Что такое политеизм монотеизм
ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ
Смотреть что такое «ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ» в других словарях:
МОНОТЕИЗМ — • МОНОТЕИЗМ см. ПОЛИТЕИЗМ и МОНОТЕИЗМ, ТЕИЗМ, БОГ. • ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ (греч. poly много, гао nos один, theos Бог) религиозное учение и представление о многобожии и единобожии, поклонение многим или одному Богу. П. возникает в период… … Новейший философский словарь
ПОЛИТЕИЗМ — И МОНОТЕИЗМ (греч. poly много, гао nos один, theos Бог) религиозное учение и представление о многобожии и единобожии, поклонение многим или одному Богу. П. возникает в период разложения первобытной общины и разделения труда, когда на смену ранним … Новейший философский словарь
Политеизм — Религия греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» «многобожие» … Википедия
МОНОТЕИЗМ — (греч., от monos один, Theos Бог). Доктрина, признающая единого Бога. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНОТЕИЗМ [ Словарь иностранных слов русского языка
ПОЛИТЕИЗМ — (греч., от polys многий, и Theos Бог). Многобожие, религия, допускающая много божеств, в противоположность монотеизму, единобожию. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЛИТЕИЗМ [ Словарь иностранных слов русского языка
МОНОТЕИЗМ — (от греч. monos единственный и theos Бог) учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими религиями являются иудаизм, ислам и христианство (если признается, что троичность Бога Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух не ставит под сомнение … Философская энциклопедия
Монотеизм — (от monos единый и deos Бог) вера и поклонение единомуБогу. М., как религиозная форма, противоположен политеизму; какфилософское учение, он отличается не только от политеизма, но и отпантеизма, деизма и теизма. Религиозный М. в совершенной форме… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
монотеизм — а, м. monothéisme m. Форма религиозного верования, признающая только одно божество; единобожие (противопол. политеизм). БАС 1. По той же причине они <смерды> так охотно прилепились к многобожию: оно казалось им более сподручным, чем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПОЛИТЕИЗМ — (от греч. polys – много и theos – Бог) многобожие, почитание нескольких или многих богов. Противоположность – монотеизм. Философский энциклопедический словарь. 2010. ПОЛИТЕИЗМ … Философская энциклопедия
МОНОТЕИЗМ — [тэ], монотеизма, мн. нет, муж. (от греч. monos один и theos бог) (научн.). Единобожие; ант. политеизм. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Разница между монотеизмом и политеизмом
Содержание:
Что такое монотеизм?
Что такое политеизм?
В политеизме, распространенном у индусов, люди выбирают одного бога и поклоняются ему, не приписывая такой же высокий статус другим божествам. Хотя они уважают и других богов, они не относятся к этим божествам как к своим. Скорее, люди чувствуют себя ближе и ближе к своим избранным богам, а не ко всем богам, описанным в индуистской религии. Набожный индус, поклоняется ли он Раме, Кришне, Дурге, Хануману или любому другому божеству, быстро признает существование всех других божеств. В глубине души каждый индус верит, что это просто проявления Единого Высшего божества. Поскольку это Высшее Существо находится вне его досягаемости, он удобно выбирает одно из божеств. В то же время он осознает, что божество, которому он поклоняется, демонстрирует один из аспектов Высшего Существа. Это причина того, что индус так терпим и готов принять точки зрения других религий.
Большинству людей легче понять концепцию монотеизма, и есть также люди, которые считают, что монотеизм превосходит концепцию политеизма.
В чем разница между монотеизмом и политеизмом?
Определения монотеизма и политеизма:
Монотеизм: Монотеизм относится к религии, которая верит в единого Бога.
Характеристики монотеизма и политеизма:
Количество богов:
Монотеизм: Поклоняются только одному богу.
Политеизм: Поклоняются многим богам.
Примеры:
Политеизм:Индуизм является исключением и кажется жителям Запада политеистическим из-за существования множества божеств, хотя между этими богами существует основное единство, которые, как полагают, являются простыми проявлениями одного Высшего Существа.
От аниматизма до политеизма: к вопросу о религиоведческих терминах
Паганка предложил написать научно-популярную статью с объяснением терминов от анимизма до политеизма. Эта задача показалась мне довольно интересной и раз уж это научпоп я не буду слишком заморачиваться над литературностью языка и сосредоточусь на смысле того, что хочу объяснить. Но начну я не с –измов, а с того, что такое мета-язык.
Описывая религиозные обычаи и верования, исследователи ещё в XIX веке пытались каждую подмеченную деталь представить в своих трудах в виде отдельного абстрактного явления. Это придавало их трудам более научный вид и сулило возможность одними из первых описать явление, которое затем будут отдельно изучать другие исследователи, прославив тем самым фамилии первооткрывателей. Примерно так появились многие –измы в контексте религиозных явлений. По сути весь труд исследователей аборигенных народов Полинезии (а именно эти исследователи придумали фетишизм, тотемизм и прочее) сводился к тому, что описывая верования они возводили их из конкретной плоскости в абстрактную, описывая всё через систему отдельных абстрактных явлений. Разумеется, это требовало использования особого описательного языка, использующего различные термины для обозначения абстрактных явлений. К примеру, вместо того, чтобы написать «Абориген по имени N принёс свежие фрукты и положил их перед фигуркой по имени S», они писали «Регулярное отправление культа заключается в ритуальном подношении пищи божеству в образе фетиша». В последнем примере используется мета-язык, то есть описательный язык, превращающий всё в научную религиоведческую систему. Безусловно, это не означает, что религиоведение перегружено терминами, введёнными исключительно из тщеславия и желания превратить всё в абстрактное явление, многие термины не прижились, в науке есть своя система фильтрации ненужных усложнений. Я говорю об этом вот к чему: монотеизм и политеизм – это термины мета-языка. Если бы те, кто их ввёл, услышали бы как современные неоязычники выражают себя и свои убеждения через мета-язык, у них бы, наверное, челюсть отвисла и больше никогда не сомкнулась бы. Выражение религиозных убеждений через мета-язык является признаком того, что выражаемые убеждения созданы искусственно и их жизнеспособность очень низкая.
Теперь я дам определения из религиоведческого мета-языка, такие, чтобы можно было представить, для чего они были введены, и как обозначаемое ими выглядело на практике.
Аниматизм
АНИМАТИЗМ (от лат. animatus – одушевлённый) – вера в существование сверхъестественной силы, распространённой повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Термин был введён в научный оборот английским антропологом и религиоведом Р. Мареттом для описания религиозных верований первобытных людей. Опираясь на свидетельства миссионеров и этнографов, изучавших меланезийские племена, Маретт вступил в полемику со сторонниками анимистической концепции происхождения религии. Он утверждал, что на начальной стадии развития религии главную роль играла не вера в существование душ, духов и призраков, а вера в некую силу — мана. Мана, по мнению аборигенов тихоокеанских островов, распространяется в мире неравномерно. Явления природы, предметы, животные и люди могут обладать ею в большей или меньшей степени. Напр., человек, который отличается ловкостью, здоровьем и красотой, имеет много мана, плодоносящее дерево также обладает мана, а предмет, который оказался бесполезным в нужный момент, лишен чудодейственной силы. Вся религия первобытных людей, подчеркивал Маретт, сводится к тому, чтобы овладеть этой силой и использовать ее себе на благо. Вера в существование такой силы была обнаружена у разных племен и народов. Если меланезийцы называли ее мана, то у ирокезов она была известна под именем оренда, у алгонкинов — маниту, у жителей Западного Судана — ньяма, у пигмеев — мегбе, у зулусов — умойя и т.п. Отсюда был сделан вывод об универсальном характере этой веры на ранних этапах религиозной истории. Более того, различные модификации веры в чудодейственную силу сохраняются и в развитых религиях и в сфере обыденного сознания современных людей. (А.Н. Красников)
Поскольку аниматизм – это полностью искусственная конструкция, нет такого, чтобы можно было ткнуть пальцем и сказать: «вот смотрите, это же классический пример аниматизма!». Если бы аборигены тихоокеанских островов могли вникнуть в труды Маретта, не исключено, что они внесли бы серьёзные коррективы. Но в «сухом остатке» вот что: если верить, что зоркий глаз сокола и ловкость пантеры есть проявления одной и той же сверхъестественной силы – это называется аниматизм.
Анимизм
Это не менее искусственная конструкция, чем аниматизм, но здесь есть множество духов, а не одна всеобщая сила, и они не имеют под собой никакой единой основы. Применительно к язычествам Европы можно говорить лишь о наличии в них отдельных элементов анимизма, а при желании – аниматизма, если строить какую-то объясняющую теорию. Классическими проявлениями ни того, ни другого, они не являются.
Здесь нужно пояснить, что оба термина относятся к эпохе, когда о ранних формах религии судили по этнографическим исследованиям т.н. «примитивных народов», полагая, что их верования хранят в себе информацию о ранних формах религии всего человечества. С развитием археологии, и особенно археологии каменного века, появились данные о религиях эпохи неолита, и указанную гипотезу они ничем не подтвердили.
Монотеизм
МОНОТЕИЗМ (от греч. μόνος — один и θεός — бог) —понятие, означающее веру в одного-единственного Бога, что принципиальным образом исключает веру в каких-либо других богов, и поклонение им. Это одна из форм религии, наиболее полно воплощенная в иудаизме, христианстве, исламе; отчетливо проявляющаяся в зороастризме, а также в некоторых разновидностях индуизма (особенно в Новое время). Монотеистические религии — это религии, имеющие основателей. Для них принципиальное значение имеет вера в то, что они конституированы на основе божественного откровения. Откровение носит профетическую форму Понятие “монотеизм” тем или иным образом соотносится с понятиями “политеизм”, “монолатрия” и “генотеизм”. “Политеизм” — признание существования многих, в той или иной степени независимых друг от друга богов. “Монолатрия” означает почитание какого-то одного бога, не сопровождающееся отрицанием существования других богов. “Генотеизм” предполагает фактическое почитание одного бога, что не исключает существования других богов. Некоторые теории исходили из тезиса о том, что монотеизм как вера в одного высшего Бога являлся первоначальной формой и истоком различных религий. К числу наиболее известных относится концепция “прамонотеизма” В. Шмидта. Другие теории провозглашали монотеизм завершением эволюции религиозной жизни человечества. Подобные теории не находят убедительного подтверждения в многообразном религиозно-историческом материале. Как теологическое и как философское понятие “монотеизм” в содержательном плане по существу совпадает с понятием “теизм”, впервые оно встречается у кембриджского платоника Г. Мора. “Теизм” поначалу обозначал нечто противоположное “атеизму” и равнозначное “деизму”. Лишь постепенно оформлялось понятийное различие между “теизмом” и “деизмом”, суть которого выразил уже И. Кант: “Деист верит в одного Бога, а теист — в одного живого Бога”. Определенную новацию в рассмотрение монотеизма внес Г. В. Ф. Гегель, у которого впервые монотеизм противопоставляется не политеизму, а пантеизму. Г. Коген увязал всемирно-историческое значение иудаизма с оформлением монотеизма. В понятии “теизм” Бог концептуализируется как абсолютная, трансцендентная по отношению к миру духовно-личностная реальность, выступающая в качестве безусловного творящего источника всего небожественного сущего и сохраняющая действенное присутствие в мире. “Теизм”, однако, получает свою спецификацию в каждой из религий, относимых к монотеистическим. (Ю.А. Кимелев)
Вообще, конечно, христианство не является таким же классическим примером монотеизма, как иудаизм и ислам, потому что объектов культового почитания в христианстве существенно больше одного. Но называть его политеизмом ещё более неверно, потому что не всё то «теос», что является объектом культового почитания. Поэтому есть ещё монолатрия. Правильнее сказать, что монолатрия – это культовое почитание единого источника всего священного.
Прамонотеизм
ПРАМОНОТЕИЗМ – теория происхождения религии, построенная на утверждении единобожия в качестве начальной ступени истории религиозного развития. В научной среде первыми сторонниками идеи изначальности монотеизма были некоторые представители «мифологической школы». Так, Я. Гримм высказывал предположение, согласно которому, некогда единое Божество разделилось в позднейшем языческом сознании на трилогии и додекалогии. В. Маннхардт приписывал язычеству некое «чувство божественной единицы». В работах Э. Лэнга развивалась мысль о вере первобытных людей в Высшее Бытие, в Творца и Судью; эта вера, как полагал Лэнг, была вытеснена позднее политеизмом. Систематическое развитие теория прамонотеизма получила в трудах В. Шмидта, прежде всего в «Происхождении идеи Бога», а также в работах его последователей. Привлекая огромный по объёму этнографический материал полевых исследований народов Африки, Океании, и Северной Америки, Шмидт пытался обнаружить в «примитивных» верованиях в верховное существо общие черты, что подтвердило бы их зависимость от древнейшего единобожия. Для обоснования своей концепции Шмидт в полемике с анимизмом опирался на авторитетные в начале XX века методологию «культурно-исторической школы» и теорию культурных кругов. Согласно представлениям Шмидта, древнейший образ Небесного Бога, Бога-Творца был наиболее «чистым» выражением единобожия; развитие хозяйства, в особенности земледелия, общественных отношений (утверждение матриархата) обусловило возникновение религиозного почитания природы, тотемизма, фетишизма, магии и мифологии, что отрицательным образом сказалось на сохранении первоначального единобожия, основанного на вере в Бога-Отца. Ряд наблюдений Шмидта, основанных на этнографическом материале имеют серьёзное научное значение, однако развития в его трудах общая теория преанимизма не получила широкой поддержки в современном религиоведении и используется, главным образом, для обоснования теологических подходов. (А.П. Забияко)
Вера в прамонотеизм характерна, в основном, для священников, бакалавров и магистров теологии, которые не знакомы с археологией и отстаивают прамонотеизм с опорой на труды исследователей середины XX века или раньше. Такие встречаются, но доказать им что-либо трудно, остаётся только покрутить пальцем у виска.
Пандемонизм
ПАНДЕМОНИЗМ (греч. πᾶν – все, δαίμων – божество, дух) – религиозные представления о мироздании, которые построены на вере в вездесущность и всеприсутствие демонов. Согласно разным типам демонологии, демоническая вездесущность может быть следствием: а) существования безличной силы, тотально охватывающей все сферы бытия (подобно аниматизму и преанимизму); б) наличия бесчисленного количества духов, незримо присутствующих в каждом фрагменте бытия и регулирующих мельчайшие стороны жизни. В наиболее полной мере пандемонизм присущ архаическим религиям. Во многих поздних религиях, особенно в народной религии, пандемонизм играет заметную роль. Яркими примерами пандемонизма выступают римские верования и китайская религиозная традиция. В поздние периоды религиозного развития и в настоящее время пандемонизм выступает питательной почвой для воспроизводства и развития особого типа религиозности – суеверия. (А.П. Забияко)
Соглашусь, но не со всем. Самый классический пример пандемонизма – это религия «бон» древнего Ирана и Тибета. Вообще он более характерен для юго-восточной Азии.
Пандемониум
ПАНДЕМОНИУМ – совокупность богов «низшей» мифологии, духов, предков, гениев, колдунов, ведьм и прочих существ, составляющих демонологию той или иной этнорелигиозной традиции. Формирование пандемониума является следствием разграничения синкретических архаических представлений о сверхчеловеческих существах на категории богов и духов, богов высокого достоинства, и богов локальных, частных (например, обожествлённых предков), богов и демонов, «высокую», «чистую силу» и «нечистую силу». Боги высокого достоинства, «чистые духи» образуют пантеон, прочие сверхчеловеческие существа наполняют пандемониум. Однако далеко не во всех даже поздних религиях дуалистическое разграничение сверхчеловеческих сил проведено последовательно и чётко. Зачастую, особенно в народной религии, границы пантеона и пандемониума размыты, а разделение сверхчеловеческих существ по принципу высокое-низкое, доброе-злое, жизнеподательное-смертоносное, чистое-нечистое носит условный характер. (А.П. Забияко)
На мой взгляд, если термин имеет греческую приставку и латинское окончание – это плохой термин. Но явление объективное, с культурной точки зрения, с этим не поспоришь.
Пантеон
ПАНТЕОН 1. В Античности это название храма «всем богам», наиболее известен римский храм, заложенный в 27 г. до н.э. Веспасианом Агриппой, перестроенный в 118-128 гг. при императоре Адриане и позднее при Марке Аврелии, Септимии Севере и Каракалле; в 609 г. пантеон был превращён в христианский храм и стал именоваться церковью Санта Мария Ротонда; сохранился до настоящего времени. В античных религиях пантеон – также название статуи, воплощающей многих богов. 2. В современном религиоведении пантеон – термин, принятый для обозначения совокупности богов определённой религии. В пантеон обычно включаются персонифицированные боги, занимающие в религиозном сознании высокое иерархическое положение. (А.П. Забияко)
Как видите, все эти термины состоят из греческих слов, хотя отношение к древнегреческой религии в них, зачастую, лишь косвенное. С политеизмом самое сложное – почти все известные русскоязычные определения политеизма сформулированы довольно давно и содержат большую примесь исторического материализма – они говорят о первобытнообщинном строе, раннеклассовых обществах и т.д. Выбрал самое, на мой взгляд, хорошее из имеющихся.
Политеизм
ПОЛИТЕИЗМ (греч. πολύ – много, θεός – бог, буквально: многобожие) – представление о существовании нескольких или многих богов и их почитание. Политеизм возникает в период разложения первобытнообщинного строя, складывая союза племён, образования классов и государства. Бог наиболее сильного племени становится межплеменным и государственным, другие племенные боги подчиняются ему. Создаётся представление о родственных, генеалогических, субординационных связях богов, что отражало «горизонтальные» и «вертикальные» отношения в обществе, взаимозависимость различных звеньев общественной жизни. Разделение труда способствовало специализации функций богов, последние стали покровительствовать определённым видам деятельности, профессиям. Боги, и прежде всего «верховный» бог, призваны укреплять государство, власть царя, который обычно предстаёт как «сын» бога-гегемона. Возникновение политеизма связано и с развитием мышления, его способностей к ассоциациям, обобщению, анализу, различению классов явлений, схватыванию множества. Достигнув уровня единичных представлений-понятий, сознание получило возможность создавать образы духов, а затем и богов отдельных природных стихий и сфер человеческой деятельности. Когда появилась способность к образованию общих видовых и родовых представлений-понятий, сложились образы богов, поле «деятельности» которых распространялось на разные сферы действительности. (И.Н. Яблоков)
Если хотите знать моё мнение: древнегреческая религия – политеизм, древнеримская религия – политеизм, всё остальное – не политеизм. И я это пишу не с целью как-то возвысить две указанных религии, отнюдь. Просто не следует их шаблон натягивать на все остальные.
Вот вы и познакомились с определениями, сформулированными знаменитыми отечественными религиоведами – докторами наук, профессорами, заслуженными деятелями науки РФ (инициалы авторов даны в скобках после определений). Религиоведческие термины далеки от совершенства, какие-то в будущем могут вообще исчезнуть за ненадобностью (например, когда археология полностью вытеснит этнографию из представлений о ранних формах религии). Но все эти определения построены на мета-языке. Язык представляет большую проблему для понимания древних религий. К примеру, все объекты культового почитания мы привычно называем богами, хотя в одной цивилизации под этими «богами» следует понимать нечто принципиально иное, чем в другой. И таких проблем очень много.
Следует так же помнить, что взгляд религиоведения – это не объективный взгляд, а отстранённый взгляд, нейтральный, исследовательский. По крайней мере, он пытается таким быть. Совет: читайте определения не меньше трёх раз, потому что все слова в них очень тщательно подобраны. Они так же дают хорошее представление о том, как мыслят исследователи – и это лишний повод избегать мета-языка при религиозном самоопределении.
Религия
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое религия
У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:
мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;
система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;
вера в сверхъестественное (в Бога);
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;
одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.
Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.
Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений. |
Главные признаки религии — это:
иррациональность — вера в абсолютную истинность;
догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;
ритуальность — молитвы и другие священнодействия;
вера в сверхъестественное;
Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.
Функции религии
Основные функции религии:
Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.
Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.
Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.
Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.
Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.
Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.
Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.
Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.
Примеры функций религии: самопроверка
Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.
В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.
При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.
В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Ранние формы религии
Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.
Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.
Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.
Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.
Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.
По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.
Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.
Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.
Современные религии
В наши дни выделяют три типа религиозных верований:
Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.
Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.
Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.
Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.
Христианство
Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.
Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.
Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.
Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.
В христианстве есть три направления:
Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.
Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.
Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.
Ислам
Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.
Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).
Наиболее крупных ветвей ислама — две:
Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.
Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.
Буддизм
Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.
В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.
Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.
Два основных течения буддизма:
Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.
Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе