Что такое политическое государство
Современное политическое государство
Вы будете перенаправлены на Автор24
Политическое государство является политической формой организации общества на конкретной территории. Эта территориально-политическая суверенная организация публичной власти обладает аппаратом принуждения и управления, которому подчинено всё население государства.
Проблематика современных политических государств
Естественно, любое поколение политиков по-своему оценивает интересы государства, но всякая власть, которая раскалывает общество, не удовлетворяя общие интересы различных слоев населения, в итоговом счете обречена на крушение.
Формы политического устройства государства также различны – это может быть республика, абсолютная либо конституционная монархия и т. д.
По структуре государства подразделяются на федеративные, унитарные, конфедеративные. К унитарным относятся государства, которые не обладают какими-то национальными, этническими, или другими образованиями. К ним относятся, к примеру, скандинавские страны, Франция, Финляндия, большая часть государств в Латинской Америки. К федеративным можно отнести Россию, Федеративную Республику Германию, а также США, где каждый штат обладает значительной долей самостоятельности, как и земли в ФРГ. Третий тип государств, конфедеративный, представлен Швейцарией. Швейцарские Кантоны мало зависят по существу от центральной власти.
Готовые работы на аналогичную тему
Политическое государство и общество
Проявление какой-либо вариации взаимодействия политического государства и общества находится в зависимости от соотношения политических сил в государстве, внешних условий, исторических традиций и т. п.
Крушение тоталитарного государства в нашей стране родило иллюзию скорого построения гражданского общества и правового государства. Правовое государство многим виделось действующим на основании законов.
В нашей стране исторические условия изначально требовали сильного государства, поэтому осуществлялся третий вариант пути его построения. В настоящий период существует возможность избрать второй вариант.
Функции политического государства:
В целом политическое государство должно обеспечивать общественное развитие, единство и сотрудничество всех слоев общества, невзирая на существующие противоречия и разные интересы. С этой целью государство может их сдерживать, подавлять или преодолевать, применяя целый арсенал средств, находящийся у него в распоряжении.
Особенности политического государства
Сегодня, сталкиваясь с вызовами, выдвигаемыми перед государством политикой глобализации, необходимо не столь выбрать точку зрения на происходящее, сколь достоверно выяснить, какие конкретно происходят изменения. Это предполагает как плюрализм точек зрения, так и осознание факта: исторический тип государства, который впервые возник с Французской и Американской революциями, распространился по всему мировому пространству. После второй мировой войны благодаря процессам деколонизации образовалось третье поколение национальных государств. Данная тенденция продолжилась с развалом советской империи. Национальные государства доказывали собственные преимущества как перед городами-государствами, так и перед современными преемниками старейших империй (последняя из которых, Китай, который сейчас переживает процесс глубочайшей трансформации). Такой глобальный успех национального государства, в первую очередь, связывается с достоинствами современного политического государства как такового.
Рассуждения о политическом государстве, его характеристиках как актора мировой политики, слабости или силе, перспективах взаимодействия с иными её акторами определяются не только умонастроениями исследователя. Их право на жизнь детерминировано практическим политическим значением, а истинность предположила верификацию. Для мировой политики это означает необходимость соотношения не только с теоретическими постулатами, но и с деятельностью и государственными судьбами на арене мира. Косвенным признанием справедливости данного тезиса является уход ждущих понижения и ослабления роли государства на мировой арене от подтверждения собственных суждений на данный счёт опытом определенных государств.
Что такое государство. Признаки, функции и формы государства
При этом ни в науке, ни в международном праве нет общепризнанного определения государства. Синоним «страна» близок по значению, но понимается более широко.
Теории происхождения государства
Теологическая теория гласит, что государство дано от Бога. Об этом писали, в частности, богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.
Патриархальная теория предполагает, что государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории – древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.
Договорная теория считает государство продуктом общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.
Ирригационная теория связывает появление первых государств с необходимостью обслуживания сети оросительных каналов и строительства плотин на Древнем Востоке. Ирригационную теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.
Золотая погребальная маска египетского фараона Тутанхамона. Фото: Reuters
Признаки государства
Чтобы называться государством, необходимы определенные признаки:
Люди с государственным флагом России. Москва, 2016 год. Фото: Reuters
Функции государства
Внутренние функции государства
Внешние функции государства
1. Обеспечение национальной безопасности.
2. Защита государственных интересов в международных отношениях.
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.
4. Защита граждан, находящихся за рубежом.
5. Участие в решении глобальных проблем.
Формы государства
В силу исторических, культурных, экономических и прочих причин государства могут быть организованы по-разному.
Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд во время визита в Москву. Фото: Reuters
Государственно-территориальное устройство – это способ взаимосвязи территориальных образований. По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Флаг американской Конфедерации времен Гражданской войны. Фото: Reuters
Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.
Демократические выборы. Грузинский патриарх Илия II голосует на президентских выборах 2018 года. Фото: Reuters
Что означает «политическое государство» и его основные особенности
Как правило, политика в государстве строится не, для того чтобы создавать райские условия на земле, а для того чтобы, обычная жизнь не была похожей на ад. Любая политическая система страны – это власть над интересами всего населения, с целью сохранения и развития нормальных условий существования. Но существует и такое понятие как «захват» власти, когда ее применение сводится к личной выгоде. К таким примерам можно отнести религиозную власть, классовую или этническую власть, появление которых приводит к деформации страны.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Как общество взаимодействует с политическим государством
Между обществом и политическим государством всегда есть взаимодействие, и бывает несколько их вариантов:
Присутствие одного из выше приведенных вариантов зависит от политической ситуации в стране, ее внешних условий, традиций и т.д. Конкретно в нашем государстве предполагалось построить могучую империю, поэтому строили по второму варианту, но на сегодняшний день есть возможность выбрать третий вариант.
Политическое государство выполняет такие основные функции как: организация верховной власти с целью контролировать территорию страны и ее ресурсы; обеспечивать безопасность и независимость государства; реализовать денежный оборот внутри страны; обеспечить деятельность правовой, административной системы. В общем, политическое государство обязано обеспечивать развитие общества, его сотрудничество с разными слоями населения, несмотря на разные интересы каждого. Политическое государство имеет право принимать любые средства для полноценного, успешного и эффективного становления единого государства.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Политическое государство и его специфика
На сегодняшний день существует достаточно проблем с политическим государством и, чтобы понять, в чем причина, следует не просто высказать свою точку зрения или выдвинуть предположения, а разобраться из-за чего возникли трудности. В период после второй мировой войны были сформулированы отельные национальные государства, которые доказывали свои способности и преимущества перед другими государствами и империями. Национальное государство имело глобальный успех, непосредственно, что касалось политической стороны.
Если рассуждать о политическом государстве, как участнике мировой политики, оценивать слабые и сильные стороны, функциональные особенности, то можно сказать, что взаимодействие с другими аналогичными участниками глобальной политики не определяется только настроем исследователя. Обусловленное право на жизнь предположило обоснование. По сути, мировая политика предполагает не только отношения государств, построенные на гипотетической основе, но и взаимодействие друг с другом.
Политическая система общества
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что такое политическая система
Политическая система — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и отношений между ними, которые воплощает политическая власть. Эта система тесно связана с другими — экономической, правовой и духовной.
Разберемся, как именно политическая система взаимодействует со средой — обществом. В модели, которую предложил политолог Дэвид Истон, есть два типа связи между ними — вход и выход. Вход — это общественные требования, поддержка и реакции граждан на политическую систему. Выход — конкретные решения этой системы, которые влияют на жизнь общества.
Схема взаимодействия между политической системой и обществом по Истону
Общество влияет на политическую систему, вход
Политическая система влияет на общество, выход
Импульсы, на которые реагирует политическая система
Действия и решения системы, которые управляют обществом
Рабочие просят улучшить условия труда на государственном предприятии
На предприятии чинят или заменяют оборудование, открывают новые вакансии или повышают зарплаты
По этой модели взаимодействие можно представить как цикл. Общество что-то требует, политическая система отвечает на запрос, после чего граждане реагируют на это решение. Дальше она либо получит на входе поддержку общества, либо новые требования. И так по кругу.
Важно помнить, что аппарат политической системы не всесилен. Если импульсов на входе будет больше, чем может обработать система, она станет перегруженной.
Поэтому требования фильтруют — отбирают важные, срочные и осуществимые. Этим занимаются политические партии и общественно-политические организации.
Задача политической системы — сохранять баланс в решениях. Не каждый запрос общества реально выполнить, но игнорировать их все нельзя. Это сделает систему шаткой, т. к. граждане перестанут ее одобрять.
Для чего нужна политическая система
Общество создало политическую систему, чтобы выполнять следующие функции:
определять цели и задачи, которые помогут обществу развиваться;
следить, чтобы общество выполняло эти задачи;
распределять моральные и духовные ценности;
следить, чтобы интересы государства не противоречили интересам социальных общностей;
воспитывать политическое сознание народа;
следить, чтобы политический строй был стабильным и безопасным;
контролировать соблюдение законов и политических норм.
Из чего состоит политическая система РФ
В структуру политической системы входят 5 главных компонентов. Или, как их чаще называют, подсистем. При взаимодействии всех составляющих друг с другом образуется политический режим.
Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.
Политические подсистемы РФ
Представляет различные политические интересы;
Следит за социальным управлением;
Создает социальные нормы;
Отвечает за политическую социализацию народа и т. д.
В нее входят: государство, политические партии, общественно-политические организации.
Регулирует политический процесс;
Отвечает за политические принципы, традиции и нормы морали
Подбирает формы и методы выражения власти в интересах общества
Контролирует политические отношения между частями одной системы и системами разных стран.
Придает смысл политическим действиям.
В нее входят:
Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.
Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.
Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.
Особую роль в политической системе государства играют средства массовой информации или СМИ.
Место государства в политической системе
Государство тесно связано с политической системой, т. к. оно:
выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу;
может влиять на граждан многими способами, в то время как у других политических организаций нет такой власти;
определяет правовые рамки для политической системы в виде законов;
контролирует деятельность других политических организаций;
обладает большими средствами, чтобы проводить свою политику;
объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.
Проверь себя
Задание 1
Давайте узнаем, насколько хорошо вы стали разбираться в устройстве и функциях политической системы общества. Укажите, к каким подсистемам относятся элементы, которые мы перечислили ниже.
Отношения между политическими системами двух стран.
Задание 2
Многие путают политическую систему и режим. Подумайте и объясните, почему так происходит.
Задание 3
Ниже мы перечислили утверждения о политической системе общества и ее подсистемах. Укажите, какое из них верное, а какое — нет.
Политические партии входят в функциональную подсистему.
Политическая система связана с другими общественными системами.
Политическая система не влияет на моральные и духовные ценности общества.
Политическая психология — это общепринятая модель политического поведения граждан.
Одна из функций системы — привлекать граждан к участию в политической жизни государства.
Вопросы про определение политической системы и ее признаки встречаются на экзаменах, поэтому каждый, кто планирует сдавать обществознание, должен разобраться в этой теме. Если она ясна не до конца, предлагаем исправить это на курсе подготовки к ОГЭ по обществознанию. Преподаватели Skysmart помогут укрепить знания и потренироваться на пробных заданиях экзамена. С вас — желание учиться, с нас — бесплатный вводный урок.
Государство в политической системе общества
Понятие политической системы общества
В этом управлении, наряду с государственными органами, принимают участие граждане и объединения граждан (партии, профсоюзы, церковь и т.п.)
Совокупность государственных органов, разнообразных общественных объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества, и получила название политической системы общества.
Термин «политическая система» получил распространение со второй половины 70-х годов, что в определенной степени связано с его употреблением в Конституции СССР 1977 года. До этого использовались такие термины как «политическая организация классового общества», «система социалистической демократии».
Существует множество определений политической системы, которые отличаются концептуальными подходами. Приведем некоторые из них.
Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющий определенные политические функции.
Под политический системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. В состав политической системы входят следующие социальные институты: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.
Политическая система включает в себя четыре подсистемы: 1) политические организации; 2) политические нормы; 3) политические отношения; 4) политическая идеология.
Политическая система образует совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования служит обеспечение целостности, единства действий людей в политике. Основные компоненты политической системы: политическая структура, политические и правовые нормы, политическая деятельность, политическое сознание и политическая культура.
Политические системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в управлении делами общества.
Структура политической системы общества
В научной литературе элементы политической системы подразделяются на следующие группы:
а) собственно-политические: государство, политические партии, отдельные общественные организации.
Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель. Она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества; в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе; в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь.
в) организации, имеющие незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, туристов и т.п.
Политический оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических решений.
Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. По функциональному признаку можно выделить следующие виды подсистем: институциональная, нормативная, коммуникативная, культурная и функциональная.
Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую систему общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения.
Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств. Коммуникативная подсистема устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации (телевидение, радио, журналы, книги, рассчитанные на огромную аудиторию).
Типы политических систем
На протяжении истории человечества существовало и в настоящее время существует огромное количество политических систем.
По основанию формационный подход можно выделить политическую систему рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества.
По основанию положение личности в обществе (отсутствие либо провозглашение и наличие гарантий прав и свобод граждан), степени централизации власти и методов ее осуществления выделяют две основные категории политических систем: авторитарные и демократические.
По отношению к действительности различают консервативные политические системы, которые характеризуются относительной стабильностью политических институтов, и реформаторские политические системы, в которых те или иные политические институты формируются или развиваются. В зависимости от направленности развития говорят о прогрессивных и реакционных политических системах.
По состоянию политической структуры и уровню политической культуры выделяют следующие типы: англо- американский, континентально-европейский, доиндустриальный, тоталитарный.
Рассмотрим названные виды.
Политическая система англо-американского типа (США, Ангия, Канада, Австралия) характеризуется однородностью культуры. Политические цели и средства их достижения разделяют все. Большинство населения ставит выше всего свободу личности, массовое благосостояние и безопасность. Эта система четко организована (каждый элемент выполняет свои функции), стабильна.
Политическая система континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия) характеризуется смешанной политической культурой, сосуществованием новых и старых культур. Характерно наличие многих политических партий с разной идеологией и старыми традициями, имеющими значительное влияние в обществе.
Доиндустриальная (или частично индустриальная) политическая система (многие страны Азии, Африки, Латинской Америки) отличается смешанной политической культурой, но она сильно отличается от смешанной политической культуры западноевропейских систем, поскольку может соединять в себе самые неожиданные противоположности: западные ценности, этнические и религиозные традиции. Для данного типа политической системы свойственны личный авторитаризм, высокий уровень насилия.
Политическая система тоталитарного типа (фашистская Италия и Германия) отличается чрезмерной централизацией власти, высокой степенью насилия и т.п.
Существует классификация политических систем по характеру их взаимоотношений с внешней средой: открытые и закрытые.
Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы находят внутри таких систем.
Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны.
Государство в политической системе общества
Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество.
б) Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства предоставлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия: армии, служб охраны правопорядка и безопасности.
в) Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администраций).
г) Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).
д) Государство располагает системой принудительного взимания налогов и обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.
На протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации. Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе. Объем этих функций обусловлен зрелостью экономической, социальной и культурной сфер общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования.
Особое место государства в политической системе общества предопределяется также тем фактором, что государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения.
Например, в Конституции Швеции подобное стремление государства выступать в качестве организации всего народа выражается в закреплении положения, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления».
Кроме того, особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. В других странах государство оставляет за собой решающие средства производства.
Исключительное место и роль государства в политической системе общества обусловливается наличием у него специального аппарата управления и принуждения.
Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже сеть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако, в отличие от государственного аппарата, они не имеют в своей структуре таких органов, как милиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности.
Кроме того, партийные и общественные органы, в отличие от государственных органов, не обладают государственно- властными полномочиями.
Государство выделяется среди элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственно-властными полномочиями, разные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативные правовые акты и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Это достигается разными способами: путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществления постоянного контроля за точностью соблюдения этих актов, применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.
Названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества среди всех других его структурных элементов. Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической системе общества.
Взаимодействие государства с другими элементами политической системы
Взаимодействие государства и политических партий
Различают партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.
По участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет свою власть главным образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты.
В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводят к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В партийном государстве все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль и политическая система становится тоталитарной системой.
Антиподом политической системы типа партийного государства являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически.
В этих системах государство свои отношения с парламентскими партиями строит, как правило, по такой схеме: сформированные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса при соблюдении политических, правовых норм и процедур.
Государство и общественные объединения
В современном мире все большую роль играют социально-экономические, социально-культурные, общественные объединения некоммерческого характера. Они чрезвычайно разнообразны как по названию, так и по степени организованности, количеству членов, влиянию на политическую жизнь.
Общественное объединение — это добровольное формирование граждан, возникшее в результате их свободного волеизъявления на основе общих интересов для достижения общих целей.
Эти объединения оказывают воздействие на политику государства, хотя политическая деятельность не является основной их целью, а представляет собой вспомогательное средство реализации своих интересов.
К основным формам воздействия общественных объединений на органы государства относится участие в выборах, а также представление и защита законных интересов своих членов в государственных органах. Принимая участие в выборах, общественные объединения могут иметь право выдвижения кандидатов в депутаты, м:огут участвовать в образовании избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию, объединять избирателей вокруг кандидатов в депутаты.
Некоторыми особенностями отличаются взаимоотношения государства с профсоюзами. Профессиональные союзы появились как организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий работников. Выросшие из средневековых цеховых организаций ремесленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную экономическую и политическую силу. История взаимоотношений государства и профсоюзов также драматична и многопланова.
Политические системы некоторых обществ включали или отторгали профессиональные союзы, придавали им различное значение.
Диапазон здесь велик: на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества, даже партнерства с государством, то выступали по отношению к государству противоборствующим, разрушительным элементом.
Взаимодействие государства и церкви
История знает теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические, соответственно, и разные политические системы.
Рассмотрим некоторые из них. В зависимости от взаимоотношений с церковью, различают государство светское, теократическое и клерикальное.
Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, в этом случае не является элементом политической системы общества. Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает церкви материальной поддержки, однако охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует наиболее важные, с точки зрения общего интереса, аспекты.
Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством является Ватикан.
Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, от характера политического режима. В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Однако ряд демократических государств являются государствами клерикальными.
В тоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями.
А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например, ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.
В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.
Государство и органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления и самоорганизации общества возникают для решения местных дел: бытового и коммунального, обрядовой, духовной жизни. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания, клубы и т.п. К таким органам, самоорганизации относятся и трудовые коллективы, их руководящие органы. Удельный вес органов самоуправления, самоорганизации в политической системе общества весьма велик. Например, трудовые коллективы в некоторых обществах наделялись специальными политическими функциями: выдвижением кандидатов в депутаты представительных органов власти, их участием в избирательных кампаниях.