Что такое полиморфный характер звукопроизношения это

Что такое полиморфный характер звукопроизношения это

Что является основой профилактического направления логопедической работы в детском саду?

Чему способствует последовательная отработка звуков?

Нарушения речи и их коррекция

Нарушения звукопроизношения

Общая характеристика нарушений звукопроизношения

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’, j), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т’, д’, н’).

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;

отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Например: «коова» (корова),

замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: «колова» (корова).

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые авторы дают им определение антропофонические или моторные), так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

Источник

Дислалия – формы, причины, лечение, признаки, коррекция

Дислалия у детей – искажение или пропуск звуков при нормальном слухе и отсутствии патологий. Различают несколько видов заболевания:

Симптомы дислалии у детей

Дефекты звукопроизношения – это полное выпадение звуков, их искажение или замена одних другими. При этом лексическая сторона речи формируется по возрасту с употреблением падежей, в единственном и множественном числе, склонением по родам.

Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть картинку Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Картинка про Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это

До 5 лет дислалия может быть и физиологической, обусловленной ранним детским возрастом.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии логопедом начинается с выяснения, как протекала беременность и роды, детских заболеваний у самого ребенка, психомоторного и речевого развития в раннем возрасте, исключение патологий слуха и зрения. Обследуются органы артикуляционного аппарата.

В процессе диагностической работы отмечаются выявленные недочеты произношения, выявляется форма и вид заболевания. Проверяется возможность различения звуков. При необходимости назначаются консультации других специалистов (стоматолога, ортодонта, невролога, лора).

Лечение и коррекция дислалии у детей в логопедическом центре в Москве

Логопедическая коррекция дислалии включает 3 этапа:

Подготовительный. Во время него устанавливается контакт с ребенком. Он привыкает к обстановке и специалисту, происходит работа над развитием внимания, памяти и фонематического восприятия.

Формирование первичных произносительных навыков. Постановка отдельного звука, произношение его в слогах и словах, доведение до автоматизации.

Закрепление навыков общения. Употребление звуков в разных ситуациях, возникающих при общении. Контроль за речью.

Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть картинку Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Картинка про Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это

Коррекционная работа при дислалии проводится на регулярной основе 3-4 раза в неделю. Устранение дислалии при простой форме займет от 1 до 3 месяцев; при сложной понадобится больше времени – от 3 до 6 месяцев. Один из важных факторов успешного лечения – это выполнение рекомендаций родителями. Без полного взаимодействия родителей ребенка и логопеда сложно говорить об успехах.

Источник

Дислалия: виды, причины, диагностика и коррекция

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Это значит, что отклонение не связано с нарушением слуха или повреждениями головного мозга. Может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка.

Дислалия у детей проявляется отсутствием звуков в речи, либо происходит их замена, смешение или искажение. При наличии подобной симптоматики обязательно проведение логопедического обследования с целью изучения подвижности, строения речевого аппарата, обследования фонетического слуха. Важно понимать, что коррекция дислалии должна проводиться своевременно, потому что это нарушение может привести к дислексии и дисграфии, при этом оно серьезно затрудняет коммуникацию ребенка с окружающими его людьми.

Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть картинку Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Картинка про Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это

Основная характеристика дислалии

Дислалия считается наиболее часто встречающимся нарушением речи у детей. Характеризуется оно нарушением произношения звуков, а также патологическим их употреблением. При этом органические патологии слуха и нервной системы отсутствуют.

Наибольший процент детей с дислалией выявляется именно в дошкольный период. По разным оценкам специалистов, этот показатель составляет 25-30% (некоторые источники говорят о 50%). В младших классах количество детей составляет 17-20% от общего числа, в старшем возрасте – порядка 1%.

В структуре дислалии больше всего выделяются полиморфные нарушения при звукопроизношении, которые препятствуют дальнейшему овладению письменной речью. Особенность дислалии заключается в том, что ребенок может использовать все падежи правильно, его словарный запас будет находится на нормальном уровне, и он может выговаривать до 90% звуков, но иметь серьезные проблемы с оставшимися 10%. Это говорит об избирательности данного нарушения.

Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть картинку Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Картинка про Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это

Основная классификация дислалии

Специалисты выделяют две основные формы дислалии – функциональную и механическую (органическую).

Функциональная дислалия проявляется в нарушении воспроизведения фонем, при этом нарушения артикуляционного аппарата отсутствуют. Она делится на 3 вида:

Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть картинку Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Картинка про Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это

От несформированности тех или иных звуков, можно выделить следующие виды дислалии:

Существует классификация нарушения и по степени тяжести – простая и сложная дислалия. При простой нарушено от 1 до 4 звуков, при сложной – более 4.

В каждой из этих категорий можно выделить виды дислалии по тому, какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все проблемные звуки находятся в одной группе (свистящие или только шипящие), то это мономорфная дислалия, а если из разных, то полиморфная:

Помимо этого, встречаются нарушения озвончения и оглушения, когда ребенок заменяет парные глухие звонкой и наоборот, а также дефекты твердости и смягчения, когда парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.

Механическая дислалия (органическая) обусловлена органическими патологиями органов речи:

Источник

Аспекты полиморфного нарушения звукопроизношения

Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть картинку Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Картинка про Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это один из видов дислалии (картавости), проявляющееся расстройством произношения нескольких звуковых групп. Диагноз ставится детям старше 5-ти лет при сохраненном интеллекте, иннервации и целостности органов артикуляции. Дислалия – самая распространенная логопедическая патология. По статистике около 53% детей дошкольного возраста 5-6 лет, 20-30% 7-8 лет и 1% взрослого населения страдают этим нарушением. Нарушение звукопроизношения на сегодняшний день имеет тенденцию к полиморфизму и чаще приводит к нарушению письма.

Виды нарушений звукопроизношения

Классификация нарушений звукопроизношения выделяет следующие формы:

Дислалия – это, прежде всего, патология активного и пассивного орального аппарата речи, в который входит язык, губы, щеки, зубы, твердое небо и т.д. Однако нарушение звукопроизношения нередко возникает на фоне структурных или функциональных патологий других анализаторов. Таким образом, дислалия бывает:

Также дислалия в логопедии делится по фонетической классификации. В ней патология делится в зависимости от проблемного звука.

Причины возникновения дислалии

Причины возникновения дислалии бывают органические, функциональные и биологические. К первой категории относятся заболевания, которые приводят к морфологическому повреждению речевого аппарат. Наиболее частыми причинами этого являются:

Функциональная патология возникает на фоне негативных социальных условий. К ним относятся:

Кроме того, к функциональным относят неправильную артикуляцию и нарушение фонематического слуха при сохраненном фонетическом. Причины патологии обусловлены общей соматической (физической, неврологической) ослабленностью. Чаще всего такие состояния возникают при хронических заболеваниях.

Симптомы дислалии и дифференциальная диагностика с дизартрией

Симптомы больного оцениваются врачом-логопедом. Во внимание берутся все дефекты звуковоспроизведения (пропуски, искажения, замены, смешения).

Такие виды нарушений звукопроизношения, как функциональная и механическая дислалия, тоже имеют свои особенности. Первая характеризуется неправильным произношением одного или нескольких звуков в одной группе. В свою очередь, как механическая форма зачастую имеет несколько звуковых расстройств из разных групп.

Не стоит путать дислалию с нарушением звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии. Последняя представляет собой императивные гиперкинезы мышц артикуляционного аппарата. При этом язык буквально сворачивается в трубочку, а общее состояние пациента напряженное. Кроме того, представленная форма проявляется расстройствами эмоционально-волевой сферы и мимики. Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, которое в отличие от дислалии связано с поражением подкорковых структур. При этом в речевом аппарате возникают гипертонус и патологическая импульсация в головной мозг.

Нарушение звукопроизношения у детей можно диагностировать после достижения пятилетнего возраста. Во внимание берется разговорная и письменная речь ребенка.

Диагностика и лечение нарушений звукопроизношения

Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть картинку Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Картинка про Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это

Диагностика полиморфного нарушения звукопроизношения базируется на клинической картине пациента, инструментальных методах исследования и консультации психолога и оториноларинголога. Клиническая картина у детей с представленной патологией в 90% случаев проявляется исключительно речевым дефектом. Остальные 10% детей имеют неврологическую симптоматику, повышенную возбудимость, эмоциональную лабильность.

Инструментальные методы применяются для определения анатомического дефекта органов речи, органической и функциональной патологии головного мозга. Очень важна консультация ЛОР-врача, так как большое количество заболеваний ротовой полости, ушей вызывают нарушение звукопроизношения. Психолог необходим, для определения, возможной психологической травмы.

Дислалия практически не требует серьезных медикаментозных вмешательств и легко устраняется работой одного логопеда. Однако, в некоторых случаях, когда существуют врожденные или приобретенные анатомические дефекты речевого аппарата, может понадобиться операция. В лечении дислалии лучшим методом является профилактика, которая достигается путем правильного воспитания и постоянного общения с ребенком.

Источник

Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция

Полиморфное нарушение, наблюдающееся при произношении звуков – это одна из разновидностей дислалии или картавости, как еще называют данную патологию. Проявляется недуг расстройством произношения некоторых отдельных звуковых групп.

Подобный диагноз устанавливается детям по достижения ними 5 лет и при сохраненном интеллекте, целостности органов артикуляции и иннервации. Картавость – это распространенная из патологий в логопедии, наблюдается более чем у 55% детей в возрасте до 6 лет, у 30% детей до 8 лет и только у 1% взрослого населения.

Нарушение звукопроизношение – это распространенный недуг, разделяющийся на несколько отдельных форм. В таблице ниже все они описаны.

Особенности

Классификация картавости
ОрганическаяХарактеризуется врожденной и приобретенной структурой дефекта аппарата артикуляции при адекватной регуляции наивысшей деятельностью нервной системы.
ФункциональнаяЭто приобретенный недуг, формирующийся в случаях, когда морфологическая патология нервной системы и органов речевого аппарата исключена. Выделяют два ее типа: моторный и сенсорный. Первая характеризуется нейромолекулярным сдвигом в центре произношения, когда губы, язык и щеки двигаются с некоторым затруднением. Сенсорная проявляется из-за потрясения в теменной области, отвечающую за воспроизведение звуков. Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть картинку Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Картинка про Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это
ФизиологическаяЭту форму еще называют транзиторной, и она проявляется у большей части человечества, самостоятельно легко проходит у детей до 5 лет.
МономорфнаяЭто одно из простейших нарушений произношения отдельных звуков, например, только свистящих.
ПолиморфноеЭто одна из сложных форм недуга, когда человек не может произносить правильно более 4-х звуков и все они могут быть из отдельных звуковых групп.

Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть картинку Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Картинка про Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это

Дислалия – это недуг пассивного и активного орального речевого аппарата, в состав которого входят губы, язык, зубы, щеки, небо. Но нарушения произношения звуков также могут происходить вследствие структурных и функциональных заболеваний.

Именно поэтому дислалия бывает:

Также данный недуг в логопедии классифицируется по фонетическому типу и зависит от проблемного звукопроизношения:

Кроме видов и форм специалисты нарушения произношения звуков делят на несколько уровней:

Очень важно точно установить уровень заболевания, ведь именно от этого зависит характер дальнейшей работы специалиста: ставить звук – первый уровень, автоматизировать – второй уровень, проводить дифференциацию с другим звуком – третий уровень.

Стадии и степени

Логопеды выделяют две стадии полиморфной дислалии:

Симптомы

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это острая форма болезни, проявляющаяся в виде нарушений в обычном поведении человека. Симптомы проявляются постоянно с каждым днем нарастая.

Наблюдая за человеком с подобными нарушениями, можно заметить:

Часто подобные нарушения сильно напоминают параноидальный психоз, депрессивные расстройства, шизофрению, бредовое расстройство.

У людей с нарушениями наблюдается дезориентация, а вот самоидентификация сохраняется. У больного снижается концентрация внимания. Наблюдается частичное помраченного сознания.

Симптомы нарушений произношения звуков могут быть представлены заменой, пропусками, смешениями и искажениями звуков:

Причины появления

Полиморфная дислалия может проявляться у детей вследствие функциональных и механических расстройств. Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Смотреть картинку Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Картинка про Что такое полиморфный характер звукопроизношения это. Фото Что такое полиморфный характер звукопроизношения это

Основными причинами недуга являются:

Также дислалия может проявляться из-за функциональных изменений:

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это недуг, который может стать следствием физиологических проблем. Это явление распространено у детей дошкольного возраста и связано оно с еще не зрелым артикуляционным аппаратом.

Родителям детей, которым еще нет 6 лет, беспокоиться не стоит. А вот дети более старшего возраста должны уметь правильно произносить все звуки, если есть проблемы, то стоит обратиться за помощью к логопеду.

Диагностика

Полиморфная дислалия или нарушение звукопроизношения – это недуг, который следует правильно отличать от других дефектов речи. Чаще родителей беспокоит тот факт, что над их ребенком, который плохо произносит отдельные звуки, будут смеяться сверстники. Именно поэтому они и приходят на прием к логопеду.

Не обязательно причина может быть в дислалии, часто наблюдаются и другие проблемы с речью:

Поставить точный диагноз и установить в чем же причина неправильного произношения может только логопед.

Он проведет несколько этапов диагностики:

После проведения всех тестов, логопед составляет план дальнейших занятий с ребенком. План индивидуально подбирается каждому ребенку, ведь стадии болезни и тип могут быть разными. Обязательно определяется в какой же последовательности будет идти исправление произношения звуков.

Часто нарушения произношения звуков могут быть частью других более сложных речевых нарушений, таких как дизартрия, алалия и другие, поэтому важно пройти комплексное обследование и вовремя поставить диагноз, чтобы не допустить осложнений.

Когда необходимо обратиться к врачу

Если ребенок в возрасте до 5 лет неправильно произносит тот или иной звук, то это не должно вызывать у взрослых никакой тревоги. Можно обратиться за помощью к логопеду, который поможет ребенку научиться правильно ставить язык, и произносить звуки четко и точно. Если после начала занятий не заметны результаты, то лучше пройти комплексное обследование, чтобы исключить развитие серьезной патологии.

Профилактика

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это не окончательный приговор, ведь профилактические методы помогут избежать постановки такого диагноза.

Для профилактики следует:

Если родители заметили, что ребенок не может правильно произнести какой-либо звук, не стоит пытаться самостоятельно ему помочь. Иногда такая помощь может усугубить ситуацию, и даже опытному специалисту для ее исправления потребуется немало времени.

Все проблемы следует выявить еще до школы и устранить их. У многих детей с неправильным произношением звуков могут возникнуть проблемы с усвоением школьной программы, успеваемостью и отношениями со сверстниками.

Методы коррекции

После того, как будет точно выяснена причина появления дефектов речи, можно будет точно определить верный путь лечения. Так, например, механическую дислалию можно вылечить только путем хирургического вмешательства. Операция поможет убрать анатомические дефекты, которые мешают нормальной работе речевого аппарата.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста лечится при помощи:

Логопедическая помощь

После первого посещения логопеда, специалист разрабатывает индивидуальный план работы с каждым ребенком. Занятия должны проходить не реже 2-х раз в неделю, а лучше до 3-4 раз, тогда результат появится быстрее. Родители ребенка также должны помогать, регулярно дома выполнять специальный комплекс упражнений.

Корректировка речи логопедом проходит в несколько этапов:

Чтобы добиться результатов и вылечить полиморфную дислалию, заниматься необходимо регулярно на протяжении полугода. Как показывает практика, логопеду удается легко справиться с проблемой, и ребенок к школе сможет правильно говорить.

Но родителям нужно запомнить, что только гармоничная работа взрослых, специалиста и положительная атмосфера, предотвратят осложнения.

Домашняя гимнастика

Ежедневно дома родители с детьми могут выполнять простую гимнастику:

Упражнения можно выполнять утром и вечером, затратив всего 5-10 минут.

Логопедический массаж

Этот вид массажа помогает стимулировать артикуляционную мускулатуру, оказывает расслабляющее действие, улучшает кровоток в мягких тканях, тренирует мышцы, которые отвечают за формирование речевого аппарата, заставляя их функционировать согласовано и правильно.

Массаж рефлекторно воздействует на всю лимфатическую систему, улучшает прохождение лимфы по сосудам. Значительно повышается эластичность волокон мышц, их сила и объем сократительной функции, лучше восстанавливается их активность после нагрузки.

Проводится массаж в теплом, проветриваемом помещении. Проводят массаж циклами по 10, 15 или 20 сеансов, проводить процедуру лучше через день. После месячного перерыва можно повторить процедуру.

Во время массажа ребенок может лежать на спине, подложив валик под шею, можно также полусидеть в кресле с высоким подголовником.

Эффективнее применять классический вид массажа, который предусматривает легкое поглаживание, разминание, растирание, вибрация. Выполнять массаж можно руками, зубной щеткой с мягкой щетиной, шпатели резиновые и другие.

Также есть еще точечный, аппаратный и зондовый виды массажа, но их должен проводить специалист, чтобы не навредить.

Возможные осложнения

Если не начать своевременное лечение, то нарушения в произношении звуков, могут стать манифестацией психического недуга, например, шизофрении. На подобное развитие событий указывает устойчивая симптоматика, проявляющаяся регулярно на протяжении 3 месяцев. Чем раньше начать терапию, тем благоприятнее будет прогноз.

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это недуг, который можно легко излечить без каких-либо осложнений и последствий. В период острого нарушения больной социально дезориентирован, может быть опасен для себя и окружающих, поэтому ему нужно постоянное наблюдение и помощь.

Полиморфное нарушение – это частая проблема молодых родителей. Детям с нарушениями звукопроизношения требуется своевременная коррекция, иначе недуг может спровоцировать отставание в развитии функции речи.

Если есть хоть малейшие признаки болезни, нужно срочно обратиться за консультацией к логопеду. Специалист подберет комплекс занятий и сможет повысить качество речи у ребенка без последствий и осложнений.

Видео о дислалии

Про диагноз дислалию:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *