Что такое полифункциональность развивающей предметно пространственной среды в доу
Полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды
Наталья Ковалёва
Полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды
В отечественной педагогике термин «среда» часто употреблялись понятия «педагогика среды» «окружающая среда» В целом ряде исследований доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребёнок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия,в которых он существует: Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Полифункциональность развивающей среды: должна быть многофункциональной.
Это разнообразный природный,бросовый материал: гладкие камни, крупные семена, крышки, пластиковые бутылки и многое другое пригодный для использования в разных видах детской активности, например, для изготовления различных макетов, поделок.
Полифункциональные коврики разной фактуры, дети могут использовать для сюжетной игры (ковер – самолет, звездное небо, подводное царство и т. д.). Легкие, мобильные ширмы, для театрализованной деятельности, а могут выполнять роль различных маркеров игрового пространства для сюжетно – ролевых игр. Шторки на ширме легко сменяются по желанию детей, ширма может быть и больницей, тогда дети вместе с педагогов надевают на нее ткань с изображением красного креста, и магазином, тогда надеваются декорации с символикой супермаркета. Также ширма выполняет функцию зоны отдыха. Ребенок сам определяет, где ему будет комфортнее отдохнуть, побыть одному. Это мягкие поролоновые фигуры, обтянутые синтетическим материалом, подлежащем обработке и представленные в разнообразной цветовой гамме. разные по форме и размеру.
При подборе цветовой гаммы следует учитывать влияние цвета на эмоциональное состояние детей. «Цвет способен на все: он может вызвать успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу».
Также полифункциональные мягкие модули, которые легко переставляются в процессе преобразования среды. Такие модули используются детьми в различных видах деятельности и для сюжетно-ролевых игр, и для физической активности, и для отдыха детей.
Совершая действия с мелкими деталями модулей, у ребенка развивается внимание, наблюдательность, логическое мышление, усидчивость. Действия с модулями помогают укрепить руки детей, развивают согласованные движения руки и пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности
Также в дидактический материал, который позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Насыщенность должна быть разумной, и педагог должен четко понимать, какие игрушки и предметы он готовит для детей. В групповом пространстве не должно быть перегруженности предметного материала, это затрудняет ребенку сделать выбор, рассеивает внимание, а также не позволяет педагогу продуктивно реализовать образовательный процесс. Среда группы постоянно меняется, в зависимости от темы недели или проекта. Если на протяжении всей недели мы с детьми будем говорить о весне, то и организация средыбудет соответствовать выбранной теме: интерактивные озвученные плакаты «Весна на дворе», «Возвращение птиц» поделки своими руками, выставки.
Описание предметно-развивающей пространственной среды Описание предметно-развивающей пространственной среды Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
Описание развивающей предметно-пространственной среды Описание развивающей предметно-пространственной среды группы изостудия «Волшебный карандаш» Якубович Н. И. Приходя в детский сад, пройдя.
Описание развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Одним из важнейших условий воспитательно-образовательной работы в детском учреждении является правильная организация предметно-развивающей.
Организация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.
Полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды в ДОО Полифункциональность предметно-развивающей среды предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной.
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного.
Консультация для воспитателей «Полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Юлия Морогова
Консультация для воспитателей «Полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Педагоги на протяжении нескольких поколений учат детей тому,что все вещи должны лежать на своих местах: одежда в шкафчиках, посудка – в кухонном уголке, пирамидки в сенсорном уголке, куклы, коляски – в кукольном уголке, с машиной играем только на ковре, в настольные игры – за столом, в строитель – возле ковра. Несмотря на такое разграничение, многие дети упорно несут кружки и тарелки не туда куда нужно, в коляску складывают не кукол, а кубики и мячики.Педагоги недоумевают: почему дети так делают? Ребенок использует игрушки так, как ему этого хочется и требует его внутреннее «Я». Ребенку просто необходимо все трогать. Через тактильное восприятие происходит его развитие.
Чем больше вариантов использования одной игрушки/пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребенка.
Полифункциональность – от греч. Polu – много и лат. Function – исполнение, осуществление, деятельность.
По ФГОС ДО полифункциональностьматериалов должна включать:
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
— наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов – заместителей в детской игре.
Все ДО постепенно к этому идут. Кто-то может уже похвастаться развивающей средой по ФГОС ДО, кто-то наполовину, кто-то совсем пока ничем.
Пример полифункциональных игрушек/пособий:
— развивающее панно, где много вариантов использования деталей (растегивать, застегивать, перемещать с места на место и т. д., вариантов использования деталей очень много;
— вкладыши, которые можно использовать в играх с песком, с водой, с ка-мешками, использовать в кухонном уголке;
— контейнеры с заменяемыми наполнителями (природный и бросовый мате-риал, где ребенок может все потрогать;
— «сухой бассейн» из разных материалов;
— непроливайки можно использовать для воды, и для изучения цвета, и для развития мелкой моторики рук.
Таким образом, игрушки и пособия должны быть полифункциональ-ными!
Создание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды 3.3. Создание развивающей предметно- пространственной среды Содержание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды отражает.
Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды Сообщение по теме Нажия Азисова. Сообщение по теме «Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей.
Описание развивающей предметно-пространственной среды Описание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе «Звёздочки» Развивающая предметно-пространственная среда в детском.
Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды» Пояснительная записка «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе- неотъемлемая составляющая часть работы воспитателя. Ответственное отношение.
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до» Консультация для педагогов подготовила старший воспитатель: Дубова Т. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды 10 и 9 группы Пополнение развивающей предметно-пространственной среды[/b] Музыкально-дидактические игры «Зайцы» Цель: упражнять детей в.
Построение развивающей предметно-пространственной среды Отчёт воспитателя МБДОУ№41 Тетцоевой Л. А. Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена.
Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии с этнокультурным компонентом» Создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии с этнокультурным компонентом (Консультация для воспитателей) Среда является.
Что такое полифункциональность развивающей предметно пространственной среды в доу
а мы еще с малой брали ее матрасик из малышковой кроватки ставили его под наклоном(с дивана на пол) и лежа на диване скатывали с него колесики от пирамидки:) занимало на долгое время:)
Дети сами нам показывают то, что им нужнее на данный момент, просто мы не всегда их понимаем, начинаем учить «как правильно». Вот ведь постоили ребятишки башню, да не простую, а волшебную! Вот очень хороший пример написала в комментарии Елена Бабина, очень поучительный.
Спасибо, Галина, что поделились! 😉
Согласитесь, Татьяна, это здорово, когда дети умеют использовать одну и ту же игрушку в разных вариантах. Вот так и вырастают они творческими личностями. 🙂
Мы тоже периодически меняем наполнители в дорожке.
Жанна Витальевна, прекрасное раскрытие принципа РППС «полифункциональность материалов»! Вы верно отметили важность поддержки инициативы и интересов детей. Таким образом ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования! Спасибо!
Благодарю, Светлана Стасисовна, за одобрение! 🙂 Значит, у меня получилось раскрыть понятие «полифункциональность материалов». Честно говоря, благодаря ФГОС над многим задумалась и переоценила, пересмотрела своё отношение ко многому.
Жанна, как всегда, отличная статья!
Вижу, у Вас очень тепло в группе 😉
Юлечка, спасибо за отзыв! Да, в группе тепло, + 26 градусов, полы с подогревом, да и на улице ещё не очень холодно, снега совсем нет.
Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность
Татьяна Гукк
Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность
Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходима та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.
1. Насыщенность
Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения, различными материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием.
Предметное содержание выполняет информативные функции об, окружающим мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки и оборудование разнообразны.
Игры – разной степени сложности, что обеспечивает высокий развивающий потенциал. Использование гендерных игр и игрушек для девочек и мальчиков.
Учитываем индивидуальные особенности детей, применяем игры разного уровня сложности.
Эмоциональное благополучие детей во взаимодействий с предметно пространственным окружением и возможности самовыражения детей.
2. Трансформируемость
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,
в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. (Столы трапеция, ромашка, квадратные, прямоугольные, лепестки)
За счет кроватей трансформеров пространство спальной комнаты используем для двигательной активности и индивидуального развития.
Центры активности легко трансформируются в зависимости от образовательной ситуации.
Оперативное изменение пространства необходимо для полноценного функционирования развития предметно – пространственной среды.
Например: на месте природного уголка организовать можно (лаборатория творческая, мастерская, музей, путешествие).
В группах имеются природные уголки – трансформируются, в лабораторию могут, патриотический уголок, выставка детского творчества.
В образовательном процессе возможна, трансформировать столы (объединять, индивидуально).
В спальнях позволяет использовать пространство для двигательной активности детей, для индивидуальной работы.
3. Полифункциональность
Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, мягких модулей, мобильные книжные полки, игровые маркеры.
Учебную доску используем для рисования маркерами, составления узоров, выставка детских работ.
Все игровые средства используются в коллективных играх, в том числе с участием взрослого.
Например: Игровые маркеры могут использоваться в детской игре по замыслу ребенка (Магазин, банк, автобус из стульчиков).
4. Доступность
ФГОС учитывает доступность для дошкольников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;(Музыкальный зал, изо студия, кабинет учителя- логопеда, кабинет педагога – психолога, музей ДОУ, игровые площадки, спортивный зал.)
свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5. Вариативность
Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств разнообразных материалов, игр игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей.
Группы детского сада условно разделены на центры активности: центр литературы, науки и природы, художественно – эстетический, центр математики.
Благодаря высокому развивающему потенциалу, игровые средства используются для детей с различными уровнями развития. Чем выше потенциал, тем выше развивающая возможность.
6. Безопастность
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
С целью организации содержательной деятельности дошкольников, на воздухе оборудованы прекрасные теневые навесы отвечающие требованиям САНПина.
Вариативность предметно – пространственной среды и ее трансформируемость и полифункциональность дает возможность дошкольникам самостоятельно организовать собственную деятельность, проявляют познавательную активность и интерес.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
елена рогачева
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная средагруппы должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
Насыщенность РПП среды предполагает:
— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
— периодическую сменяемость игрового материала;
— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная средаделится на пять образовательных областей:
В каждой области имеются свои центры.
Социально-коммуникативное развитие:
— Центр пожарной безопасности;
— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
— Центр «Уголок Природы»;
— Центр сенсорного развития;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр математического развития;
Речевое развитие:
— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
Художественно-эстетическое развитие:
— Центр ИЗО или уголок творчества;
— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.
Физическое развитие:
— Центр физического развития;
— Спортивный уголок «Будь здоров!»
Социально-коммуникативное развитие.
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки.В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т. п.
Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.
В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.
Речевое развитие.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская»находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Театрализованные игры решают следующие задачи:
Развивают артикуляционную моторику;
Развивают артикуляционную моторику;
Расширяют словарный запас;
Развивают монологическую и диалогическую речь;
Развивает общую и мелкую моторику.
Физическое развитие:
Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем,что:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
Определить дополнительное оборудование.
Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.
Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Организация развивающая предметно-пространственная среда по речевому развитию в группе с учетом ФГОС Для создания речевого уголка во второй младшей группе были использованы «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС Доклад на педагогическом совете «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» «Нет такой стороны воспитания,.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы по ФГОС Уважаемые коллеги, позвольте познакомить вас с некоторыми аспектами организации развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС В соответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность.
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной.
Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе в соответствии с ФГОС Детский сад, это место,где дети получают свой первый опыт общения со взрослыми и сверстниками,проявляют свою индивидуальность и творчество. Вступивший.
Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.