Что такое политеизм какие религии относятся к политеистическим
Политеизм
В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений. Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Например, в др. Греции Посейдон — бог водной стихии, Гея — богиня земли; в социальной сфере — Гермес — бог торговли, славянский Велес — бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный (монолатрия), в отличие от монотеизма. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов.
Выделяют различные виды политеизма: [2]
Для архаичных форм политеизма также характерен культ предков, которые магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.
Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. [3] Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала — это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает её успешность. Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие — повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанным актам в этой реальности нет места. Поэтому политеистическое общество является традиционным обществом, в котором любое развитие и изменение не имеют ценности. [источник не указан 773 дня]
Политеизм представлен в современном мире в таких религиях как синтоизм, африканские культы и других, так же присутствует в некоторых течениях индуизма. Теоретическим обоснованием политеизма является мифология. [4] Поэтому исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы — мифы о происхождении богов и космогонические — мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф — это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определенный способ существования в нём.
Научный подход к изучению политеизма возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до XVIII века в Европе изучалась главным образом античная мифология. В христианской традиции политеизм считался вторичным по отношению к естественному монотеизму. Политеизм, как деградация и забвение единого Бога, связан с моральным упадком человечества; это состояние, которое должно быть преодолено. [источник не указан 773 дня] Однако в Новое время в связи с секуляризацией религиозных исследований появляются теории, считающие политеизм первичным состоянием человечества. Так, Юм называет политеизм «первобытной религией невежественного человечества», сформированной «заботами о житейских делах, надеждами и страхами». Соответственно, развитие человеческого разума и созерцание творений природы привело человечество к монотеизму. Знакомство с историей, культурой и мифологией других стран, таких как Египет, Америка, Индия, Китай дало возможность перейти к сравнительному изучению политеизма и отойти от теории мифа как «первобытного невежества». Так, английский поэт Дж. Макферсон, немецкий писатель и философ И. Г. Гердер и другие трактовали мифологию как выражение общенародной мудрости, зашифрованной в поэтических образах. В XX веке политеизм изучается в ракурсе его мифологической составляющей. Миф понимается как особый способ рационализации мира. Леви-Брюль говорит о первобытном мышлении как «дологическом», принципиально отличном от современного мышления. Структурная антропология (французский учёный Леви-Стросс) видит в мифологии поле бессознательных логических операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Юнг находит в мифологии источник архетипов коллективного бессознательного. Почти во всех теориях мифа есть указание на первостепенную роль бессознательного в первобытной ментальности. Особый интерес к политеизму в его мифологической составляющей доказывает значимость религиозных истоков любой рационализации. [источник не указан 773 дня]
13 Исторические формы религии
Исторические формы религии.
Религии могут быть
монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);
родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);
народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);
мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).
Виды религий
Политеи;зм (от греч. ;;;;;, «многочисленный, много» + греч. ;;;;, «Бог, божество» — «многобожие») — религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния. Среди существенных изменений в характере религиозных верований периода перехода от общинной к государственной организации является замена иерархии духов иерархией богов, получившей наименование политеизма (многобожие). Боги связаны с природными стихиями и социокультурными силами. Меняется религиозная деятельность; она становится регламентированной. Появляются социальный слой профессиональных служителей культа, зачастую сочетающих религиозную деятельность с иной духовной, а также постоянные святилища, становящиеся центром религиозной жизни. Таким образом, религия начинает оформляться как самостоятельная сфера жизни общества, социокультурная подсистема государственно-организованных сообществ.
Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.
Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.
Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др.
Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придаёт этому понятию западное религиоведение) — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм
МОНОТЕИЗМ (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге. Противоположен политеизму (многобожию). Характерен прежде всего для религий авраамовского круга (иудаизма, христианства, ислама).
Хотя религии авраамовского круга исходили из положения, что единобожие являлось первоначальной религией человечества, с течением времен искаженной людьми и превращенной ими в многобожие, в действительности оно возникло значительно позже политеизма. Самая ранняя монотеистическая религия – иудаизм – первоначально носила политеистический характер и освободилась от него только в 7 в. до н.э. Однако монотеистический культ имел гораздо более давнюю историю, чем монотеистическая вера. В некоторых культурах признание многобожия не означало почитания многих богов (генотеизм): верующий часто поклонялся только верховному богу пантеона (культ Атона в Древнем Египте). Кроме того, еще в древности появилась тенденция рассматривать остальных богов как различные ипостаси одного главного божества, наиболее ярко выразившаяся в индуизме, где все боги (Вишну, Шива и др.) считаются воплощениями исходного божественного абсолюта – брахмана.
При этом некоторые признанные монотеистические религии до сих пор обладают некоторыми политеистическими чертами. Так, наиболее влиятельные направления христианства (католицизм, православие, лютеранство) разделяют идею троичного божества: одного единого бога в трех лицах (Отец, Сын, Святой Дух). Эта идея воспринималась и воспринимается строгими монотеистами и вне (иудеи, мусульмане), и внутри христианства (ариане) как отступление от единобожия.
Монотеизм неоднороден и имеет ряд теологических и философских разновидностей. Наиболее распространенные – теизм, пантеизм, панентеизм и деизм.
Теизм – вера в бога как абсолютную бесконечную личность, стоящую над миром и в то же время причастную к жизни природы и общества. Характерен для большинства монотеистических религий – иудаизма, христианства, ислама, сикхизма.
Пантеизм – представление о тождестве бога и природы. В противоположность теизму, не рассматривает бога и мир (творца и творение) как нечто различное. В древности был свойственен индийской философии Веданты, считавшей мир эманацией Брахмы, греческой элейской школе (бог – «единое все»), неоплатоникам, соединившим восточное учение об эманации с платоновской теорией идей, а также классическому буддизму и одному из его главных направлений – хинаяне (высшее духовное начало распылено по всему миру).
Панетеизм (термин, введенный немецким философом Х.Ф.Краузе в 1828) – представление о том, что мир заключен в боге, но не тождественен ему. Свойственен индуизму, согласно которому творец Брахма содержит в себе всю вселенную.
Деизм – учение, считающее бога безличной первопричиной, мировым разумом, породившим мир, но не слитым с ним и не участвующим в жизни природы и общества; познать его можно лишь с помощью разума, а не откровения. Возник в 17 в., получил распространение в европейской философии раннего Нового времени (Э.Херберт, А.Э.Шефтсбери, французские энциклопедисты).
Как религиозная форма монотеизм делится на инклюзивный (включающий) и эксклюзивный (исключающий). Первый утверждает, что боги, почитаемые другими религиями, на самом деле лишь иные имена одного единого бога (индуизм, мормоны); с точки зрения второго, они – или сверхъестественные существа второго ранга (демоны), или некогда обожествленные люди (правители, герои, предсказатели, целители, искусные мастера), или просто плоды человеческой фантазии.
К теистическим религиям относятся иудаизм, христианство, ислам. Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм, христианство, ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или бога-творца. Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: ;;; (пан) — «всё, всякий» и ;;;; (теос) — «бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с Вселенной. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы.
Термин «пантеист», от которого впоследствии произошло слово «пантеизм», впервые применил ирландский философ Джон Толанд в произведении «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705). Он пояснил свои воззрения в письме к Лейбницу (1710), в котором ссылался на «пантеистическое мнение тех, кто не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной». Однако ранее многие писатели, школы философии и религиозные течения выражали схожие пантеистические идеи.
Среди них досократики, такие как Гераклит и Анаксимандр. Стоики были пантеистами, начиная с Зенона Китийского и в развитии позднего стоицизма у философа и императора Марка Аврелия. В дохристианской Римской Империи стоицизм был одной из главенствующих философских школ, наряду с эпикуреизмом и неоплатонизмом. Ранний даосизм у Лао-цзы и Чжуан-цзы также пантеистичен.
На Западе между IV и XV веками пантеизм был в упадке, рассматривался как ересь (например, амальрикане). К числу выдающихся христианских богословов этого периода с воззрениями близкими к пантеизму относятся: Иоанн Скот Эриугена, Мейстер Экхарт, Николай Кузанский. Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения у Джордано Бруно (был предан сожжению в 1600 году). «Этика» Бенедикта Спинозы, оконченная в 1675 году, стала главным источником через который пантеизм получил распространение в Европе (хотя Спиноза сам не использовал термин «пантеизм»). Джон Толанд находился под влиянием как Спинозы, так и Бруно. В 1720 году он написал «Пантеистикон: или способ празднования общества Сократа» на латинском языке[5].
В 1785 году открытый диспут между критиком пантеизма Фридрихом Якоби и сторонником Мозесом Мендельсоном способствовал дальнейшему распространению знания о пантеизме среди немецких мыслителей конца XVI — начала XIX веков. Дискуссия способствовала росту авторитета Спинозы среди европейских философов.
В течение XIX века в Европе пантеизм многими расценивался как религия будущего, привлек внимание таких мыслителей, как Вордсворд и Кольридж в Англии, Фихте, Шеллинг и Гегель в Германии, Уолт Уитмен, Ральф Эмерсон и Генри Дэвид Торо в США, Лев Толстой в России. В дальнейшем пантеистические мотивы проявляются всюду, где философия начинает тяготеть к теологии[6]. Из-за угрозы распространения пантеистических взглядов 8 декабря 1864 года Папа Пий IX в «Syllabus Errorum» назвал пантеизм среди «важнейших заблуждений нашего времени».
В XX веке пантеизм был оттеснен политическими идеологиями коммунизма и фашизма, последствиями двух мировых войн, и релятивистскими философиями экзистенциализма и постмодернизма. К числу известных пантеистов XX века можно отнести английского писателя Лоуренса, американского поэта Джефферса, учёного Альберта Эйнштейна, архитектора Фрэнка Ллойда Райта, историка Арнольда Тойнби.
Современное развитие
В конце XX века пантеизм начал заново возрождаться. Пантеисты настаивают на необходимости экологического сознания в обществе и СМИ. Часто говорится о том, что пантеизм лежит в основе теологии язычества. В 1975 году было основано «Универсальное пантеистическое общество»[8], однако его численность остаётся небольшой. В 1999 году было создано «Мировое пантеистическое движение»[9], которое имеет множество сторонников в различных странах мира и увеличивается благодаря спискам рассылок и социальным сетям.
В преддверии глобального экологического кризиса меняется отношение к природе, популярность и значимость пантеизма растет с начала 21 века. Ричард Докинз в «Бог как иллюзия» описывает натуралистический пантеизм как приукрашенный атеизм[10].
Ватикан продолжает выступления против пантеизма в папской энциклике от 2009 года[11] и в послании 1 января 2010 года [12], в котором раскритиковал пантеизм за отрицание превосходства людей над природой и «видение источника спасения человека в природе»[11]. Фильм «Аватар», снятый Джеймсом Кэмероном в 2009 году, по общественной оценке представляет пантеистическое внимание и отношение к природе. The New York Times характеризует фильм как «продолжительную апологию пантеизма… выбор Голливуда религии для современного поколения».
Политеизм – вера людей в разных богов
В основе религиозного мировоззрения, которое называют политеизмом («многобожием»), лежит вера человека в то, что существуют разные божества. Происхождение данного термина связывают с греческими словами «полис» — «много» и «теос» — «бог». Первый раз его использовал еврейский писатель Филон Александрийский. После того, как христианство распространилось по европейскому континенту и средиземноморскому региону, вместо этого термина стали использовать понятие «язычество». Термин «политеизм» снова ввел в обиход французский философ и политик Жан Боден в своем «Гептапломересе».
Библия и политеизм
В Священном Писании термин «язычество» употребляется в качестве измены единому Богу. При царе Соломоне и поздних правителях Израиля в священных рощах и горах евреи поклонялись божествам, среди которых были:
В Ветхом Завете говорится, что евреи отвернулись от Единого Бога Израилева, за что были наказаны. Их завоевали язычники. Ассирийцы захватили Северное Израильское царство, а позже вавилонянам покорились жители Иудеи, которых те пленили и увели из родной земли.
Коран и политеизм
Коран говорит о политеизме, как о ширке – «придании Всевышнему равных» или поклонении чему-то другому, кроме Бога.
Несколько теорий возникновения политеизма
В христианстве под «политеизмом» подразумевают грехопадение. До 18-го столетия европейскими философами в основном изучалась античная мифология. Позже появилось несколько теорий, которые объясняют, что люди изначально были политеистами. Эта идея впервые была высказана шотландским философом Дэвидом Юмом, который утверждал, что «невежественное человечество» с первобытных времен верило в несколько разных божеств. На формирование такого мировоззрения повлияли «житейские дела, надежды и страхи» людей. Человеческий разум постепенно развивался. Созерцая природные явления, жители Земли начали все больше склоняться к мысли, что все это создал единый Бог.
Исследования мифологии немецким философом и писателем Иоганном Гердером и шотландским поэтом Джеймсом Макферсоном привели их к выводу, что это народная мудрость, облаченная в литературную форму.
В «Первобытной культуре» британского этнографа Эдварда Тайлора, которая появилась параллельно с Дарвиновским «Происхождением человека», есть предположение, что первобытные люди пытались понять свои сны, в результате чего сделали вывод о существовании некоего духа, управляющего всем, включая живую природу и материальные предметы. Тайлор считал, что «начальная религия» стала прародительницей всех остальных течений.
По мнению английского религиоведа Джеймса Фрэзера, вера в существование сверхъестественных сил привела к возникновению культа и магии.
Работы германского философа Ф. Шеллинга содержат определение мифологии, как природной религии, на появление истины в которой повлиял естественный цивилизационный процесс.
«До-логическое» первобытное мышление, по мнению антрополога Люсьена Леви-Брюля, кардинально отличается от логики современных людей.
В 20-томном «Происхождении идеи Бога» австрийского этнографа В. Шмидта первобытный монотеизм (прамонотеизм) представлен, как изначально существовавшая по всей Земле вера в единое Божество, создавшее все сущее. Позже он был утрачен людьми и стал основой для других политеистических религиозных течений.
В политеизме присутствует мифологическая составляющая, в которой бессознательному отведена главная роль.
Суть политеизма
Разные боги в политеистических религиях имеют четкую иерархию. Власть каждого из них отличается по своей могущественности. Все они выделяются разными обликами и управляют в конкретных общественных и природных сферах:
Они взаимодействуют между собой. Каждое божество характеризуется индивидуальными пристрастиями и характером. Все они подчинялись верховному богу, но не единственному. У шумеров, славян и древних египтян это был бог солнца, греческие и римские божества управлялись Зевсом или Юпитером. Боги одного народа могли быть признаны и другим племенем.
В древности политеизм базировался на мифологии, в рамках которой существовали боги и герои. Есть несколько теогонических мифов, где рассказывается, откуда произошли боги, и космогонических, повествующих, как появился мир. Мифы заменяли древним людям:
Практический политеизм основывается на ритуалах, которые помогают людям установить контакт с богами и получить от них помощь. Благодарность высшим силам приносится в виде жертвоприношения. Люди, владеющие знаниями о том, как правильно взаимодействовать с божествами, и осуществляющие практические ритуалы, имели намного больше власти, чем простые смертные. Так появилась магия, которую можно назвать частью политеизма, так как божества тесно связаны с природой, подчиняющейся им. Общаясь напрямую с тем или иным божеством, маг мог влиять на политическую, военную и хозяйственную деятельность своего народа, обеспечивая ее успешность с помощью правильно проводимых ритуалов.
Виды политеизма
Современный политеизм
Буддизм
В буддизме существует понятие «Дэвы». Так последователи этого религиозного течения называют своих «божеств», обитающих в «дэвалоке». Там живут многочисленные существа, относящиеся к разным классам и мирам. Чем меньшее положение занимает божество, тем оно ближе к человеку.
Единственная цель буддиста – полное избавление от страданий сансары и достижение нирваны.
Джайнизм
Главной задачей последователя данного религиозного течения является освобождение от сансары. Джайнизм собрал под одной «крышей» многочисленных богов, но основными из них считают:
Они освободились от внутренних страстей и существуют с просветленным сознанием. Высшая цель последователя джайнизма – превратиться в джинна (победителя). Божества, растратившие положительную карму, перерождаются в другие существа.
В джайнизме существуют якши и якшини – «вьянтары» (блуждающие боги), обладающие сверхъестественными силами, вплоть до возможности изменения формы и размера. Въянтары находятся в окружении определенного джина, когда он ведет свою земную жизнь. Эти божества сопровождают рождения и смерти сансары.
Индуизм
Индуисты поклоняются многочисленным богам и богиням. Разные природные силы и стихии управляются божествами – дэвами, которые служат верховному богу. Часть дэв контролируют вселенские процессы, создают и поддерживают жизнь в мире.
В состав индуистского пантеона входят три основных божества:
Они объединены в Тримурти – духовное начало Брахмана, которого считают верховным божеством.
Даосизм
В даосском пантеоне присутствуют «донебесные» и «посленебесные» боги. Олицетворением первых, старших божеств, является природа, космос и т.д. Вторые, младшие боги, это люди, которые умерли и получили вечную жизнь.
Согласно учению Лао-цзы, Земля и Небо были созданы одиноким и никогда не меняющимся Бесконечным Существом, которому древнекитайский философ дал название «вселенская Мать» или «Дао». Оно руководит всеми процессами во Вселенной. Бесконечное Существо не было никем создано, но само является творцом всего. Жизнь истинного даоса заключается во внутреннем сосредоточении и аскетизме, познании Дао и соединении с ним.
Синтоизм
Под синтоизмом подразумевают традиционную японскую религию с пантеоном многочисленных богов. Каждая духовная сущность «Ками» отвечает за определенную сферу жизни. Таким божеством может быть человек, животное, гора и другой представитель природы. После смерти люди превращаются в «Ками» — духов. Последователи синтоизма верят, что человека не создали, а родили боги. Японского императора почитают, как «Ками», при жизни.
Викка
В учении Викка главными божествами считаются Рогатый бог и Триединая богиня, которые равнозначны по значению, хотя противоположны по сути, как в даосизме инь и ян. Они воплощают все природные явления. Бога в Викке часто приравнивают к Солнцу, а Богиню – к Луне.