Что такое политическая форма
Основные формы правления
10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение формы правления
Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.
Формы власти показывают:
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.
Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.
Монархия
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.
Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.
На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).
Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.
Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.
В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.
Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.
Виды монархий | Основные черты |
Абсолютная (неограниченная) | Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др. |
Конституционная | Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую. |
Дуалистическая | Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Парламентская | Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании. |
Основные виды монархий и их признаки
Линии сравнения | Абсолютная (неограниченная) | Дуалистическая | Ограниченная (парламентская, конституционная) |
Принадлежность законодательной власти | Монарх | Разделена между монархом и парламентом | Парламент |
Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально — монарх, фактически — правительство | |
Назначение главы правительства | Монарх | Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов | |
Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
Право роспуска парламента | — (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
Право вето монарха на решения парламента | — | Абсолютное вето | Предусмотрено, но не используется |
Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!
Республика
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.
Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.
Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).
Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).
Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).
Форма государства
Понятие формы государства. Форма правления. Форма государственного устройства
Форма государства зависит от его содержания и определяется им.
Значительное влияние на форму государства оказывают экономика, культура, исторические традиции, национальные особенности, природные условия проживания и др.
Под формой государства понимаются форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим. Их следует понимать как основные структурные элементы формы государства.
Виды монархии: В зависимости от исторической эпохи все монархии делят на добуржуазные и буржуазные.
В зависимости от соотношения статуса главы государства и статуса парламента, степени интенсивности взаимодействия между ветвями государственной власти, порядка формирования и ответственности правительства выделяют президентские, парламентские, смешанные республики (для отечественной юридической науки типично понятие «смешанная республика»). Зарубежные научные источники преимущественно используют понятия «парламентско-президентская республика», «президентско-парламентская республика», «полупрезидентская республика», «полупарламентская республика» и нетрадиционные виды республик.
Президентские республики характеризуются обособлением ветвей власти друг от друга, минимальным по объему применением системы сдержек и противовесов, в такой республике применяется внепарламентский метод избрания президента (либо населением, либо коллегией выборщиков), президент является главой исполнительной власти, самостоятельно формирует правительство, несущее перед ним ответственность.
Парламент не может отправить правительство в отставку. Нередко правительство возглавляется самим президентом (США). Министры составляют кабинет президента, имеют лишь совещательный голос, решение принимает президент единолично. Президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом; имеет право самостоятельно издавать нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Обычно избирается всеобщим голосованием (США, Мексика, Бразилия, Колумбия, Камерун, Кот-д’Ивуар и др.).
Парламентские республики характеризуются особой ролью парламента в системе государственных органов, который формирует правительство (из представителей партии, победившей на выборах, или коалиционное правительство, когда ни одна из партий, получивших места в парламенте, не обладает большинством голосов, позволяющим сформировать однопартийное правительство), несущее перед ним ответственность (Италия, Германия, Греция, Израиль).
Но не главой правительства, что лишает его возможности оказывать значимое влияние на политический курс страны. В такой республике значительная роль отводится главе правительства (премьер-министру), который также избирается парламентом, но, как правило, является лидером либо правящей партии, либо коалиции победивших партий (Италия, Германия, Венгрия, Индия, Финляндия и др.). Правительство не несет ответственности перед президентом.
Смешанные республики сочетают в себе элементы парламентской и президентской республик, здесь взаимодействие ветвей власти и объем реализации элементов системы сдержек и противовесов максимален (Франция, Россия).
В смешанной республике правительство формируется совместно президентом и парламентом и несет ответственность перед ними обоими. Парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. Президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Президент в смешанной республике является главой государства, полномочия по осуществлению исполнительной власти разделены между ним и правительством. Имеет место бицефальность исполнительной власти, когда реальные властные полномочия в сфере исполнительной власти принадлежат и премьер-министру, и президенту.
Президент в смешанной республике наделен правом отлагательного вето на законы парламента.
Так, например, в России Правительство РФ формируется Президентом РФ и ответственно перед ним. Однако Государственная Дума как палата Федерального Собрания может выразить Пра ви тельству РФ недоверие. Окончательное решение об отставке принимает Президент РФ, который может не согласиться с решением Государственной Думы и при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев вправе Государственную Думу распустить. Аналогичные институты можно найти в конституциях Франции, Украины, Болгарии, Португалии и др.
Форма государственного устройства есть политико-территориальное устройство государства. В нем раскрывается характер взаимоотношений между территориальными образованиями, а также между центральными и местными органами публичной власти.
С позиции политико-территориального устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация, конфедерация, империя).
В унитарном государстве существует единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны, а также единая система законодательства, предполагающая, что по любым вопросам центральная власть вправе осуществлять правотворчество.
Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти и объема полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства, если таковые существуют.
Унитарное государство является централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы (Туркменистан, Монголия, Таиланд, Польша). В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни (Великобритания, Швеция).
В составе унитарных государств могут быть образованы автономии, т.е. районы государства, отличающиеся географическими, национальными, языковыми особенностями, в силу которых они наделены широкими возможностями внутреннего самоуправления.
Автономии делятся на территориальные (в форме политических и административных автономий) и экстерриториальные (в форме национально-культурной автономии) виды.
В зависимости от объема полномочий автономии выделяют две ее территориальные формы. В политической автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам (Аландские острова Финляндии). Административная автономия не имеет права на издание собственных законов, но ей предоставлены некоторые специфические права, которые отсутствуют у обычных административно-территориальных единиц (в Китае автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами).
В условиях отсутствия компактного проживания нации может быть создана национально-культурная автономия, которая имеет экстерриториальный характер и выражается в предоставлении нации права иметь своих представителей в государственных органах и закреплении обязанности государства консультироваться с представителями нации при решении вопросов, касающихся языка, быта, культуры. В России правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется на основании Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».
В современном мире существуют так называемые регионалистские государства (Испания, Италия) как разновидность унитарного государства и переходная форма от унитарного государственного устройства к федеративному.
Регионалистские государства характеризуются высокой степенью децентрализации власти. Автономии в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. Центральная власть назначает своего представителя в регионе, статус которого варьируется от номинального до предоставления ему права вето на решения местной власти (Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР).
Признаки федеративных государств:
Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях. Исключения в этой сфере, как правило, касаются внешнеэкономических и культурных связей.
В федеративных государствах могут применяться следующие виды компетенции, позволяющие разграничить предметы ведения и полномочия между федеральной властью и субъектами федерации:
Федерации подразделяют по национальному и территориальному признакам. Национальные федерации, как правило, недолговечны, поскольку в политической и государственной жизни часто именно этот фактор и разрушает государственность (Чехословакия, Югославия и др.). В территориальных федерациях число субъектов федерации не соответствует количеству национальностей и национальный фактор, как правило, остро не выражен (Канада). Здесь нередко учитывается фактор языка, т.е. в субъект федерации чаще объединяется население, говорящее на одном диалекте.
Кроме этого, иногда федерации разделяют на симметричные и асимметричные. Речь идет о правовом положении различных частей федерации, их полномочиях. Симметричная федерация в идеале состоит из однопорядковых составных частей, т.е. все они имеют одинаковый правовой статус субъектов федерации. Абсолютно симметричных федераций нет, ибо в любом случае какие-то различия между субъектами всегда имеют место.
Под асимметрией в федерации принято понимать либо нормативно признанное неравенство конституционных статусов субъектов федерации (вплоть до предоставления отдельным субъектам федерации статуса самостоятельного субъекта международного права), либо формальное равенство субъектов федерации в отношениях с федеральным центром, но, например, неравенство в части предоставления какимлибо субъектам федерации специфических полномочий.
Конфедерация формируется на основе договоров о ее создании.
В конфедерации отсутствует единая судебная и законодательная система, общее гражданство и др. Кроме того, в конфедерации отсутствует общая для всей конфедерации территория и государственная граница, а также общая для всех участников конституция, общее законодательство, общая финансовая система.
Примерами конфедераций могут служить Швейцария с 1815 по 1848 г., США с 1776 по 1787 г., Сербия и Черногория в 2003-2006 гг., Сенегамбия в 1982-1989 гг., де-факто в настоящее время конфедерацией являются Босния и Герцеговина, хотя ее составные части и лишены права сецессии.
Существует точка зрения, что Европейский Союз является конфедерацией. Однако следует учитывать, что ряд актов органов ЕС имеют прямое действие на территории государств-членов, круг вопросов, решаемых на уровне ЕС, не ограничивается вопросами обороны и экономики.
Короной различных государственных образований, подчиненных императору, законам империи. Обычно империи создавались путем завоевания чужих земель (империя франков, Римская империя, Германская империя, Российская империя и др.).
Понятие политического (государственного) режима, виды
В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают демократические и антидемократические (в форме авторитарных и тоталитарных) режимы.
Признаки демократического режима:
Методы осуществления государственной власти основаны на признании политического, экономического и идеологического плюрализма.
Выделяют следующие формы демократии (способы внешнего выражения демократического политического режима): прямую и представительную.
Демократический политический режим характерен для Российской Федерации, США, Франции, Великобритании, Германии и многих других европейских стран.
Признаки авторитарного режима:
Данный государственный режим характерен для Таиланда, Сирии, Малайзии, ряда стран африканского континента, Латинской Америки.
Тоталитарный режим характеризуется всеобъемлющим контролем государства над обществом и опирается на системное применение насилия или угрозу его применения. Проявляется нетерпение ко всякому инакомыслию; власть в государстве осуществляется вождем или пожизненным президентом, часто лидером единственной политической партии. Политическая активность граждан отсутствует, личность в деятельности государства игнорируется.
Тоталитаризм основывается на культе личности правящего вождя.
При тоталитарном политическом режиме имеет место идеологизация общества и общественной жизни на основе единой обще обязательной государственной идеологии, т.е. идеологический плюрализм отсутствует.
Экономический плюрализм отсутствует, в частности при существовании различных форм собственности имеет место доминирование государственной собственности и ее преимущественная защита.
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.4. Формы государства.
5.4. Формы государства.
ПЛАН.
Формы государства.
Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное обеспечить его стабильность и нормальное функционирование.
Формы государства:
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
Форма правления – организация высших органов власти (кто и как правит).
Виды форм правления
Монархия.
Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора) и передаётся по наследству.
Признаки монархии
Виды монархии.
Неограниченная монархия:
Примеры:
Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия и др.
Ограниченная монархия – власть наследственного монарха ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом.
Примеры:
Бельгия, Великобритания, Испания, Япония, Нидерланды и др.
Республика.
Республика (от лат. res-publica — общественное дело, государство) – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти.
Признаки республики:
Виды республик.
Виды республик – различаются в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно
Президентская республика .
Примеры.
США, страны Латинской Америки.
Парламентская республика.
Примеры.
Индия, Италия, ФРГ, Швейцария.
Смешанная республика (полупрезидентская, полупарламентская).
Примеры.
Австрия, Россия, Франция.
Форма государственно-территориального (государственного) устройства.
Форма государственно-территориального (государственного) устройства – это отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по всей территории страны.
Унитарное государство.
Унитарное государство (от фр. единый).
Признаки:
Примеры.
Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Италия, Испания, Франция, Швеция.
Федерация (от лат. союз, договор), федеративное государство.
Признаки:
Примеры.
Бразилия, Германия, Индия, Мексика, Россия, США, Швейцария и др.
Конфедерация
(от лат. союз, сообщество).
Признаки:
Примеры.
СНГ (Содружество Независимых Государств), ЕС (Европейский союз).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.