Что такое полиморфная дислалия

Дислалия: виды, причины, диагностика и коррекция

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Это значит, что отклонение не связано с нарушением слуха или повреждениями головного мозга. Может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка.

Дислалия у детей проявляется отсутствием звуков в речи, либо происходит их замена, смешение или искажение. При наличии подобной симптоматики обязательно проведение логопедического обследования с целью изучения подвижности, строения речевого аппарата, обследования фонетического слуха. Важно понимать, что коррекция дислалии должна проводиться своевременно, потому что это нарушение может привести к дислексии и дисграфии, при этом оно серьезно затрудняет коммуникацию ребенка с окружающими его людьми.

Что такое полиморфная дислалия. Смотреть фото Что такое полиморфная дислалия. Смотреть картинку Что такое полиморфная дислалия. Картинка про Что такое полиморфная дислалия. Фото Что такое полиморфная дислалия

Основная характеристика дислалии

Дислалия считается наиболее часто встречающимся нарушением речи у детей. Характеризуется оно нарушением произношения звуков, а также патологическим их употреблением. При этом органические патологии слуха и нервной системы отсутствуют.

Наибольший процент детей с дислалией выявляется именно в дошкольный период. По разным оценкам специалистов, этот показатель составляет 25-30% (некоторые источники говорят о 50%). В младших классах количество детей составляет 17-20% от общего числа, в старшем возрасте – порядка 1%.

В структуре дислалии больше всего выделяются полиморфные нарушения при звукопроизношении, которые препятствуют дальнейшему овладению письменной речью. Особенность дислалии заключается в том, что ребенок может использовать все падежи правильно, его словарный запас будет находится на нормальном уровне, и он может выговаривать до 90% звуков, но иметь серьезные проблемы с оставшимися 10%. Это говорит об избирательности данного нарушения.

Что такое полиморфная дислалия. Смотреть фото Что такое полиморфная дислалия. Смотреть картинку Что такое полиморфная дислалия. Картинка про Что такое полиморфная дислалия. Фото Что такое полиморфная дислалия

Основная классификация дислалии

Специалисты выделяют две основные формы дислалии – функциональную и механическую (органическую).

Функциональная дислалия проявляется в нарушении воспроизведения фонем, при этом нарушения артикуляционного аппарата отсутствуют. Она делится на 3 вида:

Что такое полиморфная дислалия. Смотреть фото Что такое полиморфная дислалия. Смотреть картинку Что такое полиморфная дислалия. Картинка про Что такое полиморфная дислалия. Фото Что такое полиморфная дислалия

От несформированности тех или иных звуков, можно выделить следующие виды дислалии:

Существует классификация нарушения и по степени тяжести – простая и сложная дислалия. При простой нарушено от 1 до 4 звуков, при сложной – более 4.

В каждой из этих категорий можно выделить виды дислалии по тому, какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все проблемные звуки находятся в одной группе (свистящие или только шипящие), то это мономорфная дислалия, а если из разных, то полиморфная:

Помимо этого, встречаются нарушения озвончения и оглушения, когда ребенок заменяет парные глухие звонкой и наоборот, а также дефекты твердости и смягчения, когда парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.

Механическая дислалия (органическая) обусловлена органическими патологиями органов речи:

Источник

Дислалия – формы, причины, лечение, признаки, коррекция

Дислалия у детей – искажение или пропуск звуков при нормальном слухе и отсутствии патологий. Различают несколько видов заболевания:

Симптомы дислалии у детей

Дефекты звукопроизношения – это полное выпадение звуков, их искажение или замена одних другими. При этом лексическая сторона речи формируется по возрасту с употреблением падежей, в единственном и множественном числе, склонением по родам.

Что такое полиморфная дислалия. Смотреть фото Что такое полиморфная дислалия. Смотреть картинку Что такое полиморфная дислалия. Картинка про Что такое полиморфная дислалия. Фото Что такое полиморфная дислалия

До 5 лет дислалия может быть и физиологической, обусловленной ранним детским возрастом.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии логопедом начинается с выяснения, как протекала беременность и роды, детских заболеваний у самого ребенка, психомоторного и речевого развития в раннем возрасте, исключение патологий слуха и зрения. Обследуются органы артикуляционного аппарата.

В процессе диагностической работы отмечаются выявленные недочеты произношения, выявляется форма и вид заболевания. Проверяется возможность различения звуков. При необходимости назначаются консультации других специалистов (стоматолога, ортодонта, невролога, лора).

Лечение и коррекция дислалии у детей в логопедическом центре в Москве

Логопедическая коррекция дислалии включает 3 этапа:

Подготовительный. Во время него устанавливается контакт с ребенком. Он привыкает к обстановке и специалисту, происходит работа над развитием внимания, памяти и фонематического восприятия.

Формирование первичных произносительных навыков. Постановка отдельного звука, произношение его в слогах и словах, доведение до автоматизации.

Закрепление навыков общения. Употребление звуков в разных ситуациях, возникающих при общении. Контроль за речью.

Что такое полиморфная дислалия. Смотреть фото Что такое полиморфная дислалия. Смотреть картинку Что такое полиморфная дислалия. Картинка про Что такое полиморфная дислалия. Фото Что такое полиморфная дислалия

Коррекционная работа при дислалии проводится на регулярной основе 3-4 раза в неделю. Устранение дислалии при простой форме займет от 1 до 3 месяцев; при сложной понадобится больше времени – от 3 до 6 месяцев. Один из важных факторов успешного лечения – это выполнение рекомендаций родителями. Без полного взаимодействия родителей ребенка и логопеда сложно говорить об успехах.

Источник

Дислалия ( Косноязычие )

Что такое полиморфная дислалия. Смотреть фото Что такое полиморфная дислалия. Смотреть картинку Что такое полиморфная дислалия. Картинка про Что такое полиморфная дислалия. Фото Что такое полиморфная дислалия

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

МКБ-10

Что такое полиморфная дислалия. Смотреть фото Что такое полиморфная дислалия. Смотреть картинку Что такое полиморфная дислалия. Картинка про Что такое полиморфная дислалия. Фото Что такое полиморфная дислалия

Общие сведения

Дислалия – нарушение нормативного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Что такое полиморфная дислалия. Смотреть фото Что такое полиморфная дислалия. Смотреть картинку Что такое полиморфная дислалия. Картинка про Что такое полиморфная дислалия. Фото Что такое полиморфная дислалия

Причины

Причины механической дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Причины функциональной дислалии

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.

Классификация

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальная диагностика

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Источник

Что такое полиморфная дислалия

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Что такое полиморфная дислалия. Смотреть фото Что такое полиморфная дислалия. Смотреть картинку Что такое полиморфная дислалия. Картинка про Что такое полиморфная дислалия. Фото Что такое полиморфная дислалия

Дислалия или картавость – это неправильное произношение звуков, замещение их на другие или проглатывание звуков.

Бесплатные занятия с логопедом

Дислалия или картавость – это неправильное произношение звуков, замещение их на другие или проглатывание звуков.

Общие сведения о полиморфной дислалии (картавости)

Полиморфная дислалия – это сложная форма речевого дефекта, при котором дети неправильно произносят звуки из разных групп. При этом их интеллектуальное развитие соответствует возрасту, и ребенок хорошо слышит.

Причины картавости

Дислалия у детей может возникнуть в результате функциональных или механических проблем.

Причины функциональных изменений:

Также причиной нарушенного звукопроизношения является физиологическая дислалия.

Такой вид — распространенное явление у детей дошкольного возраста. Оно связано с незрелостью артикуляционного аппарата.

В возрасте до 6-ти лет повода для беспокойства нет, но дети старшего возраста должны уметь произносить все звуки. Если этого не произошло, то необходимо обратиться к логопеду.

Симптомы картавости

Родители должны обращать внимание на речь детей:

К симптомам проявления полиморфной дислалии относятся не произношение или проглатывание звуков к определенному возрасту:

Сроки произношения звуков могут немного смещаться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

К 7-ми годам дети должны хорошо произносить все звуки. Родители до этого периода занимаются с детьми для развития их речи. Если ребенок не произносит какие-то звуки или проглатывает их, то это повод заподозрить дислалию и обратиться к специалисту.

Диагностика картавости

Дислалию следует отличать от других речевых дефектов. В основном родителей беспокоит, что над ребенком будут смеяться из-за его плохой речи. И поэтому обращаются к логопедам.

Но причины могут быть различными.

За дислалией могут скрываться другие речевые проблемы: дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи и т.д.

Самостоятельно установить проблему речи у ребенка невозможно. Необходимо обратиться к специалисту.

Логопед проводит следующие этапы диагностики:

После проведения всех необходимых тестов, специалист составляет план индивидуальных занятий с ребенком. Также определяет, в какой последовательности будет исправлять произношение звуков.

Коррекция картавости

После подготовительных работ, логопед проводит занятия с ребенком. Они должны быть не реже 2-х раз в неделю, иначе не будет результата. При этом родители должны дома повторять упражнения, которые покажет врач.

Корректировка речи при полиморфной дислалии проводится в 4 этапа:

Для достижения результата, занятия при полиморфной дислалии должны длиться 5-6 месяцев. В большинстве случаев, логопед помогает справиться с проблемой, и ребенок начинает говорить правильно.

Этому способствует положительная атмосфера, хорошие взаимоотношения со специалистом, доверие к нему и интересные занятия.

Профилактика картавости

Для профилактики неправильного произношения звуков необходимо:

Родителям не стоит пытаться самостоятельно поставить ребенку звук. Например, многие пытаются заставить его произнести звук [р]. В результате ребенок старается и у него получается горловой [р], который исправить сможет только специалист.

Необходимо выявить проблемы речи до школы и устранить их. Иначе у ребенка могут возникнуть проблемы с усвоением материала, успеваемостью и отношениями с одноклассниками.

Источник

Что такое полиморфная дислалия

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, способствовать развитию отрицательных качеств характера.

Бесплатные занятия с логопедом

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением, и, в связи с этим, представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, они возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но, в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественное новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.

Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30 % (по некоторым данным – 52,5 %) дошкольников (5-6 лет), 17-20 % младших школьников (1-2 класс) и у 1 % детей более старшего возраста.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. Шультесс все речевые нарушения разделил на две группы: заикание и косноязычие. Косноязычие он обозначил термином «дислалия». Исследованием проблемы дислалии в разное время занимались: Кусмауль, Е.С. Боришпольский, Е.Ф. Рау, Гутцман, О.В. Правдина, М.Е. Хватцев, А.М. Смирнова, Р.Е. Левина, Гриншпуна Б.М. и др [2].

В последние годы, в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, когда нарушается произношение звуков из разных артикуляционных групп. Недостатки произношения звуков [р] и [р’], выражающиеся в их искажении, называются ротацизмом, а выражающиеся в их заменах – параротацизмом. Аналогично, недостатки произношения звуков [л] и [л’], выражающиеся в их искажении, называется ламбдацизмом, а выражающиеся в их заменах – параламбдацизмом.

Звуки [р], [р’] и [л], [л’] схожи по уровню шума (сонорные), по наличию голоса (звонкие), и по месту образования, поэтому данные группы звуков часто оказываются одновременно искажены и смешены между собой.

Выделяют две основные формы дислалии, в зависимости от локализации нарушения, и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую), которые, в свою очередь, имеют свои подвиды. Говоря о проявлении сложного вида замены одной группы звуков на другую, мы выделяем артикуляторно – фонетическую функциональную полиморфную дислалию.

Психолого-педагогическое изучение процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и характера детей с полиморфной дислалией, показало наличие ряда специфических и отличительных особенностей. У таких детей отмечаются вегетативные нарушения, которые проявляются в потливости конечностей и красном дермографизме. Наблюдается нерезко выраженное снижение памяти, что влияет на усвоение прорабатываемого материала. Слабость процесса запоминания слов у детей с функциональной дислалией связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения.

Актуальность исследования состоит в том, что при всём многообразии существующих средств, методов и программ предупреждения и коррекции речевых нарушений, для каждого ребенка необходимо модифицировать и адаптировать систему логопедической работы, подбирая и разрабатывая индивидуальную программу коррекции речи, учитывая индивидуальные особенности развития личности.

Целью нашего исследования является создание программы логопедической работы, необходимой для эффективного устранения полиморфной дислалии (ламбдацизма и ротацизма).

В исследовании приняли участие два ребенка: испытуемый №1 и испытуемый №2.

На констатирующем этапе эксперимента, было проведено логопедическое обследование ребенка, результаты которого нашли свое отражение в речевой карте.

Нами были получены следующие данные: испытуемый №1 рождён от первой беременности, которая протекала с токсикозом в первой половине, но без осложнений. Роды проходили быстро с механической и химической стимуляцией. Ребёнок закричал сразу, без асфиксии. Раннее речевое развитие в норме. Испытуемый №2 рожден от второй беременности (кесарево сечение). Грудь взял сразу, сосал молоко хорошо и часто (до 2 лет). Болел инфекционными заболеваниями (ОРВ), без осложнений. Раннее речевое развитие в норме. Это позволило сделать вывод о том, что органических поражений не выявлено.

Далее был проведён детальный осмотр речевого периферического аппарата, который показал, что патологий строения не имеет.

При изучении состояния артикуляторной моторики у испытуемого №2 были выявлены такие нарушения: вялость кончика языка и неумение удерживать язык за верхними резцами.

Состояние фонематическоко слуха, восприятия, фонематического анализа и синтеза хорошее. Звуко-слоговая структура слова, состояние словаря, состояние связной речи не нарушены.

Исследование лексико-грамматического строя экспрессивной речи показало умение испытуемых пользоваться конкретными существительными, глаголами и прилагательными.

При обследовании состояния звукопроизношения были выявлены нарушения: замена звуков [р], [р’] на [л],( неправильного произношения ) в начале и середине слова, в конце слова звук пропущен; замена звука [л] на [л’] в середине и конце слова, в начале произноситься [л] (неправильного произношения).

Таким образом, по результатам проведенного обследования были сделаны следующие логопедические заключения – полиморфная дислалия, проявляющаяся в ламбдацизме и параротацизме.

Согласно логопедической литературе, посвященной данной тематике, логопедическую коррекционную работу по преодолению полиморфной дислалии необходимо строить с учётом формирования звукопроизношения в онтогенезе, начиная работу со звука [л], а после его автоматизации, переходить к звукам [р] и [р’]. Эта работа должна включать в себя несколько определенных этапов.

Подготовительный этап – первый. На нем идёт подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков.

Его цель: наладить контакт с ребёнком; подготовить его артикуляционный аппарат к постановке звука; формирование умений и навыков правильного воспроизведения звука, умений удерживать кончик языка за верхними зубами.

Второй этап – постановка звука. Цель данного этапа заключается в выработке правильного звукопроизношения изолированного звука.

На третьем этапе проводится работа по автоматизации вновь воспитанного звука.

Его цель: автоматизировать поставленный звук изолированно, в прямых и обратных слогах, в простых и сложных словах, во фразе, в предложениях, чистоговорках, стихах, прямой речи.

Четвёртый этап включает в себя умение различать смешиваемые звуки и использование их в собственной речи.

Таким образом, коррекционная работа проводится до полного устранения речевого дефекта.

В соответствии с изложенными теоретическими положениями, нами был составлен план коррекционной работы по исправлению полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм). Данный план включает в себя:

– поэтапную постановку и автоматизацию звуков [л], [р] и [р’], проводимую на речевом материале для данных звуков;

– развитие мелкой моторики;

– развитие фонематического слуха;

– дифференциацию звуков [л], [р].

Одним из главных условий осуществления логопедической работы на всех представленных этапах является – применение всех упражнений в виде игры, так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей.

В качестве примера приведем описание поэтапной постановки и автоматизации звука [л].

Коррекционная работа по укреплению мышц кончика языка включает следующие цели:

– выработать умение расслаблять мышцы языка;

– удерживать язык в спокойном, расслабленном положении;

– удерживать кончик языка за верхними зубами.

В соответствии с данными целями были применены следующие упражнения: «Наказать непослушный язычок», «Сделать язык широким», «Пощелкать кончиком языка», «Барабанщики», «Гармошка», «Почистим зубы» и др.

Коррекционная работа по выработке направленной, длительной, плавной воздушной струи включает следующие цели:

– выработать длительную направленную воздушную струю;

– выработать плавную непрерывную струю;

– развить сильный плавный вдох;

– активизировать мышцы губ.

В соответствии с данными целями, были применены следующие упражнения: «Загнать мяч в ворота», «Паровозик свистит», «Надуй шарик», «Чья фигурка дальше улетит» и др.

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук включает следующие цели:

– развить точность и координацию движений руки и глаза;

– развить гибкость, ритмичность рук;

– развить контроль за собственными движениями;

– развить психические процессы (произвольное мышление, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь).

В соответствии с данными целями, были применены следующие упражнения: «Сундучок с сокровищами», «Сильные ладошки», «Мои пальчики» и др.

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха включает следующие цели:

– развить слуховое восприятие;

– развить умения различать высоту, силу, тембр голоса;

– различать слова, близкие по звуковому составу.

В соответствии с данными целями, были применены следующие упражнения: «Угадай, на чем играю», «Кто так умеет», «Подставь нужное слово» и др.

Далее необходимо добиться правильного звучания изолированного звука [л], что можно сделать разными способами.

Звук [л] можно вызвать по подражанию: логопед вместе с ребёнком садится к зеркалу и показывает правильную артикуляцию звука [л] (широкий кончик языка поднят и прижат к нёбу у самого основания верхних резцов; в средней части язык опущен вниз, а корень языка приподнят к мягкому нёбу; боковые края языка опущены с обеих сторон, выдыхаемый воздух проходит по ним вбок, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию). Но, этот способ постановки, большинство детей освоить не в состоянии.

Можно применить следующий способ: для начала, рассказать ребёнку сказку. Например: «Как маленький пароходик научился гудеть» (автор сказки: Е. Г. Карельская).

«Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л_______», он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «в______». Маленький пароходик решил во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У_______! О_______! Нет, явно не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы______…». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы______…», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Мало того, все большие пароходы, услышав голос маленького пароходика, начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л_____!», «Л______!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно».

Также предлагается ребенку, язык в форме чашечки, поднять вверх к верхним резцам (за резцы, к альвеолам) и включить голос.

Выполняется упражнение «болтушка» (или «индюк»): перемещая язык около верхней губы, а затем около верхних зубов. При этом, звук акустически напоминает цепочку звуков.

Автоматизация звука [л] осуществляется в следующей последовательности: в обратных слогах; в прямых слогах; в простых словах; в сложных словах; во фразе, стихах, чистоговорках, прямой речи.

Применение указанных игровых приёмов работы позволило испытуемым быстрее включиться в работу, а также повысить интерес к логопедическим занятиям. Всё это положительно повлияло на процесс преодоления недостатков звукопроизношения.

Коррекционная работа по исправлению полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм) с испытуемыми проводилась в течение шести месяцев. Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут. Также осуществлялась домашняя работа совместно с родителями.

Во время проведения занятий, испытуемые были заинтересованы в исправлении своего дефекта. На контакт шли хорошо, чувствовался эмоционально-позитивный настрой. Испытуемый №1 по сравнению с испытуемым №2 более внимательно слушал указания к упражнениям, охотно их выполнял, делился своими впечатлениями с логопедом и членами семьи. Оба испытуемых были рады своим результатом.

На завершающем этапе экспериментальной работы по коррекции полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм), была проведена повторная проверка состояния звукопроизношения у испытуемых: изолированно; в словах и во фразах. Результат повторного обследования звуковой стороны речи показал, что нарушений звукопроизношения не выявлено.

Подводя итог, можно отметить следующее: анализ результатов контрольного этапа эксперимента позволил выявить эффективность предложенной программы логопедической работы по исправлению полиморфной дислалии (ламбдацизм и ротацизм).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *