Что такое полисная система
Полисная система античности и ее особенности.
Лекция 3.1
История Древней Греции делится на 5 периодов:
1.крито-микенский (3-2 тыс. до н.э.).
2.предполисный период (11-9вв. до н.э.).
3.архаический (8-6вв. до н.э.).
4.классический (5-4вв. до н.э.).
5.эллинистический (2-я пол. 4 – сер. 1в. до н.э.).
Первые государства в Греции появляются в 3-м тысячелетии до н.э. Уже к 2200г. выделяются государства на Крите: Кносс, Маллия, Фест. Здешние вожди раньше других становятся царями (басилеями). Последующие поколения греков считали Крит могущественным царством, установившим господство над эллинскими морями (талассократия).
С конца 2-го тыс. начинается упадок критского царства и возвышение «златообильных Микен». Именно микенский царь Агамемнон возглавил известную по гомеровским поэмам войну Эллады против Трои (около 1240-1230гг. до н.э.). Следствием Троянской войны стало истощение ахейской Греции и междоусобицы, что позволило дорийским племенам (северные греки) в 12в. до н.э. (через 100 лет после Троянской войны) завоевать почти всю Грецию.
Еще в 1-й трети 2-го тыс. до н.э., ряд ахейских племен создал раннеклассовое государство в виде царств, возглавляемых ванактами. Остальные эллинские племена, благодаря тому, что основную роль в их общественном строе продолжали играть общинные установления, вступили на путь формирования государства, минуя монархическое правление. Так появляются полисы.
Первый полис – это небольшое государство с единственным городом – центром политической религиозной и культурной жизни. Полис – это совокупность всех граждан данного города-государства, куда входили все городские и сельские поселения, пахотные и садовые земли, рудники и каменоломни. Рабы – собственность полиса. Все граждане данного государства, живущие как в самом городе, так и на своих земельных владениях или в поселках на его сельской территории, являлись жителями полиса и назывались по его имени (спартиаты, афиняне и т.д.). Гражданами полисной общины являлись только местные уроженцы, владевшие земельными участками. Пришельцы и иноземцы, равно как и рабы, не имели права владеть землей, и потому не являлись гражданами. Граждане одного полиса, по представлениям греков, происходили от одного и того же предка, т.е. считалось, что все они связаны между собой кровным родством. Эти родственные связи выражались в том, что граждане принадлежали к одним и тем же структурам организации общества – филам, фратриям и родам. Все они участвовали в одних и тех же религиозных празднествах и культах.
За короткий период были опробованы самые различные политические системы: власть одного (монархия, тирания), власть избранного меньшинства (аристократия, олигархия), власть большинства (демократия) с различными их вариантами. Все это привело к осознанию человека как самостоятельной личности и закреплению за ним личных прав: политических, социальных, экономических.
Независимо от того, была ли конструкция полисов олигархической или демократической, политическое существо полиса не менялось: всюду сохранялись филы и фратрии, народное собрание и совет старейшин, хотя эти органы, конечно, играли разную роль при олигархии и демократии. Все полисы оставались рабовладельческими, и эта основа оставалась незыблемой и при введения имущественного ценза для получения гражданства, и происхождением от родителей-граждан. Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательного выбора своих действий: чрезвычайные меры вызывались необходимостью, а не произволом правящей администрации. Главные же мероприятия и законы принимались на народном собрании, в котором участвовал сам гражданин. Экономической основой полиса был принудительный труд рабов. Наличие рабства позволило возложить на плечи рабов тяжесть грубого физического труда, сделав тем самым привилегированное положение для бедноты, предоставление которым гражданских прав было необходимо для роста военной силы государства и проведения агрессивной внешней политики.
Форма частной собственности античного мира, глубоко отличная от таковой на Востоке, впервые в истории положила начало дихотомии «Восток – Запад». После реформ Солона в Афинах (начало 6в. до н.э.) в античной Греции возникает структура, опирающаяся на частную собственность, чего на Востоке вообще не было. Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей и обслуживавшие ее нужды политические, правовые и иные прочие институты – систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах и в управлении полисом как таковым. В античном мире были заложены основы т.н. гражданского общества – система частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод; система социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности, развитию творческого потенциала индивида. Всем этим античное полисное общество стало принципиально отличаться от всех прочих, прежде всего, восточных обществ.
Политическая борьба в 8-6вв. до н.э. в ряде греческих полисов привела к падению господства родовой знати и перехода власти в руки демоса, вожди которого часто устанавливали единоличное правление – тиранию (форма власти, основанная на политическом насилии). Две формы раннегреческой тирании:
2.ставленники Персии в городских и островных полисах Малой Азии.
В 6-5вв. до н.э., в период борьбы Эллады с Персией, военные союзы греческих полисов преодолевали экономическую ограниченность полиса. Например, Делосский (1-й Афинский) морской союз захватил контроль над торговлей в бассейне Эгейского моря, что усилило торговлю между полисами, опиравшимися на военный и торговый флот Афин. Также, афинские деньги вытесняли монету каждого полиса, т.к. полисы чеканили собственную монету.
В 5-3вв. большинство греческих полисов напоминали собой наилучшую форму управления, по словам идеолога полиса Аристотеля – политию – республику мелких и средних собственников. В ходе разложения рабовладельческого строя в Греции в 3-2вв., средний слой граждан стал исчезать, что вело к упадку военной силы полисов и скорому порабощению Македонией, а затем и Римом.
Ослабление полисной Греции в 4в. до н.э. совпало по времени с укреплением политического могущества экономически более отсталой, монархической Македонии, которая стала играть первостепенную роль во внутригреческих делах. Покорив большую часть Греции и установив гегемонию Македонии, царь Филипп в 337г. до н.э. на Коринфском конгрессе (не присутствовала только Спарта) учредил эллинский союз под гегемонией македонского царя. Т.о., Филипп юридически оформил свои победы над греческими полисами, с учетом греческих политических традиций. На конгрессе был провозглашен всеобщий мир, запрещалось вмешательство полисов во внутренние дела друг друга и изменение того государственного строя, который был в каждом из них во время конгресса. Гарантировалась свобода плавания по морю, запрещались переделы земли и конфискация имущества (закрепление частной собственности), а также кассация долгов. Ведение внешней политики союза передавалось Македонии.
После смерти Александра Македонского греческие полисы получили автономию, а фактически продолжали входить в состав Македонского царства. В условиях возникновения больших эллинистических государств, греческие полисы все более теряли свою самостоятельность, свое значение самостоятельных единиц как в экономическом, так и в политическом отношении. Сопротивляясь неизбежному упадку, полисы пытались объединяться в союзы. Наиболее известными из них стали Этолийский (367-168гг. до н.э.) и Ахейский союз (около 280-146гг. до н.э.). Во главе союзов стояли союзные собрания (синоды), на которых каждый полис – член союза, имел 1 голос.
Разгром римлянами Македонии в ходе 3-й македонской войны 171-168гг. до н.э., поставил Грецию под власть Рима. В 146г. до н.э. центр антиримского сопротивления Коринф был разрушен, а его жители проданы в рабство. Эта дата считается датой падения независимости Греции и установления в ней римского господства.
Полисная система Древней Греции — характеристика, устройство и основные черты
Главной характеристикой формирования и организации эллинской цивилизации считалась особая структура общества, его социальная, экономическая, идеологическая и политическая основа. Полисная система Древней Греции — уникальнейшее явление, которое ученые смело назвали достижением той эпохи. Благодаря такому устройству гражданам античного государства удалось добиться независимого существования и процветания в разных областях.
Причины образования и описание
Период развития древнеримской и древнегреческой цивилизации ученые называют античным временем. Эти государства сыграли в мировой истории значительную роль, прославились многочисленными экономическими и политическими открытиями, достижениями в области права, искусства, культуры. Выдающиеся деятели той эпохи смогли сформулировать идеи и понятия, которые впоследствии легли в основу европейских концепций.
Особенности развития древнегреческого общества определялись в основном географическим расположением и природно-климатическими факторами. На территории страны почти 80% занимали горные системы, пики и хребты, в то время как небольшая часть земель была отведена под земледельческие нужды.
Многочисленные заливы, которыми изрезано греческое побережье, стали существенным препятствием для объединения государства и сделали неактуальной систему централизованного управления. Именно это и стало главной причиной образования и развития городов-полисов. К другим факторам, повлиявшим на становление особой системы древнегреческого общества, можно отнести:
Полисная форма государства представляла собой развивающийся город и небольшую прилегающую сельскую местность, которая считалась независимой. Крупнейшим образованием выступали Афины, их территория занимала 2500 км². Остальные полисы были значительно меньше — не более 350 км². В больших городах насчитывалось по несколько тысяч проживающих.
Таким образом, древнегреческим полисом называлось небольшое государственное объединение закрытого типа, жители которого являлись частью общины и не имели права покидать ее. Центр был окружен кольцевыми оборонительными сооружениями, в нем сосредотачивалось большинство населения. На главной городской площади происходила торговля, устраивались торжества, проводились спортивные соревнования.
Структурные элементы и институт гражданства
Экономической базой греческих полисов являлась античная форма собственности — органическое сочетание государственной и частной. Обязательным условием владения земельным участком была принадлежность к гражданам конкретного общинного объединения. Верховное право распоряжения и контроля наделами, которые считались единственным средством производства в античную эпоху, принадлежало коллективу — гражданской общине.
Характерной чертой античной формы собственности было ее постоянное динамичное развитие. Вместе с ней все древнее государство и его экономика качественно изменялись, преобразовывались все структурные элементы полисной системы, в том числе и институт гражданства.
В числе населения были полноправные и неполноправные жители, а также лица, которые вообще не имели никаких привилегий. Однако люди, проживавшие в полисных общинах, обладали полным набором экономических, социальных и политических прав. Все наделялись еще и определенными обязанностями. Например, после отмены долгового рабовладения в Греции граждане не могли терять свою свободу ни при каких условиях, кроме попадания в плен.
Грекам присваивали гражданский статус после рождения. В олигархических полисах это означало ряд преимуществ:
Всякий полис существовал таким образом, что не предполагалось его обращение к внешним связям. Главным средством производства была земля, а основной привилегией гражданина — труд. Со временем появлялись замкнутые крестьянские хозяйства, автаркичные и самодостаточные. С учетом того, что плодородных территорий в Древней Греции было очень мало, численность участников коллективов строго контролировалась и ограничивалась. Только полис имел компетенцию вмешаться в отношения совладельцев земли. Ведущими отраслями хозяйства были:
Виды и сравнение
В Древней Греции основой демократии и залогом развития общества считалось не только соблюдение прав граждан. Население негативно относилось к тем, кто стремился к лидерству за счет накопленных богатств и ведения праздного образа жизни. На зажиточных греков накладывались литургии — обязанность отчислять часть средств на нужды государства (организацию праздничных мероприятий, поставку кораблей и т. д. ).
В Древней Греции выделяли 3 вида полисов. Подробно о них можно узнать, изучив сравнительную таблицу.
Демократический | Все жители, независимо от материального и социального положения, участвовали в общественно-политической жизни, создании законов, голосовании |
Аристократический | К вопросам власти допускались только некоторые слои общества, их называли аристократами, они имели исключительное право заниматься правотворчеством и урегулированием дел в госорганах в силу своих талантов, ума и прочих способностей |
Олигархический | Носитель власти — не народ, а узкий круг лиц, обладающих богатством и экономической властью |
Наиболее демократичным полисом являлись Афины, но достигли они этого статуса не сразу. Примером аристократического государства можно назвать Спарту. Во многих сферах это были две противоположные страны.
Если сравнить устройство власти в Афинах и Спарте, то можно сделать вывод о ее принадлежности лицам, избранным народом, в первом государстве и зажиточным людям — во втором. Однако основу социально-экономической системы в обоих случаях составлял коллектив граждан — община.
Говоря о роли народного собрания Афин и Спарты, стоит отметить, что в нем участвовали исключительно представители мужского пола. В их компетенции находились вопросы обороны полисов, голосование за должностных лиц, принятие законодательства. При этом афинская экклесия применяла открытые выборы посредством поднятия рук или закрытые (опускание камешков разного цвета в амфору). В спартанской апелле приверженность тому или иному кандидату на собрании определялась криком, по громкости которого председательствовавший принимал решение в пользу претендента.
С учетом анализа особенностей политического устройства Афин и Спарты можно сказать, что первые всегда стремились к завоеванию большого количества земель, а вторые стали настоящим военным оплотом. При этом оба имели общую религию и поклонялись одним и тем же греческим богам.
Крах системы
Постепенно полисная древнегреческая система, которую так долго строили эллины, начала приходить в упадок. В своих докладах историки называют главные причины ее краха:
Однако вся европейская культура, существующая в наше время, сформировалась именно на базе античных достижений. Без знания и понимания древнегреческой истории сложно понять все последующие периоды становления мирового сообщества, искусства, архитектуры, художественных стилей, театральных жанров и даже многих научных терминов. Высокий уровень культуры, многообразие ее направлений, уникальные идеи и шедевры способствовали тому, что античная Греция признана сокровищницей всей мировой цивилизации.
С той же эпохи до нашего времени дошли суды присяжных (гелиэи в Греции), заложены основы юриспруденции и различных направлений права (собственности, семейное, уголовное, обязательственное). Существование античных государств — важнейший период в истории всей планеты.
Как был устроен античный полис, и почему в современном мире нет таких городов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Полис – не равно город
Понятие полиса сложнее, чем просто «город, живущий как отдельное государство». Первые полисы возникали еще в архаический период истории Греции, с VIII в. до н. э., просуществовали на протяжении классического периода и стали уходить в небытие с возникновением империи Александра Македонского (эллинистический период). Собственно говоря, полисы существовали куда дольше, чем существуют многие современные государства, и еще более устойчивыми оказались те ценности и те правила, на которых основывалась жизнь в полисе.
Это были самостоятельные и независимые поселения, действительно, обладающие многими чертами государства – в полисах даже чеканили собственную монету. Управляли таким поселением сами граждане, все важные вопросы решались на общих собраниях, у полиса были собственные вооруженные силы, а право собственности на землю и на другое имущество могло быть общинным и частным, в первом случае судьбу объекта права решали опять-таки сами граждане.
Более тысячи – столько полисов насчитали ученые за всю историю существования таких общин, каждый включал в среднем по пять тысяч граждан (что совершенно не совпадало с количеством проживающих в полисе человек). Были и исключения, например, Афинский полис в отдельные периоды своей истории достигал отметки в сто тысяч граждан, занимая и огромную для античных времен территорию.
Торговля с другими полисами, завоевания и прочие способы улучшения своего экономического положения для античных полисов были делом скорее второстепенным. Эти города-государства стремились к автаркии – полному самообеспечению, а значит, все в полисе было подчинено, в первую очередь, поддержанию комфортной жизни собственных граждан. И достигалась эта цель вовсе не использованием рабского труда, как можно было бы предположить.
Что располагалось внутри полиса и за пределами его стен
Территорию полиса окружали стены, которые защищали живущих в нем граждан от нападений извне. А вокруг, за этими стенами, находилась хора – пригород, прилегающая территория, определенная под сельское хозяйство. Хора занимала гораздо большую площадь, чем «городская» часть. У тех граждан, что были заняты земледелием, в собственности были наделы – там выращивали оливковые деревья, виноград, зерновые культуры.
К обработке земли привлекали домашних рабов, вольноотпущенных и иностранцев – никто из них не имел статуса гражданина, но все же основой сельскохозяйственного производства оставался труд членов общины, работали обычно семьями. На территории надела могли располагаться постройки, но граждане, как правило, жили в пределах городских стен, отправляясь на свои угодья, как на работу.
Другую категорию граждан полиса представляли ремесленники – они производили все то, что требовалось жителям. Торговлю вели на рыночной площади, которая была одной из частей агоры – центра полиса, большого открытого пространства, где решались все вопросы общинной жизни. На агоре располагались храмы и мастерские, включая и помещения, где творили скульпторы – например, Фидий и Пракситель создавали свои шедевры на Афинской агоре. Здесь собирались для решения политических вопросов, здесь проводились главные мероприятия полиса, включая религиозные празднества.
Каждый из античных полисов имел свои культы, часто один из богов наделялся званием покровителя полиса. Все религиозные обряды и традиции осуществлялись за счет самого полиса и на его усмотрение – единого для древнегреческого мира порядка поклонения богам не существовало.
На самом высоком месте сооружали акрополь (в переводе – «верхний город», это было укрепленное святилище, часто со священным источником. Самым известным акрополем стал опять-таки афинский, на котором сохранились руины Парфенона, храма богини Афины.
Распространенный по всей Элладе культ здоровья, физической красоты и силы привел к появлению в полисах гимнасиев – учреждений, где юноши тренировались в различных видах античного спорта, а кроме того, получали навыки чтения и письма, что было все-таки вторично по отношению к занятиям физкультурой. Поначалу гимнасий представлял собой просто открытую квадратную площадку, обсаженную по периметру тополями, потом стали строить помещения для каждого из видов физических упражнений.
На кого не распространялись блага полиса
Для гражданина полиса его принадлежность к общине была важнейшим способом самоидентификации. Перед тем, как назвать имя человека, произносили «афинянин», или «фиванец», или другое соответствующее его малой родине определение. Однако не все живущие в городе люди считались полноправными гражданами. Некоторые из тех, кто обладал личной свободой, например, вольноотпущенники или приехавшие из другого полиса, получали статус метеков и не могли участвовать в принятии решений, а ряд действий, например, участие в суде, осуществляли лишь при посредничестве какого-либо гражданина.
В эллинистический период наблюдался упадок полисной организации общин, многие города-государства теряли свою независимость, подчиняясь отныне власти царя и сохранив самоуправление лишь частично. Правда, культура полисов существовала еще долго, больше того, многие из народов, вошедших в состав империи, перенимали полисные правила жизни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Причины образования и описание
Период развития древнеримской и древнегреческой цивилизации ученые называют античным временем. Эти государства сыграли в мировой истории значительную роль, прославились многочисленными экономическими и политическими открытиями, достижениями в области права, искусства, культуры. Выдающиеся деятели той эпохи смогли сформулировать идеи и понятия, которые впоследствии легли в основу европейских концепций.
Особенности развития древнегреческого общества определялись в основном географическим расположением и природно-климатическими факторами. На территории страны почти 80% занимали горные системы, пики и хребты, в то время как небольшая часть земель была отведена под земледельческие нужды.
Многочисленные заливы, которыми изрезано греческое побережье, стали существенным препятствием для объединения государства и сделали неактуальной систему централизованного управления. Именно это и стало главной причиной образования и развития городов-полисов. К другим факторам, повлиявшим на становление особой системы древнегреческого общества, можно отнести:
Полисная форма государства представляла собой развивающийся город и небольшую прилегающую сельскую местность, которая считалась независимой. Крупнейшим образованием выступали Афины, их территория занимала 2500 км². Остальные полисы были значительно меньше — не более 350 км². В больших городах насчитывалось по несколько тысяч проживающих.
Таким образом, древнегреческим полисом называлось небольшое государственное объединение закрытого типа, жители которого являлись частью общины и не имели права покидать ее. Центр был окружен кольцевыми оборонительными сооружениями, в нем сосредотачивалось большинство населения. На главной городской площади происходила торговля, устраивались торжества, проводились спортивные соревнования.
Структурные элементы и институт гражданства
Экономической базой греческих полисов являлась античная форма собственности — органическое сочетание государственной и частной. Обязательным условием владения земельным участком была принадлежность к гражданам конкретного общинного объединения. Верховное право распоряжения и контроля наделами, которые считались единственным средством производства в античную эпоху, принадлежало коллективу — гражданской общине.
Характерной чертой античной формы собственности было ее постоянное динамичное развитие. Вместе с ней все древнее государство и его экономика качественно изменялись, преобразовывались все структурные элементы полисной системы, в том числе и институт гражданства.
В числе населения были полноправные и неполноправные жители, а также лица, которые вообще не имели никаких привилегий. Однако люди, проживавшие в полисных общинах, обладали полным набором экономических, социальных и политических прав. Все наделялись еще и определенными обязанностями. Например, после отмены долгового рабовладения в Греции граждане не могли терять свою свободу ни при каких условиях, кроме попадания в плен.
Грекам присваивали гражданский статус после рождения. В олигархических полисах это означало ряд преимуществ:
Всякий полис существовал таким образом, что не предполагалось его обращение к внешним связям. Главным средством производства была земля, а основной привилегией гражданина — труд. Со временем появлялись замкнутые крестьянские хозяйства, автаркичные и самодостаточные. С учетом того, что плодородных территорий в Древней Греции было очень мало, численность участников коллективов строго контролировалась и ограничивалась. Только полис имел компетенцию вмешаться в отношения совладельцев земли. Ведущими отраслями хозяйства были:
Виды и сравнение
В Древней Греции основой демократии и залогом развития общества считалось не только соблюдение прав граждан. Население негативно относилось к тем, кто стремился к лидерству за счет накопленных богатств и ведения праздного образа жизни. На зажиточных греков накладывались литургии — обязанность отчислять часть средств на нужды государства (организацию праздничных мероприятий, поставку кораблей и т. д. ).
В Древней Греции выделяли 3 вида полисов. Подробно о них можно узнать, изучив сравнительную таблицу.
Демократический | Все жители, независимо от материального и социального положения, участвовали в общественно-политической жизни, создании законов, голосовании |
Аристократический | К вопросам власти допускались только некоторые слои общества, их называли аристократами, они имели исключительное право заниматься правотворчеством и урегулированием дел в госорганах в силу своих талантов, ума и прочих способностей |
Олигархический | Носитель власти — не народ, а узкий круг лиц, обладающих богатством и экономической властью |
Наиболее демократичным полисом являлись Афины, но достигли они этого статуса не сразу. Примером аристократического государства можно назвать Спарту. Во многих сферах это были две противоположные страны.
Если сравнить устройство власти в Афинах и Спарте, то можно сделать вывод о ее принадлежности лицам, избранным народом, в первом государстве и зажиточным людям — во втором. Однако основу социально-экономической системы в обоих случаях составлял коллектив граждан — община.
Говоря о роли народного собрания Афин и Спарты, стоит отметить, что в нем участвовали исключительно представители мужского пола. В их компетенции находились вопросы обороны полисов, голосование за должностных лиц, принятие законодательства. При этом афинская экклесия применяла открытые выборы посредством поднятия рук или закрытые (опускание камешков разного цвета в амфору). В спартанской апелле приверженность тому или иному кандидату на собрании определялась криком, по громкости которого председательствовавший принимал решение в пользу претендента.
С учетом анализа особенностей политического устройства Афин и Спарты можно сказать, что первые всегда стремились к завоеванию большого количества земель, а вторые стали настоящим военным оплотом. При этом оба имели общую религию и поклонялись одним и тем же греческим богам.
Крах системы
Постепенно полисная древнегреческая система, которую так долго строили эллины, начала приходить в упадок. В своих докладах историки называют главные причины ее краха:
Однако вся европейская культура, существующая в наше время, сформировалась именно на базе античных достижений. Без знания и понимания древнегреческой истории сложно понять все последующие периоды становления мирового сообщества, искусства, архитектуры, художественных стилей, театральных жанров и даже многих научных терминов. Высокий уровень культуры, многообразие ее направлений, уникальные идеи и шедевры способствовали тому, что античная Греция признана сокровищницей всей мировой цивилизации.
С той же эпохи до нашего времени дошли суды присяжных (гелиэи в Греции), заложены основы юриспруденции и различных направлений права (собственности, семейное, уголовное, обязательственное). Существование античных государств — важнейший период в истории всей планеты.