Что такое политическая жизнь и средства массовой информации

Роль СМИ в политической системе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «Средства массовой информации»

Средства массовой информации в 21 веке играют особую роль. Благодаря им человек получает наиболее важную и актуальную информацию, которая интересует их. Также СМИ влияют на мировоззрение человека, восприятие им той или иной ситуации или явления. По сути, сегодня средства массовой информации – это вторая власть, которая может как возвысить человека или отдельную группу, так и уничтожить его карьеру всего лишь одной новостью.

С точки зрения социологической науки, средства массовой информации – это отдельный социальный институт, который направлен на сбор, обработку и представление информации в разных масштабах: начиная локальным и заканчивая международным. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это не только социальный институт, но еще и один из наиболее действенных способов для проведения политической пропаганды, а также для агитации и политической манипуляции с сознанием населения.

К основным видам средств массовой информации стоит отнести прессу (печатные издания, журналы, газетные издания), книжные издательства, агентства печати, радиовещание. С развитием технологий в качестве наиболее популярных средств мы выделим телевидение, кинозапись, видеозапись и аудиозапись, а также глобальную сеть Интернет (в особенности многочисленные социальные сети).

Социальные сети являются особым видом средств массовой информации. Сегодня наиболее популярными являются Вконтакте, Одноклассники, Инстаграм, Твиттер и Фэйсбук. Поскольку они активно развиваются, и люди проводят в них большую часть своего времени, обмениваясь информацией, знакомясь с новостями, но, с точки зрения исследователей, они выступают в качестве отдельного вида средств массовой информации.

СМИ и политическая жизнь общества

Еще в 19 веке Оноре де Бальзак выступил с предположением о том, что пресса может стать не просто источником информации, но и особой «четвертой властью», которая имеет такую же роль и влияние, как и законодательная, исполнительная и судебная власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Особую роль средства массовой информации играют в политической жизни, когда обращают внимание на свой пропагандистский уклон. Такой тенденции подвержены как отечественные СМИ, так и Западные. Но они по-разному используют свои возможности: некоторые средства массовой информации лишь не договаривают значимую информацию, а некоторые преднамеренно искажают ее в пользу политической системы. Каждый деятель стремится создать благоприятный образ себя и своей деятельности, и СМИ могут способствовать этому.

Особое место средства массовой информации занимают во время предвыборной гонки. Тогда мы можем наблюдать телевизионные дебаты, агитации. Телевидение демонстрирует нам трансляции с громких политических событий, где звучат лозунги и представляется предвыборная кампания каждого кандидата. Но СМИ могут также и утаивать информацию: например, о каком-то кандидате предоставлять больше информации, а о каком-то меньше. К тому же, образ кандидата также зависит от того, в каком свете его выставят средства массовой информации.

Политические функции средств массовой информации не ограничены лишь освещением наиболее актуальных событий, которые происходят внутри политики: они также контролируют, комментируют события и побуждают пользователей и зрителей к определенной политической активности. Таким образом, роль средств массовой информации в политической системе заключается в формировании у человека мировоззрения, норм и идеалов.

Приемы средств массовой информации

Как и политика, так и средства массовой информации, несмотря на свою разную полярность, имеют одну единую цель: привлечь к себе внимание как можно большего числа зрителей. Для этого используются некоторые приемы, которые приемлемы и в политической системе, и в социальном институте СМИ:

Источник

Средства массовой информации в политической системе

Содержание:

Средствами массовой информации принято называть те средства, которые направлены на информирование и распространение любого рода информации в общественность, к СМИ относят печатные издания, теле и радиовещание. СМИ выражены каналами передачи информации, направленных на определённые социальные группы, для информирования о произошедших- событиях в государстве. Передача информации происходит через различные интервью, эссе, конференции и т.д.

В последние года СМИ представлено четвёртым типом власти. Характеризуется оперативными сведениями, динамичной информацией. Средства массово информации формируют у населения социальные установки, ценности, модели поведения, господствующие в обществе. Культура распространяется с помощью СМИ, культура проходит стандарты и упраздняется до принятых норм в обществе.

Функции СМИ

Образовательная– даёт населению информацию и знания, которые упорядочивают имеющиеся сведения из средств массовой информации.
Социализация– принятие индивидом норм и ценностей, политических и социальных установок, господствующих в том или ином обществе; адаптирует человека к общественной жизни.
Критика– критике подвержены все сферы жизнедеятельности в обществе, в основном это политическая сфера и её субъекты, проводимая государством политика и принятые решения и т.д.
Контрольная– средства массовой информации дают населению оценку, не только юридическую, но и моральную.
Артикуляция и интеграция– помимо критики политической власти, СМИ занимается артикуляцией общественных интересов, дают представителям различных социальных групп спокойно выражать своё мнение и интересы, объединять людей с одной целью в организации.
Оперативная– средства массовой информации обслуживают политически е объединения.
Выработка и формирование общественного мнения.
Мобилизационная– СМИ завлекают людей, на основе осознанного или бессознательного действия, в политические движения.
Информационная– получение информации о важных событиях и передача её населению или органам власти; СМИ освещает сведения беспристрастно, даёт оценку случившемуся Политической информацией можно назвать такую информацию, которая требует внимания государственных властей и оказывают воздействие.
Реклама
Развлекательные программы
Инновационная– привлечение органов власти к общественности.
Оперативная– работа СМИ с политическими объединениями или организациями. ​​​​

Роль коммуникации в политике

Оповещения населения о любых типах конфликтов и угроз, способствуют выработке рекомендаций об устранении проблем, обращение к государственным органам.

С помощью информации, предоставленной СМИ, государственные органы стоят систему взаимодействия с населением, держат свой авторитет и приобщают людей к ценностям.

Средства массовой информации формируют политические правила и порядки, для выстраивания взаимоотношений между властью и населением.

СМИ имеет влияние над выбором политической элиты, выборы кандидатов в государственные органы и проводимые кампании влети в государстве.

В силу своих характеристик (динамичность, открытость и т.д.), СМИ выражает интересы общественности перед властью, является инструментом интересов индивидов.

Средства массовой информации влияют на политические действия, трансформируя или изменяя отношения правящего класса «низших» и «высших».

Можно сказать, что СМИ относится к политическим институтам, где создаётся представление людей о проводимой кампании государства и его действиями.

Отличительные черты СМИ:

СМИ непосредственно влияет на общественное мнение через информирование и убеждению людей, касательно той или иной ситуации. Каждая компания СМИ борется за внимание аудитории и авторитет. Законодательно СМИ запрещается разжигать неприязнь на основе расовых, национальных, религиозных и др. взглядов, однако, в период избирательной кампании, СМИ активно используются методы пропаганды на основе эмоционального восприятия.

Эмоциональное влияние возможно в государствах с авторитарным или тоталитарным режимом управления., где происходит внушение, базирующееся на страхе перед неподчинением, происходит негативное настраивание людей на другие государства или политических оппонентов; формируются идеи фанатизма и национализма.

Масс-медиа руководствуется следующими принципами:

Передаётся информация основными 2 каналами: прессой и телевещанием.

Политическое манипулирование посредством СМИ – латентное воздействие СМИ над населением и его сознанием, выражено в принуждении к определённым действиям, вопреки собственным интересам и целям.

Источник

Что такое политическая жизнь и средства массовой информации

Раздел ЕГЭ: 4.9. Средства массовой информации в политической системе

Средства массовой информации прочно вошли в жизнь современного общества. Ежедневно большинство людей читают газеты, смотрят новости по телевизору, обсуждают события в Интернете.

Средства массовой информации (СМИ) — совокупность каналов распространения информации, которая предоставляется государством для своевременного информирования неограниченного круга лиц о событиях, происходящих в стране и мире.

В связи с этим СМИ являются важной частью общественной жизни. Современная политическая жизнь также немыслима без активного участия СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами, сотрудничают с субъектами власти. Информация может распространяться через следующие каналы:

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ СМИ

Для СМИ характерно наличие следующих отличительных черт:

СМИ включает в себя следующие особенности:

ФУНКЦИИ СМИ

Невозможно переоценить роль СМИ в современном мире, поскольку именно благодаря им люди узнают о происходящих в мире изменениях.

Функция

Характеристика

ИнформационнаяСообщение о наиболее значительных событиях. Включает в себя выбор, комментирование и оценку информации.Политическая социализацияВовлечение людей в политические процессы. Знакомство населения с политическими ценностями, нормами и образцами поведения, приобщение к ним.Критическо-контролирующаяВозможность анализа и оценки населением производимых политических и иных действий.АльтернативнаяЗнакомство населения с различными общественными интересами, мнениями, другими взглядами на политику.ИдеологическаяФормирование общественного мнения.МобилизационнаяПобуждение людей к совершению определённых политических действий или бездействию.Рекламно-справочнаяЗнакомство с товарами и услугами и их продвижение.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ

СМИ, как и все сферы жизни, оказывающие массовое влияние на людей, имеют как положительные, так и отрицательные черты. Одним из главных негативных явлений выступает политическое манипулирование.

Политическое манипулирование — скрытое управление политическим сознанием и поступками людей, для того чтобы они выполняли нужные властям действия.

К помощи СМИ часто прибегают для манипулирования, воздействия на людей:

Вы смотрели конспект «Средства массовой информации в политической системе».

Источник

СМИ в политической системе

Содержание:

↑ СМИ в политической системе

Средства массовой информации – это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств.

В современных условиях власть средств массовой информации (СМИ) становится решающей в управлении обществом, в борьбе за обладание рычагами государственной власти. Поэтому СМИ называют четвёртой властью в государстве. Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.

↑ Функции СМИ.

1. Информационная.
Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение
Например, новостные программы сообщают о происшествиях за текущий день в регионе, стране или мире.
2. Формирование общественного мнения
Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. Иногда имеет место навязывание гражданам определённых политических ценностей, идеалов, идеологий, предопределяющих их оценку действий власти, программ политических партий
3. Выражение общественных интересов
Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения
4. Объединение граждан
Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения
5. Культурно-образовательная.
Это теле- или радио- передачи, а также статьи и журналы, которые содержат различные сведения о разных сторонах повседневной жизни, обучение иностранным языкам, исторические факты или сообщения рассказывающие, о законах и процессах живой и неживой природы, или же затрагивающие духовный мир человека.
6. Рекреативная (развлечение, отдых).
Развлекательные программы, ток-шоу, концерты, телесериалы, мультфильмы и т. д.
7. Рекламно-справочная.
Предоставление населению рекламы и справок о продаже товаров или деятельности каких-либо учреждений и организаций.
8. Организаторская.
Например, организация помощи пострадавшему от природных бедствий населению какого-либо региона или государства, распространение информации об открытии ярмарки, выставки, начале праздника или концерта.
9. Образование и социализация граждан.
Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события
10. Осуществление общественного контроля за действиями власти

Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляет контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Власть, понимая, как она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы обеспечить себе положительную оценку. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству
Роль средств массовой информации возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением.

Во-первых, именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развёртывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем является одним из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удалённых территориях либо в недоступных для них коридорах власти.

Во-вторых, многие темы, неприятные для власти, могут, если и не замалчиваться, то подаваться фрагментарно, в искажённом виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о реальной ситуации.

Эффективным средством манипулирования общественным мнением оказывается наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. п. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением.
Для более эффективного манипулирования практикуется создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.

↑ Виды СМИ

С политической точки зрения выделяют:

1. Правительственные
2. Оппозиционные
3. Независимые СМИ.

Важную роль СМИ играют в период проведения избирательной кампании, создавая для политических партий и кандидатов необходимый «пиар» (PR).

PR («паблик рилейшнз» или «пиар») – это деятельность политических, экономических или социальных структур, целью которой является формирование определенного общественного мнения. Задача политического PR состоит в том, чтобы установить благо- приятные взаимоотношения между государственными органами власти, с одной стороны, и общественностью – с другой. Никакая власть в современном обществе не может успешно функционировать, не приобретя легитимности, таким образом, PR – это своего рода механизм, регулирующий отношения власти и народа, призванный обеспечить легитимацию (общественное признание) и сформировать привлекательный имидж власти.

↑ Закон РФ о СМИ

В Российской Федерации деятельность СМИ регулируется рядом нормативных правовых актов, главным из которых является Федеральный закон «О средствах массовой информации».

Источник

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.1. Политика. Роль политики в жизни общества. СМИ.

5.1. Политика. Роль политики в жизни общества. СМИ.

ПЛАН.

Политика.

Политика от греч. «искусство управления государством».

Политика – это деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.

Функции политики в обществе.

Средства массовой информации (СМИ) и их роль в политике.

В современном обществе политическая жизнь во многом зависит от средств связи между всеми её участниками, т. е. средств, используемых для распространения сообщений о происходящих событиях, для оповещения о политических и других общественно значимых действиях, заявлениях и решениях. Такими средствами являются газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет.

Отличительные признаки СМИ:

Функции СМИ:

1) информационная – передача информации, выбор и комментирование информации, её оценка;

3) социализирующая – приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения, формирование взглядов на события;

4) критическая – критика и контроль органов власти;

5) представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику;

6) идеологическая – формирование общественного мнения;

7) мобилизационная – побуждение людей к определённым политическим действиям;

8) интегрирующая – сплачивание общества едиными целями, задачами;

9)образовательная – СМИ призваны обучать население политической грамотности;

10)коммуникативная – помогают обеспечивать связь граждан с представителями власти;

11) интегрирующая – объединение людей, сплочение нации.

Роль СМИ в обществе

Позитивная:

Негативная:

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *