Что такое политическая демократизация 19 века
Демократизация европейского общества в XIX в.
Весь век происходила урбанизация, вызванная демографическим взрывом и ростом населения, «земля выбрасывала своих детей» в бешено растущие города, если в середине века 20% городских жителей, то в 1900-м городам 40% населения в городах. Быстрее и сильнее всего города росли в США и Германии, появлялись целые промышленные районы из конгломератов маленьких промышленных городов (Рурская область в Германии), социальная жизнь чрезвычайно сгущается. Демократизируется городское пространство: сносятся городские стены, появляются протяженные проспекты, трамвайные пути, водопровод, город становится более удобным, доступным и демократичным. Классические примеры урбанизации: Париж и Лондон (самый большой город Европы), где дикая скученность населения заставила власти обратить внимание на экологию (парламент в Англии однажды прервал заседания из-за «великого зловония» с Темзы, после чего началось строительство обширной развитой канализационной системы) (в Париже происходила османизация – Жорж Эжен Осман придал городу современный вид с его многокилометровыми авеню бульварами, он сделала его столицей XIX в. ). В городах теперь социальный статус не определялся рождением, а занятиями, уровнем дохода, менялась сама общественная структура – на смену стратифицированному обществу приходит общество функциональной дифференциации. Чрезвычайно растет социальная (особенно горизонтальная) (Теккерей о том, как правнук посыльного стал бароном и членом парламента) и пространственная мобильность – люди активно ищут новых жизненных шансов, что делает возможным транспортная революция, происходит активная эмиграция и миграция между Старым и Новым светом, внутри Европы в центр и на запад континента, Франция активно привлекала североафриканцев и вьетнамцев, которые составляли до 3% французских рабочих.
Все это вместе мостило дорогу к массовому обществу, что было весьма значимым фактором демократизации общества. Появление досуга и массовой культуры оказало значительное явление на трудовую этику, отношение к отдыху и праздности, менталитет и восприятие мира. Характер труда рабочего уже значительно отличался от традиционного труда крестьянина на лоне природы, если раньше отдых был опосредован работой, то теперь наоборот досуг во все больше степени определял работу, люди трудились не по моральным постулатам, а рассматривая его как способ получить те или иные удовольствия досуга и массовой культуры – это совершенно новый и уже современный ответ на вопрос о том, ради чего живет человек: ради получения радости и удовольствий от жизни.
Что такое демократизация? Определение, история и основные направления
Полное определение
Демократизация в общем смысле представляет собой цельный процесс по включению в жизнь общества принципов свободы и либерализма. Что такое демократия, мы узнаем из разных словарей. В целях упрощения смысла предложения были урезаны и изменены, но без потери смысловой нагрузки.
Впервые в русской истории термин «демократия» использовал Константин Леонтьев. В XIX веке под этим словом он понимал реформацию от устаревших форм правления (монархия, авторитаризм и тоталитаризм) к более новаторским, основанным на принципах капитализма и социальной справедливости.
Обратимся к истории
Об ограничении власти монарха и введении парламента впервые задумались в Великобритании. Тогда народ узнал, что такое демократизация, и даже принял в этом процессе участие.
В результате славной революции, которая произошла в 1688 году в Англии, появился уполномоченный парламент. Он принял Билль о правах в 1689 году, в котором прописывалось существенное снижение роли монарха в управлении государством. Также он наделил обычных граждан некоторыми обязательными правами.
Почти через сто лет, в 1783 году, произошла революция в Америке. Она способствовала созданию демократических стран в британских колониях, которые находились в Северной Америке.
Главные направления демократизации
Собственно, само понятие имеет многогранную структуру, и понимать его можно по-разному. В мировом понятии демократизация представляется как увеличение количества демократизированных стран. В другом понятии под ней понимают упрочнение либеральных ценностей и внедрение их во все сферы жизни общества. Демократизация имеет свои направления, описанные ниже:
На данный момент демократизация происходит в большинстве стран, которые раньше находились в зоне влияния Советского Союза. Их авторитарные режимы сменяются на более мягкие, от которых веет либеральными свободами, а также правами человека.
Что такое демократизация в современном мире
Политики из Соединенных Штатов утверждают, что основной идеологией их государства выступает создание демократии во всех странах. Однако на самом деле они лишь прикрываются понятием, чтобы воротить незаметно свои грязные делишки. Так, под мирным предлогом они вторгаются в бедные страны, где есть нужные им ресурсы.
Так называемые цветные революции иногда приводят к демократизации общества. Яркими примерами выступает ряд стран, таких как Грузия, Украина и ряд других. Однако не все так однозначно.
Причины демократизации общества
Социологи и политологи выделяют три основных пункта, характеризующие демократизацию общества:
Спорным вопросом остается причина перехода от диктатуры к демократии. Историки считают, что это происходит в результате постепенного ослабления власти диктатора. А что такое демократизация для вас?
Демократизация
Демократизация — это процесс включения принципов демократии в политический и общественный строй государства.
История демократизации стран берет начало с первой половины XIX века. К началу XX века происходит расширение избирательных прав (так называемая «массовая демократия») и постепенный отход от классового разделения. Этот важнейший этап стал наиболее значимым для той мировой демократизации, что произошла во второй половине XX века.
С середины 1970-х гг. начался процесс политических и социальных изменений, направленных на установление демократического строя в самых разных странах мира.
Отличительной чертой демократической волны последней четверти XX в. является её более глобальный характер, так как она охватила практически все континенты. Это время отмечено кризисом легитимности авторитарных и тоталитарных систем, а также сменой политического курса ведущих мировых политических сил (США, СССР, Европейское сообщество). Последние десятилетия XX в. стали наглядной исторической иллюстрацией успешного функционирования демократического института в разных странах мира.
Начавшись в странах Южной Европы, с конца 1970-х и на протяжении 1980-х гг. волна демократизации перемещается в Латинскую Америку, Азию и Африку.
Текстильные рабочие в Нью-Хэмпшире. США
Причины демократизации
Смена режима мирным путём стала возможной в результате добровольного решения прежних властей уступить место демократически избранным правительствам. Хотя это добровольное отречение от власти всегда провоцировалось каким-либо кризисом, в конечном счёте оно становилось возможным из-за набирающего силу демократического движения.
Общество утверждалось во мнении, что в современном мире единственным легитимным источником власти может быть только демократия. Успехи демократии в самых разных местах заставляют предположить, что принципы свободы и равенства, на которые опирается демократическая власть, не случайность, а результат всеобщей исторической закономерности.
Процесс демократизации развивался под влиянием не только внутренних, но и внешних факторов. Процессы, связанные с расширением демократии внутри государства, проходили во всех частях света. Всё это наглядно свидетельствовало о положительных изменениях в жизни человечества.
Либеральная демократия
Массовая демократия
На рубеже XIX-XX вв. сформировалась «массовая демократия», которая отличалась от старого либерализма прежде всего своей широкой социальной базой.
Расширение числа избирателей происходило за счёт бедных и недовольных жизнью людей, испытывающих постоянные тяготы и лишения. Классовое сознание этих людей становилось всё более угрожающим для социальных, экономических и политических устоев общества. Росту социальной напряжённости в обществе способствовали сами либералы, которых нельзя было назвать демократами в подлинном смысле этого слова: либералы той эпохи сопротивлялись внедрению равных и общих политических прав, ограничиваясь только защитой прав собственников.
Появление массы новых избирателей, осознающих социальную несправедливость общества и готовых бороться за его изменения, привело к ослаблению влияния традиционного либерализма как политической силы. На его место демократия вывела две другие силы — классовое и национальное сознание, которые и соперничали в этот период.
Французский писатель Анатоль Франс точно изобразил суть идеалов буржуазного общества: «Закон в своей величавой справедливости даёт право каждому человеку как обедать в ресторане «Ритц», так и ночевать под мостом».
В начале XX в. рабочий человек, живущий в атмосфере научно-технического прогресса и достижений, уже не мог мириться с несовершенством общественного устройства, которое становилось для него невыносимым.
Демократизация Европы
Восточная Европа
Наметившаяся в середине 1970-х гг. разрядка международной напряжённости, которая, однако, носила кратковременный характер, привела к появлению диссидентского, по сути правозащитного, движения в СССР и странах Восточной Европы. Это движение последовательно выступало против нарушения прав человека и за демократизацию существующей в странах соцлагеря политической системы.
Из бывших коммунистических стран наиболее развитые (Польша, Венгрия, Чехия) перешли к демократии быстрее, а менее развитые (Болгария, Румыния, Албания) — медленнее; правительства в этих странах состояли из коммунистов-реформаторов, которые в большинстве своём оказались не готовы к проведению необходимых преобразований. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Демократизация в Латинской Америке
В 1980 г. после 20 лет военной диктатуры в Перу произошла реставрация демократически выбранного правительства. Война за Мальвинские острова привела к падению военной хунты в Аргентине и приходу к власти демократически избранного президента. За Аргентиной в 1983 г. последовал Уругвай, а в 1984 г. — Бразилия. К концу десятилетия диктатуры А. Стресснера в Парагвае и А. Пиночета в Чили уступили место избранным властям. В Чили специальная комиссия расследовала случаи нарушения прав человека и преступления, совершённые хунтой Пиночета. В начале 1990-х гг. Сандинистское правительство Никарагуа уступило место демократическому правительству Виолетты Чаморро.
Демократизация в Азии
В 1986 г. на Филиппинах была свергнута диктатура Маркоса, и к власти пришла команда президента Корасон Акино, пользовавшаяся всенародной поддержкой. На следующий год генерал Чун отказался от власти в Южной Корее, и президентом был избран Ро Дэ У. На Тайване после смерти Чан Кайши в 1988 г. начались демократические волнения. Подобные перемены также коснулись Бирмы, где у власти находилось авторитарное правительство.
Демократизация в Африке
В феврале 1990 г. правительство Фредерика де Клерка в Южной Африке объявило об освобождении из тюрьмы после 27-летнего заключения лидера негритянского большинства Нельсона Манделы и отмене запрета Африканского национального конгресса (АНК) и Компартии Южной Африки. После этого де Клерк объявил о переходе к правлению большинства. В Южной Африке был запрещён апартеид, политика, попирающая права человека.
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Что такое демократизация и в каких формах она проходила в разных странах на рубеже XIX-XX вв.?
§ 3. Политическое развитие в начале XX в. ГДЗ по Всеобщая история 9 класс. Авторы: Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О.,-М., Просвещение, 2016 г.
Что такое демократизация и в каких формах она проходила в разных странах на рубеже XIX-XX вв.?
Ответ
Пути и темпы демократизации политической жизни в различных странах в начале XX в. определяли исторические традиции и расстановка политических сил. Под давлением общественности в США была проведена конституционная реформа: сенат — верхняя палата конгресса — с 1913 г. стал избираться, как и палата представителей, всеобщим голосованием. В Великобритании либералы выступили за расширение полномочий представительного органа власти — палаты общин — и добились ограничения прав палаты лордов. По закону 1911 г. палата лордов отстранялась от участия в принятии финансовых законов, включая бюджет, а в случае несогласия с другими законопроектами могла только задержать их окончательное принятие. В то же время в Германии не удалось расширить полномочия парламента, его нижней палаты — рейхстага, которые были весьма ограниченны.
Общим для индустриальных стран и государств, вставших на этот путь, стало расширение избирательных прав граждан. В результате принятия конституций в последней трети XIX в. в Германии (1871), Франции (1875), Испании (1886) и избирательных законов в Великобритании (1884) и Бельгии (1893) было введено всеобщее избирательное право для мужчин с рядом ограничений. В начале века избирательная реформа была проведена в Австро-Венгрии (1907), Швеции (1907), России (1907), Португалии (1911), Италии (1912) и других странах.
ДЕМОКРАТИЯ
Термин «Демократия» используется также для обозначения соответствующих принципов устройства, функционирования организаций и институтов (внутрипартийная демократия, производственная демократия и другая), а также течений социально-политической мысли и общественных движений, ориентирующихся на демократические идеалы и их воплощение в общественной практике.
Конкретные формы демократии существенно варьируются в зависимости от исторической эпохи, размера социума и национальной специфики, поэтому термин «Демократия» употребляется применительно к разным политическим системам. Демократии различаются в зависимости от характера участия граждан в принятии политических решений (непосредственная демократия и представительная демократия), прочности либеральных институтов и степени защищённости меньшинства (либеральная демократия и нелиберальная демократия), наличия или отсутствия дискриминации тех или иных групп населения в отношении права участвовать в политике, специфики государственного устройства и правовой системы и тому подобного.
Исторические формы демократии. На начальных этапах развития человеческого общества преобладала непосредственная демократия Её примитивные формы возникли уже в первобытном обществе, когда люди жили отдельными сравнительно небольшими группами (род, племя) и в условиях борьбы за выживание совместно участвовали как в производственной деятельности, так и в управлении делами рода. По мере усложнения управленческой сферы, структурно-функциональной дифференциации и формирования первых политич. институтов происходило постепенное ограничение числа людей, непосредственно участвующих в управлении социумом. Выделение в отдельную группу вооружённых мужчин, принявших на себя ответственность за безопасность племени, привело к тому, что именно они стали играть главную роль в принятии решений (военная демократия, вождество). Дальнейшая социальная дифференциация, укрепление иерархических начал и переход к государственной форме организации общественного управления постепенно вытеснили демократические элементы, и место демократии заняли монархии, деспотии и олигархии.
Следующей исторической формой демократического общественного устройства стала полисная демократия, получившая наибольшее развитие в греческих городах-государствах (смотреть Полис) с середины 1-го тысячелетия до нашей эры. В это время появляется и сам термин «Демократия». Так же, как при родовом строе, древнегреческая демократия была непосредственной: основные вопросы государственной жизни решались народным собранием, в котором принимали участие все граждане; собрание избирало главных должностных лиц и органы власти, осуществлявшие управление полисом в промежутках между народными собраниями; граждане обладали равными правами, но в их число не включались рабы, женщины, дети и метеки. Аналогичная система правления возникла и в Риме, где право на участие в управлении государством наряду с имевшими его изначально патрициями получили и простолюдины (плебеи). Однако в отличие от греческих городов-государств римская республика (так предпочитали называть демократию римляне) вышла за пределы города и была распространена на всю Италию и завоёванные Римом территории, что ограничивало возможности граждан принимать непосредственное участие в управлении.
Современная либеральная демократия. Становление современных форм демократии началось в XIX веке. Она формировалась как представительная и либеральная демократия и включала в себя важнейшие либеральные институты. В их числе: конституционализм, правление закона (правовое государство), разделение властей, гарантии прав и свобод граждан, защита меньшинства от произвола большинства (смотреть Билль о правах) и другие. Современная либеральная демократия (для её обозначения часто используется термин «полиархия», предложенный в 1950-е годы американскими исследователями Р. Далем и Ч. Линдбломом) также предполагает выборность высших должностных лиц в государстве (президента, членов центрального и местных представительных органов), честные, свободные, регулярно проводимые выборы, в которых может участвовать практически всё взрослое население страны. Граждане обладают правом претендовать на выборные должности в государстве, создавать независимые ассоциации и организации, в том числе политические; они имеют доступ к альтернативным источникам информации и реальную свободу выражения своих политичеких убеждений, включая критику должностных лиц, правительства, режима и социально-экономического порядка. Политическая система носит плюралистический характер, и политические решения принимаются в процессе взаимодействия политических партий, движений и групп давления. Страны, в которых данные институты устойчиво функционируют, считаются демократическими; при этом конкретные формы демократии в различных странах складываются под влиянием исторических, национальных, географических, социально-экономических, культурных, религиозных и других факторов. Демократические политические режимы отличаются по форме государственного управления (президентская, парламентская, смешанная), типу административно-территориального устройства (унитарные государства и федерации), степени централизации/фрагментации власти (мажоритарные демократии и консенсусные демократии), соотношению непосредственных и представительных институтов, различных форм политического участия и так далее.
Существенно различаются и модели объяснения современных демократических режимов, а вопрос о том, какая из них адекватна современного обществу и/или наиболее соответствует демократическим идеалам, остаётся дискуссионным. Сторонники «элитарной демократии» (Й. Шумпетер, американские учёные Т. Дай, У. Домхофф и другие) считают, что институты либеральной демократии (полиархии) не препятствуют сохранению и воспроизводству элитарного характера политической власти: главная роль в демократических политических системах играют конкурирующие между собой элиты, диспропорциональное влияние на процесс принятия политических решений оказывает наиболее преуспевающая часть социума, прежде всего крупный бизнес, обладающий большими материальными ресурсами и связями, а участие в политике осн. массы граждан ограничивается выборами. Теории «плюралистической демократии» (американские учёные А. Бентли, Д. Труман, Р. Даль, Р. Уэйст и другие) акцентируют внимание на процессе взаимодействия и соревнования различных политических сил (партий, политических организаций, групп давления, общественных движений), стремящихся влиять на принятие государственных решений. Политический плюрализм рассматривается как средство против монополизации политической власти, которая имеет место в недемократических режимах. Теоретики «демократии участия» (Б. Барбер, К. Макферсон, К. Пейтман и другие) подчёркивают, что демократия должна развиваться в направлении расширения непосредственного участия граждан в управлении государством, прежде всего на местном уровне. Сторонники «совещательной» концепции демократии (Ю. Хабермас, Дж. Элстер и другие) полагают, что степень демократичности системы прямо пропорциональна количеству общественных дискуссий по актуальным вопросам, которые обеспечивают демократический характер процедурам принятия политических решений.
К началу XXI века свыше 120 стран относились к числу демократических. Однако во многих из них процесс складывания либерально-демократических институтов и норм остаётся незаконченным и носит противоречивый характер: формальные демократические процедуры в них уживаются с неформальной авторитарной практикой; руководство государства выбирается демократическим большинством, но у граждан и меньшинств нет гарантий от нарушения их прав со стороны властей; политический плюрализм и свобода выражения политических убеждений существуют, но реальная политическая конкуренция и возможности оппозиции существенно ограничены. В России сильны коллективистские и патерналистские установки у большей части населения; наблюдается идейно-политический и культурный раскол в обществе, а также недовольство людей резким снижением уровня их благосостояния в результате рыночных реформ; сохраняются сложные межнациональные отношения и другие. Перспективы укрепления либерально-демократических институтов в новых демократиях «третьей волны» отнюдь не очевидны и зависят как от соотношения объективных факторов, благоприятствующих или препятствующих демократии, так и от расстановки социально-политических сил внутри них.
Широкое распространение демократии по всему миру и её консолидация во многих странах были обусловлены следующими факторами: уровнем экономического развития (рыночная экономика, индустриализация, урбанизация, развитость массовых коммуникаций, высокая грамотность и другое); наличием значительного среднего класса, обеспечивающего стабильность и устойчивость социальной системы; распространением в обществе демократических убеждений и политической культуры (преодоление коллективистских и патриархальных установок, консенсус по базовым демократическим ценностям, гражданская ответственность, толерантность, слабая выраженность межкультурных конфликтов и другое); развитостью гражданского общества; контролем над силовыми структурами и сведением к минимуму опасности военного переворота; отсутствием реальной внешней угрозы. Без наличия этих условий вероятность возникновения и/или укрепления демократических институтов невелика, хотя она полностью не исключается (пример Индии, где демократия достаточно стабильна, несмотря на сравнительно низкий уровень экономического развития).
Проблемы и перспективы демократии. В политической мысли и общественном сознании с древних времён существовало критическое отношение к демократии. Начиная с Платона основной аргумент против демократии, воспроизводимый философами самых разных эпох, состоял в том, что большинство людей не обладает ни достаточными знаниями и навыками государственной деятельности, ни высокой моралью. Поэтому успешное управление государством, обеспечивающее достижение общего блага, могут осуществлять только самые достойные и компетентные граждане, которые всегда составляют меньшинство. В начале XX века наиболее обстоятельная критика демократических идей, получивших к тому времени широкое распространение, была дана теоретиками элиты (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс), утверждавшими, что демократия не только нежелательна, но и фактически невозможна, поскольку в любом обществе политическая власть неизбежно концентрируется в руках элиты, которая лучше организована, обладает моральным и интеллектуальным превосходством над остальными гражданами и способна эффективно использовать свои ресурсы для сохранения власти. В современных теориях элит (Т. Дай и других) подчёркивается нецелесообразность существенного расширения влияния граждан на процесс принятия политических решений, поскольку это может подорвать стабильность общества и эффективность государственного управления; главная роль в политической системе отводится конкурирующим между собой политическим элитам, которые могут обеспечить воспроизводство и функционирование либеральных институтов.
Сложный и противоречивый опыт «новых демократий» XX века вызвал оживление критики демократии. Утверждается, что демократия может стать средством завоевания власти экстремистскими силами, не заинтересованными в сохранении демократических свобод; она ориентирует правящую элиту на удовлетворение сиюминутных запросов населения (от которого зависит её нахождение у власти) в ущерб стратегическим решениям, стимулирует рост социальной нетерпимости в результате активного использования соперничающими элитами религиозного, расового и национального факторов в качестве инструментов политической мобилизации и ведёт к чрезмерному влиянию групповых интересов, препятствующему осуществлению эффективной социально-экономической политики государства.
Однако история стран развитой демократии показывает, что данные проблемы могут успешно решаться. В этих странах определены пределы власти большинства и предусмотрены меры, препятствующие ограничению политических прав и свобод; основная масса населения разделяет ценности либеральной демократии и поддерживает демократические институты. В целом они существенно превосходят другие страны по главным показателям социального и экономического развития, а граждане имеют больше возможностей для защиты своих основополагающих интересов. Демократия в XXI веке считается желательной формой власти в большинстве стран мира, и остаётся совсем немного государств, не называющих себя демократическими; за счёт устойчивых прямых и обратных связей демократия обеспечивает более оптимальные по сравнению с другими политическими системами взаимоотношения между государством и гражданским обществом; демократия наиболее полно воплощает фундаменатльные ценности равенства и свободы, даёт возможность людям самим совместно определять свою судьбу, способствует формированию активной жизненной позиции и ответственности гражданина. Демократическая идея сохраняет свою привлекательность и для людей в недемократических странах; соотношение сил в мире и международная обстановка в целом благоприятствуют распространению демократии, и по мере складывания её предпосылок авторитарным режимам становится труднее противодействовать демократическим преобразованиям. Под влиянием глобализации демократическая практика выходит за пределы национальных государств, проникая в систему мировой политики. Мировое сообщество стремится построить «демократический миропорядок», который утверждает равноправие и демократической процедуры во взаимоотношениях государств и исключает действия государств в обход или в нарушение международного права и решений международных политических организаций (ООН), хотя в отдельных случаях данный процесс воспринимается как угроза национальным демократиям и правам граждан.