Что такое полимодальность в психологии
Полимодальная психология — что это такое и зачем может быть нужно
Об этом мы поговорили с основателем школы полимодальной психологии. Сергей Логинов – специалист в необычной науке, являющейся синтезом психологии и ряда областей знаний, которые принято называть эзотерическими. Синтез классической психологии и понятия кармы, по мнению автора этого направления работы, позволяет более полно ответить на встающие перед человеком вопросы и помочь ему разобраться со своими проблемами.
— Сергей, в чем суть полимодальной психологии, что она в себя включает и как это работает?
— Суть в разложении, расчленении и разборе психики на модальности священных высших законов реальности фокусом сборки внимания, благодаря чему становятся видны частные обстоятельства внешнего и внутреннего мира человека.
Полимодальная психология – теоцентрическая система, она рассматривает мир как порожденный Богом, а все проявления мира как частные флуктуации божественной воли (т.е. порождающего, поддерживающего и завершающего Высшего начала), в этом смысле можно сказать, что полимодальная психология является религией. А комплексное профессиональное применение этой совокупности методов чем-то может быть похоже на шаманские техники. И тем не менее, я считаю, что это наука, пусть и опирающаяся на непривычные для многих области знаний.
— Расскажите, пожалуйста, об истории появления полимодальной психологии.
— Всё началось с того, что в бытность астрологом Авессалому Подводному задавали один и тот же вопрос. «Уважаемый астролог, я всё понял, всё осознал, мне всё ясно, отчего да почему, и как так получилось и что за факторы повлияли, многое стало понятно, а непонятно лишь одно… Что мне теперь со всем этим делать?!».
И остаток своих дней он потратил на разработку механизмов, отвечающих человеку, что со всем этим делать. То есть полимодальная психология изначально создавалась как механизм целительской помощи людям. Будущий Авессалом до начала активного занятия астрологией получил 2 диплома МГУ, и уже только после этого решил пойти в эзотерику. Чтоб вы понимали: эту науку создал великий ум, легко покоривший мехмат и психфак МГУ в советские времена, когда с обучением все было очень строго. Создание полимодальной заняло приблизительно 50 лет.
— В чем отличие полимодальной психологии от классической психологии?
— Никакой единой классической психологии не существует. Есть огромное количество различных школ, подходов и методов, каждый из которых рассматривает человеческую психику со своей стороны. И часто взгляд одних школ противоречит другим школам и подходам.
Если вы отправитесь на поиски классической психологии – вы ничего не найдёте. Её не существует. Метафора с ощупыванием слона по частям слепыми специалистам, увы, точно описывает состояние современной популярной «психологии». Одному слепому кажется, слон похож на широкое шершавое полотнище. Другой утверждает, слон это длинная извивающаяся труба. Третий клянется, что слон маленькое милое вихлявое животное, напоминающее хлыст.
Полимодальная психология – это единая система, та самая, которая, на мой взгляд, единственная имеет право именоваться психологией. То есть психология может быть только полимодальной. Мономодальная (обычная) психология – малоэффективна.
Скажем так, ноу-хау полимодальной психологии – работа с личностью в комплексе и с учетом тех её граней и сфер, которые не охватывают другие психологические школы.
Ещё одно ноу-хау полимодальной психологии – работа с кармой. Тут всё просто: карма это груз предназначения, спускающийся из Абсолюта (из миссии человека)
— Какие вопросы решает ПМП, как в жизни практически может помочь?
— Полимодальная психология решает огромное множество вопросов. Труднее выдумать, чего бы она не сумела сделать. Всё, что связано с внутренним миром человека – она решает, связанное с внешним – тоже решает, с духовностью и душевными болями – тоже.
Великолепно с помощью ПМП удаётся решать вопрос ускоренного исполнения мечты.
Полимодальность
Полимодальность
ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ, МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ (англ. multimodality) — способность человека совмещать в процессе познания и коммуникации несколько способов (модусов) освоения мира и общения — вербальный, визуальный, кинетический (жестовый) и др. Два типа П. — когнитивный и вербальный — являются взаимосвязанными.
Понятие П. появилось в лингвистике благодаря последователям М. Хэллидея, которые стремились преодолеть «мономодальность» науки о языке, которая традиционно уделяла внимание вербальным аспектам коммуникации. Полимодальный подход отказывается от взгляда на язык как на вариативную систему грамматических правил, и сосредоточивается на взаимодействии разных знаковых систем.
Цель данного подхода — проанализировать и описать набор смыслообразующих средств, используемых человеком (например, визуальных, жестовых, письменных и т. д.
— в зависимости от области репрезентации), а также выявить, как организуются эти средства для создания значения. Центральным понятием П. является модус (mode), хотя универсального определения для него пока выработано не было. В целом, модус определяется как канал репрезентации или коммуникации. Примерами сочетания модусов могут быть сочетания рисунка и подписи; фразы и жеста, положения тела, мимики и реплики; видеоряда и комментариях нему.
Немаловажным в теории П. является модальная совместимость (modal affordance), которая имеет отношение к практическим и культурным аспектам модуса — иными словами, модальная совместимость ставить задачу выявить, какой модус нужно выбрать для того или иного вида репрезентации.
Исследования конфигурации модусов в различных контекстах по-новому позволяют взглянуть на такие утвердившиеся в лингвистике понятия, как метафора и теория дискурса.
Согласно семиотическим концепциям Г. Кресса и Т. ван Леyвена, любой вид коммуникации является полимодальным [Kress, van Leeuwen 2001].
Полимодальная психология (психотерапия)
Полимодальная психология, или полимодальная психотерапия — очень молодая наука, ей, вероятно, всего пару лет.
Обращение к полимодальному психологу — самый быстрый способ изменить свою жизнь, оздоровить судьбу и здоровье, раздобыть свет личной миссии, вдохнуть глоток свежего воздуха.
Полимодальная психология рассматривает человека от кончиков ногтей на физическом уровне, ведёт через физику, через психику вверх — до того самого места, где душа человека смыкается с Богом. Нет ничего невозможного. Границ применения метода не существует. В некоторых случаях за полчаса простой беседы человек кардинально меняет свою судьбу. В некоторых случаях вылечиваются болезни.
Что такое полимодальная психология (100 фактов)
1. Это наука о душе, раскладывающая психику на модальности.
2. Она рассказывает о превращении энергии света в энергию тепла.
3. Помогает осознать личность по частям.
4. Даёт представление о поиске пропущенных частей себя в целях достройки себя до целого.
5. Изучает трансляцию из Тонкого плана реальности в плотный, заметный глазом или ощутимый кожей.
6. Это то, что связывает невидимые явления с плотными, ощущаемыми как плотная реальность (например, заноза в пальце).
7. Прикладное волшебство.
8. Быстрый и лёгкий способ развития личности и балансировки психики.
9. Наука о проистечении энергий по психике человека.
11. Изучает связь внутреннего мира человека и внешней реальности.
12. Наука о душе, технично раскладывающая реальность на модальности, от цвета башмаков до вдохновляющих идеалов.
13. Рассказывает о Боге и его Божественной Воле.
14. Средство изучения и развития субличностей в личности человека.
15. Способ работы с высшими и другими архетипами в целях улучшения состояния человека.
16. Это способ замены личности.
17. Помогает вычислить предназначение человека и облегчает его исполнение.
18. Аналитический способ точного и быстрого обнаружения и коррекции всего, что мешает или помогает человеку добиваться своих целей.
19. Способ стать другим и начать проживать иной жизненный опыт.
20. Это гармонизация души и выполнения жизненной миссии
21. Средство эволюционного развития.
22. Она устраняет барьер.
23. Это астрология, развитая до уровня астромагии и далее до уровня техники смены реальностей.
24. Мощный свет прожектора, освещающий любые объекты психики, делающий невидимое видимым.
25. Механизм перевода души на новую ступеньку личностного развития.
26. Анализ и коррекция божественной воли через осознание.
27. Средство обретения внутренней ясности.
28. Способ отчётливого обнаружения в окрестности своего «Я» факторов, влияющих на жизнь и выстраивающих жизнь определённым образом.
29. Метод быстрой аннигиляции тараканов в голове.
30. Помогает найти причину болезней в душе человека ещё до того, как болезнь реализовалась на физическом плане и стала причиной страданий, то есть медицина будущего
31. Метод проращивания из зерна пожелания целого жизненного направления с другими свойствами.
32. Способ стать другим человеком.
33. Полимодальная психология — панацея.
34. Средство осознания всего того, чему учат великие учителя человечества общими фразами.
35. Способ переборки психики в целях чистки от лишнего, эволюционного развития и обретения блаженства.
36. Противоядие от вредного действия отжившего психического и бытийного материала.
38. Это средство освобождения от страданий (коррекции и подстройке под волю Сансары).
39. Духовное развитие, заменяющее священников и духовных лидеров.
40. Способ помочь, когда бессильны медики
41. Инструмент узнать непознанное.
42. Возможность видеть своими глазами то, что миллионы и миллиарды людей изучают методом научного тыка вслепую.
44. Костыль на пути к счастью для несчастных. Причём костыль саморастворяющийся, автоматически исчезающий при наступлении счастья.
45. Продукт деятельности лучших мыслителей, философов и святых за последние 5000 лет.
46. Способ узнать божественную задумку относительно себя любимого.
47. Метод мгновенной психотерапии.
48. Средство лечения депрессии.
49. Бальзам на душу.
50. Это инструмент обретения ресурса при отсутствии ресурсов
51. Инструмент увидеть любовь Бога.
52. Экспресс-метод оживления в самых трудных жизненных обстоятельствах.
53. Бинокль для разглядывания своего пути по инкарнации.
54. Антидот для «безжалостно сгорала инкарнация».
55. Способ видеть волю Божью во всём и точно знать в какой части жизни какая воля.
56. Манера обхода трудного травмирующего жизненного опыта через лёгкий и приятный.
57. Рецепт от бессмысленности.
58. Перелопачивание потока с обращением внимания на составляющие поток элементы.
59. Средство исцеления от неизлечимых заболеваний либо адаптации к предрешённому.
60. Инструмент облегчения жизни
61. Тепловизор для наблюдения за вселенским порядком из окрестности собственной личности.
62. Средство обмануть Чушь в голове так, то Чушь более не покажется значимой и авторитетной.
63. Инструмент обнаружения связи поступков человека с Божественным замыслом.
64. Метод развития любых свойств или качеств характера.
66. Наука о поиске пропущенных частей психике и метод достраивания себя до целого ради лучшего исполнения жизненной миссии.
67. Катализатор личностного роста — именно в нужном направлении.
68. Антиперспирант для личности, потеющей в потугах получить правильный или неправильный опыт.
69. Орудие света для быстрого и техничного превращения тёмного болезненного невежества в ослепительно вдохновляющее заветное сияние.
70. Рецепт выхода из жизненных тупиков
71. Система координат в крутящейся турбулентности Сансары/ДНК.
74. Средство обучения для психологов, психотерапевтов, тренеров по развитию личности, медиков, прогнозистов, мудрецов и аналитиков.
75. Меха для наполнения души энергией.
76. Мощный пинок в развитии за счёт давления фотонов солнечного света в корму.
77. Средство облегчения принятия трудных решений.
78. Способ добывания успешности из неуспешности.
79. Быстрый метод лечения боли.
80. Способ облегчения совершения поступков, на которые десятилетиями не мог решиться
81. Наука о создании внутреннего мира для малоразвитых, моделировании внутреннего мира для среднеразвитых и массаж психики для высокоразвитых.
82. Домкрат и рычаг для изменения характера.
83. Профессиональное измерение и анализ направления, к которому лежит сердце.
84. Способ балансировки ума, тела, души.
85. Инструмент обозрения психореальности от кончиков ногтей физического тела до светящейся нити, соединяющей с Богом сверху атманического тела.
86. Снасть для ловли Божественной воли.
87. Приспособление видеть и слышать невидимое и неслышимое.
88. Раздобывание смыслов в лучших заветах Виктора Франкла.
89. Домофон для пропуска в мир Божественного Провидения.
90. Наковальня для перековки негатива в позитив
91. Средство вразумления бесчисленных гуру и бизнес-тренеров, несущих пургу со сцены и втирающих Несусветную Чушь широким массам.
92. Способ увидеть трафареты, по которым рисуется и воссоздаётся та или иная часть жизни человека или коллектива.
93. Человековедение, оформленное в технологию практической помощи.
94. Способ выбрать правильную профессию на данный период жизни.
95. Способ правильно выбрать направление для обучения.
96. Прагматизм в работе с такой живой и хрупкой тончайшей сущностью, как человеческая личность.
97. Способ получить ответы у собственного «Я» в отличие от бытийной постановки вопроса в потоке жизнедеятельности, где ответ от «Я» трудноразличим.
98. Наука, изучающая динамическую схему развития любого живого существа в бурлящей турбулентности архетипической спирали ДНК.
99. Механизм обеспечения слышимости между сознанием и подсознанием.
100. Лучший способ разобраться в себе
Ученик Авессалома Подводного, практикующий полимодальный психолог.
Мой путь в полимодальную психологию
Немного расскажу о том, что такое полимодальная психология. Это расширенный взгляд на то, что представляет из себя человек, его психика. Это объяснение феноменологии человека одновременно с точки зрения разных наук: биологии, психологии, астрологии, философии, религии и эзотерики.
В рамках психологии полимодальный подход будет означать отношение к человеку как личности, обладающей различных набором качеств, характеристик (субличностей), которые проявляются в зависимости от различных обстоятельств его жизни. Они не закреплены жестко раз и навсегда, и могут трансформироваться! (Например с технологией НЛП можно поменять модальность личности человека с интроверта на экстраверта, и наоборот.)
Так случилось, что всю мою жизнь я изучаю явление под названием человеком через призму различных учений и концепций. Расширяя таким образом свою Я-концепцию. Углубляя понимание себя. Осознавая себя и свое место в этом мире относительно других людей.
Разноплановое видение проблемы дает возможность создавать наиболее эффективную стратегию работы с каждым клиентом. Общаясь со мной клиент также становится «полимодальным» (в определенной степени конечно, так как это зависит от его способностей к осознанию). Он получает возможность более широко взглянуть на свою проблему, расширить свою личную идентичность или, в идеале, выстроить новую.
Общение с клиентом, или какая-то терапевтическая ситуация представляет собой также и серьезный вызов для самого специалиста, заставляя его проходить через период сомнений и тревог по поводу собственной компетенции. Поэтому требуется постоянное повышение квалификации, поддержка коллег и супервизия. Наверно я счастливчик в этом отношении, так как в течение 5 лет являюсь членом постоянно действующей интервизорской группы. Получилось 3-в-1. 🙂
Думаю этот процесс продолжается в течение всей профессиональной жизни психолога. Это связано с тем, что специалист всегда может сменить направление, метод и с тем, что в ходе развития науки (а психология это развивающаяся наука) содержание профессии постоянно трансформируется.
Рубрика «Профессиональное признание авторских методик психотерапии и консультирования»
Профессиональное признание авторских методик
(заявительная регистрация)
Полимодальная мотивационная психотерапия
Автор методики
Катков Александр Лазаревич
д.м.н., профессор, ректор Международного института социальной психотерапии
Определение.
Под полимодальной мотивационной психотерапией (ПМП) понимается использование специфических подходов, методов и технологий полимодальной психотерапии с целью формирование первичной и устойчивой мотивации у клиентов на достижение конструктивных психотерапевтических и жизненных целей.
Сущность методики.
Сущность ПМП заключается в доказанной возможности формирования в форсированном режиме первичных и устойчивых мотивационных комплексов у клиентов с использованием механизмов, методов и технологий полимодальной психотерапии; доказанного факта существенно более высокой скорости и вероятности достижения психотерапевтических и жизненных целей у клиентов, при условии форсированного развития у них таких мотивационных комплексов.
Основные принципы.
Основные принципы построения ПМП заключается в возможностях:
Основные процессы.
Последовательность основных процессов в ПМП, таким образом, заключаются в том, что в результате продуманной диагностической и собственно психотерапевтической работы в охватываемых группах клиентов:
1) достигается прояснение в отношении всего комплекса переживаний, так или иначе касающихся мотивационной сферы, понимание ситуации и особенностей формирования мотивационных комплексов, в существенной степени управляющих их состоянием и поведением;
2) формулируются основные «проблемные» узлы, подлежащие разрешению; а так же представления о ресурсах, с использованием которых возможно эффективное продвижение к желаемому результату;
3) выстраивается проект терапии (от экспресс-форматов, до среднесрочных психотерапевтических форматов, в зависимости от сложности заявляемой проблемы), ясно демонстрирующий последовательность терапевтических «шагов», которые необходимо сделать для достижения искомого результата и обеспечения устойчивости этого результата во времени;
4) реализация проекта терапии в режиме трехуровневой коммуникации, которая обеспечивает максимальную степень усвоения и скорость трансформации в поведенческие навыки необходимой терапевтической информации у клиента;
5) формирование, в ходе реализации проекта терапии, первичных и устойчивых мотивационных комплексов у клиента, способствующих скорейшему достижению собственно терапевтических или жизненных целей.
Структура процедуры в формате ПМП.
Последовательность использования континуума разработанных психотерапевтических технологий ПМП в работе с клиентами зависит от особенностей изначальной терапевтической ситуации. Последние могут быть представлена в трех типичных вариантах:
В связи со всем сказанным, выделяются следующие основные этапы ПМП.
Начальный, диагностический этап: на данном этапе используются специально разработанные диагностические технологии ПМП, проясняющие типологию терапевтической ситуации и разворачивающие терапевтический процесс по одной из трех идентифицированных и проработанных магистралей ПМП.
Основной терапевтический этап: реализуются специальные технологии полимодальной психотерапии, в зависимости от идентифицированных вариантов типичной терапевтической ситуации: 1) по всему спектру актуальных и универсальных мишеней, включая мишени-стадии терапевтических изменений в модели Прохазки-ДиКлементе; 2) по всему спектру актуальных биологических и психологических мишеней, оказывающих влияние на дисфункцию, главным образом, первичных мотивационных комплексов; 3) по всему спектру первичных и устойчивых мотивационных комплексов, включая особенность их взаимодействия.
Пролонгированный этап: реализация специально разработанной технологии групповой психотерапии с включением элементов социально-психологического тренинга, проводимой с акцентом на формированное устойчивых мотивационных комплексов. Данный этап реализуется при наличии осознанного клиентского запроса на эффективную самоорганизацию и понимании приоритетной роли в этом процессе устойчивых мотивационных комплексов.
Теоретические и методологические аспекты (базовые идеи с указанием авторов).
1. Теория и общая методология построения ПМП учитывают достижения психологической науки в области изучения мотивационной сферы и сферы волевых процессов (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы // «Питер». 2000. — 508 с.; Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е издание // «Питер». 2003. — 351 с.; Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего // «Смысл». 2004. — 607 с.; Вилюнас В. Психология развития мотивации // «Речь». 2006. — 457 с.; Макклелланд Д. Мотивация человека // «Питер». 2007. — 669 с.; Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Психология мотиваций и эмоций // «Астрель». 2009. — 704 с.; Ильин В.П. Психология воли // «Питер». 2000. — 288 с.).
Согласно перечисленным здесь и другим авторам мотивационная сфера психики человека может быть представлена как функциональная система: 1) поддерживающая и направляющая поведение (К. Мадеен, 1959; Ш. Бодфруа, 1992); 2) обеспечивающая побуждение, вызывающее активность организма и определяющая ее направленность (Платонов, К.К. 1986); обеспечивающая процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед — Эминов М.Ш., 1998); представляющая динамический процесс формирования мотива (комплекса, определяющего и направляющего поведения) от уровня первичных влечений и потребностей к личностно-опосредованным конструкциям (Леонтьев А.Н., Ильин Е.П., 1998).
Другими словами, мотивация, во-первых, обеспечивает энергетику и направленность психических процессов, а во-вторых — имеет ступенчатую, иерархическую структуру. В сложной структуре мотивации, согласно вышеприведенным определениям, есть смысл различать первичные (т.е. непосредственные, зависящие от обстоятельств и обращенные в большей степени к биологическим программам живой системы) и устойчивые (т.е. не зависящие или в существенно меньшей степени зависящие от внешних обстоятельств и опосредованные сформированными личностными конструктами) мотивационные комплексы. Довольно простая схема иерархического соотношении и взаимозависимости первичных и устойчивых мотивационных комплексов, складывающаяся в ходе их формирования, представлена в известной «пирамиде» потребностных циклов Абрахама Маслоу. И далее, такого рода соотношения и модели принятия решений в пользу первичных (эгоистических), либо устойчивых (альтруитсических) мотивационных комплексов изучались стремительно развивающимся в настоящее время научным направлением — нейроэкономикой (Гличмер П., Рангел А., Мантегю Р., Зак П. и др.). В частности, исследователями данного научного направления было убедительно продемонстрировано доминированием простых или первичных мотивов над более сложными моделями экономического поведения в ситуации фрустрации базисных потребностей в жизнеобеспечении, безопасности, определенности и пр.; ослаблении данных тенденций в ситуации доминирования потребностей в эффективной самоорганизации и возможности удовлетворения этих потребностей.
2. Проведенные нами исследования в период 2001-2014 гг. подтвердили конструктивность идеи дифференциации мотивационных комплексов на первичные и устойчивые применительно к целям и задачам профессиональной психотерапии. Эти исследования позволили прояснить сложную динамику соотношения первичных и устойчивых мотивационных комплексов в ходе прохождения клиентом полноценной психотерапевтической программы. В частности, был исследован и продемонстрирован механизм практически неизбежной актуализация первичных мотивационных комплексов с включением стереотипов защитно-конфронтационного поведения в условиях фрустрации базовых потребностей в безопасности клиента на старте и в продолжении психотерапевтической или консультативной сессии. Откуда, собственно, и выводятся почти все препятствия и сложности в формировании конструктивных, долговременных мотивационных комплексов, обозначаемые как «сопротивление», «защита» и пр. И далее, был детально исследован алгоритм актуализации диаметрально противоположной синергетической стратегии формирования первичной и устойчивой мотивации, направленной на сотрудничество, пластичность, эффективное усвоение терапевтической информации и существенное расширение ресурсных возможностей клиентов. Что, в конечном итоге, существенно повышает шансы клиентов на достижение желаемых терапевтических и жизненных результатов.
Еще одним, важнейшим направлением реализованной нами исследовательской программы явилось уточнение психических свойств, процессов и состояний, лежащих в основе устойчивых мотивационных комплексов. Что, в свою очередь, позволило ясно сформулировать универсальные мишени полимодальной мотивационной психотерапии и разработать технологии форсированного развития данных психических конструктов в ходе ПМП.
3. Собственно психотехническая составляющая ПМП базируется, в том числе, на идеях мультимодальной психотерапии Арнольда Лазаруса, развиваемые им с конца 70-х, начала 80-х годов прошлого столетия, а так же — на концепции полимодальной психотерапии Виктора Викторовича Макарова, которая разрабатывалась им с конца 80-х годов прошлого века.
Суть вышеприведенных психотерапевтических подходов сводится к утверждению того, что при выборе средств психотерапевтического воздействия следует руководствоваться, прежде всего, особенностями состояния и потребностями в помощи самого клиента, а так же — доказанным терапевтическим потенциалом множества разработанных на сегодняшний день методов и модальностей профессиональной психотерапии, а не только какой-либо одной из них. В данной ситуации главным фактором, определяющим общий успех психотерапевтического воздействия, является точность диагностики наиболее существенных аспектов состояния клиента, а так же — адекватность ассортимента апробированных психотерапевтических методов, целесообразность использования которых в отношении идентифицированных мишеней доказана с использованием критериев доказательной практики.
4. Общая теория психотерапии, разработанная нами в период 2001-2016 гг. дополняет идею полимодальной психотерапии проработанными универсальными компонентами психотерапевтической коммуникации. В частности, особое внимание здесь уделяется следующим мета-факторам, существенно повышающим эффективность психотерапевтического процесса:
Все эти позиции представлены в теоретической и практической части предлагаемого метода ПМП.
6. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии).
ПМП в той или иной степени допускает использование элементов следующих известных методов и модальностей профессиональной психотерапии:
Базовые техники и в еще большей степени формируемые технологические проекты ПМП, как правило, включают компоненты нескольких психотерапевтических модальностей.
Основные отличия от родственных методов.
Основное отличие ПМП от близких или родственных методик профессиональной психотерапии — например, аверсивных методов поведенческой психотерапии, мотивационного консультирования по У. Р. Миллеру, С. Роллнику — заключается в следующем:
Все вышеприведенные отличия свойственны исключительно ПМП и подчеркивают теоретическую и методологическую целостность данного метода.
Показания, противопоказания и границы применения методики.
Показания, противопоказания и границы применения метода ПМП четко разработаны и представлены следующим образом.
Показания:
Противопоказания:
Единственным противопоказанием к использованию ПМП является наличие интеллектуальных расстройств такого уровня, который препятствует осмыслению психотерапевтической информации, доносимой до клиента.
Границы применения метода:
ПМП используется в границах сектора населения с наличием показаний и к использованию данного метода (по нашим данным, это, как минимум, около 20% популяции), при наличии подготовленных специалистов-психотерапевтов и возможностей отслеживания объективной динамики состояния клиентов.
9. Основные используемые труды.
Апробация ПМП проводилась на: