Что такое политика аристотель
Политика (Аристотель)
Содержание
Содержание
Книга 1
Аристотель определяет государство как общение, организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье — «общению, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей» (с. 377). Семья составляет неотъемлемую часть государства (с. 380, 401). Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху (с. 386). В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим (с. 379).
Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности» (с. 389), прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться» (с. 389). Домохозяйство (греч. Οικονομικά — экономика) включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления (с. 398).
Книга 2
Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота» (с. 406). По мысли Аристотеля власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение» (с. 417).
Книга 3
Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7 книге и крестьянам (с. 604). По количеству граждан в государстве он различал три «правильные» (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления (с. 457):
Книга 4
Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство (с. 493):
Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть «граждан обладающих собственностью средней, но достаточной» (с. 508). Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:
Книга 5
Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения» (с. 532), личные противоречия в среде правящего класса (с. 533), а также демагогию, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном (с. 537). Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения» (с. 545), а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения.
Книга 6
Аристотель анализирует различие между демократией и олигархией.
Книга 7
Аристотель проявляет эллинский патриотизм, заявляя, что только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума, тогда как у азиатов есть ум, но недостаёт мужества (с. 601).
Высшим благом Аристотель называет счастье. Задачами государства являются:
Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства.
Книга 8
Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет, сам государственный строй терпит ущерб» (с. 628). Существует четыре основных обучающих предмета (c. 630):
Литература
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Политика (Аристотель)» в других словарях:
Политика (значения) — Политика: Политика сфера деятельности, сутью которой является определение форм, задач, целей и содержания деятельности государства Политика (Аристотель) аристотелевский трактат о государстве, содержащий начала социальной и… … Википедия
Аристотель — У этого термина существуют и другие значения, см. Аристотель (значения). Аристотель Ἀριστοτέλης … Википедия
АРИСТОТЕЛЬ — (Aristoteles) (384 322 до н.э.) великий др. греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см … Философская энциклопедия
Аристотель — (Aristotle) (ок. 384–322 г. до н.э.) Греческий философ. Родился в богатой семье врача на севере Греции. В 367 г. до н. э. Аристотель приехал в Афины, где учился и преподавал в Академии Платона (Plato) до его смерти (347 г. до н.э.). После… … Политология. Словарь.
“ПОЛИТИКА” — “ПОЛИТИКА” (τα Πολιτικά) сочинение Аристотеля, как и другие его т. н. эзотерические сочинения, никогда не публиковалось при жизни. Текст сложился постепенно в ходе разработки Аристотелем его учения о государстве, тесно связанной с изучением… … Философская энциклопедия
ПОЛИТИКА — «ПОЛИТИКА» (τὰ Πολιτικά), сочинение Аристотеля; как и другие его т. н. эзотерические сочинения, никогда не публиковалась при жизни. Текст сложился в ходе разработки Аристотелем учения о государстве, тесно связанной с изучением конкретных… … Античная философия
АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ — АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ (Ἀριστοτέλης Σταγειρίτης) (384, Стагира в Халкидике 322 до н. э., Халкида на Эвбее), др. греч. философ и ученый энциклопедист, ученик Платона, основатель Перипатетической школы. Биография. Жизнь А. распадается на… … Античная философия
Аристотель — Аристотель, сын Никомаха и Фестиды, из Стагира. Никомах этот был потомок Никомаха, сына Махаона и внука Асклепия (так пишет Гермипп в книге Об Аристотеле ); жил он при Аминте, македонском царе, как врач и друг5 1. Аристотель, самый преданный… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
АРИСТОТЕЛЬ Стагирит — (Aristoteles) (род. 384/383, Стагир – ум. 322/321 до Р. X., Халкида Эвбейская) величайший философ Древней Греции. Учился у Платона, но не стал его учеником; воспитатель Александра Великого. В 335 до Р. X. основал в Афинах т. н. перипатетическую… … Философская энциклопедия
Что такое политика аристотель
Перед вами труд величайшего древнегреческого философа, ученика Платона и воспитателя Александра Македонского — Аристотеля (384–322 до н. э.), оказавшего исключительное влияние на развитие западноевропейской философии.
В «Политике» представлен подробный анализ государственной и общественной жизни Древней Греции, сделанный Аристотелем. Несомненный интерес читателей вызовет предложенное Аристотелем разделение форм государственного правления на лучшие и худшие и его теория о том, что аристократия и монархия являются лучшими формами государственного правления, а демократия — «властью бедного большинства».
О том, что такое государство
О домохозяйстве и рабстве
Об искусстве наживать состояние
Разбор политических проектов Платона
Разбор проектов Фалея и Гипподама
Разбор государственного устройства лакедемонян
Разбор государственного устройства критян и карфагенян
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Эта же книга в других форматах
О том, что такое государство
1. Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же Общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других, и к высшему из всех благ стремится ю общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим.
2. Неправильно говорят те, которые полагают, будто понятия «государственный муж», «царь», «домохозяин», «господин» суть понятия тождественные. Ведь они считают, что эти понятия различаются в количественном, а не в качественном отношении; скажем, господин — тот, кому подвластно небольшое число людей; домохозяин — тот, кому подвластно большее число людей; а кому подвластно еще большее число — это государственный муж или царь; будто нет никакого различия между большой семьей и небольшим государством и будто отличие государственного мужа от царя состоит в том, что царь правит в силу лично ему присущей власти, а государственный муж отчасти властвует, отчасти подчиняется на основах соответствующей науки — политики. Это, однако, далеко от истины.
3. Излагаемое станет ясным при рассмотрении с помощью усвоенного нами ранее метода: как в других случаях, расчленяя сложное на его простые элементы (мельчайшие части целого) и рассматривая, из чего состоит государство, мы и относительно перечисленных понятии лучше увидим, чем они отличаются одно от другого и возможно ли каждому из них дать научное объяснении.
И здесь, как и повсюду, наилучший способ тсоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов.
4. Так, необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга, — женщину и мужчину в целях продолжении потомства; и сочетание это обусловливается не сознательным решением, но зависит от естественного стремлении, свойственного и остальным живым существам и растениям, — оставить поело себя другое подобное себе существо.
[Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться попарно существу], в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному. Первое благодаря своим умственным свойствам способно к предвидению, и потому оно уже по природе своей существо властвующее и господствующее; второе, так как оно способно лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, является существом подвластным и рабствующим. Поэтому и господину и рабу полезно одно и то же.
5. Но женщина и раб но природе своей дна различных существа: ведь творчество природы ни в чем не уподобляется жалкой работе кузнецов, изготовляющих «дельфийский нож»; напротив, в природе каждый предмет имеет свое назначение. Так, всякий инструмент будет наилучшим образом удовлетворять своему назначению, если он предназначен для исполнения одной работы, а не многих. У варваров женщина и раб; занимают одно и то же положение, и объясняется это тем, что у них отсутствует элемент, предназначенный во природе своей к властвованию. У них бывает только одна форма общения — общение paбa и рабыни. Поэтому и говорит поэт: «Прилично властвовать над варварами грекам»; варвар и раб по природе своей понятия тожественные.
6. Итак, из указанных двух форм общения получается первый вид общения — семья. Правильно звучит стих Господа: «Дом прежде всего и супруга, и бык-землепашец» (у бедняков бык служит вместо раба). Соответственно общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья; про членов такой семьи Харонд говорят, что они едят из одного ларя, а Эпименид Критянин называет их питающимися из одних яслей.
7. Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей, — селение. Вполне естественно, что селение можно рассматривать как колонию семьи; некоторые и называют членов одного и того же селения «молочными братьями», «сыновьями», «внуками». Греческие государства потому вначале и управлялись царями (а в настоящее время то же мы видим у негреческих племен), что они образовались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя. И в колониях семей — селениях поддерживали в силу родственных отношении между их членами тот же порядок. Об этом именно и упоминает Гомер, говоря: «Правит каждый женами и детьми», ведь они жили отдельными селениями, как, впрочем, и вообще жили люди в древние времена. И о богах говорят, что они состоят ид властью царя, потому что люди — отчасти еще и теперь, а отчасти и в древнейшие времена — управлялись царями и, так же как люди уподобляют внешний вид богов своему виду, так точно они распространили, это представление и на образ жизни богов.
8. Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство — продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа. Ведь мы называем природой каждого объекта — возьмем, например, природу человека, коня, семьи — то его состояние, какое получается при завершении его развития. Сверх того, в осуществлении конечной цели и состоит высшее завершение, а самодовлеющее существование оказывается и завершением, и наивысшим существованием.
9. Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, н что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо в сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря «без роду, без племени, вне законов, без очага»; такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске.
10. Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью. Голос выражает печаль и радость, поэтому он свойствен и остальным живым существам (поскольку их природные свойства развиты до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу). Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо.
Что такое политика аристотель
Лекция 8:
Аристотель: Политика
(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)
Думаю, эта тема будет многим более интересна, ибо имеет прямое отношение к нашему времени и сегодняшним дебатам 🙂
Есть основания полагать, что Политика – это последнее произведение Аристотеля. Во всяком случае, восьмая книга Политики обрывается внезапно, на середине, несмотря на то, что сам Аристотель считал именно Политику наиважнейшей, и вряд ли оставил бы незаконченной по доброй воле. Возможно, она прервалась потому, что автор умер, не дописав?
Как бы то ни было, политика – кульминация Аристотеля, ядро его философии. Цель этого произведения, по словам самого автора,
«исследование человеческого общения в наиболее совершенной его форме, дающей людям полную возможность жить согласно их стремлениям»
(Политика 2.1, 1260b 27-29)
Читатели помнят, вероятно, что в начале «Этики» Аристотель назвал наивысшим благом благо государства, после чего посвятил всю свою работу выяснению, в чем именно заключается благо человека? Кажущееся противоречие разрешается в «Политике», где философ объясняет свою позицию:
«наилучшее государство есть вместе с тем государство счастливое и благоденствующее, а благоденствовать невозможно тем, кто не совершает прекрасных поступков»
При этом он добавляет, что
«никакого прекрасного деяния ни человек, ни государство не могут совершить, не имея добродетели и разума.»
Мужество же, справедливость и разум с точки зрения Аристотеля
«имеют в государстве то же значение и тот же облик, какие они имеют в каждом отдельном человеке, который благодаря причастности к ним и называется справедливым, рассудительным и воздержным.» (1323b 30-38)
Продолжая, таким образом, развивать тему, начатую в «Этике», Аристотель пишет, что, по его мнению,
«все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим. (выделение мое, ja_va)» (1252а 3-8)
Далее Аристотель предлагает следовать способом теоретического построения от «первичного образования предметов», начиная, таким образом, наше изучение государства с самого начала.
Аристотель выделяет три вида ассоциаций человеческих существ, или koinôniai, возникавших последовательно по мере развития человечества:
1. Семья, или домохозяйство (oikos), состоящее из двух примитивных типов ассоциации: женщина-мужчина и раб-господин
2. Селение (kômê), формируемое из нескольких домохозяйств
3. Государство (polis), формируемое из нескольких селений.
Государство — это общество «достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни» (1052b 27-31)
При этом каждое государство для Аристотеля — это природное явление, то есть нечто, появившееся как естественный результате развития общества. Здесь он видит как осуществление конечной цели, так и завершение, наивысшую форму существования человека.
Государство, таким образом, «существует по природе», а сам человек по природе «есть существо политическое», тот же, кто живет вне государства есть «либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек… такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске.» (1253а 3-6) Меж тем природа «ничего не делает напрасно».
Государство является первичным по сравнению с семьей и каждым из нас (1253а19-20), и человек, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим (т.е. способным к существованию). Если же не будучи в состоянии вступить в общение он не чувствует ни в чем потребности, то такой человек становится либо животным, либо божеством (1253а 27-30).
Наконец и само понятие справедливости, по Аристотелю, «связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения.» (1253а 37-40)
В то же время необходимо иметь ввиду, что, хотя государство для Аристотеля первично, но конечная цель его существования заключается в обеспечении максимально счастливого существования для всех его граждан. Речь здесь идет не о минимальной защите, и не о социальном контракте – речь идет именно о необходимости государства для достижения состояния счастья (eudaimonia) и наполненности, о котором Аристотель рассуждал в своей «Этике».
Одновременно нужно понимать, что человек в его натуральном состоянии «до государства» не был, с точки зрения Аристотеля, ни гол и счастлив, ни гол и несчастен, однако его существование не было достаточно наполнено. Только государство придало человеческому существованию окончательную форму.
Базируясь на трех разделениях ассоциации человеческих существ, Аристотель называет и элементы семьи, которыми являются господин и раб, муж и жена, отец и дети.
Отношение Аристотеля к рабству часто критикуется как слишком отсталое. Действительно, Аристотель считает разделение на рабов и господ «естественным», существующим «по природе»:
«Все те, кто в такой сильной степени отличается от других людей, в какой душа отличается от тела, а человек от животного (это бывает со всеми, чья деятельность заключается б применении физических сил, и это наилучшее, что они могут дать), то люди по своей природе —рабы; для них, как и для вышеуказанных существ, лучший удел — быть в подчинении у такой власти.» (1254b 15-21)
Однако нужно иметь ввиду, что Аристотель именно настаивает на подчинении «по природе», и рабстве «по природе», говоря
«Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо.» (1255а 1-4)
«неизбежно приходится согласиться, что одни люди повсюду рабы, другие нигде таковыми не бывают.» (1255а 32-33)
Хотя Аристотель и не приравнивает женщин к рабам, но в то же время очевидно, что феминистом он не являлся. Об этом говорят, например, такие заявления, от которых у современных феминисток явно волосы на голове встали бы дыбом, да и не только у них:
«Так же и мужчина по отношению к женщине: первый по своей природе выше, вторая — ниже, и вот первый властвует, вторая находится в подчинении.» (1254b 12-15)
В другом месте он сравнивает власть мужа над женой с властью политического деятеля, отмечая, что
«мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к руководительству, чем женщина.»
(1259b 1-5)
Однако, отмечает Аристотель, есть, все же, разница между женщиной и рабом:
«свободный человек проявляет свою власть над рабом иначе, чем это делает мужчина по отношению к женщине и взрослый муж по отношению к ребенку. Во всех этих существах имеются разные части души, только имеются они по-разному. Так, рабу вообще не свойственна способность решать, женщине она свойственна, но лишена действенности, ребенку также свойственна, по находится в неразвитом состоянии.»
(1260а 9-15)
Таким образом Аристотель ставит женщину выше раба, но ниже мужчины, который и должен руководить, ибо обладает, в отличии от нее, «действенностью». В добавок он приводит слова поэта, с которыми многие могут, вероятно, согласиться:
«Убором женщине молчание служит»,
и слова эти, как он отмечает, «в одинаковой степени должны быть приложимы ко всем женщинам вообще, но к мужчине они уже не подходят.» (1260а 29-32)
Среди аспектов государственной жизни которым Аристотель уделил особое внимание на первом месте оказалась торговля. С точки зрения философа торговля не является «натуральным» занятием человека, тем не менее она необходима. Аристотель критически относится к попыткам наживать состояние посредством обмена, и еще более критичен в отношении передачи денег в наем.
Однако запретить торговлю он не предлагает, а лишь отказывает торговым людям в возможности достигнуть счастья, или eudaimonia.
Обширная часть Политики посвящена критике «Государства» Платона.
Аристотель находит большую часть предложенных Платоном вариантов устройства идеального государства абсурдными. Так, он не считает, что государство должно быть чрезмерно единым, то есть таким, где все оказывается общим, включая жен и детей, и собственность. На его взгляд,
«следует требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства. Если это единство зайдет слишком далеко, то и само государство будет уничтожено; если даже этого и не случится, все-таки государство на пути к своему уничтожению станет государством худшим, все равно как если бы кто симфонию заменил унисоном или ритм одним тактом.» (1263b 31-36)
Аристотель рассуждает вполне современными экономическими категориями, когда говорит, например:
«К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота. Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим» (1261b 31-35)
Аристотель отмечает, что разумный подход к вопросу о наилучшем устройстве требует не увлечения пустыми фантазиями, а изучения имеющихся форм государственного устройства и их сравнения на предмет успешности.
Он критичен и в отношении идеи Платона пожертвовать счастьем одних граждан (стражей, которые должны жить в спартанских условиях) ради процветания других.
«отнимая у стражей блаженство, он (Платон) утверждает, что обязанность законодателя — делать все государство в его целом счастливым. Но невозможно сделать все государство счастливым, если большинство его частей или хотя бы некоторые не будут наслаждаться счастьем» (1264b 15-20)
Основная идея Аристотеля, таким образом, заключается в том, что государство не может быть счастливо само по себе, за счет какой-то части его граждан, или, тем более, за счет всех граждан. Счастье государства — это только сложенное вместе счастье его отдельных граждан, и только в этом смысле понятие счастья для государства имеет приоритет.
Однако, тут следует сделать одно примечание: у Аристотеля далеко не все жители государства могут быть и его гражданами. Так, в праве на гражданство он отказывает рабам, ремесленникам, торговцам и землепашцам, поскольку:
«в государстве, пользующемся прекраснейшим устройством и объединяющем в себе мужей в полном смысле справедливых, а не условно справедливых, граждане не должны вести жизнь, какую ведут ремесленники или торговцы (такая жизнь неблагородна и идет вразрез с добродетелью); граждане проектируемого нами государства не должны быть и землепашцами, так как они будут нуждаться в досуге и для развития добродетели, и для политической деятельности.» (1328b 37-42, 1329a 1-2)
Таким образом в качестве граждан остаются лишь военные и аристократия, которым и надлежит управлять государством Аристотеля и вести его ко всеобщему счастью. В этом он оставался, конечно, сыном своего времени…
На этом с Аристотелем мы, наконец, заканчиваем, как и с Древней Грецией, и в следующий раз перейдет к нео-платонизму и христианству.