Что такое политика 9 класс обществознание конспект урока
Конспект по обществознанию на тему «Что такое поллитика?» (9 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет, класс Обществознание, 9 класс
Учитель: Булгакова Елена Петровна
Тема урока: « Что такое политика?»
Цель урока: обобщить знания о власти, привести обучающихся к пониманию понятия « политика», а также функциями политики и в частности политикой Российской Федерации.
формирование у обучающихся объективного отношения к власти как важнейшему способу реализации политических прав и свобод граждан; осознания обучающимися понятия «политика», умения использовать его в повседневной жизни.
создание твердой гражданской позиции, оказание помощи обучающимся в осознании себя как полноправного участника гражданского общества.
I. Организационный этап: формирование учебной задачи
Познакомить учеников с темой урока, вместе с ними сформулировать задачу и определить план дальнейших мероприятий для ее выполнения.
II. Этап промежуточной рефлексии (заполнение карточек)
Вопросы для ответа
Что такое авторитет?
Что называется политической властью?
Что такое политика?
Каковы функции политики?
Из каких элементов складывается политическая система общества?
О чём мечтает человечество в течение долгих тысячелетий?
Пока в мире, в отдельных странах, в семьях часто сталкиваются противоположные интересы, возникают конфликты и ссоры, необходима сила, которая регулировала бы эти отношения, спасала общество и людей от разлада и гибели.
Все ли согласны с этим утверждением?
Какая власть существует в семье?(родительская)
Каковы отношения между учителем и учениками?
В чём смысл деятельности учителя? (выполнять свой долг просветителей и воспитателей учителям помогает право: закон об образовании, устав школы и нормы права – административного, гражданского, уголовного)
Как называется власть, существующая в подростковых группах? (межличностная, неформальная, дружеская)
Кто представляет административную власть?
(начальник, полицейский, работник службы безопасности, таможенники, чиновники и т.д.)
Какую власть представляют депутаты, парламентарии? Почему?
Как называется власть над верующим? (духовно-религиозная)
Назовите виды власти ( отмечать на доске)
Итак, что такое власть?
(это возможность оказывать решающее воздействие на поведение, чувства, позиции людей, право, сила и воля над чем-то, свобода действий, и распоряжений. Власть позволяет одному человеку или сообществу людей господствовать над другими, диктовать, заставлять делать то, к чему люди могут относиться без энтузиазма)
Какая власть крепче, разумнее, долговечнее и продуктивнее?
Что такое авторитет? (общепризнанное влияние)
Где решались главные вопросы при первобытнообщинном строе?
Когда появились особые группы людей, которые постоянно управляют другими?
Как издавна именуется процесс и искусство управления государством? (политика)
Что является ядром и орудием этой власти?(государственная власть)
Какой она должна быть?
Как связаны власть и право?
В чём проявляется власть закона?
IV. Какую тему мы сегодня затронули и о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Тема сегодняшнего урока «Что такое политика»?
Политика всегда связана с властью, возможностью воздействовать на людей, подчинять чужой воле.
организационная. Она создаёт для общества организационные основания. Обществом необходимо управлять. Самоуправление – очень важный элемент общественной жизни, но его недостаточно. Чтобы обеспечить целостность и стабильность общества.
регулятивная. Это конкретная деятельность в отношении отдельных людей, групп, наций…
Демократическая политика в демократическом государстве.
В странах с тоталитарной политикой человек не чувствует себя защищённым.
коммуникативная: обеспечение общения людей, обмен информацией, связи между ними.
интегративная: сплачивает, консолидирует людей.
воспитательная: влияет на поведение, внутренний мир человека.
Элементы политической системы.:
Государство, органы государственной власти: парламент, правительство, суд и др. Государство является главным институтом политической системы.
Формы правления: способ организации государственной власти, формы её взаимодействия с обществом.
Организации, участвующие в политической жизни: партии, профсоюзы, средства массовой информации, церковь, школа и др..
Система идей и принципов (норм), реализованных в законах, традициях, идеологии, морали.
Политическая деятельность граждан и общественных групп: митинги, собрания, выборы и др.
Всё ли мы можем ответить7
Что мы сегодня узнали на уроке?
VI. Задание на дом: п. 11.с. 71-74. выписать в тетрадь определения на с. 77
VII. Выставление оценок.
Почему зародилась политика?
Что такое политика?
Каковы основные функции политики?
Из каких элементов складывается политическая система общества?
IX. Завершающий этап урока.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Политика всегда связана с властью, возможностью воздействовать на людей, подчинять чужой воле.
1. О чём мечтает человечество в течение долгих тысячелетий?
Пока в мире, в отдельных странах, в семьях часто сталкиваются противоположные интересы, возникают конфликты и ссоры, необходима сила, которая регулировала бы эти отношения, спасала общество и людей от разлада и гибели.
В чём смысл деятельности учителя? (выполнять свой долг просветителей и воспитателей учителям помогает право: закон об образовании, устав школы и нормы права – административного, гражданского, уголовного)
Номер материала: 321584
Не нашли то, что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект по теме «Политика и власть»(9 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Политика – это деятельность органов государственной власти по управлению государством.
Различные политические силы борются за власть, например, партии.
Власть – это возможность навязывать свою волю людям. Власть необязательно бывает политической или государственной. Любое подчинение, как начальник – работник, учитель – ученик и т. п. есть проявление власти.
Политическая власть – это способность одного человека или группы лиц контролировать поведение общества, исходя из государственных задач. Для подчинения населения у каждого государства существует аппарат принуждения, состоящий из полиции, армии и судов.
Политическая власть подразделяется на:
1.Государственную(деятельность гос. органов);
2.Общественную(деятельность общественных организаций).
Политическая власть = государственная власть + общественная власть
Функции политической власти:
1.Руководство обществом;
2.Определение направления развития страны;
3.Разработка и принятие решений устранения возникших проблем;
4.Поддержка стабильности;
5.Предотвращение социальных потрясений и др.
С помощью политики в обществе возникают различные формы взаимодействия социальных групп, общественных объединений, партий и государства.
Конспект урока по теме «Политика» 9 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала.
1. Что такое политика?
2. Политическая власть
3. Роль политики в жизни общества
4. Политическая жизнь и средства массовой информации
1. Эта тема даёт нам представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим по всюду: политическая организация, политическая информация. Каждый день мы слышим из газет, телевиденья, интернета, радио о политических новостях. И само слово «политический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».
· Макиавелли выделил политику в самостоятельную науку.
— политика – это искусство управлять государством.
— политика – это искусство возможного.
— Политика – это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.
· О. Бисмарк: «Политика – это не наука, а искусство».
· П. Моруа «Политика есть умение добиваться равновесия».
· М. Вебер: «Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти».
Политика неразрывно связана с государством. В разных общественных группах отношение к правительству и политике разное. Одни её поддерживают, другие находятся в оппозиции. (революция 1905 г, 1917 г. и т.д.). Всё это и есть сфера политики.
Политология – наука, изучающая политику.
Функции (роли) политики:
· Выражение интересов всех групп и слоёв общества;
· Интеграция слоёв населения, поддержание стабильности и порядка в обществе;
· Обеспечение социального развитие общества и человека;
· Управление и руководство общественными процессами, обеспечение диалога граждан и государства;
· Социализация личности, превращение человека в социально-активное существо.
2. Политическая власть.
Что по вашему такое власть?
Далее перейти к объяснению того, что понимают под властью в повседневной жизни. Привести примеры. На основе этих примеров перейти к компонентам понятия власть: сила, власть, авторитет. Раздать каждому на парту.
Познавательные задания: 1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?» (авторитет)
2. Один из самых почитаемых в католицизме святых Франциск Ассизский, собравшись с последователями, повелел одному из «братьев говорить о Боге всё, что внушил ему Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание». (авторитет)
3. Конфликт в Южной Осетии. К нему на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия. В рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру (сила).
4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы». (власть)
5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства. (сила)
6. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении (закон).
Что общего в этих ситуациях?
Они строятся по принципу «господство-подчинение». Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.
Власть – это сила, регулирующая отношения в обществе.
Власть – это способность и возможность кем-либо, подчинять своей воле.
Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Признаки политической власти:
· многообразие ресурсов (интерес, убеждение, закон, обычаи, традиции, страх)
· верховенство над всеми иными силами общества.
3. Роль политики в жизни общества.
Задание: прочитать стр. …… и ответить на вопрос: какова роль политики в жизни общества?
4. Политическая власть и средства массовой информации.
· СМИ – главный канал политики.
· Отбор информации при передаче к пользователям, слушателям и т.д.
· Политические новости часто сопровождаются комментариями автора.
· СМИ – четвёртая власть.
III. Закрепление изученного материала.
IV. Домашнее задание.
· Выучить определения и подготовиться к тесту.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Конспект урока по обществознанию на тему «Политика и власть» (9 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» г. Вилючинск
Глава I. Политика. Урок 1. Политика и власть
Гудзишевская Нина Валентиновна
Цель: характеризовать власть и политику как социальные явления
· формировать целостное представление об обществе, механизмах и регуляторах
деятельности людей; выяснить специфику политической сферы общества и политической власти; их роль и место в жизни общества;
· установить роль СМИ в политической жизни, оценить положительное и негативное влияние СМИ на формирование общественного мнения и принятия органами власти политических решений;
· развивать навыки анализа различной информации, формулирования аргументи-рованной точки зрения по проблемам урока, участия в дискуссии.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением технологии развития критического мышления, технологии синквейна, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
1.Организационно-целевой этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Мотивационно-целевой этап.
Слайд 1. Античный философ Аристотель называл человека «политическим животным», естественной средой его обитания является общество, значит он в той или иной мере вовлечен в политическую жизнь.
Его учитель Платон утверждал: «Политика – это искусство жить вместе».
Вспомните строение общества как системы и приведите аргументы «за» или «против» утверждений мыслителей прошлого (обсуждение проблемы).
Слайд 2. Обобщение учителя. Комментарии к схеме: Политическая сфера является одной из сфер жизни общества. Какое место она занимает в совокупности всех сфер?
В текущем учебном году российское образование переходит на новые федеральные государственные стандарты. Проявление какой сферы общественной жизни отражено в этом событии? (подвести учащихся к выводу о тесной взаимосвязи всех сфер общества, но решение в интересах всего общества, обязательные к исполнению принимаются на государственном уровне)
Слайд 3. Формулировка цели и задач урока:
Гипотеза: политика занимает особое место в жизни общества и отдельного человека, так как тесно связана с особым видом власти – политической властью.
3.Изучение нового материала.
Слайд 4. Запись темы урока в тетрадь.
1. Что такое политика
2. Политическая власть
3. Роль политики в жизни общества
4. Политическая жизнь и СМИ
Слайд 6. Что такое политика.
Есть несколько определений термина «политика». Авторство приписывают Аристотелю.
От какого древнегреческого слова произошел термин «политика»? (В Античности каждый греческий город был полисом – отдельным государством).
Таким образом, политика – это государственная деятельность.
· Политика – искусство управления государством. Аристотель.
· Политика – деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны. С. Ожегов. Словарь русского языка.
Задание: стр. 4. Найдите в тексте определение термина «политика» (обсуждение задания)
Слайд 8. Политическая деятельность охватывает разные стороны общественной жизни и взаимоотношения различных общественные групп. Поэтому классифицировать политику можно на основе различных критериев.
Комментарии к таблице: «Классификация политики»
По сферам общественной жизни
Экономическая; военная, научно-техническая; в области культуры; социальная; экологическая, национальная, др.
По объекту воздействия
Внутренняя и внешняя
Государственная политика; партийная политика; политика общественный объединений и движений; политика индивида, др.
В зависимости от цели
Политика «открытых дверей»; политика национального примирения; политика гонки вооружений; политика мирного сосуществования, др.
Текущая, среднесрочная, долгосрочная, перспективная
Слайд 9. Политическая власть.
Что такое власть? Какие существуют виды власти? (обсуждение вопроса)
Слайд 10. Обобщение. Комментарии к схеме:
Какие виды власти и почему, по вашему мнению, принципиально отличаются от остальных? (обсуждение проблемы).
Слайд 11. Обобщение ответов учащихся. Комментарии к таблице:
Административная, духовная, военная, родительская
— распространяется на отдельных людей
— опирается на силу авторитета
— распространяется на все общество
— опирается на силу принуждения
« Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распре-деление власти, будь то между государствами, будь то внутри государств»,- Макс Вебер,
немецкий социолог, философ II пол. XIX – нач. XX вв.
Слайд 12. Роль политики в жизни общества.
В обществе распространено мнение о том, что «политика – грязное дело». Многие известные политики и государственные деятели сами негативно оценивают политику. Например,
„Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь.“
Многие граждане считают, что от политики нужно держаться подальше. Другая часть граждан уверенна, что политика их не касается.
Как бы вы определили свое отношение к политике? Можно ли быть в стороне от неё? (беседа).
Слайд 13. Французский политический деятель, писатель XIX в. Шарль Форб де Монталамбер утверждал: « Вы можете не заниматься политикой, политика все равно занимается вами».
Роль политики в жизни человека определяется задачами, которые она решает:
· руководство обществом в целом
· определение основных направлений развития государства
· разрешение назревших проблем
· повседневное управление общественными процессами
· обеспечение социальной стабильности
· предупреждение угроз жизни и благополучия граждан
Приведите примеры решения этих задач (обсуждение задания).
Слайд 14. Политическая жизнь и СМИ.
В конце XVIII в. в Англии появилось выражение «четвертая власть» применительно к прессе. В наши дни утверждается, что «журналисты обладают большой властью в обществе».
Деятельность СМИ в Российской Федерации регулируется законом № 263-ФЗ, в котором есть следующие статьи:
· Ст. 3 Недопустимость цензуры
· Ст. 4.Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.
Согласно закону СМИ не имеют реальной власти, так как не облажают юридическим правом принуждать кого – либо к совершению определенных действий. Термин «четвертая власть» отражает лишь огромное влияние СМИ на общество.
Слайд 15. Комментарии к схеме:
Проверка выполнения задания.
Слайд 16. Обобщение учителя
— формирование представлений о работе органов власти, деятельности политических организаций, о проблемах общественной жизни
— формирование «обратной связи», влияние на решения властей, способы их проведения в жизнь
— искажение, утаивание информации – возможность манипуляции поведением людей
— вовлечение граждан в политическую жизнь
5. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.
6. Обсуждение домашнего задания.
Письменно ответить на вопрос.
Одно из важнейших прав человека – право на неприкосновенность личности. Политическая власть предполагает возможность принуждения. Нет ли в этом противоречия?