Что такое политика для детей
Политика есть искусство возможного.
Отто фон Бисмарк
Функции политики
Реализация общественных интересов, значимых с точки зрения власти.
Постановка целей развития общества, определение задач и способов их достижения, мобилизация сил на их реализацию.
Регулирование и упорядочение общественных отношений, условий труда и производства.
Распределение и перераспределение материальных благ и ресурсов.
Смягчение противоречий в обществе, разрешение конфликтов.
Поддержание политической коммуникации между социальными группами, посредничество в контактах власти и гражданского общества.
Гарантия политических прав и свобод граждан, соблюдение принципов социального равенства и справедливости.
Виды политики
В узком смысле политикой называют конкретное направление политической деятельности: экономическая политика, социальная политика, культурная политика, политика в области здравоохранения, военная политика и т.п.
По субъектам политика может делиться на политику мирового сообщества, политику государства, партии, организации etc.
По содержанию и характеру политику субъективно делят на прогрессивную (направленную на развитие, движение вперед) и реакционную (направленную на сдерживание перемен, возвращение к прошлому).
Внутренняя и внешняя политика
По направленности политику принято делить на внутреннюю и внешнюю.
Внешняя политика касается отношений с другими государствами, международными организациями, мировым сообществом.
Зачем говорить о политике с детьми и как это делать
Почему это важно и с чего начать
Многим политика кажется сложной темой для обсуждения с детьми. Мы поговорили с экспертом в области педагогики и политологом и выяснили, как не давить на ребёнка своими политическими предпочтениями, стоит ли рассказывать о радикальных политических идеологиях и существует ли минимум знаний о политике для детей.
эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика», учитель истории и обществознания
Когда лучше начинать диалог о политике
Нет слишком раннего возраста, чтобы начать говорить о политике. Обсуждая со старшеклассником последние решения депутатов или отвечая на вопрос ребёнка «Почему Королева Червей хочет отрубить голову Алисе?», вы в любом случае говорите о власти.
Политика — это не непристойно. Это не страшно. Это неизбежно. Начинайте говорить с детьми о ней, когда они задают вам вопросы.
Разговор с ребёнком на любую тему — это в первую очередь диалог. Доверяйте себе и ребёнку. Не разговаривайте с ребёнком так, как вы бы не стали разговаривать с незнакомым взрослым. Вы бы не стали оскорблять ровесника, который задаёт вам политические вопросы, или угрожать ему. Относитесь к детям с повышенным уважением, а не с повышенным пренебрежением. Ребёнок не станет воспринимать всерьёз собеседника, который не обращает внимания на его мнение. Чтобы говорить о политике нейтрально, важно повысить собственную политическую грамотность. Если вы знаете, о чём говорите, то вам проще быть взвешенным, оперировать фактами и экспертными оценками, а не слухами и домыслами. Вы сможете действительно говорить о науке и обществе, а не заниматься пропагандой.
Если вы не интересуетесь политикой
Аполитичных людей не бывает. Бывают люди, которые не хотят участвовать в политических процессах, а людей без политических мнений не существует. Если у вас есть мнение о добре и зле, о том, что может делать человек, наделённый властью, в отношении людей, которые этой властью не обладают, значит, есть и политическое мнение. Вы можете не поддерживать никакие политические силы, с отвращением относиться к политическим процессам, но это не умаляет значимости вашего взгляда.
Если ребёнок спрашивает, говорите с ним. Ваше мнение ценно, и оно поможет ему понять, что разговор о политике — это нормальный разговор. Если ответы не удовлетворят ребёнка, он пойдёт изучать тему дальше, но если вы не будете с ним говорить вообще, он может закончить разговор о политике навсегда. А это закрывает дорогу к его образованию и гражданскому становлению. Будьте вежливым и порядочным человеком. Тогда говорить с детьми о политике будет так же легко, как о чём угодно.
Как объяснить, что такое пропаганда
Чтобы научить кого-нибудь чему-нибудь, надо самому научиться. Попробуйте понять, как вы сами отличаете пропаганду от не пропаганды и нет ли в вашей логике заблуждений. Для начала, как учил нас Сократ, подвергните сомнению своё собственное мировоззрение, а после этого научите ребёнка подвергать сомнению всё, что он слышит, в том числе от вас.
Этот совет я даю детям в школе — не доверять просто так никому, в том числе мне. Тогда будет легко отличить навязанную идеологию от действительности. Без критического мышления невозможна объективная оценка ситуации.
Разговор о радикальных направлениях
Важно рассказывать ребёнку обо всех политических направлениях — даже радикальных. Если вы не проговорите с ребёнком опасность радикальных идеологических течений, он однажды столкнётся с ними неподготовленным. Тогда о них может рассказать кто-то другой, возможно, преследующий свои корыстные цели. Лучший способ оградиться от радикальной политической или религиозной идеологии — это образование. Чем лучше человек понимает, как работает окружающая вселенная, тем сложнее им манипулировать с помощью идеологии.
Если ребёнок хочет пойти на митинг
Объясните ему, как вести себя на акции, какие могут быть последствия от участия в митингах и пикетах для несовершеннолетних. Научите его внимательно читать, кто организует акции, санкционированы ли они властями и что на них будет происходить, чтобы ребёнок осознал, действительно ли он хочет пойти именно на это мероприятие. Если же вы опасаетесь за него — сходите вместе с ним и следите за тем, чтобы ничего плохого не случилось.
Что необходимо знать о политике
Минимум знаний в области политики зафиксирован в учебном курсе обществознания. Современная школьная программа помогает понять, какие существуют государственные органы власти, как принимаются законы, куда обратиться в значимых для человека ситуациях и как защитить свои права. В этом и заключаются основы политологии, которые необходимы каждому в практическом смысле.
В каком возрасте ребёнку стоит начать изучение современной политической обстановки
Начало курса обществознания в школе соответствует наиболее приемлемому для знакомства с основами политики возрасту — это примерно 11 лет, пятый класс. Ребёнок уже может понять, что такое Конституция, различать ветви власти, знать, кто принимает законы.
Ребёнок часто находится в интернете, общается со сверстниками, поэтому вполне естественно, что у него возникнут вопросы о том, что он видит. Родители должны быть готовы к ответам. Не стоит отнекиваться фразами вроде «подрастёшь — узнаешь». Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что кого-то политика может заинтересовать в 6 лет, кого-то в 15, а кого-то и вовсе не заинтересовать. Любая ситуация — нормальна.
Что почитать по теме
Если старшеклассникам захочется понять, как функционируют институты и системы, я бы рекомендовал прийти в политику через историю, потому что история для школьника интереснее. В политологии много сложной теории, которая может показаться скучной. Я бы посоветовал прочитать книгу «Человек и власть. Перекрёстки российской истории» А. Оболонского. Автор размышляет об истории России сквозь призму политологии.
Если захочется посмотреть, что происходит в политической науке в современном мире, то старшим школьникам, как мне кажется, была бы интересна книга политолога П. Рахшмира «Идеи и люди. Политическая мысль первой половины XX века». В ней рассказывается о том, как формировалась современная политическая наука через конкретные персоналии: Вебера, Михельса, Моска. Написано просто и интересно.
Эти книги учат размышлять. С ними не обязательно во всём соглашаться и воспринимать как руководство к действию.
Как не надо делать
Родители должны избегать навязывания мнения в обсуждении политики. Дети крайне эмоциональны. Какие-то резкие однозначные выражения с критикой политика или, наоборот, с восхвалением его, могут привести к тому, что ребёнок воспримет это слишком всерьёз. Задача родителя — познакомить. Устроить спокойный аналитический рассказ в жанре: «Есть такой политик, есть такие взгляды». Даже если у взрослого есть сильные эмоции, при обсуждении политики следует их слегка приглушить и показать, что у каждого человека есть своя правда. И у того, кто критикует власть, и у того, кто её одобряет; и у консерватора, и у человека, выступающего за либеральные реформы. Каждый из них — это член общества, гражданин нашей страны. Пока он ведёт себя мирно и цивилизованно, он имеет право отстаивать свои взгляды.
Как заинтересовать ребёнка политической наукой
При изучении политической науки можно отталкиваться от прав и обязанностей, идти от того, что понятно и близко. Если вы начнёте рассказывать ребёнку заученное из учебника «В России есть три ветви власти», ему станет скучно. Лучше привлечь его внимание жизненными кейсами: рассказать, как современная экономическая ситуация связана с политикой, и объяснить, куда стоит обращаться, для того чтобы защитить свои законные права и интересы.
Изображения: Avatars.Design / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Детям о политике
А сегодня, малыш, я расскажу тебе о политике.
Ты, наверное, уже много раз слышал это слово, и тебе, наверное, интересно, что оно означает.
В Древней Греции каждый город управлялся самостоятельно и назывался «полис», а политикой называли искусство управления городом (государством). Сейчас политика делится на внутреннюю – по отношению к гражданам и организациям внутри государства, и внешнюю – по отношению к другим государствам.
Политики в те времена были мудрыми и честными, а государство выполняло свои основные задачи: безопасность и процветание граждан. Уже тогда существовали школы, суды, библиотеки, врачи, армия и полиция (ты заметил, малыш, что слово «полиция» – того же происхождения, что и слово «политика»?)
Но правители, управлявшие государством, все же оставались людьми. Они старались быть умными и честными, но человеческая природа довольно проста, что у детей, что у взрослых; что у крестьян, что у правителей. Поэтому как бы политик ни старался быть умным, в основе его поведения – все равно детский сад.
Представь себе детский сад, малыш. Там есть разные дети, и у каждого свои желания, капризы, обиды. Один стащил у другого игрушку, другой это заметил и пытается отнять обратно. Первому не хочется отдавать, и он врет, что это его игрушка. Но вот приходит воспитательница, которая сильнее всех, и которая знает, чья это игрушка, и все становится на свои места.
Если бы не было воспитательницы, то игрушка досталась бы тому, кто сильнее, или тому, кто лучше врет.
Драка в политике называется войной. Однако драчуну не хочется выглядеть драчуном, потому что драка – это плохо, и это понимает даже драчун. Поэтому политики врут, будто и не дерутся вовсе, а называют свои действия «точечными зачистками», «принуждением к миру», «миротворческой деятельностью» и так далее.
Когда дерутся дети, у них появляются синяки и царапины – повреждения. Повреждаются и погибают клетки организма. Конечно, организм очень большой и клеток в нем очень много, синяки пройдут и царапины заживут, но это все равно неприятно.
Когда воюют страны, то гибнут и калечатся те клетки, из которых состоят государства – люди. Это очень больно и обидно для людей и их близких, но, как гибель клеток тела не останавливает драчунов, так и гибель людей не останавливает политиков.
Как и дети в детском саду, государства отнимают друг у друга игрушки, обзываются плохими словами, дружат и ссорятся, и даже болеют.
Но, к сожалению, воспитательницы в политике нет. Политика – это детский сад без воспитательницы. Поэтому сильные дети (то есть государства) отнимают игрушки у слабых, хитрые – обманывают честных, двое детей могут побить третьего, и так далее.
Между государствами, если не углубляться в мелочи и не увлекаться длинными словами, царят те же отношения, что и в детском саду. Да, конечно, если в эти мелочи углубляться, то может показаться, что все очень сложно, что дефицит бюджета Швамбрании не позволяет сокращать важные статьи экспорта, чтобы не вызывать перепроизводство и инфляцию, увеличивающую внешний долг, и поэтому Швамбрания рискованно идет на конфронтацию с союзниками… Но для понимания политики достаточно знать, кто из детей (государств) сильный, у кого интересные игрушки, кто хитрый, и кто с кем дружит. Если бы это было тебе, малыш, зачем-то нужно. Но увы, ты никак не сможешь изменить свою жизнь к лучшему, даже если будешь разбираться в политике очень хорошо.
Почему же столько новостей говорят о политике?
Вообще-то правитель — это всего лишь работа. Как у врача и сантехника. Если врач хорошо делает свою работу, то его больные выздоравливают. Если сантехник хорошо делает свою работу, то у него на участке порядок с трубами. Если политик делает свою работу хорошо, то страна, на которую он работает, живет спокойно и богато.
Но человек устроен так, что именно его работа кажется ему самой важной. Поэтому, если бы врач издавал газету, то она была бы о медицине. Если бы газету издавал сантехник – она была бы о водопроводе и канализации. Но газеты издают политики, и поэтому в них пишется о политике. Это не означает, что политика для тебя важнее медицины. Более того, кому же захочется, чтобы о нем писали плохо? Поэтому политики заставляют писать о себе хорошо, а плохо – о других. Поэтому из газет и новостей ты, малыш, никогда не узнаешь правду.
Есть и еще одна неприятность.
Представь себе, что несколько детей играют в домино, и один из них жульничает. Как ты думаешь, кто из детей выиграет? Тот, кто жульничает.
А теперь представь себе, что жульничают уже двое детей. Тогда выиграет тот, кто жульничает лучше.
Политика, малыш – очень заманчивая работа. Оправдываясь государственной надобностью, можно очень много для себя сделать, и никто не сможет возразить. Поэтому в политику стремятся нечестные люди. И, как и среди играющих в домино детей, выигрывает самый хитрый, самый жадный и подлый (а вовсе не умный и честный). Поэтому среди политиков хорошие люди обычно не встречаются.
Это грустно и обидно, поэтому в некоторых странах иногда случаются революции, когда особенно жадных и подлых политиков прогоняют с их мест. Увы, на их места через небольшое время снова садятся жадные и подлые.
Поэтому, малыш, чем меньше ты будешь интересоваться политикой и политиками, тем спокойней тебе будет житься.
Это всего лишь ненужная тебе история драк незнакомых тебе детей.
Если ты вдруг услышишь от кого-то, что Родина от тебя что-то хочет, что ты ей что-то должен – не верь. Это какой-то политик хочет заставить тебя бросить свои дела и заниматься его делами, во вред тебе. А Родине от тебя нужно только, чтобы ты честно трудился и был счастлив.
© Александр Лебедев 2013
© Иоганн Сваммердам (Александр Лебедев)
Комментарии
1. Fabsilon, Sunday, June 12, 2016, 11:42:
Очень полезная статья!Спасибо огромное!)
2. Ника, Sunday, February 24, 2019, 06:35:
Спасибо огромное, получила удовольствие от прочтения сама и доступно донесла ребенку азы. Дочери 9 лет. Начало положено. Понятно, что понадобится еще не одно объяснение деталей, но на сегодняшний день прочитанное порадовало.
3. Марианна, Sunday, November 03, 2019, 20:02:
Спасибо большое.
Все понятно. Но политикой интересоваться я считаю можно но только не чересчур
4. Артём, Monday, March 16, 2020, 17:15:
Спасибо. Сам политикой думал заинтересоваться, почитал статью и обрадовался, что мне хотя бы какое-то время не придется лезть туда.
5. Психологиня, Monday, June 08, 2020, 08:29:
p.s. я тоже только учусь)
От автора: Боюсь, с правами в этой стране сейчас все плохо. Учить, конечно, можно, но планировать на основании выученного будет неэффективно. Прейскуранты взяток полиции и судам почему-то не публикуют.
Как и зачем говорить с детьми о политике
Колонка редактора Chips Journal Тамары Высоцкой
В мире каждый день происходят самые разные события — от незначительных до тех, которые этот самый мир меняют. Мы не можем делать вид, что все это нас не касается. Мы взрослые, а значит, так или иначе включены в политические процессы в стране и мире. И мы должны обсуждать это с детьми. Редактор CJ Тамара Высоцкая размышляет о том, почему это правда важно.
Наши дети постепенно познают окружающий мир. Сперва они настойчиво облизывают пол в коридоре, потом — узнают, что лужи во дворе мокрые, а песок сухой и колется, а потом переходят к изучению огромного мира за пределами своего дома и детской площадки. И лучшее, что мы можем сделать — им в этом помочь.
Из своего детства я мало чего помню о политике — помню, как ходила с родителями на выборы и как мы покупали пирожки в просторном школьном холле. Помню новости по телевизору — там всегда говорили какие-то непонятные слова какие-то неприятные люди. Родители почему-то смотрели их с увлечением, а я ждала, когда новости наконец закончатся, и начнется что-то поинтереснее.
В целом за последующие годы мое отношение к политике особо не менялось — она казалась мне скучными, непостижимыми дебрями, которые существовали в какой-то параллельной телевизионной реальности и никак не влияли на мою жизнь. Мне немного стыдно в этом признаваться, но я относительно недавно — несколько лет назад — начала понимать, что политика — это не параллельный мир, а вполне настоящая реальность, которая имеет прямое отношение ко мне, моей семье и моим друзьям.
И как бы мне ни было комфортно в уверенность, что «им там виднее, они все решат», я поняла, что эта изначально пассивная позиция, в который ты признаешь себя дураком, и «их там» правыми и всезнающими, как и демонстративная аполитичность, в современном мире уже не работает. И я не хочу, чтобы мой ребенок рос с этой же позицией, а политика казалась ему чем-то абстрактным и фантастически далеким.
Мне кажется, с детьми важно говорить о политике и об устройстве мира — так же важно, как говорить с ними на другие сложные темы вроде секса или денег. Однако разговор о политике, как и любой другой серьезный разговор, требует небольшой подготовки от родителей. Я собрала рекомендации психологов, социологов и педагогов о том, как лучше говорить с детьми о политике — и вот, что у меня получилось.
Учитывайте возраст
Политика и устройство государства — это сложные темы, а потому не стоит поднимать их с ребенком, который еще не до конца разобрался в количестве времен года. Специалисты рекомендуют начинать диалог о политике когда ребенок пойдет в школу, то есть, примерно с 6-7 лет. Или же, как в случае с сексом, можно действовать по запросу и реагировать на интерес вашего ребенка к политическим событиям. Не стоит вдаваться в подробности, детали и термины — адаптируйте информацию на возраст вашего ребенка.
Не ходите далеко
Вещи, связанные с политикой, нередко кажутся детям скучными — ну серьезно, где семилетка, а где международные саммиты и цены на нефть? Чтобы познакомить ребенка с миром политики, не стоит загружать его глобальными вопросами — начните с более простых и понятных тем, например, с устройства муниципальной власти, с того, как происходит процесс выборов, как простые люди могут влиять на политику, и как конкретно политика влияет на людей. Чем проще, понятнее и ближе к дому будут ваши примеры, тем проще ребенку будет понять, как все устроено, и перейти к более сложным категориям.
Обсуждайте существующие проблемы
Разговоры о политике — это бескрайний полигон для тренировки критического мышления, поиска нестандартных решений обыденных задач и отработки навыков конфликторазрешения. Обсудите с ребенком политические проблемы (например, проблемы переработки мусора или вопрос благоустройства придомовой территории) и предложите ему подумать о решении этих проблем. Рассмотрите предложенные варианты, найдите их слабые и сильные места, доработайте их вместе. Относитесь к этому не как к «разговору о политике», а как к отличному интеллектуальному упражнению, которое развивает мышление, а заодно расширяет кругозор ребенка.
Сохраняйте нейтралитет
Это не просто в политических вопросах, но крайне важно для развития детей. Говоря о политике, не пытайтесь навязать свою точку зрения — вместо этого предоставьте ребенку возможность самому во всем разобраться и сформировать собственную оценку происходящего. Так вы научите ребенка не только анализировать ситуацию, рассматривая ее с разных сторон, но и быть более терпимым и толерантным к альтернативным взглядам и ценностям. Большинство политических вопросов нельзя оценить однозначно, а это значит, что мнения людей будут различаться — важно, чтобы ребенок это увидел и осознал. Говоря о различных взглядах, обращайте внимание ребенка на ценности, которые за ними стоят — так вы научите его анализировать мотивы других людей и лучше их понимать.
Следите за собой
В разговорах между собой (или в односторонних беседах с телевизором) родители иногда позволяют себе высказывания в адрес политиков, которые могут быть не совсем понятны детям. Если ребенок заметил, как вы ругаетесь с выпуском новостей или что-то обсуждаете друг с другом за обеденным столом, постарайтесь объяснить ему, с чем связаны ваши эмоции (неважно, негативные они или позитивные), и почему происходящее для вас важно. Воздержитесь от резко негативных оценочных суждений в присутствии детей.
Обратитесь за помощью
Политика — это не та вещь, которую можно объяснить на пальцах, а потому вам потребуется подкрепление в виде книг. Вы удивитесь, но немало детских книг поднимают тему политики и государственного устройства и могут стать хорошим подспорьем для того, чтобы обсуждать с детьми важные вопросы. Навскидку я могу вспомнить «Чиполлино», «Три толстяка», «Незнайку на Луне» и замечательного «Короля Матиуша Первого» Януша Корчака. Для детей постарше есть «Выборы зверей», «Что такое демократия?» и другие книги из «политической» серии издательства «Самокат». В мультиках, кстати, тоже можно найти вдохновение для разговоров о политике и государственном устройстве: возьмите, например, «Зверополис» или «Мадагаскар». Сказочные примеры помогут вам пробудить в ребенке интерес к политике и покажут, что она не обязательно имеет отношение только к скучным дяденькам из телевизора.
Я предвижу под этим текстом много комментариев в духе «Зачем детям политика?» или «Не хватало еще этим голову ребенку забивать», и заранее хочу на них ответить. Нравится нам это или нет, но политика напрямую связана с тем, как мы живем сейчас, и как будут жить наши дети в будущем.
В ней не обязательно активно участвовать, не обязательно даже хотеть стать президентом (хотя интересно иногда помечтать — опять-таки, помогает развить фантазию), но разбираться и понимать, что откуда берется и почему происходит — важно. Как показывает практика, знание своих прав и устройства мира во взрослой жизни часто пригождается больше, чем курс школьной алгебры или химии — просто потому, что, в отличие от алгебры, эти знания нужны представителям всех профессий.
А потому давайте уже снимем с политических разговоров табу «непостижимости» и начнем вести их со своими детьми — без давления, оценок и пропаганды. Так, чтобы став взрослыми, наши дети могли самостоятельно принимать решения, мыслить критически и выбирать то, что будет лучше для них.