Что такое полифонизм в творчестве достоевского
Полифонизм в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Вы будете перенаправлены на Автор24
Художественный полифонизм – это явление эстетики и поэтики Ф. М. Достоевского.
Понятие художественного полифонизма
Художественный полифонизм – это «совершенно новый тип мышления», явление, характерное для эстетики и поэтики Достоевского.
Художественный полифонизм характеризует структуру произведений Достоевского, особенно его пяти романов 60-70-х годов («Великое Пятикнижие»):
По словам М. М. Бахтина, Достоевский, воплотив в жизнь полифонический принцип, совершил радикальный художественный переворот.
Художественный полифонизм – это понятие, противоположное художественному монологизму. Он подразумевает множественность центров-сознаний, не приведенных к одному идеологическому знаменателю.
Полифонизм по Бахтину предполагает самостоятельность и свободу героя по отношению к автору, равноправие позиций автора и героев, что осуществляется в событии диалогического общения между равноправными сознаниями.
Главным условием художественного полифонизма является:
Для того, чтобы состоялось явление художественного полифонизма, необходимо своеобычное взаимодействие между «голосами» и авторской позицией, что является наиболее возможным в произведениях со сложной романной конструкцией.
Художественный полифонизм в романе «Преступление и наказание»
В художественном мире Ф. М. Достоевского равноправным с героями является именно голос автора, а не сам автор, не Достоевский, создавший героев, которому полностью принадлежит смысл художественного мира, соотносимый с бытием, а не с сознаниями персонажей.
Готовые работы на аналогичную тему
По мнению Кожинова, конечный смысл созданного Достоевским художественного мира относится не к равноправным созданиям- персонажам, а к бытию. Сознания героев – это всего лишь отдельные порождения этого бытия. То есть сознания героев – это часть бытия, которое писатель изображает в своих произведениях. Поэтому следует говорить о равноправии сознаний персонажей в повествовательной ткани произведений, а не в бытии, воссозданном художественно. Именно поэтому М. М. Бахтин подчеркивал, то в драме полифония невозможна, так как «реплики драматического диалога не делают изображаемый мир многоплановым». В драматическом произведении, по мнению Бахтина, герои диалогически сходятся в едином кругозоре режиссера, автора, зрителя на фоне односоставного мира. В драме принципиальная невозможность полифонии связана с отсутствием в ней повествовательного начал.
Поэтому, рассуждая о полифонии в произведениях Достоевского, следует иметь в виду, что жизненная реальность, воссозданная в них, зависит напрямую только от Достоевского как автора-творца.
Полифоническая картина мира – это художественно воссозданное бытие, повествование о котором носит полифоничный характер.
Полифония создает плюралистическую картину мира, где все голоса персонажей на равных находятся в состоянии диалога. В свою очередь, сам диалог является источником бесконечной художественной глубины.
Сам писатель воспринимал полифоническую картину мира не однозначно положительно. Примером тому являются сны Раскольникова, которые снились ему на каторге:
«Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве ».
Сны Родиона Раскольникова, снившиеся ему на каторге, в концентрированной форме воссоздают тенденции, проявляющиеся и в обычной жизни, которая изображена в романах Ф. М. Достоевского. Такая принципиальная невозможность договориться между людьми, считающими верным и истинным только свое мнение, является ни чем иным, как зримым воплощением потенциально бесконечного диалога, описанного Бахтиным. Разница состоит только в том, что для Достоевского актуальная социальная и коммуникативная деконструкция, к которой по своей природе тяготеет полифоническая картина мира.
В той обычной жизни, которую в своих романах изображает Достоевский, дело не доходит до крайностей, которые снятся Раскольникову на каторге, однако для читателя постепенно очевидным становится постепенное саморазвитие ситуации в этом катастрофически-деструктивном направлении. Вместе с этим очевидным является то, что сны Родиона Раскольникова отсылают читателя к жизненной реальности, которую не мог видеть Достоевский.
«Преступление и наказание» по своей художественной форме является новаторским произведением. В романе встречается не только авторский голос, повествующий о героях, их чувствах и мыслях. Здесь о себе говорят сами герои, а их точки зрения на мир равнозначны. Писатель не выделяет чье-либо мнение, не считает чье-то мнение хуже или лучше. Каждый из героев имеет право иметь свое мнение. А точка зрения автора является лишь одной из многих.
Именно поэтому «Преступление и наказание» по своей структуре полифонично. Оно насыщено описанием мыслей и чувств, внутренними диалогами и монологами. В этом смысле особенно выделяются три диалога между главным героем и Порфирием Петровичем.
По утверждению М. Бахтина герой Достоевского является человеком какой-либо определенной идеи, которая определяет его мысли, поступки и мироощущение. В этом романе основной является идея Родиона Раскольникова о праве сильного на преступление нравственного закона. К этой идее стягиваются идеи остальных героев: Порфирия Петровича, Сони, Катерины Ивановны, Мармеладова, Лужина, Свидригайлова и наконец, самого автора. Поэтому полифония произведения Достоевского состоит и в этом непрерывном диалоге сознаний персонажей.
Постепенно в различных диалогах раскрывается идея Раскольникова, проявляя все свои возможности и оттенки. В романе постоянно слышны многие мнения, голоса и идеи. Именно такое построение произведения дает возможность автору сделать роман психологичным, живым, напряженным.
Полифония в творчестве Ф.М.Достоевского.
Просмотр содержимого документа
«Полифония в творчестве Ф.М.Достоевского.»
по: Истории русской литературы XIX века
на тему : Полифония в творчестве Ф.М.Достоевского.
Выполнил: студент 3 курса группы«А» Направление: русский язык и литература
Приняла : Рахманова А.Х.
Достоевский – создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония – многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку друг с другом. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими те или иные мысли главного героя. При этом отрицательные элементы его теории отражают «двойники», а положительные – «антиподы».
«Полифония» Э. Неизвестный
«Три встречи Порфирия с Раскольниковым — подлинные и замечательные полифонические диалоги». М..М.Бахтин
( русский философ,культуролог, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп,карнавализация, мениппея, духовный верх и телесный низ)
Полифонизм – гармоничное многоголосие
Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.
Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам, взглядам.
Порфирий Петрович выступает против бунта
«Внутренний мир Свидригайлова»
Лужин – Раскольников – Разумихин Ставятся вопросы, связанные с деятельностью человека
Лебезятников – Раскольников – Порфирий Петрович Рассматриваются социальные проблемы
Защита государства и морали
Право на протест человека необыкновенного
Повиновение «твари дрожащей»
Отрицание нравственных и государственных норм
Свидригайлов – Раскольников – Соня Рассматриваются философские, общечеловеческие проблемы
Глубокая вера, христианское смирение, человеколюбие
Бездеятельность, индивидуализм, культ сильной личности
Безверие, индивидуализм, бунт
Поиск веры, мессианство
В Раскольникове всего «слишком»
Единичное добро Разумихина
Вселенские масштабы добра
Теория, толкающая к топору
«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы. »
Рассматривая в системе образов двойников и антиподов Родиона Раскольникова, автор опровергает теорию Раскольникова, вскры-вает ее антигуманную, бесчеловечную суть.
содержащее в себе число «три»:
Полифонизм художественный
Роман полифонический
Роман полифонический — жанровая форма, выражающая полифоническое художественное мышление (см.: полифонизм художественный), созданная Достоевским и описанная М.М. Бахтиным.
Понятие позволяет охарактеризовать роман Достоевского как «существенно новый романный жанр», неповторимо оригинальную и новаторскую форму. 1) Роману полифоническому присущи «многопланность и многоголосость», в его рамках происходит «взаимодействие нескольких неслиянных сознаний». Так как доминантой в построении образов героев в романе полифоническом выступает владеющая ими идея, то эта «новая форма художественного видения» предполагает «множественность одинаково авторитетных идеологических позиций» (Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. С. 24). Всю структуру полифонического романа пронизывают диалогические отношения (см.: диалогизм). Существует мнение, что «полифонизм» как качество художественного мышления проявляется во всех «жанрах» прозы Достоевского (Захаров В.Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика. Л., 1985. С. 138), но наиболее полную реализацию принцип полифонизма нашел все-таки в больших романах Достоевского, где найдены и соответствующие герои, и оптимальная сюжетно-композиционная структура.
Так как «Достоевский создал как бы новую художественную модель мира, в которой многие из основных моментов старой художественной формы подверглись коренному преобразованию» (Бахтин М.М. Указ. соч. С. 3), то роман полифонический отличает ряд особых признаков и структурных особенностей. Прежде всего «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов» (Указ. соч. С. 7. — разрядка М. Бахтина). «…Образ героя у Достоевского — не обычный объектный образ героя в традиционном романе» (Там же). Писатель изображает сознание героя, которое дается как «другое», «чужое» по отношению к авторскому, и при этом «оно не опредмечивается, не закрывается, не становится простым объектом авторского сознания». Герои Достоевского — «субъекты собственного непосредственно значащего слова». Это слово не исчерпывается обычными функциями и не служит выражением позиции автора. В романе полифоническом «слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово… Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом…» (Там же. С. 8. — разрядка М. Бахтина). Роман полифонический отличается, таким образом, «самой установкой рассказа» (или повествования). Его структура определяется «новым художественным заданием». «Новая романная структура», открытая Достоевским, осуществляет «контрапункт» голосов и позиций, и в завершение несет свой катарсис: «…ничего окончательного в мире еще не произошло, последнее слово мира о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди…» (Там же. С. 223 — разрядка М. Бахтина).
Бахтин выводит роман Достоевского из жанровой традиции, восходящей к сократическому диалогу и менипповой сатире, вбирает он в себя и черты авантюрного романа, на что указывал еще Л.П. Гроссман, исследовавший многосложность стилистики писателя (см. авантюрность). С точки зрения исторической поэтики, Бахтин находит в структуре романа полифонического и явление карнавализации.
Вместе с тем в концепции романа полифонического, предложенной Бахтиным, не решена проблема целостности художественного мира, единства романной структуры. Утверждая «принципиальную незавершимость полифонического романа», ученый видел в романах Достоевского противоречие-«конфликт» между «внутренней незавершенностью героев» и идущего диалога и внешней законченностью каждого отдельного романа. Поэтому в романах писателя, кроме «Братьев Карамазовых», он различал «условно-литературный, условно-монологический конец» (Там же. С. 56 — разрядка М. Бахтина). Но не является ли отмеченное внешнее «противоречие» как раз условием реализации полифонического принципа? И — если идти дальше — не обнажает ли оно иную, конкретную, пока недостаточно исследованную основу единства романов Достоевского? Во всяком случае приходится признать, что поэтико-структурные механизмы, организующие полифоническое целое, в книге Бахтина с достаточной ясностью не объяснены. Видя в каждом из романов Достоевского 60—70-х гг. «большой диалог», необходимо выяснить, каким образом он, с точки зрения поэтики, осуществляется и какова при этом роль автора (см. также единство художественного целого, автор и герой). Немаловажно, что до сих пор «понятие «полифонический роман» используется сплошь и рядом как «образное выражение», которому можно придать какой угодно смысл» (Тамарченко Н.Д. О принципах типологии романа в работах М.М. Бахтина // Природа художественного целого и литературный процесс. Кемерово, 1980. С. 28). Требуется осознанное употребление понятий, ставших расхожими.
Свительский В.А.
Понятие художественного полифонизма
Художественный полифонизм – это «совершенно новый тип мышления», явление, характерное для эстетики и поэтики Достоевского.
Художественный полифонизм характеризует структуру произведений Достоевского, особенно его пяти романов 60-70-х годов («Великое Пятикнижие»):
По словам М. М. Бахтина, Достоевский, воплотив в жизнь полифонический принцип, совершил радикальный художественный переворот.
Художественный полифонизм – это понятие, противоположное художественному монологизму. Он подразумевает множественность центров-сознаний, не приведенных к одному идеологическому знаменателю.
Полифонизм по Бахтину предполагает самостоятельность и свободу героя по отношению к автору, равноправие позиций автора и героев, что осуществляется в событии диалогического общения между равноправными сознаниями.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Главным условием художественного полифонизма является:
Для того, чтобы состоялось явление художественного полифонизма, необходимо своеобычное взаимодействие между «голосами» и авторской позицией, что является наиболее возможным в произведениях со сложной романной конструкцией.
Полифонизм романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
“Преступление и наказание” (1866) открывает собой череду “великих” романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко, многосторонне охватывает поставленные проблемы.
“Преступление и наказание” – идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение – новаторское по своей художественной форме. Литературовед М.
Бахтин определял “Преступление и наказание” как полифонический роман. Что это значит?
В романе мы встречаем не только авторский голос, который повествует нам о героях, их мыслях и чувствах. В “Преступлении и наказании” о себе рассказывают сами герои. Их точки зрения на мир равнозначны.
Достоевский не говорит, что чье-то мнение лучше, а чье-то хуже. Каждый из персонажей имеет право на свое мнение, которое высказывает во весь голос на страницах романа. А авторская точка зрения – всего лишь одна из числа многих.
Именно потому, что произведение полифонично по своей структуре, оно насыщено описанием чувств и мыслей, внутренними монологами и диалогами. В этом смысле Бахтин особо выделяет три диалога между Раскольниковым и Порфирием Петровичем.
На всем их протяжении следователь говорит намеками, стараясь выудить истину из Родиона. Раскольников, в свою очередь, пытается играть роль ничего не ведающего человека.
Однако искусному Порфирию удается ненадолго сбить Родиона, и тогда в речи Раскольникова прорываются его истинные мысли и чувства.
Так, во время первой встречи следователя и Раскольникова с Разумихиным следователь “вытягивает” из Родиона его теорию о “высших” и “низших” людях.
Поэтому мы можем сказать, что в этом диалоге звучит два голоса Раскольникова – притворный и настоящий, два голоса Порфирия Петровича, и один голос простого и открытого Разумихина.
Только этот герой один из всей этой компании не играл, а честно говорил все, что он думает. В третьем, последнем, диалоге между следователем и Раскольниковым происходит разрушение ролей героев.
– переговорил он, точно не веря ушам своим, – да вы убили, Родион Романович! Вы и убили-с… – прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом”.
М. Бахтин утверждает, что герой Достоевского – это всегда человек какой-либо определенной идеи. Она определяет его мироощущение, мысли и поступки. В “Преступлении и наказании” основной является идея Раскольникова о праве сильного человека на преступление нравственного закона.
К ней стягиваются и с ней ведут диалог идеи других героев: Сони, Порфирия Петровича, Мармеладова, Катерины Ивановны, Свидригайлова, Лужина, самого автора.
Поэтому можно с уверенностью говорить, что полифония романа заключается и в этом непрерывном диалоге сознаний героев. Нужно отметить, говорит Бахтин, что сам Достоевский не передает суть идеи Раскольникова.
Она рождается и раскрывается в непрерывном диалоге. Так, в начале романа мы видим, что сознанием главного героя завладели чужие мнения и голоса.
Раскольников думает о письме, полученном из дома, он находится под впечатлением от исповеди Мармеладова. Все это превращается в острый диалог Родиона с отсутствующими собеседниками. Герой спорит со своей сестрой, матерью, другими героями.
В этом напряженнейшем диалоге Раскольников пытается свою “мысль решить”. Кроме того, нигде в романе мы не найдем бесстрастного изложения теории Родиона. Читатель узнает о ней из диалога героя с Порфирием Петровичем. Следователь нарочно упрощает идею Раскольникова, провоцируя героя, вызывая его на разговор. Позже свою теорию излагает сам Родион.
В различных диалогах идея главного героя постепенно раскрывается, проявляя все свои оттенки и возможности. Так, в спорах с Соней эта теория раскрывается новыми гранями, в рассказе Свидригайлова открывается еще одна ее сторона и так происходит на протяжении всего романа.
Таким образом, я полностью согласен с мнением литературоведа М. Бахтина. На страницах “Преступления и наказания” идея Родиона Раскольникова соприкасается с различными явлениями жизни, испытывается, проверяется, подтверждается или опровергается ими.
То есть, можно, сказать, что эта теория ведет диалог с самой жизнью, которая доказывает всю губительность идеи главного героя.
Я убедился, что роман Ф. М. Достоевского “Преступление наказание” обладает новаторской структурой. Это полифонический роман, в котором постоянно слышны многие голоса, мнения, идеи. Именно такое построение позволяет автору сделать роман живым, напряженным, психологичным.
Именно полифония позволяет передать всю глубину человеческой души, со всеми ее светлыми и темными сторонами.
Loading… Полифонизм романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”« Виртуальная встреча русских гениевКраткое изложение Буриданов осел »
Полифония романа Достоевского с использованием ЛМС. Литература.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Полифонизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Учитель русского языка и литературы высшей категории Кольцова Наталья Юрьевна
В условиях современной жизни остро встают вопросы духовности, культуры. Каждый учитель литературы старается помочь учащимся развить свои личные качества, расширить интеллектуальные знания, пробудить интерес к учебе, ко всему новому, доброму, прогрессивному, уберечь, от проявлений эгоизма, пассивности, безразличия.
Формирование морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Тренинг умения осуществлять целеполагание, планирование и рефлексию учебной деятельности
Тренинг умения работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Создание условий для осмысления идейно-художественных особенностей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Смешанное обучение, проблемный метод, логико-смысловое моделирование, «перевёрнутый класс»
Фронтальная беседа, работа в малых группах
1. Организационный этап. Установление контакта с аудиторией.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся. Введение нового понятия «полифония» методом аналогии и исследования.
— Звучит отрывок многоголосной музыки, в котором одновременно звучат несколько самостоятельных равноценных мелодий.
Учитель: В чём особенность этого музыкального стиля?
В ходе беседы выясняются существенные признаки полифониии.
. Уточнение смысла понятия «Полифония».
В ходе беседы выясняется, что какофония это сочетание звуков, воспринимаемые как хаотическое и бессмысленное их нагромождение, полифония же предполагает гармонию, порядок, системность.
Учитель организует проблемную ситуацию, задавая вопрос:
«Литературовед М. Бахтин определял «Преступление и наказание» как полифонический роман. Что это значит?»
Учащиеся рассуждают, проводя аналогии между литературным и музыкальным произведением. Учитель акцентирует их внимание на существенных признаках полифонии.
В результате беседы выясняется:
В романе мы встречаем не только авторский голос, который повествует нам о героях, их мыслях и чувствах.
В «Преступлении и наказании» о себе рассказывают сами герои.
У каждого героя – своя идея, своя позиция.
Их точки зрения на мир равнозначны. Достоевский не говорит, что чье-то мнение лучше, а чье-то хуже.
Каждый из персонажей имеет право на свое мнение, которое высказывает во весь голос на страницах романа.
Авторская точка зрения – всего лишь одна из числа многих.
Поэтому можно с уверенностью говорить, что полифония романа заключается в этом непрерывном диалоге сознаний героев
3. Создание проблемной ситуации
Проблемный вопрос учителя:
— Что делает это многоголосие полифонией?
Что является системообразующими факторами? Что стягивает все голоса в систему.
Для того, чтобы направить движение мысли в нужное русло, учитель задаёт наводящие вопросы:
О человеке, который совершает убийство из благих намерений.
— Что обсуждают многочисленные голоса романа?
М. Бахтин утверждает, что герой Достоевского – это всегда человек какой-либо определенной идеи. Она определяет его мироощущение, мысли и поступки. В «Преступлении и наказании» основной является идея Раскольникова о праве сильного человека на преступление нравственного закона. К ней стягиваются и с ней ведут диалог идеи других героев : Сони, Порфирия Петровича, Мармеладова, Катерины Ивановны, Свидригайлова, Лужина, самого автора.
Поэтому можно с уверенностью говорить, что полифония романа заключается в этом непрерывном диалоге сознаний героев.
Далее беседа ориентирована на следующие проблемные вопросы и соответствующие позиции.
— Как можно сформулировать главный вопрос романа?
«Возможна ли кровь по совести?» «Возможны ли отступления от нравственного закона?»
— Почему именно этот вопрос лёг в основу романа?
На него хотел найти ответ сам Достоевский. С одной стороны, он был воспитан как глубоко религиозный человек. Любовь и смирение – главные ценности, определяющие его отношение к миру и людям, главное мерило поступков. С другой стороны, он видел, что общество жестоко и несправедливо устроено. Ему как человеку сострадательному больно было смотреть, как страдают «униженные и оскорблённые». И время было неспокойное – активизировались революционные настроения, молодёжь организовывалась в террористические кружки. Находясь на каторге, становясь все более религиозным (Достоевский уходит на каторгу революционером, “петрашевцем”), “лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения. ”, изгнанник приходит к мысли о создании исповеди-романа. Достоевский выступает гениальным предвестником грядущих исторических событий, когда во имя «великих» идей разрешена была «кровь по совести»,
а Россия, оказалась «расколотой» в буквальном смысле этого слова. Эти идеи актуальны и для наших дней – вся террористическая деятельность осуществляется во имя самых благих целей.
В этой формулировке «кровь по совести», «убийство ради спасения» Достоевский увидел дьявольский соблазн, ложный путь, который ведёт к гибели и смерти души. Поэтому он выбирает и конкретно исторический и общечеловеческий вселенский ракурс рассмотрения.
С чем можно сопоставить масштаб художественной и мыслительной задачи Достоевского? – Только с описанием «первого убийства» в истории человечества. Достоевский обладал редким для светского писателя качеством – он мыслил последовательно библейски. Обозначив в заглавии романа тему преступления и наказания, Достоевский душой отозвался на великий сюжет о Каине братоубийце.
— Как из полифонии голосов возникает идея романа? Что нужно нам сделать, чтобы понять художественное высказывание Достоевского?
Чтобы понять идею произведения мы должны увидеть выстроенную Достоевским художественную систему в её основных взаимосвязях и образах. В этом заключается главная задача нашего урока.
5. Выбор средств. Чтобы увидеть произведение как систему, наглядно представить её основные компоненты и связи, необходимо выбрать наиболее эффективный способ работы.
Учитель предлагает рассмотреть возможности системы образов романа.
Эта система не отражает идейно-художественной структуры романа. Обозначены только герои и семейные связи. Необходимо обратиться к другому инструменту – логико-смысловому моделированию.
Логико-смысловая модель позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждый её элемент в отдельности,
на ней можно показать сравнительную характеристику двух явлений, событий, формул, найти сходства и различия между ними,
Установить причинно-следственные связи,
выявить основную проблему и найти её решение.
6. Построение логико-смысловой модели
Сочетание фронтальной работы учителя со всем классом и самостоятельной работой учащихся, объединённых в малые группы.
Фронтальная работа на доске и в тетради:
В центр помещаем ключевое понятие «Преступление».
Определяем системообразующую ось с бинарной оппозицией «Грех – Возрождение».
Далее обозначаем ветви: «Идейные преступники и их идеи», «Живущие сердцем и по совести», «Город», «Униженные и оскорблённые», «Писатель», «Следователь».
Учащиеся разбиваются на 4 группы. 3 группы учащихся определяются в соответствии с ветвями ЛСМ. Можно делить класс и на 8 групп – 8 лучей. Все эпизоды, которые нужны для аргументации, были проанализированы на предыдущих уроках.
1-ая группа. Составляем бинарный луч по принципу оппозиции «+» и «-». (Луч 2 и луч 6)
Какая теория овладела умом и сердцем главного героя?
В чём символический смысл его фамилии?
Кого из героев романа можно назвать двойниками Раскольникова?
Какие идеи определяют их жизненную позицию?
Зачем Достоевский выстраивает систему двойников для Раскольникова?
Луч 6. «Живущие сердцем и по совести»
Кого из героев романа можно назвать антиподами Раскольникова?
Какие идеи определяют их жизненную позицию?
Зачем Достоевский выстраивает систему антиподов Раскольникова?
Какую роль в жизни Раскольникова играет Соня? В чём заключается символический смысл её имени?
Какой смысл заложен писателем в образ Лизаветы?
2-я группа. Составляем бинарный луч по принципу оппозиции «+» и «-».
«Грех и возрождение»
Прочтите библейские легенды и подготовьте ответы на вопросы:
Есть ли аналогии в судьбах Каина и Родиона Раскольникова?
В чём суть их наказания?
Какую роль в романе играет евангельский сюжет о воскрешении Лазаря?
Если бы Раскольникова совесть мучила, то это было бы понятно каждому, в ком есть совесть. Но ведь в романе не было того. Раскольников принял наказание, а совесть его молчит, от покаяния он был бесконечно далек. Вот цель — читая роман, держать в уме этот вопрос: почему Раскольников сознался в убийстве, когда совесть его была «совершенно спокойна» и свою «теорию», что люди делятся на два разряда, он считал верной?
Достоевский в романе берется показать все этапы преступления, когда является сама сущность наказания. Задача Достоевского в романе — художественная и одновременно мыслительная: Достоевский показывает, что человек в преступлении как бы переходит предел самой человеческой природы и должен с неизбежностью столкнуться с иной реальностью, кроме человеческой — принять мир Божий и жизнь — либо не принять Бога и жизнь… покончить с собой. Человек может сказать Богу «нет». Индифферентность — невозможна. «Религиозный индифферентизм» (толерантное «ни да, ни нет», «каждый по-своему прав») стал по замыслу романа — невозможен.
Таков масштаб художественной и мыслительной задачи Достоевского. С чем его можно сопоставить? — Только с описанием « первого убийства » в истории человечества. Первое убийство, описание этапов преступления и божественного наказания мы находим в первой книге Библии (Быт., гл. 4). Мы полагаем, что основные этапы преступления и сущность наказания в романе воспроизводят древний библейский рассказ об убийстве Каином Авеля.
Тема «Каиновой печати» была определяющей в «наказании» убийцы Раскольникова. Его наказывают не муки совести, а двузначная печать Каина, когда преступник:
совершенно охранен от преследования
и совершенно одинок — отлучен от общества людей.
Существенное различие между первым убийцей в Священной Истории и убийцей Раскольниковым состоит в том, что Каин подвергся проклятию и «знамение» Каина было дано ему как защита. Каинова печать на Раскольникове дана ему в « наказание »: это не знак проклятия, а «наказ» — нечто понять, пережить, покаяние для него возможно.
Существенное положение в романе Достоевского занимает мысль, что Каинова печать не снимается покаянием, потому что покаяние под Каиновой печатью — невозможно.
В революции мы приняли на себя Каинову печать как наказание, и задача — в том, чтобы совлечь с себя Каинову печать. Как для личности, так и для народа одинаково достоверно, что печать Каина не снимается покаянием. Только — страданием.
В этом смысл тоталитарного режима и внутреннего террора в России после революции. В этом смысл участия народа в самой жестокой из войн мировой истории. Народ понес великое страдание и через внутренний режим, и через войну с внешним врагом. Самое важное сейчас — усвоить то всенародное страдание.
Когда «Каин» зовет нас каяться не в грехе — революции, цареубийства, гонений на Церковь, — но каяться в наказании за грех, то он хочет одного: чтобы мы шли «путем Каина» (Иуд. 1:11).
«Преступление и наказание» может стать увлекательным чтением для современного человека, если осознать, что этапы духовного выздоровления у целой нации будут те же, что у Раскольникова
3-ая группа Составляем бинарный луч по принципу оппозиции «+» и «-».
«Город униженных и оскорблённых – Каиново изобретение»
Самый умышленный город
Каким изображён Петербург в романе Достоевского?
Почему Достоевский называет Петербург «самым умышленным городом»?
Что олицетворяет образ семьи Мармеладовых? Почему Достоевский выбрал такую фамилию?
Как основные герои романа определяются через поступки в отношении членов этой семьи? «Семья Мармеладовых — фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного. общества, и, как „сладок» этот мир, рисуется уже горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским», — писал В. Я. Кирпотин.
Символика имён и фамилий
Раскольников: расколота душа, раскольниками называют тех, кто отделился, отвергнул основное течение. Говорящая фамилия Раскольников произошла от слова «раскол», раскольниками называют тех, кто отделился, отвергнул основное течение. Родион подобно раскольникам отринул нравственные законы, изобрёл свою собственную нравственную теорию, которая противоречила жизни. Он был отколот от всех групп и слоёв, от всех течений и законов. Его последующее раскаяние, понимание всей тяжести преступления раскололо его душу, привнесло противоречие разума и души, теории и жизни.
Разумихин : ум+душа= разум
Соня : София, мудрость. София – мать святых Веры, Надежды, Любви
Капернаумов : Капернаум — древний город, упоминается в Новом Завете. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес.
Как можно трактовать сон Раскольникова о забитой лошади?
«Писатель» и «Следователь» работает с учителем
— Докажите, что Достоевский исследует главный вопрос о возможности крови по совести,
а следователь расследует преступление?
-Какими методами пользуется один и другой?
Какое значение имеет каждая из встреч для развития сюжета?
За что Раскольникову смягчают наказание и отправляют на каторгу всего на 8 лет?
В какой части романа голос М.Ф.Достоевского звучит отчётливо и ясно? Почему? (Эпилог)
В записной книжке Достоевский отметил: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой»
Важным средством раскрытия героев в романе являются диалоги и монологи.
Не менее важна их форма.
Монологи имеют форму спора героя с самим собою. Одновременно высказывают противоположные точки зрения на происходящее
Монологи в романе диалогичны (разные точки зрения на один факт) – признак полифонизма.
Диалоги можно охарактеризовать как монологические, так как представляют спор героя с самим собой, а не с собеседником.
— Когда происходит нравственное прозрение Раскольникова. Зачитайте данный отрывок. (Работа с текстом)
— Сравните Раскольникова преступившего и Раскольникова покаявшегося? (Важно отметить новые возможности Раскольникова, открывшиеся перед ним: принятие христианских ценностей, духовное очищение, позитивность, возможность будущего)
— Герои Ф.М.Достоевского реалистичны, но являются ли они типичными в наше время? Приведите примеры. (Обратить внимание на вневременную важность поднятой Ф.М.Достоевским проблемы духовного обнищания человека)
— Какие уроки преподаёт нам Ф.М.Достоевский? (необходимость сохранения высоких моральных качеств, христианских ценностей; великая сила любви и т.д.)
— Ф.М.Достоевский учит нас «разгадывать» людей, определять истинные мотивы их поступков, находить правильные ценности в жизни. Доказательством этого могут послужить слова Ф.М.Достоевского : «Мир надо переделать, но первый шаг в том, чтобы начать непременно с себя ».
Далее следует презентация докладов от групп и совместное заполнение ЛСМ на доске и в тетради.
7. Формулировка идеи произведения на основе анализа и обобщения ЛСМ
Фронтальная беседа, приводящая к общему выводу:
Итак, ЛСМ закончена в том виде, который перед вами. Остаётся последний этап к тому моменту, чтобы полифония зазвучала так, как задумал её писатель, или так. как вы поняли его сочинение. Соедините логическими пунктирами точки на лучах. Объясните, почему вы сделали именно так.
Можно выслушать несколько ребят, они не должны повторяться, а дополнять друг друга.
Всё это говорит об одном:
Графический формат вывода на доске и в тетрадях:
Несостоятельность теории Раскольникова:
8. Рефлексия деятельности на уроке.