Что такое политическая организация общества
Политическая организация общества
Полезное
Смотреть что такое «Политическая организация общества» в других словарях:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — см. Политическая система общества. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — 1) совокупность государственных и негосударственных организаций, через которые осуществляется управление обществом, всеми происходящими в нем процессами; 2) внутренняя структура общества с точки зрения совокупности указанных государственных и… … Энциклопедический словарь конституционного права
Политическая система общества — сложная совокупность институциональных структур государства и общества, форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно политических процессов. Основная функция … Политология. Словарь.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА — 1) совокупность норм, устанавливающих конституционно правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих их взаимоотношения; 2) совокупность взаимосвязанных … Юридическая энциклопедия
Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется… … Большой юридический словарь
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА — 1) совокупность норм, устанавливающих конституционно правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих их взаимоотношения; 2) совокупность взаимосвязанных … Энциклопедический словарь экономики и права
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ — определенный порядок взаимодействия между зависимыми и соподчиненными элементами соц. структур. Свойства и отношения между элементами связаны с характером тех функций, к рые они обеспечивают в этих структурах. Под соц. организацией понимается… … Российская социологическая энциклопедия
Территориальная организация общества — пространственная организация (территориальная структура) жизни людей, сложившаяся на определенном этапе социально экономического развития; включает размещение населения и отраслей производственной и непроизводственной сферы, природопользование,… … Политология. Словарь.
Политическая система — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия … Википедия
политическая география — географическая дисциплина, изучающая взаимосвязи между политической деятельностью людей и географическим пространством, в котором она протекает. Политическая география изучает как управляемые территориально политические системы, которые… … Географическая энциклопедия
Политические организации: виды, цели и задачи
Любая деятельность в сфере политики осуществляется группами людей, объединенных общей целью и нормами поведения, принятыми у них. В результате таких действий идеология, политвзгляды и убеждения получают материальную форму существования, воплощаются в жизнь. Эти организации называются политическими, о них более подробно будет рассказано в данной статье.
Что такое политическая организация?
Если говорить простыми словами, то политические организации – это разновидность общественных объединений, целью которых является реализация политических убеждений и интересов, а также взаимоотношения с органами власти.
Среди особенностей подобных сообществ можно назвать внутреннюю устойчивость, дисциплинированность и четкую иерархию. В них есть руководитель, лидер, а также ряд приближенных к нему лиц. Помимо этих людей такие организации имеют сторонников и членов, численность которых довольно устойчива и документально зафиксирована. Также они имеют пассивных и активных сторонников. Активные принимают непосредственное участие в жизни объединения, состоят в нем. А также выражают свои убеждения и взгляды открыто на мероприятиях. Пассивные готовы поддержать организацию на выборах, но не участвуют в ее повседневной жизни.
Виды политических организаций
Классифицировать политические организации можно по множеству признаков. Например, если разделять их по отношению к государству, то они бывают:
Следующим параметром для классификации можно назвать социальный признак, согласно которому объединения политического характера делятся по классовому составу либо по национальному.
Но это далеко не все разновидности, на которые можно подразделить такие организации. Их можно распределить и по степени политизированности: либо полностью политические, например партии, либо сообщества граждан, имеющие интересы из других сфер жизни. Также их можно разделять по идеологическому признаку – коммунистические, либеральные, консервативные и многие другие. По степени распространения политические организации бывают международные, внутригосударственные и внутристрановедческие.
Что такое социально-политическая организация?
В науке понятие политического движения определяется как сообщество граждан, ставящее перед собой цель оказать влияние на принятие изменений, касающихся социальной сферы, либо, наоборот, противодействовать им. Социально-политические организации выполняют конкретные цели и задачи, возникающие в ходе осуществления власти в политической сфере. Среди их функций можно обозначить установление социальных взаимодействий, определение порядка желаемого и достижимого для той или иной группы, владение информацией о возможности разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки организации.
В любой стране с демократическим строем неотъемлемой частью являются общественно-политические организации. Они возникают благодаря гражданскому волеизъявлению и выступают как сила, оказывающая какое-либо влияние на органы власти. От общественного движения такие сообщества отличаются наличием фиксированного членства.
ВЛКСМ как пример политической организации
Типичным примером стандартной политической организации может являться ВЛКСМ. Расшифровка – Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи. Созданный как союзник и помощник для компартии, ВЛКСМ являлся именно общественно-политической организацией, не ставящей перед собой задачу борьбы за власть. Ленинский комсомол практически с первого дня своего существования активно включился в трудовую, хозяйственную, научную, военную и прочую деятельность страны и оказал огромное, чаще всего позитивное влияние на эти сферы жизни.
ВЛКСМ, расшифровка названия которого включает в себя слово «всесоюзный», показывает, насколько эта организация была распространена. Можно судить о ее роли в жизни каждого советского молодого человека.
Следует отметить, что ВЛКСМ в качестве молодежной организации сохранился и до наших дней, правда, не в таком масштабе, как раньше. Идею коммунистического движения для молодых людей сохранила и продолжила КПРФ. Однако изменилось название: сначала это был СКМ – Союз коммунистической молодежи, а с 2011 года движение носит название ЛКСМ – прибавилось слово «ленинский». Но также если в советские времена ВЛКСМ считался резервом для КПСС, а членство в нем было обязательным, то аналогичные современные политические организации не носят обязательного характера и вряд ли оказывают какое-то серьезное влияние на политическую жизнь государства. Скорее это просто дань памяти, сохранение традиций прошлых лет.
Политические организации в России
На момент конца 2015 года в России зарегистрировано 77 партий, и это наибольшее число официально зарегистрированных политических организаций за всю историю государства. Представлен почти весь спектр идеологических позиций: от крайне левых до крайне правых убеждений. Политические организации представляют собой как партии, так и общественные движения и организации. Среди всего их многообразия можно встретить и провластные, и оппозиционные сообщества, и даже экстремистские, запрещенные законом.
Политическая система общества
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что такое политическая система
Политическая система — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и отношений между ними, которые воплощает политическая власть. Эта система тесно связана с другими — экономической, правовой и духовной.
Разберемся, как именно политическая система взаимодействует со средой — обществом. В модели, которую предложил политолог Дэвид Истон, есть два типа связи между ними — вход и выход. Вход — это общественные требования, поддержка и реакции граждан на политическую систему. Выход — конкретные решения этой системы, которые влияют на жизнь общества.
Схема взаимодействия между политической системой и обществом по Истону
Общество влияет на политическую систему, вход
Политическая система влияет на общество, выход
Импульсы, на которые реагирует политическая система
Действия и решения системы, которые управляют обществом
Рабочие просят улучшить условия труда на государственном предприятии
На предприятии чинят или заменяют оборудование, открывают новые вакансии или повышают зарплаты
По этой модели взаимодействие можно представить как цикл. Общество что-то требует, политическая система отвечает на запрос, после чего граждане реагируют на это решение. Дальше она либо получит на входе поддержку общества, либо новые требования. И так по кругу.
Важно помнить, что аппарат политической системы не всесилен. Если импульсов на входе будет больше, чем может обработать система, она станет перегруженной.
Поэтому требования фильтруют — отбирают важные, срочные и осуществимые. Этим занимаются политические партии и общественно-политические организации.
Задача политической системы — сохранять баланс в решениях. Не каждый запрос общества реально выполнить, но игнорировать их все нельзя. Это сделает систему шаткой, т. к. граждане перестанут ее одобрять.
Для чего нужна политическая система
Общество создало политическую систему, чтобы выполнять следующие функции:
определять цели и задачи, которые помогут обществу развиваться;
следить, чтобы общество выполняло эти задачи;
распределять моральные и духовные ценности;
следить, чтобы интересы государства не противоречили интересам социальных общностей;
воспитывать политическое сознание народа;
следить, чтобы политический строй был стабильным и безопасным;
контролировать соблюдение законов и политических норм.
Из чего состоит политическая система РФ
В структуру политической системы входят 5 главных компонентов. Или, как их чаще называют, подсистем. При взаимодействии всех составляющих друг с другом образуется политический режим.
Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.
Политические подсистемы РФ
Представляет различные политические интересы;
Следит за социальным управлением;
Создает социальные нормы;
Отвечает за политическую социализацию народа и т. д.
В нее входят: государство, политические партии, общественно-политические организации.
Регулирует политический процесс;
Отвечает за политические принципы, традиции и нормы морали
Подбирает формы и методы выражения власти в интересах общества
Контролирует политические отношения между частями одной системы и системами разных стран.
Придает смысл политическим действиям.
В нее входят:
Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.
Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.
Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.
Особую роль в политической системе государства играют средства массовой информации или СМИ.
Место государства в политической системе
Государство тесно связано с политической системой, т. к. оно:
выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу;
может влиять на граждан многими способами, в то время как у других политических организаций нет такой власти;
определяет правовые рамки для политической системы в виде законов;
контролирует деятельность других политических организаций;
обладает большими средствами, чтобы проводить свою политику;
объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.
Проверь себя
Задание 1
Давайте узнаем, насколько хорошо вы стали разбираться в устройстве и функциях политической системы общества. Укажите, к каким подсистемам относятся элементы, которые мы перечислили ниже.
Отношения между политическими системами двух стран.
Задание 2
Многие путают политическую систему и режим. Подумайте и объясните, почему так происходит.
Задание 3
Ниже мы перечислили утверждения о политической системе общества и ее подсистемах. Укажите, какое из них верное, а какое — нет.
Политические партии входят в функциональную подсистему.
Политическая система связана с другими общественными системами.
Политическая система не влияет на моральные и духовные ценности общества.
Политическая психология — это общепринятая модель политического поведения граждан.
Одна из функций системы — привлекать граждан к участию в политической жизни государства.
Вопросы про определение политической системы и ее признаки встречаются на экзаменах, поэтому каждый, кто планирует сдавать обществознание, должен разобраться в этой теме. Если она ясна не до конца, предлагаем исправить это на курсе подготовки к ОГЭ по обществознанию. Преподаватели Skysmart помогут укрепить знания и потренироваться на пробных заданиях экзамена. С вас — желание учиться, с нас — бесплатный вводный урок.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
Тоталитарный режим
Тоталитаризм (от лат. totalitas – цельность, полнота) характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Понятие «тоталитаризм» было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале ХХ в. В 1925 г. это слово впервые прозвучало в итальянском парламенте в выступлении лидера итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного режима в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.).
В каждой из стран, где возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, характерные для всех форм тоталитаризма и отражающие его сущность. К ним относятся следующие:
однопартийность – массовая партия с жесткой полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям – вождям, руководству в целом, срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
недемократический способ организации партии – она строится вокруг лидера. Власть идет вниз – от лидера, а не вверх –
от масс;
идеологизация всей жизни общества. Тоталитарный режим – это идеологический режим, где всегда есть своя «Библия». Идеология, которую определяет политический лидер, включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.). Тоталитарное общество ведет широчайшую идеологическую обработку населения;
монопольный контроль производства и экономики, а также всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.;
Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль играет глубокая кризисная ситуация. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию развития, когда резко возрастают возможности СМИ, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению контроля над личностью. Индустриальная стадия развития способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, например, формированию коллективистского сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. Важную роль играли и политические условия, к которым относятся: появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений. Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. Например, после смерти Сталина СССР изменился. Правление Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева – это так называемый посттоталитаризм – система, при которой тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается, ослабляется. Итак, тоталитарный режим следует разделять на чисто тоталитарный и посттоталитарный.
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.
Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, ему стали доступны достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности. К тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.
Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после Первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм стремился к возрождению величия Римской империи, к установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 1930-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.
Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Его цель – мировое господство арийской расы, а социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – против других народов.
И все же тоталитаризм – исторически обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления для большинства населения. Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.
Авторитарный режим
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа.
Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);
неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;
опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению;
монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности
властям;
отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;
рекрутирование (формирование) политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.
Исходя из вышеизложенного авторитаризм – политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц. Такая власть не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества во всех неполитических сферах.
Сохраняются авторитарные режимы с помощью аппарата принуждения и насилия – армии. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие народа в политической жизни. В таких условиях рядовые граждане вынуждены платить налоги, повиноваться законам без личного участия в их обсуждении. Слабые стороны авторитаризма – полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращать политические авантюры или произвол, ограниченность политического выражения общественных интересов.
Существующие в авторитарных государствах демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим; исключается деятельность других политических партий и организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируется разделение властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства становится лидер правящей авторитарной партии. Представительные органы на всех уровнях превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.
Достоинство авторитарного режима – высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников, а также способность решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, авторитаризм был желаемым режимом в ряде стран после Второй мировой войны, на фоне существовавших в мире острых экономических и социальных противоречий.
Авторитарные режимы очень разнообразны. Одним из видов является военно-диктаторский режим. Его пережило большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция. Другой разновидностью является теократический режим, при котором власть сосредоточена в руках религиозного клана. Такой режим существует в Иране с 1979 г. Конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы. Это режим современной Мексики. Для деспотического режима характерно то, что высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры. Другой разновидностью является персональная тирания, при которой власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты (режим С. Хусейна в Ираке до 2003 г., режим М. Каддафи в современной Ливии). Еще одна категория авторитарных режимов – абсолютная монархия (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).
В современных условиях «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Он способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.
За последние годы очень много недемократических (тоталитарных и авторитарных) режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они неподконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависит прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к свободе и ответственности, уважению закона и прав человека, демократия действительно дает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.
(греч. dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть)
форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д. в этой связи выступает прежде всего как форма государства. Термин «Д.» употребляют также применительно к организации и деятельности др. политических и социальных институтов (например, партийная Д., производственная Д.), а также для характеристики соответствующих общественных движений, политических курсов, течений социально-политической мысли.
Итак, демократия, как система народовластия, является универсальной основой политического развития человечества в современную эпоху. Опыт этого развития позволяет выделить несколько форм демократии:
3. Принципы (признаки) демократии
Демократия представляет собой достаточно сложное, развивающееся явление. Ее сущностная сторона остается неизменной, она постоянно обогащается новыми элементами, приобретает новые свойства, качества.
В политологической литературе выделяются несколько основополагающих признаков, дающих представление о сущности демократии.
1) Демократия основывается на полноте власти народа во всех сферах жизни общества.Хотя этот признак, как и другие, не столь легко определяем, тем не менее, народовластие выражается через прямую, непосредственную демократию и представительную демократию. В большинстве современных демократий народовластие находит свое выражение через свободные выборы представителей народа.
2) Для демократии характерно, что волеизъявление народа происходит в результате регулярно проводимых, честных, соревновательных, свободных выборов. Это означает, что любая партия, группа должна иметь равные шансы по отношению к другим, иметь одинаковые возможности конкурировать друг с другом в борьбе за власть.
3) Для демократии должна быть обязательной сменяемость правительства, чтобы правительство страны формировалось в результате выборов. Одного только регулярного проведения выборов еще не достаточно для характеристики демократии. Во многих странах Латинской Америки, Африки правительство и президент отстраняются от власти посредством военного переворота, а не на основе выборов. Поэтому для демократии характерна смена правительства не по желанию совершившего переворот генерала, а в результате свободных выборов.
4) Демократия предусматривает допущение на политическую сцену в борьбе за власть оппозиции, различных политических течений, идеологий. Разные партии, политические группы выдвигают свои программы, отстаивают свои идеологические установки.
5) Демократия прямо связана с конституционализмом, главенством закона в обществе. Демократия и правовое государство – неразрывно связанные понятия.
6) Демократическим считается и такой признак, как защита прав граждан и прав меньшинств. Защита прав меньшинства, отсутствие дискриминационных мер по отношению к нему, гарантия индивидуальных прав и свобод – таковы атрибуты демократии.
7) При демократии имеет место рассредоточение власти, разделение ее на законодательную, исполнительную и судебную. Хотя этот признак и не столь очевиден, поскольку разделение властей может и не при демократии, все же рассредоточение власти может быть показателем демократии.
8) Выделяется еще несколько не основополагающих принципов демократии, например открытость, гласность, рациональность.
Противоречия и тупики демократии.
П. К. Несторов
В последнее время внимательные читатели стали замечать учащающееся появление критических статей и заметок по отношению к демократии в серьёзных международных газетах, и даже критических книг на эту же тему. Очевидно, в этом политическом инструменте, в его доселе привычном виде, стало проявляться слишком много противоречий, часто заводящих в тупики.
Появление выражения «демократия» совпадает с зарождением политических наук в Древней Греции, когда впервые Платон, а за ним и его ученик Аристотель устанавливают первую классификацию политических режимов. В классической классификации Аристотеля шести политических режимов, «демократия» занимает четвёртое место, сразу после трёх «правильных» («орфас») режимов (монархии, аристократии и политии), и на первом, лучшем, месте среди трёх искаженных («парекбасеис») режимов (демократии, олигархии и тирании), являющихся отклонениями от правильных. После Французской революции, в переводах с греческого на французский язык «Политики» Аристотеля, в которой эта классификация многократно повторяется и пространно объясняется, было сделано несколько терминологических подтасовок.
Там, где в греческом оригинале говорится о третьем правильном режиме, по-гречески называемом «полития» (politeia) во французских переводах было поставлено слово «демократия», хотя уже со времён Цицерона существовал перевод этого слова на латинский язык, как «республика». Получался абсурд, ибо у Аристотеля и у всех древнегреческих и византийских авторов выражением «демократия» обозначается искажение «политии» сиречь «республики». Так что демократия никак не может быть синонимом того режима, отклонением или искажением которого она, по своему определению, является.
Одновременно возникала вторая проблема: если убрать выражение «демократия» с его изначального места в ряду искаженных политических режимов, чтобы поставить его в ряд правильных, то нужно как-то заполнить его место, оказавшееся пустым. Для этого было взято другое греческое слово: «демагогия». Однако, у греческих авторов слово «демагогия» отнюдь не является наименованием какого-нибудь политического режима, а всего лишь обозначением одного из плохих качеств двух искаженных режимов: тирании и демократии (Политика, 1313 в). «Демагогия» это буквально «вождение народа».
Французская революция нуждалась в каком-нибудь обозначении своего собственного режима, обозначения, противостоящего предыдущему «старому режиму» монархии и одновременно отличающегося от остальных двух правильных режимов: аристократии и республики. Аристократия была соучастницей упраздненной монархии и подлежала гильотине, а республика совсем недавно была исчерпывающе определена французским политологом графом Монтескье, как смесь и комбинациямонархии, аристократии н демократии, так что она тоже для нового строя никак не годилась.
Во всём этом была, несомненно, и положительная сторона, ибо такое замутнение этого понятия превращало его в очень удобную политическую этикетку, полезную для обозначения новых политических необходимостей.
Со временем все государственные режимы в мире стали претендовать на эту политическую этикетку «демократии», ибо она фактически стала обозначать просто современное государство.Так, выше упомянутыйиспанский философ Юлиан Мариас около двадцати лет тому назад указывал, что если все без исключения современные государства в мире официально считают себя демократическими, то в таком случае это определение по существу ничего не значит. Это был терминологический тупик: после замутнения этимологического смысла этого термина систематическими подлогами, оно в значительной мере потеряло и свой новый смысл, этими подлогами созданный.
Конечно, предпринимаются меры для спасения этого терминологического инструмента, на создание и общее внедрение которого было потрачено столько сил и средств. Для этого, в первую очередь, необходимо ограничить число легитимных претендентов на это название. Недавно президент США Джордж Буш, на встрече с ветеранской организацией «Американский легион», заявил, что в начале 1980
х годов в мире было всего лишь 45 «демократических государств», а па сегодняшний день их число возросло до 122 государств. (В Организации Объединенных Наций сегодня числится около 200 государств).
В таком случае встает неизбежный вопрос: какой недвусмысленный критерий необходимо применять для того, чтобы размежевывать «демократические государства» от недемократических. Самым простым и верным методом для этого был бы возврат к условностям времён Второй Мировой войны: все государства, являющиеся членами коалиций, в которые входят США, считаются демократиями, а все остальные таковыми не считаются. Однако, такому удобному критерию противоречит многолетняя пропаганда двух вспомогательных концепций, долгое время объявлявшихся непременными предпосылками демократии: выборов и конституций.
Вот тут-то и стали выявляться новые тупики: оказывается, что есть страны с очень хорошо написанными конституциями и даже с выборами, но всем очевидно что никакой демократии в них нет. А иногда даже и наоборот: демократия очевидно налицо, но невыгодно признавать, что таковая в них имеется.
Например, в конце марта сего года немецкое государственное телевидение многократно показывало на своих экранах первые страницы немецкого текста недавно написанной (где?) конституции Афганистана. В её втором параграфе утверждается религиозная свобода всех граждан этой страны, но в третьем параграфе делается неизбежная уступка реальной расстановке реальных сил в Афганистане: все законы должны подчиняться установлениям Ислама. В числе таковых, якобы, находится и смертная казнь для всех мусульман, перешедших в другое вероисповедание, что категорически противоречит предыдущей установке.
В африканском государстве Либерия, еще с 19-го века, имеется точная копия «наилучшей» конституции, каковой, якобы, является конституция США. Однако, это обстоятельство отнюдь не смогло предотвратить дикой резни в этой стране.
Также и всеобщие выборы в некоторых странах иногда отнюдь не обеспечивают минимальных условий жизни, которые можно было бы чистосердечно признать демократическими. К сожалению, таких стран и сегодня немало в мире, но не все их режимы подвергаются всеобщему осуждению и прещению, каковые делаются, главным образом, смотря по тому, с кем они находятся в коалиции.
Наоборот, имеются страны, в которых тоже имеются конституции и проводятся регулярно выборы. Причем результаты этих выборов поразительно совпадают с результатами демократических опросов. Однако, по каким-то иным причинам, они авторитарно объявляются недемократическими. В таких случаях, открыто проповедуется необходимость подмены результатов выборов открытыми переворотами, к которым зачастую привешиваются цветные ярлыки: красный переворот Ленина и Троцкого, переворот «черных рубашек» Муссолини, переворот красных гвоздик португальских полковников, переворот оранжевых платков Ющенко, и так далее. В последних случаях мы имеем дело с двумя тупиками: тупиками выборов и тупиками переворотов. В таких случаях приходится не только определять демократичность выборов, но также и демократичность переворотов. Сами по себе подобные определения демократичности никак не могут быть демократическими, ни по своей форме, ни по своему существу. В таких случаях за дело берутся СММ (средства массовых манипуляций), чтобы попытаться как-то затушевать противоречия и скрыть тупики, но это тоже демократический тупик: СММ никем не выбираются.
Посему, очевидно придётся искать новые варианты этого политического инструмента. В таком случае, мы будем в выигрышном положении, ибо на Руси данным давно бытует один такой вариант: казачья или соборная демократия, совместимая с монархией как это было в течение всей нашей истории. Тогда и противоречия будут преодолены и из тупиков можно будет выйти.
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.
Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. [1]
Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.
2. УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
Важным условием функционирования гражданского общества является гласность и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их по их разрешению.
И наконец, основополагающим условием успешного функционирования гражданского общества является наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий его права на существование.
Политический процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве.
Политический процесс развертывается в каждой стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует её переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.
Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с её конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.
Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:
Политическому процессу присущи переплетение и взаимосвязь:
Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти.
Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.
Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.
Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.
Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения. По словам В. И. Ленина, «всякие кризисы вскрывают суть явлений или процессов, отметают прочь поверхностное, мелкое, внешнее, обнаруживают более глубокие основы происходящего».
Итак, общий политический процесс отражает динамику политической системы общества в целом, смену её состояний и форм государственного устройства (форма правления, методы осуществления власти, национально-территориальная организация), а также политического режима.
Следует отметить, что частный политический процесс не обязательно возникает в политической сфере. Он может начаться и развиваться в любой сфере общества (экономической, социальной, духовной, культурной и т.д.). Если эти сферы сами не могут разрешить возникшие противоречия, то проблема, например, из экономической превращается в политическую.
Для комплексного изучения процесса необходима информация о ряде его характеристик: количестве и составе участников, социально-политических условиях и форме протекания.
Все частные политические процессы, несмотря на их многообразие, проходят в своем развитии через три этапа. Каждый частный политический процесс начинается с появления проблемы. На первом этапе определяются силы, заинтересованные в её решении, уточняются их позиции и возможности, вырабатываются пути решения данной проблемы. Второй этап – это мобилизация сил для поддержки намеченного пути решения проблемы или различных вариантов решения. Процесс завершается с прохождением третьего этапа – принятия политическими структурами мер по решению проблемы. Существует и другая точка зрения, согласно которой любой политический процесс можно разделить на пять стадий: 1) формирование политических приоритетов; 2) выдвижение приоритетов на авансцену процесса; 3) принятие по ним политических решений; 4) реализация принятых решений; 5) осмысление и оценка результатов решений.