Что такое политическое явление

ЯВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

Смотреть что такое «ЯВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ» в других словарях:

Политическое лесбиянство — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Движение политическое — форма, способ практического существования политики. Немецкий философ Якоб Беме (1575 1624) оставил меткое замечание по поводу того, что движение следует по­нимать как внутреннее состояние объекта, как сво­его рода «муку материи». Это замечание… … Политология. Словарь.

Социально-политическое и идейное единство общества — качественное состояние общества, характеризующееся единством классов, социальных групп и слоев, общей заинтересованностью всех трудящихся в построении развитого социализма и коммунизма. Основоположники марксизма ленинизма предвидели, что на смену … Научный коммунизм: Словарь

СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — (political consciousness) отражение и осознание людьми политического бытия идей, теорий, воззрений, социальной действительности, интересов и целей политических сил общества. С.п. явление многогранное и противоречивое. В его структуре необходимо… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Борьба за политическое преобладание в др. Китае. Усиление царства Цинь — Политическая обстановка в Китае Социально экономические сдвиги, происходившие в обществе древнего Китая в период Чжаньго, и обострение в это в V IV вв. до н. э. время внутренних противоречии привели к учащению междоусобных войн между отдельными… … Всемирная история. Энциклопедия

Бенефициальная система — преддверие феодальной. Она возникла из раздачи франкскими королями земель своим слугам. Как основание вытекшей из нее ленной, или феодальной, Б. система как явление политическое, как система с определенным началом и целью создалась постепенно, со … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Война слишком серьезное дело, чтобы доверять ее военным — Слова министра иностранных дел послереволюционной Франции при всех ее режимах Директории, Консульстве, империи Наполеона I и монархии Людовика XVIII, мастера политической интриги Шарля Мориса Талейрана (Талейрана Перигора, 1754 1838). Смысл… … Словарь крылатых слов и выражений

Реформизм — политическое течение внутри рабочего движения, отрицающее необходимость классовой борьбы, политической революции и политической власти рабочего класса, выступающее за сотрудничество классов и стремящееся с помощью серии реформ, проводимых в… … Научный коммунизм: Словарь

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Источник

Тема 7. Политические явления и процессы

1. Политический процесс.

2. Действие в политическом процессе.

3. Основные политические процессы в России и мире. Этнополитические процессы.

Политический процесс, его сущность и содержание. Основы, воздействующие факторы, субъектно-деятельностные составляющие, ситуативные, нормативные, институциональные элементы. Политические изменения в политическом процессе. Механизм возникновения, развития протекания, завершения политического процесса Уровни политического процесса. Политические процессы в современном обществе: основы, принципы, подходы, роль.

Действие в политическом процессе.Основы, специфика, роль. Виды, способы и формы политических действий, их уровни. Проблема ответственности. Организация политических действий.

Типология политических процессов. Внутренние и внешние политические процессы. Базовые и периферийные процессы. Традиционные, функциональные, инновационные процессы. Процессыфункционирования, развития, упадка; открытые и теневые; сотрудничества и соперничества. Сетевые политические процессы.

Процесс политической модернизации и политический транзит. Общенациональный политический кризис и системные политические кризисы, как условия и факторы модернизации. Развитие политического процесса модернизации: динамика, острота политического взаимодействия, способы и формы разрешения противоречий. Политическая модернизация в современной России, ее сущность, направленность и свойства.

Основные, политические явления. Политическое функционирование, стагнация, изменение, развитие, преобразование, реформа, модернизация, революция, контрреволюция, мятеже-война и другие политические явления, как объекты исследования политологии.

Политические процессы в России и их воздействие на общество, государство, личность. Тенденции политических процессов в России и воздействующие факторы.

Источник

Введение в политическую теорию

Что такое политическое явление. Смотреть фото Что такое политическое явление. Смотреть картинку Что такое политическое явление. Картинка про Что такое политическое явление. Фото Что такое политическое явление

В учебном пособии отражены основные этапы становления и развития политической теории, излагаются различные теоретико-методологические подходы к политике и политической системе общества, раскрываются наиболее важные концепции власти и властных отношений. Показываются функции государства как института политической системы. Рассматриваются проблемы становления политических партий, партийных систем и другие аспекты политической науки. Для студентов учреждений высшего образования.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в политическую теорию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Политика как общественное явление

4.1. Политический уровень общественных отношений

Термин «политика» происходит от греческого слова «polis» (город, государство). В научный оборот его ввел Аристотель, который видел в политике высшее проявление человеческой социальности. Аристотель считал, что человек — животное политическое, т. е. социальное, наделенное разумом. Политика — цивилизованная форма общности, которая служит достижению общего блага и счастливой жизни. Такой формой Аристотель считал античный полис.

Политика возникает на определенном этапе развития общества, когда разлагаются основы первобытного строя, усложняется социальная структура, возникает экономическое неравенство. Если порядок в первобытном племени (распределение пищи и других ресурсов, выполнение обязанностей и т. д.) обеспечивался посредством обычаев, традиций, табу, то по мере накопления благ эти механизмы оказались недостаточными. Появились новые механизмы властных отношений, институт частной собственности. Необходимо было согласовывать интересы различных групп, управлять сложно организованным сообществом. Так появляются государство и право как особые институты для организации управления обществом. Политика в античности понималась как искусство управления полисом (городом, государством), т. е. множеством людей, живущих совместно и имеющих различные интересы.

В массовом сознании политика обычно ассоциируется с управлением каким-либо процессом. Можно говорить о различных видах политики: политике в области образования, занятости населения, здравоохранения, градостроительства, сельского хозяйства и т. д. В любой сфере общественной жизни необходимо ставить цели, определять средства их достижения, соизмерять затраты и результаты, регулировать несовпадающие интересы групп и личностей, обеспечивать целостность общества.

Политика служит удовлетворению не личных, а общезначимых и групповых интересов. Удовлетворение этих интересов невозможно без власти государства. В связи с этим стал формироваться особый слой управляющих, чиновников, которые начали профессионально заниматься регулированием общественных отношений. Таким образом, политика формировалась как особая система связей, система публичной власти, механизм перераспределения ресурсов общества, чтобы сохранять согласие и целостность общества. Благодаря политике общество смогло разрушительные конфликты, борьбу за выживание ввести в правовое, цивилизованное русло, в конкурентную борьбу по правилам. Политика представляет собой гибкий механизм согласования интересов различных социальных групп внутри государства, а также игроков на международной арене (внешняя политика государств).

Итак, сущность политического заключается в социальном господстве одних групп над другими. Поэтому важнейшим в политике становится овладение главным институтом в механизме социального господства — государством. М. Вебер определял политику как стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

Политика — явление динамическое. Это процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. В политическом процессе определяются цели политики, принимаются решения, происходит мобилизация ресурсов и организация масс для достижения поставленных целей, регулируется политическая деятельность, осуществляются контроль и анализ полученных результатов, определяются новые цели политики.

Таким образом, политика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу обретения, организации и использования власти и управления социальными процессами в государственно-организованном сообществе.

4.2. Многообразие подходов к определению политики

Политика — одно из многозначных и широко употребляемых слов во всех языках мира. Слово «политика» наполнено многообразными смыслами в зависимости от контекста употребления, от аудитории, личности человека, использующего данное понятие. В обыденной жизни политика означает любую целенаправленную деятельность, например политика фирмы, политика руководителя какой-либо организации, даже политика жены по отношению к мужу. Кто-то в ответ на вопрос о сути политики скажет, что это «грязное дело», кто-то — «искусство возможного», кто-то — «искусство нахождения баланса интересов». Разброс обыденных представлений о политике объясняется сложностью, многогранностью, богатством проявлений политики в социуме. В рамках современной политологии феномен политики описывается исходя из нескольких подходов: социологического, субстанциального и системного.

Группа социологических определений политики основана на характеристике политики через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру. Среди социологических определений можно выделить несколько вариантов:

1) экономические определения политики наиболее ярко представлены в марксизме: политика — концентрированное выражение экономики. Политика как специфическая сфера общественной жизни утрачивает свою самостоятельность;

2) правовые определения политики основаны на понимании политики как производной от права. Яркий пример правового определения политики — теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо). Теория общественного договора трактует политику как вид деятельности по защите естественных прав человека. В современной литературе существуют и противоположные трактовки: право — это порождение политики, важнейшее средство ее реализации, создания и закрепления стабильного общественного порядка;

3) нормативно-этические (ценностные) определения сводят политику к деятельности, направленной на достижение общего блага. Ценности правильного политического устройства — справедливость, мир, свобода. Нормативная (ценностная) трактовка политики возникла еще в древности. Платон создал модель идеального государства. Аристотель писал, что справедливость имеет место только в политической жизни, политика является высшей формой жизнедеятельности людей;

4) культурологические определения рассматривают политику как форму коллективного, совместного существования людей. Качество политики зависит от культурных составляющих — менталитета, ценностных ориентаций, норм, воплощающихся в моделях поведения.

Группа субстанциальных (сущностных) определений ориентирована на раскрытие первоосновы, внутренней сущности политики. Для этой группы характерны следующие определения:

1) силовые, или директивные <властные),определения, согласно которым политика — это действия, направленные на власть, ее обретение, распределение, удержание и использование. Сущность власти определяется через механизмы социального господства, как считали Н. Макиавелли, М. Вебер, К. Маркс;

2) институциональные определения основаны на сведении политики к деятельности государства. Политика «материализуется» в таких институтах, как государство, политические партии, общественные организации. Так, В.И. Ленин (1870–1924) утверждал, что политика — это участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности;

3) конфликтно-консенсусные определения показывают, что политика связана с интересами и деятельностью больших групп людей. Социум не монолитен, он имеет сложную структуру М. Дюверже отмечал, что политическая теория колеблется между двумя драматически противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной интерпретацией политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой интерпритацией политика представляет собой попытку осуществить правление порядка и справедливости, обеспечить интеграцию всех граждан в сообщество.

Конфликтное направление развивали марксисты, теоретики конфликта (например, Р. Дарендорф). С их точки зрения, политика — это деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов, борьба за власть, навязывание воли господствующего класса. Консенсусное направление получило обоснование в связи с развитием демократии и плюралистических теорий демократии (А. Бентли, Г. Ласки (1818–1883), Р. Даль). Политика — это искусство нахождения согласия, баланса интересов между различными социальными группами;

4) антропологические определения отражают источник политики, лежащий в природе самого человека. Обоснование антропологических определений политики идет от Аристотеля, который утверждал, что политика — это форма общения людей, способ коллективного существования человека. К. Шмидт (1888–1988) рассматривал политику как отношения друзей — врагов.

Группа системных определений рассматривает политику не как застывшее, законченное явление, а как постоянно возобновляющийся процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений. С системной точки зрения политика является самостоятельной подсистемой социума, имеющей центр принятия решений и окружение, связанные механизмами обратной связи. Политическая система включает следующие функции: обеспечение целостности общества; определение стратегических целей общественного развития; выработку механизма по коллективному достижению стратегических целей; распределение и перераспределение ценностей и ресурсов. Политика — это не спонтанный, а целенаправленный, контролируемый процесс. Основные теоретики системного подхода — Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд.

Таким образом, политика — это:

• управление делами государства, определение форм и задач его деятельности;

• регулирование отношений между неоднородными социальными группами, которые возникают на основе различия экономических и политических интересов;

• деятельность больших масс людей (классов) по поводу борьбы за власть, ее завоевание и использование;

• деятельность социальных групп и индивидов по осознанию и представлению своих коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти;

• социальная деятельность, осуществляемая большими социальными общностями, организациями и их объединениями, а также отдельными личностями-лидерами, направленная на сохранение или изменение существующего в государственно-организованном обществе (мировом сообществе) порядка распределения власти и собственности.

Политика — это сложное общественное явление. Для анализа политики можно применить три ее измерения.

Формальное измерение политики — это политические институты, деятельность которых закрепляется правовыми нормами и политическими традициями. Это институциональные рамки политической деятельности и поведения людей. Данное измерение политики изучает политическую организацию общества, государство и другие политические институты, организационные и правовые нормы, придающие политике устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Содержательное измерение политики — это политический курс, который связан с конкретными общественными интересами, ценностными ориентациями, с технологиями принятия политических решений. Содержательное измерение политики связано с деятельностью государства и социальных групп по решению значимых социальных проблем (например, экономическая политика, политика в области образования, здравоохранения и т. д.).

Процессуальное измерение политики отражает конкретные политические процессы, которые имеют волевые, интеллектуальные, социально-психологические формы. Политический процесс зачастую сравнивают с борьбой за власть.

Итак, политику можно рассматривать как сферу общественной жизни; как один из видов социальной активности (политическая деятельность) или как тип социальных отношений; как науку, т. е. политологию; как искусство завоевания власти, ее удержания, искусство нахождения баланса интересов, управления государством и т. д.

Политика — это сфера деятельности и поведения лиц, связанных с властью, организацией, управлением в рамках государственно-организованных сообществ. Именно в сфере политики идут процессы координации действий ради достижения согласованных целей.

Источник

Политология. лекции для студентов вузов

ПОЛИТОЛОГИЯ. Лекции для студентов вузов.

Содержание лекционного материала знакомит с основными идеями, понятиями, теориями и подходами в изучении политологии. Основополагающими принципами в построении лекционного материала являются комплексность, систематичность, последовательность.
Курс лекций представлен 9 темами. Каждая тема содержит информацию, позволяющую получить реальный объем знаний, в соответствии с требованиями стандарта.

ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Литература
Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997, №6.
Василик М. А., Вершинин М.С. Политология. М., 2001. Денкэн Ж.М. Политическая наука. М., 1993. Ч. 1. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Д., 1996.
Краснов Б.И. Политология как наука и учебная дисциплина // Социально-политический журнал. 1997. № 3.
Мальцев В. А. Основы политологии: Учеб. для вузов. М., 2002.
Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. М., 2001.
Политология. Учеб. для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2001.
Рогачев С.В. Предмет политологии и ее место в системе социальных наук/Государство и право.

ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

Литература
Антология мировой политической мысли: В 5 т. М.,1997.
Аристотель. Политика // Соч. в 4 т. Т. 4.1983.
Виноградов И.Б. Политические идеи современности // Социально-политический журнал. 1997. № 1
Владимиров М. Конфуций. М., 1992.
Гоббс Т. Левиафан. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1990.
История политических и правовых учений. М.,1991.
ЛоккДж. Два трактата о правлении // Соч. в 3 т. Т. 3. М.,1988.
Макиавелли Н. Избранные сочинения. М.,1982.
Мальцев В А. Основы политологии: Учеб. для вузов. М. 2002.
Монтескье III. Избранные произведения. М.,1965.
Основы политической науки. Учеб. пособие. 4.1. /Под ред. В.П. Пугачева. М.,1993.
Платон. Государь // Соч. М., 1994.
Политическая социология. Ростов-на-Д., 1997.
Политическая теория и политическая практика. Словарь-спра¬вочник. М., 1994.

ТЕМА 4 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

ТЕМА 5 ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РЕЖИМЫ.
ГОСУДАРСТВО.

5.2.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМ

ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВО
Законодательная власть на макроуровне представлена парламентом, который устанавливает законы, т. е. разрабатывает и утверждает новые, дополняет, изменяет или упраздняет уже существующие. При демократии парламент осуществляет и функцию принятия важнейших политических решений. Будучи избранным, непосредственно народом, он выступает выразителем народной воли и является по этой причине важнейшим легитимирующим органом.

Схема формирования парламента

Представим структуру государственного аппарата на примере Российской Федерации.

Вне зависимости от типа государство осуществляет следующие функции:
• защита государственного строя;
• предотвращение и устранение социально опасных конфликтов;
• ведение общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений (социальных, экономических, финансовых, культурных и т.д.);
• защита интересов страны на международном уровне (внешнеполитические функции) и т. д.

С точки зрения формы правления (т.е. способа организации верховной власти), различают две основные разновидности государства: монархию и республику.

— смешанные (полупрезидентские: Австрия, Португалия, Франция и др) В них существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Позднее ответственно и перед парламентом, и перед президентом. К смежному типу, сочетающему в себе черты и парламентской и президентской республики, относится и Россия.
По признаку Территориального устройства различают:
унитарное государство, в котором имеют место одна конституция, единые системы высших органов власти, права и судопроизводства, единое гражданство. Административно-территориальные части такого государства не обладают политической самостоятельностью;

федерацию, т. е. союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Составные части федерации (республики, штаты, провинции, земли и т.д.) являются ее субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, соответствующую союзной, издает законодательные акты, не противоречащие федеральным и т.д.;

конфедерацию, другими словами, союз государств, сохраняющих независимое (суверенное) существование и объединяющихся с целью координации своей деятельности по некоторым вопросам, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи и т.д. Обычно конфедерации недолговечны.

При характеристике демократического государства различают и такие понятия, как:
• правовое государство, в котором господствуют конституция, закон. Само государство и все социальные общности, равно как и отдельная личность, уважают право и находятся в одинаковом положении по отношению к нему;

В современной науке гражданское общество определяется как авто¬номная социально-экономическая жизнь. В совокупности оно представлено экономическими организациями, предприятиями, кооперативами, благотворительными организациями, культурными, этническими, религиозными объединениями, клубами по интересам. Гражданское общество выполняет функции «посредника» между государством и отдельным индивидом. Именно оно защищает личность от государства, обеспечивает гарантии прав человека, ставит под контроль деятельность государства. Оно же становится гарантом стабильности правового государства.

Предпосылками формирования гражданского общества являются: переход к рыночной экономике, появление специфических групповых интересов, повышение уровня и качества жизни, рост «среднего класса» образованной и социально активной части общества, создание правовых га¬рантий для свободной деятельности независимых общественных объединений, овладение общечеловеческими нормами и ценностями.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
Бутенко А.П. От тоталитаризма к демократии: общее и сипицифическое //Социально- политический журнал. М., 1995. № 6.
Василии МЛ., Вершинин М.С. Политология. М., 2001.
Каменская Г.В., Родионов А.Л. Политические системы современности. М., 1994.
ЛедяевВТ. Формы власти: типологический анализ //Политические исследования. 2000. № 2.
Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. М., 2001.
Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма в политической мысли сии и Запада. М., 1997.
Сумбатян Ю.Т. Авторитаризм как категория политической науки // Социально-гуманитарные знания. М., 1999. № 6.
ТоквилъА. Демократия в Америке. М., 1992.
ЦиганковАЛ. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.

ТЕМА 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЛИЗАЦИЯ

ТЕМА 9 МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

9.2. СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Понятие «субъект» и «участник» не всегда тождественны.
Субъект — это активно действующий автор политического процесса, носитель предметно-практической политической деятельности, способный оказывать воз¬действие на объект политики.
Субъектом политики может быть индивид, общественная группа и организация, политическая организация и движение, политические институты и государственные структуры; социальная общность (класс, нация, этническая или конфессиональная группа, общество); политические элиты или контрэлиты; государство, группы государств, мировое сообщество.
Некоторые исследователи предлагают классифицировать субъекты политики по различным основаниям:
• Субъекты социального уровня: классы, этносы, группы, индивид, электорат, мафия, военно-промышленный комплекс, торговая буржуазия и т.д.
• Институциональные субъекты политики: государство, партия, профсоюз, парламент, президент, университет и т.п.
• Функциональные субъекты политики: армия, церковь, оппозиция, лобби, средство массовой информации, транснациональные корпорации и т.п.
Участники политического процесса — это индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные общности и др., принимающие участие в тех или иных политических событиях или политической жизни в целом.

Артемов Т.П. Политическая социология. М., 2002.
Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
Вяткин НС Лоббизм по-немецки // Полис, 1993. № 1.
Егоров Н Активнее управлять политическим процессом. Власть в России //Новости: Вестник РИА, 1996. №4.
Кабаненка АЛ. Политический процесс и политическая система: источники саморазвития // Вестник МГУ, Серия 12. Политические науки. 2001. №3. ЛебонГ. Психология масс. М., 2000.
Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс, 1996. № 11.
Политология и современный политический процесс. М.,1991.
Пугачев В.П. Политология: Справочник. М., 2001.
Политология: Словарь-справочник /М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. М., 2001. Политология. Учеб. для вузов / Отв. ред. В. Д. Перевалов. М., 2001. Политический процесс: Основные аспекты и способы анализа. Сборник учебных материалов / Под ред. Е.Ю. Мелешкиной.М., 2001.
Смирнов В.В., Зотов СВ. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы // Государство и право. 1996.
Современный политический процесс в России. Учеб.-справочное пособие. Ч. 1.М., 1995.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *