволяют музыканту играть более одной ноты одновременно. Гармонические окарины специально разработаны для полифонии, и в этих инструментах диапазон камер обычно в некоторой степени перекрывается (обычно в унисон, третья, четвертая, пятая, седьмая или октавная). Перекрестная аппликатура позволяет одной камере охватить целую октаву или более.
Синтезатор: все, что надо знать перед покупкой
Синтезатор – это электронный музыкальный инструмент, в основе работы которого лежит синтез звука, отсюда и его название. Этот инструмент вовсе не обязательно должен иметь клавиши, что, однако, идет вразрез общему представлению. Но в данной статье мы не будем вдаваться в терминологию и рассмотрим знакомый всем клавишный инструмент, который в английском языке носит название Keyboard (клавиатура).
Современный синтезатор представляет собой сложное устройство, которое (в зависимости от модели и производителя) совмещает в себе множество различных функций и позволяет исполнять и записывать музыку, создавать сложные аранжировки, а также оперировать с MIDI-сообщениями. Нет никакого смысла сравнивать синтезатор с акустическим и даже цифровым пианино. Этот инструмент не способен дать исполнителю те же ощущения от игры, что и фортепиано, поэтому не стоит его рассматривать как альтернативу акустическому инструменту при обучении в музыкальной школе. Зато у синтезатора есть множество других преимуществ, которые мы и рассмотрим в этой статье.
Основные особенности синтезатора
Большинство современных синтезаторов имеют облегченную невзвешенную или полувзвешенную клавиатуру с пружинным механизмом. Размер клавиш в основном аналогичен пианино, исключение составляют модели для детей. Клавиатура может быть пассивной и динамической. Пассивный тип означает, что все сыгранные ноты будут звучать с одной динамикой (на одной громкости), вне зависимости от того, сколько усилий вы приложили для извлечения звука. Динамическая клавиатура, в свою очередь, чувствительна к силе нажатия и позволяет играть с использованием динамических оттенков. Чаще всего синтезатор имеет несколько уровней чувствительности клавиатуры, что позволяет гибко настроить ее под индивидуальные потребности.
Качество звучания синтезатора напрямую зависит от звукового движка и использованных технологий. Одним из параметров, на который многие обращают внимание, является количество голосов полифонии или, говоря простым языком, количество звуков, которые могут звучать одновременно. Заявление о том, что синтезатор тем лучше, чем больше у него голосов полифонии, является не совсем верным. Чтобы понять почему, давайте представим себе 48-голосный инструмент, для использования всех ресурсов которого необходимо одновременно сыграть 48 нот. Как только предел будет достигнут, в зависимости от модели 49-ая нота либо просто не прозвучит, либо заменит собой самую первую. Но согласитесь, что такое количество звуков, сыгранных одновременно (пусть даже на педали), вряд ли будет использовано. Увеличенное количество голосов полифонии позволяет добиться более сложных и натурально звучащих тембров, однако это вовсе не говорит о том, что такой синтезатор лучше.
Все модели современных синтезаторов включают в себя огромное количество встроенных тембров, от классических роялей и органов, до струнных, духовых и даже ударных инструментов. Профессиональные синтезаторы позволяют не только редактировать встроенные тембры, но и создавать собственные, сохраняя их во внутренне памяти. Практически во всех инструментах предусмотрена функция автоаккомпанемента, которая представляет собой набор готовых аранжировок без мелодической линии, разбитых на банки по стилям. Многие модели также оснащены встроенным секвенсором, предназначенным для записи своего исполнения и создания собственных аранжировок.
На задней панели синтезаторов, как правило присутствует ряд разъемов для подключения сторонних девайсов. Так, одним из наиболее необходимых является вход для педали сустейна. Все ноты, сыгранные на педали, продолжают звучать, даже когда вы уберете пальцы с клавиш, и прерывается их звучание только после того, как вы отпустите педаль. Этот аксессуар необходим для полноценной игры на инструменте, в комплект он, как правило, не входит, но рекомендуется для приобретения.
Для многих важно наличие выхода на наушники, при подключении которых динамики автоматически отключаются, а значит вы можете заниматься творчеством, не беспокоя окружающих.
Большинство современных моделей имеет USB разъем, предназначенный для подключения синтезатора к компьютеру для передачи сообщений в формате MIDI. Это позволяет записывать свое исполнение на компьютер, накладывать на записанные ноты любые тембры и даже корректировать неточность исполнения без потери в качестве. Другими словами, современный синтезатор без труда можно использовать в качестве MIDI-клавиатуры.
Ряд моделей также оснащают основными выходами на звукоусиливающую аппаратуру и входами для подключения плеера или иного устройства для воспроизведения музыки через встроенные в синтезатор динамики. Кроме этого на задней панели располагают вход для адаптера питания (чаще всего он входит в комплект).
Как выбрать подходящий синтезатор?
Чтобы выбрать подходящую модель синтезатора, необходимо определиться, для чего вы будете его использовать. Условно все инструменты можно разделить на 4 категории:
К первой категории относятся очень компактные и легкие синтезаторы, предназначенные для первого знакомства с миром музыки. Клавиши в детских моделях, как правило, уменьшенного размера, что отлично подходит для детской руки, а их количество может варьироваться от 32-х до 49-и. Конечно, двумя руками на таком инструменте особо не поиграешь, но зато он отлично подходит для того, чтобы приучить ребенка к клавишам, развить его слух и чувство ритма, а также подготовить к игре на настоящем инструменте.
Синтезаторы для обучения чаще всего состоят из 61-ой клавиши (5 октав), при этом клавиатура может быть как пассивной, так и динамической. Отличительная особенность таких инструментов – наличие встроенной системы обучения, которая позволяет пошагово разучить встроенные в память композиции. Система обучения зависит от производителя синтезатора, но всегда предусматривает возможность изучения нотной грамоты, тренировку чувства ритма и музыкальной памяти. Помимо встроенных композиций такие синтезаторы позволяют выучить основные аккорды и в последующем использовать их вместе с функцией автоаккомпанемента. Стоит отметить, что автоаккомпанемент не только знакомит с различными стилями музыки со всего мира, но также дает возможность развить навыки импровизации и освоить азы создания аранжировок.
К полупрофессиональным синтезаторам можно отнести модели на 61-у и 76 клавиш, оснащенные встроенным секвенсором. Системы обучения у них уже, как правило нет, зато есть весьма гибкий набор функций, позволяющий заниматься аранжировкой и создавать музыку. Качество звучания таких синтезаторов существенно выше, чем в моделях для обучения, однако профессиональными их тоже назвать трудно. Такие инструменты отлично подходят для любительского использования, для домашних студий и даже для выступлений.
Музыкальные рабочие станции – это профессиональные инструменты, предназначенные для создания музыки и концертной деятельности. Количество клавиш в них может варьироваться от 61-ой до 88-и, а качество звучания и возможности способны поразить воображение. Некоторые модели оснащают клавиатурой с имитацией молоточковой механики, однако даже они не сравнятся по ощущениям с клавишами акустического пианино – это сделано просто для большего удобства пианистов. Рабочие станции позволяют невероятно гибко изменять мельчайшие параметры каждого звука и создавать высококачественные аранжировки без подключения к компьютеру. По-сути, это и есть мощный компьютер, способный удовлетворить потребности профессиональных музыкантов, композиторов и аранжировщиков.
Обзор интересных моделей
Итак, теперь вы знаете по каким параметрам выбирать синтезатор в зависимости от ваших целей, поэтому давайте рассмотрим наиболее интересные модели, которые, на наш взгляд, заслуживают особого внимания.
Среди детских синтезаторов мы выделили Casio SA-78 и Medeli MC37A. Клавиатура Casio состоит из 44-х клавиш уменьшенного размера. Клавиши не чувствительны к силе нажатия, что упрощает процесс игры и не отвлекает от исполнения мелодии. 100 встроенных тембров и 50 встроенных ритмов познакомят ребенка с различными стилями музыки, а 5 барабанных пэдов позволят почувствовать себя настоящим барабанщиком и поспособствуют развитию чувства ритма. Medeli MC37A оснащен 49-ю пассивными клавишами уменьшенного размера, т.е. его диапазон составляет полноценные 4 октавы. На борту этого инструмент 130 тембров и 100 стилей автоаккомпанемента, 80 встроенных композиций для изучения и словарь аккордов (функция Chord Dictionary). Дополнительным бонусом является расположенный на задней панели микрофонный вход, который позволит не только играть, но и петь вместе с любимыми композициями или даже под собственный аккомпанемент. Работают оба синтезатора как от блока питания, так и от батареек, а значит увлекательные занятия доступны в любом месте, где бы вы не оказались.
Еще одна примечательная линейка синтезаторов для обучения – Casio LK-S. Ее основная особенность заключается в подсветке клавиатуры. Это не просто зрелищно, но еще и полезно. В режиме обучения подсвечивается следующая нота, которую надо сыграть, а значит вам не придется всматриваться в дисплей и процесс усвоения нового материала пойдет быстрее.
Среди ассортимента компании Medeli можно выделить синтезаторы M331 и M361. Оба синтезатора оснащены полноразмерной динамической клавиатурой на 61-у клавишу, пошаговой системой обучения, 128-голосной полифонией, огромным количеством тембров и стилей автоаккомпанемента, а также встроенным секвенсором и эффектами обработки звука (реверберация, хорус и т.д.). Клавиатура предусматривает возможность наложения нескольких тембров друг на друга и разделения на 2 части для того, чтобы задать каждой из них свой тембр. Более продвинутая модель M361 позволяет даже создавать собственные стили автоаккомпанемента (до 10-и штук) и сохранять их в память инструмента. Примечательно то, что при таком впечатляющем наборе возможностей, цена этих синтезаторов очень демократична, благодаря чему они смело конкурируют с более именитыми брендами.
Полупрофессиональные синтезаторы также представлены различными брендами, но отдельно хочется выделить линейку Casio CT-X, инструменты Roland из серии JUNO и модель A1000 от фирмы Medeli. В этих синтезаторах предусмотрен встроенный секвенсор и арпеджиатор, DSP-процессор и блок эффектов обработки, вход для педали экспрессии (не во всех моделях), функция автоматического подбора гармонии, возможность многочисленного наложения тембров друг на друга и многое другое. Клавиатура у всех синтезаторов из данной категории динамическая, а количество клавиш может варьироваться от 61-ой до 88-ми. Некоторые модели оснащены пэдами и лупером, позволяющим записывать и воспроизводить фразы, а также возможностью подключить флешку для записи и воспроизведение записанных треков.
Среди рабочих станций практически невозможно выделить безусловного лидера. Все дело в том, что профессиональные модели, как правило, выбираются для решения весьма конкретных задач, для каждой из которых найдется свой инструмент. Скажем лишь, что наиболее популярными являются невероятно мощные модели Korg из серий KRONOS2 и Pa4X, Yamaha Genos и ряд других.
Что еще важно учитывать при покупке синтезатора?
Мы надеемся, что наша статья помогла вам разобраться во всем многообразии синтезаторов и определиться, какой из них вам действительно нужен. Осталось упомянуть несколько моментов, которые важно учитывать при покупке.
Обязательно обращайте внимание на комплектацию инструмента, т.к., к примеру, с некоторыми моделями Casio адаптер питания в комплекте не идет и приобретается отдельно.
Если вы хотите играть полноценные фортепианные произведения, то, как мы уже говорили выше, вам не обойтись без педали сустейна. Этот аксессуар выпускается различными брендами, и если производитель отличается от производителя вашего синтезатора, убедитесь в том, что в педали есть переключатель полярности. Если его нет, то педаль может работать в реверсивном режиме и окажется бесполезной.
При покупке синтезатора важно сразу предусмотреть, куда вы будете его ставить. Желательно для этого использовать специальную стойку, которая регулируется по высоте, что позволяет найти наиболее оптимальное положение для игры. Если синтезатор стоит слишком высоко или слишком низко, занятия будут вызывать дискомфорт и вряд ли станут продуктивными.
Если вы хотите играть в наушниках, то обратите внимание на тип разъема для наушников в синтезаторе. Он может быть выполнен в формате джека 1/4″ и мини-джека 1/8”. Если разъем на инструменте и ваших наушниках не совпадает, то вам понадобится переходник.
В отличие от корпусных цифровых пианино синтезаторы не имеют крышки, закрывающей клавиатуру. Поэтому вам может пригодиться специальная накидка, которая убережет клавиши от попадания пыли и грязи, пока вы не играете.
Покупая синтезатор в MusicMarket, вы всегда можете рассчитывать на квалифицированную консультацию наших менеджеров, которые с радостью ответят на все вопросы. Выбирайте только самое лучшее, играйте и творите с удовольствием, а мы вам обязательно поможем!
- Что такое недоимка по налогам юридических лиц
- Что такое виртуальная комната