Что такое политеизм монотеизм

ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ

Смотреть что такое «ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ» в других словарях:

МОНОТЕИЗМ — • МОНОТЕИЗМ см. ПОЛИТЕИЗМ и МОНОТЕИЗМ, ТЕИЗМ, БОГ. • ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ (греч. poly много, гао nos один, theos Бог) религиозное учение и представление о многобожии и единобожии, поклонение многим или одному Богу. П. возникает в период… … Новейший философский словарь

ПОЛИТЕИЗМ — И МОНОТЕИЗМ (греч. poly много, гао nos один, theos Бог) религиозное учение и представление о многобожии и единобожии, поклонение многим или одному Богу. П. возникает в период разложения первобытной общины и разделения труда, когда на смену ранним … Новейший философский словарь

Политеизм — Религия греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» «многобожие» … Википедия

МОНОТЕИЗМ — (греч., от monos один, Theos Бог). Доктрина, признающая единого Бога. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНОТЕИЗМ [ Словарь иностранных слов русского языка

ПОЛИТЕИЗМ — (греч., от polys многий, и Theos Бог). Многобожие, религия, допускающая много божеств, в противоположность монотеизму, единобожию. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЛИТЕИЗМ [ Словарь иностранных слов русского языка

МОНОТЕИЗМ — (от греч. monos единственный и theos Бог) учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими религиями являются иудаизм, ислам и христианство (если признается, что троичность Бога Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух не ставит под сомнение … Философская энциклопедия

Монотеизм — (от monos единый и deos Бог) вера и поклонение единомуБогу. М., как религиозная форма, противоположен политеизму; какфилософское учение, он отличается не только от политеизма, но и отпантеизма, деизма и теизма. Религиозный М. в совершенной форме… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

монотеизм — а, м. monothéisme m. Форма религиозного верования, признающая только одно божество; единобожие (противопол. политеизм). БАС 1. По той же причине они <смерды> так охотно прилепились к многобожию: оно казалось им более сподручным, чем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПОЛИТЕИЗМ — (от греч. polys – много и theos – Бог) многобожие, почитание нескольких или многих богов. Противоположность – монотеизм. Философский энциклопедический словарь. 2010. ПОЛИТЕИЗМ … Философская энциклопедия

МОНОТЕИЗМ — [тэ], монотеизма, мн. нет, муж. (от греч. monos один и theos бог) (научн.). Единобожие; ант. политеизм. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Источник

Разница между монотеизмом и политеизмом

Содержание:

Что такое монотеизм?

Что такое политеизм?

В политеизме, распространенном у индусов, люди выбирают одного бога и поклоняются ему, не приписывая такой же высокий статус другим божествам. Хотя они уважают и других богов, они не относятся к этим божествам как к своим. Скорее, люди чувствуют себя ближе и ближе к своим избранным богам, а не ко всем богам, описанным в индуистской религии. Набожный индус, поклоняется ли он Раме, Кришне, Дурге, Хануману или любому другому божеству, быстро признает существование всех других божеств. В глубине души каждый индус верит, что это просто проявления Единого Высшего божества. Поскольку это Высшее Существо находится вне его досягаемости, он удобно выбирает одно из божеств. В то же время он осознает, что божество, которому он поклоняется, демонстрирует один из аспектов Высшего Существа. Это причина того, что индус так терпим и готов принять точки зрения других религий.

Большинству людей легче понять концепцию монотеизма, и есть также люди, которые считают, что монотеизм превосходит концепцию политеизма.

В чем разница между монотеизмом и политеизмом?

Определения монотеизма и политеизма:

Монотеизм: Монотеизм относится к религии, которая верит в единого Бога.

Характеристики монотеизма и политеизма:

Количество богов:

Монотеизм: Поклоняются только одному богу.

Политеизм: Поклоняются многим богам.

Примеры:

Политеизм:Индуизм является исключением и кажется жителям Запада политеистическим из-за существования множества божеств, хотя между этими богами существует основное единство, которые, как полагают, являются простыми проявлениями одного Высшего Существа.

Источник

От аниматизма до политеизма: к вопросу о религиоведческих терминах

Паганка предложил написать научно-популярную статью с объяснением терминов от анимизма до политеизма. Эта задача показалась мне довольно интересной и раз уж это научпоп я не буду слишком заморачиваться над литературностью языка и сосредоточусь на смысле того, что хочу объяснить. Но начну я не с –измов, а с того, что такое мета-язык.

Описывая религиозные обычаи и верования, исследователи ещё в XIX веке пытались каждую подмеченную деталь представить в своих трудах в виде отдельного абстрактного явления. Это придавало их трудам более научный вид и сулило возможность одними из первых описать явление, которое затем будут отдельно изучать другие исследователи, прославив тем самым фамилии первооткрывателей. Примерно так появились многие –измы в контексте религиозных явлений. По сути весь труд исследователей аборигенных народов Полинезии (а именно эти исследователи придумали фетишизм, тотемизм и прочее) сводился к тому, что описывая верования они возводили их из конкретной плоскости в абстрактную, описывая всё через систему отдельных абстрактных явлений. Разумеется, это требовало использования особого описательного языка, использующего различные термины для обозначения абстрактных явлений. К примеру, вместо того, чтобы написать «Абориген по имени N принёс свежие фрукты и положил их перед фигуркой по имени S», они писали «Регулярное отправление культа заключается в ритуальном подношении пищи божеству в образе фетиша». В последнем примере используется мета-язык, то есть описательный язык, превращающий всё в научную религиоведческую систему. Безусловно, это не означает, что религиоведение перегружено терминами, введёнными исключительно из тщеславия и желания превратить всё в абстрактное явление, многие термины не прижились, в науке есть своя система фильтрации ненужных усложнений. Я говорю об этом вот к чему: монотеизм и политеизм – это термины мета-языка. Если бы те, кто их ввёл, услышали бы как современные неоязычники выражают себя и свои убеждения через мета-язык, у них бы, наверное, челюсть отвисла и больше никогда не сомкнулась бы. Выражение религиозных убеждений через мета-язык является признаком того, что выражаемые убеждения созданы искусственно и их жизнеспособность очень низкая.

Теперь я дам определения из религиоведческого мета-языка, такие, чтобы можно было представить, для чего они были введены, и как обозначаемое ими выглядело на практике.

Аниматизм

АНИМАТИЗМ (от лат. animatus – одушевлённый) – вера в существование сверхъестественной силы, распространённой повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Термин был введён в научный оборот английским антропологом и религиоведом Р. Мареттом для описания религиозных верований первобытных людей. Опираясь на свидетельства миссионеров и этнографов, изучавших меланезийские племена, Маретт вступил в полемику со сторонниками анимистической концепции происхождения религии. Он утверждал, что на начальной стадии развития религии главную роль играла не вера в существование душ, духов и призраков, а вера в некую силу — мана. Мана, по мнению аборигенов тихоокеанских островов, распространяется в мире неравномерно. Явления природы, предметы, животные и люди могут обладать ею в большей или меньшей степени. Напр., человек, который отличается ловкостью, здоровьем и красотой, имеет много мана, плодоносящее дерево также обладает мана, а предмет, который оказался бесполезным в нужный момент, лишен чудодейственной силы. Вся религия первобытных людей, подчеркивал Маретт, сводится к тому, чтобы овладеть этой силой и использовать ее себе на благо. Вера в существование такой силы была обнаружена у разных племен и народов. Если меланезийцы называли ее мана, то у ирокезов она была известна под именем оренда, у алгонкинов — маниту, у жителей Западного Судана — ньяма, у пигмеев — мегбе, у зулусов — умойя и т.п. Отсюда был сделан вывод об универсальном характере этой веры на ранних этапах религиозной истории. Более того, различные модификации веры в чудодейственную силу сохраняются и в развитых религиях и в сфере обыденного сознания современных людей. (А.Н. Красников)

Поскольку аниматизм – это полностью искусственная конструкция, нет такого, чтобы можно было ткнуть пальцем и сказать: «вот смотрите, это же классический пример аниматизма!». Если бы аборигены тихоокеанских островов могли вникнуть в труды Маретта, не исключено, что они внесли бы серьёзные коррективы. Но в «сухом остатке» вот что: если верить, что зоркий глаз сокола и ловкость пантеры есть проявления одной и той же сверхъестественной силы – это называется аниматизм.

Анимизм

Это не менее искусственная конструкция, чем аниматизм, но здесь есть множество духов, а не одна всеобщая сила, и они не имеют под собой никакой единой основы. Применительно к язычествам Европы можно говорить лишь о наличии в них отдельных элементов анимизма, а при желании – аниматизма, если строить какую-то объясняющую теорию. Классическими проявлениями ни того, ни другого, они не являются.

Здесь нужно пояснить, что оба термина относятся к эпохе, когда о ранних формах религии судили по этнографическим исследованиям т.н. «примитивных народов», полагая, что их верования хранят в себе информацию о ранних формах религии всего человечества. С развитием археологии, и особенно археологии каменного века, появились данные о религиях эпохи неолита, и указанную гипотезу они ничем не подтвердили.

Монотеизм

МОНОТЕИЗМ (от греч. μόνος — один и θεός — бог) —понятие, означающее веру в одного-единственного Бога, что принципиальным образом исключает веру в каких-либо других богов, и поклонение им. Это одна из форм религии, наиболее полно воплощенная в иудаизме, христианстве, исламе; отчетливо проявляющаяся в зороастризме, а также в некоторых разновидностях индуизма (особенно в Новое время). Монотеистические религии — это религии, имеющие основателей. Для них принципиальное значение имеет вера в то, что они конституированы на основе божественного откровения. Откровение носит профетическую форму Понятие “монотеизм” тем или иным образом соотносится с понятиями “политеизм”, “монолатрия” и “генотеизм”. “Политеизм” — признание существования многих, в той или иной степени независимых друг от друга богов. “Монолатрия” означает почитание какого-то одного бога, не сопровождающееся отрицанием существования других богов. “Генотеизм” предполагает фактическое почитание одного бога, что не исключает существования других богов. Некоторые теории исходили из тезиса о том, что монотеизм как вера в одного высшего Бога являлся первоначальной формой и истоком различных религий. К числу наиболее известных относится концепция “прамонотеизма” В. Шмидта. Другие теории провозглашали монотеизм завершением эволюции религиозной жизни человечества. Подобные теории не находят убедительного подтверждения в многообразном религиозно-историческом материале. Как теологическое и как философское понятие “монотеизм” в содержательном плане по существу совпадает с понятием “теизм”, впервые оно встречается у кембриджского платоника Г. Мора. “Теизм” поначалу обозначал нечто противоположное “атеизму” и равнозначное “деизму”. Лишь постепенно оформлялось понятийное различие между “теизмом” и “деизмом”, суть которого выразил уже И. Кант: “Деист верит в одного Бога, а теист — в одного живого Бога”. Определенную новацию в рассмотрение монотеизма внес Г. В. Ф. Гегель, у которого впервые монотеизм противопоставляется не политеизму, а пантеизму. Г. Коген увязал всемирно-историческое значение иудаизма с оформлением монотеизма. В понятии “теизм” Бог концептуализируется как абсолютная, трансцендентная по отношению к миру духовно-личностная реальность, выступающая в качестве безусловного творящего источника всего небожественного сущего и сохраняющая действенное присутствие в мире. “Теизм”, однако, получает свою спецификацию в каждой из религий, относимых к монотеистическим. (Ю.А. Кимелев)

Вообще, конечно, христианство не является таким же классическим примером монотеизма, как иудаизм и ислам, потому что объектов культового почитания в христианстве существенно больше одного. Но называть его политеизмом ещё более неверно, потому что не всё то «теос», что является объектом культового почитания. Поэтому есть ещё монолатрия. Правильнее сказать, что монолатрия – это культовое почитание единого источника всего священного.

Прамонотеизм

ПРАМОНОТЕИЗМ – теория происхождения религии, построенная на утверждении единобожия в качестве начальной ступени истории религиозного развития. В научной среде первыми сторонниками идеи изначальности монотеизма были некоторые представители «мифологической школы». Так, Я. Гримм высказывал предположение, согласно которому, некогда единое Божество разделилось в позднейшем языческом сознании на трилогии и додекалогии. В. Маннхардт приписывал язычеству некое «чувство божественной единицы». В работах Э. Лэнга развивалась мысль о вере первобытных людей в Высшее Бытие, в Творца и Судью; эта вера, как полагал Лэнг, была вытеснена позднее политеизмом. Систематическое развитие теория прамонотеизма получила в трудах В. Шмидта, прежде всего в «Происхождении идеи Бога», а также в работах его последователей. Привлекая огромный по объёму этнографический материал полевых исследований народов Африки, Океании, и Северной Америки, Шмидт пытался обнаружить в «примитивных» верованиях в верховное существо общие черты, что подтвердило бы их зависимость от древнейшего единобожия. Для обоснования своей концепции Шмидт в полемике с анимизмом опирался на авторитетные в начале XX века методологию «культурно-исторической школы» и теорию культурных кругов. Согласно представлениям Шмидта, древнейший образ Небесного Бога, Бога-Творца был наиболее «чистым» выражением единобожия; развитие хозяйства, в особенности земледелия, общественных отношений (утверждение матриархата) обусловило возникновение религиозного почитания природы, тотемизма, фетишизма, магии и мифологии, что отрицательным образом сказалось на сохранении первоначального единобожия, основанного на вере в Бога-Отца. Ряд наблюдений Шмидта, основанных на этнографическом материале имеют серьёзное научное значение, однако развития в его трудах общая теория преанимизма не получила широкой поддержки в современном религиоведении и используется, главным образом, для обоснования теологических подходов. (А.П. Забияко)

Вера в прамонотеизм характерна, в основном, для священников, бакалавров и магистров теологии, которые не знакомы с археологией и отстаивают прамонотеизм с опорой на труды исследователей середины XX века или раньше. Такие встречаются, но доказать им что-либо трудно, остаётся только покрутить пальцем у виска.

Пандемонизм

ПАНДЕМОНИЗМ (греч. πᾶν – все, δαίμων – божество, дух) – религиозные представления о мироздании, которые построены на вере в вездесущность и всеприсутствие демонов. Согласно разным типам демонологии, демоническая вездесущность может быть следствием: а) существования безличной силы, тотально охватывающей все сферы бытия (подобно аниматизму и преанимизму); б) наличия бесчисленного количества духов, незримо присутствующих в каждом фрагменте бытия и регулирующих мельчайшие стороны жизни. В наиболее полной мере пандемонизм присущ архаическим религиям. Во многих поздних религиях, особенно в народной религии, пандемонизм играет заметную роль. Яркими примерами пандемонизма выступают римские верования и китайская религиозная традиция. В поздние периоды религиозного развития и в настоящее время пандемонизм выступает питательной почвой для воспроизводства и развития особого типа религиозности – суеверия. (А.П. Забияко)

Соглашусь, но не со всем. Самый классический пример пандемонизма – это религия «бон» древнего Ирана и Тибета. Вообще он более характерен для юго-восточной Азии.

Пандемониум

ПАНДЕМОНИУМ – совокупность богов «низшей» мифологии, духов, предков, гениев, колдунов, ведьм и прочих существ, составляющих демонологию той или иной этнорелигиозной традиции. Формирование пандемониума является следствием разграничения синкретических архаических представлений о сверхчеловеческих существах на категории богов и духов, богов высокого достоинства, и богов локальных, частных (например, обожествлённых предков), богов и демонов, «высокую», «чистую силу» и «нечистую силу». Боги высокого достоинства, «чистые духи» образуют пантеон, прочие сверхчеловеческие существа наполняют пандемониум. Однако далеко не во всех даже поздних религиях дуалистическое разграничение сверхчеловеческих сил проведено последовательно и чётко. Зачастую, особенно в народной религии, границы пантеона и пандемониума размыты, а разделение сверхчеловеческих существ по принципу высокое-низкое, доброе-злое, жизнеподательное-смертоносное, чистое-нечистое носит условный характер. (А.П. Забияко)

На мой взгляд, если термин имеет греческую приставку и латинское окончание – это плохой термин. Но явление объективное, с культурной точки зрения, с этим не поспоришь.

Пантеон

ПАНТЕОН 1. В Античности это название храма «всем богам», наиболее известен римский храм, заложенный в 27 г. до н.э. Веспасианом Агриппой, перестроенный в 118-128 гг. при императоре Адриане и позднее при Марке Аврелии, Септимии Севере и Каракалле; в 609 г. пантеон был превращён в христианский храм и стал именоваться церковью Санта Мария Ротонда; сохранился до настоящего времени. В античных религиях пантеон – также название статуи, воплощающей многих богов. 2. В современном религиоведении пантеон – термин, принятый для обозначения совокупности богов определённой религии. В пантеон обычно включаются персонифицированные боги, занимающие в религиозном сознании высокое иерархическое положение. (А.П. Забияко)

Как видите, все эти термины состоят из греческих слов, хотя отношение к древнегреческой религии в них, зачастую, лишь косвенное. С политеизмом самое сложное – почти все известные русскоязычные определения политеизма сформулированы довольно давно и содержат большую примесь исторического материализма – они говорят о первобытнообщинном строе, раннеклассовых обществах и т.д. Выбрал самое, на мой взгляд, хорошее из имеющихся.

Политеизм

ПОЛИТЕИЗМ (греч. πολύ – много, θεός – бог, буквально: многобожие) – представление о существовании нескольких или многих богов и их почитание. Политеизм возникает в период разложения первобытнообщинного строя, складывая союза племён, образования классов и государства. Бог наиболее сильного племени становится межплеменным и государственным, другие племенные боги подчиняются ему. Создаётся представление о родственных, генеалогических, субординационных связях богов, что отражало «горизонтальные» и «вертикальные» отношения в обществе, взаимозависимость различных звеньев общественной жизни. Разделение труда способствовало специализации функций богов, последние стали покровительствовать определённым видам деятельности, профессиям. Боги, и прежде всего «верховный» бог, призваны укреплять государство, власть царя, который обычно предстаёт как «сын» бога-гегемона. Возникновение политеизма связано и с развитием мышления, его способностей к ассоциациям, обобщению, анализу, различению классов явлений, схватыванию множества. Достигнув уровня единичных представлений-понятий, сознание получило возможность создавать образы духов, а затем и богов отдельных природных стихий и сфер человеческой деятельности. Когда появилась способность к образованию общих видовых и родовых представлений-понятий, сложились образы богов, поле «деятельности» которых распространялось на разные сферы действительности. (И.Н. Яблоков)

Если хотите знать моё мнение: древнегреческая религия – политеизм, древнеримская религия – политеизм, всё остальное – не политеизм. И я это пишу не с целью как-то возвысить две указанных религии, отнюдь. Просто не следует их шаблон натягивать на все остальные.

Вот вы и познакомились с определениями, сформулированными знаменитыми отечественными религиоведами – докторами наук, профессорами, заслуженными деятелями науки РФ (инициалы авторов даны в скобках после определений). Религиоведческие термины далеки от совершенства, какие-то в будущем могут вообще исчезнуть за ненадобностью (например, когда археология полностью вытеснит этнографию из представлений о ранних формах религии). Но все эти определения построены на мета-языке. Язык представляет большую проблему для понимания древних религий. К примеру, все объекты культового почитания мы привычно называем богами, хотя в одной цивилизации под этими «богами» следует понимать нечто принципиально иное, чем в другой. И таких проблем очень много.

Следует так же помнить, что взгляд религиоведения – это не объективный взгляд, а отстранённый взгляд, нейтральный, исследовательский. По крайней мере, он пытается таким быть. Совет: читайте определения не меньше трёх раз, потому что все слова в них очень тщательно подобраны. Они так же дают хорошее представление о том, как мыслят исследователи – и это лишний повод избегать мета-языка при религиозном самоопределении.

Источник

Религия

Что такое политеизм монотеизм. Смотреть фото Что такое политеизм монотеизм. Смотреть картинку Что такое политеизм монотеизм. Картинка про Что такое политеизм монотеизм. Фото Что такое политеизм монотеизм

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое религия

У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:

мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;

система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;

вера в сверхъестественное (в Бога);

совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;

одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.

Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.

Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений.

Главные признаки религии — это:

иррациональность — вера в абсолютную истинность;

догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;

ритуальность — молитвы и другие священнодействия;

вера в сверхъестественное;

Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.

Функции религии

Основные функции религии:

Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.

Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.

Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.

Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.

Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.

Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.

Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.

Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.

Примеры функций религии: самопроверка

Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.

При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.

В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Ранние формы религии

Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.

Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.

Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.

Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.

Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.

По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.

Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.

Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.

Современные религии

В наши дни выделяют три типа религиозных верований:

Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.

Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.

Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.

Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.

Христианство

Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.

Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.

Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.

Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.

В христианстве есть три направления:

Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.

Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.

Ислам

Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.

Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).

Наиболее крупных ветвей ислама — две:

Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.

Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.

Буддизм

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.

В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.

Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.

Два основных течения буддизма:

Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *