Что такое политический кризис
КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ
Смотреть что такое «КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ» в других словарях:
Кризис (политический) — Политический кризис кризис, имеющий политический оттенок, может быть между государствами или внутри государства. Внутренний политический кризис ситуация в государстве, которая сложилась из за невозможности согласованных действий между… … Википедия
КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ — состояние политической системы общества,) выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Различают внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями,… … Политология: словарь-справочник
КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ — (political crisis, от гр. krisis) нарастающее неустойчивое состояние политической системы общества, выражающееся в существующих конфликтах, в резком обострении политической напряженности. К.п. в своем становлении может проходить ряд этапов:… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Кризис — (Krisis) Содержание Содержание Финансовый кризис История Мировая история 1929 1933 годы время Великой депрессии Черный понедельник 1987 года. В 1994 1995 годах произошел Мексиканский кризис В 1997 году Азиатский кризис В 1998 году Российский… … Энциклопедия инвестора
Политический кризис — Политический кризис кризис, имеющий политический оттенок, может быть между государствами или внутри государства. Внутренний политический кризис ситуация в государстве, которая сложилась из за невозможности согласованных действий между… … Википедия
Политический кризис на Украине (2007) — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости … Википедия
Политический кризис на Украине — Политический кризис на Украине: Политический кризис на Украине 2004 года Политический кризис на Украине 2006 года Политический кризис на Украине 2007 года Политический кризис на Украине 2008 2009 годов Смотри также … Википедия
Политический кризис на Украине (2008—2009) — Политика Портал:Политика Украина Эта статья часть серии: Политика и правительство Украины Власть народа Украины … Википедия
Политический кризис на Украине (2004) — Политический кризис на Украине осенью зимой 2004 года был вызван многочисленными факторами, к которым, в первую очередь, относятся: Столкновение экономических интересов крупных финансово экономических группировок в традиционных украинских… … Википедия
Политический кризис в Кот-д’Ивуаре (2010—2011) — Политический кризис в Кот д’Ивуаре Политическая ситуация в Кот д’Ивуа … Википедия
Политический кризис
Политический кризис — кризис, имеющий политический оттенок, может быть между государствами или внутри государства. Внутренний политический кризис — ситуация в государстве, которая сложилась из-за невозможности согласованных действий между политическими силами, следствием чего является затруднение всех законотворческих процессов и ослабление государственного контроля.
Некоторые военно-политические кризисы нового и новейшего времени:
Полезное
Смотреть что такое «Политический кризис» в других словарях:
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС — – ситуация, характеризующая процесс нарушения в функционировании элементов политической системы, который приводит к ее дезинтеграции, а нередко – к распаду. Причины и формы политического кризиса обусловливаются особенностями самой политической… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС — (от греч. krisis – переломный момент, решительный исход) – особое состояние в развитии и функционировании политической системы общества, для которого характерны нестабильность, разбалансированность деятельности политических институтов, снижение… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Политический кризис на Украине (2007) — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости … Википедия
Политический кризис на Украине — Политический кризис на Украине: Политический кризис на Украине 2004 года Политический кризис на Украине 2006 года Политический кризис на Украине 2007 года Политический кризис на Украине 2008 2009 годов Смотри также … Википедия
Политический кризис на Украине (2008—2009) — Политика Портал:Политика Украина Эта статья часть серии: Политика и правительство Украины Власть народа Украины … Википедия
Политический кризис на Украине (2004) — Политический кризис на Украине осенью зимой 2004 года был вызван многочисленными факторами, к которым, в первую очередь, относятся: Столкновение экономических интересов крупных финансово экономических группировок в традиционных украинских… … Википедия
Политический кризис в Кот-д’Ивуаре (2010—2011) — Политический кризис в Кот д’Ивуаре Политическая ситуация в Кот д’Ивуа … Википедия
Политический кризис на Украине (2006) — Политический кризис на Украине в начале 2006 года конфликт между исполнительной (президент Виктор Ющенко, премьер министр Юрий Ехануров и кабинет министров), с одной стороны, и законодательной властью (большинство депутатов Верховной Рады)… … Википедия
Политический кризис в Украине (2006, январь) — Политический кризис на Украине в начале 2006 года конфликт между исполнительной (президент Виктор Ющенко, премьер министр Юрий Ехануров и кабинет министров), с одной стороны, и законодательной властью (большинство депутатов Верховной Рады)… … Википедия
Политический кризис на Украине (2006, январь) — Политический кризис на Украине в начале 2006 года конфликт между исполнительной (президент Виктор Ющенко, премьер министр Юрий Ехануров и кабинет министров), с одной стороны, и законодательной властью (большинство депутатов Верховной Рады)… … Википедия
Политический кризис
Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).
Правительственный кризис- особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.
Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.
В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в конфликтологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.
Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.
Для поддержания легитимности власти используются различные средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.
Показателями легитимности власти выступают: 1) уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; 2) наличие попыток свержения правительства или лидера; 3) сила проявления гражданского неповиновения; 4) результаты выборов, референдумов; 5) массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.
Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.
В этой связи следует отметить двоякое и противоречивое влияние информационной революции. С одной стороны, высокий образовательный уровень населения способствует быстрому, но в основном поверхностному приобщению к ценностям политической культуры участия. С другой стороны, западная модель социального поведения, выражающаяся в таких ценностях, как частная собственность, правовое государство, для значительной части населения является достаточно абстрактной, не усвоенной в процессе социализации, поскольку отсутствуют деятельностно-активная ориентация личности, психология рационального оптимизма и предпринимательские традиции. Отсюда проблема психологической и нравственной приемлемости политической модернизации, которая воспринимается не как национальное развитие, а как иностранное или космополитическое влияние.
Проблема идентификации решается двумя путями:
2) путем осуществления государственной политики, нацеленной на создание механизма содействия людям в поисках идентичности, что предполагает отказ от идеологических решений и концентрацию усилий на профессиональном обучении, широком использовании опыта других стран, формирование благоприятных условий для социальной мобильности.
Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.
Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.
Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.
КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ
Различают внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).
Конституционный кризис связан фактическим прекращением действий Основного Закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.
К.п. характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием властных парламентских структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).
В зависимости от причин возникновения и особенностей проявления К.п. в политологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.
Кризис легитимности развивается в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.
Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.
Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.
Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.
Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.
Политические кризисы
I. Кризис власти. Термин кризис (от греч krisis – перелом, тяжелое переходное положение, исход) в политике означает одно из наиболее выразительных проявлений разного рода потрясений, перемен, тупиковых ситуаций в целом и в жизни общества или государства. Кризис власти может быть охарактеризован, как:
а) резкий, крутой поворот в развитии власти и ее судьбах, тяжелое переходное состояние;
б) резкое обострение трудностей в деятельности того или иного властителя, системы или органа власти, требующее кадровых изменений:
— на уровне правительства – смены кабинета или его части;
— на уровне парламента – его роспуска и переизбрания.
Политические кризисы нашли свое отражение в трудах Платона и Аристотеля. Эти мыслители зафиксировали имевшие место в древнем мире факты крушения государств, ломку судеб правителей, властителей и даже народов. В обществоведении многоплановость такого рода кризисов отразилась в виде:
— кризисов каждой из ветвей власти и т. д.
II. Политический кризис. Чаще всего под политическим кризисом подразумевают особое состояние в развитии и функционировании политической системы общества и, прежде всего, его властных структур, которое характеризуется:
а) нестабильностью, разбалансированностью деятельности политических институтов;
б) снижением уровня управляемости всеми сферами жизни общества;
в) нарастанием социально-политической активности масс. Всякий кризис в принципе является определенной ступенькой развития конфликтной ситуации. В научной литературе рассматриваются такие конкретные формы кризисов, как общий кризис системы, экономический, продовольственный, правительственный, парламентский и другие кризисы. Важнейшим моментом общего кризиса системы является политический кризис:
— это, прежде всего, основанное на нерешенности конфликтных ситуаций всеобщее недовольство и возмущение деятельностью правящих кругов, которые продемонстрировали свою неспособность решать стоящие перед страной, народом важнейшие вопросы их жизнедеятельности;
— это потеря доверия масс к своим политическим и государственным лидерам, правительству, правящей партии;
— это отчуждение народных масс от государства, органов власти, от институтов народного самоуправления.
Политическая наука выделяет внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный, кризис партии и др.).
Правительственный кризис – особо частое явление, которое выражается в потере кабинетом министров авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. В России в 1998 г. правительственный кризис длился более месяца, когда одно правительство было отправлено в отставку, а на назначение нового Государственная Дума не давала своего согласия. Этот кризис мог привести и к парламентскому кризису, так как троекратное отклонение внесенной Президентом РФ кандидатуры на пост Председателя правительства вело к обязательному досрочному роспуску Государственной Думы в соответствии со статьей 117 Конституции РФ.
Парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе и это мешает принятию решений, парализует работу законодателей.
Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия “Основного закона” страны. Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.
Кризис партии состоит в утрате ею своих социально-политических идеалов, программных целей и ориентиров, потере авторитета и влияния в массах, в отрыве партийных лидеров от реальной жизни и интересов масс, в организационном и идеологическом распаде. Выход из кризиса может состоять лишь в обновлении партии, чему всегда противодействуют консервативные силыу4зурпировавший власть в партии партийный аппарат.
III. Формы политического кризиса. Политический кризис как таковой характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т. п.). В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в политологии выделяют следующие его формы, как:
— кризис легитимности, который возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т. п.;
— кризис идентичности, возникающий тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой;
— кризис политического участия, характеризующийся созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности. национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами;
— кризис проникновения, проявляющийся в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение обычно связано с расхождением между реальной правительственной политикой и провозглашенными политическими целями;
— кризис распределения, который означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.
IV. Этапы развития политических кризисов. Политический кризис в своем развитии проходит ряд этапов:
а) предкризисное состояние общества или его политической системы, когда социальные противоречия уже не могут быть разрешены путем компромиссов;
б) возникновение кризиса, означающее неспособность правительства решать стоящие перед обществом проблемы политическими методами, характерными для нормального функционирования политической системы;
в) развитие и обострение кризиса, выражающиеся в распаде существующих политических структур, в возникновении анархии или многовластия. Обострение кризиса может стать началом его разрешения, состоящего в устранении конфликтной ситуации, а также дальнейшим его развитием, нарастанием возможности политической катастрофы.
Политический кризис обычно является производным от противоречий и конфликтов в обществе, не снятых в силу различных причин обычными средствами политического управления обществом. Такие противоречия можно разделить на функциональные, структурные и системные:
— первая группа противоречий приводит к функциональному расстройству общественно-политических механизмов, к несоответствию форм и методов деятельности институтов власти изменившимся внутренним и внешним условиям жизни. Для их преодоления обычно достаточно реформ. Но если правящие группы проявляют неспособность к реформированию, то функциональные противоречия способны перерастать в структурные, то есть вести к дальнейшему углубления кризиса;
— развитие структурных противоречий означает, что формы государственного устройства не соответствуют социально-экономическим и другим условиям жизни общества. Начинается кризис структур власти, ее легитимности. Объективно это означает, что общество на этом этапе исчерпало возможности своего развития в рамках данной организации и созрело для его перехода в качественно новую стадию. Структурные кризисы сопровождаются бурными социальными потрясениями, но могут протекать и сравнительно мирно. Для их разрешения необходимы структурные реформы, означающие глубокие преобразования в экономической и политической сферах;
— cистемные противоречия означают, что основные элементы общества пришли в такое взаимное несоответствие, что его уже невозможно преодолеть в рамках существующей политической системы. Они разрешимы только в ходе ее смены – революционным или ненасильственным путем. Обычно на стадии системного кризиса возникает революционная ситуация, когда налицо полная потеря властью своей легитимности. В борьбу вступают новые субъекты политического процесса. И если ситуация выходит из-под их контроля, то кризис переходит в социальную катастрофу;
— cоциальная катастрофа представляет собой такую ситуацию, когда важнейшие экономические и политические системы и институты перестают функционировать, граждане оказываются беззащитными перед лицом неконтролируемой и резко растущей преступности. Социальная катастрофа отбрасывает страну и общество на многие годы назад, требует для своего преодоления чрезвычайных мер и усилий всех сил общества.
Причины противоречий, порождающих политические кризисы, весьма разнообразны. Чаще всего их источником является отставание государства и его институтов в осознании назревающих или уже проявившихся проблем в общественной жизни. Но иногда происходит и определенное забегание вперед в результате кардинальных революционных преобразований, за которыми не поспевают общественное сознание, деятельность государственного аппарата, экономические возможности и т. д. Как правило, такое опережение характеризуется постановкой завышенных целей, свертыванием или разрушением уже существующих хозяйственных форм и механизмов, далеко не исчерпавшими своих потенциалов, проведением радикальных реформ в условиях, когда общество оказывается не подготовленным к ним.
Общим условием выхода из политического кризиса является доступность системы для критики со стороны общества, ее открытость к источникам информации, гибкость, подвижность системы, ее способность изменяться применительно к новым вызовам мирового развития. Анализ развития политических конфликтов и кризисов показывает, что продуманные усилия, направленные на их преодоление и регулирование, достигают своей цели. Люди могут и должны научиться разрешать конфликты и кризисные ситуации, раз уж они неизменные и неизбежные участники их жизни.
Политические кризисы имеют место и в системе отношений между государствами, в международных отношениях. На региональных или глобальных уровнях происходит накопление разного рода противоречий, среди которых есть и такие, которые вызывают резкое изменение соотношения сил в системе, когда выход возможен только в установлении нового международного порядка. Примерами кризисов в мировой системе международных отношений могут считаться ситуации, приведшие к первой и второй мировым войнам, распаду мировой социалистической системы и т. п. Чрезвычайно важно, чтобы политические кризисы планетарного масштаба разрешались мирными, ненасильственными средствами.
I. Кризис власти. Термин кризис (от греч krisis – перелом, тяжелое переходное положение, исход) в политике означает одно из наиболее выразительных проявлений разного рода потрясений, перемен, тупиковых ситуаций в целом и в жизни общества или государства. Кризис власти может быть охарактеризован, как:
а) резкий, крутой поворот в развитии власти и ее судьбах, тяжелое переходное состояние;
б) резкое обострение трудностей в деятельности того или иного властителя, системы или органа власти, требующее кадровых изменений:
— на уровне правительства – смены кабинета или его части;
— на уровне парламента – его роспуска и переизбрания.
Политические кризисы нашли свое отражение в трудах Платона и Аристотеля. Эти мыслители зафиксировали имевшие место в древнем мире факты крушения государств, ломку судеб правителей, властителей и даже народов. В обществоведении многоплановость такого рода кризисов отразилась в виде:
— кризисов каждой из ветвей власти и т. д.
II. Политический кризис. Чаще всего под политическим кризисом подразумевают особое состояние в развитии и функционировании политической системы общества и, прежде всего, его властных структур, которое характеризуется:
а) нестабильностью, разбалансированностью деятельности политических институтов;
б) снижением уровня управляемости всеми сферами жизни общества;
в) нарастанием социально-политической активности масс. Всякий кризис в принципе является определенной ступенькой развития конфликтной ситуации. В научной литературе рассматриваются такие конкретные формы кризисов, как общий кризис системы, экономический, продовольственный, правительственный, парламентский и другие кризисы. Важнейшим моментом общего кризиса системы является политический кризис:
— это, прежде всего, основанное на нерешенности конфликтных ситуаций всеобщее недовольство и возмущение деятельностью правящих кругов, которые продемонстрировали свою неспособность решать стоящие перед страной, народом важнейшие вопросы их жизнедеятельности;
— это потеря доверия масс к своим политическим и государственным лидерам, правительству, правящей партии;
— это отчуждение народных масс от государства, органов власти, от институтов народного самоуправления.
Политическая наука выделяет внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный, кризис партии и др.).
Правительственный кризис – особо частое явление, которое выражается в потере кабинетом министров авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. В России в 1998 г. правительственный кризис длился более месяца, когда одно правительство было отправлено в отставку, а на назначение нового Государственная Дума не давала своего согласия. Этот кризис мог привести и к парламентскому кризису, так как троекратное отклонение внесенной Президентом РФ кандидатуры на пост Председателя правительства вело к обязательному досрочному роспуску Государственной Думы в соответствии со статьей 117 Конституции РФ.
Парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе и это мешает принятию решений, парализует работу законодателей.
Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия “Основного закона” страны. Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.
Кризис партии состоит в утрате ею своих социально-политических идеалов, программных целей и ориентиров, потере авторитета и влияния в массах, в отрыве партийных лидеров от реальной жизни и интересов масс, в организационном и идеологическом распаде. Выход из кризиса может состоять лишь в обновлении партии, чему всегда противодействуют консервативные силыу4зурпировавший власть в партии партийный аппарат.
III. Формы политического кризиса. Политический кризис как таковой характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т. п.). В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в политологии выделяют следующие его формы, как:
— кризис легитимности, который возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т. п.;
— кризис идентичности, возникающий тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой;
— кризис политического участия, характеризующийся созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности. национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами;
— кризис проникновения, проявляющийся в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение обычно связано с расхождением между реальной правительственной политикой и провозглашенными политическими целями;
— кризис распределения, который означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.
IV. Этапы развития политических кризисов. Политический кризис в своем развитии проходит ряд этапов:
а) предкризисное состояние общества или его политической системы, когда социальные противоречия уже не могут быть разрешены путем компромиссов;
б) возникновение кризиса, означающее неспособность правительства решать стоящие перед обществом проблемы политическими методами, характерными для нормального функционирования политической системы;
в) развитие и обострение кризиса, выражающиеся в распаде существующих политических структур, в возникновении анархии или многовластия. Обострение кризиса может стать началом его разрешения, состоящего в устранении конфликтной ситуации, а также дальнейшим его развитием, нарастанием возможности политической катастрофы.
Политический кризис обычно является производным от противоречий и конфликтов в обществе, не снятых в силу различных причин обычными средствами политического управления обществом. Такие противоречия можно разделить на функциональные, структурные и системные:
— первая группа противоречий приводит к функциональному расстройству общественно-политических механизмов, к несоответствию форм и методов деятельности институтов власти изменившимся внутренним и внешним условиям жизни. Для их преодоления обычно достаточно реформ. Но если правящие группы проявляют неспособность к реформированию, то функциональные противоречия способны перерастать в структурные, то есть вести к дальнейшему углубления кризиса;
— развитие структурных противоречий означает, что формы государственного устройства не соответствуют социально-экономическим и другим условиям жизни общества. Начинается кризис структур власти, ее легитимности. Объективно это означает, что общество на этом этапе исчерпало возможности своего развития в рамках данной организации и созрело для его перехода в качественно новую стадию. Структурные кризисы сопровождаются бурными социальными потрясениями, но могут протекать и сравнительно мирно. Для их разрешения необходимы структурные реформы, означающие глубокие преобразования в экономической и политической сферах;
— cистемные противоречия означают, что основные элементы общества пришли в такое взаимное несоответствие, что его уже невозможно преодолеть в рамках существующей политической системы. Они разрешимы только в ходе ее смены – революционным или ненасильственным путем. Обычно на стадии системного кризиса возникает революционная ситуация, когда налицо полная потеря властью своей легитимности. В борьбу вступают новые субъекты политического процесса. И если ситуация выходит из-под их контроля, то кризис переходит в социальную катастрофу;
— cоциальная катастрофа представляет собой такую ситуацию, когда важнейшие экономические и политические системы и институты перестают функционировать, граждане оказываются беззащитными перед лицом неконтролируемой и резко растущей преступности. Социальная катастрофа отбрасывает страну и общество на многие годы назад, требует для своего преодоления чрезвычайных мер и усилий всех сил общества.
Причины противоречий, порождающих политические кризисы, весьма разнообразны. Чаще всего их источником является отставание государства и его институтов в осознании назревающих или уже проявившихся проблем в общественной жизни. Но иногда происходит и определенное забегание вперед в результате кардинальных революционных преобразований, за которыми не поспевают общественное сознание, деятельность государственного аппарата, экономические возможности и т. д. Как правило, такое опережение характеризуется постановкой завышенных целей, свертыванием или разрушением уже существующих хозяйственных форм и механизмов, далеко не исчерпавшими своих потенциалов, проведением радикальных реформ в условиях, когда общество оказывается не подготовленным к ним.
Общим условием выхода из политического кризиса является доступность системы для критики со стороны общества, ее открытость к источникам информации, гибкость, подвижность системы, ее способность изменяться применительно к новым вызовам мирового развития. Анализ развития политических конфликтов и кризисов показывает, что продуманные усилия, направленные на их преодоление и регулирование, достигают своей цели. Люди могут и должны научиться разрешать конфликты и кризисные ситуации, раз уж они неизменные и неизбежные участники их жизни.
Политические кризисы имеют место и в системе отношений между государствами, в международных отношениях. На региональных или глобальных уровнях происходит накопление разного рода противоречий, среди которых есть и такие, которые вызывают резкое изменение соотношения сил в системе, когда выход возможен только в установлении нового международного порядка. Примерами кризисов в мировой системе международных отношений могут считаться ситуации, приведшие к первой и второй мировым войнам, распаду мировой социалистической системы и т. п. Чрезвычайно важно, чтобы политические кризисы планетарного масштаба разрешались мирными, ненасильственными средствами.